Отчет о лыжном ПВД Зосимова Пустынь-Круги-Селятино (19 марта 2006)

Автор: Зайцев Андрей, 21.03.2006 03:00
Просмотров: 5836

Не сказал бы, что получилось пульнуть по насту. Но погодка порадовала, и поглядели кое-что.
Жаль, концовка получилась гадкая.
Читайте о нелегкой борьбе со снегом и дачными поселками...

1) Цель похода и краткое описание маршрута.
По Киевскому направлению в районе станции Бекасово на карте можно увидеть любопытную просечную систему в виде паутины. В самом центре этой паутины находится деревенька Круги. Меня давно уже подмывало побывать там и взглянуть, что же это за круги такие… И вот представилась возможность.
Кроме того, неподалеку расположен женский монастырь Зосимова Пустынь, мимо которого мы также должны были прокатиться. Посещению этих двух достопримечательностей и был посвящен этот ПВД.

2) Заявленная нитка маршрута.
Пл. Зосимова Пустынь –Шеломово – Архангельское – Круги – Руднево – Ожигово (Селятино).

3) Пройденная нитка маршрута.
Пл. Зосимова Пустынь – Шеломово – Бекасово-Сортировочная – монастырь Зосимова Пустынь – Круги – Руднево – Федоровское – р. Пахра – * – Игнатово – Мишуткино – Глаголево – Сырьево – Селятино.

4) Описание похода.
На протяжении недели до этого похода стояла теплая солнечная погода, настоящая весна. Поэтому была у меня надежда на то, что за неделю успеет сформироваться нормальный наст, по которому мы сможем быстро прокатиться, избежав утомительной тропежки. Но эти надежды не очень-то оправдались. Слишком много снега навалило за эту зиму, и под тонким слоем настовой корки по-прежнему был глубокий сыпучий снег. Вначале наст все-таки держал, проваливаясь только под самыми толстыми участниками.
Мы вышли из последнего вагона электрички, перешли пути по переезду и сразу надели лыжи. Прокатившись вдоль путей обратно в сторону Москвы, въехали в дачный поселок и быстро понеслись по его крайней улице. Миновав дачи, сворачиваем направо по дорожке, ведущей под ЛЭП. По этой дорожке выскакиваем к Киевскому шоссе. Переходим его и продолжаем двигаться прямо по ЛЭП, оставляя слева прочищенную асфальтовую дорогу. ЛЭП выводит на поле, и нам приходится перейти дорогу, так как поле справа от нее полностью застроено дачами. Вдоль дороги доезжаем до деревни Шеломово. Дорога делает резкий поворот влево, и нам приходится снова ее переходить. На другой стороне – хозяйственный магазин. Обходим его справа и попадаем к небольшому пруду. По нему можно катить коньком – наст хороший.
За прудом продолжаем двигаться прямо и по деревенской улице доезжаем до конца деревни. Дальше, занимая все свободное пространство, раскинулись дачи. Сворачиваем налево по улице дачного поселка. Вскоре она выводит на поперечную улицу, ведущую по краю участков. Дальше по ходу располагается другой поселок. Между ними – заборчик из сетки рабицы. На наше счастье в заборе рядом находится подходящая дыра. Пролезаем и едем дальше по продолжению улицы, выкатываемся из дачного поселка. Прямо перед нами поперек тянутся строения узловой станции Бекасово-сортировочная окружной ж/д. Вдоль железки идет дорога, по которой мы проезжаем метров 500 до переезда.
На переезде ждем минут 30, пока нас не догонит Аня, которая по привычке проспала электричку и ехала на следующий. Нам предстояло пересекать сортировочную станцию, и по следам она нас тут точно не нашла бы. Пока ждали – грелись на солнышке и развлекались тем, что плющили монетки под проезжающими мимо составами.
От переезда идем, сняв лыжи, по второстепенным путям в направлении леса на другой стороне железки. Но до него еще неблизко. Выходим к горловине сортировочных путей. Справа находится горка, а слева – десяток параллельных путей, на которых формируют составы. На наше счастье пока что поперек не проезжал ни один из бесконечных товарняков, поэтому мы быстренько перебежали рельсы и оказались в итоге у леса.
Скатились с крутого склона вниз и стали тропить прямо через лес прочь от станции. Метров через 200 вышли к еще одной ж/д ветке, которая обходит сортировочную станцию. Причем попали точно к тому месту, где от нее ответвляется тупиковая ветка на ур. Сотниково. Сейчас эта ветка разобрана, но насыпь осталась. По ней идет грунтовая дорога.
Перелазим последнюю на сегодня железку, проезжаем метров 100 по разобранному пути и сворачиваем вправо на хорошую лесную дорогу. Никаких следов нет, тропим целину. На открытых участках снег подраскис на солнце, немного подлипает. Наст перестает держать. Дорога очень хорошая, с кюветами. Вдоль нее видны бетонные столбики – остатки какой-то старой ЛЭП. Симпатичный проход. Через километр дорога приводит к монастырю. Очень красиво смотрятся купола храма в конце лесной просеки.
Собираемся на опушке, фоткаемся и любуемся монастырем. Слева виднеется белая фигура статуи пионера – там расположен лагерь метростроя. Но к пионеру неохота тащиться, пускай себе стоит. Обходим территорию монастыря справа, на углах – растрескавшиеся круглые башни. Главная колокольня отреставрирована и смотрится внушительно. Да и вообще весь монастырь в такую погоду выглядит красиво и празднично. Табличка на воротах говорит о том, что это Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь.
От монастыря отходит асфальтовая дорога и радваивается. Прямо – на Архангельское, а налево в лес – на Круги. Нам туда. Дорога расчищена и местами посыпана песочком, но по ней вполне можно катить коньком. Едем, кто как умеет. Проезжаем маленький дачный поселочек, расположенный слева от дороги. Помогаем выбраться забуксовавшему дачнику. А он, гад, даже спасибо не сказал – укатил…
Вскоре выезжаем на открытое место. Это и есть те самые Круги. Ничего замечательного. У дороги – несколько домиков. Если приглядеться, можно заметить входящие в лес радиальные просеки, уже сильно заросшие. Смахивает скорее на лесничество, чем на жилую деревню.
По дороге летим дальше. Через пару километров она выводит к белой очень красивой церкви в селе Руднево. Переходим асфальтовую дорогу и тропим дальше через поле. Деревня тянется слева от нас по другую сторону оврага. Пересекаем поле и в дальнем углу перед спуском в овраг устраиваем перекус. Пока все жуют бутерброды, фотографирую участников, пользуясь ярким весенним солнышком.
Спускаемся в овраг, который впадает в основной ручей, текущий через Руднево к реке Пахра. По левому берегу ручья через красивые полянки идет буранный след и лыжня. Быстро доезжаем до русла Пахры. К сожалению, следы уходят влево. А нам надо в противоположную сторону, поэтому тропим опять. Спускаемся прямо в русло реки и тропим по ней – так ровнее и не очень глубокая тропежка. Пахра здесь еще совсем узкая, лед пока прочный.
По руслу реки доходим до Федоровского. Взбираемся на крутой бугор и встаем, наконец, на расчищенную дорогу. После деревни через поле ведут многочисленные буранные следы. Едем по ним, придерживаясь нитки столбов с проводами. Преодолев бугор, опять скатываемся вниз к Пахре. Дорога переходит через реку по мосту, рядом виднеются две полыньи, проделанные бобрами. Я решаю пообедать прямо здесь, так как другого шанса добыть воды у нас может и не быть.
Забираемся в лесок слева от дороги, дров тут в избытке, если пройти дальше вдоль реки, то можно и еловые сушины отыскать. Разводим костер, варим чай и обедаем. Аня порадовала банкой клубники в сиропе, не зря мы ее подождали!
После обеда погода резко ухудшается. Солнце скрылось за тучами, ветер усилился и полетел снег. Хорошо еще, что ветер был попутный. Переходим Пахру и идем по буранному следу, оставляя деревню Игнатово справа. Входим в лес в самый дальний северный край поля. Когда-то тут были столбы с проводами, но теперь только изредка торчат бетонные столбики. Дорога через лес очень красивая. Сначала по сторонам тянулись плотные еловые посадки, затем мы въехали в отличный сосновый бор. По буранной трассе не надо было тропить. Отдача, правда, сильно напрягала, и катило не очень хорошо – подлипало, но зато тропить не надо.
Проехав через лес пару километров, мы вышли к краю поля. Буран сворачивал вправо под прямым углом, а прямо была гадкая стройка – на поле начинали возводить дачный поселок. Все было разворочено бульдозерами и грузовиками. Проехать нереально. Свернули вправо, в надежде, что буран объедет это безобразие и выведет на поле к Мишуткино. Но след упрямо вел по просеке прямо на восток в направлении деревни Жодочи. Идти туда означало заложить порядочный крюк, поэтому мы решили свернуть снова на север и пройти на поле по краю стройки. Широкая просека-грейдер направлением север-юг оказалась сильно заросшей, поэтому мы потропили вдоль нее напрямик через лес.
Метров через 200 показался край дачного поселка. Вошли в него и покатили на выход по расчищенной дороге. Оказались в итоге посередине поля, в дальнем конце которого должна была находится деревня Мишуткино. Поле активно застраивалось дачами. Пришлось несколько раз пересекать грязные дороги и тропить прямо по полю, чтобы обойти застройку. В общем, Мишуткино оказалось ловушкой. Прорываясь дальше на север, мы вынуждены были пройти в самый дальний правый угол поля и протискиваться между забором дач и колючей проволокой какого-то военного объекта, торчащего в лесу справа. Попытка проехать через дачи не удалась, так как мы снова попали в тупик из заборов, ворот и собак. Пришлось срочно вырываться обратно в лес через дыру в заборе. В итоге, протропив напрямик через лес вдоль ограды метров 150, вышли на асфальтовое шоссе, ведущее с бетонки в Глаголево. На моей карте тут нарисован проселок, а сейчас тут широкая грязная дорога с рекламными щитами по сторонам. Перешли ее и стали тропить через следующее поле.
Этому полю тоже недолго осталось жить – оно все было размечено колышками, и грузовики уже начали завозить плиты для строительства дорог. Скоро его тоже сплошняком застроят дачами. Нам пришлось несколько раз перелезать дороги, прочищенные до земли бульдозерами. Ну и грязища… Вместе с пасмурной погодой и тяжелой тропежкой по полю все это создавало удручающее настроение.
В конце поля перелезаем небольшой овраг и вдоль него подходим к очередному старому дачному поселку, протянувшемуся через лес на северо-запад. Выйти на улицу поселка не удается – сплошная стена заборов, поэтому приходится тропить вдоль нее по слабой лесной дорожке. Тропежка становится еще труднее – снег окончательно раскис, лыжи проваливаются почти по колено, а вот обратно их выдернуть теперь гораздо сложнее – снежок-то уже не пушистый, а влажный и тяжелый.
Двигаясь медленно и часто меняясь на тропежке, доходим, наконец, до того места, где среди заборов открывается узенький проход. Спасены! Выходим на улицу поселка. Сначала ободренные быстро катим по дороге коньком. Затем справа и слева подходят дороги от других дач, колея становится глубже и грязнее. Вскоре входим в деревню Сырьево. Она практически неотличима от окружающих ее дачных поселков. За деревеней дорога становится еще хуже, по ней то и дело туда-сюда проезжают крутые джипаки, а мы уныло проскребаемся по обочине.
Дорога входит в лес, а через километр справа начинается огороженная бетонным забором территория какого-то полуразрушенного лагеря, а слева – небольшой поселок. Ехать становится просто невозможно, и мы снимаем лыжи. Пешком проходим прямо метров 300 до перекрестка с Киевским шоссе, переходим его и на другой стороне топаем еще метров 500, пока не предоставляется шанс проехать еще чуть-чуть прямо по тропинке, которая выводит на грязную дорогу вдоль какой-то промзоны. Все, лыжи приходится снимать окончательно – до станции остается пройти метров 200 пешком. Поселок с неприятным названием Селятино действительно оправдывает свое название – дыра та еще… На платформе холодно и сыро от летящего мокрого снега и сильного ветра. Прячемся под пешеходным мостом. Вскоре приезжает теплая полная народа электричка. Вот такая покатушка.

5) Выводы
Первая часть маршрута была довольно интересная. Хоть на пути и попадались негативные участки вроде дачных поселков в Шеломово и мощного сортировочного ж/д узла в Бекасово, но из-за отличной погоды и высокой скорости движения это не сильно испортило нам настроения. Для меня лично поглазеть на паровозы и рельсы-стрелки в таком количестве даже было интересно. Затем участок Зосимова Пустынь – Круги – Руднево – Игнатово был просто отличным. Церкви в Пустыни и в Руднево очень красивые. Если бы не трудная тропежка и отдача, то удовольствия было бы еще больше. Дальше мне очень понравился классный проход через лес от Игнатово до Мишуткино. Видимо, буранный след тут есть всю зиму – этой дорогой часто пользуются. Только вот выходить в Мишуткино совсем не стоит. Вместо этого можно порекомендовать выбираться в Жодочи или другие деревни, откуда можно выехать на автобусе. Выход на запад, в Рассудово, затруднен – там путь перегораживают воинские части.
Заключительный кусок маршрута от Мишуткино через Глагольево, Сырьево в Селятино был просто безобразным из-за сполошной дачной застройки, грязных дорог и мусора. Впечатление от ПВД было сильно подпорчено как плохой погодой, так и этим неудачным выходом к платформе. Не рекомендую залезать в эти края, по крайней мере на лыжах.

6) Приложения

Бекасово

Всего в 60 км. от Москвы, если ехать на юго-запад по Киевскому шоссе или на электричке с Киевского вокзала, есть маленькое местечко под названием Бекасово, недалеко от города Нарофоминска Московской области.
Существует мнение, что название Бекасово пошло от того, что раньше в здешних лесах обитали птицы Бекасы. Других версий никто не знает, хотя эта и похожа на правду.
Как это ни страно, имя Бекасово носят всего лишь три станции Октябрьской железной дороги: Бекасово 1, Бекасово-Сортировочное и Бекасово-центральное, расположившихся на расстояние 2-3 км. друг от друга, а вокруг них нет ни одного населенного пункта с подобным именем (хотя других населенных пунктов здесь довольно много, причем есть даже деревни аж почти с 2 вековой историей!!!).
Станции Бекасово находятся на участке между станциями Кубинка 2 Белорусского направления и Столбовая Павелецкого направления. Станция Бекасово 1 считается узловой станцией, от которой помимо основной Киевской ветки окт. ж/д идут ветки в сторону Кубинки Белорусского направления и до ст. Столбовая.
Ст. Бекасово-Сортировочное и Бекасово-центральное расположены в непосредственной близости от огромного сортировочного узла окт. ж/д., протянувшегося не на один километр, также там находтися локомотивное депо.
Довольно разные по времени основания и образу жизни населенные пункты в Бекасово. И каждый из них со своей историей.
Недалеко от Бекасово 1 есть так называемая Болгарская деревня, история которой начинается вроде как со Второй Мировой.
Чуть ближе к Бекасово-Сортировочного довольно старая деревня Шеломово. По нашим данным еще в 19 веке здесь жил купец Шелямов. Еще сохранилась барская усадьба и барская липовая аллея, а также Господский пруд (правда, уже не в том древнем виде).
Недалеко от Бекасово-Центрального есть самая древняя и довольно хорошо сохранившаяся деревня, особо не тронутая цивилизацией, с памятниками архитектуры аж начала 19 века!
Что касается современного жилья, то это поселок железнодорожников городского типа Киевский рядом с Киевским шоссе и многочисленные дачи, коттеджные поселки и т.п. которые, если честно, зачастую портят все живописные пейзажи черезчур цивилизованным видом.

Достижения железнодорожников

Впервые на Московской железной дороге введена автоматическая система роспуска на сортировочной станции Бекасово. Это пилотный проект компании ОАО РЖД и одно из важнейших направлений совершенствования работы столичной магистрали. Благодаря этому шесть сортировочных станций - Орехово, Бекасово, Рыбное, Перово, Брянск, Люблино - повысили интенсивность работы: средний простой транзитного вагона с переработкой на них составляет 9,4 часа.
Станция Бекасово-Сортировочная – одна из самых крупных и мощных на столичной магистрали. Здесь железнодорожники умело использовали сочетание преимуществ ландшафта и технологий. Переработка вагонов на горке станции Бекасово-Сортировочная достигла 5,5 тысяч, а в отдельные сутки - 6,5 тысяч, против 4,9 в 2002 году или с ростом на 12%. Вагонооборот доведен до 14 тысяч, при этом простой транзитных вагонов с переработкой снижен на 1,5 часа. За счет проведенных мероприятий технического и технологического характера, повторная переработка на этой станции сейчас не превышает 5 - 6%. За последние три года объем работы по станции Бекасово возрос в среднем на 40%, производительность труда на 37%.
Проведенные в Бекасово – Сортировочное и частично в Орехово – Зуево работы по удлинению приемо–отправочных путей позволили успешно реализовать технологию работы с поездами повышенного веса и длины. Уже сейчас среднесуточные размеры движения таких поездов на полигонах Орехово – Бекасово, Рыбное – Бекасово возросли более чем в 2 раза.
Работа по совершенствованию технологий пропуска поездов и продвижения поездопотоков на станции Бекасово будет продолжена. Перед коллективом станции поставлена задача обеспечить в 2004 году выполнение простоя транзитного вагона с переработкой не более 8,5 часов, без переработки не более 1,8 часов.

Зосимова Пустынь

Троице-Одигитриев Монастырь был основан преподобным Зосимой в 1826 году и строился в течение тридцати лет. При старце Зосиме в обители было 20 сестер. Приняв схиму, старец скончался в обители 24 октября 1833 года.Его жизнь оставила глубокий след в русском сознании. Достаточно указать на мнение многих ученых о том, что образ старца Зосимы в Братьях Карамазовых Ф.М. Достоевского навеян не столько преподобным Амвросием Оптинским, сколько отцом Зосимой (Верховским).
К началу 20 века обитель владела шестьюстами десятинами земли и имела большое хозяйство, что позволяло поддерживать монастырские строения и обеспечивать всем необходимым сестер, число которых непрерывно росло и к началу нашего века приближалось к тремстам. В Зосимовой пустыни имелись странноприимный дом, где питали всех приходящих к святыням обители богомольцев, больница и богадельня, содержавшиеся на средства монастыря. Значительные суммы тратились на помощь неимущим крестьянам и милостыню нищим и всем нуждающимся. Кроме того, в принадлежавшем обители доме в Москве, на Плющихе, жили бедные девочки и девушки, тоже получавшие от монастыря средства к существованию.
Террор, обрушившийся на Церковь после победы большевизма, не миновал, конечно, и Зосимовой пустыни. Под видом женской трудовой коммуны (организована в 1920 году) обитель просуществовала до 1928 года. Вскоре были репрессированы монастырские священники: отец Михаил и отец Димитрий, а также последняя настоятельница обители игуменья Афанасия (Лепешкина), погибшая в ГУЛАГе. Службы в храме продолжались до 1931 года. На территории монастыря разместились инвалидный дом № 6 (с 1928 по 1968 гг.) и клуб Смычка. Погибли иконы, колокола и книги, было разорено монастырское хозяйство. В тридцатые годы была разрушена церковь Смоленской иконы Божией Матери. В храме Рождества святого Иоанна Предтечи устроили водонапорную башню и склад, а главный собор обители - Троицкий - обезглавили и превратили в клуб. Мощи старца Зосимы были вынесены из храма и перезахоронены на монастырском кладбище, тоже приходящем в упадок.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре располагался военный госпиталь.
С 1968 по 1998 гг. в бывшем монастыре размещался пионерский лагерь Бекасово и оздоровительный детский лагерь Московского метрополитена.
В 1998 г. на месте монастыря образовано подворье Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.
Постановлением Св. Синода от 7.03.2000 г. подворье преобразовано в женский монастырь.

Как добраться
Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться в нем, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоствляются бесплатно при условии, что паломницы будут нести монастырские послушания.
Приглашаются паломнические группы посетить монастырь. Обитель пока не имеет возможности разместить на ночлег большое число паломников, но может предоставить скромную трапезу, о чем надо зараенее договориться с настоятельницей по телефону.

Проезд:
1. Электричкой от Киевского вокзала. Пересадка на ст. Бекасово в поезд, следующий в сторону Мачихино. Либо без пересадки элетричкой с направлением на Кресты. Сходить на ст. Бекасово-Центральная. Далее 2 км. лесной тропой до монастыря.
2. Автотранспортом: по Киевскому шоссе до Расудово, на светофоре поворот налево на Яковлевское-Кузнецово-Руднево. В Руднево у церкви свернуть направо на Круги и проехать 5 км. лесом до монастыря

 

Добавлен: 21 март 2006 21:45 Автор: Wowicz #38075
Wowicz аватар
Ходил в четверг к Расторгуеву на тренировку - чуть не умер...
Пошёл с Зайцевым в ПВД - лучше б я умер в четверг! :)
Добавлен: 22 март 2006 10:26 Автор: INIT #38078
INIT аватар
крепись турист, лосем станешь :)
Добавлен: 22 март 2006 12:38 Автор: Any #38079
Any аватар
Застыдил, застыдил :sigh
Добавлен: 22 март 2006 16:08 Автор: zaya #38083
zaya аватар
Я и сам что-то под конец утомился... Надо было помазаться на обеде, а я на эту волшебную ленту понадеялся, вот и шел потом на руках. Стерлась все-таки (или не работала совсем на мокром снегу).
Короче, тренироваться надо начинать не весной, а в начале сезона... ;)
Добавлен: 22 март 2006 21:35 Автор: INIT #38085
INIT аватар
да полтинник вы мощно загнули, весь сезон по тридцадке катали.. а как плюс и оттдача вломили неподетски :)
Добавлен: 23 март 2006 02:15 Автор: Lakcy #38087
Lakcy аватар
А я думал всего километров 30-35. :)
Добавлен: 23 март 2006 14:18 Автор: zaya #38088
zaya аватар
Какой там нафиг полтинник!
Промерял по карте. Действительно, километров 36..