Отчет о лыжном ПВД к озеру Стекло (27 декабря 2008)

Автор: Зайцев Андрей, 16.01.2009 03:00
Просмотров: 4729

В последнее воскресенье ушедшего года состоялся лыжный ПВД под моим руководством.

Прогулка получилась не матрасной, но при этом довольно насыщенной. Мы взглянули на озеро Стекло, полюбовались лесной Природой, удивились масштабности Сычевских карьеров и работающей там техники, местами пришлось преодолевать напор стихий.

Внутри - отчет.

1)      Цель похода и краткое описание маршрута.

Со снегом в начале зимы лыжникам в последние годы привычно не везет. Каким-то чудом, когда вокруг не было и намека на снег, на западе Подмосковья три недели назад выпало десять сантиметров волшебного порошка. Весть об этом живо распространилась среди лыжников-маньяков, и часть небезызвестной группы Дмитриева умудрилась-таки проехаться там на лыжах. Взяв за основу их треки, и дождавшись, когда снежку еще подсыплет, мы тоже решили посетить эти места.

Внимание привлекло необычное название небольшого озера – Стекло. А также хотелось посмотреть на большие карьеры в Сычево. Судя по фоткам в Гугле, ландшафты там должны были быть впечатляющими…

Запланирована была большая петля с возможностью срезать, если пойдется  не очень – все-таки большинство из нас первый раз встает на лыжи в этом сезоне.

2)      Заявленная нитка маршрута.

пл. Матренино - Морозово - Шитьково - оз. Стекло - Каменки - Чередово - Самошкино - Пупки - Сычево – Чисмена.

3)      Пройденная нитка маршрута.

Пл. Матренино – М9 – Ширяево – Морозово – Шитьково – оз. Стекло – Каменки – Немирово – карьеры – Сычево – Сычевский пруд – М9 – Гряды – пл. Чисмена. (35 км)

Трек и точки (скоро будут)

4)      Описание похода.

От последнего вагона спускаемся с платформы Матренино. Параллельно ж/д идет дорога, по которой едем по направлению к Москве 200 метров. Дорога сворачивает налево на переезд, а вправо в лес отходит заснеженная дорожка, которая через 300 метров выводит к трассе М9, сворачивает направо и ныряет под мост. Очень удобный проход, не нужно переходить оживленное шоссе. На другой стороне дорога продолжается, пересекает большую ЛЭП, параллельную шоссе. Дальше дорога входит в лес и становится заметно хуже. Видно, что раньше дорогой пользовались и делали на совесть – высокая насыпь на болотистых участках, трубы для воды под насыпью, глубокие кюветы по сторонам. Как я узнал позже, это остатки довоенной торфовозной узкоколейки. Сейчас это обыкновенная грунтовка – видны глубокие колеи, покрытия нет. Летом на велосипеде тут уже не разгонишься. Практически сразу приходится, сняв лыжи, пересекать глубокую промоину в насыпи дороги. Потом, через километр, дорога пересекает пойму ручья. Насыпь тут тоже размыта, моста нет. Переходим ручей, не снимая лыж, по льду и бобровым плотинам – ручей сильно подпружен.

Дальше дорога ведет через красивый лес еще километр и выводит на Ширяевское поле. Проселочная дорога раздваивается. Надо было ехать прямо, но автомобильный след немного увел нас влево, и мы вышли на шоссе, ведущее из Ширяево в Иванцево. Надо было пройти 300 метров направо по обочине до перекрестка на Морозово и вернуться на трек, но мы зачем-то пересекли дорогу и полезли напрямик, стремясь попасть на окраину деревни. Путь преградил глубокий овраг с плотными кустами, в итоге пришлось-таки вернуться обратно к дороге и выйти прямо к перекрестку. Получилась бестолковая петля.

Асфальтированная дорога огибала Морозово справа и вела дальше на юг. На наше счастье широкая обочина была не расчищена, и можно было спокойно ехать. Время от времени по дороге проносились одинокие джипы.

Выяснилось, что один из участников сильно отстает – как говорят спортсмены-лыжники, не попал в мазь. Предлагаю ему по следам топать за нами до перекуса, а потом вернуться по лыжне обратно на станцию.

Шоссе через 1,5 км приводит к мосту через речку Лама. Это та самая Лама, в честь которой назван неслабый город Волоколамск. Тут самый ее исток. Сразу за мостом с левой стороны – въезд в садовое товарищество, вытянутое вдоль берега реки. Можно было свернуть туда и срезать угол, но народ уже упилил вперед по шоссе, я не успел их вовремя догнать. В итоге взбираемся в крутой подъем и доезжаем до деревни Шитьково. Перед крайними домами налево через поле отходит второстепенная асфальтированная дорога. Против ветра быстро катим по ней 1,5 км и спускаемся под горку. Слева подходит грунтовка из дач около реки. Впереди показалось заросшее бурым кустарником болото, в центре которого прячется озеро Стекло.

Дорога под прямым углом сворачивает направо к деревне. А прямо по курсу – большие кучи торфа и стоянка разной техники. На болоте до сих пор потихоньку добывают торф. Стоят грузовики, какие-то древние загадочные механизмы на гусеницах. Проезжаем мимо и по широкой грунтовке въезжаем в кусты. Слева начинается нормальный лес, справа тянутся старые разработки торфа и канавы. Через 200 метров пересекаем по мосту глубоченную магистральную канаву. Прямо идет хорошая дорога, выводящая в Новопавловское. Сворачиваем направо по дороге, идущей вдоль канавы. Помогает свежий буранный след.

Прошли в дальний юго-восточный угол открытого пространства свежих торфоразработок. Там в плотные заросли невысоких сосенок входила грунтовка. По ней прошли в прежнем направлении на юго-восток еще метров сто и свернули направо к угадывающемуся за деревцами озеру Стекло. Местность оказалась интересная. Ландшафт немного напоминает окрестности озера Великое в Тверской области. Озерцо красивое, почти круглое. Окружено лесом, кое-где виднеются высокие сосны. Берега топкие, к воде летом не подойти.

На берегу устроили ланч, стали дожидаться отстающего участника, предварительно созвонившись с ним по телефону и выяснив, что он не так уж далеко. Пока перекусывали, развлекались тем, что прыгали на лыжах и смотрели, как ходит ходуном зыбкий болотистый берег под нами.

После затянувшегося привала, дождавшись последнего, двинули все вместе дальше. На мое предложение возвращаться он сказал, что пойдет вперед. Ну ладно…

Пересекли по льду озеро, выйдя на берег в самой южной точке. У самого берега оказалось сыровато, поверх льда под снегом  проступала вода, и многие влипли.

Двигаясь через чапыжник и сосняк на юг через 150 метров перелезли глубокую дренажную канаву и вышли на открытое поле – старые торфоразработки. Подсекли буранный след и по нему сначала проехали краем леса на юго-восток, а затем на юго-запад, оказавшись в дальнем южном углу поляны. Буранка свернула обратно на запад, а мы вошли в лес и стали двигаться на юго-восток вдоль глубокой канавы. По берегам растет низкорослый березовый и сосновый лес. Можно двигаться и по азимуту, но не хочется пересекать многочисленные канавы, оставшиеся от старых торфоразработок, поэтому двигаемся вдоль канавы, а местами прямо по ней – лед ровный и кусты не мешают. Но вскоре канава обмелела, и под лыжами стала предательски пружинить трясина. Пришлось выбраться на берег и ехать по тропе вдоль нее. Но сильно мешал чапыжник, а вскоре тропа совсем пропала – мы оказались на болоте.

Стали двигаться в направлении на юг, по пути постоянно пересекая широкие заболоченные канавы, оставшиеся после выработки торфа. Идти по ним вдоль не получается – лед непрочный, болото плохо промерзло, опасаемся, как бы не провалиться в глубокую трясину, заполняющую канавы. А между ними – узкие гребешки, на которых растут деревья. По ним тоже идти невозможно. Летом тут вообще вряд ли можно передвигаться, не искупавшись в болоте.

Через 150 метров ковыряний, срезав угол, выходим к большой магистральной канаве, идущей в направлении на юго-запад. Вдоль канавы есть насыпь, но она сильно завалена деревьями. По другую сторону канавы – небольшая заболоченная полянка, а за ней – нормальный материковый лес. Поэтому следуем туда и заходим в лес, удачно подсекаем там старую лесную дорогу, ведущую параллельно канаве на юго-запад. По ней через 200 метров выходим на большую поляну. Сворачиваем налево вдоль опушки леса, и идем по длинной, заросшей высокой травой проплешине на юго-восток. По правую руку за кустами угадывается еще одна большая канава.

Проплешина через 400 метров выводит к углу дачного забора. Выбираемся на улицу недостроенного поселка и катим по ней на выход. Из дач по ведущей в них дороге выезжаем на поле и едем вдоль опушки леса на юг, пока не доезжаем до угла, там дорога делает резкий поворот направо, а мы сворачиваем влево на старую лыжню группы Дмитриева. Проткнув узенький перелесок с ручейком, выходим на следующее поле. Поднимаясь в горку, проходим по высоковольтной ЛЭП, ведущей на восток в Немирово. Дороги под ЛЭП не видно, зато хорошо видно, что пространство под ней заросло кустарнком. Мысль срезать по ЛЭП отпадает.

Через поле по касательной к селу Каменки выезжаем к плотине большого пруда на ручье Каменка. Изначально мы собирались уходить дальше на юг, закладывая петлю через Чередово и Самошкино, но становится ясно, что наш темп не позволяет забираться так далеко, и пора срезать, чтобы в разумные сроки попасть домой. Взбираемся на высокую плотину, сверху идет дорога, приводящая к дачам, которыми застроен восточный угол поля. Входим в ворота, проезжаем насквозь до дальних домов, а затем, свернув налево, немного проходим по улице до старого деревянного детского городка с разноцветными теремками. На наше счастье этот участок не застроен и не огорожен – легко проходим к лесу. Отсюда начинается просека, немного подзаваленная, но вполне проходимая.

По правую руку – плотные лесные посадки, по левую руку – густой кустарник на месте старой вырубки. Метров через 500 вырубка заканчивается, и дорога входит в нормальный лес. А еще через 200 метров мы выходим на край большой поляны. На выходе из леса дорога пересекает небольшой ручеек. Решаем в этом месте пообедать. Дров полно, быстро зажигаем костер. Воды в ручье добыть не удалось – он промерз до земли, и лед лежит прямо на глинистой грязи. Но все же мы притащили несколько больших ледышек, очистив их от грязи снежком, и растопили их на чай.

Пообедав, отравляемся дальше. Времени уже много – скоро 4 часа, светлого времени остается часа полтора, а ехать еще далеко. Выходим на поляну, проходим метров 100 и сворачиваем влево в последний вдающийся в лес северный закуток. Дорогу нам подсказал удачно подвернувшийся охотник. В дальнем северном углу встречаем след бурана и старую лесную дорогу, по которой, двигаясь на восток, через 300 метров выходим на поле к Немирово.

Оставив деревню по правую руку, через поле по буранкам движемся на север. Снова пересекаем ЛЭП. (Кстати, охотник сообщил, что по ней идет неплохая тропа). Спускаемся к дальнему северному углу поля, по грунтовке с буранным следом протыкаем перелесок и выезжаем на бугор над долиной истока речки Хабня. На другой стороне ручья видны высокие насыпи и обрывы карьеров – нам туда.

Съезжаем вниз, пересекаем подзаболоченную пойму и через кусты вылезаем на край первого карьера. Вниз тут не слезть – глинистый обрыв высотой метров 10, на дне большое озеро. Пройдя по краю карьера вправо, находим место поположе и спускаемся вниз на лед. По сторонам прикольные виды на обрывистые берега. Прямо, Саяны в миниатюре!

Пересекаем карьер, двигаясь на север. Кое-где на льду сыровато, но в прочности льда мы не сомневаемся, нормальные морозы стоят уже три недели. Выбираемся на карьерную дорогу, по которой, перевалив отрог, съезжаем в следующий карьер. Там стоит здоровенный экскаватор, по которому мы от души полазали, пока еще не стемнело. Ну и махина!

Дальше едем по широченной карьерной дороге, рассчитанной на грузовики типа Белаз. Под тонким снежком часто попадается неприятный гравий. Лыжики страдают, но сворачивать уже некуда.

Через пару километров по сторонам стали попадаться дачные поселки, а вскоре на дороге нам встретился настоящий шагающий экскаватор. Огромная махина со стрелой, на которой подвешен ковш размером с грузовик. Судя по свежей покраске, его только что смонтировали или провели капремонт, и теперь собирались отправить шагать по дороге в карьеры. Удивило то, что питалась эта зверюга электричеством – к ней подходил толстенный кабель, а вдоль дороги через каждые 50 метров на специальных санях были установлены розетки диаметром с канализационный люк. Вот это да!

Дорога вывела к территории Сычевского зверопитомника, который располагался слева от дороги. Нас удивили высокие кирпичные башни на въезде, одна круглая, другая квадратная, да к тому же еще и разной высоты.

Вдоль заборов питомника, а потом просто по дороге катили еще километра два, пока не доехали до поворота вправо на поселок Сычево. Окончательно стемнело, достаем фонари. По дороге среди карьерных отвалов съезжаем вниз к речке, протекающей через карьеры. Впереди уже видны огни пятиэтажек, но мы сворачиваем с дороги влево к плотине нижнего пруда. Спускаемся на лед и проходим до истока. Там пешеходный мостик, который приходится обойти. Съезжаем на следующий небольшой пруд. Он заканчивается высокой плотиной, подпирающей верхний пруд. С плотины по желобу скатывается вода. Обходим место впадения струи подальше и взбираемся траверсом на плотину. По верху идет дорога в поселок. Пересекаем ее и скатываемся на очередной большой пруд. Держим курс на дальний край, огибая далеко выдающийся влево мыс. Глядя на карту, возникает соблазн его срезать, но на деле мыс представляет собой высокий бугор, и перелезать через него что-то не хочется.

Катим по льду вдоль самого берега. Впереди уже виден исток пруда, там должна быть насыпь шоссе и протока в следующий, самый большой пруд.

До насыпи остается метров 300, когда лед пруда вдруг сменяется каким-то бестолковым болотом с зарослями камыша, кочками и травой. Берега при этом довольно крутые и заросшие кустами, вылезать туда тоже никакого желания нет. Поэтому продолжаем двигаться вперед, выбирая путь по остаткам льда среди камышей. Начинается настоящий Вьетнам, проламываемся сквозь камыши в рост человека и выходим к насыпи шоссе. До нее остается каких-то 50 метров, но вдоль самого берега идет тонкий лед, который с размаху получается пробить палкой. Палка уходит в глубину метра на полтора, с разбегу прорываться стремно. Поэтому разворачиваемся и пробуем найти обход правее, так как слева из-под моста впадает протока, и соваться туда уж точно ни к чему.

Антоха и Рома нащупали более-менее надежный путь, выводящий на твердую землю. Все, кто был впереди, быстро выбрались туда. В это время сзади из камышей возникает Олег и говорит, что один из замыкающих участников провалился по пояс. Я немного вернулся назад, чтобы посмотреть, что произошло. Оказалось, что искупался Юра Романенко. Больше потерь не было, если не считать промокших ботинок у некоторых особо толстых участников.

На насыпи собрались все вместе. Видно, что батарейки у народа начинают садиться. Глотнули из термосов чайку для поднятия духа. Юра, как мог, утеплился. До станции напрямик, судя по карте, оставалось километров пять. Надо было ускоряться, чтобы успеть на электричку до большого перерыва. Поэтому, не задерживаясь, катим дальше.

Начинается самый жесткий этап. На большом пруду, по которому нам предстояло пройти 2,5 км нас встретил сильный встречный ветер. Даже мне пришлось несладко, а уж мокрому по пояс Юре и подавно. Преодолевая напор стихий, мы прошли по льду мимо горящей яркими дачными огнями деревеньки Городище, обогнули небольшой мыс и дошли до истоков пруда. Впереди светла огнями высокая насыпь трассы М9. Но до нее еще оставалось метров 600 по непонятным заболоченным кустам. На наше счастье здесь уже не оказалось предательского тонкого льда, и мы вскоре без проблем вылезли на шоссе, с перекрестка спускающееся под мост, по которому проходила трасса.

Ветер не утихал. Стоять и ждать под мостом было очень уж холодно. Созвонившись с замыкающими, сориентировали их, куда топать после пруда, и, сняв лыжи, пошли по обочине дороги. Ехать не получалось, так как обочина была прочищена, и под тонким снегом густо торчал острый гравий.

Прошагав на север с километр до старого Рижского шоссе, свернули по нему налево. В этот момент нас обогнал автобус, в который на остановке успел впрыгнуть Юра. Мы же по шоссе пересекли ручей Гряда, который является истоком всех недавних прудов. Вскоре свернули с трассы направо на дорогу в поле. Тут уже можно было встать на лыжи.

Дорога привела к водокачке, пришлось прямо по полю обогнуть дачные заборы и выйти на улицу, выводящую в поселок Гряды. Там проехали мимо каких-то пятиэтажек и попали на дорогу, ведущую к ж/д переезду. Тут на перекрестке заманчиво светилась пара магазинов, но времени оставалось в обрез. Рома рассмотрел тропинку, уходящую в лес прямо от перекрестка. Нам вообще-то надо было именно туда, но я что-то засомневался и в итоге за Ромой не пошел. А зря – тропинка вывела через лес в поселок и прямиком на станцию. Местные именно так и ходят,  надо этот проход знать. А мы проехали по обочине дороги до переезда, а потом вдоль железки до платформы Чисмена. Получился небольшой крюк.

До электрички еще оставалось полчаса, за это время затарились в станционном супермаркете и дождались остальных участников. Юра благополучно доехал на автобусе, а потом на лыжах немного раньше нас.

На обратном пути наслаждались теплой электричкой, фрикадельками в томате и приятной усталостью в руках и ногах. Лыжный сезон открыт.

PS. Это был последний ПВД Юры Романенко.

5) Выводы и рекомендации

Начало маршрут очень хорошее. Меня порадовала лесная дорожка от Матренино, окрестности озера Стекло тоже довольно живописные. Если срезать вдоль речки Лама и меньше ехать по асфальтовой дороге, все довольно логично.

Еще на удивление нормальный проход между Каменками и Немирово. Видимо, им пользуются охотники. Еще бы немного расчистить…

Сычевские карьеры впечатлили. Думаю, надо там летом на велике погонять – карьеры занимают большую площадь, и виды очень необычные. В озерах летом можно купаться.

А вот концовка маршрута получилась не очень приятной. Расчет пройти быстро и без напрягов по цепочке прудов, в принципе, оправдался, но заболоченные истоки прудов с тонким льдом могут быть опасны, а обходить их не очень удобно. После трассы М9 вообще начинается сплошная населенка и асфальт. Нужно придумывать альтернативные пути выхода в Чисмену. Есть ветка карьерной ж/д, но не факт, что по ней будет удобно ехать на лыжах. Есть еще вариант уходить дальше на восток через Шилово, Городище или Федюково, но это сильно удлиняет маршрут.

6) Участники

  • Андрей Зайцев
  • Роман Бутов
  • Антон Лавров
  • Оля Леонова
  • Юра Романенко
  • Олег Одинцов
  • Александр Тарасов
  • Владимир Никишин

7) Приложения

Озеро — замкнутое углубление суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные и подземные воды. Озёра не являются частью Мирового Океана.

Форма, размеры и рельеф дна озёрных котловин существенно меняются при накоплении донных отложений. Зарастание озёр создает новые формы рельефа, равнинные или даже выпуклые. Озёра и, особенно, водохранилища часто создают подпор грунтовых вод, вызывающий заболачивание близлежащих участков суши. В результате непрерывного накопления органических и минеральных частиц в озёрах образуются мощные толщи донных отложений. Эти отложения видоизменяются при дальнейшем развитии водоемов и превращении их в болота или сушу. При определенных условиях они преобразуются в горные породы органического происхождения.

Озёрные котловины по происхождению делятся на:

  • тектонические
  • ледниковые
  • речные (старицы)
  • приморские (лагуны и лиманы)
  • провальные (карстовые, термокарстовые)
  • вулканические (в кратерах потухших вулканов)
  • завально-запрудные
  • искусственные (водохранилища, пруды).

По водному балансу озёра делятся на:

  • сточные (имеют сток, преимущественно в виде реки)
  • бессточные (не имеют поверхностного стока или подземного отвода воды в соседние водосборы. Расход воды происходит за счет испарения).

По химическому составу воды озёра делятся на:

  • пресные
  • минеральные (солёные)

Общая площадь озёр земного шара составляет около 1,8 % суши (примерно 2,7 млн кв. км.).

(Википедия)

УЖД Матренино-Шитьково

Как оказалось, дорога с насыпями, по которой мы ехали в начале, была когда-то торфовозной узкоколейкой. По ней ввозили торф из Шитьково с озера Стекло в Матренино на широкую колею. Почитать про нее подробнее можно здесь.

Шитьковский торф

Шитьковское месторождение существовало еще до революции, и до 1948 года на нем вручную добывали брикетный торф для ТЭЦ г. Москва. 

В 1948 году месторождение прекратило свою работу и к 1972 году снова превратилось в болото.

В 1972 году было принято решение о возобновлении разработки месторождения уже механизированным способом, для нужд сельского хозяйства. Был разработан и принят проект осушения 130 гектар. Осушение происходило на протяжении 10 лет и к 1983 году на участке Шитьково в разработку пошли первые 19 гектар.

До 1991 года производственный участок Шитьково входил в объединение Орехово-торф, как и еще 20 таких же месторождений Московской области.

С 1991 года участок выделился в отдельное юридическое лицо ООО Волоколамскторф, и на сегодняшний день остался единственным работающим месторождением былого объединения, за счет соблюдения канонов и правил разработки, позволяющими добывать высококачественный почвенный материал для сельского хозяйства на протяжении десятков лет.

Еще интересно почитать, как добывают торф, а также что такое торф и зачем он нужен.

Сычево

Где лось бродил, ломая ветки,
Где звёзды щурились в ночи,
Во славу новой пятилетки
Возник гигант по имени Сычи.

ООО Сычёвский производственно-технологический комбинат расположен в п. Сычёво Волоколамского района Московской области. Сырьевой базой комбината является Сычевское песчано-гравийно- валунное месторождение, которое расположено в 90 км к западу от г. Москвы на территории Волоколамского и Рузского районов Московской области.

Для отгрузки нерудной продукции используется железнодорожный подъездной путь (станция Чисмена Московской железной дороги), принимающий более 2000 полувагонов и думпкаров в месяц, а также подъезд со стороны автомобильной трассы.

В состав СПТК входят: дробильно-обогатительная фабрика, дробильно-сортировочная фабрика, погрузо-разгрузочный цех и другие вспомогательные цеха. Численность коллектива – более 1 000 человек.

Общий объем поставляемой нерудной продукции составляет более 3 млн. м3 в год. Запасы песчано-гравийной смеси составляют более 40 млн. м3.

Выпускаемая продукция по своим технологическим и качественным свойствам соответствует мировым стандартам и пользуется устойчивым спросом на строительном рынке, как у отечественных, так и у иностранных строительных фирм, ведущих работы на территории г. Москвы и Московской области. С использованием сычевского щебня и песка в г. Москве построен каждый третий жилой дом, мемориал на Поклонной Горе, Храм Христа Спасителя, МКАД, Манежная площадь, здание Сбербанка РФ, строится Сити-центр, третье бетонное кольцо.

Ссылки по теме:

Добавлен: 16 Янв 2009 14:24 Автор: gufibaet #42548
gufibaet аватар
Здорово обо всём рассказано! А где можно фотки посмотреть?
Добавлен: 16 Янв 2009 15:29 Автор: zaya #42549
zaya аватар
Надеюсь, Антон выложит куда-нибудь. Тогда опубликую ссылку.
Добавлен: 16 Янв 2009 15:44 Автор: Any #42550
Any аватар
Тоха! Фотки давай!
Добавлен: 19 Янв 2009 05:15 Автор: TaTomka #42558
TaTomka аватар
молодцы. видно что хорошо прогулялись
Добавлен: 29 Янв 2009 21:10 Автор: severnyjcvet #42630
severnyjcvet аватар
а можно фото все-таки посмотреть? если не сложно, буду признательна