Впечатления о походе на Кичик-Алай

Автор: SG, 02.09.2016 23:57
Просмотров: 2540

"Ни дня без перевала" назвали мы нашу команду, и на то были основания...

Поход на Кичик-Алай, технически весьма простой, выдался напряженным. Вроде, каких-то четырнадцать дней, но высоты перевалов под 5000, четырнадцать же пройденных вершин и перевалов, ветер и холод сделали своё дело - несколько дней после уже в Москве чувствовал я себя скверно, даже температурил.

С чего начинался этот поход? Как часто у меня бывает, с каких-то непонятных соринок и стечения обстоятельств. Вначале было только одно - желание поехать в горы. Я люблю природу гор - ледяные ручьи, ранние выходы на рассвете, скакать с камня на камень. Люблю холодный жидкий ветер, наполняющий лёгкие. Люблю проснуться первым на дежурство и полюбоваться на близкое звёздное небо. Так и на этот раз - тянуло в горы, но ввиду отсутствия долгосрочной программы, спортивных амбиций или просто географической мечты выбор района всё откладывался. У Гриши не было загранпаспорта, Андрюха Калин разбился и отпала привязка к Кавказу (где они с Ольгой собирались работать всё лето), а у меня возникла потенциальная возможность сводить коммерческую группу именно в Кичик-Алай (и тем самым совместить сразу два мероприятия). К тому же, когда-то давно, сидя на Заалайском хребте Памира, Серёга Мукаилов показывал пальцем на белые холмики напротив и рассказывал о хрустальных ручьях, изумрудных долинах, простоте и доступности Кичик-Алая. Вдобавок, после трагедий, произошедших весной, мои родные как с цепи сорвались, уровень царившей истерики переходил все мыслимые границы и идти что-то сложное не представлялось разумным.



Большое количество не хоженых мест в районе позволяло запланировать четыре первопрохождения и тем самым увековечить хотя бы в узком туристическом кругу память погибших друзей, коих за последние годы вдруг стало слишком много... В итоге мы прошли все четыре, но к нашему удивлению на последнем перевале сняли записку 1982 года, у перевала уже было никому не известное имя.

Географический парадокс нашего похода заключался в том, что путешествуя по Кичик-Алаю ("Малый Алай"), сам Кичик-Алайский хребет мы так и не посетили, облюбовав Алайский хребет. На глобусе (да и на практике) такой подход казался очень логичным - просто пересечь район с Востока на Запад, проведя линию по всему "белому" на карте. Группа имела достаточный опыт, чтобы пройти препятствия любой сложности, их попавшийся набор и определил четвертую категорию похода.

Счастливым случаем оказалось знакомство с Игорем Гончаровым - знатоком тех мест. Я случайно увидел его фотографии в Google Panoramio и обратился к нему за советом. Он предложил сделать акклиматизационную часть в Ходжекелене, а завершить маршрут на озерах Дамджайло.



Ходжекелен оказался настоящей жемчужиной. Удивительные ландшафты, потрясающее разнообразие красок, самобытность горных киргизов. Несколько дней мы жили в гостевом доме бок о бок с местными жителями, знакомились с их бытом и кухней. (Чего стоила непонятная сладкая паста на молочной основе! А варение из черешни!) Между делом ходили акклиматизационные радиалки, относили заброску. Такой подход позволил нам не слишком перенапрягаться в первые дни и плавно подготовиться к основной части маршрута. 

Расположен он всего в нескольких часах езды от Оша, поэтому уже к обеду мы отправились на первый выход к водопаду. Удачным оказался и ночной рейс с несколькими часами сна сперва в самолете, затем в автомобиле: не было проблем со сменой часовых поясов, вечером все попадали в постель в шесть вечера по Москве.

Не смотря на желание провести первые дни спокойно, перенапрячься-таки пришлось: на третий день мы затемно выехали в соседнее ущелье, отнесли заброску в его верховья на 4000 и затемно же вернулись. Для меня это был один из самых сложных дней похода. Остальным, видимо, было попроще, поскольку моё предложение завалиться спать без ужина одобрения не встретило

На четвертый день мы погрузили весь наш скарб на лошадок и отправились через перевал в соседнее ущелье, откуда дальнейший путь предстоял уже без помощников. Там начинался мир камня и снега, ведь ниже 4000 мы спустились только в последний день похода. Не смотря на неплохую акклиматизацию, высота давала себя знать. Производительность падала, еще несколько дней у меня побаливала голова при подъеме на перевалы (в основном они не ниже 4700). Это было несколько неожиданным, поскольку в прошлом походе на Памир, где график высот был гораздо более жестким, чувствовал я себя сразу лучше. Видимо, тогда эффект возымел майский подготовительный поход, который позволил гораздо быстрее акклиматизироваться.



Остальным тоже приходилось несладко - Шура (Нилов) не смотря на уверения, что всё в порядке, весь поход сохранял мученическую мину, улыбаться начал только когда основная часть маршрута была пройдена. Катя жаловалась на головную боль, Саня (Глазер) весь поход почти ничего не ел, а у Гриши периодически садилась батарейка. Ближе к концу всё наладилось, но, как говорится, было уже поздно. Впрочем, группа сохраняла боевой настрой и на скорости движения все эти трудности почти не сказывались.

Погода была престранной. Повторялась она каждый день почти по одному сценарию: утром мороз, тишина и звёздное небо; с восходом солнца - холодный ветер, который часам к 11 неизменно приносил облака, то грозовые, то со снегом, то просто белые кучевые. Облака закрывали солнце и становилось весьма и весьма прохладно. Вечером, как правило, сильный ветер и даже если было солнце, влияния самых авторитетных участников не хватало склонить остальных кушать на улице. Ужинали всегда в палатке, благо "ангар" позволял вместить и не такое число участников.



Несколько недель перед нашим приездом в горах бушевала непогода, поэтому первые дни скорее напоминали картинки из зимних походов, чем из летних. Вообще, судя по описаниям, район довольно снежный, мурашки бегали по коже от описаний, как люди тропили снег чуть ли не по пояс. Однако опасения были напрасными, серьезной тропежки нигде не было и лишь на последнем восхождении спускались по раскисшему снегу, а сердце то и дело замирало, когда нога погружалась в снег выше колена и тут же радостно отпускало, когда нога упиралась в твердый лед, а не повисала в пустоте трещины.



Первый наш серьезный перевал, он же первое первопрохождение оказался с подвохом. Из всех он обещал быть самым логичным и нужным: предполагался он как 2А, единственная среди 2Б, ведущих из этого ущелья в соседнее, да еще и самым коротким путём. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что если идти в лоб, это не 2А, что с самого восхода солнца он освещен и начинает простреливаться камнями, что нижняя часть - довольно крутые монолитные скалы. Между тем просматривался логичный простой заход с обходом по гребню. С гребня нам открылось, что на сам перевал попасть сложно - острый скальный гребень, да и не зачем, поскольку вниз просматривается довольно простой, насколько было видно, спуск. Что дальше, непонятно, мы ведь здесь первые. Снимок Google подсказывал, что пологая осыпь весьма и весьма близко. Начали дюльфер, вешая первые веревки больше для проформы, но на четвертой веревке поняли, что это не 2А, осыпь не так близко, но возвращаться было уже поздно. В итоге получилось 6,5 веревок (две из них по 35 м, т.к. длиннее у нас не было). Спустившись, мы долго ломали голову, насколько красивым и логичным является этот перевал и перевал ли это вообще. И достоин ли он носить имя Андрюхи Зайцева. В итоге решили, что если идти перевал подготовленными, то обойдется он веревки в 4, что менее трудоемко, чем соседние. Это наряду с более удачной географией позволит попасть в ту же точку соседней долины на полдня быстрее. Да и спусковой кулуар был весьма безопасным, с защитными нависаниями и хорошим профилем, не позволяющим камням залетать в него. Потому и решили, что перевалу быть.

Остальные два первопрохода были более предсказуемыми - перевал "Ерёма" (1Б) памяти Андрюхи Ерёмина и перевал "Енот" (сильная 2А) памяти Романа Ермолаева. Оба перевала ведут в ущелье, где до нас вряд ли ступала нога человека. Снизу ущелье заперто отвесными бараньими лбами, мы зашли через верх. Сведения о прохождении окрестных перевалов нет.



На зелёнке нас стандартно встречали полудикие яки, озёра, обилие сусликов и прозрачные стылые ручьи. Суслики рыжие, упитанные. Местные жители сказали, что не охотятся на них, поскольку Аллах не велит. Мы на них тоже не охотились, так что из врагов у них, пожалуй, лишь огромные орлы, которые временами парили высоко в небесах. В описаниях я читал про обилие озёр и водопадов и ожидал, что это станет отдельной изюминкой похода. Однако, озёра оказались не такими уж красивыми, а водопадов мы и вовсе почти не встретили. Возможно все они остались на не посещенном нами Кичик-Алайском хребте. По-настоящему красивыми озёрами оказались озёра Дамджайло - отвесные скалы, уходящие в воду, иссиня-зелёный цвет. Не смотря на лёгкий запах, появившийся к концу похода и позволявший нам незаметно интегрироваться в стадо яков, желания купаться ни у кого не возникало. Впрочем, я залез-вылез в одно из озёр для галочки, возможно, явившись единственным купальщиком за всю его историю с учетом отсутствия посещаемости этого ущелья людьми.



На пике Скобелева, высшей точке района, мы встретили группу из питерского ПКТ. Они выглядели гораздо бодрее и веселее нас, поведали, что у них 19й день похода и что в сумме летом в походы от их клуба отправилось 22 группы, включая пешеходов, чем несколько нас ошарашили. Оказалось, что у них тоже "четвёрка", на вопрос почему же тогда они поднимаются на пик с простой стороны, сказали, что что-то у них в походе не заладилось и не смотря на боевой настрой и 19й день, прошли они не особо много и вообще уже сворачиваются. А на пик и вовсе пошла лишь часть группы в качестве бонуса. Кроме них мы никого не встретили, за исключением пастуха на ослике и с ружьем, да и то уже на выходе. Групп в районе обычно мало, несколько в год, да и то все стремятся к центру притяжения - пику Скобелева. Именно там мы сняли наиболее свежие записки этого года. Об остальных мы уже итак знали из отчётов.

Еще одной ожидаемой изюминкой похода был вид на Памир, стоящий аккурат "через дорогу" - Алайскую долину. Открылись эти виды лишь в конце маршрута, когда погода стала получше и облачность поуменьшилась. Да и экспозиция хребта тому способствовала. В последние дни, когда уже можно было не торопиться и погода была хорошей, мы подолгу зависали на перевалах и вершинах, чтобы полюбоваться на ослепительно сплошь белые хребты и в очередной раз найти и обсудить высшие пики.



На вершине Скобелева-Рототаева случилось интереснейшее явление - при выходе на гребень я услышал потрескивание по каске и почувствовал легкое шевеление волос. Слегка приспустился, всё прошло. Залез обратно - вернулось. Я дождался Саню и взволнованно рассказал про электричество. Тот не поверил, пришлось затащить его на гребень. Неподалеку сверкала молния и вообще сильно хмурилось. Что делать - не ясно, гроза в горах весьма неприятное и опасное явление. Вспомнились рекомендации сложить все железо в кучу и отойти подальше (Меня всю жизнь интересовал вопрос, почему в кучу? А если молния ударит, всё ведь сварится, с чем дальше идти?). Пока страдали нерешительностью, электричество прошло и мы благополучно продолжили путь.



У меня давно уже есть идея, приходящая в конце почти каждого похода и благополучно забываемая к началу следующего. Обычно мы планируем запасные дни - непогода, непредвиденные обстоятельства и тому подобное. Но почему-то часто случается, что запасные дни остаются. И тогда приходится проводить их в каком-нибудь столичном (или не очень) городе Средней Азии. Один или два раза это даже интересно, но опыт показывает, что полдня вполне достаточно, особенно когда речь о Киргизии или Таджикистане (в отличие от Узбекистана). Вот и на этот раз я почти забыл включить в план бонус на случай, если запасной день останется не использованным. В последний момент вспомнил и в результате трое из нас совершили красивое восхождение на вершину Кызыл-Ункюр, тоже почти пятитысячник. Оставшихся двоих, видимо, подкосил напряженный график похода и они решили устроить себе днёвку, проспав до обеда.

Спускались мы вдоль речки Кашка-Су, "чистая вода" по-киргизски. Местные поведали нам, что по чистоте она третья в мире, ниже по течению стоит завод, который заливает её в бутылки. Действительно, прозрачная как слеза, с голубым отливом. Помылись в ней, слегка постирали. Надеюсь, на чистоте это сказалось не сильно, тем более, что несколькими километрами ниже, в Алайской долине, она смешивается с коричневыми водами памирских рек. Вечером жгли костёр из кизяка и наслаждались удивительно тёплым и долгим вечером, первым таким за весь поход.



Возвращался я с чувством полной удовлетворенности и сделанного дела. В отличие от нескольких последних походов, мы не только выполнили план, но и перевыполнили его. Две недели оказались полны впечатлений, а район весьма самобытным и не похожим на другие, особенно своими красочными ландшафтами. Команда не подвела, удача сопутствовала. В общем, всё, как вы нам желали! :)

 

 
Добавлен: 03 сен 2016 16:22 Автор: slavyanka #68575
slavyanka аватар
Сережа, огромное спасибо за весь твой титанический труд, чтобы этот поход состоялся!

В соцсети написала свои впечатления чуть ли не сразу по возвращении. Конечно, не так складно и более субъективно, но почему бы и нет. Скопирую их и сюда.

Вернулась! И даже захотелось поделиться впечатлениями.
Это был самый необычный из моих походов. Почему - сложно сказать. Наверно, основное влияние имеет личность руководителя (Серега неподражаем). А еще тот факт, что я шла без конкретных ожиданий и заранее готовой ко всему. Кажется, иногда это выглядит как отчаяние)) Но при таком подходе разочарование в принципе почти невозможно, надо бы внедрить такую практику во всех делах.
Маршрут прошли полностью и даже больше (запасной день потратили на бонусное восхождение). Команду назвали "Ни дня без перевала". Благодаря грамотной организации похода сил хватило на всю насыщенную программу. Первые 3 дня жили в гостевом доме и делали радиальные выходы, в т.ч. отнесли заброску (+-1200 м и 3 часа машины до и после). :training1: Затем прошли н/к налегке, рюкзаки ехали на лошадях. Я не удержалась от соблазна прогуляться босиком по горной тропе, т.к. затем никакой обуви кроме ботинок у меня не предполагалось (риск оправдался, но повторять без звания "хоббит" не советую). А дальше все было по-настоящему: взвалили на себя фаст-н-лайт рюкзаки и потопали вперед и вверх, а там..
Сделали 3 первопрохода, назвали в честь Андрея Зайцева (2Б), Андрея Ерёмина (Ерёма, 1Б) и Ермолаева Ромы (Енот, 2А). С четвертого "первопрохода" сняли записку 1982 г.! Перевал "Манас". С вершины Кызыл-Ункюр сняли записку "питерских интеллигентов": Кости Бекетова и его товарища.
Район порадовал разнообразием видов, даже в кои-то веки появилось желание выложить фотки.
Мне понравилось ходить в маленькой группе: никакой лишней суеты и никто не отставал за редким случаем. Немножко не хватало досуговой части. :pohod: Режим суровый: пришли, поужинали, спать, встали - завтрак, сборы, в путь. Наверно, если была бы еще хотя бы одна девочка, можно было бы потрепаться перед сном)) Привалов было мало, темп бодрый, отстающих подъедали (их почти не было, так что откушенное мясо успевало нарасти). Я первый раз в жизни словила горняшку - на подъеме голова болела почти всю основную часть похода - и только в последние дни полностью акклиматизировалась. Ночевки были на 4000-4600.
Весь поход прошел на одном дыхании, на каком-то одном стремлении "быстрее, выше, сильнее". Относительно себя, конечно. От этого слегка пострадала эстетическая часть, но на то он и спортивный поход с сильной командой. А в последние дни можно было позволить себе немного расслабиться, замедлиться, полюбоваться горами, выровнять загар под ласковыми лучами на четырех километрах..) В Оше не захотелось идти смотреть достопримечательности, "отходняк" впервые, как и многое, связанное с этим походом,, не стал дожидаться Москвы.
А теперь задача выполнена, пришла пора отдохнуть, не покидая рабочего места.
Но главные итоги, и впечатления, и выводы не поддаются описанию, да и укладываются в голове только со временем.
Для меня этот поход стал отдельным жизненным опытом, даже новой ступенью, и я очень благодарна провидению, и руководителю, и команде за то, что этот опыт состоялся. Без любого действующего лица поход был бы другим. Но как поделиться этими впечатлениями? "Приходите к нам в турклуб!" ;-)
Добавлен: 04 сен 2016 15:32 Автор: Vetta #68582
Vetta аватар
Спасибо,Серёга,что не забываете Рому...Расскажу его родителям про перевал его имени.
И,да, прекраснейшей поход состоялся,судя по описанию.Молодцы!
Добавлен: 05 сен 2016 12:32 Автор: MamOla #68587
MamOla аватар
Ребята, спасибо вам за вашу любовь к горам, хороший поход и за вашу память и внимание к друзьям. Я не могу сказать"бывшим друзьям", поскольку мне кажется, что они живы, пока их помнят... Еще раз спасибо. А мы были в походе в Терскее, где Андрей в 7 лет прошел Алакель и Телеты. Все очень ярко вспоминалось... Увы.
Добавлен: 05 сен 2016 13:47 Автор: Starks #68589
Starks аватар
Молодцы! Жаль с погодой не очень повезло, видимо этот факт тоже вымотал команду.
Добавлен: 05 сен 2016 16:50 Автор: janyfe #68591
janyfe аватар
Классный рассказ и поход!
Добавлен: 05 сен 2016 20:45 Автор: SG #68595
SG аватар
Когда мы спустились с перевала Андрея Зайцева, окружающие пейзажи больше напоминали зимние Саяны, что мы не преминули отметить без каких-нибудь задних мыслей. Вот такое совпадение, только сейчас дошло...
Добавлен: 05 сен 2016 23:21 Автор: Esma #68599
Esma аватар
Серега, спасибо за рассказ, вы молодцы! Насыщенный поход прошли и очень важное дело сделали.
Добавлен: 06 сен 2016 15:43 Автор: vilgeforts #68610
vilgeforts аватар
>Спускались мы вдоль речки Кызыл-Су, "чистая вода" по-киргизски. Местные поведали нам, что по чистоте она третья в мире...
...
Сергей, по киргизски слово Кызыл означает красный. Соответственно речка "Красная вода".
По той причине, что она смешивается ниже с реками Памира и имеет красноватый оттенок её так и назвали...
Добавлен: 06 сен 2016 15:59 Автор: SG #68611
SG аватар
Речь шла о Кашка-Су, я опечатался. Спасибо за внимательность.