Использование высокоэффективных горелок типа MSR Reactor/JetBoil в походе

Автор: SG, 10.11.2011 04:00
Просмотров: 6289

 

Несколько лет назад на рынке появились интегрированные системы для готовки пищи JetBoil, это была революция. Не так давно к JetBoil подтянулась фирма MSR с горелкой Reactor.

Идея заключалась в том, что значительно повышался КПД горелки (меньший расход газа, быстрее закипание) за счёт использования дополнительного теплообменника и прочей оптимизации.

Когда я впервые это увидел, вопросом заинтересовался. В итоге купил. Испытать эту технологическую новинку довелось в недельном походе по Крыму, впечатления самые радужные, спешу поделиться.

 

 

 

Интересовало в первую очередь применение подобных систем не только для индивидуального использования, но и для группового. По крайней мере, для семейного. Почитав форумы  и обзоры перед покупкой, обнаружил, что MSR Reactor даёт фору JetBoil’у во-первых, по объёму кастрюли  (1,5 литра), во-вторых, по скорости закипания. Поэтому, не смотря на более высокую цену, заказал в штатах именно Reactor. Из очевидных недостатков по сравнению с конкурентом, пожалуй, можно отметить только один – меньшая устойчивость (кастрюля не фиксируется жестко на горелке), что увеличивает риск случайно пролить содержимое кастрюли.

Первое впечатление – фантастика, 21 век наконец-то наступил. Скорость закипания потрясает, кастрюля закипает минуты за 3-4. Экономичность тоже – заявленное производителем количество воды на маленьком баллоне 22 л. Мы, по моим прикидкам, закипятили на большом баллоне литров 35-40, баллон так и не кончился. Ветер не страшен, можно готовить не огораживая горелку, на скорость закипания это влияет мало.

Кастрюльки в полтора литра на группу из 9 человек маловато, поэтому методом проб и ошибок был определен следующий очень простой метод готовки. Для него требуется наличие еще одной обыкновенной горелки, набора канов (кастрюль) и пластиковых бутылок или любых других дополнительных емкостей для воды.

1. Заготавливаем в достаточном количестве воду в бутылках и то, что будем варить. Времени бегать по ходу не будет! :)

2. Нагреваем первые 1,5 л. воды. В течение тех нескольких минут, пока это происходит, готовим вторую обыкновенную горелку, кан для каши, засыпаем в него то, что будем варить.

3. Заливаем кипятком кашу в кане, ставим его на вторую горелку на самый слабый огонь. Каша начинает вариться (уже через 3-4 минуты!), воды (1,5 л), пока крупа на разбухла, вполне достаточно.

4. Последовательно кипятим столько кастрюлек, сколько надо и доливаем кипяток в кан с кашей и/или кан с чаем (есс-но, в первые 1,5 литра кипятка для чая кидаем заварки на весь запланированный объём).

Таким образом, время готовки сокращается до времени варки крупы, т.е. через 25-30 мин от начала дежурства еда готова.

Нюансов в такой готовке несколько:
- Поскольку оба кана/кастрюли будут заняты по ходу готовки, воду в кастрюльку Реактора надо заливать из бутылок, которые заранее заготовить.
- Чудес не бывает, и на морозе, когда давление в полупустом баллоне падает, горелка жжёт не так круто. Поэтому рекомендуются старые добрые способы подогрева газового баллона – поставить ближе ко второй горелке, погреть на ней, взять баллон с собой в спальник на ночь.

Весит такая горелка вместе с кастрюлькой полкило и встает вопрос о целесообразности использования ее в горах. Думаю, ответ положительный. Во-первых, существенная экономия газа позволит сэкономить с точки зрения веса. Также эта горелка идет взамен второй горелки. При готовке со скороваркой предложенная система также имеет смысл. Накипятить пару кастрюлек воды для скороварки займет 6-7 минут, довести скороварку до нужного давления еще минуты 3-4, что сокращает время готовки на полноценную группу до смешных минут 20-25.

Зимой (да и летом) подобная горелка может служить полноценной заменой термосу, скипятить на ней чайку не намного дольше, чем достать и разлить его из термоса. При этом выигрыш в весе очевиден. В общем, впечатления самые положительные. Рекомендую.

Добавлен: 10 Нояб 2011 13:19 Автор: bane #46860
bane аватар
брали дважды reactor на зимние псры. впечатления такие:
1. газ зимой мерзнет - reactor не горит вообще! а то, что еще теплится ничего вскипятить не в состоянии.
2. если не дай бог пролили что-нибудь на горелку или макнули ее в снег - можете больше reactor не доставать.

хотя должное надо отдать кипятит быстро и объем больше, чем у jetboil.
Добавлен: 10 Нояб 2011 13:29 Автор: Starks #46861
Starks аватар
всю рекламу испортил, не дадут теперь Сереге процентов. :)
Добавлен: 10 Нояб 2011 13:40 Автор: SG #46862
SG аватар
Про замерзание баллона я писал. Проблема присуща и обыкновенным горелкам тоже.

Воду на горелку проливали (правда, целиком не заливали) - всё работало. Да и обыкновенную горелку если как следует залить, пока не высохнет, не заработает.

В снег не макали (да и зачем бы? :grin)

В целом, при наличии второй горелки (что в походах как правило случается) все эти проблемы быстро устраняются.

Тоха, проценты уже у меня ;)
Добавлен: 10 Нояб 2011 13:44 Автор: naladcheg #46863
naladcheg аватар
Столько гемора с перестановкой кострюлек из ничего... Причем все равно пришлось таскать в довесок обычную горелку.
И вообще лучший газ это бензин.
Добавлен: 10 Нояб 2011 13:46 Автор: SG #46864
SG аватар
Кстати, насчет подогрева холодного баллона - хорошим умозрительным решением является ставить горелку в миску с горячей водой, горелкой же произведенной.
Добавлен: 10 Нояб 2011 14:04 Автор: sashov #46865
sashov аватар
Похоже, целевая аудитория - группа 3-4 человека. С трудом представляю себе суету с переливанием воды, особенно зимой. Что касается скороварки, то при готовке мясной каши или макарон вода практически не нужна. При наличии жира можно готовить на пару (добавить немного снега). По скорости кипячения - думаю 3-х киловатный primus omnifuel со шлангом в 3 минуты уложится. КПД и потери - это отдельная тема. Потери тепла, особенно в палатке зимой, это не всегда потери:)
Добавлен: 10 Нояб 2011 14:21 Автор: zaya #46866
zaya аватар
А сколько стоит машинка? ;)
Джетбойлом один раз пользовался этим летом - согрел на нём водички чтобы голову помыть после гонки RedFox.. =)
Штуковина впечатлила - если готовить на 1-2 человек, типа, доширак побыструхе заварить - весчь!
В походах большими группами применение уже не так очевидно.
Кстати, у джетбойла стакан обёрнут термостойкой пористой резиной, типа неопрена, можно брать ёмкость с кипятком прямо за стенки и спокойно держать в руках - прикольно.
Для семейных велопутешествий, имхо, неплохая штуковина!
PS:а сковородку на такую горелку можно пристроить?
Добавлен: 10 Нояб 2011 15:06 Автор: dmitriev #46867
dmitriev аватар
Насчет использования реактора зимой я тоже сомневаюсь. Топить снег конвейером в такой тонкой технике стремновато (впрочем, в джетбойле пару раз топил, проблем не было). Также согласен, что потери тепла в пользу обогрева палатки - это скорее плюс :)

Однако летом, думаю, ситуация несколько другая. Для мясной каши или макарон вода все же нужна, не говоря о чае ;) А со скороваркой надо обращаться весьма аккуратно. Так что в условиях летних гор ИМХО эта штуковина реально убыстряет процесс без усложнения жизни. Конечно, если группа большая, то преимущество меньше, но у нас и на 9 человек с ней все выходило, по ощущению, быстрее, чем со стандартными горелками. А в небольшой группе преимущество возрастает.

(Процентов от фирмы не получал - нафига мы им нужны? :)))
Добавлен: 10 Нояб 2011 15:21 Автор: SG #46868
SG аватар
Насчет сковородки - вопрос сложный. Самой горелкой не предусмотрено ставить на нее что-то, кроме специальной кастрюльки. Нет лапок, сетка имеет выпуклость.
Т.е. если всё время держать сковородку над горелкой, наверное можно.

Насчет целесообразности использования зимой в походах без печки - наверное, не стоит. При этом они категорически в десяти местах пишут про образование какого-то то ли угарного, то ли еще какого газа при готовки внутри помещений и категорически настаивают на готовке снаружи. Да и тепла наружу выделяется мало, как правильно было замечено.

Насчет переливаний - это нисколько не обременяет.

В походах с большим числом народа, выигрыш как раз более очевиден, чем в малых группах, т.к. на 8 литрах кипятка экономия более существенная, чем на 0,5-1-2 литрах, требующихся одному-двум человекам. Т.е. закипятить поллитра воды на реакторе или на обыкновенной горелке - один фиг, разница в 3-5 минут не решает. А вот сделать 5-6 литров чая за 12-15 мин, а не за 30 - 40 мин, при этом сэкономив кучу газа, куда заметнее.
Добавлен: 10 Нояб 2011 18:02 Автор: dmitriev #46869
dmitriev аватар
Андрею: машинка дорогая, 160 зеленых. Но если учесть, что Джетбойл сильно упал в цене после ее появления - не исключено, что в будущем новые конкуренты собьют цены.

В отличие от Джетбойла, неопреновой оболочки корпуса нет. Но есть удобная ручка, перекидывающаяся туда-сюда.

Насчет выигрыша, по крайней мере по скорости кипячения, в большой группе - я все же сомневаюсь. Берут ведь пару мощных горелок, и они греют целый кан сразу. Но по экономии - тут реактор рулит.

А вообще окончательную точку в этом споре может поставить только эксперимент. Провести нетрудно, было бы все необходимое в одних руках...
Добавлен: 10 Нояб 2011 18:34 Автор: SG #46870
SG аватар
Ты же видел это всё своими глазами! Я с утра завтрак сготовил меньше, чем за 30 мин. При том, что даже со скороваркой в горах обычно это не менее 40 занимает, а с учетом чая так и дольше.

А обед, когда, особо не напрягаясь через 1:20 со всем чесанием и послеобеденной тупежкой мы уже вышли? Что-то в других походах я таких скоростей не припомню. 1:30 - как правило, самое быстрое, если очень стараться.
Добавлен: 10 Нояб 2011 19:03 Автор: dmitriev #46871
dmitriev аватар
.. да еще с такой точностью, то мои сомнения сильно уменьшаются. Вообще я сомневался не столько в факте выигрыша, сколько в его размере. Насчет же КПД/экономии все однозначно.

Короче, вам бы с Лешей Сашовым как-нибудь на досуге посоревноваться, каждому со своей горелкой... :)
Добавлен: 10 Нояб 2011 19:52 Автор: SG #46872
SG аватар
Горелками померяться, гыыы :grin У Лёхиной шланг, небось, есть :p

Кстати, я подумал, что как раз при топке снега выигрыш во времени должен быть зверским - натопив/закипятив первые 1,5 литра можно уже начинать варить, а не ждать, пока полкана растопится и закипит...
Добавлен: 10 Нояб 2011 20:57 Автор: susscorfa #46873
susscorfa аватар
Использовал джетбойл, пришел к выводу что только для эгоистов альпенюг
Почему? :grin
Изнутри кружки есть линия безопасности, если налить воды до самого верха и попытать прокипятить то кипяток летит наружу через замечательное отверстие в чудо крышке. В такой момент очень не приятно тянуться к выключению газа.
Т.е. рабочий объем джетбойла 500мл.

На реакторе крышка конечно вроде получше...но выключение газа все равно внизу = не прокипятить воду / руки обдает кипяточком.
Добавлен: 10 Нояб 2011 22:05 Автор: 4apa #46874
4apa аватар
Изнутри кружки есть линия безопасности, если налить воды до самого верха и попытать прокипятить то кипяток летит наружу через замечательное отверстие в чудо крышке. В такой момент очень не приятно тянуться к выключению газа.
+1 На ММБ перелил воды, потом чуть не ошпарил руки, пока выключал это прыскающее кипятком чудо
Добавлен: 10 Нояб 2011 23:15 Автор: SG #46875
SG аватар
На Reactor ручка на кастрюльке и когда всё закипело, можно взять за ручку и снять кастрюльку.

Насчет прокипятить - мощность можно регулировать, как и на обыкновенной горелке. Но при описанном способе готовки это почти не требуется (разве что для чая), вода кипит в кане на соседней горелке.
Добавлен: 11 Нояб 2011 00:49 Автор: konstant #46877
konstant аватар
Перед майскими горами думали о подобной системе, но у нас были джет бойлы. Специально ставили эксперимент по готовки в зимних условия - топка снега. не знаю почему на снег джет-бойл топит откровенно плохо. Отказались от этой схемы, а нас было всего четверо. ИМХО такие системы удобны если группа совсем маленькая (альпинизм?) и готовить придется раздельно - каждая связка на себя. В этом случае выигрыш есть
Добавлен: 11 Нояб 2011 01:01 Автор: SG #46878
SG аватар
Ребзя, у нас какой-то разговор получается, как будто мы на разных языках говорим.

Еще раз, безо всяких "ИМХО" - выигрыш в нормальной (не малой) группе есть, это я вполне доказательно описал в статье. Это не предположение, не теория, а практический эксперимент в походе. Готовили все вместе, за 6 готовок на 9 человек сожгли немногим больше баллона. По скорости получалось много быстрее чем обычно.

Ну зачем после этого писать "а я думаю, что такие системы удобны для группы из трех человек..." - есс-но, они удобны. Но и для больших групп удобны тоже! (см. выше)

Описанное относится к системе MSR Reactor, про JetBoil ничего сказать не могу. Может быть, ваш негативный опыт с ДжетБойлом не позволяет представить других возможностей для подобных систем, но они есть и статья именно об этом.
Добавлен: 11 Нояб 2011 01:43 Автор: konstant #46879
konstant аватар
нормальный разговор получается, по-моему. Просто часть людей говорит о том, что не смотря на выигрыш в скорости, не все считают такие системы для себя оптимальными (по разным причинам и в разных условиях), только и всего...
Добавлен: 11 Нояб 2011 09:08 Автор: SG #46880
SG аватар
Угу. "Я Пастернака не читал, но осуждаю..."
Добавлен: 11 Нояб 2011 10:18 Автор: dmitriev #46881
dmitriev аватар
Серег, да не волнуйся ты так. Если общество не оценит твоих просветительских усилий - это будет его проблема, а не твоя... ;)
Добавлен: 11 Нояб 2011 11:18 Автор: konstant #46882
konstant аватар
почему не читал? - как раз и пишут, что пробовали (ну пусть не в точности эту систему, прости, не у всех есть достаточно денег для этого) - в их условиях это показалось не очень удобно, разве не так?
Добавлен: 11 Нояб 2011 11:50 Автор: bane #46883
bane аватар
специально-то не надо) в снег упала(выпала из кастрюли, когда доставали) и не оклемалась даже в городе. ну может нам так "повезло"

летом и в удобных условиях reactor не использовал, не довелось. но подозреваю, что работать будет на порядок лучше. а зимой пользоваться - увольте.

jetboil в горах на двоих - вещь!

Добавлен: 11 Нояб 2011 12:15 Автор: surt #46884
surt аватар
А вот в мое дежурство я мучал завтрак минут 45. Во-первых, реактор медленее греет. Во-вторых, 1 горелки под каном было явно мало для поддержания кипения. В итоге после засыпки риса минут 10 на максимальном огне и грея баллон руками ждал, когда оно вскипит вновь. Итог - рис неплохо так пригорел. С учетом необходимости греть баллоны, усиленно мешать рис и успевать снимать реактор возни было реально много. Но это все в морозное утро.
Добавлен: 11 Нояб 2011 12:37 Автор: SG #46885
SG аватар
"Во-вторых, 1 горелки под каном было явно мало для поддержания кипения" - эээ??? :eek