Отчет о ПВД к источнику Золотой ключ в деревне Талеж

Автор: zaya, 03.02.2006 03:00
Просмотров: 5322
29 января мы отлично прокатились и искупались. Вот несколько слов о том, как это было. Чтобы не забылось...

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Данный поход имел своей основной целью посещение святого источника Золотой Ключ в деревне Талеж. Я давно уже слышал про это интересное место, но побывать там пока не доводилось. Поэтому идея искупаться в святой водичке и взглянуть на этот самый Ключ давно привлекала. Вот и пришла пора ее осуществить. Тем более, что под руку мне попалась карта с ниткой маршрута, который осенью пешком прошла группа Дмитриева. Так что проблем с ориентированием быть, по идее, не должно…

2) Заявленная нитка маршрута.

Ст. Привалово – Короськово – Михайловское – Сумароково – Талеж - * - Мальцы – Бавыкино – Красные орлы – пл. Луч..

3) Пройденная нитка маршрута.

Пл. Привалово (Павелецкое направление) – д. Привалово – Немцево – пл. Усады-Окружные – Кузьмино – Михайловское – Чирково – Бершово – Талеж - * - р. Самородинка – Мальцы – Баранцево – Новый Быт (автобус до Чехова).

4) Описание похода.

Не проспав электричку, до платформы Привалово доехало 16 человек. Немало, хотя могло бы быть и поболше… Выходим и топаем по платформе назад к Москве, надеваем лыжи. Морозец умеренный, градусов 8. По тропинке от платформы катим вслед за редкими дачниками к деревне Привалово, проезжаем по околице до середины деревни и сворачиваем влево через поле к дубовой опушке. Под снегом угадывается тропа, которая выводит нас к новому шоссе. Пересекаем его пешком, снова встаем на лыжи и мимо строящейся бензоколонки через поле попадаем к деревне Немцево, переходим старое шоссе. На другой стороне дорога, ведущая к дачному поселку, она сворачивает вправо, а прямо идет старый проселок, который доходит до леса и метров через 200 заканчивается у развалин какой-то крохотной зоны, обозначенной на карте как дет сад. Да, тоскливо в таком садике, наверно…

По старой лесной дороге продолжаем двигаться через лес. Сильно мешают кусты, иногда проще идти по темному еловому лесу, чем по дороге – не так мешает подлесок. Тропежка глубокая и непростая, тонкий наст покрыт 20-сантиметровым слоем свежего снега-пухляка. Да, навалило за последние пару недель порядочно!

Через лес выходим к окружной железной дороге. Рядом с нами станция Усады-Окружные, но платформ не видно. Зато отлично слышно объявления диспетчеров о приближающемся поезде по первому пути. Вчетвером успеваем перебежать пути перед приближающимся товарняком. Остальные остаются по ту сторону грохочущего в искусственной пурге состава.

Тропим дальше прочь от железки через поле. Обходим справа крохотный погост. Помогает старый заметенный санный след, без него тут нм пришлось бы нелегко. Пересекаем широкую канаву и по каким-то следам быстро долетаем до окраины Кузьмино. Тут расчищенная дорога опять кончается, тропим полем по проселку. Пересекли большую ЛЭП, идем вдоль глубокого оврага справа, и выходим к дачному поселку, вытянувшемуся вдоль западной границы поля. Через него проезжаем насквозь и устраиваем перекус. Заодно дожидаемся отстающих. С нами первый раз поехали двое ребят – чьих-то знакомых. Видно было, что темп у них невысокий, но постоянно поджидать их смысла не было, так как со следов сбиться сейчас невозможно.

Перекусив и потрындев, замерзли и отправились дальше. Заскочили через маленький прудик на территорию еще одного дачного поселка, вгрызающегося в лес, но оказалось, что в дальней части нет прохода через забор. Пришлось возвращаться и тропить снаружи от забора. Рома упал в небольшую канавку и долго не мог выбраться, пока мы его за шкирку не вытащили. Удивительно, что при этом он не сломал палки и не порвал ботинки!

Через лес пошла приятна лесная дорожка со старыми следами лыжни. Чуть левее шла просека, но дорожка нам тоже вполне подходила. Через 200 метров мы подсекли перпендикулярную просеку и пошли по ней влево. След лыж некоторое время вел нас по ней, а потом свернул куда-то вправо, на Михайловское поле. Но я рассчитывал, что вскоре мы подсечем дорожку, и это избавит нас от тропежки, поэтому мы продолжали идти через лес по просеке, пока она не вывела к дачам. Миха узнал этот поселок – тут жил какой-то знакомый. Поэтому мы смело выкатили на центральную улицу и поехали по ней через дачи. Вскоре домики кончились, а дорога шла дальше через лес на запад. Потом мы свернули с нее направо (я опасался, что скоро она заведет нас в еще одни дачи), а метров через 150 опять свернули налево, по колее лесовоза, которая вывела нас прямиком на Михайловское поле.

Мы немного проехали по колее, но она уводила слишком вправо. На наше счастье нам попалась лыжня, проложенная каким-то местным дачником (мы его вскоре встретили и пообщались). Это нас здорово выручило, так как избавило от нудной тропежки через широкое поле. Лыжня привела прямиком к церкви в Михайловском.

Здесь стоял магазинчик, а на автобусной остановке стояла бабушка, которая сообщила, что до автобуса минут 10. Мы решили подсобраться и дождаться отстающих. Тем временем и автобус подкатил, стал стоять. Мы посовещались и решили, что те двое ребят наверняка захотят сейчас на этом автобусе уехать. Весь вопрос был в том, успеют ли… И вот практически одновременно они подъехали к нам и с остановки тронулся автобус. Мы кричим ребятам, хотят ли они на автобус, те кивают, и мы орем водителю и машем вслед… Автобус едет дальше. Эх, не судьба!

Но тут вдруг мы видим, что автобус останавливается. Оказывается, это его застопили девчонки, которые уже потихоньку поехали дальше по дороге. Так что мы в автобус эту парочку все-таки сажаем. Они уезжают до Вельяминово. Автобус, кстати, отправлялся в 13.00.

Больше никто не дрогнул и соблазну слить не поддался. Через деревню Михайловское проезжаем насквозь. У леса встаем на расчищенную дорогу, которая должна привести нас прямиком в Чирково. Но что это? Дорога резко сворачивает влево, а прямо идет еле заметная лесная дорога совершенно без следов! Тропить по ней что-то неохота, поэтому продолжаем скользить по дороге, которая, одумавшись, снова сворачивает правее, в нужном направлении, но через 300 метров упирается в ворота дачного поселка.

Нам навстречу вылезает пара больших собак и какой-то взъерошенный алкаш-сторож. Я спрашиваю у него, проедем ли мы тут насквозь. Он сначала сурово и категорически вертит головой – мол ни хрена, все закрыто. Но потом подобрев, пропускает нас, сказав, что надо свернуть в первую калитку в лес и через лес выходить к Чирково. Да, живописный тип! Когда мимо него проезжала Юля, тот персонально для нее открыл ворота и сказал, что на такой женился бы...!

Мы снова потропили через лес. По счастью немного и по старому лыжному следу. За лесом встали на колею лесовоза, по которой выкатили к окраине Сумароково. Забрав правее, прошли мимо каких-то коровников в Чирково и пересекли поле, встав на лесовозную дорожку, ведущую по просеке на запад. Тут все было укатано буранами, и катилось довольно быстро, хоть и не слишком комфортно из-за глубоких колей.

Лес по сторонам рос плотный, дорог налево не попадалось кроме одной, по которой шла охотничья лыжня. Но мне показалось, что сворачивать пока рано, и что эта дорожка выведет нас обратно на Чирковское поле. Поэтому мы продолжали ехать дальше по просеке, пока не стало ясно, что еще немного и мы проскочим дальше чем надо и окажемся на поле в Бершово. А нам туда не надо.

С буранного следа сворачиваем влево по совсем старому лыжному следу, ведущему вдоль русла овражка. Проходим метров 200 и оказываемся на красивой опушке. Я понимаю, что мы все-таки вышли к Бершово. Надо было сворачивать с просеки раньше…

Проходим по краю поля метров 100, а потом снова углубляемся в лес по просеке, параллельной предыдущей. На карте она показана. Я все жду, что мы подсечем какую-нибудь перпендикулярную дорожку направо. Но ее все нет и нет. Мы идем четко назад, по направлению к Чирково. Тропить тяжело. Поэтому решаю азимутнуть прямо через лес в нужном направлении.

Лес еловый, высокий и плотный. Подлеска немного, но иногда мешают завалы. Движемся медленно, у всех уже садятся батарейки, так как давно пора уже пообедать. Но лес бесконечен. Мы движемся по компасу на юг вдоль какой-то старой заросшей канавы, которая помогает выдерживать нужное направление. Наконец попадается попутная просечка, которая становится все лучше и, в конце концов, выводит на опушку!

Внизу вдалеке видны часовни родника. Те, кто не собираются купаться, остаются тут разжигать костер и обедать, а энтузиасты купания в святой воде торопятся к источнику. Приходится по дороге перелезть глубокий овраг – приток Самородинки. На другой берег переходим по маленькой плотинке из белых известняковых камней. Та расчищенные дорожки, все благоустроено и выглядит просто с иголочки – звонница, часовенка, напоминающие пряничные домики. Рядом стоят две деревянные бревенчатые купальни. Ближняя – мужская, но она занята, приходится идти во вторую, там никого нет.

Окунаемся в воду источника. Впечатления самые положительные! Оборудовано тут все просто классно. Только вот неудобно, что от одной купальни до другой напрямик не пройдешь – приходится подниматься по лестнице на крутой холм и спускаться по другой обратно…

Делаю несколько глотков из источника, потом торопимся назад. Народ у костра уже загрустил без нас. Надо решать, что делать дальше. Времени уже полно, скоро станет темно, а то финиша еще дофига километров! В итоге половина группы решает уезжать прямо из Талежа на автобусе, а вторая половина – 6 человек, решает продолжать поход.

Мы выезжаем одновременно. По красивой тропинке вдоль реки Самородинки быстро доезжаем до Бершово (на этот раз уже с другой стороны). По расчищенной дороге выезжаем на шоссе, ведущее в Мелихово, пересекаем его и метров через 100 напрямик через лес выходим на маленькую ЛЭПку. По ней проходим немного влево и встаем на западную просеку. На наше счастье по ней идет буранный след и мы резво катим вперед. Уже совсем стемнело, надо доставать фонарик. Обожаю ночное ориентирование!

След выводит на небольшую полянку, с которой в разные стороны расходятся несколько просек. Ключевая точка. Я смотрю в компас, кручу карту, и решаю, что нам пора сворачивать с накатанного следа и идти по заметенной просеке влево. Так и делаем. Полпути помогает еле заметный одиночный лыжный след, потом он куда-то пропадает. Выходим на поле, и я понимаю, что просекой мы ошиблись и вышли на поле к Попово. Хорошо хоть, что тут нам попадается отличная буранная трасса. По ней через лес выскакиваем на следующее поле. Перед нами – попутная лыжня, прямая как шнур. Быстро пересекаем поле и оказываемся в деревне Мальцы. Общаемся с местными, которые слегка вправляют мне мозги и помогают окончательно сориентироваться. Я пытаюсь вернуться на наш маршрут, для этого надо найти просеку, ведущую в Бавыкино. Но проход оказывается перегорожен дачами, а облезать их в темноте совсем не улыбается.

Поэтому разворачиваемся и по дороге едем под горочку в сторону Лопасни. На другом берегу ярко светится монастырь в Новом Быте. Это наводит нас на мысль, что, пожалуй, хватит на сегодня приключений, пора и домой выбираться.

Поэтому вместо того, чтобы еще километров 10 шарашиться в темноте по незнакомым местам, благоразумно решаем выходить на автобус в Новый Быт. Насквозь проезжаем через лабиринты деревни Баранцево, спускаемся под горочку к Лопасне и переходим на другую сторону. Противоположный берег очень крутой и высокий, весь застроен террасными огородиками. А над всем этим величественно возвышается монастырь, сияя огнями и производя потрясающее впечатление в темноте!

Проходим немного низом вдоль речки и по крутой дороге взбираемся наверх к монастырю. А там и автобусная остановочка, а на ней тетки говорят, что автобус через 5 минут должен быть. Обрадованные, скидываем лыжи. А у Миши-младшего крепления-автоматы замерзли и не отстегиваются. Я ему говорю, мол, понимаешь теперь, в чем разница между автоматами и ручными… А что, если бы сейчас электричка уходила. Но тут становится не до шуток, потому что приехал автобус. Пока одни заговаривали зубы водителю, отмачиваем крепления горячим чаем из термоса.

Но вот все сидят в теплом автобусе и радуются, что все так классно закончилось. В Чехове тоже сразу сели в электричку и с ветерком доехали домой. Здорово покатались!

5) Выводы

Маршрут замечательный. Эта первая разведка позволит в последствии избежать некоторых ошибок и все-таки пройти его целиком, как задумывалось. Родник в Талеже стоит того, чтобы туда добраться, причем в любое время года – место действительно прекрасное!

Считаю, что прошли мы довольно четко. Хотя и были кое-какие косяки: во первых зря мы заложили крюк к дачам по просеке после перекуса. Надо сразу выходить напрямик к Михайловскому полю. После Михайловского также не стоит ехать по дороге в дачи, надо тропить прямо через лес по старой дороге, это сильно сократит путь. Ну и к Талежу после Чирково тоже надо выходить по другому, вовремя сворачивая влево… Если не наматывать крюки, то пройти можно прямее и быстрее.

В итоге мы до обеда прошли около 26 километров. После обеда получилось около 13. Так что честный сороковник мы все-таки махнули!

6) Приложения

Талеж, Золотой Ключ

Неподалеку от Мелихова расположено древнее село Талеж, известное своим святым источником. Оно упомянуто в духовной грамоте Ивана Калиты еще в 1339 году. Святой источник, являясь подворьем Давидовой пустыни, стал центром многих паломнических туров. Окунувшись в чистой родниковой воде, Вы почувствуйте прилив сил и энергии. Красивое и воодушевляющее место действительно способно излечить от многих недугов.

Давидово-Вознесенская пустынь

Мужской монастырь был основан в 1515 г. преподобным Давидом из рода князей Вяземских в пустынной местности на берегу р. Лопасни. После его смерти, в 1732-1740 гг. над гробом преподобного Давида была поставлена каменная колокольня, а над нею устроена церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение. Особое внимание обители оказывал царь Иван Грозный.

В 1619 г. Давидова Пустынь подверглась нашествию литовцев и черкесов, а в 30-х годах 20-го столетия большевиками монахам было приказано покинуть монастырь. Всех их, в одну из ночей, увезли на грузовиках в неизвестном направлении. Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум, а в храмах разместились гаражи, склады и клуб.

В 1995 г. было решено возобновить монашескую жизнь в стенах древней Давидовой пустыни.

24 мая 1997 г. мощи основателя обители преподобного Давида были перенесены в Никольский храм. В монастыре собрано более 150 частиц мощей угодников Божьих. В специально устроенном ковчеге в обители храниться частица Гвоздя Распятия Христова.

На подворье Давидовой пустыни, в деревне Талеж, из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида. Построены храм, купальня и звонница.

Добавлен: 03 фев 2006 21:34 Автор: zaya #37714
zaya аватар
Может, кого-нибудь эта повесть вдохновит на участие в ближайшем ПВД в эти выходные...
И надеюсь, что никого не отпугнет ;)

Катайтесь на лыжах, это здорово!!