Отчет о кросс-ПВД 'Мещерская Классика' (30 марта 2008)

Автор: Зайцев Андрей, 03.04.2008 04:00
Просмотров: 5457

Написал небольшой отчет о том, как мы пробежались по просыпающимся от зимнего сна прекрасным лесам Мещеры.

Погодка порадовала, спортивный темп позволил засветло одолеть путь длиной более 50 км. В общем, отлично проветрились. Правда, ножки потом несколько дней напоминали о том, что невредно все-таки время от времени тренироваться...

Читайте и тоже постарайтесь не пропустить Весну!

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Давно известен этот классический маршрут через Мещерские леса – из Покрова в Заполицы, с Горьковской дороги на Казанскую.

В прошлом году мы уже бегали по этому маршруту, только в обратную сторону. Дело было в январе, но снега не было совсем. В этот раз решено было пробежаться налегке, полюбоваться весенней Мещерой и разливами Сеньги. Снег практически везде сошел, воды тоже оказалось немного. Только в самом конце пришлось немного побороться с остатками снега в лесах.

2) Заявленная нитка маршрута.

Пл. Покров – пл. Заполицы.

3) Пройденная нитка маршрута.

Покров – Марково –в. 116.7 – железный мост – р. Сеньга – Мануилово – Старый Покров – Гребчиха – лесничество – Арюшина Гора – Зворково – пл. Заполицы.

Трек и точки.
Фотоальбом.

4) Описание похода.

От первого вагона электрички с платформы Покров [POKROV] направо через пути, потом по тропинке перпендикулярно ж/д проходим между домами и выходим на асфальтированную улицу деревни. Бежим по ней на восток, последние дома остаются позади, и дорога выводит в поле. Погода прекрасная, теплынь. Снимаем шапки, перчатки и анораки, солнышко и быстрый темп не дают озябнуть.

Первая остановка через пару километров на железном мосту через Клязьму [MOST-KLYAZMA]. Любуемся разливом большой реки, снимаем лишнюю одежду и не теряя времени бежим дальше. За мостом асфальт заканчивается, дальше идет хорошая широкая гравийная дорога. По ней быстро добегаем через лес до Марково.

В середине деревни улица сворачивает под прямым углом налево, справа стоит магазин. После этого через 400 метров вправо уходит переулок, ведущий вниз под горку к мостику через речку Верхульку. Сразу после моста сворачиваем направо. (Дорога налево ведет мимо старой церкви в деревни Чаща, Борок и Богдарня.)

Пробегаем по улице через дачи, от последнего дачного участка в лес на юго-запад входит лесная дорога. Бежим по ней. Снег местами попадается, но колеи укатаны легковыми машинами, да и наст пока что выдерживает наш вес.

Дорога выводит на берег магистральной канавы север-юг, впадающей в Верхульку. Течение быстрое, воды в канаве много. Добегаем до остатков старого моста [OLD-MOST], пешком перейти еще можно, тогда попадёшь в ур. Прокудин Бор.

Наша дорожка забирает левее, и вскоре выводит на накатанную лесную дорогу [ROAD1], ведущую, по всей видимости, в Чащу. Бежим по ней на юг около 1,5 км. После этого прямо, вдоль магистральной канавы, продолжается слабая дорожка, а основная дорога сворачивает левее, в сторону оз. Светчик. Но вскоре направление снова меняется на южное.

В точке [KANAVA] пересекли канаву с идущей вдоль нее насыпью.  А через 800 метров дорога пересекла просеку тупиковой ветки бывшей узкоколейки. По ней в обе стороны отходили дорожки, довольно сильно заросшие [TUP-UZHD].

Еще 1,5 км дорога вела на юг через прекрасный сосновый лес. Видны следы свежей выборочной вырубки, но вывозили лес зимой и при этом довольно аккуратно. Так что пейзаж обезобразили не сильно.

В точке [RAZV1] дорога резко заворачивает налево к озеру Сеньга. В прошлом году мы бежали по ней, сделав большой крюк до озера. На этот раз решили попробовать прорваться напрямик по слабым лесным дорожкам, нарисованным на карте.

Прямо на юг в лес уходила нормальная дорожка. Побежали по ней, но она почти сразу свернула влево, а через 400 метров привела на полянку с кормушкой для кабанов и охотничьей вышкой [KORMUSHKA]. Немного раньше вправо уходила слабая дорожка, надо было бы попроовать идти по ней. Но возвращаться мы не стали. Дальше с полянки дороги не было. В восточном направлении через лес уходила неглубокая сухая канава. Мы побежали вдоль нее, пользуясь четкими звериными тропами, ведущими к кормушке. Через 350 метров подсекли канаву в направлении на юг [KANAVA-S]. Решили двигаться прямо вдоль нее.

Но в выбранном направлении раскинулось обширное болото. Обходить его было бесполезно, и мы поломились прямиком на юг. Вначале пытались идти по бревнам и тонкому льду, но вскоре пришлось погрузиться в ледяную воду почти по колено. Ноги после каждого погружения начинало ломить и сводить. Долго такое купание мы бы не выдержали. К счастью, канава, вдоль которой мы двигались, вскоре вывела в места посуше. Метров через 400 я увидел перемычку, по которой канаву пересекала старая-престарая дорога [DAMBA]. Это было похоже на то, что было нарисовано в карте, поэтому попробовали немного пройти на восток по дороге. Но она метров через 150 потерялась, и мы снова взяли азимут на юг.

Опять начались водные преграды – целые озера талой воды под тонкой корочкой раскисающего льда. На цыпочках мы крались по льду, стараясь не провалиться. Но у берега, где лед был уже совсем тонкий, купание было практически неизбежно. Попадались и сухие островки, на которых ноги успевали немного отогреться. Справа неподалеку тянулись большие канавы. Пройдя с километр по азимуту, мы вышли на неплохую лесную дорогу [ROAD2]. Судя по карте, она должна вести к озеру Сеньга. Мы побежали по ней на юго-запад. Дорога пересекла большую канаву по насыпи с бетонной трубой. Через 600 метров повстречалась развилка [RAZV2]. Дорога шла дальше, на юго-запад, а влево отходила дорожка на юго-восток. Это направление нам отлично подходило, поэтому без сомнений побежали налево. Но к сожалению, колея вскоре вывела к длинной заболоченной проплешине в лесу и благополучно закончилась. Пришлось снова взять азимут на юг и протопать около километра напрямик по негустому березовому лесу. К счастью, воды тут практически не было, зато попадались обширные участки снега, которые приходилось пересекать с тропежкой.

Наконец впереди показалась долгожданная насыпь вдоль магистральной канавы. По левому (северному) берегу идет отличная дорожка. Пробежали по ней влево 300 метров и вышли к месту, где две магистральные канавы сливаются в одну, образуя Y-образный перекресток. Через самую большую канаву есть железный мост [IRON-MOST], вернее, остатки моста – продольные железные балки, по которым можно легко перебраться на другой берег. Это практически единственное место, где через эти канавы можно гарантированно переправиться, двигаясь с севера на юг или обратно.

Возле моста устраиваем привал. Времени уже 12 часов, самое время что-нибудь пожевать. Погодка продолжает радовать, солнце греет, в небе белые облачка, кругом весенняя благодать.

Передохнув немного, бежим дальше по отличной лесной дороге. Она без вариантов ведет на юго-восток, сырых мест практически нет, по сторонам красивый сосновый и еловый лес. Вдоль дороги попадаются бетонные столбики и таблички Кабель. На полпути справа встретился НУП – бетонный бункер с дверью [NUP1].

В прошлый раз мы выходили к мосту напрямик, двигаясь по второстепенным дорожкам и просекам. Путь получился немного короче, но при этом не слишком легким. А сейчас мы уверенно бежали по заснеженным колеям и незаметно отмахали 4,5 км. Заметили пересечение с бывшей линией узкоколейки [UZHD], которая раньше выводила в Орехово-Зуево. Линия сейчас сильно заросла.

Дорога загнула правее, стала вести на юго-запад и через километр мы выбежали в перекрестку [RAZV3], от которого расходятся несколько дорожек на север к железному мосту. Как показала практика, лучше всего при движении на север воспользоваться самой правой дорогой, по которой мы сейчас прибежали.

Через 300 метров вышли на открытое пространство в пойму реки Сеньга. Брод через речку нас слегка разочаровал. Мы морально были готовы по пояс форсировать разливы, а перед нами был привычный ручей, через который можно было переправиться по бревнам вдоль дороги даже не замочив кроссовок.

Переправившись, бежим дальше по песчаной дорожке. Проткнули густой еловый перелесок и вышли на поле. Поднялись в тягун к деревне Мануилово. Прошлись по главной улице, которая превратилась в грунтовку, ведущую в Старый Покров. Местами грязновато. Входим в лес, карабкаемся в крутую горку по обледенелой дороге. Через километр выходим на следующее поле и устраиваемся на опушке прямо рядом с дорогой. Обедаем, любуясь красивой церковью в Старом Покрове [OBED].

Входим в деревню. Мимо церкви проходим по асфальтированной дороге. Дорогу построили недавно, ее насыпь не дает талой воде нормально стекать. В итоге несколько домов слева от дороги стоят в воде.

Деревня кончилась, сворачиваем с асфальта вправо на грунтовку, ведущую в Гребчиху. Вначале пробегаем по симпатичным полянам, потом колея входит в лес. Дорога в направлении юго-запад, нарисованная на карте, видимо, проходит немного правее, мы же побежали по просеке, ведущей строго на юг. Вначале была тракторная колея, но последние 400 метров след свернул вправо, и до поля пришлось тропить глубокий мокрый снег. Наст уже не держал.

Выскочив на поле к Гребчихе, прошли немного вправо по опушке. Поле оказалось вспахано, поэтому напрямик решили не соваться. Нашлась грязная колея, ведущая прямо к деревне. Обойдя дома слева, выбежали на асфальтовую дорогу, ведущую в Дорофеево.

Пробежались 1,3 км по обочине до перекрестка с шоссе на Шатуру [CROSS]. Свернули влево и еще 600 метров бежали по обочине шоссе. Немного не добежав до правильной точки входа в лес [VHOD], свернули с шоссе по тропинке. В итоге пришлось пройти метров 200 напрямик через лес, пока не подсекли дорожку, ведущую к лесничеству.

Мимо лесничества [LESNICH], слева от забора, вышли на дорожку в южном направлении. По сравнению с началом маршрута, здесь в лесу еще было много снега. Если бы на дороге не было машинной колеи, пришлось бы тяжело тропить. Но на наше счастье недавно проехал трактор с тележкой. И все же бежать было уже довольно трудно, да и усталость давала о себе знать…

Через километр после лесничества повстречался на полянке отдельный дом лесника. Крыша с дырами, но на вид жилой. Вскоре дорога пересекла большую ЛЭП.

Потом потянулся длинный лесной перегон в 7,5 км. Дорога проходила рядом с Арюшиной Горой – самой высокой точкой Мещерской низменности.

В середине, через 3,5 км после ЛЭП сделали небольшой привал – ноги уже сильно гудели от таких непривычных нагрузок. Рядом с дорогой – еще один бункер НУП [NUP2].

Вот, наконец, мы вышли на большое поле к деревне Зворково. В середине деревни на перекрестке двух улиц нашелся магазин, быстренько купили себе пивка в электричку и по мере сил поспешили дальше.

Пересекли асфальтовое шоссе в Запутную, потом по грунтовке прошли 1,5 км на юг через поле в направлении дачных участков, занимающих дальний угол поля. Никуда не сворачивая, прошли мимо дач насквозь, тропинка вывела к деревянному мостику через дренажную канаву. На другой стороне шла подсыпанная гравием дорога в дальний юго-западный угол поля. У леса вдоль опушки налево пошла грунтовка, которая мимо последних дачных домиков вывела почти к железной дороге. Отсюда вправо в лес вошла заметная тропа, проходящая через заболоченный лес по характерным деревянным мосткам. Напоследок пробежались по ним, выскочили к ж/д насыпи, и потом еще километр прошагали на запад по лесной тропинке вдоль путей, пока не вышли к платформе  Заполицы.

Довольные собой, сфоткались на фоне таблички и открыли пивко. Времени было всего 17.30, до электрички оставалось еще 15 минут.

5) Выводы и рекомендации

Отличный, красивый и логичный маршрут. Можно придумать множество вариаций, благо многие дорожки и проходы хорошо известны. Вполне подходит в качестве не очень трудной однодневной велосипедной прогулки, а вот пешком одолеть больше 50 км – это уже непростая задача, зато отличная тренировка на выносливость.

В этот раз, срезав петлю в сторону озера Сеньга, мы прошли 52 км за 8 часов грязного времени (из них привалы заняли немного больше часа). Больше половины дистанции преодолели бегом, снег и паводок не очень помешали передвижению. Хотя, конечно, по сухим дорожкам бежать было бы удобнее. Зато было не жарко, и комары еще не проснулись.

В общем, рекомендую маршрут к повторению.

6) Список участников

Привет всем!

7) Приложения

Старый Покров

В деревне есть тайничок геокешеров. Вот ссылка.

Мещера и Арюшина Гора

Много чего уже написано по теме в Википедии. Рекомендую почитать.

Добавлен: 09 нояб 2010 23:41 Автор: MuXaCb #45768
MuXaCb аватар
за подробный отчёт и трек!
Добавлен: 19 июнь 2011 17:19 Автор: susscorfa #46383
susscorfa аватар
попробовали вчера проехать по треку-это не вело маршрут :) после развилке перед кормушкой завалы и заросли...осд мост тоже без шестов хороших не пройти...ну или мы не балероны