В нашем Клубе велосипедное направление представлено таким интересным явлением, как клуб в клубе. Речь идет о велоклубе 3х9. За годы развития велоклуб вышел за рамки туризма и начал заниматься многими другими интересными вещами.

И в то же время туристическое направление в 3х9 является основным, и клуб ежегодно совершают множество походов, в том числе высших категорий сложности.

У клуба есть отдельный сайт, обязательно посетите его: 3x9.ru

 

Клуб дружит с различными организациями, которые предоставляют членам клуба скидки. Список наших друзей постоянно растёт, заглядывайте периодически на эту страничку

Магазин

Скидка

Адрес

Комментарий

Кант на Нагорной

12,00%

Электролитный проезд, дом 7, корп. 2

Магазин работает с 10:00 до 21:30 часов без выходных и перерыва на обед

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Кант на Полежаевской

10,00%

ул. Куусинена, д. 9, Магазин работает с 10:00 до 21:30 часов без выходных и перерыва на обед.

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Венто

10%

 

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Альпиндустрия на Первомайской

20,00%

г. Москва, ул. Первомайская, д. 18, стр. 1, Часы работы: пн-вс: c 10:00 до 22:00

По карточке магазина. Можно забрать у руководства клубом.

mount.ru

12-15% (зависит от модели и товара)

Интернет-магазин

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Старт-1

15,00%

 

При предъявлении клубной карточки

Активный отдых (Баск)

10,00%

м. Проспект Мира, Большая Переяславская ул., дом 7, Часы работы: пн-вс: c 10:00 до 20:00

По карточке магазина. Можно забрать у руководства клубом.

Штурм

12,00%

м. Октябрьское поле, г. Москва, ул. Маршала Малиновского, дом 8, Время работы: 10:00-20:00 без выходных

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Норд-Венто

5,00%

м.Октябрьское поле, г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, 8/3-271, тел./факс: 8 499 198 7308

По предъявлении клубной карты в магазине

Лыжный мир

20,00%

м. Кожуховская, ул. Петра Романова, д. 6, время работы: с 10-00 до 20-30

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Ледниковый период

10,00%

Москва, ул. Островитянова, 19/22, будни — с 12 до 21

выходные — с 11 до 20

По предъявлении клубной карты в магазине

Аль Туризм

10,00%

Москва, ул. 1905 года, д.16

Ежедневно с 10 до 20

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Турин

10,00%

 

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Простор-2000

10-15% ( в зависимости о товара)

ул. Авиамоторная, д. 18. Проезд до станции метро Авиамоторная, Время работы: ежедневно с 10:00 до 20:30 без перерыва. вс. с 10:00 до 19:30

При предъявлении клубной карточки и по спискам

Craft

30%

 

Скидочная карта у руководства

НеОлимпийские игры

15%

Время работы с 10.00 до 22.00 без выходных
Адреса магазинов:
м. Бауманская,
ул. Бакунинская, д.14, стр.1 Тел.: (495) 921-20-51
м. Багратионовская
Ул. Большая Филевская, д.22, стр. 2
Тел.: (499)142-5664
м. Маяковская
Ул. 1-я Тверская-Ямская д.20. Тел.: (495) 251-8508, (495) 777-3882

По предъявлению клубной карты и по спискам.

 

Помимо привденного списка, у клуба есть договоренности с различными организациями, по которым мы получаем скидки до 40% при клубных закупках. Клубные закупки проходят 1-2 раза в полгода.

 

 

Что такое водный туризм?

Для некоторых – адреналин!
Для некоторых – гармония с собой…
Но в первую очередь – это настоящие друзья!

Мы ждали долго… И вот наконец наступило время, когда мы снова можем сказать:
Школа ВОДНОГО туризма открывает новый сезон!

Первое занятие – 09 февраля. Интересно? Присоединяйся! Подробности внутри)

Добавлен: 22 янв 2010 14:15 Автор: 2332333 #44783
2332333 аватар
УРРРАААА!!! я так ждала этого момента! :)
Добавлен: 23 янв 2010 17:27 Автор: Lvena #44801
Lvena аватар
ура ура ура ура!=)
Добавлен: 23 янв 2010 17:30 Автор: kotanka #44802
kotanka аватар
А в какой аудитории будут проходить занятия уже известно?
Добавлен: 24 янв 2010 16:17 Автор: Pro #44803
Pro аватар
>>А в какой аудитории будут проходить занятия уже известно?

Нет, не известно. Как только выяснится - поправлю объяву.
Добавлен: 24 янв 2010 19:09 Автор: malishka #44804
malishka аватар
а известны ли уже руководители новичковых походов этого года?

Добавлен: 24 янв 2010 21:22 Автор: Pro #44805
Pro аватар
В общих чертах) Окончательно утвердится после того, как будет известно, собственно, количество новичков)
Добавлен: 03 фев 2010 15:34 Автор: Grey #44854
Grey аватар
Опять Мста???????
Добавлен: 03 фев 2010 17:00 Автор: dimaro #44856
dimaro аватар
Опять мокрые гидры!????)
Добавлен: 05 фев 2010 11:42 Автор: ohotnik #44870
ohotnik аватар
опять ... ?
ну Вы поняли ))
Добавлен: 08 фев 2010 20:06 Автор: Lvena #44884
Lvena аватар
эмм.. :? ни номера аудитории, ни места встречи..."...людиии, где вы? аУУ..."
... сутки до начала занятий=)
номера телефонов это хорошо, но могут массово сесть батарейки=)
Добавлен: 08 фев 2010 20:30 Автор: Konsuelo #44885
Konsuelo аватар
да, где собираемся завтра?

На прошлой неделе, 22 декабря, было проведено первенство водных походов 2009 года от т/к МГТУ. Мероприятие проходило в помещении нашего Клуба и являлось заключительной точкой после открытых защит походов, которые длились в течении всего месяца.

Первые места в классах 3 и 4 к.с. заняли походы Хавторина Данилы и Белякова Олега (ака Птица).

Поздравляем Адмиралов и желаем дальнейших интересных маршрутов. Остальные результаты первенства смотрите внутри.

Добавлен: 29 дек 2009 00:05 Автор: Starks #44707
Starks аватар
пусть водный туризм развивается. :)

Туристическое Многоборье (ТМ, турмногоборье) - молодой и очень динамично развивающийся вид спорта, оформившийся всего лет десять назад. Популярность соревнований по турмногоборью или  использующих его элементы (например, мультигонки) постоянно растёт, потому что это интересно и динамично. Вид спорта занесен в гос. спортивный реестр, по нему присваиваются разряды, включая мастера спорта.

Суть соревнований заключается в решении различных задач при помощи работы с веревками и другим горным снаряжением. Это могут быть различные спуски, подъемы, имитация транспортировки пострадавшего, наведение веревочной переправы, преодоление сложного рельефа и т.д. т.п. 

В нашем клубе есть несколько команд, увлекающихся турмногоборьем, проходят тренировки. Азарт борьбы, прекрасная физическая форма, дружная работа в команде, горячее сердце и холодная голова - залог успеха в соревнованиях. 

Вливайся и узнаешь сам, что адреналин бывает не только от страха!

Следуя принципу лучше один раз увидеть, представляем пару видеороликов:

Видео по соревнованиям Гонки четырёх, которые относятся к пешей категории.

[youtube:http://www.youtube.com/watch?v=fftkptlcT90 560 340]

Видео по соревнованиям Тетрал, представляющим собой смесь горной, пешей, водной и велосипедной категорий. Соревнования проводятся нашим клубом ежегодно в конце сентября.

[youtube:http://www.youtube.com/watch?v=uAm1VgkAltQ 425 344]

Добрый день, друзья.

В ноябре-декабре 2009 года будет проводиться серия семинаров для молодых руководителей Водной Секции.

Задача мероприятия – поддержать инициативу новых руководителей и рассказать им об основных понятиях, которыми принято руководствоваться при проведении водных походов. А заодно определить руководителей ШВТ 2010. Так же, думаю, нелишне будет поучаствовать в этом мероприятии и состоявшимся руководителям. Их опыт будет для нас очень важен.

Подробности внутри...

Добавлен: 12 нояб 2009 11:08 Автор: Grey #44214
Grey аватар
Программа семинаров какова, а то все опять превратиться в спор о том "как х...м ломать хребет и какой каяк лучше, а я еще вот там был...."
Добавлен: 13 нояб 2009 18:20 Автор: dimaro #44243
dimaro аватар
Программа семинаров присутствует.
В открытый доступ не приводится пока.
По личным запросам могу выслать.

В нашем Клубе действует несколько почтовых рассылок (используется сервис Google.Groups). Многие рассылки (группы) создаются руководителями для общения со своими командами или под определенные мероприятия (школы, курсы и т.п.) и являются временными. В то же время действуют и постоянные рассылки:

TKMGTU - общеклубная открытая группа, в нее может войти любой желающий. Служит для оперативного информирования, а также для распространения информации, которую не стоит вывешивать на сайте.

PVD_tk - открытая группа, в нее может войти любой желающий. Информирует о предстоящих походах выходного дня, соревнованиях, и прочих интересных outdoor-мероприятиях.

MKK_tk - группа, в которую входят члены МКК клуба. К группе присоединиться нельзя (да и незачем для не членов МКК), однако в нее можно писать для заявки походов и других вопросов к МКК.

Leaders_tk - рассылка актива клуба. Группа закрытая, и в то же время к ней можно присоединиться, если ты хочешь принимать более деятельное участие в жизни клуба. После подачи заявки на присоединение (см. справку Google) твоя кандидатура будет рассмотрена менеджерами группы.

Metodkom_tk - группа, в которую входят организаторы школ туризма клуба. К группе могут присоединиться все, кто желает участвовать в методической работе или организации школ туризма.

Pups_tk - рассылка для родителей и их детей, занимающихся туризмом и активным отдыхом на природе.

Tusa_tk - эта группа используется околоклубной тусовкой для трёпа на любые темы. "Мусора" туда валится очень много, но и полезная информация иногда проскакивает. Так что, если не боитесь - подписывайтесь и вливайтесь в тусовку! =)

Будем на связи!

Добавлен: 31 дек 2016 12:48 Автор: filatov #71083
filatov аватар
Надо бы провести перекличка в пвд рассылке, складывается ощущение что там уже никого нет.

Регламент по спортивному туризму. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов.

Утвержден 28 ноября 2008г. Туристско-спортивным союзом России (ТССР).

 

Регламент включает:

- Правила организации и прохождения туристских спортивных маршрутов (раздел 1 с приложениями); - данная страничка

- Классификацию туристских маршрутов (раздел 2 с приложениями);

- Маршрутную документацию (маршрутная книжка и маршрутный лист) (раздел 3);

- Положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях (раздел 4).

Данная страничка включает 

Раздел 1. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ СПОРТИВНЫХ МАРШРУТОВ

Перейдите на следующую страницу, либо выберете пункт меню справа.

{mospagebreak title=1. Общие положения}

1.1. Настоящий Регламент определяет принципы построения, технологию организации и порядок проведения туристско-спортивных мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов. Положения, изложенные в Регламенте, являются обязательными для всех лиц и организаций, которые проводят и участвуют в туристско-спортивных мероприятиях (далее ТСМ) спортивного, учебного и иного характера на туристских маршрутах и препятствиях, и направлены на обеспечение безопасности участников ТСМ.

1.2. Туристско-спортивное мероприятие – это вид деятельности человека, связанный с организацией и прохождением туристского маршрута, включающего преодоление категорированных препятствий в природной среде, на любых технических средствах и без таковых.

1.3. ТСМ могут проводиться в любом географическом регионе мира с учетом ограничений, устанавливаемых органами государственной власти места пребывания. 

{mospagebreak title=2. Организация тур. спорт. мероприятий, связанных с прохождением тур. маршрутов}

2.1. Органами исполнительной власти по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике субъектов Российской Федерации, федерациями спортивного туризма, туристскими клубами и секциями, самоорганизованными группами граждан РФ, другими организациями могут проводиться туристско-спортивные мероприятия на туристских маршрутах, имеющие различные формы и направленность, например:

- спортивные (соревнования на спортивных маршрутах);

- физкультурные (занятия туризмом, направленные на подготовку спортсменов массовых разрядов);

- учебно-тренировочные маршруты, сборы и др.;

- учебные мероприятия (деятельность ДЮСШ, проведение туристских школ, семинаров, подготовка общественных спасателей);

- исследовательско - познавательные (туриады, экспедиции, путешествия, прохождение маршрутов в сопровождении инструкторов – проводников);

- физкультурно-оздоровительные мероприятия (маршруты выходного дня, туристские слеты, выездные и стационарные туристские лагеря);

- и другие.

2.2. Спортивные мероприятия (соревнования) на туристских маршрутах проводятся в соответствии с Правилами соревнований по спортивному туризму, часть2, группа дисциплин маршрут, утвержденными 28.03.2008 года Росспортом и согласованными с МЧС России, (далее Правила соревнований) и настоящим Регламентом.

Учебные мероприятия проводятся на основе учебных программ ТССР в соответствии с Положением о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации (далее по тексту Программы) и настоящим Регламентом.

Остальные виды ТСМ – в соответствии с настоящим Регламентом.

2.3. ТСМ проводятся на следующих видах маршрутов:

- маршрут пешеходный (1 – 6) категория);

- маршрут лыжный (1 – 6) категория);

- маршрут горный (1 – 6) категория);

- маршрут водный (1 – 6) категория);

- маршрут на средствах передвижения (1 – 6) категория) – включает вело-, авто-мото, конные маршруты;

- маршрут спелео (1 – 6) категория);

- маршрут парусный (1 – 6) категория);

- маршрут комбинированный (1 – 6) категория).

2.4. Любое ТСМ должно быть оформлено маршрутной документацией (маршрутной книжкой или маршрутным листом) (см. п. 3.4. и раздел 3 Регламента).

Опыт прохождения маршрута и результат участия в соревнованиях по спортивному туризму фиксируются в книжке спортсмена (туриста) и справке о зачете прохождения туристского маршрута (приложение 7, форма 6 Тур, раздел 1 Регламента).

2.5. Участнику и руководителю туристской группы рекомендуется получить медицинское заключение о состоянии здоровья и застраховаться от несчастного случая на маршруте.

2.6. Организация, проводящая ТСМ, и ее работники не несут ответственности за происшествия, случившиеся во время прохождения маршрута, из-за неправильных действий участников и руководителя туристской группы.

{mospagebreak title=3.1. Организация и проведение ТСМ на туристском маршруте}

3.1

3.1.1. Организация и проведение ТСМ на туристском маршруте состоит из этапов:

- разработка маршрута и формирование туристской группы для его прохождения;

- заполнение маршрутных документов и подача их в полномочные маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) туристско-спортивных клубов, федераций спортивного туризма субъектов Российской Федерации, турклубов и других спортивно-туристских организаций;

- рассмотрение маршрутных документов в МКК до выхода на маршрут: подтверждение категорирования маршрута и входящих в него препятствий (определение категории сложности маршрута и категории трудности препятствий), оценка соответствия опыта участников и руководителя туристской группы заявленному маршруту и оценка готовности группы к его прохождению. Результатом является заключение МКК о допуске группы на маршрут и назначении контрольных сроков и контролирующей организации;

- прохождение туристской группой утвержденного в МКК маршрута при обязательном условии передачи в контролирующую МКК (организацию) сообщений о выходе группы на маршрут, прохождении контрольных пунктов маршрута и об окончании маршрута;

- оформление отчета о пройденном маршруте в соответствии с Типовой формой отчета о туристском маршруте (приложение 4, раздел 1 Регламента) и передача отчета и маршрутных документов (маршрутная книжка, маршрутный лист и другие документы, подтверждающие факт прохождения маршрута) в выпускающую МКК;

- рассмотрение отчета в МКК: оценка прохождения туристской группой и каждым ее участником маршрута, категорирование пройденного маршрута и выдача справок участникам и руководителю о зачете туристского опыта, полученного на пройденном маршруте.

Маршрутно-квалификационные комиссии создаются в соответствии с Положением о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях (раздел 4 Регламента) и проходят периодическую аттестацию.

 

3.1.2. В зависимости от количества и технической трудности локальных препятствий (ЛП) и протяженных препятствий (ПП), а также других факторов туристские маршруты классифицируются по категориям сложности (к.с.) от 1- простой до 6 – самой сложной.

Туристские маршруты, имеющие техническую сложность, протяженность меньше, чем установленную для маршрутов 1 к.с., от­носятся к некатегорийным (н/к). Некатегорийные маршруты, у которых техническая трудность всех локальных и протяженных препятствий не выше, чем у аналогичных маршрутов, классифицируемых 1 к.с., относятся к маршрутам 1, 2 или 3 степени сложности (ст. с.) в порядке возрастания сложности маршрута.

Однодневные и двухдневные маршруты относятся к маршрутам (походам) выходного дня (ПВД). Однодневные маршруты без ночлега относятся к экскурсиям. К руководителям и участникам групп, совершающих указанные маршруты, включающие категорированные ЛП (ПП) предъявляются требования раздела 1 Регламента.

3.1.3. Категория сложности маршрутов и категория трудности ЛП (ПП) определяются в соответствии с Классификацией туристских маршрутов (КТМ) (раздел 2 Регламента) и на основании официальных Перечней, утверждаемых ТССР, - Перечня классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий (ТССР, 2008 г.) и Перечней препятствий по видам туризма и туристским районам.

3.1.4. При разработке маршрута должен соблюдаться принцип соответствия категории сложности маршрута и категории трудности его локальных и протяженных препятствий туристскому опыту и подготовке руководителя и участников ТСМ.

3.1.5. Прохождению локальных и протяженных препятствий, определяющих категорию сложности маршрута (ОП), должно предшествовать прохождение пркпятствий, предопределяющих его категорию сложности (ПОП).

 

{mospagebreak title=3.2.Требования к участникам и руководителям тур. групп при прохождении тур. маршрутов}

3.2.1.Общие требования к возрасту, туристскому опыту участников и руководителя, минимальному составу туристской группы и к количеству средств передвижения приведены в таблице 1, п. 3.2.2. – п. 3.2.7 Регламента.

3.2.2. Руководитель ТСМ на категорированном маршруте должен иметь опыт руководства прохождением маршрута предшествующей категории сложности и опыт участия в маршруте той же категории сложности в том же виде туризма.

Участник туристской группы должен иметь опыт прохождения маршрута предыдущей категории сложности.

Возможны также иные требования к группе (п.п. 3.2.4 – 3.2.8), к участникам и руководителю, предусмотренные п.п. 3.2.9. – 3.2.12. раздела 1 Регламента.

3.2.3. Участники маршрутов, в которых предусмотрено прохождение классифицированных ЛП (ПП), должны иметь опыт прохождения, а руководитель – опыт руководства прохождением таких же ЛП (ПП) на полукатегорию (категорию – для водных маршрутов) трудности ниже максимальной для заявленного маршрута. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения аналогичного ЛП (ПП) той же полукатегории (категории для водных маршрутов) трудности.

 

Таблица 1. Требования к участникам и руководителям туристских групп при прохождении категорированных туристских маршрутов.

 

Категория

сложности

маршрута

Минимально необходимый опыт участия и руководства на маршрутах данного вида, (к.с.)

 

Минимальный возраст, лет

 

Минимальный состав группы

Минимальное количество средств передвижения

 

Участник

 

Руководитель

 

Участник

(опреде-

ляется по году рожд.)

 

Руководи-

тель

(определя-

ется по дате рожд.)

Кроме авто, мото и вело маршрутов

Для авто, мото и вело маршрутов

в авто и мото маршрутах

 

водные

Участие

 

Руковод-

ство

 

мотоциклов

 

автомо-билей

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

н/к и ст.с.

-

-

1 (3-х дн.)

7

18

4

(2- п. 3.2.4.)

 

2

1

1

1

1

-

1 ст.с.

(п. 3.2.4.)

 

н/к

11*

18

4

(2- п. 3.2.4.)

 

2

1

1

1

2

1

2

1

13*

 

18

 

4

(2- п. 3.2.4.)

 

2

1

 

1

 

1

 

3

2

3

2

15*

 

18

 

4

2

1

 

1

 

1

 

4

3

4

3

16*

 

19

 

4

4

(3- п. 3.2.8.)

 

2

 

2

 

2

(см п. 3.2.7.)

 

 

5

4(5)

5

4 (5)

17*

 

19

 

6

(4- п. 3.2.6.)

 

4

(3- п. 3.2.8.)

 

3

 

2

 

2

(см п. 3.2.7.)

 

 

6

5 (6)

5 (6)

2х5; (6)

18

 

20

 

6

(4- п. 3.2.6.)

 

4

-

 

-

 

2

 

 

*) – решением МКК могут быть снижены, но не более чем на один год, требования к возрасту участников, имеющих подготовку в учебных туристских и спортивных школах, спортивных секциях и клубах, специализирующихся на спортивном туризме.

Обозначения в таблице 1: н/к – некатегорийный маршрут; ст.с. – степенной маршрут; 2х5 – 2 маршрута 5 к.с.; (4 – п.3.2.6.) – четыре, в соответствии с п. 3.2.6. настояших Правил.

3.2.4. Количественный состав группы в маршрутах 1 – 3 ст.с., н/к и 1 – 2 к.с. (кроме лыжных, горных и водных маршрутов, проводимых на байдарках – двойках) решением МКК может быть снижен до двух человек в зависимости от конкретного маршрута.

3.2.5. Для некатегорийных маршрутов с категорированными ЛП (ПП) и для категорийных маршрутов до 5 к.с., включаюших категорированные ЛП и ПП более высоких категорий трудности, минимальное количество участников и количество средств передвижения определяется аналогично маршрутам, для которых данные ЛП (ПП) являются определяющими.

3.2.6. Минимальный состав группы на маршрутах 5 – 6 к.с. любого вида туризма:

- 4 человека( в водном маршруте должно быть не менее двух судов), если все участники и руководитель имеют опыт, соостветственно, участия и руководства маршрутом той же категории сложности в том же виде туризма;

 

- 5 человек, если не более чем один участник имеет опыт участия в маршруте того же вида туризма на одну категорию ниже заявленной;

- 6 человек – во всех остальных случаях в соответствии с таблицей 1.

3.2.7. На водных маршрутах 4 и 5 к.с., если это допустимо по безопасности прохождения конкретного иаршрута, МКК может принять решение о возможности сплава на одном многоместном судне с количеством членов экипажа не менее 4-х.

В водных маршрутах 4 к.с., совершаемых на каяках, в особых случаях (низкая автономность маршрута, отсутствие первопрохождения определяющих участков) решением МКК допускается сокращение группы до 3-х человек, имеющих туристский опыт в соответствии с таблицей 1.

3.2.8. В велосипедных маршрутах 4 и 5 к.с. в особых случаях (низкая автономность маршрута, отсутствие первопрохождения определяющих участков) решением МКК допускается сокращение группы до 3-х человек, имеющих туристский опыт в соответствии с таблицей 1.

3.2.9. К руководству маршрутом 1 к.с. решением МКК может быть допущен турист, не имеющий опыта участия в маршрутах 1 к.с., но обладающий достаточными туристскими навыками, полученными в некатегорийных маршрутах, а также участием в соревнованиях на дистанциях.

3.2.10. В маршрутах 3 – 5 к.с. одну треть членов группы могут составлять участники с опытом прохождения в том же виде туризма:

- маршрута на 2 категории сложности ниже. (В маршрутах 2 к.с. – с опытом прохождения некатегорийных и степенных маршрутов или участия в соревнованиях на дистанциях).

3.2.11. В маршрутах 2 – 5 к.с. руководитель группы может иметь опыт руководства маршрутом заявленной категории сложности в другом виде туризма, при наличии опыта прохождения ЛП, ПП, соответствующих характеру и категории трудности препятствий заявленного маршрута, и опыт прохождения двух аналогичных ЛП (ПП) на одну полукатегорию (категорию для водных маршрутов) трудности ниже.

Участник маршрута 2 – 5 к.с. может иметь опыт прохождения маршрута заявленной категории сложности в другом виде туризма, при наличии опыта прохождения двух аналогичных ЛП (ПП) на одну полукатегорию (категорию для водных маршрутов) трудности ниже ЛП (ПП), характерных для заявденного маршрута. Одна треть членов группы может иметь опыт прохождения одного ЛП (ПП) на одну полукатегорию (категорию для водных маршрутов) трудности ниже.

Опыт прохождения категорированных препятствий (ЛП, ПП) учитывается независимо от вида туризма и категории сложности маршрута, в котором они пройдены.

3.2.12. Для руководителя маршрута 6 к.с., по согласованию с МКК, допускается замена прохождения маршрута 6 к.с. в качестве участника вторым руководством маршрута 5 к.с.

3.2.13. Участники школ туристской подготовки базового уровня, прошедшие полный цикл обучения, по согласованию с МКК, могут участвовать в учебно-тренировочных маршрутах (УТМ) 2 к.с.

3.2.14. При допуске группы на конкретный маршрут с целью повышения безопасности проведения ТСМ к участникам и руководителю туристской группы могут быть предъявлены дополнительные требования, связанные с особенностями ЛП (ПП) вида туризма, географического района маршрута и сезонностью его прохождения.

3.2.15. Руководитель и участники ТСМ, в маршруте которого предполагается прохождение категорийных ЛП (ПП), должны иметь опыт прохождения, руководитель опыт руководства ЛП (ПП) ожидаемой категории трудности и аналогичных по характеру заявленным. Одна треть участников такого маршрута может иметь опыт прохождения аналогичных ЛП (ПП) на полукатегорию (категорию для водного) трудности ниже.

3.2.16. Капитан (руководитель) средства сплава должен иметь соответствующий опыт прохождения туристских маршрутов на таких же средствах сплава или аналогичных.

3.2.17. Руководители и участники туристского маршрута, использующие технические средства передвижения, должны иметь необходимый опыт руководства (участия) в маршрутах на таких же средствах передвижения или аналогичных.

 

3.2.18. Участники и руководитель комбинированного иаршрута, который включает участки, характерные для разных видов туризма, должны иметь опыт прохождения аналогичных маршрутов и соответствовать требованиям п. 3.2.2., 3.2.3., 3.2.10., 3.2.11.

3.2.19. Участники и руководители маршрутов, проводящихся в период с неблагоприятными для данного вида туризма природными условиями (вне сезона), должны иметь соответствующий опыт участия (руко­водства) прохождения маршрута той же ка­тегории сложности, совершенного в обычных условиях. На такие маршруты допуски, изложенные в п. 3.3.10 не распространяются.

3.3.20. В туристских группах могут участвовать спортсмены из смежных видов спорта (альпинисты, водные слаломисты, рафтеры, яхтсмены, велосипедисты и др.), имеющие опыт, достаточный для прохождения маршрута.

3.2.21. На маршрут по 4 к.с. включительно, не участвующий в соревнованиях, помимо основ­ного состава группы могут быть допущены дети со своими родителями, или их доверенными лицами, или близкими родственниками, несущими за них полную ответственность. При этом допуск на маршрут или участок маршрута определяется МКК для каждого ребенка персонально с учетом туристского опыта, полученного ребенком на туристских маршрутах.

3.2.22. В туристской группе может быть заместитель руководителя с опытом руководства по тому же виду туризма. Заместитель руководителя туристской группы утвер­ждается МКК при получении допуска группы на маршрут.

В ТСМ с первопрохождением препятствий, определяющих маршрут 6 к.с. или предусматривающих разделение группы на маршруте, наличие заместителя руководителя обязательно.

При исключительных обстоятельствах заместитель руководителя имеет право взять на себя руководство туристской группой.

3.2.23. Восхождения на вершины и перевалы, включенные в нитку маршрута, могут совершаться не пол­ным составом группы, но не менее чем 2 членами группы, при этом один из участ­ников восхождения должен иметь право руководить прохождением данного ЛП. При разделении руководитель обязан назначить одного из наиболее опытных туристов второй половины группы руководителем на время разделения и обеспе­чить необходимое взаимодействие между частями группы.

Если руководитель туристской группы сам не участвует в восхождении, то он назначает руководителя восхождения, но только из числа тех участников, кото­рым, при рассмотрении маршрута в МКК, дано заключение о возможности руководить прохождением данного ЛП (оформляется записью в МК в разделе Особые указания).

3.2.24. По решению МКК допускается прохождение отдель­ных ЛП (ПП) или участков маршрута не полным составом груп­пы, а лишь участниками, имеющими соответствующий туристский опыт.

Если руководитель группы не имеет опыта для руководства прохождением такого участка маршрута (ЛП, ПП), то МКК утверждает руководителем прохождения этой части маршрута участника из состава группы, обладающего необходимым опытом.

Если ру­ководитель группы проходит участок маршрута (ЛП, ПП) в составе одной подгруппы, то из числа туристов второй подгруппы, которая не проходит данный участок маршрута, а дожидается возвращения первой подгруппы или идет по утвержденному в МКК варианту обхода этого участка, назначается руководитель - ответст­венный за обеспечение безопасности этой подгруппы, страховку и взаимодействие с подгруппой, проходящей этот участок маршрута (ЛП, ПП).

Тактика прохождения таких участков маршрута и кандидатуры руководителей на этих участках рассматриваются и утверждаются в МКК.

 

Опыт прохождения маршрута засчитывается участникам в соответствии с пройденными препятстви­ями и ниткой маршрута, руководителю - в соответствии с ниткой и сложностью пройденного им маршрута в качестве руководителя.

3.2.25. Участники и руководители маршрутов, предусматривающих прохождение пещер с применением аппаратуры для автономного дыхания, должны иметь удостоверение пловца-подводника (аква­лангиста). Руководители ТСМ на таких маршрутах дол­жны иметь опыт работы в сифонах.

3.2.26. При проведении ТСМ на парусных маршрутах необходимо руководствоваться также требованиями, приведенными в приложении 11 раздела 1 Регламента.

3.2.27. Если у МКК, рассматривающей готовность группы к маршруту, есть расхождение в оценке сложности заявленного маршрута, то в маршрутных документах указывается диапазон оценки, например, 3 – 4 к.с., и к группе предъявляются требования по наивысшей категории сложности из диапазона оценки, а в маршрутных документах делается запись, что окончательное категорирование маршрута будет проведено после рассмотрения отчета группы о прохождении маршрута.

3.2.28. Если у МКК нет достаточных полномочий на принятие решения по допуску группы на данный маршрут, то заявочные документы с соответствующим ходатайством передаются в вышестоящую МКК.

3.2.29. Дополнительные требования по организации и проведению туристско-спортивных мероприятий образовательных учреждений приведены в приложении 10 раздела 1 Регламента.

3.2.30. Специальная подготовка группы.

3.2.30.1. Участники ТСМ должны быть подготовлены физически и обладать знаниями и навыками по специальной подготовке (теоретической и технической, включая оказание первой доврачебной помощи) в объеме, необходимом для безопасного прохождения маршрута.

3.2.30.2. Специальная подготовка достигается за счет навыков и знаний, полученных при регулярных занятиях туризмом в спортивных секциях, туристских клубах и других туристско-спортивных организациях, а также полученных при прохождении туристских маршрутов с последовательным нарастанием уровня сложности, при обучении в системе подготовки туристских кадров и самостоятельно.

Объем необходимых знаний и навыков по специальной подготовке участников и руководителей приведены в Программах учебных курсов подготовки туристских кадров, которые содержат четыре уровня подготовки, соотносящиеся с категорией сложности маршрута:

маршруты 1 – 3 ст.с., н/к и 1 к.с. – начальный уровень (НУ);

маршруты 2 к.с. – базовый уровень (БУ);

маршруты 3 – 4 к.с. – специализированный уровень (СУ);

маршруты 5 – 6 к.с. – высший уровень (ВУ).

3.2.30.3. Физическая подготовка участников ТСМ должна соответствовать виду туризма и категории сложности маршрута. Рекомендуемые нормативы общефизической подготовленности туристов приведены в Программах учебных курсов подготовки туристских кадров.

{mospagebreak title=3.5. Зачет прохождения маршрута}

3.5.1. После завершения маршрута группа составляет отчет о прохождении туристского маршрута и сдает его в выпускающую МКК. Отчет оформляется в соответствии с Типовой формой отчета о туристском маршруте формой Паспортов препятствий вида туризма (приложение 3-6 (формы 3-5 Тур), раздел 1 Регламента).

Объем отчета и форма его представления устанавливаются МКК при выпуске группы на маршрут, о чем делается запись в МК.

Для маршрутов 1-2 к.с. отчет по решению МКК может быть предоставлен в устной форме, для маршрутов 3-6 к.с. – в письменной форме.

3.5.2. Вместе с отчетом о ТСМ в МКК предоставляется МК (МЛ) и другие документы, подтверждающие факт прохождения маршрута.

Факт прохождения маршрута подтверждают:

- маршрутная книжка с отметками о прохождении контрольных пунктов (отметки отделения связи с датами, отметки выездной МКК (при ее наличии), спасслужбы, организаций, органов власти, таможни, пограничников и др.);

- копии проездных документов и квитанции об оплате услуг;

- контрольные записки с перевалов, вершин и пр.;

- заполненная дополнительно на каждое парусное судно судовая роль установленного образца, заверенная печатью ТСО, с отметками приход – отход пограничных КПП (для парусных маршрутов в пограничных зонах с выходом в территориальные или международные воды);

и другие документы.

3.5.3. Информацией, приводимой в отчете и подтверждающей прохождение маршрута, является:

- фото- кино- видео материалы о прохождении участниками (средствами передвижения) маршрута и препятствий, определяющих его техническую сложность;

- отметки координат и высот ключевых точек маршрута, взятые с приборов глобальной системы позиционирования (типа GPS и пр.)

- SMS - сообщения со спутникового телефона с координатами точки отправки и датой;

- фотографии экрана технических средств измерения во время измерения;

- иная информация.

При необходимости МКК может запросить предоставить дополнительные фото- кино- видео- и другие, не оговоренные здесь, материалы, подтверждающие факт прохождения маршрута участниками.

3.5.4. Фото- кино- видеоматериалы  должны подтверждать прохождение участниками туристской группы, судами или другими средствами передвижения маршрута и его определяющих препятствий. На фотографиях рекомендуется приводить отметки даты и времени съемки.

Съемка производится при прохождении препятствий, в ключевых точках маршрута, по возможности на фоне известных географических объектов:

а) при прохождении перевалов и вершин:

- фотографии на подходах (вид на препятствие со стороны подъема и/или спуска) с нанесенным маршрутом;

- фотографии на подъеме и спуске (участки различного горного рельефа – скалы, ледники, преодоление трещин и т.д.), отражающие применяемые технические приемы при прохождении сложных участков, их характер и крутизну;

- фотографии на седловине, вершине с опознаванием окружающего ландшафта;

б) при прохождении водных маршрутов приводятся:

фотографии, кинограммы (серии фотографий) и видеоматериалы ключевых мест порогов при их прохождении участниками (судами);

в) при прохождении велосипедных и авто-мото маршрутов дополнительно приводятся фотографии дорожных и информационных указателей географических объектов.

3.5.5. Дополнительным подтверждением прохождения маршрута группой может быть информация, поступившая от других туристских групп, прошедших свои маршруты в этом  географическом районе.

3.5.6. Решение о зачете пройденного маршрута и факт выдачи руководителю и участникам справок о туристском опыте, полученном при прохождении маршрута, фиксируется в п. 14 маршрутной книжки и заверяется подписями и штампом МКК.

3.5.7. При зачете пройденного маршрута МКК выдает руководителю и участникам справки о зачете прохождения туристского маршрута (приложение 7 (форма 6 Тур), раздел 1 Регламента).

 В справках приводится нитка маршрута с указанием пройденных препятствий и временных дат прохождения маршрута

Результат участия в ТСМ и опыт прохождения маршрутов фиксируются в квалификационной книжке туриста (книжке спортсмена).

Регламент по спортивному туризму. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов.

Утвержден 28 ноября 2008г. Туристско-спортивным союзом России (ТССР).

 

Регламент включает:

- Правила организации и прохождения туристских спортивных маршрутов (раздел 1 с приложениями);

- Классификацию туристских маршрутов (раздел 2 с приложениями); - данная страничка

- Маршрутную документацию (маршрутная книжка и маршрутный лист) (раздел 3);

- Положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях (раздел 4).

Данная страничка включает 

Раздел 2. Классификация туристских маршрутов (КТМ). Категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)

Перейдите на следующую страницу, либо выберете пункт меню справа.

{mospagebreak title=1.Общие положения и требования}

1.1. Классификация (категорирование) туристских маршрутов (КТМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма группы дисциплин маршрут. Каждой дисциплине из группы дисциплин маршрут Всероссийского Реестра видов спорта соответствует вид спортивного туризма (СТ) в таблице:

 

Дисциплина ВРВС

Вид туризма

маршрут – пешеходный (1 – 6 категория)

пешеходный

маршрут – горный (1 – 6 категория)

горный

маршрут – лыжный (1 – 6 категория)

лыжный

маршрут – водный (1 – 6 категория)

водный

маршрут – на средствах передвижения (1 – 6 категория)

на средствах передвижения:

велосипедный,

авто – мото,

конный

маршрут – спелео (1 – 6 категория)

спелео

маршрут – парусный (1 – 6 категория)

парусный

маршрут – комбинированный (1 – 6 категория)

комбинированный

 

1.2. В зависимости от трудности локальных (ЛП) и протяженных (ПП) препятствий, а также других факторов природной среды туристские маршруты классифицируются 1, 2, 3, 4, 5 и 6 категорией сложности (к.с.).

Туристские маршруты, имеющие техническую сложность, протяженность или продолжительность меньше, чем установленную для маршрутов 1 к.с., относятся к некатегорийным (н/к). Некатегорийные маршруты, у которых техническая трудность всех локальных и протяженных препятствий не выше, чем у аналогичных маршрутов, классифицированных 1 к.с., относятся к маршрутам 1, 2 или 3 степени сложности (ст.с.).

1.3. Структурно КТМ состоит из следующих разделов:

1. Принципы и технология классификации маршрутов по виду СТ.

Методики категорирования маршрутов по отдельным видам СТ.

2. Перечень классифицированных и эталонных тури­стских спортивных маршрутов и препятствий. М, 2008. (далее по тексту Перечень) (*).

3. Перечни категорированных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п.) (**).

 

Изданы:

(*) Перечень классифицированных и эталонных тури­стских спортивных маршрутов и препятствий. М, ТССР, 2008. (далее Перечень маршрутов).

(**)

  1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, Москва, издательство Прест, 2001 г. (далее Перечень высокогорных перевалов);
  2. Перечень классифицированных перевалов Среднегорья России. Официальный выпуск, 2008 г. (далее Перечень перевалов Среднегорья);
  3. Классификация маршрутов на горные вершины, 2001 г. (далее Перечень вершин).

 

4. Классификация туристских маршрутов производится в соответ­ствии с единой технологией и требованиями, приведенными в КТМ (данный Регламент, раздел 2).

В спортивном туризме применяются три метода категорирования по видам СТ:

1). Использование КТМ и методики категорирования по видам СТ;

2). Использование КТМ и Перечня;

3). Сочетание методов 1) и 2).

Набор препятствий и факторов классифицируемого мар­шрута должны быть не ниже, чем аналогичные параметры эталонного маршрута из Перечня

1.4. Классификация маршрутов по степени сложности использу­ется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требова­ния к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто, мотто, спелео и горного туризма отсутствуют.

Таблица 1 Требования к маршрутам 1 – 3 степени сложности

 

Степень

сложности

 

Виды маршрутов

 

Протяженность, км

 

Продолжитель-ность, дней

 

3

 

Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

 Велосипедные

Водные

75

60

120

60

6-8

6-8

6-8

6-8

2

 

Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

Велосипедные

Водные

50

40

80

40

4-6

4-6

4-6

4-6

1

 

Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

Велосипедные

Водные

30

25

50

25

4-6

4-6

4-6

4-6

 

1.5. Основными показателями, определяющими категорию слож­ности маршрута, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины, пороги и др.), протяженные препятствия (ПП) (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.).

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику, но могут быть и препятствия, характерные для других видов туризма.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия и (или) большее количество определяющих факторов.

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) марш­рута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию сложности данного маршрута.

Предопределя­ющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну полукатегорию / категорию (для водного туризма) трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и слож­ность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются ОП и ОФ.

Локальные препятствия (ЛП) – препятствия не­большой протяженности соответствующей категории трудности, требующие при их преодолении соответствующего уровня технического мастерства, и, как правило, использования специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия как - перевалы, вершины, пещеры или участки пещеры (колодцы, локальные узости, водные преграды и т.п.), пороги и другие.

ЛП дают туристам при прохождении технический опыт, необходимый для преодоления маршрутов и препятствий более высоких категорий сложности.

Протяженные препятствия (ПП) – препятствия, характеризуются значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, водных, спелео и парусных маршрутах, маршрутах на средствах передвижения. К ним относятся траверсы хребтов, каскады порогов, каньоны и т.п.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяет, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки, а также какой набор технических средств требуется для его безопасного прохождения.

Эталонный маршрут имеет мини­мальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности и параметры, соответствующие табл. 2. Параметры маршрута разделяются на основные (нормативные) и рекомендованные. К основному параметру относится протяженность маршрута, к рекомендованному – продолжительность (рекомендуемое время, необходимое для прохождения маршрута группой, имеющей среднюю подготовку для маршрута данной к.с.)

Комбинированный маршрут – это маршрут, который включает участки маршрутов, характерных другим видам туризма. Количество ОП (ОФ), категория их трудности и длина комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должны пропорционально соответствовать длине, количеству и категории трудности участков других видов маршрутов, из которых он составлен.

Категория сложности комбинированных маршрутов определяется по классификационным требованиям видов маршрутов, из которых он состоит.

1.7. Требования к протяженности и продолжительности категорийных маршрутов приведены в таблице 2.

1.8. Нормативная продолжительность маршрута, приведенная в таб­лице 2, принимается как рекомендуемое время, необходимое для про­хождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяжен­ности маршрута, количества и трудности препятствий, за счет времени на их разведку и наличия других факторов. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению безопасности.

1.9. Нормативная протяженность маршрута принимается как мини­мальная, ориентировочная для данной категории сложности. В отдельных случаях, по согласованию с МКК, протяженность может быть уменьшена, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при превышении номинального количества ОП или ОФ. Протя­женность маршрута в сильнопересеченной местности (препятствия, затрудняющие движение, занимают более 30% ее площади) измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Таблица 2. Параметры маршрутов. (красным выделены изменения!!!)

Маршруты по видам туризма

Категории сложности маршрутов

 

1

2

3

4

5

6

Продолжительность марш­рута в днях (не менее):

6

 

8

 

10

 

13

 

16

 

20

 

Протяженность маршрута в км  (не менее):

Пешеходные

 

100

 

120

 

140

 

170

 

210

 

250

 

Лыжные

 

100

140

180

210

240

270

Горные

 

100

 

120

 

140

 

150

 

160

 

160

 

Водные

 

150

160

170

180

190

190

Спелео (количество пещер)

 

4

 

3

 

2

 

1

 

1

 

1

 

Парусные

 

150

 

250

 

300

 

400

 

500

 

700

 

Комбинированные

п. 104

На средствах передвижения

 

 

 

 

 

 

Велосипедные

 

300

 

400

 

500

 

600

 

700

 

800

 

Авто-мото (мотоциклетные)

 

1000

 

1500

 

2000

 

2500

 

3000

 

-

 

Авто-мото (автомобильные)

 

1500

 

2000

 

2500

 

3000

 

3500

 

-

 

Авто-мото (на снегоходах и пневматиках)

 

200

250

350

500

900

1300

Конные (вьючные)

 

100

 

160

 

210

 

280

 

-

 

-

 

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или коль­цевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установлен­ной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (например, для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом считается небольшой относитель­но всего маршрута участок маршрута с возвращением в ту же точ­ку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольце­вых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчи­тываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выхо­дах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном на­правлении.

1.11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывны­ми, без разрывов, вызванных пребыванием в на­селенном пункте без необходимости.

В случаях связки участков маршрута (рек, пещер, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах дан­ного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует более широкому освоению ре­гиона группой.

1.12. Если маршрут содержит меньшее количество ОП (ОФ), оговоренных в видовых требованиях п.п. 2.1 – 2.9., и протяженность, чем в табл. 2, то он классифицируется как короткий (КМ).

{mospagebreak title=2. Классификационные требования к маршрутам}

Параметры маршрутов должны удовлетворять требованиям таблицы 2 с учетом п. 1.8. – 1.11.

2.1. Маршруты пешеходные. Категория сложности пешеходных марш­рутов определяется на основе Перечня либо по Методике категорирования пешеходного маршрута (приложение 1 раздела 2 Регламента). Категорирование коротких пешеходных маршрутов осуществляется по методике (см. приложение 2 раздела 2 Регламента). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями книги Пешеходный туризм. Сборник официальных документов. Выпуск первый, 2004 г., Перечнем маршрутов, Перечнем высокогорных перевалов и Перечнем перевалов Среднегорья.

2.2. Маршруты лыжные. Категория сложности лыжных марш­рутов определяется на основе Перечня либо с использованием Методики категорирования лыжных маршрутов (см. приложение 3 раздела 2 Регламента).

2.3. Маршруты горные.Категория сложности горных туристских маршрутов определя­ется тремя показателями: категорией трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов), их количеством и протяженностью маршрута. Под понятием перевал в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую.

При оценке сложности категории маршрута принимаются во внимание дополнительные требования к планированию маршрута – наличие не менее двух определяющих препятствий в линейной части маршрута (п. 1.10. раздела 2 Регламента). Для маршрутов 4 – 6 к.с. в линейную часть маршрута могут засчитываться кольца протяженностью не менее 1/3 от установленного для данной категории норматива.

Локальные препятствия классифицируются по категориям трудности.

В горном туризме принято 7 полукатегорий трудности ЛП (ПП) от 1А до 3Б*.

Препятствия проще 1А к.т. относятся к некатегорийным (н/к).

Все препятствия сложнее 3Б обозначаются в горном туризме 3Б*.

Классификация перевалов высокогорья приведена в Перечне перевалов высокогорья.

Категорирование маршрутов на вершины и категорирование траверсов осуществляется с учетом классификации, принятой в альпинизме. Классификация вершин и траверсов приведена в Перечне вершин.

Катего­рия трудности отдельных перевалов в зависимости от условий прохождения (времени года, снежной обстановки и т.д.) может усложняться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в Перечне знаком * (кроме перевалов 3Б*).

Для преодо­ления этих перевалов участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения перевалов на полукатегорию выше. Знак * у перевалов трудности ЗБ означает, что для его преодоления участники группы (руководитель) должны иметь опыт прохождения (руко­водства) не менее чем двух перевалов категории ЗБ. При зачете маршрута такие перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, перевал 2А* по факту прохождения 2А или 2Б, но не 2А*).

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если су­щественная по сложности часть спуска с одного и подъема на следующий перевал выпадает, рассматрива­ется как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

Для каждой категории сложности маршрута ко­личество и категория трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов) должны соответствовать количеству, указанному в таблице 3.

Таблица 3. Таблица минимального количества препятствий ЛП (ПП) горного маршрута

Категория сложности маршрута

 

Минимальное количество категорийных ЛП (ПП)

 

всего

 

В том числе категорий трудности

 

ЗА

ЗБ

1

 

2

 

2

 

-

-

-

 

-

 

-

 

-

 

2

3

 

1

 

2

 

-

 

-

 

-

 

-

 

3

4

 

 

 

1

 

2

 

-

 

-

 

-

 

4

5

 

 

 

1

 

1

 

2

 

-

 

-

 

5

6

 

 

 

 

 

1

 

1

 

2

 

-

 

6

6

 

 

 

 

 

 

1

 

1 (3)

 

2 (1)

 

 

Минимальный набор перевалов, определяющих сложность горного маршрута VI к.с.: ЗА - 3 шт., ЗБ - 1 шт.; либо ЗА - 1 шт., ЗБ - 2 шт.; либо ЗА - 2 шт., ЗБ* -1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше).

Если маршрут содержит факторы, усложняющие его прохождение (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия и т.п.) то по согласованию с выпускающей МКК

- протяженность маршрута может быть сокращена, но не более чем на 25%,

- может быть сокращено количество перевалов, не определяющих к.с. маршрута.

В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Категория сложности вос­хождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться на основании Перечня вершин и Таблицы оценки трудности препятствия (см. приложение 4 раздела 2 Регламента).

Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал может быть зачтено в качестве определяющего или предопределяющего перевала из таблицы 3. При этом для походов 6 к.с. необходимо минимум одно сквозное прохождение определяющего препятствия 3Б (или 3Б*) к.т.

При проведении спортивных походов в высокогорье (св. 5000 м) рекомендуется не превышать имеющийся высотный опыт более чем на 1200 м.

При определении категории трудности впервые пройденных препятствий рекомендуется пользоваться Таблицей оценки трудности препятствий (приложение 4 раздела 2 Регламента).

Категорирование горных маршрутов в районах среднегорья производится на основании Перечня перевалов среднегорья. При этом опыт горных маршрутов в среднегорье участникам и руководителю засчитывается. Однако для выхода в высокогорье необходим последовательный набор высотного опыта.

2.4. Маршруты водные.

2.4.1. Категория сложности водных маршрутов определяется на основе Перечня маршрутов.

Категории трудности препятствий классифицируются от 1 до 6 к.т. от простого к сложному.

Оценка категорий сложности новых водных маршрутов проводится в соответствии с данными таблицы 4, диапазон препятствий зависит от географического региона.

Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.).

Количество ОП и ПОП варьируются от географического региона выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категория сложности наиболее распространенных сложных маршрутов для среднего уровня воды, а также категории трудности ОП для различных регионов для среднего и большого уровня воды приведены в Перечне маршрутов.

При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталонным маршрутом (если эталон отсутствует, со сложностью известных категорированных маршрутов региона) из Перечня, при этом количество ОП и ПОП должно быть не меньше, чем у эталона (или известного категорийного маршрута в этом регионе).

Оценка категорий сложности новых маршрутов, не вошедших в Перечень, проводится в соответствии с данными таблицы 4, зависящими от географического региона.

Таблица 4. Оценка категорий сложности новых водных маршрутов в новых районах

Категория сложности водного маршрута

 

Минимальное количество водных ЛП (ПП), имеющих категорию трудности

 

1 к.т.

 

2 к.т.

 

3 к.т.

 

4 к.т.

 

5 к.т.

 

6 к.т.

 

1 к.с.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 к.с.

1-3

 

2-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 к.с.

 

 

1-3

 

2-5

 

 

 

 

 

 

 

4 к.с.

 

 

 

 

1-3

 

2-5

 

 

 

 

 

5 к.с.

 

 

 

 

 

 

1-3

 

2-5

 

 

 

6 к.с.

 

 

 

 

 

 

 

 

2-5

 

2-3

 

 

2.4.2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определя­ется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также

 

тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности впервые пройденных водных препятствий используется Таблица оценки трудности вод­ных препятствий (см. приложение 5 раздела 2 Регламента). ЛП (ПП) имеют 1-6, 6* к. т.

2.4.3. К участникам группы и капитанам (рулевым) туристских спортивных судов могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта прохождения при наличии различных фак­торов (например, автономности, сплав при большой воде и др.), ко­торые могут встречаться на маршруте.

2.4.4. Зачетная оценка водного маршрута участникам/руководителю осуществляется по фа­ктическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, услож­нения препятствий и др.) на основе отчета и фото/видео материалов.

2.4.5. МКК может понизить зачетную катего­рию сложности пройденного маршрута при несоответствии ОФ: уровня воды, размера судна и др.

Приложения 1-4 пока на сайте отсутствуют
Приложение 5 (раздел 2 Регламента)

Таблица оценки трудности водных препятствий

 

Категория

трудности

Характеристика препятствия

Характеристика линии движения

1

Легкое препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристско­го опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов 1 к.с.

 

Не требуется выбора линии движения и разведки.

 

2

 

Простое препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость во­ды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. ОП маршрутов 2 к.с.

 

Линия движения видна с воды.

 

3

 

Препятствие средней трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локаль­ными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные ка­менистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов 3 к.с.

 

Линия движения видна с воды, легко выдерживается.

 

4

 

Сложное препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количе­ством камней, бочками и валами 1-1,5 м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов 4 к.с.

Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.

5

 

Очень сложное препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки, сливы и валы до 2  м. Сильный прижим, каньон с препятствиями 4 к.т. Препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены, и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна ава­рийная ситуация. ОП маршрутов 5к.с.

 

Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдержива­ние требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.

 

6

 

Сверх сложное, опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий 5 к.сл. Отдельные препятствия пе­реходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие мар­шрутов 6 к.с.

Линия движения неочевидна, сложна, иногда не про­сматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страхов­кой, для которой часто требуется горная техника.

 

6*

 

Сверхопасное препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Хара­ктерно для маршрутов - первопрохождений 6 к.с и маршрутов экстра-класса.

 

Имеет единичные случаи прохождения.

 

 

 

В нашем клубе работает Маршрутно-Квалификационная Комиссия по пяти видам туризма: пешему, горному, лыжному (ПГЛ направление), водному (водное направление) и велосипедному (велонаправление).

Полезная информация по разделу:

Положение об МКК НП ТК МГТУ, особенно пригодятся процедуры заявки категорийного похода и ПВД (некатегорийного похода), а также бланки заявочной документации и справок.

Состав МКК - узнайте членов МКК в лицо

Требования к группе и ее участникам - те самые правила, за знание которых вы расписываетесь в маршрутной книжке.

Обзор действующей нормативной документации по спортивному туризму - полезно знать каждому

Кодекс путешественника - название говорит само за себя

Положение о МКК ТССР - основополагающий нормативный документ (использованный как основа Положения об МКК НП ТК МГТУ).

Классификация Туристских Маршрутов - каким образом определяются категории, требования по препятствиям, продолжительности и пр.

Адрес рассылки МКК: mkk_tk [] googlegroups.com

Традиционный день сбора МКК - понедельник, однако в случае отсутствия необходимости МКК не собирается.