Тест-драйв планшета для велоориентирования Velo-Ton от компании Fishian http://www.fishian.narod.ru/byke.html в условиях городского ориентирования.
Хочу поделиться своим опытом применения вело-планшета на Бегущем городе.
Специфика городского ориентирования, безусловно, влияет на выбор планшета, поэтому постараюсь ее вкратце определить:
· В городском ориентировании несколько этапов, на каждом из которых требуется достать карту, найти по оглавлению улиц КП (как правило – это адрес: улица + дом), разметить их на карте и снова вложить карту в планшет. Иногда вынимание / вкладывание карты в планшет происходит и на маршруте, если этап достаточно протяженный и не получается уместить все КП на одном развороте карты. Поэтому здесь очень важен легкий механизм доступа к карте.
· Я ни разу не видела герметизированных атласов или карт ;) А если защита и есть, то она весьма условная. Значит, от планшета требуется отличная защита от сырости (если карта подмокла, то каждое лишнее доставание, листание, рисование убивает ее очень быстро).
· Не зависимо от того, чем пользуется команда (картой или атласом города) – это не один тонкий листик, а достаточно толстенькая стопочка бумаги. И значит, планшет должен быть достаточно вместительным.
Планшет Velo-Ton представляет из себя:
1. Столик из гибкого плотного матового пластика размером 30х22 см (вообще-то 30х23 см, но 1 см полезной площади съедает кнопочное крепление защитной пленки)
2. Прозрачная защитная пленка, которая жестко закреплена на столике с одной стороны тремя кнопками. С трех других сторон пленка загибается под столик и фиксируется снизу разъемными нержавеющими кнопками.
3. Железные хомуты для крепления планшета к рулю с железными ножками, которые придают столику высоту над рулем.
4. Железная платформа, которая соединяет воедино ножки с хомутами и гибкий столик. Также от платформы отходят 2 железные пластины, которые обеспечивают постоянный небольшой изгиб столика.
Теперь рассмотрим недостатки и достоинства планшета:
1. Механизм крепления планшета на руле:
· Для закрепления планшета потребуется крестовая отвертка, которой необходимо закрутить 4 винта. В базовой сборке планшет комплектуется винтами с, я бы сказала, большим крестом. Однако, при использовании отвертки, входящей в стандартный велосипедный ремнабор, проблем с закручиванием не возникло.
· Железные хомуты в местах соприкосновения с рулем имеют резиновую подкладку, которая с одной стороны защищает руль от царапин, а с другой - обеспечивает плотный обхват руля любого диаметра. При данном креплении абсолютно не важно, что лежит на планшете (легкий листик карты или тяжеленький атлас города) – должная устойчивость конструкции обеспечивается.
· Внимание! Крепить и снимать планшет нужно аккуратно. Незащищенные резиной края железных хомутов могут поцарапать руль.
Выводы: крепление достаточно просто, надежно и удобно.
2. Регулировка положения карты:
· В планшете реализован механизм поворота столика на 360o. Столик поворачивается достаточно легко, при этом обеспечивается надежная фиксация в выбранном положении. Минус – при поворотах столика железная платформа понемногу царапает гибкий пластик столика. Получается вот такой круг. Надеюсь, это не приведет в скором времени к необходимости замены столика ;)
· Так же есть возможность регулировать наклон столика. Можно сделать его совсем параллельным земле, хотя, на мой взгляд гораздо удобнее читать карту когда столик наклонен в сторону велосипедиста.
Выводы: Возможности настройки удобного положения карты не сходя с велосипеда реализованы отлично. Остается надеяться, что столик не будет слишком быстро протираться при активном использовании поворотного механизма.
3. Размеры планшета:
· Хитрые производители атласов, чтобы окупиться стали наводнять атласы рекламой. Результат – увеличение полей карты, которое привело к увеличению общего размера атласа. И вот он уже едва помещается в планшет (в моем случае это был автомобильный атлас города), и кнопочку удалось застегнуть с большим трудом.
Выводы: Если вы приняли решение ориентироваться по атласу, то серьезно подойдите к размеру. У этого планшета вместительность сильно ограничена.
4. Защита карты. У планшета есть 2 слабых (в плане проникновения сырости) места: одна из боковых сторон (где защитная пленка намертво прикреплена к столику тремя кнопочками) и все четыре уголка.
· Боковая сторона. 3 кнопки защищали бы карту терпимо, если бы не поворотный планшет. Волей не волей в какое-то время на маршруте планшет оказывается непосредственно своей слабой стороной к дождю. И в такие моменты в 10 см разрывы между кнопками начинает очень активно поступать вода. Как результат - карта просто умирает на глазах. Хотя, честно говоря, когда столик не направлен кнопочками к дождю, карта тоже подмокает… но, по крайней мере, не так стремительно.
· Уголки – это вообще беда . В этих местах по задумке автора планшета пленка не заворачивается под низ столика. Поэтому дождь активно начинает съедать сначала уголки карты, и если ничего не предпринять (в моем случае спасением был скотч) сырость спокойно поглотит всю карту.
Выводы: Защита бедной карты от дождя оставляет желать лучшего. Хорошо, что соревнования однодневные, и очень долго карте жить не потребовалось.
Что здесь можно сделать?
Проще всего, конечно, пытаться класть карту (атлас) в прозрачный файл, если поместится, а потом уже в планшет ;)
На счет стороны с тремя кнопками – да хотя бы просто тоже загнуть там пленку под низ столика и только потом закрепить тремя кнопками. Тогда дождь не будет попадать в планшет сбоку.
А на счет уголков… Впрочем ладно, вариантов модернизации здесь очень много, но это уже отдельная тема ;)
Удачных вам покупок и отличных выступлений на соревнованиях!