Отчет о вело-ПВД "Нудоль поперёк" (30 июня 2013)

Автор: Зайцев Андрей, 20.08.2013 17:02
Просмотров: 2901

Идея прокатиться в тот угол Подмосковья, где в Истринское водохранилище впадает речка с красивым названием Нудоль, возникла у меня уже давно.

И вот пришла пора её реализовать. А чтобы было интереснее, я решил совместить катание с купанием и переплыть устье реки вместе с велосипедом на матрасе. Благо погода стояла жаркая и очень к подобным забавам располагала.

Маршрут получился довольно интересный, не очень-то асфальтовый, как казалось на первый взгляд. В общем, решил поделиться отчётом об этой покатушке.

Пройденный трек. Подробности внутри...

К моему большому удивлению, в этот раз ехать пришлось в гордом одиночестве. Может, перспектива заплывов народ отпугнула? Вряд ли в этом дело. Скорее всего просто так уж звёзды расположились... Кстати, на заявленную электричку я благополучно опоздал, ехал в следующей, никого при этом не обломав. Так что всё к лучшему.

Вылез на платформе Фроловское. Электричка укатила, вокруг наступила тишина... От последнего вагона перехожу пути и выезжаю на шоссе, ведущее в сторону деревни Троицкое. Асфальт неплохой, еду с горки на горку и через 7км сворачиваю с шоссе налево на дорожку в Надеждино. Дорога где-то вымощена плитами, где-то просто отсыпана щебёнкой, по сторонам мелькают дачные огороды.

В конце маленькой деревни Надеждино улица продолжается грунтовой квадроциклетной тропой, круто спускающейся в овраг. Там мостик через ручей, и дальше тропа выводит на перекрёсток с асфальтовой дорогой, ведущей к мосту через речку Катыш.

Тем, кто захочет повторить маршрут, настоятельно советую в этом месте свернуть направо по дороге и проехать в Поповку правым берегом реки, так как сквозного проезда левым берегом категорически нет.

Но я на тот момент этого точно не знал, а лишь догадывался, поэтому смело поехал дальше в Лазарево. Дорога на Лазарево отсыпана крупным белым и плохо укатанным щебнем. Тот ещё мозготряс...

Доехав до последнего дома в Лазарево, вижу грунтовку, ведущую дальше в пойму реки. По ней удалось проехать вдоль перелеска метров 50, после чего следы полностью пропали. Передо мной была широкая пойма, заросшая неуютной на вид буйной травой. Я решил попробовать прорубиться, так как до края дачного посёлка, из которого шла дорога дальше, было по прямой всего 500 метров.

Но эти полкилометра дались мне очень нелегко. Сначала я рубился через заросли спутанной травы пополам с крапивой и вьюнком высотой практически в мой рост. (Под ногами было на удивление сухо, но в другое время тут и вода вполне может стоять.) Для прокладывания тропы использовал велосипед: сначала втыкал его вперёд, приминая сельву, а потом вставал на это место сам.

Пробившись к неглубокому овражку, заросшему черёмухой, пролез через кусты на прямоугольную поляну, поросшую кустами и дикой клубникой. По краю шла небольшая ЛЭП на бетонных стобиках. За поляной был скрытый в лесу глубокий овраг, отделяющий меня от дачного посёлка. Никаких троп, ведущих к спасительным дорогам, заметно не было. Я стал подниматься вверх вдоль опушки, надеясь найти какой-нибудь проход. Но слышал только лай собак с противоположной стороны.

Протопав метров 300, я поставил велик на опушке и пошёл на разведку. Перелез овраг, уткнулся в забор, дошёл до угла и, ломясь по кустам и бурелому, вышел-таки к концу дачной улицы. Путь найден, ура!

Вернувшись за великом, снова перелез овраг и выпал из леса на спасительную дорогу. Оказавшись на главной улице посёлка, специально съездил посмотреть, нет ли из дач выходов в лес к оврагу. Но дачи стояли стеной, граница на замке!

Покинув дачный посёлок, свернул влево на дорогу, ведущую в Поповку. Деревню надо объезжать справа по околице, так как слева объездной дороги нет, а насквозь через деревню тоже проехать невозможно. Проехав по грунтовому просёлку через просторное поле, спустился к плотине большого пруда на ручье Таллица. Отличное место для купания - песчаный пляжик, вода довольно чистая, плещутся местные дачники, но народу терпимо, и мусора почти нет. Залез скорее в пруд, смывая последствия бруляний по сельве. Кайф-то какой! Воистину, не полазишь - не оценишь...

Но надо ехать дальше. От плотины по самой правой из грунтовок еду к крайнему дому деревни Горки. Отуда на запад в сторону карьера ведёт квадроциклетная тропа, прорубленная в зарослях борщевика. Выхожу на край, карьер глубокий, на дне видна дорога, мне надо на неё попасть. Но тропа идёт по краю карьера и спускается дальше к реке. Мне туда не надо. Приходится слезать в карьер прямо по крутому склону, придерживаясь за берёзки и прочий рельеф.

Оказавшись на дне, еду по карьерной дороге на выход. Дальше раздолбанная и истоптанная коровами грунтовка выводит на шоссе, и я по хорошему асфальту через мост въезжаю в Рахманово. Движение по этому шоссе довольно интенсивное, но главная дорога сворачивает направо в сторону Клина, а дорога налево в Барское-Мелечкино совсем пустынна. Асфальт при этом отличный. Качу полями, опять с горки на горку. в Барском сворачиваю направо на Климово. Тут асфальт изрядно раздолбан.

Проехав Климово насквозь, попадаю на грунтовку, ведущую от крайнего дома в сторону леса. Дорога пересекает ручей, сразу за плотиной развилка на поляне. Я выбрал самую левую из дорог, и она быстро вывела на берег водохранилища. Тут отличные полянки в лесу на высоком берегу. Подход к воде крутой, глинистый.

Надул матрас, пристроил на него байк и герму с вещами. К матрасу привязал шнурок, другой конец петлёй накинул на плечо и поплыл, буксируя матрас за собой.

Залив-устье реки Нудоль в этом месте шириной около 300 метров. Я плыл, держа курс на остатки лодочной станции в обрамлении старинной декоративной ограды, оставшейся от какой-то усадьбы. Немного мешала волна от моторок и скутеров, которые время от времени проносились мимо. Но в целом переплыв прошёл без особых сложностей. Водичка была тёплой. Только ветер с водохранилища немного сносил матрас вправо, приходилось корректировать курс.

Добравшись на другой берег, я вылез на бетонные плиты причала, там жарили шашлык какие-то отдыхающие. Я оказался на територии полузаброшенной базы отдыха, сюда открыт доступ простым смертным, так что проблем никаких. Ещё разок искупался и перекусил. Потом поехал дальше. Через територию базы отдыха доехал до ворот главного входа. На машине сюда просто так не въехать, надо договариваться со сторожем, а пешком или на велике - легко.

Вернувшись немного, проехал по дорожке на юг через лес мимо заброшенных домиков базы. Нашёл мостик через ручей. На том берегу оказался оборудованный родник. Причём из левой трубы текла вода с заметно-железным вкусом, да и камни внизу были оранжевые, а из правой трубы вода текла пресная. Набрал фляжку, напился ледяной водички.

Дальше тропа пошла через лес, по пути встретилась пара завалов, но они не слишком помешали. Видно, что тропой часто пользуются. По ней быстро попал на дорогу, которая вывела на поле к деревне Родионово. Здесь меня остановил сильнейший земляничный запах. Бросив велосипед, я стал пастись, собирая горстями гиганстскую спелую землянику, прятавшуюся в невысокой траве. Жалко было уезжать, но впереди ещё много непростых километров...

Встав на асфальт, быстро кручу через Никитское, Граворново, Карцево. Рельеф очень пересечённый, на дороге крутые спуски и подъёмы. На перекрёстке в Карцево захожу в магазин, закупаюсь морсом и немного остываю под кондиционером.

Доехав до Синёво, сворачиваю направо в Зорино. За деревней нахожу плевую грунтовку, ведущую в дальний ЮЗ угол леса. Судя по планам девелоперов, все эти поля обречены на застройку коттеджными посёлками. Но сейчас строительные работы ведутся возле самой деревни, и поля ещё не тронуты...

В лес входит разъезженная дорога. На первой развилке я сворачиваю налево, но вскоре понимаю, что это не мой вариант - такой дорожки на карте не нарисовано, и она сильно загибает на юг. Вернувшись к развилке, еду по правой дороге. Местами сыровато, ехать получается не везде, но всё же это вполне доступный для велосипеда перелаз.

Через 600 метров выезжаю из леса на большое поле в ур. Семенково. Дорога по полю ещё хуже, колея еле видна в высокой траве, сильно трясёт. Но крутить приходится бодро, т.к. слепни не дают расслабиться. Немного пройдя пешком вдоль южной опушки, нахожу вход в лес нужной мне дороги. По ней вполне можно ехать, хоть местами это и непросто. Дорога пересекает большую вырубку и затем спускается под горку к речке Десенка. На этой поляне у нас один раз проходил Слёт. Сейчас поляна сильно перепахана, по краю едва удаётся ехать. Но мост на месте, и за ним начинается хорошая грунтовка через поле, по которой я быстро попадаю в Филатово.

Палящее солнце начинают загораживать грозовые тучи, ползущие мне навстречу. Из Филатово по пыльной бетонке мимо вонючих свинарников доезжаю до Брыково. Проехав мимо пруда на речке Маглуша, выезжаю на шоссе, ведущее к платформе Холщёвики.

Вокруг меня в окрестные холмы бьют молнии. Я между двумя грозовыми фронтами, а надо мной дождя пока нет, даже солнце ещё продолжает светить. Успеваю пересечь ж/д и доехать до перекрёстка со старой рижской трассой. Начинает капать, но пока не очень сильно. Я въезжаю в дачи на другой стороне шоссе, и тут меня хорошенько накрывает - едва успел спрятаться под какой-то навес над воротами. Дождь ливанул стеной, пришлось полчаса подпирать ворота, ожидая просвета.

Наконец, показалось, что лить стало потише. Выехал дальше в сторону Жилкино. Удалось найти неплохую срезочку по полю от Жилкино до шоссе в Новодарьино, благо, грунтовку ещё пока не совсем развезло.Рядом с автобусной остановкой в Новодарьино по тропе спускаюсь к пешеходному мосту через Малую Истру.

Вскарабкавшись в крутой подъём, попадаю в деревеньку Фроловское. Тут меня накрывает вторая волна грозы. Прячусь под раскидистой ветлой, а заодно меняю очень не вовремя проколовшуюся камеру. Тут ещё и телефон в герме, как назло, звонит. "Ага, катаюсь, всё в порядке, вернусь не скоро!"

Еду дальше под дождём, так как мне уже всё равно. Пересекаю Новую Ригу под мостом, проезжаю насквозь небольшой дачный посёлок и в конце улицы въезжаю на лесную грунтовку. Дорога хорошая, идёт в подъём. Через километр Т-образный перекрёсток, сворачиваю направо. Но для начала оставляю велик и иду пешком посмотреть на Озеро Чаек.

Через ельник с плотным грунтом выхожу на край большого болота. По границе идёт глубокий зыбун, который я аккуратно перехожу, вооружившись на всякий случай каким-то дрыном. Встав на узенькую грядку с чахлыми берёзками на краю царства мха и кочек, немного полюбовался суровой красотой болота под проливным дождём.

Вернувшись к велосипеду, покрутил дальше по дороге в сторону болота Павловское. Хорошая дорога километра через 1,5 привела к кормушке в районе ур. Малькино и закончилась. Свежие квадро-следы увели куда-то правее. А я поехал дальше по дороге в Воскресенки. Вначале ехалось довольно хорошо, завалов почти не было, сырые места тоже, несмотря на дождь, вполне нормально проезжались. Но дальше случилась неприятность в виде большой вырубки в том месте, где дорога сворачивает на запад. Пришлось пересечь вырубку ногами, так как ехать по пенькам  и сучкам было почти невозможно. В лесу снова нашлась дорога, но до самого конца она была так себе - сильно раздолбана лесовозами.

Выбравшись из леса в дачный посёлок рядом с Воскресенками, проехал по асфальту мимо Сорокино в следующие дачи и решил преодолеть ещё один лесной перелаз в Завязово. Этой зимой мы проезжали здесь на лыжах.

Вначале всё было отлично - по просеке шла хорошая колея квадроцикла, и я ехал довольно бодро. Через 1,5 км свернул на восток на просеку, по которой удалось проехать ещё метров 200, после чего квадро-дорога ушла куда-то влево, а я потопал пешком по заросшей просеке, чтобы через 400 метров свернуть на перпендикуляр.
Но южная просека тоже не оправдала надежд. По ней вообще не было никаких следов, поэтому мне пришлось катить велик по заболченным полянам и прочей неудоби ещё почти километр, пока я не вышел на поперечную большую ЛЭП.

Мне нужно было дальше на просеку, и я помнил, что зимой мы здорово полазали тут в завалах. Я и в этот раз поломился напрямик, с большим трудом одолев плотную полосу бурелома шириной метров 150. После этого справа с ЛЭП подошла дорожка, явно обходящая эти завалы.

Дальше по просеке местами удавалось ехать, но в целом, этот путь однозначно не для велосипеда! Проковырявшись ещё километр, я с облегчением выбрался на поле в Завязово. Попав на асфальт, слегка почистил велик от грязи, и вкрутил по пустому шоссе через Тархово, Дяденьково и Анашкино до шоссе на Звенигород. Там стояла многокилометровая пробка, которую я объехал по обочине.

Возле Саввинского монастыря словил ещё один прокол. Заклеил заплаточкой в надежде, что хватит дотянуть до станции. Проезжая через Звенигород, немного сполоснул велик в водопроводной колонке. Вот и мост через Москва-реку. Въезжаю в последний крутой подъём, за которым - платформа. На автомойке рядом с вокзалом прошу спрыснуть велосипед от песка, но жлоб-автомойщик запросил 200 рублей. Послав его с таким ценником куда надо, отлично вымыл велик под водосточной трубой вокзала, благо дождь так и не прекращался до самого конца.

Вскоре подошла последняя Звенигородская электричка, и я окончательно спасся, вернувшись домой.

Выводы и рекомендации

Здорово покатался! Проехал 96 км, посмотрел пару редкопосещаемых уголков.  Жалко, что никто не составил компаннию. Купания и плавания в такую жару были очень кстати. Первую часть маршрута вплоть до Малой истры вполне можно рекомендовать к повторению (только не стоит искать прямой путь из Надеждино в Лазарево). А вот лазать в лесные дебри между Сорокино и Завязово я бы с великом не советовал... ;)

Если захочется заехать  на Озеро Чаек, не советую потом выезжать оттуда в Воскресенки, так как дорога испорчена вырубками, и вообще слабопроходима на велосипеде.