Отчет о ПВД 'В гости к туркменам' (17 декабря 2006)

Автор: Зайцев Андрей, 12.07.2007 04:00
Просмотров: 4790

Вместо лыж нам пришлось брать с собой резиновые сапоги.

Бескрайние болота, осенние пейзажи, зеленый мох, а также полное отсутствие черники и туркменов.

Зато прогулялись по остаткам узкоколеек и разведали новые места.

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Давно уже заметил на карте маленький поселок под названием Туркмен. Расположен он на дальней северной границе Московской области, неподалеку от платформы Черничная, что на Ленинградской железной дороге. Местечко помимо своего экзотического названия привлекало также отдаленностью и наличием показанных на карте узкоколейных дорог, по которым когда-то вывозили торф с местных разработок. Все это очень хотелось посмотреть, поэтому и был запланирован данный маршрут. Изначально он планировался, как лыжный.  Но зима 2006-07 выдалась на редкость поздней. Холода все не хотели включать. Погодка стояла четко по Пушкину, а снег, как сказал поэт, выпал только в январе.

Но делать нечего, вместо лыж пришлось захватить резиновые сапоги и отправиться за тридевять земель на поиски Туркменов.

2) Заявленная нитка маршрута.

пл. Черничная - ур. Чистый Мох - Туркмен - торфоразработки Южно-Алферовские - Саньково - р. Ямуга - пл. Ямуга.

3) Пройденная нитка маршрута.  

Пл. Черничная – ур. Чистый Мох – пос. Туркмен – Алферовские торфоразработки – пл. Решетниково.

4) Описание похода.

Желающих посмотреть на туркменов в Подмосковье набралось аж 9 человек. Выгрузились на пустынной платформе Черничная и потопали дальше вдоль путей. Через километр с небольшим слева от железки началась вырубка, на которой размещался дачный поселок. Через проход в заборе проникли внутрь и прошли в дальний левый угол. Оттуда начиналась обозначенная на карте просека. (Она, в принципе, шла до самой железной дороги, но я не смог с той стороны разглядеть вход в лес, хотя и присматривался.)

По просеке бодро шагаем на запад. Кругом в лесу ковром стелется неправдоподобно зеленый мох. И это – декабрь месяц! Кошмар…

Просека вскоре уперлась в завалы. Она продолжалась и дальше, но ломиться по ней не хотелось, тем более, что влево продолжалась лесная дорога, по которой шла заметная тропа. Мы отправились по ней, но мне не нравилось, что дорога все сильнее заворачивает влево. Судя по карте, там располагались болота, и залезать в них что-то не улыбалось. Поэтому мы резко свернули на север в надежде подсечь одну из просек, показанных на карте. Вначале шли по старой лесной колее, но она очень быстро сошла на нет, и вот мы уже ломимся по самому настоящему и неприкрытому азимуту.

Не буду описывать, как мы корячились через завалы, переходили по щиколотку заболоченные участки, форсировали поперечную дренажную канаву и продирались через густой ельник. Просеки все никак не хотели находится, и мы упрямо ломились по дикому лесу, радуясь только одному – что на ногах у нас нету лыж.

Не все участники послушались мудрого совета взять резиновые сапоги. Многие были в обыкновенных ботинках, а один модой боец даже в кроссовочках. Так что, думаю, эти бруляния по прохладной болотной водичке они будут еще долго вспоминать…

Но в конце-концов мы поймали неуловимую просеку, которая через очередной мелкий водоем вывела нас на опушку обширной поляны, называемой урочищем Чистый Мох. По краю поля шла тропа и мы по ней вышли на дорогу. Это была старая насыпь узкоколейки, ведущей до платформы Завидово. Ветку эту разобрали очень давно, еще в 30-е годы, поэтому о железной дороге уже ничто не напоминало, и хорошей колеи по просеке не было. Зато метров через 200 мы вышли из леса на поле к развилке. Тут насыпь узкоколейки хорошо читалась. По ней шла хорошая грунтовка, уходившая в лес в направлении северо-запад. Все четко совпадало с картой.

Мы прошли буквально метров 100 по насыпи и вышли на отличный отсыпанный мелкой щебеночкой грейдер, ведущий по насыпи со стороны Туркмена. Отсыпанная дорога в этом месте под прямым углом сворачивала с насыпи и уходила в лес на юго-запад. Судя по качеству покрытия, сделана она была недавно и скорее всего вела в какие-нибудь охотничьи угодья, а, возможно, и соединялась где-нибудь с системой дорог блатного государственного заказника Завидово. Надо бы как-нибудь эту дорожку разведать на велосипедах – очень перспективно смотрится.

Мы с песнями зашагали по насыпи в сторону Туркмена, до которого оставалось километов 6. По сторонам тянулись торяфники, раньше тут нарезали торф, который и вывозили по узкоколейке. От разработок остались бесконечные канавы, разбегающиеся в разные стороны до горизонта, да ровные рыжие поля, оставшиеся на месте срезанного торфа.

Несколько раз у дороги попадались крупные валуны. Мы решили, что это места силы.

Километра за полтора до поселка дорога стала гораздо хуже. Такое впечатление, что строить ее начинали не с той стороны, а наоборот, и еще не успели дотянуть до поселка. Широкая отсыпанная щебнем дорога сменилась грязной раздолбанной грунтовкой. На этом месте стоял бульдозер и бытовка на колесах. Дорогу перегораживал открытый шлагбаум. Людей видно не было.

Тут было сильней заметно, что идем мы по старой насыпи УЖД – по сторонам валялись выкорчеванные бульдозером шпалы, попадались костыли и прочие железки.

Вот впереди показались строения. Заросшая насыпь шла прямо, упираясь в заборы деревенских домов, а мы свернули влево по автомобильной грунтовке. Вышли на поле, где собственно и располагался тот самый загадочный поселок Туркмен. Вблизи он представлял собой безрадостное зрелище. На поле торчали какие-то ржавые руины, а чуть дальше начиналась единственная улица, вдоль которой располагалось несколько домов барачного типа. Магазина я не приметил, людей тоже было немного, только встретился угрюмого вида дед в камуфляже, но на приветствие ничего не ответил.

На перекрестке располагалась автобусная остановка. На ней расписание. Автобус ходит трижды в день: 7.30, 14.26, 18.42 до Копылово.

От остановки (вернее, до остановки) – асфальт. По нему проходим до окраины поселка и входим в лес. Справа подходит насыпь узкоколейки и идет прямо рядом с дорогой. При строительстве автомобильной дороги здесь почему-то не стали использовать насыпь УЖД, а проложили шоссе параллельно. Возможно, тогда еще существовало движение по рельсам…

Чтобы не сбивать ноги по асфальту, идем по старой насыпи. По ней проложена тропа. Рельсы сняты, но шпалы местами попадаются. Из них торчат металлические костыли. По сторонам – сплошные бобровые болота и канавы. Без дорог тут не очень-то походишь…

Через два км выходим к асфальтовому шоссе Решетниково-Копылово. Переезда не сохранилось, но насыпь продолжается и на другой стороне. Рядом с дорогой – постамент какого-то памятника. Но скульптура уничтожена, осталось только бетонное основание. Интересно, кому тут был памятник..?

Переходим шоссе и идем дальше по старой насыпи. По ней проложена приятная грунтовочка. Насыпь заворачивает влево и идет через обширное болото с черной стоячей водой. Справа от насыпи творится какой-то беспредел – бобры, живущие в болоте, так погрызли лес, что устроили тотальный лесоповал. Я такого нигде раньше не видел. Множество деревьев упало поперек на насыпь. Приходиться пролезать сквозь кроны поверженных стволов.

Дорога пошла в направлении на восток. Вправо, на юг, отошла показанная на карте тупиковая ветка на Южно-Алферовские разработки. Идем дальше. Автомобильная грунтовка исчезла. Вместо этого зачем-то половину насыпи срыли и насыпали рядом высокий вал. То ли закопали какую-то трубу (что вряд ли), то ли сделали дамбу от паводка (что тоже сомнительно).

В любом случае дорогу испортили и насыпь всю искорежили. Идем рядом с валом по тропинке. Все время приходится смотреть под ноги.

Невдалеке от насыпи решили устроить обед. Воду набрали в канаве, дров навалом. Стало ясно, что планам выйти в Ямугу не суждено сегодня сбыться. Решаем не спеша выходить в Решетниково, так как скоро уже будет темнеть.

Перекусив, идем дальше. Под ногами по прежнему попадаются железки от узкоколейки, напоминая о том, что мы идем по непростой лесной дороге. Через пару километров пересекли широкую грейдерную дорогу, ведущую на юг в Саньково. Если бы идти в Ямугу, нам бы пришлось сворачивать туда. Но мы топаем дальше, прямо на восток.

Еще через полтора километра дорога свернула направо и вывела на широкие поля. Тут тоже когда-то были торфоразработки. Сейчас все заросло кустарником и травой, повсюду черный жирный чернозем.

Насыпь приводит к мосту через магистральную канаву. Мост размыт, часть насыпи унесло. Перепрыгиваем через поток и снова взбираемся на насыпь. Впереди – разворотный треугольник. Направо уходит разобранная колея на Саньково (по ней всего десять лет назад еще ходили поезда), а налево путь ведет в Решетниково.

В сгущающихся сумерках доходим до поселка. По пути осмотрели развалины старого локомотивного депо УЖД (печальное зрелище). Попадались и другие свидетельства существовавшей здесь когда-то узкоколейки. Пора было выходить на станцию. Но мы неожиданно умудрились заблудиться – ушли слишком вправо и уперлись в территорию какого-то завода, расположенного к югу от станции.

Пришлось вернуться и мимо новой церквухи выйти в центр поселка, а оттуда на станцию буквально за пару минут до электрички.

Вот так вот интересно погуляли.

5) Список участников:

Зайцев Андрей
Исаков Леонид
Хохлова Светлана
Комаров Илья
Тарабаев Сергей
Ефимов Дмитрий
Ермолаев Роман
Комаров Дмитрий
Романенко Юрий

6)      Выводы

Маршрут получился интересным в том плане, что позволил взглянуть на еще один неизведанный уголок Подмосковья. Неудачно сложилось начало, когда к урочищу Чистый Мох нам пришлось напрямик продираться через лес. Просеки, обозначенные на карте, существуют не все, многие завалены и заболочены. Возможно, что лесная дорога, с которой мы свернули в самом начала, вывела бы нас в поселок Туркмен напрямик. Не знаю, как-нибудь разведаем…

Из-за потерянного вначале времени, короткого светового дня, а так же из-за низкой скорости передвижения пешком не удалось пройти запланированный маршрут полностью. Но окрестности платформы Ямуга – отдельная тема, соваться туда было рискованно.

Большую часть пути прошли по разобранным старым узкоколейкам. Все, что связано с УЖД имеет какую-то свою ностальгическую атмосферу. Очень грустно, что большинство этих милых железных дорожек исчезает с лица земли.

Интересно было бы разведать дорожку, ведущую через Туркмен дальше на северо-запад, в сторону Госкомплекса Завидово. Можно придумать хорошие велосипедные маршруты по этим краям.

7)      Приложения

УЖД Алферовского торфопредприятия

Лесистая, заболоченная местность к северу от города Клина - один из старейших в России районов торфодобычи. Разработка Саньковского торфоболота началась ещё в 1898 году.

В 1921 году построены первые линии узкоколейной железной дороги. Они находились на Решетниковском торфомассиве (район посёлка Туркмен). Затем были построены линии на Южно-Алфёровском торфомассиве (к западу от посёлка Решетниково).

Отдельно строились линии на Саньковском торфоболоте, включая линию Саньково - станция Высоковск II в городе Высоковск. По ней торф поступал на Высоковскую прядильно-ткацкую фабрику.

Три сети узкоколейных железных дорог первоначально не были взаимосвязаны.

Подробнее можно почитать тут. 

Поселок Туркмен

Этот отдаленный поселок торфоразработчиков и лесорубов на несколько лет стал местом ссылки известного писателя Варлама Шаламова.

Недавно в окрестностях создан тайник Геокэшеров. Подробнее об этом можно почитать тут.

 

 

 

Добавлен: 17 июль 2007 13:22 Автор: RomanFarmer #40248
RomanFarmer аватар
Резиновые сапоги конечно хороши,
но берцы с неопреновыми носками лучше!
Добавлен: 23 июль 2007 15:51 Автор: zaya #40256
zaya аватар
Зато резиновые сапоги блестящие!
И мыть их попроще... =)