Отчет о вело-ПВД 'Золотая Вешка' (29 августа 2010)

Автор: Зайцев Андрей, 04.09.2010 04:00
Просмотров: 5465

Предлагается отчет об одной из самых мокрых покатушек в этом сезоне.

Последнее воскресенье лета, унылая осенняя погода, тряские грейдеры, грунтовые перелазы и заповедное озеро. Трижды пересекли границу Московской и Тверской области. Мероприятие вышло довольно жестким, но собравшаяся команда настоящих бойцов не подвела!

Подробности внутри...

1) Цель похода и краткое описание маршрута

Лето стремительно заканчивалось. Очень хотелось напоследок замочить какую-нибудь серьезную покатушку по дальнему Подмосковью. Вспомнил я о давней задумке попасть к озеру Золотая Вешка. Очень уж заманчиво оно выглядит на карте – неподалеку от еще одного интересного места – деревни Спас-Угол. Почему бы не попробовать.

Несколько дней я штудировал отчеты джипперов, пытавшихся прорваться к заколдованному озеру с разных сторон, и разглядывал устрашающие фотки. От этого становилось еще интереснее.

К выходным погода окончательно испортилась, зарядили проливные дожди. В субботу, за день до похода – весь день дождь стеной. При этом температура чуть выше 10 градусов, и прогноз обещает примерно то же самое.

Стали раздаваться панические звонки слабых духом – едем или нет. Что за вопрос? Конечно едем!

2) Заявленная нитка маршрута

Савелово (Кимры) - Сменки - Бобровниково - Красная Горка - Волосово - Сорокино - Спас-Угол - Колбасино - оз. Золотая Вешка - Николо-Кропоткино - Бучево - Вороново - Буртаки - Талдом.

3) Пройденная нитка маршрута

Савелово - Титово - Замятино - Лахирево - Сменки - Маклыгино - Волкуша - Волково - Бабахино - Игумново - Парашино - Дьяконово - Кошелево - Глебово - Полутьево - Волосово - ур. Пантюхово - Кортино - Ксыкино - Воронцово - Спас-Угол - Колбасино - оз. Золотая Вешка - ур. Бабино - Николо-Кропотки - Северный - Талдом.

Трек (125 км).

4) Описание похода

Всю ночь продолжало стучать по подоконнику. Утром, по дороге к вокзалу, я увидел в небе неожиданный просвет и даже кусок синего неба среди фиолетовых туч. Но чем дальше отъезжала электричка от Москвы на север, тем погода становилась фиговее. Вытерпев почти 2,5 часа в электричке, пятеро отважных вылезли под дождь на станции Савелово.

Магазин отсрочил неизбежное, но ненадолго. Нахлобучив капюшоны, выезжаем в путь-дорогу. Сначала сделали кружок по поселку до переезда, а потом покрутили на восток по довольно скучному шоссе, ведущему через Титово, Замятино, Лахирево… Тут нас прополаскало как следует. Темп мы выбрали довольно бодрый, но монотонное вкручивание под дождем начало нагонять сон. Машин на шоссе не очень много, но и не расслабишься.

Наконец, приехали в Сменки. Главное шоссе свернуло направо в Талдом. А налево пошла пустынная асфальтовая дорога в Маклаково. Очень скоро сворачиваем с нее на Маклыгино, а сразу за деревенькой асфальт внезапно исчезает. Дальше до горизонта тянется отвратительный песчаный грейдер с вытрясающей всю душу стиральной доской. Причем накат шириной во всю дорогу от края до края, по обочине объехать невозможно. Приходится стиснуть зубы, чтобы не прикусить язык, и, вцепившись крепче в руль, трястись, как будто по шпалам. Эта жесть продолжалась километра два, пока, наконец, после деревни Волкуша вновь не начался волшебным образом асфальт. Пожалуй, это был один из самых неприятных участков пути…

Асфальт вел дальше на север в Бобровниково. Изначально я и собирался ехать туда, чтобы затем, прокатившись правым берегом Хотчи, свернуть на Хотилово и оттуда выехать в Волосово, описав большую петлю на север. Но, пообщавшись со знатоком местных дорог из велоклуба Караван, я узнал, что проезда между Хотилово и Волосово нет. И что, вообще, там страшный тупик, попав в который, все проклянешь, пытаясь выбраться куда-нибудь по дорогам, нарисованным на картах. Дорог там, типа, нет.

Проверять эти сведения на своей шкуре, да еще собравшись преодолевать брули в районе основной цели путешествия, как-то не хотелось – мы могли банально не успеть. Поэтому я решил не залезать раньше времени в ж..пу, а объехать сомнительный участок по нормальным дорогам. Маршрут от этого немного терял логичность, зато мы получали время на главную задачу.

По этой причине мы свернули с асфальта на восток в сторону Волково. Сразу же снова начался грейдер, но здесь уже ехать было полегче – гораздо ровнее. Дорога пустынная, по сторонам раскинулись унылые осенние поля. Сильный дождь сменился мелкой настойчивой моросью.

Проехав Бабахино – деревню в два-три дома, а затем мостик через ручей Тазомойка, попали в Игумново. Здесь дорога свернула под прямым углом на юг и через пару км вывела на асфальт в Парашино.

Спрятавшись от дождя на остановке, пожевали пряников и, пока не остыли, втопили по шоссе на восток. Через 4 км – поворот на Глебово. Машин почти не стало. В Кошелево переезжаем по мосту реку Хотча. Хотелось ехать вдоль нее, а получилось поперек…

На другой стороне за мостом – замечательная церковь. Шпиль точь-в-точь как у Петропавловской крепости, а на самом конце шпиля – золоченый шар с крестом. Долго обсуждали, как же эту штуковину туда затащили и смонтировали…

Быстро доезжаем до Глебово. Воняет коровниками. Дальше за деревней – грейдер в Полутино. Опять трясемся. До Полутино ходит автобус из Талдома. Он как раз попался навстречу. Мрачно шутим, что могли бы без проблем стартовать отсюда…

Проехали Полутино. На ССЗ через поле уходит хорошо накатанная грунтовка. Но куда она ведет – непонятно, на карте это поле – тупиковое, а дальше на север – километры заболоченных лесов. Проверять времени нет, поэтому сворачиваем прямо за последним домом направо по грунтовочке, ведущей в СВ закуток поля вдоль старой дренажной канавы. Дорогу совсем недавно прокатали УАЗиком, дальний угол поля зарос кустарником, но колея проложена через него напрямик. Обрадовавшись, быстро катим по дороге, но она приводит к кормушке и охотничьей вышке на краю леса. Вышка сработана на совесть, срублена совсем недавно. Дальше дороги, разумеется, нет – только кабаньи тропы.

Пришлось пройти прямо по краю поля в самый дальний восточный угол. Оттуда, в точности так, как нарисовано на картах, в лес входит старая дорога. Она сильно заросла, но по ней идет недавний след квадроцикла и неплохая тропа. Практически везде можно бодро ехать, завалов почти не встречается.

Метров через 500 слева показалась большая поляна – видимо, болото. След квадроцикла ушел куда-то туда, а мы продолжили двигаться по тропе параллельно колеям старой дороги. Тропа сильно истоптана копытами лосей и кабанов, много корней, ехать по ней уже трудновато – трясет. Попадаются подболоченные участки, но, даже несмотря на прошедшие дожди, тут пока не топко – засушливое лето сказывается. А вообще, у леса вид такой, как будто его регулярно и основательно заливает. По весне и в сырое время тут точно не пройти с сухими ногами.

Вскоре дорога выводит из леса. Но назвать это полем нельзя – открытое пространство плотно заросло высоким кустарником. Тропа протыкает его по прямой. Приходится идти, собирая на себя всю воду с ветвей. Тропа вскоре теряется в лабиринте кустов.

Пересекаем поле поперек и движемся вдоль границы леса на север по каким-то старым еле заметным колеям. Вскоре доходим до перехода через дренажную канаву, и тут откуда-то слева подходит след квадрика. Дальше подсекаем грунтовочку получше, идущую в направлении ВЗ, уже можно сесть в седло. А через 300 метров откуда-то с юга возникает мощная грунтовка, накатанная джипами. Куда она может вести – непонятно. Может быть, тоже к охотничьим лабазам…

По дороге выкатываем в Волосово. Сгоряча едем не в ту сторону, на север, но я скоро замечаю ошибку и разворачиваю обратно. Грейдер покидает деревню и через противный осиновый и ольховый лес ведет в направлении на восток. Дорога не самая плохая, местами трясет, но по обочине можно ехать довольно спокойно. Правда, иногда колеса вязнут в рыхлом песке. Короче, грейдеров мы в этот день хлебнули предостаточно…

Километров через 5 проехали место, обозначенное на карте, как урочище Пантюхово. Когда-то здесь была деревня, но сейчас об этом напоминают лишь несколько больших деревьев вдоль дороги. Слева в лесу виднеется старая церковь. С грейдера туда ведет хорошая грунтовка, съездили посмотреть. Рядом с церковью небольшое старое кладбище. Сама церковь сильно разрушена – остались только стены колокольни, печальное место.

Вернулись на грейдер и снова вкрутили по песку и камушкам. На юг отошла дорожка-грунтовка в сторону Старово. Но разведывать заманчивые перелазы к югу от озера Васильевское нам тоже в этот раз некогда.

Минуем повороты на Туфаново, Крюково, Кортино. Самих деревень не видно, дорога пустынна. Чтобы как-то разнообразить езду, я решил попробовать срезать угол по грунтовке в Казаково, обозначенной на карте. В нужном месте свернули с грейдера на дорожку, ведущую на небольшую свежую вырубку. Но дорога быстро затерялась среди пней и буераков. Где она должна была входить в лес, было примерно понятно, но нормального прохода там что-то не просматривалось. В итоге мы решили не ковыряться по долбеням, а прошлись по краю вырубки и вернулись на грейдер.

Без приключений выкатили через опрятную деревеньку Ксыкино на асфальтированное шоссе. Слегка передохнув, быстро втопили по нему на юг и, одолев 14 км, приехали в Спас-Угол.

В селе красивая церковь, в которой находится музей Салтыкова-Щедрина. Здесь он родился и вырос. Возле автобусной остановки на небольшой площади установлен памятник писателю. Правда, тут он здорово смахивает на Достоевского.

Слегка передохнув, едем дальше. Дождь, прекратившись на полчаса, принялся сеять снова. На окраине села шоссе делает поворот направо. Это тот самый угол, который так прикольно смотрится на картах.

Проехав километр, сворачиваем напротив деревни Колбасино с дороги влево на грунтовку, ведущую через поле на ЮВ. За небольшим перелеском – поляна. Дорога проходит вдоль правой опушки и окончательно ныряет в лес. Направление четко на юг. По правую руку тянется старая заросшая вырубка. Действительно, колеи тут раздолбаны изрядные. Но с велосипедом проблем практически никаких – везде можно ехать. Большие лужи удается объезжать, а иногда обходить по обочинам, а мелкие можно проскакивать насквозь. Весной, скорее всего, эта дорога сильно раскисает и становится не такой уж простой, но сейчас мы проезжали по плотной глине, еще не набравшей воды после засухи, поэтому мне катание показалось совсем несложным.

Меньше чем через 2 км дорога пересекла большую ЛЭП. Никакой дороги под ней нет, все завалено порубленным кустарником. Наша дорога снова ныряет в дремучий лес. Вскоре начались небольшие поляны, и колея, слегка загнув вправо, наконец-то вывела нас к охотхозяйству Золотая Вешка. Неподалеку от озера стоит деревянный дом красного цвета с разноцветной шиферной крышей. Калитка в заборе открыта, но людей нет, да и, судя по следам, тут давно никто не бывал. Дом и баня на замке. Есть колодец, но вода в нем на вид застоявшаяся.

Прогулялись до озера. Вблизи оно большое, круглой формы, по берегам красивый лес. Но погодка не самая живописная, конечно. Несмотря на противный моросящий дождь, Миха и Виталик все-таки решили устроить заплыв. Но у берега было очень мелко. Зашли по колено, ополоснулись и стали вылезать. Дно песчаное, но ноги испачкали в иле. В общем, купание вышло сомнительное…

Вернувшись от дома назад 500 метров по дороге, нашли на поляне старую дорогу, ведущую на восток. Она привела к охотничьей кормушке в углу поляны, но к счастью, дальше за кормушкой продолжилась. По дороге можно было ехать, хотя колея была уже довольно старая. Встретилось болотистое место, но вскоре, метров через 200 после кормушки мы подсекли отличную лесную дорогу, прочищенную и накатанную. Видимо, эта дорога выводит прямиком к домику, но с другой стороны. Именно по этой дороге и прорывались с юга джипперы два года назад. Это было заметно по пропилам в завалах и глубоким колеям. На велике вполне получалось ехать, свежих завалов почти не было.

Через километр дорога вывела к броду через ручей Кильма – приток речки Вьюлка. Именно этот ручей и был основным препятствием на пути автомобилистов. Следы ушли направо вдоль ручья, и вскоре мы добрались до места переправы. Через дренажную канаву, которую представлял собой ручей, было перекинуто несколько стволов, связанных капроновой стропой. Отважные ребята, ничего не скажешь. Было хорошо заметно и место, где самые смелые прорывались вброд. Сейчас же воды в канаве не было вовсе – по дну можно было спокойно ходить, мы даже в грязь не проваливались.

После канавы следы вернулись обратно на дорогу. Дальше начался просто великолепный участок длиной в 5 километров. Дорога шла преимущественно по высоким сухим местам через прекрасный девственный лес. Дремучие ельники сменялись сосновыми борами и березовыми рощами, попадались симпатичные полянки. Один раз дорога пересекла большую старую вырубку, и затем снова отличное катание через лес. Безусловно, ради этого участка стоило сюда залезать!

Но вот, дорога вывела из леса на большое поле, обозначенное на картах, как ур. Бабино. Все это поле сейчас огорожено глухим металлическим забором из гофры – там какие-то блатные частные угодья, проезд напрямик невозможен. Вдоль забора идет неплохая грунтовка. Хорошо еще, что забор не поставили вплотную к лесу.

По краю поля, а затем и напрямик через поле, оставив забор по левую руку, выезжаем на грейдерную дорогу, ведущую с шоссе к въезду на территорию этого комплекса. Характерный ориентир, чтобы отыскать этот путь с противоположной стороны – на обочине возле съезда с дороги лежит большой каменный валун с надписью желтой краской: Старт.

По грейдеру быстро выкатываем на шоссе, ведущее в Талдом. Времени уже довольно много. Успеть на предпоследнюю электричку шансов уже нет. Поэтому последний запланированный на сегодня грунтовый бруль через деревню Буртаки закономерно решаем похерить – этак можно и на последнюю не успеть…

Дождь снова усиливается. Противная морось, которая даже не оставляет следов на лужах, но непрерывно сечет лицо и шуршит по рукавам одежды. Начинают подмерзать пальцы рук.

Вкручиваем по асфальту. От Николо-Кропоток до Тадома 26 километров, больше часа неинтересной пилежки по монотонному асфальту. Но других вариантов здесь просто нет. Кстати, я уже однажды ехал по этой дороге при похожих обстоятельствах и в похожую погоду. Прямо, дежавю. Опять те же пустынные остановки и плакаты Журавлиная Родина по обочинам шоссе.

Приехали в Талдом за 40 минут до электрички. Закупились и переоделись в магазине, кое-как дождались своего паровоза. Сильнее всего я продрог в самой электричке – вагоны пока что не отапливаются, а внутри не намного теплее, чем снаружи. Но так или иначе, домой мы все добрались, еще один поход из серии будет что вспомнить позади.

5) Участники

  • Андрей Зайцев
  • Виталик Елисеев
  • Андрей Калин
  • Миша Арабаджиев
  • Рустам Шерифзянов (aka Riff)

6) Выводы и рекомендации

Маршрут в целом получился не слишком образцовым – довольно много асфальта, большой крюк на север, причем места и дороги меня там порадовали не очень – невзрачные лиственные леса и кустарники, бесконечные грейдеры, способные вытрясти всю душу. Летом на них, наверняка жарко и пыльно. Вообще, путешествуя в тех краях, надо быть готовым к тому, что далеко не все дороги, обозначенные на карте как дороги с покрытием окажутся асфальтовыми. Скорее наоборот – заасфальтированы только основные трассы, а большинство второстепенных дорог между деревнями – вязкие песчаные грунтовки с гребенкой, по которым не очень-то разгонишься.

Интересно все-таки, можно ли пробиться через 4-километровый лесной перелаз Хотилово-Волосово? Если это так, (может, квадроциклисты или джипперы-охотники прокатают), то первоначальный вариант маршрута вдоль реки Хотчи и на восток, а потом в Спас-Угол, будет более логичным, красивым и интересным. Путь от Бобровниково до Жуковки, по словам караванщиков, симпатичный и простой.

Перелаз Полутьево-Волосово, пройденный нами, мне понравился. Хотя в сырую пору тут будет сложнее, но через лес ведет неплохая тропа, часть пути можно проехать. И это один из немногих способов попасть в северную честь района и дальше в Степково и Стрельчиху. Надо будет как-нибудь прокатиться так насквозь в сторону реки Печухня.

Спас-Угол – тихое симпатичное село. Рекомендую побывать, да и в музей сходить было бы интересно.

Перелаз к цели путешествия – озеру Золотая Вешка нам, безусловно, удался. Я ожидал, что тут нам придется гораздо труднее. На деле мы практически без проблем проехали сначала до самого озера, а потом на юг до шоссе на Талдом. Причем мне этот лесной участок очень понравился. Нам, безусловно, повезло с тем, что из-за засухи летом болота и говна подсохли. А еще заметно, что по дорогам давненько никто не катался – если бы перед нами прошли какие-нибудь джипперы или трактор, то пришлось бы труднее. По весне все здесь залито водой, земля раскисшая – это видно по дорожным колеям и фоткам-роликам. И я не советую рассчитывать проехать, как мы, по плотным глиняным колеям и обочинам. Скорее всего придется идти пешком и месить говнолин.

Но все равно, этот сквозной проезд и озеро стоят того, чтобы тут прорваться. Очень приятная заповедная дорожка, красивый лес. Можно и пешком погулять. В общем – рекомендую!

Вторая дорога на юг, нарисованная на карте и выводящая от озера к ур. Бибиково и в Курилово, скорее всего в природе не существует, или сильно заросла. По крайней мере, я не встречал ни одного упоминания о том, что она есть. Можно как-нибудь разведать при желании...

Последний запланированый грунтовый прорыв в Талдом по старой купеческой дороге через Буртаки уже никак не вписывался в нашу покатушку. По этой дороге логично начинать маршруты, стартуя из Талдома. Еще одна тема для будущего.

Спасибо Виталию Пересыпкину из велоклуба Караван за подробные и ценные консультации по району!

7) Приложения и ссылки

Спас-Угол — старинная родовая вотчина Салтыковых. Здесь 27 января 1826 г. родился М. Е. Салтыков-Щедрин. В усадьбе прошли его детские годы, сюда он приезжал ежегодно на каникулы в 1836—1844 гг., когда учился в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее.

Усадебный дом в Спас-Угле сгорел в 1919 г., но сохранилось здание церкви Спас-Преображенье, построенное в 1797 г. В нем в июле 1986 г. в год 160-летия со дня рождения писателя, был открыт Музей М. Е. Салтыкова-Щедрина, в котором собраны уникальные материалы из родового архива Салтыковых, предметы быта крепостных.

Рядом с церковью — родовое кладбище Салтыковых, где похоронены дед, бабушка, отец, сестра и братья писателя. Сохранились пруды на трех разных уровнях, различимы границы усадьбы, просматриваются также некоторые аллеи парка.

Во многих произведениях писателя встречаются упоминания о знакомых ему с детства местах. Так, в семейной хронике Пошехонская старина писатель изобразил Спас-Угол под названием Малиновца, а Ермолино — как Бубново. Ужасы крепостного права, свидетелем которых писатель был с детства, нашли яркое отражение в его произведениях.

7 августа 1887 г. вблизи Спас-Угла приземлился воздушный шар, на котором совершил полет Д. И. Менделеев. Ученый стартовал в тот день в Клину для наблюдения солнечного затмения. Вспоминая позже о приземлении шара, Д. И. Менделеев писал: Народ бежал по направлению к шару... картины, люди и сцены преинтересные... Став на землю... поздоровался с народом и услышал поздравления с благополучным окончанием воздушного путешествия... не менее 500 человек было уже в какие-нибудь три-четыре минуты.

Озеро Золотая Вешка – реликтовый водоем, относящийся к Ермолинской озерной группе. Расположен в Талдомском районе, в 4 километрах к юго-западу от с. Спас-Угол. Площадь 0,2 кв.км , глубина до 4 м. Имеет почти правильную округлую форму с поперечником примерно в 0,5 км. Из озера вытекает небольшой ручей, впадающий в реку Хотчу (правый приток Волги). Озеро является одним из самых недоступных в этом районе.

Журавлиная Родина – Государственный заказник на территории Талдомского и Сергиево-Посадского районов, Московской области. Расположен на территории Дубненского болотного массива — крупнейшего в Московской области. Входит в резервный список водно-болотных угодий международного значения и является ключевой орнитологической территорией России.

Подробнее >>.

Неофициальтный сайт биостанции Журавлиная Родина.