Отчет о ПВД 15 января 2006 г. к Водопаду Гремячий

Автор: Зайцев Андрей, 16.01.2006 03:00
Просмотров: 5773

Вот рассказ о нашей вчерашней лыжной прогулке. Кому интересно - читайте. Кому по прежнему интересно - берите лыжи и айда с нами через неделю в следующий ПВД ;)

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Целью похода было посетить святой источник Гремячий ключ. Ну и покататься на лыжах, конечно. План минимум состоял в том, чтобы от платформы 76 км. доехать до Гремячего, а затем либо выйти на автобус в Шарапово и уехать в Сергиев Посад, либо дойти до Ильинок и тоже уехать в Сергиев Посад, либо, если настроение будет бодрое, доехать до пл. 90 км или Арсаки. Что из всего этого вышло на самом деле – читайте ниже.

2) Заявленная нитка маршрута.

Пл. 76 км – Смена – Дерюзино – Взляднево – источник Гремячий – Ляпино – Шильцы –Ильинки – С.Посад .

3) Пройденная нитка маршрута.

Пл. 90км – р.Звенигородка – р. Молокча – Мариино – Малинники – Взляднево – источник Гремячий – * – р. Вондига – Дерюзино – трасса М8 – пруд на р. Торгоша – микрорайон Ферма (С. Посад).

4) Описание похода

Начались наши приключения еще в электричке. Наблюдательный Саня Зотов заметил, как в своем объявлении машинист сказал, что электричка не остановится на 76 км. То же самое было, оказывается, указано и в расписании на вокзале. Но не вылезать же из паровоза, тем более, что к нам еще должен был подсаживаться народ.

Пока ехали, выяснилось, что на нашу электричку не успели супруги Попковы. А наша и действительно не делала остановку на 76 км. Пришлось выскочить из нее в Сергиевом Посаде. Изучив расписание, я узнал, что следующая дальняя электричка – через 50 минут. А Попковы должны приехать за 5 минут до нее. Кроме того, на автовокзале, где мы все затусили, выяснилось, что подходящий автобус – только через 1,5 часа.

Исходя из всего этого, решили подождать 50 минут следующую электричку. Так и сделали. И, вот собравшись вместе и потеряв 1 час времени, мы едем дальше. По ходу дела я решил еще и переиграть маршрут – пойти его в обратную сторону. В связи с этим мы вылезли не на 76, а на 90 км. Вначале пришлось метров 300 проехать прямо по обочине железной дороги. Тут нам посчастливилось найти прекрасную почти новую железную табличку от поезда Москва-Усинск. Табличку решили забрать с собой – Саня Быков прицепил ее сзади к рюкзаку и стал похож на сноубордера.

Свернули вправо на ЛЭП, по которой вскоре очень удачно попался след Бурана. По этому следу, а затем по многочисленным попутным следам других снегоходов мы двигались прямо по ЛЭПке, пока путь нам не преградил глубоченный овраг. На дне текла речка Звенигородка. Ну и сельва тут началась! Если на дно оврага зигзагами через плотные кусты, держась за них руками, еще как-то удалось съехать на лыжах, то на противоположный крутяк, поросший стеной чапыжника в лыжах влезть было просто нереально. Пришлось снимать лыжи и тропить тропу влоб по склону. Под глубоким снегом скрывались какие-то коряги, я местами проваливался почти по пояс. Все это здорово напоминало штурм какого-нибудь перевала в суровом лыжном походе… Но вот, наконец, мы вскарабкались наверх. Пока с криками и визгами остальные участники преодолевали эту нелегкую преграду, мы с Ромой Бутовым взобрались на мачту ЛЭП, просто от нефиг делать, и чтобы обозреть окрестности. Оказалось – совсем не зря! Неподалеку за лесом мы увидали настоящий старинный монастырь. Все как полагается – стены, башни из красного кирпича, купол церкви… Рома оказался знатоком этих мест, так как провел тут детство. Он сказал, что этот секретный монастырь, который не показан ни на каких картах, находится на территории военного полигона, занимающегося уничтожением боеприпасов. Там внутри – склады. А проехать к нему невозможно – на дорогах КПП. Только если через лес выйти. Но могут и по шее надавать…

Сфоткав этот секретный объект, слезли обратно вниз. Все как раз собрались, и мы покатили по ЛЭПке дальше под горку до пересечения с поймой реки Молокча. Свернули вправо, вдоль реки, пользуясь какими-то охотничьими тропами и лыжнями. Погода до этого была хмурая, а тут в облаках появились просветы и стало выглядывать солнце. Места тут очень красивые, а в таком выгодном освещении и подавно все заиграло! А вот Рома умудрился как-то сломать лыжную палку…

Дорожка, по которой мы катили через заболоченную низину, перешла через маленькую речку Каменку (приток Молокчи) и стала забираться на бугор через поле. Мы пересекли поле, встретили дорогу, ведущую направо, видимо, в Яковлево, обошли заросший лесом овраг и скатились обратно к Молокче. Входа в лес дороги, которая нарисована на карте, я так и не заметил. Вдоль речки попалась одинокая лыжня. Мы перекусили немного, наслаждаясь солнышком, красотой природы и бутербродами, а потом проследовали по лыжне, которая привела нас на лед речки Молокча. Оказалось, что по льду отлично можно катить коньком, как по ровной трассе. Только вот речка часто и сильно петляла, мы эти петли иногда срезали (тогда приходилось тропить, но тропежка сегодня была не самая изнурительная). Слева на высоком бугре осталась деревня Старинки. Мы продолжали катить по льду. Вскоре русло расширилось и начался пруд. На льду сидели погруженные в свое медитативное занятие рыбачки. А один даже лежал…

Мы неслись мимо них коньком. По сторонам были красивые берега. Погодка отличная, в общем, кайф! Так мы домчали до деревни Мариино на правом берегу. Вначале я решил, что это уже Малинники, но, сориентировавшись поточнее, понял, что по пруду нам еще катить километра полтора. Подождали отстающих, после чего продолжили гонку по ровному льду. Проехали между берегом и крохотным островком, на котором стояла какая-то сараюшка. Вскоре впереди показалась деревня Малинники, где, по словам Зотова, он провел лучшие годы своей молодости, водя Бутова в единички.

Как только справа закончился лес, мы стали подниматься в горку прочь от пруда. В углу леса виднелись какие-то загадочные сооружения. Оказалось, что это небольшое стрельбище. Причем линия огня направлена в сторону пруда…

Мы по всей видимости находились на территории кого-то охотничьего лагеря. Все поле было изъезжено буранами, в лесу скрывались какие-то коттеджи, территория была обнесена забором из сетки. К счастью в заборе была огромная дыра, через которую выезжали в чисто поле бураны. Выехали и мы.

Пересекли поле и шоссейку. Отсюда впереди стала видна деревянная церковь у Гремячего. Осталось совсем немного. Передохнув немного, катим дальше под горку. Вдоль Вондиги идет отличный буранный след прямиком во Взгляднево. Очень красивый участок. Обходим деревню слева и подъезжаем к Гремячему. Место не узнать. Я не был здесь довольно давно. За это время рядом выстроили новую здоровенную деревянную церковь, сделали купель – настоящий бассейн и много чего еще понастроили.

Маленькую часовню наверху разобрали. Видимо, построят новую, раз в 5 побольше. Уже и основание готово из толстых круглых бревен. Зато красивые перила из кривых оструганных веток заменили обычными прямыми. Жалко, сразу стало как-то не то.

Желающие искупались в источнике, а потом мы взобрались наверх, углубились в лес и пообедали. Погода, так радовавшая днем, стала меняться к худшему. Для начала задул сильный прохладный ветер. Тут на бугре это было особенно заметно. Хорошо еще, что лес защищал. Небо затянуло тучами, стало сумеречно. Долго нам тут сидеть нельзя, и так времени уже полно, заканчивать будем гарантировано в темноте.

Собираемся, слезаем обратно к подножию Гремячего, встаем на лыжи. Отсюда идет отличная лыжня по берегу Вондиги. Настоящая народная колея. Через лесок она выводит к дороге на Ляпино. По мостику переходим Вондигу, собираемся все вместе и катим дальше по лыжне. Постепенно становится все темнее.

Этот участок пути очень красивый, жалко, что пришлось тут ехать в темноте. Лыжня идет берегами Вондиги через леса и полянки. Лыжи скользят отлично, хочется бежать и бежать вперед… Но нельзя, надо поджидать отстающих. Несколько участников и участниц сегодня первый раз встали на лыжи, а путь позади уже немалый, батарейки уже подсели.

Долго ли, коротко ли, а вывела нас лыжня из леса на поле к деревне Дерюзино. События развивались по уже знакомой схеме: стемнело, хоть глаз коли, включили пургу прямо в лоб, а до станции еще километров шесть по малознакомой местности… Очень хорошо, что лыжня нам помогала. Спустившись с холма вниз, проехали краем деревни. В темноте едва различался силуэт церкви. На Торбеево озеро не пошли, я предпочел ночному ориентированию лыжню, а она уводила нас левее, в дальний угол поля. За полем мы проехали насквозь через небольшой дачный поселок, потом через лес по дороге, а когда она резко повернула влево, прямо продолжала вести тропинка с лыжней. По ней мы и выкатили к новоярославскому шоссе М8. Перебежали трассу и на той стороне снова встали на лыжню. Тут раздались крики Расторгуева. Оказалось, что аварии Ромы Бутова сломанной палкой сегодня не ограничились. Он в хлам порвал лыжный ботинок, начисто оторвав половину подошвы вместе со скобой крепления… Да, силен мужик! Хорошо, что идти остается уже немного…

По отличной лыжне катим под горочку, удаляясь от шоссе. Рома ковыляет на одной лыже довольно быстро и от нас почти не отстает. А на некоторых участках он даже делает сноубордиста Быкова!

Мы выскакиваем на лыжную трассу. Перед нами – пруд на речке Торгоша. Остается только проехать полтора километра по пруду до плотины. А там, по моим сведениям, должна быть автобусная остановка.

Для начала прогулялись в сторону, противоположную нужной. Метров через сто я понял, что лыжня загибает обратно к шоссе и мы вовремя вернулись в исходную точку. Поехав в противоположном направлении, мы встали на лед и посвистели коньком (ну, не все, правда…) по водной тверди к заманчивым огонькам вдали.

Добравшись до плотины и дождавшись остальных (Рома на одной лыже, к слову, был далеко не последний) мы расспросили местного и узнали, что до остановки рукой подать. Съезжаем мимо плотины на футбольное поле, пересекаем его, снимем лыжи и пешком поднимаемся в горку к магазинам и остановке, где дежурят две пустые газели. Одну мы собой заполнили и доехали с шутками-прибаутками до знакомого уже вокзала славного города Сергиев Посад. На этом наш поход и закончился.

Остается добавить только, что в электричке Наталья Ганаховская волшебным образом нашла на Роме свои штаны, которые потеряла год назад, и что Саня Быков с честью выполнил возложенное на него задание и допер в Москву табличку Москва-Усинск. Осталось только придумать, что с ней сделать.

5)Выводы

Отличный красивый маршрут, имеющий цель. В свете отмены остановок удобной электрички, добираться теперь сложнее. Но можно начать и от Арсаков. Если разведать нормальный переход через овраг реки Звенигородки, то первая часть вообще не вызывает никаких трудностей. Финиш тоже нормальный. Есть множство вариантов завершения маршрута – и покороче и подлиннее. Лыжня от Гремячего до Дерюзино всегда гарантирована.

Словом, мы тут еще не раз побываем. А Водопад Гремячий по прежнему струится, и хоть место стало очень многолюдное, но посещать его все-таки стоит. Пока что деньги за купание в святой воде брать еще не догадались.

6)Приложения

Водопад Гремячий

Сергиево-Посадский район Московской области. В четырех километрах от деревни Малинники среди глухих лесов находится знаменитый целебный источник, в народе названный водопадом Гремячий. Каждый день и летом, и зимой сюда приезжают паломники со всей России. По преданию, шесть столетий назад на этом месте преподобный Сергий молился об избавлении русского народа от иноземного ига. В знак того, что Господь внял молитве святого, из горы забил святой источник.
В 2000 году рядом с Гремячим разыгрались трагические события. В ночь на 5 октября неизвестными лицами была дотла сожжена деревянная часовня святого Сергия. А через два дня, 7 октября в 5 утра, ровно за день до праздника преподобного Сергия возле Гремячего был совершен поджог в алтаре строящегося храма.
Рабочие успели пожар потушить - промедли они еще полчаса, и от церкви тоже осталось бы одно пепелище.
Множество людей откликнулись на беду. И вот водопад Гремячий встречает паломников в еще большей красоте и благолепии. Восстановлена часовня преподобного Сергия. Завершено строительство храма.

Температура воды в источнике – около 6 градусов.

С сайта геокешеров:

Этот уникальный и живописный памятник природы расположен в 14 км к юго-востоку от Сергиева-Посада между деревнями Ляпино и Взгляднево, на левом берегу реки Вондига.
Открытие этого источника людская молва приписывает Сергию Радонежскому.

Легенда гласит, что в этом месте останавливался Сергий Радонежский на пути из Троицы в Киржач, и источники появились в результате его молитвы, о чем напоминает часовня у расщелины, из которой бьет вода, и памятный знак на берегу реки. …И едва произнес он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла ручьем по долине… А вода оказалась не простой. Многим она давала исцеление. Издалека стали приходить к источнику люди и уносили воду для болящих. Верили, что достаточно окропить ею – и страдающие различными недугами исцеления получают. Сегодня Гремячий является местом паломничества верующих, а вода источников считается целебной. Поэтому со всех концов России едут сюда люди, чтобы под чистыми струями смыть накипь и суетность дней, обрести духовную и физическую силу.
Водопад представляет собой несколько сильных источников, бьющих из расщелины в середине крутого склона, сложенного из известняков. Вбитые в землю вокруг ключей тесанные бревна образуют купальни.
К 600-летию со дня рождения Сергия на этом святом месте монахи Троице-Сергиевой лавры сотворили прекрасный архитектурный ансамбль.

Смоленско-Зосимова пустынь XVII-нач XX в.

Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры. Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме.

После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов.

В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897-м над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма - Всех Святых и Сергия Радонежского. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор.

После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского.

В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала ликвидационная комиссия и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть

В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход. Сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части - проход осуществляется по документам с записью в журнал.

Заповедник

ОАО Заповедное охотхозяйство Загорское, расположенное на юго­востоке района, считается одним из лучших в средней полосе России. Несмотря на небольшую площадь охотугодий, большую антропогенную нагрузку, здесь добиваются хороших результатов в воспроизводстве диких животных, особенно благородного оленя и кабана. Организовано было лесоохотничье хозяйство Загорское в 1966г. А в 1998г. его преобразовали в ОАО.
Центральная база охотхозяйства находится на берегу плотины, на реке Молокча у деревни Малинники. Для охотников и рыбаков здесь есть две гостиницы, одна из которых расположена в здании бывшей церковно­приходской школы.

Добавлен: 16 янв 2006 22:31 Автор: AndreyT #37638
AndreyT аватар
А я вот собрался..... даже закупился и лыжи приготовил да наверное карма сильно грязная - в субботу вечером прострелило плечо, да так что до сих пор болит.... наверное старость... завидовал все воскресенье.......
Добавлен: 16 янв 2006 22:42 Автор: decadent #37639
decadent аватар
Отличный отчёт! Сразу понятно, что прогулялись вы хорошо. Да и юмора афтору не занимать! :)
Добавлен: 16 янв 2006 22:48 Автор: decadent #37640
Мы тоже, к слову, не отставали - протопали в воскресенье от Калистова до Морозок. Встречные лыжники очень радовались нашему виду - на рюкзаках были закреплены части пластиковой женщины - бюст и стройные ножки! :grin
Добавлен: 16 янв 2006 23:32 Автор: INIT #37641
INIT аватар
а у нас была понтовая табличка с поезда "Москва - Устинск"
Добавлен: 17 янв 2006 01:20 Автор: Any #37642
Any аватар
Андрей, выкладывай фотки в Галерею!!!
Интересно посмотреть!!!
Добавлен: 17 янв 2006 01:21 Автор: Any #37643
Any аватар
И все прочие, кто фоткал на цифровики, тоже!!