ну, праздник утихает, голова восстанавливается, можно и вернуться к нашим баранам
я писать буду за воду, в связи с чем ещё раз отмечу необходимость разделения общих принципов нижепоставленных вопросов по подвидам.
всё - имхо.
1) Необходимость и функции МКК (применительно к Лыжам, великам, горам, Воде)
вопрос о необходимости достаточно непрост, ибо активное развитие водного туризма сейчас замечательно происходит в стороне от МКК и не испытывает каких-либо потребностей в ней. просто допустим её существование и обдумаем функции:
консультативно-рекоммендательная - сейчас находится на сильно устаревшем уровне. единственным адекватным на мой взгляд решением может быть только обновление состава на реально плавающих людей, с широким покрытием сплавных регионов, включая зарубежные. скажем, эта функция является основной для развития массового туризма.
с точки зрения спортивного туризма - опять сталкиваемся с проблемой сильно устаревшего подхода, знаний маршрутов и современных сплавных школ, а также с сильноразвитым бюрократическим аппаратом. необходимо упростить и переакцентировать как маршрутную книжку, как заявку на маршрут, так и отчёт о совершённом прохождении, добавить гибкости в проведении маршрута. это создаст приток людей и сдвинет акцент на спортивность сплава.
классификация маршрутов тоже должна быть функцией мкк, при этом необходимы регулярные пересмотры и переоценки существующей классификации, для чего опять-таки действующий состав мкк неприемлем.
контролирующая функция - здесь требуется только способствование в установке связи со спасательными службами (в т.ч. и зарубежом), непосредственным общением со службами мчс и прочими должно осуществляться самими туристами. кроме того можно сюда же подвести вопрос о страховке учаcтников, как необходимость гарантий покрытия расходов служб спасения.
реланый контроль подготовленности групп. сейчас отсутсвует как таковой.
2) Необходимость и принципы классификации маршрутов.
необходимость классификации очевидна в случае сохранения за водным туризмом статуса спорта (для реализации разрядных требований).
что касается принципов калссификации, то необходимо отказаться от классфикаций рек (и их связок) как таковых. классифицировать нужно препятствия, фон, локальные участки рек. оценивать сложность маршрута с точки зрения пройденного набора (по факту).
отдельным пунктом стоит отметить уровень воды в реке, потому что в большинстве регионов категорирование в зависимости от времени года абсурдно, т.к. расход имеет свойства скакасть в разы в течение недели
отменить привязку сложности к длине из-за абсурдности наличия таковой.
3) Руководство
сделать необязательным, оставить на усмотрение группы. опыт руководства учитывать информативно (если вообще учитывать).
4) Разряды
поднять начало разрядной сетки до уровня действующей 3-4 кс, чтобы разделить спортивный туризм от массового, впрочем адекватный пересмотр существующей классификации (тем более с учётом отказа от категорирования рек) оставляет достаточно мыслей на размышление.
5) Понятие "спортивный туризм"
ориентация на прохождение технических препятствий, рост технического мастерства, регулярные подтверждения текущей формы (регулярность ставить в соотвествие с сезонностью) - осеновополагающие факторы, отличающие спортивный туризм от неспортивного.