Отчет о походе 4 к/с по Приполярному Уралу 1977г.

Автор: aristar, 07.04.2005 04:00
Просмотров: 4161

Наконец-то я сподобился опубликовать этот отчет. Сразу оговариваю это не оригинальный отчет Буяльского. Некоторые фото погибли и были выброшены из отчета (ссылки на них остались), картографический материал очень объемный и интересен только с исторической точки зрения, так что если интересно пишите карты отсканены и лежат у меня.

Отчет о лыжном походе 4 кс. По приполярному Уралу

МОСКОВСКИЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ

Спортивный клуб Московского Высшего Технического училища им. Баумана
ОТЧЕТ

О ЛЫЖНОМ ТУРИСТСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ ЧЕТВЕРТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ по ПРИПОЛЯРНОМУ УРАЛУ, СОВЕРШЕННОМ С 26 ФЕВРАЛЯ ПО 20 МАРТА 1977 г.

Маршрутная книжка № 26/2 - 401. Руководитель группы - Буяльский В.В.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут четвертой категории сложности.

 

Москва 1977 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
  1. Справочные сведения о путешествии
  2. Сведения об участниках похода
  3. Организация путешествия
  4. График движения и техническое описание маршрута
    1. График движения с 28 февраля по 17 марта 1977 года.
    2. Техническое описание маршрута
  5. Выводы, рекомендации
  6. Приложения
    1. Список общественного снаряжения.
    2. Список личного снаряжения.
    3. Список ремонтного набора.
    4. Список медицинской аптеки
    5. Схема маршрута

I. Справочные сведения о путешествии.

Маршрут данного путешествия пролегал по Центральной части Приполярного Урала. Нитка маршрута начиналась на станции Косью и пролегала по следующим основным пунктам:
ст. Косью - река Косью - изба Мезенцева - изба трактористов - река Изья-ель - перевал Курсомбайские ворота - река Лев-вож-косью - водораздел - река Ягуней - перевал - река Харота - перевал - ручей Безымянный - река Вангыр - база геологов на реке Вангыр - база геологов Скалистый (радиальный выход) - ручей Медвежий - перевал Медвежий - река Юнко-вож - река Манарага - гора Манарага (радиальный выход) - река Ломесь-вож - перевал Огородникова - река Хобею - перевал Транзит - река Ю. Народа - ручей Карпин-шор - Голубое (Длинное) озеро - гора Народная (радиальный выход) - ручей Карпин-шор - река Ю. Народа - река С. Народа - ручей Амбар-шор - перевал Некрещеный - река Сура-иэ - водораздел - рекаБалбанью - озеро Балбанты - база геологов Желанная - тракт - поселок Кожим - ж/д ст.Кожим.

Протяженность маршрута составила примерно 449 км, из них пройдено на лыжах 327 км.
Продолжительность похода была 22 дня - с 26 февраля по 19 марта 1977 года.
Непосредственно на прохождение маршрута затрачено 18 дней. Из них было:
  • ходовых - 13 дней;
  • полудневок – 8 дней;
  • дневок - 2 дня.
  • Чистое ходовое время (без учета времени на отдых) составило - 91 час 23 минуты.
  • Число ночевок в полевых условиях - 12.
  • Число ночевок в избах - 5.
Маршрут похода предварительно был рассмотрен и одобрен на заседании МКК МВТУ им. Баумана. Окончательно маршрут был рассмотрен и утвержден 11.02.1977г. МКК МГС СДСО Буревестник под председательством т. Шмайгера Д.О. и выдана маршрутная книжка за № 26/2 - 401.

Оглавление

Сведения об участниках похода.

  ФИО Год рождения Место работы Домашний адрес Туристский опыт лыжных походов Обязанности в группе
1 Буяльский Виктор Викентьевич 1946 НИИ ПФ ст. инж. Москва, 111123, 3 Владимирская ул. дом 4"А", кв. 23 2-у-Ю. Урал,3-у-Кольский. 2-р-Ветреный Пояс, 3-р-Кольский, 5- у-. Приполярный Урал. Руководитель
2 Смолин Сергей Борисович 1956 МВТУ студент Москва Б.Пироговская дом 35 А, кв. 71 2-у-Ветреный Пояс, 3-у-Горная Шория, 2-р-Ю. Урал, 2-р-Кольский. Зам. руководителя, хронометрист
3 Соколов Владимир Александрович 1947 студент Московская обл. Щелковский р-н пос. Валентиновка, ул. Дмиитрова, дом 67, кв. 58 2-у-Кольский, 3-у-Кольский, 2-у-Кольский. Активный Участник
4 Синютин Владимир Иванович 1950 КБ ОМ инж. Москва, ул. Лавочкина дом 46, корп. 2,кв. 157. 2-у-Ветреный Пояс, 2-у-Кольский, 2-у-Кольский, 2-р-Карелия, 2-р-Сев. Урал, 3-р-Г. Шория, Реммастер
5 Крыкин  Сергей Алексащрович 1949 МЭЗ №1 инж-констр. Москва, 3 Красносельский пер. дом 18, кв 68 2-у-Ю. Урал, 3-у-Кольский, 3-у-Приполярный Урал, 2-р-Ветреный Пояс. Участник
6 Тяпина Татьяна Серафимовна 1952 НПО инженер Моск. обл. Балашиха 3, ул. Комсомольская, дом 18, кв. 54. 2-у-Ю. Урал, 2-у-Кольский, 3-у-Кольский. Завхоз.
7 Шутова (Губенко) Елена Константиновна 1947 - Московская обл. ст. Удельная, пос. Зеленый городок, дом 4, кв.8. 2-у-Ю. Урал. 2-у-Ветреный пояс, 2-у-Кольский, 3-у - Кольский. 4-у-Г. Шория. Медсестра
Примечание. Кроме перечисленного опыта зимних походов, все участники имели опыт участия в горных походах различных категорий сложности (включая 5 к.сл).

Оглавление

II. Организация путешествия.

Поход был организован секцией туризма и спортклубом МВТУ им Баумана. Район Приполярного Урала был избран местом для проведения похода вследствии:
1. наличия у всех участников опыта зимних походов на Кольском п-ове, Ю.и С. Урале, Ветреном поясе и Горной Шории не ниже 3 кат. Сложности;
2. стремления познать новый район, отличающийся особыми климатическими условиям;
3. возможности получения участниками навыков, необходимых в путешествии в безлесной, ненаселенной местности с различным снеговым покровом и климатическими условиями;
4. знания данного района руководителем путешествия;
6. возможности повысить спортивное мастерство и активно отдохнуть, ознакомиться с природой нового района, совершить восхождение на высшую вершину Урала - гору Народную и побывать на красивейшей вершине - горе Манараге.

Существенной целью похода этой группы и еще двух других групп МВТУ им. Баумана под руководством А. Зайцева и Г. Полещук ознакомление с новым (для секции туризма МВТУ им Баумана) районом для совершения зимних туристских путешествий и походов различных категорий сложности. Основной особенностью пред походной подготовки, которую хотелось бы отметить - это регулярные тренировки всех участников в секции туризма и тщательный подход МКК МВТУ им. Баумана к утверждению состава группы, проверки их физической подготовки, тренированности, схожености друг с другом.Кроме регулярных тренировок, все участники принимали участие в лыжных гонках на 10,15,3Окм, проводимых секцией туризма МВТУ им. Баумана. Каких-либо специальных тренировок по горной технике, работе с ледорубом и веревкой не проводилось. Выбор основного варианта маршрута основывался на возможности посетить наиболее интересные места Приполярного Урала: г. Колокольню, долину реки Вангыр, г. Манарагу и г. Народную. Запасные варианты обеспечивали: замену одного перевала (сложного) другим - более простым; сокращение маршрута в зависимости от обстоятельств и метеоусловий и должны были обеспечить безаварийное прохождение маршрута.Заявленный маршрут пройден полностью и всеми участниками. Ввиду сложных метеорологических условий - шквальный ветер со снегом в районе Голубого озера у подножья горы Народной вместо перевала Карпинского был пройден перевал Некрещеный (запасной вариант).Выбранный маршрут оказался очень интересным - удалось посетить почти все основные "достопримечательности" Приполярного Урала. Группа была подготовлена хорошо, что и позволило пройти весь маршрут, несмотря на сложные метеорологические условия. При этом, необходимо заметить, данный маршрут несколько превышал маршрут 4 категории сложности и его можно рекомендовать для прохождения только хорошо подготовленным группам.

Организация контроля за прохождением группы.

Контроль за группой при прохождении маршрута осуществлялся:
1. КСС Интинского района Адрес: Коми АССР, Интинский р-н, пос. Кожим, ул. Пионерская, 1. Щедринский Л.М.
2. МГС СДСО " Буревестник " Адрес: Москва, ул. Б. Академическая, 38. Стадион "Наука", Шмайгеру Д.О.
3. Спортклуб МВТУ им. Баумана Адрес: Москва Б-5, МВТУ им. Баумана, Спортклуб, Лизаев В.Ф.

Оглавление

III. График движения и техническое описание маршрута.

Ежегодно в районе Приполярного Урала совершаются десятка туристских путешествий, по результатам которых составляются отчеты. Названия перевалов (за редким исключением) в них существенно отличаются.В данном отчете приводятся названия перевалов наиболее часто упоминаемые в других отчетах; либо перевал обозначается по названиям рек, долим, которые этот перевал соединяет.В отчете указывается орографическое направление склонов притоков, рек и т.д. В том случае, когда направление указывало по ходу движения - это специально оговаривалось. В графике движения указано чистое ходовое время без учета времени на отдых. Дневной распорядок дня был следующим:
  • подъём дежурных около 4-х часов утра;
  • подъём всей группы спустя час, завтрак, сборы;
  • выход на маршрут около 7-8 часов утра;
  • движение по маршруту до 12 часов дня (активное передвижение 30 - 50 минут, отдых 5 - 15 минут - в зависимости от степени тропления снега, крутизны подъёма или спуска и других условий)
  • "обед" сухим пайком и горячимчаем из термоса примерно в 12 - 13 часов дня;
  • продолжение движения до 15 - 17 часов;
  • установка лагеря в 15 - 17 часов (в зависимости от выполнения дневной программы, метеоусловий и т.д.);
  • ужин в 16 - 18 часов;
  • сон.
Примечание: Здесь и далее время указывается московское. В таблице "График движения" в графе "Протяженность" при радиальных выходах указывалось число пройденных километров в одном направлении.

Оглавление

График движения с 28 февраля по 17 марта 1977 года.

Дни пути Даты Участок пути Протяженность в км Чистое ходовое время Характер пути, естественные препятствия опасные участки. Метеоусловия. Номера фотографий и схем в тексте
1 28.02 Ж/д ст. Косью - река Косью -  движение по р. Косью 16 3ч.41м Тропление снега при движении по реке Косью; глубина лыжни до 40 см. Тихо. Пасмурно. Т –22°С Мелкий снег Фото №1.
2 1.03 Движение по реке Косью до избы Мезенцева (слияния с р. Вангыр) 25 5ч.44м.   Лёгкий ветер Пасмурно. Т -11°С. Фото №2.
3 2.03 Движение по реке Косью до избы трактористов на тракте. 26 5ч.39м. глубина лыжни до 50 см. Утром снег. Днем ясно. Временами снежные заряды Т -10°С.  
4 3.03 Активная дневка (постройка снежной хижины).       Ясно. Морозно. Т -25°С. Фото № 3.
5 4.03 Изба трактористов - р .Косью. - руч. Изъя-ель – перевал Курсомбайские ворота - р. Лев-вож-косью 30 7ч.20м. Перевал трудностей не представляет. Глубина лыжни после спуска в долину р.Лев-вож-косью до 40 - 45 см. Тихо. Дымка. Т -16°С. Фото №4. Фото №5.
6 5.03 Р.Лев-вож-косью - водораздел - река Ягуней — перевал -р. Харота 25 6ч.43м. Водораздел не явно выражен. По долине р. Ягуней местами наст. Подъём на перевал пологий, спуск возможен на лыжах. Осторожно! Лавиноопасность и много открытых камней. Ясно. Солнечно. Т -18°С. Вечером ветер, снег. Фото №6. Фото №7. Фото №8. Фото №9.
7 6.03 Р.Харота -перевал - р. Вангыр - база геологов "Вангыр" 18 6ч.40м. Перевал состоит из трех ступеней. Много камней, с которых сдут снег. Спуск пологий, снежный. В долине р. Вангыр много снега. База расположена на левом берегу р. Вангыр, заброшена. Есть несколько домов с печками. Ветер, снег. Т -10°С. Фото №10.
8 7.03 Радиальный выход на базу "Скалистая". Полудневка 12 3ч. База "Скалистая" расположена на перевале Скалистый. На базе был сторож с рацией. Ясно. Вечером – снег. Т -18°С. Фото №11.
9 8.03 База "Вангыр" – руч. Медвежий – пер. Медвежий – р. Юнко-вож – р. Манарага 25 7ч.29м. Узкий каньон на перевал Медвежий - лавиноопасен! Последний взлет лучше проходить без лыж. Наст в верхнем течении Юнко-вож сменяется рыхлым снегом, глубина лыжни до 30 - 45 см. На реке Манараге много промоин – осторожно! Утром ветер, снег. Т -18°С. Фото №13. Фото №14. Фото №15. Фото №16. Фото №17.
10 9.03 Радиальный выход на плечо г. Манараги. 15 4ч.30м. На гребне г. Манараги – наст. Подъем серпантином. Ясно. Т -28°С. Фото №18. Фото №19. Фото №20.
11 10.03 Р.Манарага - р.Ломесь-вож - плато-перевал Огородникова - р.Хобею 35 9ч.22м. Глубокий снег в нижнем течении р .Ломесь-вож сменяется настом. Подъём на плато по камням, без лыж. На плато – плотный наст. Спуск крутизной 30 - 40°. В верховьях р.Хобею большие наледи и "горбы" льда, мало слега (он сдут) и много камней. Ветер со снегом. К вечеру Т -28°С. Фото №21. Фото №22. Фото №23.
12 11.03 Р.Хобею - заброшенная база Хобею на ручье Базовый 7 2ч. Много снега по течению р.Хобею. Ясно. Солнечно. Т -20°С. Фото №24.
13 12.03 База Хобею - водораздел – руч.Листа-пенди-шор – пер. Транзит – руч. Близнецы – река Ю.Народная 20 5ч.10м. На водоразделе и при подходе к перевалу Транзит – глубокий снег. Глубина лыжни 30 – 35 см. На перевале наст. Спуск пологий. Ясно. Во второй половине дня ветер со снегом. Фото №25.
14 13.03 Р. Ю.Народная - руч.Карпин-шор – Голубое озеро - восхождение на гору Народную – Голубое озеро 20 8ч.05м. На восхождение затрачено – 4,5ч,На подъем – 3ч, На спуск -1,5ч. На руч. Карпин-шор слабый наст. Подъем на гору Народную по восточному ребру без лыж. Ясно. Т -20°С. Фото №26. Фото №27. Фото №28. Фото №29. Фото №30. Фото №31.
15 14.03 Вынужденная дневка на Голубом озере       Шквальный ветер со снегом. Т -15°С. Фото №32.
16 15.03 Голубое озеро - руч.Карпин-шор.-.р. Ю.Народная - р. Сев. Народная 18 6ч.10м. В долинах рек глубокий снег. На реках больше наледи Сильный ветер со снегом. Т -15°С. Фото №33.
17 16.03 Р. Сев. Народа - руч. Амбар-шор - пер. Некрещеный - ручей - водораздел - р. Балбанью – база "Желанная".
База "Желанная" – р.Лимбекю (дом в 9км. От Лимбекю).
38 10ч.40м.
3ч.20м.
В верховьях р. Сев. Народа и руч. Амбар-шор - наст. Перевал идется слева без лыж, т.к. снег частично сдут и частично уже стаял. Спуск на лыжах. В долине Балбанью – наст. По тракту на машине. Утром ветер. К полудню ясно, солнечно Фото №34. Фото №35. Фото №36. Фото №37. Фото №38.
18 17.03 Долина р.Лимбекю - тракт – изба Соколова (Гранатского) - поселок Кожим.   9ч. (включая 1,5ч. Отдыха в избе Гранатского) Машиной по тракту. Пасмурно. Т-5-8°С Фото №39.
Всего за 17 ходовых дней пройдено 327 км, затрачено 91 час 23 минуты. 1 день на машине проехали около 120 км, затрачено 11 часов.

Оглавление

Техническое описание маршрута

Приполярный Урал - наиболее возвышенная часть древних уральских гор. Значительную трудность представляет удаленность этого района от железной дороги. На это уходит обычно как минимум 3-4 дня.
Наша группа начинала маршрут на станции Косью. Поезд № 26 Северное сияние Москва - Воркута прибыл на станцию Косью в 6ч.04м.
Станция Косью - небольшой поселок из нескольких домов (часть из которых заброшено) на левом берегу реки Косью. Зал ожидания просторный и очень теплый и вполне пригоден при необходимости, для ночевки. В поселке, в радиусе 100-150м от станции есть почта, магазин, сельсовет, но столовая отсутствует. Почта открывается в 10 часов, что и определило время нашего выхода.

Оглавление

Станция Косью - река Косью - изба Мезенцева - изба трактористов на тракте.
Фото 1. На ж/д станции Косью перед выходом на маршрут.
Фото 3. Изба трактористов, расположенная на тракте около р. Косью.
Прямо около станции Косью одели лыжи (Фото №1) и пошли параллельно железной дороге к водонапорной башне, до которой менее 1 км. Затем направо по насыпной дороге около 1,5 км и вышли на реку Косью, закованную в лед. Ширина её достигает 150 - 200 метров. Движение по реке Косью сопряжено со значительным троплением снега на всем её протяжении (Фото № 2). В конце второго дня пути добралась до усадьбы Мезенцева, распложенной на острове при слиянии реки Вангыр и реки. Косью. Сам Мезенцев здесь уже не живет, но изба с печкой находится в хорошем состоянии. На ночевку лучше всего вставать засветло, т.к. в округе практически нет сухих дров.
Примерно в 2,5 часах ходьбы выше по течению реки Косью на левом берегу расположена вторая изба Мезенцева - баня. В ней также можно ночевать, хотя она менее комфортабельна. Изба трактористов расположена на тракте у реки Косью. это большой дом со стоком, 2-х этажными нарами, и железной печкой. В 1976 году, когда функционировала база Вангыр и база Скалистая, в избе постоянно находился смотритель. В 1977 году ввиду свертывания баз, дом пустовал. В хорошую погоду прямо от дома можно разглядеть перевал Курсомбайские ворота и гору Маяк.

Оглавление

Изба трактористов - перевал - Курсомбайские ворота - река Лев-вож-косью.
Фото 5. Панорама Ягунейских ворот.
После дня отдыха, совмещенного с учебными занятиями по постройке снежной хижины (фото № 3), продолжили движение вверх по реке Косью. Пройдя около 4-х километров вверх по р. Косью, которая в этих местах имеет много промоин, свернули на ручей Иэъя-ель. Смешанный густой лес вокруг ручья постепенно редеет переходя в кустарник и затем в болото. Впереди створ перевала Курсомбайские ворота. Плоские вершины северной части хребта Курсомбай и горы Маяк соединены низкой залесенной перемычкой. Пройдя перевал и не спускаясь нареку Лев-вож-косью взяли резко вправо на юг и пошли вдоль Курсомбайского хребта почти по границе леса. Снег здесь более плотный и глубина лыжни составляла всего 15 - 20 см. Слева от нас виден массив горы Колокольни (фото № 4), а впереди и немного справа открылась панорама Ягунейских ворот (фото № 5).

Оглавление

Река Лев-вож-косью - водораздел - река Ягуней - перевал - река Харота (схема № З).
Фото 4. Гора Колокольня с перевала Курсомбайские ворота.
Фото 6. Панорама долины реки Ягуней.
Река Лев-вож-косью течет в широкой долине, зажатой с одной стороны массивом горы Колокольни, а с другой Курсомбайским хребтом. Лес в верховьях долины в основном лиственный, но встречаются и ели. Для ночевки лучше спуститься к самой реке.Водораздел между реками Лев-вож-косью и Ягуней не явно выражен и на нем много снега. При подходе к водоразделу постепенно открывается безлесная долина реки Ягуней (фото № 6). После длительного подхода (4 часа чистого ходового времени от водораздела) подошли к перевалу. Перевал на реку Хароту, а точнее на крупный северный приток, находиться справа по ходу вверху на склоне, метров 160-170 выше дна долины. Слева виден крутой подъём и ярко выраженная седловина перевала Двойной. Подъём на перевал в реку Хароту пологий (фото № 7), местами становится круче и подниматься лучше всего траверсируя склон. Спуск в долину реки Харота крутой только первые 100 - 150 метров, но не сложный, проходится на лыжах. Некоторую опасность представляют гряды камней, отдельные крупные камни (фото № 8) и наддувы. С левого крутого склона могут сходить лавины. Постепенно склон выполаживается (фото № 9) и чудесное катание до самой, реки Хароты.

Оглавление

Река Харота - перевал - река Вангыр - база.
Фото 7. Подъем на перевал с реки Ягуней на реку Хароту.
Фото 8. Спуск с перевала р. Ягуней – р. Харота.
Фото 9. Панорама перевала с р. Ягуней на р. Хароту после спуска.
Долина реки Хароты сравнительно узкая, зажатая с обеих сторон громадами гор. Лес только лиственный. Наш следующий день начался туманом, который: вскоре сменился поземкой. Видимость временами падала до 200 - 300 метров. Снега в долине реки Харота очень много. Долина сильно изрезана поперечными моренами и каменистыми валами. Впереди, прямо по долине, иногда виден довольно-таки простой перевал, ведущий в долину реки Юнко-вож . Мы же повернули направо на перевал река Харота - правый приток реки Вангыр .
Подъём на перевал длинный и занимает около 2-х часов. Подъём ступенчатого характера. Сначала пологий подъём, за ним крутой взлет, который выполаживается постепенно и переходит в крутой взлет. Таких три участка. Перевал проходится серпантином с постепенным набором высоты. Часто встречаются участки и каменистые площадки, с которых сдут снег. Самого перевала и окружающих панорам не видно, поэтому сразу начинаем спуск по извилистой долине ручья, впадающего в правый Вангыр . Снег очень глубокий, так что несмотря на умеренную крутизну 12 –15 катания не получилось. Ущелье постепенно расширяется и выполаживается .
Через час пути с перевала достигли границы леса. Склоны в верховьях этого ручья – лавиноопасны, особенно правый - висят карнизы. Осторожно! На ручье часто встречаются промоины и целесообразней идти берегом. Постепенно ручей поворачивает на юго-восток, а мы продолжаем движение на юг - напрямик к реке Вангыр . Вокруг хороший еловый лес, который у самой реки переходит в кустарник. Перейдя на левый берег реки Вангыр и спускаясь вниз по течению, примерно через часа два вышли к полуразрушенному большому сараю, который первоначально приняли за остатки базы. Сама база, верн ее её о статки, расположена еще ниже, примерно в 40 минутах ходьбы на лыжах. База представляет собой несколько рубленых домов, часть из которых полуразобрана , но есть два - три дома с печками, где можно переночевать с некоторым комфортом.

Оглавление

Перевал Скалистый.
Фото 11. База скалистая.
Оставив на базе все вещи, мы налегке отправились на перевал Скалистый, где расположена база геологов Скалистая. Дойдя до ручья, текущего со Скалистого, перешли на левый склон, как более пологий, и стали набирать высоту. Ориентирование облегчается наличием столбов с остатками электропроводки. Через час 10 минут мы были у складских домиков (фото №11), откуда менее чем за полчаса поднялись к базе "Скалистая", которая состоит из нескольких домов, образующих улицу, ведущую на перевал Скалистый. База законсервирована и только в одном из домов жил сторож. У него была рация для связи с поселком Кожим . Отдохнув и послушав мирские новости, мы за час спустились на базу Вангыр .

Оглавление

Река Вангыр - ручей Медвежий - перевал Медвежий - река Юнко-вож – река Манарага
Фото 14. Преодоление перевального взлета, перед выходом на плато перевала Медвежий.
Фото 13. Долина ручья Медвежий в нижнем течении.
Фото 17. Г. Манарага и г. Малая Лапа.
Фото 16. Панорама верховьев реки Юнко-вож с ее среднего течения.
После отдыха в избе собрались быстро. По своей, уже засыпанной лыжне, пошли вверх по течению реки Вангыр . Снега в долине реки Вангыр много. Глубина лыжни достигает 40 - 50 см. Ограниченная видимость затрудняет ориентирование. Долина ручья Медвежий постепенно сужается , зажатая большими елями (фото №13). Местами на ручье встречаются промоины, которые приходится обходить, выбираясь на склоны. В верховьях долина ручья очень узкая и зажата с двух сторон крутыми склонами. Склоны лавиноопасны! Пройдя после развилки ручья метров двести вышли на плотный снег, сошедшей недавно лавины. Снега на склонах мало - просматривается отдельные камни и гряды камней, появившиеся после недавно сошедших лавин. Продолжая двигаться строго по дну долины подошли к крутому взлету зажатому с 2-х сторон скалами. Крутизна взлета 35º - 45º , длина порядка 30 м. Преодолев крутой взлет без лыж (фото №14), вышли на пологий . склон, который постепенно переходит в перевальное плато. Путь от базы Вангыр до перевала занял более 3-х часов чистового ходового времени. Спуск в долину реки Юнко-вож более пологий и особых трудностей не представляет (фото №16). Как ни странно, но погода на этой стороне хребта намного лучше, чем на Вангыре . Впереди отрывается панорама горы Манараги , стоящей в профиль (фото №15). В излучине реки Косью , около г. Малая Лапа (фото №17) находится великолепный еловый лес, где мы остановились на ночлег. Как оказалось впоследствии - это место понравилось не только нам в лесу оказалось много пеньков и мало сушин .

Оглавление

Восхождение на гору Манарагу
Фото 15. Вид горы Манараги с верховьев реки Юнко-вож.
Фото 18. Вершина г. Манараги.
Фото 20. Панорама с г. Манараги на верховья реки Манараги и г. Народную.
Фото 19. Вид с Манараги на р. Ломесь-вож.
Начавшееся утро обещало хорошую погоду, несмотря на почти тридцатиградусный мороз. Оставив лагерь в лесу и захватив теплые вещи и сухой обед с чаем в термосе, вышли на реку Косью – Манарагу . В долине, на реке очень много промоин, которые легко обходятся. Пройдя вверх по реке 4 - 4,5 км свернули в лес налево и стали постепенно набирать высоту. Примерно через 3 часа мы поднялись на широкое пологое снежное ребро, ведущее к западному краю гребня (лапы) горы Манараги , по которому и продолжили подъем. С этого ребра целиком виден весь гребень Манараги (фото №18). По мере подъёма, открывается изумительная панорама долины реки Манараги и окружающих гор (фото №19,20). Немного не доходя скального гребня Манараги , повернули назад. Весь путь назад занял около 2-х часов.

Оглавление

Река Манарага - река Ломесь-вож - перевал Огородникова - река Хобею
Фото 22. Вид подъема на плато перевала Огородникова с верховьев р. Ломесь-вож.
Фото 23. Панорама с плато перевала Огородникова на долину р. Ломесь-вож и г. Манарагу.
 
Предстоящий день обещал быть трудным, поэтому легли спать раньше, чтобы, соответственно, встать пораньше. В 7 часов утра были уже на маршруте. Обойдя еще раз Малую Лапу, вышли на широкую долину реки Манараги . Двигаясь по долине и забирая постепенно вправо, вышли на реку, по которой стали подниматься вверх по течению. Снега очень много - глубина лыжни достирает полуметра, поэтому приходиться часто меняться. Лес, первоначально очень густой постепенно редеет. Речка вначале незначительно, а затем резко забирает влево по ходу. Оказывается здесь текут почти параллельно две речки, разделенные небольшим водоразделом. Река Ломесь-вож дальняя, а река Косью , расположена ближе. Перевалив водораздел и выйдя на реку Ломесь-вож , продолжили путь. Постепенно лес остается позади. Появляется наст и участки без снега, сдутого ветром. В верхнем течении река Ломесь-вож разветвляется на два ручья, вытекающих из каньонов, соваться в которые небезопасно. У слияния этих ручьёв, сняв лыжи, начинаем подъём по камням на плато (фото №22,23). На плато прочный наст, и, двигаясь точно на юг, через час были на перевале Огородникова . С перевала до карового озера спустились без лыж. Это озеро, зажатое с 3-х сторон отвесными скалами, имеет один выход примерно на северо-восток. Уклон большой и катиться на лыжах одно удовольствие. Следующее озеро покрыто наледями; встречаются ледяные бугры из голубого льда до двух метров высотой. В долине реки Хобею дуют сильные ветры, снег сдут и приходиться двигаться непосредственно по льду реки и встречающимся участкам снега. До хорошего леса далеко' – около 2-х часов хода.

Оглавление

Река Хобею - База Хобею - перевал Транзит - река Южная Народа
Фото 24. Вершина 1174 из долины р. Харота.
Фото 25. Панорама перевала Транзитный и г.Б.Чендер.
Долина реки Хобею очень живописная. Чем ниже опускаешься по реке, тем величественнее кедры, встречающиеся на пути. Очень удобным ориентиром в данном месте является вершина 1174 м (фото №24) расположенная справа от реки Хобею за ручьем Ошко-вож. Двигаться по реке очень тяжело - глубокий снег. Чтобы не набирать лишние километры, срезаем угол и выходим на первый большой приток реки Хобею. Двумя километрами выше по течению наткнулись на несколько полуразрушенных домов, бывшей базы Хобею. Предыдущий тяжелый день дает себя знать и решено устроить полудневку. Несколько человек отправились тропить лыжню в сторону водораздела и перевала Транзит, расположенного слева от горы Большой Чендер (фото №25). Остальные занялись устройством быта и заготовкой дров. На следующий день вышли на перевал Транзит. Движение по водоему затруднено глубоким снегом и частым подлеском. Разглядеть перевал Транзит с водораздела невозможно - мешает окружающий лес. Широкая седловина перевала расположена на высоте 930 метров. Скаты седловины прорезаны руслами нескольких ручьёв. Подъём на седловину лучше делать по возвышенной части правого берега ручья Листа-пенди-шор. Подъём по двум ступеням, между которыми расположена терраса, окаймленная с запада небольшой заснеженной стенкой карнизами. На террасе растет одинокий кедр.Спуск в долину реки Южная Народа пологий и трудностей не представляет. Долина реки Ю.Народа заросла хорошим смешанным лесом. Через 1.5 часа подошли к слиянию ручья Карпин-шор и реки Ю.Народа, расположенному прямо напротив (на север) горы Малый Чендер с характерным каровым сбросом. В долине ручья Карпин-шор практически нет леса и на ночевку лучше всего встать в долине реки Ю.Народа.

Оглавление

Река Народа - ручей Карпин-шор - голубое озеро - восхождение на гору Народную
Фото 27. Панорама г.Народной с Голубого озера.

Фото 26. Вид на гору Народную с ручья Карпин-шор.
Фото 28. Момент подъема на г. Народную.
Фото 29. Вершина г. Народной.
В этот день мисс хорошая погода, которая не баловала нас присутствием, выдалась отличная. В 5-45 утра мы уже двигались по ручью Карпин-шор. Лыжни, сделанной заранее, не было. Её замело и пришлось тропить заново. Примерно через два часа движения открылась панорама горы Народной - высшей точки Урала (фото №26,27).
Перекусив, мы установили одну палатку на левом берегу Голубого озера, недалеко от перевала в кар Карпинского. Вторую палатку, теплые вещи, сухой паёк, веревку уложили в несколько рюкзаков и взяв лыжные палии и ледоруб вышли на восхождение на гору Народную. Лыжи оставили в лагере. Снега на озере практически нет. Подъём на вершину осуществляли с плато Руч по восточному ребру (фото №28). Подъём некрутой в первой части до 30º по камням и плотному насту. При подходе к вершинному плато встречаются несколько участков с крутизной 45º -55º (фото №29), которые проходятся с самостраховкой лыжными палками. Подъём на открывшийся на севере перевал в кар Карпинского и долину реки Балбанью со стороны Голубого озера – прост (фото №30). По мере подъёма линия горизонта отодвигается и открывающиеся панорамы поражают обилием снежных пиков и их суровой красотой. Последний крутой взлет переходит в предвершинное плато, представляющее собой нагромождение камней (в основном крупных), щели между которыми забиты снегом. Надо быть осторожным, тут имеется хорошая возможность сломать ноги. Пройдя по плато около 400 метров, вышли на вершину горы Народной. С вершины отрылась панорама гор Приполярного Урала (фото №31). В туре сложением рядом с бюстом В.И. Ленина, нашли записку группы туристов МВТУ им. Баумана под руководством А. Зайцева от 8 марта 1977 года. В тур вложили свою записку. На весь подъём от лагеря на Голубом озере (фото №32) до вершины горы Народной затрачено около 3-х часов. Отсняв панорамы и сфотографировав друг друга, начали спуск по пути подъёма. На спуск ушло менее двух часов (включая время , затраченное на второй перекус).Оглавление Голубое озеро - ручей Карпин-шор - реки Ю. и С. Народа - ручей Амбар-шор - перевал Некрещеный - ручей - река Балбанью - база Желанная.Согласно закону бутерброда следующий день, который обещал быть и последним днем путешествия, оказался на редкость неприветливым. Шквальный ветер со снегом начал трепать палатки под утро. Идти в такую погоду в кар Карпинского было небезопасно. Выстроив хорошие снежные стенки, вновь забрались в палатки и предались мечтам о предстоящем гусятнике. В течении всего дня и следующей ночи ветер не утихал. К утру было принято решение: спуститься по ручью Карпи-шор до реки Ю. и С. Народа и поднявшись по реке С. Народа пройти более простой перевал - перевал Некрещеный (Запасной вариант). С большим трудом, кое-как собрав палатки и привязав к рюкзакам лыжи, пошли по Голубому озеру и затем по ручью Карпии-шор до леса на реке Ю. Народа. Путь от стоянки на озере до леса занял 4 часа. В лесу ветра практически нет, только скрипят и качаются окружающие деревья, да в вершинах воет ветер. Пока готовился завтрак, занялись вытряхиванием снега из рюкзаков, который забился во все мыслимые и немыслимые щели. Двигаться по реже Народа тяжело - встречаются большие наледи (фото №33), которые в сумме с сильным ветром представляют значительную опасность. Переночевав недалеко от места слияния рек Южной и Северной Народы, пошли вверх по Северной Народе. Здесь хорошими ориентирами служат вершины, расположенные справа по ходу - г. Перевальная, г. Ю. и С. Лезвие (фото №34). У слияния ручья Амбар-шор и реки С. Народа находятся остатки базы Сев. Народа. Домов здесь никаких нет, только развалины. Постепенно набирая высоту, продолжаем двигаться по дну ручья Амбар-шор (фото №35). Подьем пологий и через примерно 6 км приводит к цирку, которым замыкается долина, (фото №36). Подниматься можно лесенкой, но проще сняв лыжи и траверсируя склон (правый по ходу) выйти на перевальное плато. Склон покрыт камнями и мхом; снега почти нет - он частично сдут, а частично уже стаял (фото №37). На весь путь от места ночлега до перевала затрачено четыре часа чистого ходового времени. Со стороны ручья Сюразь-рузь-вож к перевалу Некрещеный подходят две долины, лучше всего спускаться напрямик к месту их слияния. Узкая извилистая долина ручья Сюразь-рузь-вож постепенно расширяется. Слева видны вершина Старик и водораздел (фото №38), а ручей уходит вправо. Водораздел пологий и усыпан камнями, особых сложностей для прохождения не представляет. Пройдя между вершинами Старик и Старуха по широкой долине попали еще в более широкую долину реки Балбанью. По слухам где-то здесь должен быть балок, но его не нашли. В долине реки Балбанью леса нет, но есть наст и тропление практически отсутствует. В 18 часов вечера мы были у озера на базе. Саму базу усмотреть не удалось, т.к. уже стемнело. Здесь в долине у озера находятся несколько домов, в которых есть электричество, печки. Здесь живут 2 - 3 человека и периодически отдыхают шоферы. База Желанная находится наверху на склоне. На базе имеется магазин, станция, жилые дома и сам штрек по добыче горного хрусталя – кварца. Других подробностей сообщить не можем, т.к. через час после нашего прихода сверху, с базы Желанная пришли машины, которые в тот же вечер должны были уйти в поселок Кожим. Не воспользоваться этим было бы просто глупо. Ребята Ленинградцы, пришедшие раньше, ждали эти машины 4 дня.Оглавление База Желанная - домик на реке Лимбекю - изба Гранатского - поселок КожимВниз шли три машины и на двух ив них нам разрешали разместиться (хотя это и запрещено). Шоферы отдыхали буквально час и отправились в обратный путь на Кожим. В зимнее время, пока работает зимник, они стараются сделать как можно больше рейсов, это их основной заработок. Дорога очень тяжелая - много снега. Некоторые участки машины проходят только с разгона. Примерно, через 3,5 часа мы остановились около избушки, находящейся в 9 км от реки Лимбекю. В избе живет смотритель. Изба очень маленькая и в ней разместились ночевать шоферы, а все мы разместились в палатке. В 730утра двинулись дальше по такту, который представляет внушительное зрелище (фото №39). Дальнейшая дорога прошла без проишествий, если не считать встречу тракторного каравана у избы Гранатского. В пятом часу вечера мы выгрузились около станции, точнее разъезда Кожим. Сам поселок Кожим расположен в 1,5 км от станции (туда идет колея железной дороги). В поселке есть почта, два продуктовых, один промтоварный и один хозяйственный магазин, хорошая столовая, клуб. Здесь же расположен КСС Интинского района с начальником т. Щедринским Л.М.Плотно покушав в столовой, послав телеграммы и отметившись в КСС, стали терпеливо ждать поезда, который приходит на станцию Кожим из Воркуты глубокой ночью - в 3-30 ночи. С билетами особых проблем не было. И спустя сутки, в 10-23 утра мы были в Москве на Ярославском вокзале.Так закончился этот поход!Оглавление IV. Выводы, рекомендацииВышеописанный маршрут охватил значительный по площади район Приполярного Урала и позволил провести обзорный поход с посещением почти всех интересных мест.Тактическая схема построения маршрута позволила провести поход таким образом, что после нескольких холодных ночевок была ночевка в избе, которая позволила просушить палатки, спальные мешки, личные вещи, обмерзающие при ночевках в полевых условиях без печки, и давала хорошую возможность полнее отдохнуть. Отказ от постоянных ночевок в лесу с дровами и наличие примуса и бензина позволило более интересно построить маршрут и гораздо спокойнее и увереннее чувствовать себя при прохождении безлесных участков. Полностью проходить аналогичный маршрут на примусах и бензине - нецелесообразно.Ориентироваться на реках, (например, река Косью), даже имея подробную схему - очень тяжело - масса проток, островов. Определить свое местонахождение проще, вычислив свою приблизительную скорость движения (она около 2,5 – 3.5 км/час) и сохраняя тот или иной азимут. Имеется несколько изб, в которых вполне можно ночевать: изба Мезенцева, 2-я изба Мезенцева (баня), изба трактористов на тракте на реке Косью, на базе Вангыр, на базе Скалистой, на заброшенной полностью базе Хобею, на реке Балбанью на базе Желанная, около реки Лимбекю и две избы на тракте поселок Кожим - база Желанная. Ориентироваться в горах при хорошей видимости можно по вершинам окружающих гор и рельефу. При плохой видимости желательно ограничить свои передвижения в горах, т.к. можно вылезти на лавиноопасный склон или крутой сброс. Совершать восхождение на гору Народную имеет смысл только при хорошей погоде и приличной видимости. Взятое снаряжение оправдало себя полностью. В виду отсутствия шатровой палатки (капроновый шатер), на которую мы первоначально расчитывали, пришлось взять две палатки - серебрянку и высокогорную, хотя они и менее удобны и комфортабельны.При прохождении, длительных безлесных участков необходимо иметь несколько резервных дней на случай непогоды и отсидок. В целом пройденный маршрут понравился всем, несмотря на его некоторую сложность. Желаем последующим группам хорошей погоды и легких рюкзаков.Оглавление Приложение.Список общественного снаряжения.
Фото 30. Перевал Карпинского с Голубого озера.
Фото 31. На вершине г. Народной
Фото 32. Лагерь на Голубом озере.
Фото 33. р. Северная Народа
Фото 34. место слияния р Народы и руч. Амбар-шор.
Фото 35. Верховья р. Амбар-шор.
Фото 36. Перевал Некрещеный
Фото 37. Подъем на перевал Некрещеный.
Фото 38. Вид на водораздел между ручьем Сюразь-рузь и притоком р. Балбанты.
Фото 39. Вид тракта на Кожим.
1.Палатка "серебрянка"3,5
    Вес, в кг
  - высокогорная  4,2
2. Мешок спальный пуховый 4-х местный 6,0
  полупуховый 3-х местный 5,0
3. Полиэтилен 2х3 м 2 шт. 0,3
4. Топор большой 1,0
  маленький 0,6
5. Пила двуручная 1,5
  ножовка 0,5
6. Кухонный набор
(Кастрюли - 3 шт. поварёшка,тросик, крючья, щётка для мытья посуды).
 2,0
7. Фонари плоские 2 шт. 0,5
8. Примус "Шмель" 1 шт. 1,2
9. Бензин в канистре 4 литра 4,5
10. Фотоаппарат 2 шт. 1,5
11. Термометр от -50º до +50º 0,2
12. Термос на 2 литра 2,0
13. Ремонтный набор 2,5
14. Медицинская аптечка 1,5
15. Веревка вспомогательная 40 метров 1,5
16. Ледоруб 1,0
17. Карты, компас 1,5
18. Спирт ректификат 1,5
19. Щетка для сметания снега 2 шт. 0,5
20. Свечи стеариновые (в ремнаборе) 0,5
    Итого: 45,0 кг.
Оглавление Список личного снаряжения.1.Рюкзак абалаковский 2.Лыжи, окантованные типа "Турист" или "Бескид" 3.Лыжные падки 4.Коврик пенопластовый 5.Шапочка лыжная шерстяная 6.Шапка - ушанка 7.Шлем 8.Маска 9.футболка 10.Шерстяная рубашка 11.Пуховка или телогрейка 12.Свитер шерстяной   213.Штормкостюм 14.Тренировочные брюки 15.Рейтузы шерстяные 16.Трусы, плавки 17.Носки шерстяные   5-6 пар18.Носки простые       2 - 3 пары19.Носки меховые 20.Ботинки рабочие 21.Варежки меховые 22.Варежки шерстяные 23.Рукавицы рабочие 24.Миска, кружка, ложка, нож 25.Туалетный набор 26.Бахилы 27.Стельки запасные 28.Документы, записная книжка, карандаш, деньги ОглавлениеСписок ремонтного набора. (Вес 2,5 кг.)
1. Пассатижи
2. Проволока разная (куски)
3. Отвертки разные 2 шт.
4. Буравчик
5. Жесть
6. Шурупы разные
7. Крепления запасные 1 пара
8. Киперная лента
9. Изолента
10. Гвозди сапожные
11. Нити разные, дратва
12. Иголки разные набор
13. Пуговицы
14. Лоскуты ткани, кожи, брезент
16. Напильник трехгранный
17. Кольца запасные для палок
18. Дюралевый носок для лыжи
ОглавлениеСписок медицинской аптеки (Вес 1,5 кг.)                                       
1. Индивидуальный перевязочный пакет -   каждому  
2. Бинт средний 3 шт.
         широкий 1 шт.
3. Вата    1 пачка
4. Эластичный бинт 1,5 м.
5. Лейкопластырь узкий 2 шт.
  широкий   1 шт.
6. Ножницы 1 шт.
7. Йод    30 мл.
8. Марганцовка  
9. Перекись водорода  
10. Энтеросептол , фталозол 2 пачки
11. Тетрациклин 3 пачки
12. Стрептоцид    
13. Кодтерпин  2 пачки
14. Анальгин 1 пачка
15. Пирамидон 2 пачки
16. Синтомициновая эмульсия  
17. Детский крем    1 тюбик
18. Витамины: поливитамины  4 бан/гр
     витамин "С" с глюкозой   75г/чел.
19. Випратокс  
20. Термометр    1 шт.
21. Валерьянка в таблетках  
22. Нитроглицерин  
23. Спирт ректификат   1.5 л.
ОглавлениеСхема маршрутаОглавление
Добавлен: 09 Апр 2005 20:27 Автор: Гость #35756
Гость аватар
очень познавательно, всегда приятно почитать о старых походах. Они почему-то выглядят более величественно (базы геологов, тракторные догоги, и т.д.). Спасибо!!!!