Отчет о ПВД к Екатерининскому Каналу (13 ноября 2004)

Автор: zaya, 24.11.2004 03:00
Просмотров: 6651

Предлагается описание нашего первого ПВД.

Руководитель - Зайцев Андрей.
Количество участников - 4.

Слава стойким, позор люзерам!

1)      Цель похода.

 

Данный поход открыл  сезон плановых ПВД, проводимых турклубом МГТУ им. Баумана. Поход помимо обычной цели – привлечь побольше народа к активному отдыху в выходные, имел еще и краеведческий интерес. При подготовке маршрута я обратил внимание, что на карте в районе Солнечногорска находится Екатерининский канал. Стало интересно, что это такое, тем более что канал этот вел по лесу, и вдоль него была нарисована дорога по насыпи. Так родилась идея пройтись вдоль этого канала и посмотреть, что он из себя представляет.

 

 

 

2)      Заявленная нитка маршрута.

 

Пл. Сенеж – Субботино – Стрелино – Екатерининский Канал – Коньково – Жуково – Мал. Снопово – Васюково – пл. Березки.

 

 

3)      Пройденная нитка маршрута.

 

Пл. Сенеж – Турицино – Субботино – Стрелино – Екатерининский канал – р. Палишня – Обухово – р. Истра – Бол. Снопово – р. Лопца – Васюково – пл. Березки.

 

 

4)      Описание похода.

 

Встретившись на платформе Сенеж, наша немногочисленная группа двинулась на поиски приключений. Вначале дали небольшого кругаля влево и вышли на окраину Солнечногорска. Сориентировавшись, по ЛЭП и через перелесок вышли на поле деревни Турицыно.

Миновали деревню и по хорошему мосту перешли на другой берег великой русской реки Истры. Это самый ее исток, поэтому река больше напоминает большой ручей. Преодолев крутой подъем, оказались в деревне Субботино, где полакомились халявным боярышником. Прошли деревню насквозь и по хорошему проселку дошли до окраины села Стрелино.

В само село входить не стали, чтобы поменьше идти по шоссе, а пошли слева по околице. Оказалось, что там – коровий скотопрогон и местами было грязновато. Зато удобно было в сырых местах шагать по кочкам. Деревня справа кончилась, и все равно пришлось выходить на шоссе.

По обочине дошли до перекрестка с оживленным шоссе, ведущим в Солнечногорск. На другой стороне от шоссе отходила перпендикулярно дорожка, слева от которой шла глубокая замусоренная канава. Судя по карте, это должен был быть тот самый Канал. Сразу народу я об этом говорить не стал, чтобы не расстраивать.

Дорога вперед шла хорошая, подсыпанная. Канал вскоре незаметно оказался от нее по правую сторону, а вскоре и совсем скрылся. Мы вошли в дачный поселок. Бодро шагая вперед, вскоре достигли последнего дома. Здесь дорога резко обрывалась, а еле заметная тропка выводила на заболоченное поле, утыкалась в широкую канаву с водой и терялась. Канава эта впадала в канал. Мы перебрались на другую сторону канала по мостику, который находился на территории крайней дачи. Для этого пришлось преодолеть забор. Канал в это месте был довольно широкий – метров 15 в ширину.

На другом берегу канала легче нам не стало – тут тоже в него впадала канава с водой. Как двигаться вдоль канала и стоит ли это делать вообще – вопрос. Я долго бегал, плутая по лабиринту дренажных канав, глубоких ям и узких перешейков между ними. В итоге вышел к ребятам с другой стороны канавы. Потом еще сбегал на разведку дальше вдоль канала. Идти дальше в принципе можно.

Мы намостили переправу через канаву. Оказалось, что это было самое легкое испытание на предстоящем пути…

Вдоль канала действительно вела насыпь. Только никакой дороги по ней не было совершенно. Вал глухо зарос крапивой, и было очень непросто продираться сквозь сухие в рост человека стебли, ноги путались. Настоящая подмосковная сельва. Слева были заболоченные кустарники, часто попадались следы бобров. Им тут самое место!

Вскоре в канал впала еще одна канава. Одна участница, наступив на самое гнилое бревно моста, который возвел наш маленький стройотряд, искупалась в этой канаве по пояс. Хорошо еще, что у нее были с собой запасные штаны…

Мы продолжали пробираться вдоль канала, проклиная Екатерину. Метров через 100 наш путь перегородила речка Палишня. В поисках пути мы перебрались на другую сторону канала, кинув в узком месте пару стволов. В итоге мы оказались на острове, ограниченном с одной стороны каналом, с другой стороны Истрой, а путь вперед преграждала неширокая Палишня.

Нам уже изрядно надоело корячится по этим недружелюбным местам, поэтому мы перебрались обратно через канал и пошли по опушке леса вдоль Палишни, чтобы выйти на нормальную дорогу. Двигаться дальше вдоль канала было просто нецелесообразно.

Вышли на поле, впереди показалась деревня Обухово. Пошли по классному шоссе, которое не было показано на устаревшей 500-метровке и давно сбивало меня с толку шумом из-за деревьев. Вскоре это шоссе по высокому мосту перешло на другой берег Истры. С моста хорошо была видна уходящая в обе стороны в лес прямая, наглухо заросшая канава, бывшая когда-то Екатерининским каналом. Мы попрощались с чудным твореньем былых времен и поскорей зашагали по шоссе до ближайшего леса. Там запалили костер, перекусили и погрелись.

Пересекли поле и по плотине перешли небольшой но заболоченный ручеек, оказавшись в деревне Бол. Снопово. В отличный еловый лес входила отличная дорога. После всех мытарств уже даже не верилось, что в этих местах могут быть такие симпатичные дороги. Через дремучий замшелый лес вышли к речке Лопца. Моста на другую сторону не было, пришлось идти влево вдоль реки. Там располагался дачный поселок, не показанный на карте и обнесенный забором. По лесу, двигаясь вдоль забора, дошли до конца дач, там нашелся мост на другую сторону в следующий дачный поселок, а вскоре показалась деревня Васюково. Входить в нее мы не стали, а нашли тропинку, которая через перелесок мимо дачек выводила на поле – впереди уже показались огни поселка Березки.

На станции были уже в темноте, удачно успели.

 

 

 

 

 

5)      Выводы

 

Поход получился не очень удачным. Заинтересовавший нас Екатерининский канал на деле оказался заброшенной заросшей канавой метров 10 в ширину. Повторять подвиг по его осмотру в этом районе не советую. Места в этом уголке невзрачные заболоченные и безрадостные. Множество дренажных канав и проток, впадающих в канал, затрудняют передвижение.

Зато симпатичным оказался участок лесной дороги между деревнями Бол. Снопово и Васюково.

В целом по пути встречалось довольно много населенки, дач и шоссе. Но прогулялись мы забавно. Вспоминать этот ПВД я лично буду еще долго.. ))

 

6)      Исторические справки

 

Между прочим…

 

В подмосковном Солнечногорске предотвращена крупная диверсия. В районе дамбы на озере Сенеж сотрудники милиции задержали 29-летнего уроженца Грозного Александра Ковалева. При себе у него находилось самодельное взрывное устройство с электродетонатором и часовым механизмом, а также 5 выстрелов к подствольному гранатомету.

Озеро Сенеж появилось в 1827 году в результате строительства Екатерининского канала (закрыт в 1861 году). Для пополнения его водой в долине реки Сестры была устроена дамба, небольшое озерцо слилось с водохранилищем, и образовался искусственный водоем общей площадью более 700 гектаров - озеро Сенеж. Его наибольшая длина - 5 километров, наибольшая ширина - 3,5 километра. В озеро впадают две реки - Мазика и Сестра, а также ряд небольших речушек и ручьев. Избыток воды стекает из озера через водосброс, образуя дальнейшее течение реки Сестры.

 

 

А озеро Сенеж обязано своим рождением проекту соединения Волги и Москвы-реки через реки Дубну, Сестру и Истру. Идея соединения этих двух рек появилась еще у Петра I. Однако реализовалась она только спустя сто лет.

 

В 1827 году было начато строительство Екатерининского канала. Для пополнения канала водой в долине реки Сестры была устроена дамба — небольшое озерцо слилось с водохранилищем и образовался искусственный водоем общей площадью более 700 гектаров — озеро Сенеж.

 

Другой причиной постройки канала, согласно преданиям, была необходимость улучшить водопой лошадей на ямских станциях. А среди путешественников встречались и царственные особы и их лошади. Вот и назвали образовавшееся озеро Сенежем в честь коня императрицы Екатерины II по имени Сенешаль.

 

Сестро-Истринская водная система давно перестала существовать. С постройкой в 1851 году Николаевской (Октябрьской) железной дороги и началом регулярного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой значение водного канала заметно уменьшилось и в 1861 году он был закрыт.

 

В незапамятные времена леса северо-западной части Московской области представляли собой мрачные лесные чащобыраменья, через которые проходил тракт от торгового Великого Новгорода к княжеской Москве. В ту пору у тракта появились первые избушки крепостных - сельцо Гомзино; значилось оно в Клинском уезде Тверской губернии. Позже за красоту окре-стной природы стали называть это место Солнечной горой, ныне - это город Солнечногорск.
Перемены в этих местах произошли в XIX в. после изгнания французов. Царское прави-тельство решило соединить реки Большую Истру и Сестру, чтобы проложить водный путь от р.Волги к р.Москве. 20 лет строился Екатерининский канал. Было создано большое озеро Сенеж для подпитки канала. Баржи передвигали конной тягой. Однако канал потерял свое значение с постройкой Санкт - Петербургской - Московской железной дороги. Станцию ря-дом с озером назвали Подсолнечная.

 

 

Мало кто знает, что в старину через Солнечногорск проходил водный путь Москва—Волга, проложенный, чтобы удобнее было возить мрамор на стройплощадку храма Христа Спасителя. Отголоски судоходной истории в Солнечногорске до сих пор можно встретить повсюду.

 

 По Солнечногорском находятся остатки реальных гидротехнических сооружений, которые в свое время являлись предметом гордости инженерной мысли. Они производят впечатление и сейчас. Только мало кто догадается, что грязная, заросшая камышами канава, пересекающая Солнечногорск с востока на запад, есть не что иное, как Екатерининский канал, соединяющий Волгу с Москвой-рекой. Тем не менее это так.
     Канал начали рыть по указу императора Николая I в 1826 году для того, чтобы обеспечить доставку строительных материалов с волжских каменоломен — в первую очередь природного камня: гранита и мрамора, необходимых в больших количествах на сооружении храма Христа Спасителя.
     Подготовку к строительству храма-памятника начали с развития сопутствующей инфраструктуры. Водные пути были наиболее приемлемыми для крупномасштабных грузовых перевозок. За исключением малого: далеко не все реки подходили для судоходства. Кратчайший путь с верховьев Волги к Москве пролегает через Клинско-Дмитровскую гряду. Ее протяженные, но вместе с тем мелководные речки решили немного спрямить и наполнить водой за счет использования естественных перепадов высот. Что и было сделано.
     Екатерининский канал — лишь небольшая часть глобальной водной системы, общая протяженность которой составляет 214 верст. Ее основная нагрузка приходится на русла рек Истры и Сестры. Последняя сообщается с верховьями Волги, первая впадает в Москву-реку. В районе Солнечной Горы Сестру и Истру соединили 8-километровым каналом. Интересно, что старинный водный путь Москва—Волга пролегал приблизительно по тем же местам, что и прямой, как линейка, современный канал им. Москвы! Но если строители ХХ века широко использовали технику, механизацию, то их предки добились аналогичного результата, вдумчиво прислушиваясь к природе. Заметим, что они нигде не нарушили естественных связей и только чуть-чуть подправили их там, где надо.
     Единственное глобальное сооружение на пути вод — это дамба возле села Сенеж на реке Сестре, благодаря которой разлилось знаменитое Сенежское озеро. Вопреки устоявшемуся мнению, водоем этот рукотворный. По системе шлюзов – их было 37 – вода передавалась в Екатерининский канал, ширина его составляла ни много ни мало 45 метров. Для сравнения: ширина канала им. Москвы — 88 метров.
     В 1850 году водный путь Москва—Волга, который строили 25 лет, торжественно был открыт. В навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки. А в 1851 году заработала Николаевская железная дорога из Петербурга в Первопрестольную, составила водному транспорту конкуренцию, и потребность в канале отпала сама собой.
     Водный путь просуществовал всего 10 лет, а потом был закрыт, после чего началась приватизация государственной собственности — ведь систему строили на деньги царской казны. Кирпичные шлюзы были разобраны и проданы по кирпичику. Солнечногорский купец Самохвалов впоследствии построил из них лучшее здание в городе. По иронии судьбы, в нем сейчас размещается городская администрация. Так бесславно похоронили один из грандиозных российских проектов.