Отчет о лыжном ПВД Чеховская-Звенигород (16 декабря 2007)

Автор: Зайцев Андрей, 25.12.2007 03:00
Просмотров: 3413

Отчет о лыжной прогулке с Рижского направления на Белорусское.

Поход получился разнообразный, участвовало много народу. Читайте, как это было....

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Было запланировано пройти с Рижской дороги на Белорусскую, по дороге пересечь большой лесной массив с заманчивыми полянами и выйти в Звенигород. Маршрут частично совпал с одним из маршрутов группы Сафронова. Их трек сильно помог при выборе пути через леса по тропам и просекам.

2) Заявленная нитка маршрута.

Пл. Чеховская – Котово – Лукино – Кораллово – Звенигород.

3) Пройденная нитка маршрута.

Пл. Чеховская – Ябедино – р. Мал. Истра – Киселево – Котово – М9 – исток р. Сторожка – ур. Семеновка – р. Дубешня - * - Новоалександровка – Саввинская Слобода (монастырь) – пл. Звенигород (на автобусе). Пройдено 32 км по треку.

Трек и точки.

4) Описание похода. 

От первого вагона электрички переходим ж/д пути [START] и топаем пешком по обочине дороги 200 метров до перекрестка с шоссе. Переходим его, на поле встаем на лыжи [SKI ON].

Снега немного, по насту на полях можно двигаться коньком. Через поле к деревне ведет тропинка, проезжаем по ней, борясь с сильной отдачей. Пересекли поле. Вдоль деревенских заборов движемся направо до дороги. По ней проезжаем мимо магазинчика [SELPO], потом круто спускаемся под горку. Слева – забор воинской части. Справа начинается антенное поле [ANTENN]. Проезд свободный, никаких запрещающих знаков, ворот и шлагбаумов нет.

Пересекаем антенное поле, в дальнем левом конце вновь встаем на дорогу. Она ведет по берегу р. Малая Истра. Немного ниже по течению, напротив воинской части есть пешеходный мост на ту сторону [MOST1]. На противоположном берегу все огорожено каким-то высоким новым забором. Вначале у меня был план двигаться там, но скорее всего делать там нечего – сплошные заборы и д/о.

По дорожке-грунтовке катим вдоль реки. Минуем небольшой дачный поселок по правую руку. Дальше идет буранный след. Проезжаем через пару живописных полян (на одной из них был весенний слет Турклуба несколько лет назад.) Дорога приводит к металлическому пешеходному мосту [MOST-ISTRA]. Переходим по нему реку и преодолев крутой подъем (дорога поднимается серпантином) оказываемся в деревне Киселево.

Проезжаем деревню, все свободное пространство вокруг деревни активно застраивается дачами. На входе в перелесок над дорогой построена большущая круглая арка, напоминающая тоннель [TUNNEL]. Этакий портал, ведущий в будущий таун-хаус Киселево.

Дорога расчищена и посыпана песком, поэтому приходится топать пешком метров 500, пока не выходим на поле возле Котово. Снова надеваем лыжи, быстро движемся по насту параллельно дороге. Угол поля слева от дороги уже целиком застроен дачами и огорожен. Метров через 500 забор заканчивается. Переходим дорогу и катим через поле, огибая слева островок кустов [KUST]. Потом дальше по полю, параллельно дороге. По другую сторону от дороги – поселок Котово, какие-то сараи и водонапорные башни.

Поравнявшись с краем деревни, понимаем, что едем по территории очередного будущего дачного поселка. Просто забор еще не успели достроить. Выезжаем на дорогу через ворота готовящейся стройки [VOROTA]. Через год-два поле возле Котово уже не получится так просто пересечь на лыжах. Придется двигаться по дороге. А лучше вообще на лыжах туда больше не ходить.

Проезжаем слева от шоссе еще метров 500, пересекаем его и движемся вдоль асфальтовой дороги, уходящей в дачи. Справа и слева – высокие глухие зеленые заборы. Пробираемся по обочине, хорошо еще, что дорога не очень загруженная и не грязная – можно катить на лыжах.

Миновав дачи, пересекаем Рижскую трассу М-9 под мостом [RIGA]. Дорога резко загибает вправо, ведя в еще один дачный поселок, а налево отходит еще одна дорожка. Сворачиваем туда. Радуясь тому, что наконец-то вырвались из дачной застройки, устраиваем перекус на краю полянки [LUNCH]. Рядом через лес протекает маленький ручеек.

Передохнув, возвращаемся на дорогу и двигаем дальше. Дорога через 200 метров выводит на небольшое поле. Проезд прямо перекрыт шлагбаумом [KPP]. Поле уже огорожено забором и обречено на застройку.

На наше счастье влево по опушке, вдоль забора идет дорога. Она приводит в старый дачный поселок на следующем поле. Проехав его насквозь, упираемся в забор здоровенного особняка. Направо дорога перекрыта. Да и все поле справо тоже огорожено – какая-то понтовая частная территория.

Налево дорога приводит к запертым воротам. За ними – дорога, ведущая направо в следующие дачи (налево она выводит на трассу). Решаем перелезать ворота (сделать это легко – забор невысокий). Но на наше счастье рядом с воротами удается выломать пару досок, которыми была заколочена калитка [PROLOM]. Путь свободен, и мы едем дальше по дороге.

Справа и слева – заборы и строения понтовых дачных участков. Дорога заканчивается у стройки в самом дальнем южном углу поля. Забора и ворот здесь пока нет, но никаких сомнений, что в скором времени они обязательно появятся, и сквозной проезд через это поле будет вообще невозможен.

В лес заходит русло ручья. По другому берегу заметна подходящая грунтовая дорожка, но канава глубокая и широкая, а переправы нет [KANAVA1]. Поэтому проходим немного вдоль границы леса прочь от ручья и отыскиваем начало старой лесной дорожки [OLDROAD]. По ней движемся параллельно ручью, а метров через 150 она загибает правее и выводит обратно на берег. Переходим на другой берег по удобному бревну [BROD].

На той стороне через лес идет широкая и чистая просека через сосновый лес направлением на юго-запад. Тут проходит трек  группы Сафронова.

Просека вскоре сменяется лесной дорогой. Метров через 200 она приводит к пересечению с отчетливой западной просекой[CR1]. Трек в этом месте идет дальше по малозаметной тропе. Нам надо было не сворачивая направляться туда, но первые участники, увлекшись, побежали направо по просеке.

Возвращаться было лениво, поэтому мы прошли по ней еще метров 500 до перекрестка с хорошей просекой север-юг [CR2].

Обрадовавшись, направились в сторону юга, но метров через 100 просека внезапно оборвалась. Лес был довольно прозрачный, поэтому мы пошли через него по азимуту на юго-восток, стремясь вернуться на трек. Вскоре это удалось [RETURN]. Но путь проходил по старой лесной дороге, сильно заваленной местами. Приходилось часто обходить буреломы и заросли кустов по лесу. Не самый скоростной и приятный участок. Весь снег вокруг был жестоко изрыт кабанами.

Через 500 метров прорубания через завалы, мы вышли на большое открытое поле [POLE]. Место интересно тем, что к нему из Сурмино проложена дорога, обрывающаяся в самом центре поля. Застройки нет никакой, что просто удивительно. У окончания дороги стоит старая бетонная автобусная остановка [OSTANOVKA]. Смотрится она посредь чистого поля очень занятно. Рядом растут несколько больших лип – раньше, видимо, здесь все-таки кто-то жил.

Пересекли коньком поле, после остановки форсировали глубокую канаву [KANAVA2] и направились в дальний юго-западный угол поля. Там нашелся вход в лес [VHOD]. Дорога расстраивалась, мы выбрали средний вариант, который через 50 метров продолжился хорошей просекой строго на юг.

Перекусили еще разок [PEREKUS]. Двинули по просеке. Завалов немного, видно, что просеку периодически прочищают – ею пользуются охотники, идем по их следам. Через километр выходим на край большой вырубки [VIRUBKA]. То, что раньше было лесной просекой, теперь дорога среди пеньков и коряг.

Через 700 метров – перекресток с перпендикулярной экс-просекой [CR3]. Тут сохранился небольшой клочок леса, рядом с дорогой несколько пеньков, так и зовущих усталого путника присесть и разлить по колпачкам тормозную жидкость. Но нам некогда, да и жидкость уже практически иссякла…

Дальше следов охотников уже нет, тропим целину. Еще 600 метров по правому краю вырубки, и дорога входит в лес [VIRUB-END]. Сразу после этого крутой поворот налево, и через 200 метров мы выезжаем на симпатичную лесную поляну [POLYANA], спускающуюся к руслу небольшого ручья. В дальнем правом углу поляны через ручей сделан деревянный настил [NASTIL].

Взбираемся на другой берег и попадаем на следующую поляну прямоугольной формы. Идем на юг вдоль левого края поляны в дальний южный закуток. В лес входит слабая лесная дорожка. Она приводит на маленькую проплешину, немного забирает вправо, потом снова ведет на юг, становясь более заметной в мощном еловом лесу.

Через 400 метров дорожка пересекает небольшое болотце [BOLOTSE] и выводит на перпендикулярную просеку, по которой тянется небольшая ЛЭП на бетонных столбах [LEP]. По просеке идет тропинка, катим по следам направо. Видно, что во многих местах на провода попадали большие деревья. Но на наше счастье кто-то совсем недавно распилил и убрал все завалы – на снегу еще видны опилки от бензопилы. Поэтому беспрепятственно проезжаем по ЛЭП километр до пересечения со следующей квартальной просекой на юг. В этом месте торчит деревянный квартальный столб [CR4].

По просеке ведет одиночный след. Почти сразу путь начинают преграждать мощные завалы [ZAVAL-BEG]. Вокруг очень много сухостоя – буквально целый лес огромных толстенных еловых сушин. Многие из них повалились поперек просеки. Видно, что тропу когда-то прочищали, но с тех пор успело нападать еще. Где-то обходим завалы, где-то перелезаем.

Метров через 500 завалы достигаю апогея [ZAVAL]. Кое кто даже решает снять лыжи – так проще перешагивать через толстые стволы. Вскоре просека выводит в угол старой вырубки. Справа подходит дорожка со следами охотников [CR5]. Дальше наша дорога становится почище, и через 500 метров мы снова въезжаем в лес. Быстро катимся под горку и выскакиваем на берег лесной речки Дубешни [DUBESH]. Переходим по тонкому льду и обедаем. Место симпатичное, вода чистая, дров полно [OBED].

Через часок выходим, торопясь успеть пройти засветло побольше. От ручья через бурелом вылезаем напрямик вверх и через 50 метров попадаем на старую лесную дорогу, идущую параллельно ручью. Дорога сильно завалена, медленно пробираемся по ней вперед. Через 400 метров выходим на поперечную просеку, направо уходящую на северо-запад [CR6]. Пересекаем ее, проходим по дороге вперед еще чуть-чуть и, завернув налево, опять переходим Дубешню [BROD-DUB]. На другой стороне дорога взбирается на подъем, делает полукруг и выводит в итоге на ту самую просеку. (В районе реки просека сильно заросла, и двигаться лучше по дороге.)

Быстро движемся по просеке на юго-восток. Через 500 метров просеку пересекла лесовозная грунтовка [CR7]. Дальше просека выглядит гораздо хуже. Сворачиваем вправо на дорогу, по ней на юг проходим 200 метров и выходим в угол небольшой свежей вырубки [VIRUB]. Идем по правому краю. Прямо в лес входит просека [PROS]. В этом месте надо было свернуть левее, чтобы идти дальше по лесовозной дороге из дальнего угла вырубки. Но мы сгоряча рванули дальше по просеке на юг.

Просека была довольно чистая и шли под горку, поэтому мы быстро выкатили через 300 метров к маленькому ручейку – притоку Дубешни [RUCHEY]. За ручейком начиналась большая старая вырубка. Просека проходила по ее правому краю. Но дальше двигаться по просеке было невозможно – очень много завалов. Пришлось двигаться параллельно ей, держась ближе к центру вырубки.

Преодолели 500 метров напрямик через вырубку по какой-то старой колее (идти можно, только немного мешают кусты), и подсекли хорошую перпендикулярную просеку, двинув по ней на восток [CR8]. Через 150 метров вырубка кончилась, входим в лес. Просека шрокая, по ней идет какой-то важный кабель связи (таблички на деревьях). Поэтому она везде прочищена, причем деревья пропилены на такую ширину, что вполне сможет пройти БТР.

Чуть меньше километра тропим по просеке сначала в горочку, потом положе. Выходим в дальний северо-западный угол поля деревни Новоалександровка [VIHOD]. Слева в лесу вырубки, мужики пилят лес. Подходит лесовозная дорога. По этой дороге мы бы, вероятно, пришли, если бы не рванули по просеке…

Видим впереди на поле высокую вышку – геодезический пункт. Забираемся с Ромой и Антоном наверх, любуемся окрестностями Звенигорода [VISHKA]. Самого города пока не видно. Потом проезжаем насквозь деревню, сразу после нее сворачиваем налево, целясь в то место, где в лес входит ЛЭП на бетонных столбах. Очень красивая дубовая опушка [PROHOD].

Буранный след вдоль столбов выводит к небольшому дачному поселку. Встаем на автомобильную дорогу, ведущую в поселок, и по ней едем направо на юго-восток [ROAD]. Пересекаем старую вырубку, потом перелесок и оказываемся на большом поле. Дорога идет направо по краю поля, слева – вонючая ферма. Мы идем прямо через поле, по левому краю оврага. Минуем ферму, скатываемся с бугра прямо к ж/д насыпи. Переходим пути [ZHD], слезаем с крутой насыпи, пересекаем дорогу в Дютьково и находим проход между домами рядом с остатками круглой кирпичной силосной башни.

Перед нами поле. Выйти на него мешает глубокая канава, но через нее к счастью чуть правее находится пешеходный мостик [MOST-KAN]. Пересекаем поле, целясб в дальний восточный угол. Справа поле пересекает глубокая канава, заросшая деревьями. Канава впадает в речку Сторожка. Приходится перебираться через нее в самом устье – тут есть тропинка. За канавой через сторожку сделан хороший пешеходный мост [MOST-STOR]. По нему переходим речку прямо к подножию Саввино-Сторожевского монастыря. Уже темнеет, и монастырь на высоком холме, освещенный нескольким фонарями, смотрится очень красиво.

Проходим направо траверсом склона вдоль реки. Пересекаем тропу, ведущую к источнику [SPRING]. Глотнул из него водички, немного болотистый вкус. Потом мимо маленького прудика выходим на старую грунтовую дорогу, которая делает крюк через лес у реки и выводит к шоссе. Проходим вдоль него 200 метров и попадаем прямиком к автобусной остановке у ворот монастыря [BUS]. Очень удачно успеваем все запрыгнуть в автобус и доезжаем за 15 рублей до самой ж/д станции.

Там приходится 50 минут ждать электричку, но зато в здании вокзала просторно, есть отличный буфет с пончиками, и очень интересные картины на стенах, выполненные художником Лубницким.

5) Выводы и рекомендации

Начало маршрута не очень удачное из-за тотальной дачной застройки полей возле Рижской трассы. Причем варианты прохода лесами придумать довольно трудно. Но места в районе истока р. Дубешня довольно интересные. Правда, в лесах много вырубок, но есть и большие нетронутые куски леса. Просеки, обозначенные на картах, существуют, но многие из них в очень плохом состоянии из-за буреломов. Хотя некоторые прочищаются охотниками – надо просто знать варианты.

Конец маршрута пришлось порезать. Планировалось, что от Саввинского монастыря мы прокатимся по льду Москва-реки до платформы. Но из-за слабого мороза льда на реке не было, и реализовать этот план было невозможно. А идти по берегу вдоль шоссе было бы очень тоскливо. Так что в подобной ситуации (а также двигаясь пешком), нужно однозначно ехать до платформы на автобусе.

В целом маршрут неплохой, можно рекомендовать к повторению, особенно последние две трети. Также возможен параллельный велосипедный вариант (с объездом лесных завалов по дорогам через деревни).

6) Список участников

  • Абросимова Екатерина
  • Базунов Виталий
  • Бутов Роман
  • Быков Александр
  • Громов Александр
  • Евстафьев Николай
  • Зайцев Андрей (руководитель)
  • Зискин Борис
  • Киселев Алексей
  • Лавров Антон
  • Лактюнькин Андрей
  • Леонова Ольга
  • Мукаилов Сергей
  • Сочина Ирина

Привет всем!

7) Приложения

Саввино-Сторожевский монастырь расположен в полутора километрах к западу от Звенигорода. Он был основан по приказу Юрия Дмитриевича в 1398 году. Место для нового монастыря князь выбрал на холме, издавна носящем название Сторожи; в старину здесь находился сторожевой пост. От названия местности и имени первого игумена - монаха Саввы, ученика Сергия Радонежского - произошло название монастыря.

Архитектурный ансамбль монастыря составляют: Собор Рождества Богородицы; Комплекс трапезной со звонницей; Надвратная Троицкая церковь; Царицыны палаты; Братский корпус; Жилой корпус Духовных училищ; Дворец царя Алексея Михайловича; Смотровая площадка; Ограда с башнями; Кельи XIX в.

История монастыря

Первоначально монастырь был деревянным и занимал лишь южную часть холма. Первым каменным строением был Рождественский собор. Уже тогда он являлся центром архитектурной композиции, находясь на вершине холма. К первой половине XVI века относится возведение новой крепостной башни, в нижнем этаже которой находились въездне ворота, а в верхнем - надвратная церковь, освященная в честь Сергия Радонежского. Вплотную к башне подходит здание трапезной.Эти здания были разрушены в XVII веке во время перестройки ансамбля.

Большое строительство в монастыре проходит в середине XVII века по указу Алексея Михайловича. Это связано с частыми приездами сюда царской семьи. Монастырь превращается в одну из царских резиденций. До нас дошли имена зодчих Боборыкина, Шарутина и Ладыженского. Вся тяжесть работ по постройке была возложена на население Звенигородского уезда. Одновременно работали до 1000 человек. В результате был создан тот ансамбль, который в несколько измененном виде дошел до наших дней.

Архитектурный комплекс Саввино-Сторожевского монастря типичен для русского зодчества середины и 2 половины XVII века. Переработка наследия древнерусской, белорусской, украинской и западноевропейской архитектуры, появление новых форм и эффектных композиций зданий, разнообразие декоративных украшений, заимствование приемов из народного деревянного зодчества - характерные черты русской архитектуры того времени, воплотившиеся и в архитектуре Саввино-Сторожевского монастыря.

Царский дворец

Царский дворец в Саввино-Сторожевском монастыре (1650 - 1654 гг.) для своего времени был огромным. Почти на 100 метров вытянулся он в длину. По фасаду дворец двухэтажный, а с южной стороны, где был скат горы, имеет три этажа. Прежде наличники окон и входы во дворец были богато декорированы. К входам вели четыре широких крыльца (во время реставрации обнаружены их фундаменты). Возможно, они поднимались до второго этажа, где и сейчас среди окон фасада сохранились двери. А может быть, эти двери выходили на гульбище.

После пожара в 1742 г. дворец был сильно перестроен, а второй этаж вообще сделан заново. В нижнем этаже и сегодня можно видеть сводчатые перекрытия бывших здесь некогда 11 комнат, расположенных анфиладой по обе стороны трехмаршевой лестницы, ведущей наверх. С северной стороны к дворцу примыкал сад в 40 саженей, на месте которого позднее была построена еще одна церковь.

Комплекс трапезной со звонницей

Одним из самых больших сооружений Саввино-Сторожевского монастыря было ничем не приметное ныне здание трапезной (1652 - 1654 гг.). В XVII веке оно воспринималось как чудо строительной техники, изумляло и соотечественников и иноземцев. Необычной была величина этого четырехэтажного монументального сооружения, с углубленным на 6 метров в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт колодец глубиной 15 метров. В верхнем этаже размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей. Его пришлось разобрать 150 лет спустя после постройки здания, когда обрушились перекрытия четвертого этажа.

Третий этаж трапезной занимала столовая палата громадных по тем временам размеров. Площадь пола ее была такой же, как и Грановитой палаты Московского Кремля, - около 500 квадратных метров. Трапезная освещалась кругом окнами, причем не со слюдой, а со стеклами. Отапливалась палата проходившими в ее стенах трубами кухонных печей.

Непосредственно к южной стене трапезной примыкает четырехъярусная колокольня-звонница. Поначалу это была простая двухъярусная звонница. В конце XVII века над ней появились шатровые башенки, сначала три, потом еще одна, с часами голландской работы.

Колокол

Знаменитый колокол, мелодичным звоном которого славился Звенигород (он был изображен и на гербе города), был отлит здесь же в монастыре в 1667 г., о чем говорила надпись на нем, в которой было указано и имя литейщика: Александр Григор... Весил колокол 2125 пудов и висел в центральном проеме колокольни. На внутренних стенках его имелись какие-то наклепки, сделанные, по мнению специалистов, для настройки колокола на определенный лад.

Колокол разбился в дни Великой Отечественной войны, когда его стали снимать. При падении он пробил все своды. Были расшатаны и стены колокольни. Разбирать их и перекладывать заново было бы сложно, и реставраторы с успехом применили новый способ - нагнетание с помощью компрессора цементного раствора в трещины старой кладки. Восстановлены и все шесть сводов колокольни, и южное крыльцо с небольшой крытой галереей на уровне второго яруса звонницы, где находились маленькая церковь и вход в трапезную.

Монастырь сегодня

На сегодняшний день монастырь является действующим. На территории работает историко-краеведческий музей.

22-23 авг. 1998 г. в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи прп. Саввы - основателя обители.

В настоящее время монастырь ведёт активную социально-просветительскую работу в сфере образования, миссионерской деятельности, воспитанию подростков и детей, содержит детский приют и богословские курсы.

Сурмино

Название деревни Сурмино, к северу от Звенигорода, восходит к фамилии мелких вотчинников Сурминых, многие из которых в XV-XVI вв. служили митрополитам и бывали у них в боярах и дворецких. Одна из отраслей этого рода служила удельному князю Юрию Ивановичу. Вероятно, от него Сурмины получили тут земли и поставили деревеньку, позднее названную по их фамилии. Разъезжая грамота 1504 г. упоминает здесь владение митрополичьего дворецкого Федора Федоровича Сурмина. Писцовая книга 1558 г. отмечает село Сурмино с деревянной Благовещенской церковью уже в собственности Боровского Пафнутьева монастыря.

Как и окрестные селения, Сурмино в начале XVII в. было разорено и превратилось в пустошь. После 1678 г. она была вновь заселена крестьянами из Ржевского уезда, и по описанию 1705 г. в ней значилось уже 17 крестьянских дворов. За монастырем деревня оставалась до середины XVIII в., когда все земли духовных феодалов были секуляризованы.

По сведениям 1852 г. деревня Сурмина состояла в ведомстве Государственных имуществ и в ее 69 дворах проживали 221 душа мужского и 234 женского пола. На 1890 г. здесь отмечено 489 жителей.

Перепись 1926 г. фиксирует в Сурмине 111 хозяйств, где проживал 461 житель. Имелись школа первой ступени и кооператив. Согласно данным 1989 г. тут было 33 хозяйства и 71 человек постоянного населения.

 

От заброшенной остановки к востоку от Сурмино стартуют парапланеристы:
http://www.large.ru/paramap/surmino.htm