ШГТ 2005

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск


Выводы по ШГТ 2005


Вводная

На этой странице оставил преимущественно рабочие материалы и обоснования для документов.

на 24 февраля планируется открытие ШГТ 2005 при турклубе МГТУ им Баумана

Объявим школу Базового уровня. Что такое Начальный Уровень (НУ)? - это походы в Нормальных Условиях Подмосковья, ПВД и 1 кс, без суровых ночевок на снегу

надо перекинуть

  • в вестре делают снежные выходы на ленгоры
  • в Икше разместится несколько школ - накладки не страшны
  • в районе Воскресенска (ст Пески) есть карьеры
  • на 2...3 год обучения - выход на выживание - раскладывают по лесу в феврале с полиэтиленом по одному
  • в вестре есть Начальный Уровень, популярен
  • лед не читают - не успевают, хотя начало школы в ноябре
  • со второй половины сент доконца окт - школа для инструкторов
  • выше 4500 подобрать темп движения без остановок невозможно :(


Требуемые документы

...в МКК следующие документы:

организация, место проведения занятий, район проведения УТП, состав и опыт преподавателей и стажеров. Заявка подписывается проводящей ТСО;

предполагаемый район проведения УТП, ориентировочная дата начала работы школы, место занятий и сроки проведения УТП);

проведения школы (расписание занятий); Примечание. На период восстановления российского инструкторского корпуса...этот абзац рекомендую прочитать на стр 143 РТ

Руководство школой

Осуществляется коллективно

  • Расторгуев МВ - начальник школы
  • Ганаховский СА
  • Коренчук ИВ

При этом требования к начальнику школы (учебной части): звание - инструктор, инструкторский опыт - начальник школы Базового уровня или два раза инструктор Базового уровня, туристский опыт - 2раза 2р. По всем признакам, кроме реального инструкторского опыта, начальником может быть любой. НО Был начальником школы и 2 раза инструктором в школе только МВ (вроде?).

из РТ: Должность начальника учебной части вводиться при наличии более трех отделений. Начальник школы может быть освобожден от руководства учебным отделением при наличии в школе трех учебных отделений, а начальник учебной части - четырех и более.

Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров

Старшие инструкторы

Тут ты, Сергей, загнул. Вот требования к старшим инструкторам: Окончить СУ + стажер СУ +4р либо экстернат за СУ + стажер СУ +4р+ 4р. Мы не стажировались и по 2 раза 4 кс не руководили :(. Надо признать недостаток у нас педагогического опыта.

  • Расторгуев ?

>SG>Речь шла не о формальной стороне (на сегодня у нас формальный инструктор один), а о фактической. Т.е. у нас фактически получается 4 ступени:

  • идеологи (руководители и организаторы школы их роль, думаю, ясна)
  • старшие инструкторы (люди, которые помогают проведению школ в мск, но со школами на сборы не едут (в смысле, не обязательно едут), новичковые походы не ведут (не обязательно ведут). Обладают опытами руководств и организации сложных походов. Например, в этом году это Свиридов, Фомичев, Расторгуев, Коренчук, Ганаховский и т.п. Их роль - эпизодическое проведение различных занятий, чтение лекций )
  • инструкторы (или командиры, т.е. люди, которые поведут 2-ки. Их роль - формирование команды, проведение занятий вместе со старшими инструкторами, подготовка к походу)
  • стажеры (помощники инструкторов, люди, которые займутся руководствами в следующем году. Их роль - помогать в проведении занятий, обучаться руководству, помогая инструкторам.


Сергей, сейчас фактически так и есть. НО! При всем этом основной упор делается на техническую/тактическую/спортивную подготовку, а руководам мы хотим дать инструкторов! Те на "старших инструкторов" и вообще руководство школой надо возложить обязанности не только по обучению школников и работе со стажерами, но и по подготовке инструкторов в плане именно инстуркторской работы - проведение занятий, методическое обеспечение, типичные ошибки и пр - чтобы получить не просто для них 2гр, а еще и дать и реальную специфику инструктора.

Сам я этим вопросом владею плохо, МВ тоже никого особо преподаванию не учит. Думаю, надо пригласить кого со стороны.

>SG> Ok, давай устроим одно-два занятия по педагогике и пригласим их прочитать, например, того же Никонорова. Можно еще попробовать пошукать спец. литературу по этому поводу...

Инструкторы

требования: Окончить БУ + стажер БУ + 2р +3у либо экстернат за БУ + стажер БУ + Зр

Давай уж настроимся на оформление. Задача - всем оформить инструкторов

Важно пронимать разницу между званием инструктора и должностью инструктора (тренера). Это как д.т.н. и профессор.

Требования к должности Инструктор-тренер в школе БУ: звание - инструктор, инструкторский опыт - школа БУ + инструктор НУ + стажер БУ или 2 раза инструктор НУ + экстернат за БУ, туристский опыт - 2р поэтому

Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров

Звание инструктора - это не навсегда (стр. 147 РТ):

  • Срок действия удостоверения для «Инструкторов СТ» и «Гидов-

проводников СТ» - 5 лет с момента выдачи, для «Старших инструкторов СТ» и «Старших гидов-проводников СТ» - 10 лет, для остальных категорий - бессрочно. После истечения срока действия удостоверений, инструктора и гиды-проводники (кроме имеющих звания международного класса), должны пройти переаттестацию в полномочной МКК. Инструкторам (старшим инструкторам СТ) не участвовавшим в работе по подготовке туристских кадров более 5(10) лет, звание может быть восста- новлено после прохождения соответствующей стажировки и экстерната. 4.5. Для аттестации (переаттестации) на звание инструктора или гида-проводник...

Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)

Требования к стажерам БУ: школа БУ + 1р или экстернат за БУ + 2р. Поэтому подходят все прошлогодние двоишники, удосужившиеся вывести знакомых в лес на ноябрь или май

Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров

Про зачет стажировки подробнее см Русский турист, стр. 140

Привлекаемые со стороны

  • Народ из "Вестры"
  • Фомичев
  • Евстафьев
  • Профессиональный медик
  • Профессиональный инструктор со стажем методической работы по подготовке инструкторов :) (Спросить у Никонорова, я знаю Лещенко БП :) )

Отделения и Командиры

рекомендуется не менее 6 чел на отделение и не более 12

Итак, прикинем связки (старший стажер/инструктор) - (стажер)

  • 2 кс Зайцев + Косиков Александр Анатольевич  ?
  • 2 кс Мадонов + Леонова Мария Владимировна
  • 2 кс Чушев + Ермилов Леонид Владимирович ?
  • 2 кс Коренчук + Яцко Сергей Николаевич?
  • Ганаховский + Лысенко Кирилл Владимирович

Не охватили Яцко Сергей Николаевича и Лысенко Кирилла Владимировича.

SG:А почему по 2 стажера прикрепить нельзя?

надо, чтобы в поход пошел хоть кто-то из 2 - стажер илист стажер/инструктор

SG: в какой поход?

Те я не очень представляю, что делать, если будет много народу. Откуда брать еще руководов. И куда пристроить еще 2 стажеров? Может, создать под них 2 отделения по 15 человек? Бред какой-то. А, еще можно создать отделение с МВ, и одного стажера передать ему. Тогда 5 двоек. Ты, Сергей, как я понял, на 2 не рассчитываешь :(

SG: Ваня, как я говорил, мне все равно, могу и двойку провести. Но в этом случае некому вести 4, в которой обучать стажеров. В принципе, можно действительно привлечь МВ если народа будет много. Еще есть Лавров, надо только, чтобы с ним кто-нибудь поговорил. Если таки убедить Рому вести 3, то можно уговорить Саню Зотова вести 2 ;)

  • 3 кс Зотов
  • 4 кс Ганаховский (Коренчук)

Район и маршрут

Ц. Кавказ, Приэльбрусье, а/л Джан-Туган

Для УТП допускается сокращение длины маршрута на 25% от норматива, при сохранении всего набора определяющих препятствий, характерных для заявленной категории сложности маршрута.

В мкк надо дополнительно предоставлять

маршрутов УТП, действия при экстремальных ситуациях и взаимодействие всех групп учебного мероприятия) с подписями всех участников о знании её содержания


Агитационные и прочие мероприятия

Расписание лекций ТАКТа

  • октябрь
    • Виды и районы
    • Опасности в горах
  • ноябрь
    • спасы
    • медицина
  • январь
    • лавинная опасность
  • март
    • виды и районы
    • формы рельефа
  • апрель
    • Опасности в горах
    • экспедиционные навыки
    • преодоление рек
    • медицина
  • май
    • организация похода
    • тактика похода
    • движение по ледникам
    • питание

Школа Специализированного Уровня (СУ) при МГТУ

Замахиваться, конечно, рановато, но сейчас мы корректируем программу к школе Базового Уровня, несколько сокращая некоторые темы. Поэтому для обеспечения безопасности походов 4 (3) кс слушателям школы БУ желательно прослушать курс СУ. Вопрос - сможем ли мы ее поднять у себя, надо ли это, или прока проводить дополнительно доморощенную школу подготовки к 3 - 4 кс? Жду аргументированных предложений

Краткий пересказ телефонного разговора с Никоноровым АГ от 11 февраля

Вопросы задавал Коренчук ИВ

  • К: Добрый день, Александр Геннадиевич!
  • Н: Здравствуйте!
  • К: Мы тут у себя в МГТУ организуем горную школу начального уровня и хотим ее официально заявить. При изучении соответствующего раздела в Русском Туристе у нас возникли вопросы. Не могли бы Вы проконсультировать нас по ним?
  • Н: Да, пожалуйста. Всегда к вашим услугам.
  • К: По часам. Можно ли учитывать физподготовку? У нас перед лекциями еженедельно 1,5 часа ОФП+спецупражнения
  • Н: Да, только назвать это желательно как спецупражнения.
  • К: как учитывать практические выходы, например, буревестник?
  • Н: согласно РТ, не более 8 часов в день. Буревестник тоже можно зачесть. кросс поход 12 июня смело считайте за 2 дня - те 16 часов, тк на нем будет трасса, рассчитанная минимум на 12
  • К: по времени у нас тогда все сходиться, те мы набираем необходимые 144 часа, но преимущественно за счет спецупражнений и выходов. Можно ли часть материала перенести с лекций на беседы на выходах?
  • Н: конечно. Если не хватает часов лекциями, можете вынести часть материалов на самостоятельную проработку слушателями и занести расчетное время в план.
  • К: с 248 часов учебных занятий (из них 104 - УТП) понятно. Остаются загадкой 292 часа учебной работы (вне сетки часов). Что это такое?
  • Н: Эти 292 часа идут как бы параллельно. 104 часа стажировки - это то, что стажер (и со стажером) за время школы должны отзаниматься 104 часа, те он должен прослушать курс БУ практически повторно.
  • К: те, если я правильно понял, это время не прибавляется к общему времени занятий? Процесс работы стажера (со стажером) проходит параллельно с общим учебным процессом?
  • Н: да, именно так.
  • К: А вот 84+104 проведение спортивного похода? Если 104 - время похода, то что такое 84?
  • Н: средневзвешенное время, добавляемое к походу, все это происходит параллельно с остальными процессами [тут я(Коренчук ИВ) сплоховал, надо дополнительно уточнять]

Мне бы хотелось, чтобы у вас была не средневзвешенная программа, а какая-нибудь особенная. Постарайтесь сфокусироваться на том, в чем вы сильны. У вас в МГТУ есть скалодром, поэтому наверно ваша школа сильна в скалолазании. Постарайтесь отразить это в программе

  • К: Ну, как бы сказать, РМВ не очень долюбливает скалы и скальные занятия. Мы подумаем и постараемся что-то подчеркнуть. Теперь о кадрах. Откуда берутся инструктора?
  • Н: ну, мы, это, наблюдаем, оцениваем человека, если он, то [далее несущественно] предлагаем ему провести 2кс, и потом при успехе оформляем ему инструктора
  • К: А сколько требуется инструкторов на школу? в РТ рекомендуется по 10 человек в отделение, но нигде не сказано, кто дб руководителем отделения?
  • Н: Подразумевается, что руководитель отделения - инструктор. Однако сейчас, в связи с нехваткой инструкторов, мы вынуждены открывать школы, где официально инструктор - только начальник
  • К: спасибо. Аналогично с УПТ - в РТ нигде не указано, что руководителем УПТ дб инструктор. Так ли это?
  • Н: по идее так. подразумевается, что руководителем УТП должен быть инструктор.
  • К: тогда следующий вопрос. Для получения инструктора требуется помимо окончания школы БУ, стажировки, 1р и 3у иметь 2р. Где и откуда взять участников, если практически все 2 проводятся в рамках школ (то есть у них руководитель - инструктор)?
  • Н: Да, действительно негде. Поэтому сейчас зачастую инструктора дают после руководства 2кс в рамках школы.
  • К: Первый год человек проходит БУ и 2гу, осенью - 1пр, на второй идет участником в 3...4 кс, где себя хорошо рекомендует. У нас в МГТУ такого человека обычно и назначают на 3...4 год руководителем отделения школы, хотя формально он не прошел стажировку и не имеет 2гр - те ему оч далеко до официальных требований инструктора. как вам такая практика?
  • Н: сплошь и рядом, вполне естественный ход вещей.
  • К: да, но это не очень хорошо, тк у командиров отделений мало педагогического опыта, вот мы хотели [несущественно]
  • Н: да, есть такое, однако по другому обычно не выходит.
  • К: Итак, если я Вас правильно понял, то у нас в школе руководителями УТП могут быть люди без опыта 2гр, но достаточно по мнению клуба для этого компетентные. И по результатам школы им может быть засчитана сразу и стажировка, и руководство 2гр, и выдано звание инструктора?
  • Н: да, если после похода участниками и руководителем будет успешно сдан экзамен нашей комиссии. Мы вообще стараемся выдавать звание инструктора практически всем, кто ведет работу по обучению туристов, организации походов и тд - кто живет туризмом.
  • К: Огромное спасибо за разъяснения. Где мы теперь сможем встретиться, чтобы обсудить проект документов о заявлении школы? вроде собирались во вторник (15)?
  • Н: к сожалению, во вторник не смогу. В четверг лекция в Вестре по новому снаряжению. Приходите и приводите людей туда ,там и обсудим. А во вторник, уж если договорились - придет к вам Джулий и прочитает технику :)
  • К: еще раз огромное спасибо, всего доброго ,до четверга.
  • Н: пожалуйста. Досвидания.

Послепоходная работа

Основные задачи после похода

  • написать отчет о походе и защитить его, получить справки по походу
  • сдать экзамены по школе, получить справки по школе
  • отметить завершение школы и летнего сезона
  • инструкторам задокументировать проделанную работу

Для подготовки к экзамену и сбора групп организуем 2 лекции/семинара

План семинара на 15 сентября 2005 г. (первое собрание после летнего сезона)

Вводная (20 мин)

  • Сообщение об экзамене – допускаются все участники школы
  • Сообщение о школе СУ – начнется в октябре
  • Просьба работать более активно в турклубе вообще и с новичками в частности
  • Сообщение по снаряжу и прокату – справки без расплаты не выдавать

Лекционная часть (30 мин)

  • Ориентирование и картография
  • Организационная структура туризма
  • Требования к походу 2 кс
  • Написание отчета о походе

Семинар (20…40 мин)

  • Разбор вопросов из зала силами самого зала
  • Узлы – учить все, список уточнить у Никонорова

Заключение (30 мин)

  • Ищите инфу в инете, в тч на сайте Вестры, в тч в форуме
  • Вопросы из зала
  • Написать пожелания по Джантугану: жилые номера, распорядок дня, дисциплина, продукты и качество питания, культурно-массовые мероприятия, возможности на территории, трансфер, обеспечение пропусками, маркетинг в Москве и тд
  • Напомнить о помощи руководам в написании отчета
  • Организация слета – дело второгодников!

Семинар прошел нормально, вопросы были разобраны, кроме узлов

Семинар 22 сентября 2005 г.

  • надо уточнить список узлов и убедиться в их знании
  • вопросы по билетам
  • как дела с отчетами?

Экзамен 29 сентября 2005 г.

Ссылки