Классификация туристских маршрутов

Автор: ТК МГТУ, 29.10.2009 03:00
Просмотров: 17661

Регламент по спортивному туризму. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов.

Утвержден 28 ноября 2008г. Туристско-спортивным союзом России (ТССР).

 

Регламент включает:

- Правила организации и прохождения туристских спортивных маршрутов (раздел 1 с приложениями);

- Классификацию туристских маршрутов (раздел 2 с приложениями); - данная страничка

- Маршрутную документацию (маршрутная книжка и маршрутный лист) (раздел 3);

- Положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях (раздел 4).

Данная страничка включает 

Раздел 2. Классификация туристских маршрутов (КТМ). Категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)

Перейдите на следующую страницу, либо выберете пункт меню справа.

{mospagebreak title=1.Общие положения и требования}

1.1. Классификация (категорирование) туристских маршрутов (КТМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма группы дисциплин маршрут. Каждой дисциплине из группы дисциплин маршрут Всероссийского Реестра видов спорта соответствует вид спортивного туризма (СТ) в таблице:

 

Дисциплина ВРВС

Вид туризма

маршрут – пешеходный (1 – 6 категория)

пешеходный

маршрут – горный (1 – 6 категория)

горный

маршрут – лыжный (1 – 6 категория)

лыжный

маршрут – водный (1 – 6 категория)

водный

маршрут – на средствах передвижения (1 – 6 категория)

на средствах передвижения:

велосипедный,

авто – мото,

конный

маршрут – спелео (1 – 6 категория)

спелео

маршрут – парусный (1 – 6 категория)

парусный

маршрут – комбинированный (1 – 6 категория)

комбинированный

 

1.2. В зависимости от трудности локальных (ЛП) и протяженных (ПП) препятствий, а также других факторов природной среды туристские маршруты классифицируются 1, 2, 3, 4, 5 и 6 категорией сложности (к.с.).

Туристские маршруты, имеющие техническую сложность, протяженность или продолжительность меньше, чем установленную для маршрутов 1 к.с., относятся к некатегорийным (н/к). Некатегорийные маршруты, у которых техническая трудность всех локальных и протяженных препятствий не выше, чем у аналогичных маршрутов, классифицированных 1 к.с., относятся к маршрутам 1, 2 или 3 степени сложности (ст.с.).

1.3. Структурно КТМ состоит из следующих разделов:

1. Принципы и технология классификации маршрутов по виду СТ.

Методики категорирования маршрутов по отдельным видам СТ.

2. Перечень классифицированных и эталонных тури­стских спортивных маршрутов и препятствий. М, 2008. (далее по тексту Перечень) (*).

3. Перечни категорированных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п.) (**).

 

Изданы:

(*) Перечень классифицированных и эталонных тури­стских спортивных маршрутов и препятствий. М, ТССР, 2008. (далее Перечень маршрутов).

(**)

  1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, Москва, издательство Прест, 2001 г. (далее Перечень высокогорных перевалов);
  2. Перечень классифицированных перевалов Среднегорья России. Официальный выпуск, 2008 г. (далее Перечень перевалов Среднегорья);
  3. Классификация маршрутов на горные вершины, 2001 г. (далее Перечень вершин).

 

4. Классификация туристских маршрутов производится в соответ­ствии с единой технологией и требованиями, приведенными в КТМ (данный Регламент, раздел 2).

В спортивном туризме применяются три метода категорирования по видам СТ:

1). Использование КТМ и методики категорирования по видам СТ;

2). Использование КТМ и Перечня;

3). Сочетание методов 1) и 2).

Набор препятствий и факторов классифицируемого мар­шрута должны быть не ниже, чем аналогичные параметры эталонного маршрута из Перечня

1.4. Классификация маршрутов по степени сложности использу­ется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требова­ния к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто, мотто, спелео и горного туризма отсутствуют.

Таблица 1 Требования к маршрутам 1 – 3 степени сложности

 

Степень

сложности

 

Виды маршрутов

 

Протяженность, км

 

Продолжитель-ность, дней

 

3

 

Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

 Велосипедные

Водные

75

60

120

60

6-8

6-8

6-8

6-8

2

 

Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

Велосипедные

Водные

50

40

80

40

4-6

4-6

4-6

4-6

1

 

Пешеходные, лыжные

Пешеходные в горах

Велосипедные

Водные

30

25

50

25

4-6

4-6

4-6

4-6

 

1.5. Основными показателями, определяющими категорию слож­ности маршрута, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины, пороги и др.), протяженные препятствия (ПП) (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.).

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику, но могут быть и препятствия, характерные для других видов туризма.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия и (или) большее количество определяющих факторов.

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) марш­рута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию сложности данного маршрута.

Предопределя­ющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну полукатегорию / категорию (для водного туризма) трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и слож­ность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются ОП и ОФ.

Локальные препятствия (ЛП) – препятствия не­большой протяженности соответствующей категории трудности, требующие при их преодолении соответствующего уровня технического мастерства, и, как правило, использования специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия как - перевалы, вершины, пещеры или участки пещеры (колодцы, локальные узости, водные преграды и т.п.), пороги и другие.

ЛП дают туристам при прохождении технический опыт, необходимый для преодоления маршрутов и препятствий более высоких категорий сложности.

Протяженные препятствия (ПП) – препятствия, характеризуются значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, водных, спелео и парусных маршрутах, маршрутах на средствах передвижения. К ним относятся траверсы хребтов, каскады порогов, каньоны и т.п.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяет, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки, а также какой набор технических средств требуется для его безопасного прохождения.

Эталонный маршрут имеет мини­мальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности и параметры, соответствующие табл. 2. Параметры маршрута разделяются на основные (нормативные) и рекомендованные. К основному параметру относится протяженность маршрута, к рекомендованному – продолжительность (рекомендуемое время, необходимое для прохождения маршрута группой, имеющей среднюю подготовку для маршрута данной к.с.)

Комбинированный маршрут – это маршрут, который включает участки маршрутов, характерных другим видам туризма. Количество ОП (ОФ), категория их трудности и длина комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должны пропорционально соответствовать длине, количеству и категории трудности участков других видов маршрутов, из которых он составлен.

Категория сложности комбинированных маршрутов определяется по классификационным требованиям видов маршрутов, из которых он состоит.

1.7. Требования к протяженности и продолжительности категорийных маршрутов приведены в таблице 2.

1.8. Нормативная продолжительность маршрута, приведенная в таб­лице 2, принимается как рекомендуемое время, необходимое для про­хождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяжен­ности маршрута, количества и трудности препятствий, за счет времени на их разведку и наличия других факторов. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению безопасности.

1.9. Нормативная протяженность маршрута принимается как мини­мальная, ориентировочная для данной категории сложности. В отдельных случаях, по согласованию с МКК, протяженность может быть уменьшена, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при превышении номинального количества ОП или ОФ. Протя­женность маршрута в сильнопересеченной местности (препятствия, затрудняющие движение, занимают более 30% ее площади) измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Таблица 2. Параметры маршрутов. (красным выделены изменения!!!)

Маршруты по видам туризма

Категории сложности маршрутов

 

1

2

3

4

5

6

Продолжительность марш­рута в днях (не менее):

6

 

8

 

10

 

13

 

16

 

20

 

Протяженность маршрута в км  (не менее):

Пешеходные

 

100

 

120

 

140

 

170

 

210

 

250

 

Лыжные

 

100

140

180

210

240

270

Горные

 

100

 

120

 

140

 

150

 

160

 

160

 

Водные

 

150

160

170

180

190

190

Спелео (количество пещер)

 

4

 

3

 

2

 

1

 

1

 

1

 

Парусные

 

150

 

250

 

300

 

400

 

500

 

700

 

Комбинированные

п. 104

На средствах передвижения

 

 

 

 

 

 

Велосипедные

 

300

 

400

 

500

 

600

 

700

 

800

 

Авто-мото (мотоциклетные)

 

1000

 

1500

 

2000

 

2500

 

3000

 

-

 

Авто-мото (автомобильные)

 

1500

 

2000

 

2500

 

3000

 

3500

 

-

 

Авто-мото (на снегоходах и пневматиках)

 

200

250

350

500

900

1300

Конные (вьючные)

 

100

 

160

 

210

 

280

 

-

 

-

 

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или коль­цевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установлен­ной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (например, для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом считается небольшой относитель­но всего маршрута участок маршрута с возвращением в ту же точ­ку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольце­вых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчи­тываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выхо­дах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном на­правлении.

1.11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывны­ми, без разрывов, вызванных пребыванием в на­селенном пункте без необходимости.

В случаях связки участков маршрута (рек, пещер, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах дан­ного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует более широкому освоению ре­гиона группой.

1.12. Если маршрут содержит меньшее количество ОП (ОФ), оговоренных в видовых требованиях п.п. 2.1 – 2.9., и протяженность, чем в табл. 2, то он классифицируется как короткий (КМ).

{mospagebreak title=2. Классификационные требования к маршрутам}

Параметры маршрутов должны удовлетворять требованиям таблицы 2 с учетом п. 1.8. – 1.11.

2.1. Маршруты пешеходные. Категория сложности пешеходных марш­рутов определяется на основе Перечня либо по Методике категорирования пешеходного маршрута (приложение 1 раздела 2 Регламента). Категорирование коротких пешеходных маршрутов осуществляется по методике (см. приложение 2 раздела 2 Регламента). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями книги Пешеходный туризм. Сборник официальных документов. Выпуск первый, 2004 г., Перечнем маршрутов, Перечнем высокогорных перевалов и Перечнем перевалов Среднегорья.

2.2. Маршруты лыжные. Категория сложности лыжных марш­рутов определяется на основе Перечня либо с использованием Методики категорирования лыжных маршрутов (см. приложение 3 раздела 2 Регламента).

2.3. Маршруты горные.Категория сложности горных туристских маршрутов определя­ется тремя показателями: категорией трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов), их количеством и протяженностью маршрута. Под понятием перевал в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую.

При оценке сложности категории маршрута принимаются во внимание дополнительные требования к планированию маршрута – наличие не менее двух определяющих препятствий в линейной части маршрута (п. 1.10. раздела 2 Регламента). Для маршрутов 4 – 6 к.с. в линейную часть маршрута могут засчитываться кольца протяженностью не менее 1/3 от установленного для данной категории норматива.

Локальные препятствия классифицируются по категориям трудности.

В горном туризме принято 7 полукатегорий трудности ЛП (ПП) от 1А до 3Б*.

Препятствия проще 1А к.т. относятся к некатегорийным (н/к).

Все препятствия сложнее 3Б обозначаются в горном туризме 3Б*.

Классификация перевалов высокогорья приведена в Перечне перевалов высокогорья.

Категорирование маршрутов на вершины и категорирование траверсов осуществляется с учетом классификации, принятой в альпинизме. Классификация вершин и траверсов приведена в Перечне вершин.

Катего­рия трудности отдельных перевалов в зависимости от условий прохождения (времени года, снежной обстановки и т.д.) может усложняться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в Перечне знаком * (кроме перевалов 3Б*).

Для преодо­ления этих перевалов участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения перевалов на полукатегорию выше. Знак * у перевалов трудности ЗБ означает, что для его преодоления участники группы (руководитель) должны иметь опыт прохождения (руко­водства) не менее чем двух перевалов категории ЗБ. При зачете маршрута такие перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, перевал 2А* по факту прохождения 2А или 2Б, но не 2А*).

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если су­щественная по сложности часть спуска с одного и подъема на следующий перевал выпадает, рассматрива­ется как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

Для каждой категории сложности маршрута ко­личество и категория трудности ЛП (перевалов, вершин) и ПП (траверсов) должны соответствовать количеству, указанному в таблице 3.

Таблица 3. Таблица минимального количества препятствий ЛП (ПП) горного маршрута

Категория сложности маршрута

 

Минимальное количество категорийных ЛП (ПП)

 

всего

 

В том числе категорий трудности

 

ЗА

ЗБ

1

 

2

 

2

 

-

-

-

 

-

 

-

 

-

 

2

3

 

1

 

2

 

-

 

-

 

-

 

-

 

3

4

 

 

 

1

 

2

 

-

 

-

 

-

 

4

5

 

 

 

1

 

1

 

2

 

-

 

-

 

5

6

 

 

 

 

 

1

 

1

 

2

 

-

 

6

6

 

 

 

 

 

 

1

 

1 (3)

 

2 (1)

 

 

Минимальный набор перевалов, определяющих сложность горного маршрута VI к.с.: ЗА - 3 шт., ЗБ - 1 шт.; либо ЗА - 1 шт., ЗБ - 2 шт.; либо ЗА - 2 шт., ЗБ* -1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше).

Если маршрут содержит факторы, усложняющие его прохождение (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия и т.п.) то по согласованию с выпускающей МКК

- протяженность маршрута может быть сокращена, но не более чем на 25%,

- может быть сокращено количество перевалов, не определяющих к.с. маршрута.

В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Категория сложности вос­хождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться на основании Перечня вершин и Таблицы оценки трудности препятствия (см. приложение 4 раздела 2 Регламента).

Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал может быть зачтено в качестве определяющего или предопределяющего перевала из таблицы 3. При этом для походов 6 к.с. необходимо минимум одно сквозное прохождение определяющего препятствия 3Б (или 3Б*) к.т.

При проведении спортивных походов в высокогорье (св. 5000 м) рекомендуется не превышать имеющийся высотный опыт более чем на 1200 м.

При определении категории трудности впервые пройденных препятствий рекомендуется пользоваться Таблицей оценки трудности препятствий (приложение 4 раздела 2 Регламента).

Категорирование горных маршрутов в районах среднегорья производится на основании Перечня перевалов среднегорья. При этом опыт горных маршрутов в среднегорье участникам и руководителю засчитывается. Однако для выхода в высокогорье необходим последовательный набор высотного опыта.

2.4. Маршруты водные.

2.4.1. Категория сложности водных маршрутов определяется на основе Перечня маршрутов.

Категории трудности препятствий классифицируются от 1 до 6 к.т. от простого к сложному.

Оценка категорий сложности новых водных маршрутов проводится в соответствии с данными таблицы 4, диапазон препятствий зависит от географического региона.

Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.).

Количество ОП и ПОП варьируются от географического региона выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категория сложности наиболее распространенных сложных маршрутов для среднего уровня воды, а также категории трудности ОП для различных регионов для среднего и большого уровня воды приведены в Перечне маршрутов.

При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталонным маршрутом (если эталон отсутствует, со сложностью известных категорированных маршрутов региона) из Перечня, при этом количество ОП и ПОП должно быть не меньше, чем у эталона (или известного категорийного маршрута в этом регионе).

Оценка категорий сложности новых маршрутов, не вошедших в Перечень, проводится в соответствии с данными таблицы 4, зависящими от географического региона.

Таблица 4. Оценка категорий сложности новых водных маршрутов в новых районах

Категория сложности водного маршрута

 

Минимальное количество водных ЛП (ПП), имеющих категорию трудности

 

1 к.т.

 

2 к.т.

 

3 к.т.

 

4 к.т.

 

5 к.т.

 

6 к.т.

 

1 к.с.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 к.с.

1-3

 

2-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 к.с.

 

 

1-3

 

2-5

 

 

 

 

 

 

 

4 к.с.

 

 

 

 

1-3

 

2-5

 

 

 

 

 

5 к.с.

 

 

 

 

 

 

1-3

 

2-5

 

 

 

6 к.с.

 

 

 

 

 

 

 

 

2-5

 

2-3

 

 

2.4.2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определя­ется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также

 

тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности впервые пройденных водных препятствий используется Таблица оценки трудности вод­ных препятствий (см. приложение 5 раздела 2 Регламента). ЛП (ПП) имеют 1-6, 6* к. т.

2.4.3. К участникам группы и капитанам (рулевым) туристских спортивных судов могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта прохождения при наличии различных фак­торов (например, автономности, сплав при большой воде и др.), ко­торые могут встречаться на маршруте.

2.4.4. Зачетная оценка водного маршрута участникам/руководителю осуществляется по фа­ктическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, услож­нения препятствий и др.) на основе отчета и фото/видео материалов.

2.4.5. МКК может понизить зачетную катего­рию сложности пройденного маршрута при несоответствии ОФ: уровня воды, размера судна и др.

Приложения 1-4 пока на сайте отсутствуют
Приложение 5 (раздел 2 Регламента)

Таблица оценки трудности водных препятствий

 

Категория

трудности

Характеристика препятствия

Характеристика линии движения

1

Легкое препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристско­го опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов 1 к.с.

 

Не требуется выбора линии движения и разведки.

 

2

 

Простое препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость во­ды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. ОП маршрутов 2 к.с.

 

Линия движения видна с воды.

 

3

 

Препятствие средней трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локаль­ными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные ка­менистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов 3 к.с.

 

Линия движения видна с воды, легко выдерживается.

 

4

 

Сложное препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количе­ством камней, бочками и валами 1-1,5 м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов 4 к.с.

Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.

5

 

Очень сложное препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки, сливы и валы до 2  м. Сильный прижим, каньон с препятствиями 4 к.т. Препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены, и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна ава­рийная ситуация. ОП маршрутов 5к.с.

 

Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдержива­ние требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.

 

6

 

Сверх сложное, опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий 5 к.сл. Отдельные препятствия пе­реходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие мар­шрутов 6 к.с.

Линия движения неочевидна, сложна, иногда не про­сматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страхов­кой, для которой часто требуется горная техника.

 

6*

 

Сверхопасное препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Хара­ктерно для маршрутов - первопрохождений 6 к.с и маршрутов экстра-класса.

 

Имеет единичные случаи прохождения.