Отчет о ПВД 27 февраля 2005 г. Морозки - Абрамцево

Автор: zaya, 14.04.2005 04:00
Просмотров: 4411

Продолжаем публиковать отчеты о пройденых зимой походах, чтобы потом можно было использовать этот материал самим и поделиться с другими.
Вот отчет о походе Морозки - Хлыбы - Абрамцево. Кому интересно - читайте.

1)      Цель похода и краткое описание маршрута.
Этот ПВД был заявлен, как поход по гарантированной лыжне. За день до него, в субботу, по этим местам проходила группа Дмитриева, а в воскресенье должны были бежать свою сотню лыжники из группы Сафронова. Я решил воспользоваться куском сафроновской трассы, чтобы прокатиться по готовой лыжне без тропежки. Тем более что по этим местам я давно не катался и хотел посмотреть на те места, где бегают сотню сафроновцы.
2)      Заявленная нитка маршрута.
Морозки – Хлыбы - Радонеж.
3)      Пройденная нитка маршрута.
Морозки – Никульское – Сбоево – Коверьянки – Беклемишево – Герасемиха – Хлыбы (*) – Абрамцевская просека – Абрамцево.
4)      Описание похода.
Народу собралось сравнительно немало. Даже появился Миша Расторгуев в пластиковых ботинках и на горных лыжах с креплениями Сильверетта. Сели в электричку, с шутками-прибаутками дожидаемся отправления. Вдруг у меня звонит мобила. Телефон незнакомый. Какая-то девушка говорит, что ее зовут Юля, и что она сейчас на Менделеевской. Успеет? Попробуй, говорю…

Электричка тронулась. От Юли приходит сообщение, что она увидела ее хвост. Что делать? Пишу ей, что буду рисовать стрелочки на снегу, пускай догоняет, если хочет…

Приезжаем в Морозки. Из первого вагона спускаемся с платформы, надеваем лыжи. Я рисую первую стрелочку с подписью ПВД, и по лыжне, начинающейся прямо отсюда, мы едем в сторону канала. Пересекли канал по льду, потом проехали по заливчику, образованному впадением речки Скородонки. После этого пересекли шоссе на Деденево. Перебрались через речку Скородонку, проехались немного вдоль нее через кустарник и оказались на поле у Никульского. Крутой подъем на бугор, потом мимо коровника, через поле, и лыжня ныряет в лес, левее заметного глубокого оврага.  Лыжня километра полтора ведет через лес по просеке, потом выводит к лесному дачному поселку. Вдоль его забора налево. Выезжаем на поле у деревни Сбоево. Деревню объезжаем по полю слева. Длинный классный спуск к озеру, потом подъм. Справа остается деревня Гришино, а мы выкатываемся к перекрестку шоссе на Ассаурово с дорогой на Беклемишево. Останавливаемся подождать отстающих участников. Тут же толпится большая группа лыжников, тоже отдыхают. Вообще по пути мы постоянно перегоняли какой-то народ, и гуляющих налегке и мужичков со здоровыми рюкзаками.

У Миши Расторгуева наросли забавные сосульки под шапкой. Совсем запарился. Но вроде на своих чудо-лыжах идет он неплохо, не отстает почти. Глотнули чайку. До обеда не так уж далеко, можно сильно не ломиться.

По дороге поднимаемся в гору и доезжаем до Беклемишево. Не входя в деревню сворачиваем с дороги влево, в овраг. Проезжаем мимо оборудованного источника. Потом взбираемся на другую сторону и едем мимо крайних домов деревни. Попадаем на поле, пересекаем его и входим в лес по просеке, ведущей на северо-восток, в направлении деревни Кекишево. Метров через 100 подсекаем перпендикулярный газопровод, не обозначенный на карте. Сворачиваем по нему направо. Пытаюсь нарисовать побольше стрелочек, так как место трудное, как бы его не проскочила догоняющая нас девушка Юля…

Газопровод долго вел нас, чуть загибаясь влево, пересек большую ЛЭП, пару просек и вывел в итоге на широкую магистральную ЛЭП с газопроводом, шириной метров 50. В этом месте топталась куча народу, ехать можно было в разные стороны, кругом была куча следов и развилок. Ставить стрелки было трудно – весь снег уже исписан разными знаками и стрелками… Мы собрались вместе, чтобы никто не уехал куда-нибудь мимо, и пересекли ЛЭП, въехав в плотный еловый лес по лыжне, отмеченной сафроновским красным маркером. Где мог я поставил стрелочки. Будем надеяться, что нас найдут..

Лыжня вела через лес по лесной дороге. Метров через 100 сбоку показался костер. Мы поняли, что это один из костров группы Сафронова. Тут поджидали бегущих спортсменов, чтобы напоить чаем и не только… Но у нас номеров не было, поэтому проехали мимо. Вышли на поле к Герасимихе. Основная лыжня трассы пошла вправо, а мы поехали краем поля влево, вдоль ручья. Лыжня тут была, я надеялся, что она приведет нас в Хлыбы, где я рассчитывал пообедать у родника. В углу поля лыжня раздваивалась. Я выбрал правую. По мостику мы переехали речку Яхрому. Здесь самый ее исток и она представляет собой просто ручей. После моста дорога пошла от реки вправо на подъем, а метров через 500 мы подсекли просеку, ведущую на восток, в сторону Абрамцево. По просеке шла накатанная лыжня – это обратный путь сафроновской петли.

По просеки мы проехали метров 300 в сторону Хлыбов и нашли место, где вчера обедала группа Дмитриева. Остались отличные сидения и много дров. Мы разожгли большой костер и стали расслабляться. Позвонили смеха ради девочке Юле. С удивлением узнали, что она едет по нашим следам и сейчас уже находится на газопроводе. Значит будет минут через 40… Пожелали ей удачи и внимательности. Сидим дальше. Мимо нас по лыжне время от времени проезжали всякие лыжники. Один завернул к нам погреться. Напоили его чаем. Увидев очередного деда на лыжах, мы прикалывались, что это, наверное, и есть Юля… Вдруг показалось знакомое лицо. Но это оказалась не Юля, а Ира, а следом за ней катил Леха Антонов! Вот так встреча, тоже нашли нас по стрелочкам. Не зря же старался. Но где же все-таки Юля? Вскоре она действительно до нас дошла на своих деревяшках Эстония. Понятно теперь, поему так долго… )) Это оказалась девушка из нашего клуба – Юля  Евстратова, просто я ее по голосу не мог узнать.

Посидели еще немного. Мимо нас начали, наконец, пробегать лыжники-сафроновцы. Причем первым мимо нас промчался парень из группы Дмитриева – Леха Отвагин! Он опередил своего ближайшего преследователя больше чем на полчаса. Мы сидели на 86 километре трассы, а эти лоси неслись мимо нас как угорелые. Круто!

Сидеть-то хорошо, но надо бы и поехать, чтобы не возвращаться по темноте. Собрались, стали возвращаться по просеке в обратную сторону, к Абрамцево. Навстречу стали попадаться остальные гонщики. Много было среди них знакомых мне людей из группы Дмитриева – они свою сотню бегают, а потом еще и сафроновскую…

Просека вела четко на восток. Попадались небольшие поляны, но в основном по сторонам был глухой лес. Километра через 2 просека стала теряться, и лыжня вывела на большое поле (в районе деревни Васьково). Проехались по краю поля  и снова нырнули в лес в его юго-восточном угле. Дорога прошла метров 500 на юговосток и вывела на старую вырубку. Отсюда снова пошла хорошая просека на восток, продолжение той, по которой мы ехали от обеда. Это так называемая Абрамцевская просека, так как выводит она прямиком к Абрамцево.

Так и катили по этой просеке все вперед и вперед. Навстречу встречались бегуны с номерами, приходилось уступать им дорогу. Также попадались и просто гуляющие чайники, дедушки и бабушки. Маршрут этот довольно популярный, и народу по просеке катается немеряно, тем более в выходные и в хорошую погоду.

Местность под конец стала довольно пересеченная, попадались овраги. Сафроновская трасса закончилась – их лыжня ушла направо, на Глебовскую просеку. Но лыжников меньше не стало, даже наоборот – с каждым километром их становилось все больше…

Пересекли грунтовую дорогу, выводящую, видимо, на поле к деревне Жучки. А потом поперек попалась широкая окювеченная асфальтовая дорога из Жилкино в Хотьково. После этого просека пошла прямо, а мы свернули левее по накатанной лыжной трассе. Спросили дорогу, какая-то тетка сказала, что не нужно уходить сильно влево, иначе выскочим в Хотьково. Мы пересекли глубокий овраг, зацепили край поля у Мутовок и свернули правее, как нам и советовали. Еще один перелесок, и мы вышли на поле у деревни Репиково. Пересекли шоссе и докатили вдоль него до музея Абрамцево. Внутрь не пошли – дорого, да и смотреть там особо нечего. От усадьбы круто скатились вниз к прудам, перешли на другую сторону и мимо дачного поселка глубоким оврагом, а потом через лес выкатили к станции Абрамцево.

Пропустили 2 электрички, пока дождались девушек, героически преодолевших весь путь. Зато ехали обратно в полном составе, душевной компанией. Покатались неплохо.
5)      Выводы
Данный маршрут был проложен по готовой трассе и в этом смысле жизнь нам была сильно облегчена. Кроме того, обед мы устроили на оборудованном группой Дмитриева месте, очень комфортно и без напрягов. Тропить за весь день не пришлось ни метра, да и в карту я почти не смотрел, ориентируясь по стрелкам, нарисованным на снегу прошедшей накануне группой.

Но хочу заметить, что как раз этой вот расслабухой мне поход и не понравился. Когда едешь по готовой лыжне, не ориентируясь постоянно, новые места не остаются в памяти. А мне, как командиру, как раз интереснее посмотреть и разведать новые для меня места.

Кроме того, эта трасса очень популярна среди лыжников-туристов, поэтому народу нам встречалось очень много, как в одну, так и в другую сторону. Не очень радуют такие попсовые места, хотя в принципе маршрут сам по себе очень красивый.

Рекомендую его для выходных прогулок в одиночку или небольшими группами. Протяженность небольшая, мест для привала полно, дрова есть, и главное, всегда есть готовая лыжня.
6)      Приложения
Абрамцево.

Усадьба Абрамцево - один из живописнейших уголков России , где всюду слышится интимная национальная нотка . История усадьбы тесно связана с культурой CIC века - с 40-х годов типичное поместье дворян средней руки превращается в крупный литературный и художественный центр .
В 1843 году имение приобретает известный писатель и яркий общественный деятель Сергей Тимофеевич Аксаков . Гостеприимный дом Аксаковых стал одним из крупных центров духовной жизни России середины прошлого века . Здесь часто бывали Н. В. Гоголь , И. С. Тургенев , М. С. Щепкин , братья Киреевские , А. С. Хомяков и др.
В 1870 г усадьбу приобретает крупный промышленник и меценат , вдохновитель знаменитого Абрамцевского художественного кружка . Это было содружество людей , искренне любящих искусство. Абрамцево ценится в первую очередь , как родина одних из самых известных и любимых в России картин . Здесь В. М. Васнецов писал Алёнушку и Богатырей ; И. Е. Репин - Крестный ход в Курской губернии , Не ждали , Запорожцев ; В. А. Серов - Девочку с персиками ; М. В. Нестеров - Явление отроку Варфоломею . М. А. Врубель именно здесь делал эскизы своих будущих шедевров , создавал волшебные майоликовые изделия и камины . Е. Д. Поленова стояла у истоков создания Абрамцево-кудринской резьбы по дереву.
С Абрамцевом и С. И. Мамонтовым тесно связана жизнь выдающегося русского певца Ф. И. Шаляпина .

Музей АБРАМЦЕВО
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник
Адрес : 141350, Московская обл. , Сергиево Посадский район, п/о Абрамцево, музей.
Проезд : С Ярославского вокзала г. Москвы электричкой на Сергиев Посад или Александров до станции Абрамцево.
Автотранспортом - по Ярославскому шоссе , поворот на Радонеж или Хотьково.

Телефон : 584-55-33. Факс: 584-55-33
Время работы музея : с 10 до 17 часов. Выходные дни : понедельник, вторник.

СНЕГУРОЧКА РОДИЛАСЬ И ЖИВЕТ В АБРАМЦЕВЕ!
Замечательный подарок всем женщинам России, а может быть и всего Мира сделан в этом году в подмосковном Абрамцево.
Мечта каждой девочки, женщины - превратиться хотя бы на время в юную прекрасную Снегурочку - теперь может быть реализована ежедневно в музее-усадьбе Абрамцево. Сотрудники музея решили провести научный эксперимент: оживить картины В.М. Васнецова, написанные им в Абрамцеве. Начали с картины Снегурочка. Сшили одежду прямо по картине, нашли подходящую опушку зимнего леса и стали наряжать всех желающих сыграть маленький эпизод выхода загадочной лесной девочки к людям. И ко всеобщему приятному удивлению обнаружили, что каждая женщина, независимо от возраста и внешности, в васнецовской одежде на фоне абрамцевской природы превращается в юную красавицу. Изумленному взору зрителей предстаёт живая Снегурочка - дочь Мороза и Весны (именно это полное название картины), вечно юная, как весна, и ослепительно красивая, как морозный иней в ясный зимний день. Не верится? Тогда приезжайте в Абрамцево ...

Чтобы разобраться в родословной Снегурочки надо прежде всего понять, как она стала появляться на Новый год вместе с Дедом Морозом.
Сказки или предания о ледяной или снежной девочке, которая внезапно оживает, рождались с незапамятных времён в русских северных селениях. Возможно, это были фантазии бездетных мужей и жен, или холостых парней, мечтающих о прекрасной невесте.
Но в Новый год Снегурочка стала появляться лишь в самом конце 19-го века. До этого Дед Мороз приходил один. Какое же событие выдвинуло Снегурочку в ряд самых популярных в народе героинь? Ответ может быть простой - это появление пьесы сказки А.Н. Островского Снегурочка, написанной писателем в 1873 году. Но этот ответ неполный, и, вообще говоря, неверный. Прекрасная сказка Островского явилась лишь прелюдией к созданию образа всероссийской Снегурочки. Вспомните, это сказка о любви, о том как холодная и чистая юная красавица, родившаяся в лесу и не ведавшая человеческих страстей, наконец, полюбив Леля, растаяла от горячей человеческой любви. Однако написать хорошую пьесу для драматурга это только начало. Затем необходимо донести ее до зрителя. Попытки поставить спектакль и одноименную оперу на государственной казенной сцене оказались неудачными. Спектакль, оперу, да и саму пьесу безжалостно раскритиковали. И лишь в 1882 году по- настоящему оживил Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка вместе с родственниками и друзьями Саввы Ивановича по его инициативе и при его непосредственном участии поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г. Потом в 1886 г. показали всей России оперу Снегурочка с музыкой Римского-Корсакова в знаменитом частном оперном театре Мамонтова. Лишь после этих постановок Снегурочка вошла не только в души русских людей но и в дома, т.е. стала появляться в Новый Год как спутница Деда Мороза. Этому немало способствовало желание женщин сыграть ставшую тогда модной роль Снегурочки хотя бы раз в году.
Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника. Суриков В., не веривший, что декорации могут быть настоящим произведением искусства, при появлении на сцене декораций Васнецова на одном из представлений оперы Снегурочка первым встал и на весь зал громко зааплодировал.
Васнецовым написана в Абрамцеве картина Снегурочка - дочь Мороза и Весны (в Третьяковской галерее) как один из проектов декорации к опере.
Вот как это происходило. Когда в Абрамцеве решили поставить Снегурочку Островского и Мамонтов стал просить В.М. Васнецова написать декорации к четырем картинам: Прологу, Берендееву посаду, Берендеевым палатам и Ярилиной долине. Виктор Михайлович сначала отказывался, убеждал, что никогда не писал декораций. Но все настаивали, пришлось приниматься за дело. Картина Пролога долго не выходила. И только после одной из очередных прогулок художников по заснеженному абрамцевскому лесу, озаренному лунным сиянием, было найдено её декоративное решение, воспроизведенное позднее Васнецовым на известной картине Снегурочка: Морозная голубая ночь, сверкающая переливами снежного покрова… В бездонном небе далекие холодные звезды… На опушке леса Снегурочка с лицом младшей дочери Саввы Мамонтова - Александры.
В.М. Васнецов на первых постановках спектакля лично играл роль деда Мороза.
Когда в Абрамцеве начались репетиции Снегурочки, Мамонтов решил, что к роли Деда Мороза больше других подойдет сам художник-декоратор. Что тут делать? - рассказывает В. Васнецов, - Никогда ни на какой сцене я не игрывал…. Отнекиваться не полагалось, да как-то и стыдно было. Ну и играл Деда Мороза, и играл не один раз!
Итак, натурой для васнецовской Снегурочки была младшая дочь Мамонтова Александра. Старшую дочь Веру знает весь Мир по картине Девочка с персиками. Александре выпала не меньшая честь - быть навечно запечатленной в образе российской Снегурочки. И она как никто достойна этого чистого и светлого образа. Эта умная и шустрая девочка в детстве любила зиму, особенно любила кататься на санках по абрамцевским кручам. Затем она стала прекрасной девушкой, стойкой и мужественной женщиной достойно и честно прожила свою долгую, но трудную жизнь. Достаточно упомянуть, что после смерти старшей сестры она воспитывала детей и внуков Веры. И, наконец, самое главное… Абрамцевская Снегурочка Александра Саввична Мамонтова была организатором и первым директором музея Абрамцево.

Таким образом родиной российкой Cнегурочки можно считать Абрамцево.
Да лучшего места для её дома и не найти. Во-первых, это на севере от Москвы, но совсем недалеко (50 км). До Абрамцева можно добраться и по железной дороге, и по прекрасной автостраде - Ярославскому шоссе. А места здесь прекрасные: Радонеж, Хотьково, Сергиев Посад, Троицко-Сергиева Лавра. И её волшебное появление в Абрамцеве как дочери Весны и Мороза вполне логично. Ведь Дед Мороз, как известно, проживает постоянно в Великом Устюге. И его путь в Москву всегда лежал через Абрамцево (см. карту России). В одном из своих шествий с севера на юг в Москву он, вероятно, встретил в районе Абрамцево появившуюся там Весну-красну (такое бывает и зимой) и у них волшебным образом появилась дочь - Снегурочка. И недаром на маршруте Деда Мороза Великий Устюг - Абрамцево- Москва расположено селение Берендеево, которое находится недалеко от Абрамцева и Сергиева Посада. Ведь именно в Берендеевом царстве происходили события, описанные в пьесе Островского. Полное название пьесы Снегурочка- весенняя сказка, т.к. события там происодят от зимы и до поздней весны. Поэтому абрамцевская Снегурочка оживает в парке музея не только на Новый Год, но и на весь зимне-весенний период. Не верите? Приезжайте в Абрамцево и увидите сами.
Осталось только официально прописать Снегурочку в Абрамцеве. И сделать это нужно как можно быстрее. Ведь русский обычай встречать Новый Год с Дедом Морозом и Снегурочкой начинает нравиться и за рубежом. Особенно тянутся к этому женщины: им тоже хочется наряжаться в красивый голубой наряд, дарить и получать подарки. И неровен час, когда, например, предприимчивые американцы поселят Снегурочку где-нибудь на Аляске или в Гренландии. Тогда о российском происхождении Снегурочки многие не узнают. Так уже произошло с персонажами сказки С. Т. Аксакова Аленький цветочек, написанной им в Абрамцеве. Многим она известна только как американский мультфильм Красавица и чудовище.

Приезжайте в Абрамцево в гости к Снегурочке!