Умба-Колвица 2008

Автор: Nautilus, 12.10.2008 04:00
Просмотров: 5321

Водный поход 3КС по рекам Кольскогополуострова Умбе и Колвице, август 2008, Очень высокая вода

 

Клуб Туристов МГТУ им Н.Э. Баумана

 

 

 

Технический отчёт о водном туристском спортивном походе III (третьей) категории сложности в районе Кольского полуострова

 

по маршруту:

 

г.Апатиты - р. Умбар. Родвиньга р. Низьма - р. Умба – Белое море - пос. Умба – р.Колвица – дер. Колвица – г. Кандалакша

 

Маршрутная книжка №1/4-313

 

 

Руководитель: Беспалов И.А.

 

тел. 8-903-502-17-91, e-mail: bespalovvv@mail.ru  

 

Отчёт составил: Беспалов И.А.

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ ОТМ  рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует __________категории сложности.

Поход может быть зачтён всем участникам и руководителю.

 

Москва

 2008 г.

 

 

Оглавление

1. Паспорт маршрута_ 3

2. Список группы_ 3

3. График движения группы по маршруту.4

4. Общие сведения о маршруте.4

5. Выбор маршрута_ 5

6. Заброска на маршрут.6

7. Техническое описание реки Умба_ 6

Река Родвиньга9

Река Низьма9

Река Умба после слияния проток_ 10

8. Переброска на Колвицу11

9. Техническое описание реки Колвица_ 12

10.Выброска в Москву.14

11.Снаряжение14

10.Смета расходов на группу из 14 человек.14

11.Выводы и рекомендации.15

12.Материалы, использованные при составлении отчёта.15

13.Приложения. Река Умба_ 16

Порог Падун_ 16

Порог Разбойник_ 17

Порог Канозерский_ 17

Канозерские петроглифы_ 18

Порог Падун на Низьме_ 19

Порог Паялка20

Шиверка после порога Горка21

14.Приложения. Река Колвица_ 22

Порог Кривой_ 22

Порог Белый_ 22

 

 

1. Паспорт маршрута

Вид туризма

Водный

Категория сложности

Третья

Район путешествия

Кольский полуостров

Нитка маршрута

г.Апатиты - р. Умбар. Родвиньга р. Низьма - р. Умба – Белое море - пос. Умба – р.Колвица – дер. Колвица – г. Кандалакша

Протяжённость сплава

136 километров

Продолжительность

12 дней, из них 7 дней сплава и 5 днёвок 

Количество участников:

14 человек

Средства сплава

5 КНБ, (2 Истра, 2 Свирь, 1 Вьюн)

1 Таймень-2

1 Салют-2

Время проведения похода

4 – 15 августа 2008 года

Уровень воды

Р.Умба – очень высокий

Р.Колвица – средний

Проводящая организация

Клуб туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана

2. Список группы

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности  и распределение по средствам сплава

1

Беспалов Иван Александрович

1985

Умба-Колвица 3ВР

Пшеха 3ВУ

Руководитель

Капитан КНБ

2

Кондратюк Мария Сергеевна

1987

Умба-Колвица 3ВУ

Кереть 3ВУ

Матрос КНБ

3

Смирнов Анатолий Анатольевич

1986

Умба-Колвица 3ВУ

Кереть 3ВУ

Капитан КНБ

4

Ганичева Анна Юрьевна

1986

Кереть 3ВУ

Матрос КНБ

5

Куркин Дмитрий Николаевич

1987

Тутока-Явосьма-Паша 2ВУ

Капитан КНБ

6

Лейн Белла Александровна

1989

Тутока-Явосьма-Паша 2ВУ

Завхоз

Матрос КНБ

7

Кондрашов Андрей Александрович

1986

Писта 3ВУ

Кереть 3ВУ

Реммастер

Капитан Т2

8

Леонович Ольга Викторовна

1984

Белая (Урал) 1 ВУ

Медик

Матрос Т2

9

Нистратов Михаил Юрьевич

1987

Мста 2ВУ

Капитан КНБ

10

Лободанова Дина Львовна

1987

Тутока-Явосьма-Паша 2ВУ

Матрос КНБ

11

Жуков Кирилл Николаевич

1986

Уксунёки 3ВУ

Капитан КНБ

12

Проскурекова Ольга Валерьевна

1986

Мста 2 ВУ

Матрос КНБ

13

Воскресенский Владимир Андреевич

1985

Тутока-Явосьма-Паша 2ВУ

Капитан С2

14

Смирнова Мария Владимировна

1986

Тутока-Явосьма-Паша 2ВУ

Матрос С2

 

 

3. График движения группы по маршруту.

 

Дата

Участок маршрута

Протя-женность км

Продол-житель-ность

сплава, ч,мин

Средство передвижения

1

4.08

Г. Апатиты – мост через р.Умба

Мост – пор.Падун

 

9

 

1ч 30мин

Автотранспорт Суда

2

5.08

Пор.Падун – пор. Разбойник

21

Суда

3

6.08

Пор.Разбойник – пор.Канозерский

24

4ч 30мин

Суда

4

7.08

Дневка

 

 

 

5

9.08

Пор. Канозерский – южный берег Канозера

23

10ч

Суда

6

9.08

Южный берег Канозера – пор. Падун на Низьме

28

4ч 20мин

Суда

7

10.08

Дневка

 

 

 

8

11.08

пор. Падун на Низьме – Белое море

23

8ч 30мин

Суда

9

12.08

Дневка

 

 

 

10

13.08

Дневка

 

 

 

11

14.08

Переброска на Колвицу

Мост – пор.Черный

8

Автотранспорт

Суда

12

15.08

Д. Колвица – г. Кандалакша

 

 

Автотранспорт

 

4. Общие сведения о маршруте.

Умба -- один из интереснейших водных маршрутов Кольского полуострова, а в  сочетании с  хорошей  рыбалкой, обилием  ягод  и  грибов,  ненаселенкой и относительной удаленностью от крупных городов, может быть, и самый лучший на полуострове. 
Река течет в Заполярье  с севера на юг в тектонической впадине, впадает в  Белое  море,  имеет  помимо  порожистых  участков  много  плесов и  озер; последние в ветреную погоду представляют  собой более серьезные препятствия, чем  пороги. 
На протяжении  маршрута тундра  сменяется лесотундрой, а  затем  лесной зоной.  Лучшее  время для  сплава -- июль-август (средняя t  = 13 градусов), хотя погода за Полярным кругом более, чем на два часа не предсказуема. Хороших стоянок мало и желательно, если в лоции отмечена стоянка, точно рассчитать время перехода. 
Немногочисленные деревни по берегам практически заброшены, дома и мосты в основном разрушены. Сход с маршрута возможен только: а) на Капустных озерах на мосту, если  будет попутная машина  (маловероятно), б)  на  разрушенном  мосту   возле   заброшенного  поселка  леспромхоза Дедко-Ламбина , в)  в  районе  деревянной  гостиницы  для   иностранцев  перед  порогом Карельский. 
На реке много браконьеров. К  туристам  браконьеры относятся  или  доброжелательно,  или игнорируют. Хотя местный рыбак на Падуне советовал самим себя охранять и просил водки на опохмелку. 
Сырую   воду   из   реки   можно   пить.  Уровень   воды   регулируется многочисленными  озерами,  в  частности, самым  крупным  и  глубоким  озером Кольского п-ва Умбозером.  Река подпитывается в  основном  осадками и талыми водами (в начале маршрута хорошо видны вершины Хибин). 
Дров достаточно. Комаров и  мошки бывает много или мало: год на год не приходится 
Все пороги проходимы для катамаранов, каяков  и КНБ при опыте капитанов не ниже 3 категории или умении  экипажей  использовать  обратное течение (за преградой),  ходить  слаломом,  знающих,  что такое  зацеп,  отрицательная скорость и пр. Для других плавсредств маршрут проходим при частичных обносах и тщательных просмотрах порогов 3 категории сложности, полном снаряжении, организации  страховок. 
Мокрые гидрокостюмы категорически рекомендуются (температура воды -- 10--12 градусов). 
Река  Умба  является   нерестилищем  семги  и  горбуши.  Рыбная   ловля запрещена. Покупать лицензии в Апатитах смысла нет, потому что контор, выдающих эти лицензии там несколько, и каждая считает свою лицензию истинно правильной, а рыбнадзор на реке все равно сдирает штраф и изымает орудия лова. Если нет разницы, зачем платить еще за лицензию?  А рыбнадзор можно и не встретить. За 2 года мы его видели только 1 раз на Колвице  (там, вообще говоря,  заказник и сплав запрещен). 

 

Колвица  -- симпатичная речка,  которую в  самом  ее  истоке  из  озера Колвицкого  пересекает  автомобильная  дорога  Умба  -- Кандалакша, и  которую, поэтому, глупо не пройти (всего за один день). Если бы протяженность Колвицы была не 12 км (это от озера, а от моста вообще 8км),  а хотя бы 50, то категория маршрута была бы  (для  байдарок) третья. В силу этого имеет смысл говорить только о категорийности порогов. 

 

5. Выбор маршрута

Реки Умба и Колвица представляют собой достаточно сложную связку рек 3 КС. К тому же они протекают в очень живописных местах, имеют много достопримечательностей – в общем, являются идеальным сочетанием спорта и отдыха. Еще одной причиной выбора именно этих рек было то, что трое из четырнадцати участников перед этим совершали пеший поход по Хибинским тундрам, и было удобно проводить водный поход там же на Кольском полуострове.

При выборе маршрута мы преследовали следующие цели:

·       Пройти интересный в спортивном отношении маршрут

·       Побывать на реках Кольского полуострова

·       Осмотреть достопримечательности оз.Канозера, пос.Умба, Колвицкие водопады, Белое море

 

6. Заброска на маршрут.

Заброска до г.Апатиты осуществляется любым мурманским поездом (16, 212, 382, есть еще  дополнительный 582). В Апатиты они прибывают утром от 7 до 11 часов.

Далее необходимо найти автомашину для заброски на мост дороги Кировск – Октябрьский через реку Умба. У станции легко найти только легковушки, а микроавтобусы все уже заказаны заранее. Так и следует поступать: заказывать машину заранее. Мы воспользовались услугами конторы team51. На 14 человек они пригнали 2 просторных микроавтобуса Фольксваген, одни из них  с огромным прицепом. Заброска обошлась в 2 000 за машину.

Связаться с ними можно по электронной почте (что мы и делали)

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Или по телефону

8-921-286-82-57     Анатолий. (Судя по всему один из водителей, а не организатор)

7. Техническое описание реки Умба

Автодорога Кировск - Октябрьский пересекает Умбу чуть ниже ее истока из Умбозера. Выше по течению расположен первый порог Островной. Однако по описаниям он 1КС и тащить ради него 500м лодки через лес смысла не имеет. Есть поляна для стапеля на правом берегу чуть ниже автомобильного моста. У нас она была занята и мы стапелились на поляне между Автомобильным и железнодорожным мостом – тоже вполне хорошая поляна. Железную дорогу, кстати, разобрали буквально в этом году. ДРОВ НЕТ.

Далее при описании реки буду приводить свежие данные и данные 2006 года, когда в реке была средняя вода (или ниже среднего), а в этом году (2008) ВОДА БЫЛА ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ из-за постоянных дождей и поздней весны. Время движения приводится для средних байдарочных групп без учета встречного ветра. Сокращения стандартные: ЛБ и ПБ – левый и правый берега.

 

Итак, под автомобильным мостом быстроток. В высокую воду цепочка валов около 1м высотой. До порога Падун около 1ч 15мин хода. В среднюю воду встречается несколько перекатов и две шиверки. В высокую воду перекаты залиты, а в шиверках неплохие чистые валы тоже около 0,8 – 1 м.

 

Порог ПАДУН. Категория 3*. Просмотр ЛБ ОДЯЗАТЕЛЕН.

Самый интересный и красивый на реке. Его длина около 800м. Ориентиры порога: небольшой разлив с заболоченными берегами, видно сужение реки с сильным падением. Из-за перегиба вылетают брызги. Левый берег из болота превращается в каменистую отмель перед самым порогом. Чалиться нужно к этой отмели. В высокую воду она оказалась залита и опознать порог было несколько сложно.

На входе в порог ближе к левому берегу расположен островок. Слева от него мощная бочка, почти котел даже в небольшую воду. Справа от острова широкий водоскат, заканчивающийся бочкой. В среднюю воду он разорван в середине каменной грядой, в большую - она затоплена. Это первая ступень. Далее идет скальное сужение с падением. В нем валы. В большую воду их почти нет, просто очень быстрое течение, но появляется прижим к правому берегу. Это вторая ступень. В ее конце есть ЕДИНСТВЕННОЕ МЕСТО ДЛЯ СТРАХОВКИ С БЕРЕГА, в остальных местах слишком широко. Далее небольшой разлив. В конце порога ближе к правому берегу остров. Правая протока в низкую воду вообще почти сухая. Вся струя идет слева. В нее вдаются 2 каменных гряды с левого берега, а потом одна с правого (то есть с острова). Гряды образуют бочки. Самая мощная и опасная – под правым берегом. В высокую воду две левых бочки залиты так, что вдоль левого берега чистый проход. Но сразу за последней бочкой по высокой воде сильный прижим к левому берегу. Получается: либо надо нырять в мощную держащую бочку, либо обходить ее и упираться в не менее мощный прижим.

 

Порог вполне проходим для байдарок, но рисковать мы не стали и обнесли его

Просмотр и обнос по ЛБ. Там же стоянки одна в начале порога и 2 в конце.

За падуном следуют 2 шиверки. Далее по озерам около 1 час гребли до порога Верхний капустный

 

Порог Верхний Капустный. Категория 1-2.

Расположен в двух протоках, соединяющих Верхнее и Среднее капустные озера. Шиверки метров по 300 длиной.

Говорят, что левая протока более полноводна, но мы как и в 2006г пошли в правую.

Среднее капустное озеро очень мелкое. В высокую воду просто втыкаешься веслами в песок, а в более низкую приходиться бурлачить.

Около 1 часа гребли через озеро до моста на выходе в нижнее капустное озеро. Под мостом течение.

 

Мы даже в высокую воду прошли под мостом, пригнув головы.

 

Для катамаранов обнос моста около 10 м у левого берега

На Нижнее Капустное затрачивается еще около 1 часа. На выходе из озера шиверка. За ней справа стоянка. Еще через 10 минут начинается порог Рзабойник

 

Порог Рзабойник. Категоря 2*. просмотр начала рекомендуется

Шивера длиной около 500м. в среднюю воду много обливных камней. Имеет смысл просмотреть начало порога с ПБ. Где-то в середине с ПБ в реку вдается каменная гряда. В среднюю воду она сухая. В высокую воду перед ней стоит большая бочка, а сама она превращается в островок. Основная струя все же идет слева, но можно слиться и в середине гряды. Далее река делится островами на 3 протоки. Много воды лишь в центральной. Поэтому просмотр конца порога невозможен. В центральной протоке есть бочка во всю ширину в независимости от уровня воды.

 

Мы просмотрели начало порога. Первую бочку все обошли. Каменная гряда просматривается плохо и обойти ее слева удалось только экипажу Беспалов – Кондратюк. Остальные проходили через слив в гряде и налетали на мель. Здесь, почти на ровном месте, произошел переворот Свири с экипажем Нистратов – Лободанова. Силами активной страховки (первого экипажа, зачалившегося в улово в середине порога) была оказана помощь.

 

В конце порога есть хорошая стоянка на ЛБ, но она была занята, и мы обнаружили еще стоянку на ПБ. Она небольшая и окружена болотами

За порогом небольшое озерко и пара шиверок. Около 1 часа гребли до  разрушенного моста у брошенной деревни Дедкова Ламбина. У моста спилен один пролет. Еще час до выхода из озера.

 

Порог Семиверстный. Категория 1-2.

Начинается на выходе из озера и представляет собой 7км цепочку шиверок, чуть более сложных в самом начале.

Ориентир конца порога – высокий песчаный обрыв ЛБ. Начинается жемчужный плес. Много стоянок ЛБ. С дровами не очень хорошо.

 

Порог проходили перечаливаясь по уловам и подстраховывая друг друга.

 

Через час гребли по плесу идут один за другим два именных переката: Карежка 1 и Карежка 2. в первом из них островок.

Еще через 200м начинается порог Карельский. Перед ним слева Турбаза для иностранцев с припаркованными лодками.

 

Порог Карельский. Категория 2

Довольно мощная шивера около 800м с большим количеством обливных камней. Характер порога от уровня воды не меняется. В конце порога мель, нужна проводка даже в большую воду.

 

При прохождении порога Таймень с экипажем Кондрашов – Леонович начерпал воды и сел на мель в конце порога. Экипаж сумел самостоятельно оттащить лодку к берегу. Активная страховка выловила весло и помогла заклеить большую дыру пластырем. При интенсивном отчерпывании дошли до стоянки на пороге Канозерский.

 

После порога мелководные шиверки (в большую воду все залиты напрочь) идут одна за друго 20минут  до порога Канозерский.

 

Порог Канозерский. Категория 3 Просмотр ОБЯЗАТЕЛЕН.

 

Ориентир порога – кртой правый поворот реки за которым видно начало. Очень сильно тянет течением в порог.

Просмотр ЛБ. Там же стоянки, по меньшей мере 3.

Длина порога около 1 км. Это сад камней. В  начале в русле лежат огромные обливняки и выступы коренных пород, едва прикрытые водой, затем камни поменьше, а в конце река разливается в широченную мель. Ближе к концу между островками есть слив с бочкой. В Среднюю воду на байдарке можно было в начале пробраться под самым правым берегом. В высокую – чуть правее центра через ряд косых бочек. Далее линия движения произвольная. Я рекомендую держаться правого берега. В конце проводка неминуема даже для катамаранов и даже в высокую воду. После порога в дельте есть поросшие лесом острова. На ближайшем из них есть стоянка. Там удобно клеиться и чиниться после порога. СТРАХОВКУ С БЕРЕГА СТАВИТЬ НЕГДЕ.

 

Проходили с активной страховкой с воды в середине порога, хотя зачалиться там довольно сложно. Экипаж Свири Куркин – Лейн посадил в середине порога лодку на камни. Оба вылезли и сняли лодку. Но при этом матрос (Белла Лейн) ушла дальше самосплавом и была выловлена страховкой. Вьюн (экипаж Жуков - Проскурекова) налетел в начале порога после основной сложной косой бочки на зуб, его развернуло на 180 градусов, но не перекинуло через камень, а стащило очками навстречу струе и прижало к камню. Экипаж несколько минут потратил на снятие лодки и до конца порога прошли самосплавом. Люди целы. Вьюн, как ни странно, отделался 2мя сломанными креплениями шпангоута к кильсону и потерей одной трубки, застегивающей шкуру. У экипажа Салюта (Воскресенский - Смирнова) на том же камне застряло весло. Его выдернули в последний момент.

 

Озеро Канозеро.

 

Прямо за порогом река впадает в озеро. Нужно свернуть налево и грести за горизонт (23км) к противоположному берегу. На ближайшем к устью островке (4км) есть наскальные рисунки 2-4 тыс. лет до н.э. Там СТОЯНКА ЗАПРЕЩЕНА. Говорят, там собрались делать музей под открытым небом, поэтому стоянка ЗАПРЕЩЕНА также на других островах (где раньше группы стояли друг у друга на шее.) Таким образом, нужно либо искать стоянку на коренном берегу или перегребать все озеро сразу до южного берега, где есть несколько стоянок на песчаных пляжах между протоками Кицой и Родвиньгой.

 

При перегребании озера, второй его половины, поднялся сильный встречный ветер и, соответстенно, волна. Это резко снизило скорость движения и сильно физически вымотало всех

 

В 2006 году на узеро ушло 4,5 часа ходового времени, а в этом 2008 – 8 часов.

Река Родвиньга

Из Канозера река Умба вытекает двумя протоками, которые называются Кица и Родвиньга. На Кице на выходе из озера есть Падун, но по слухам он неинтересный и плохо проходимый. Далее еще озеро Пончозеро – ничего интересного.

Родвиньга вытекает из Канозера за парой маленьких островков. На выходе из озера пара перекатов. Еще минут через 40 развилка: вперед Родвиньга, направо еще одна протока – Низьма. Родвиньга впадает в то же Пончозеро, после которого сливается с Низьмой. Говорят там неплохой порог ширенного типа.

Река Низьма

Сразу после развилки шиверка. Через 20 минут еще две шиверки. Далее 1 час гребли по болотистому плесу. Шиверка. Еще 10 минут и порог Кривец.

 

Порог Кривец. Категория 2.

S - образная шивера с обливными камнями длиной около 500м. за порогом стоянка ЛБ.

Далее мелкие шиверки и перекаты следуют еще около 1ч 20 мин (в большую воду около 1 часа) до порога Падун.

 

Порог Падун на Низьме. Категория 3. Просмотр ОБЯЗАТЕЛЕН.

Ориентир порога песчаный обрыв правого берега. Впереди видну груда бревен – это остатки ряжевой стенки непосредственно над порогом. Над обрывом стоянка. За обрывом справа улово. Чалиться нужно туда. Есть еще вариант – чалиться в следующее улово у ЛБ (осторожно – перед самым порогом.) там тоже есть стоянка над порогом. Просмотр возможен как ПБ, так и ЛБ. Тропа обноса удобнее на ЛБ.

Порог представляет собой слив около 1м и мощную шиверу около 800м за ним. В среднюю воду слив был с косой бочкой, в высокую – гладкий язык с чередой валов. Нужно учитывать, что река чувствительно прижимает к правому краю слива, к остаткам ряжа.

В среднюю воду страховать удобно с ЛБ – за сливом узкая каменистая отмель. В высокую воду все залито, и сильная струя подмывает ЛБ. С ПБ тоже можно ставить страховку за сливом. В высокую воду другого варианта нет вообще.

 

Порог проходили со страховкой с Правого берега. Почти все прошли чисто. Крайний экипаж (Куркин - Лейн) зашли слишком близко к правому краю языка, к бревнам и, видимо, испугались делать крен на бревна. Основной струей их перевернуло внутрь слива. Страховка сработала, но зацепить лодку не удалось. Капитан был вытащен, а Белла вместе с лодкой ушла самосплавом дальше. Ей удалось выбраться на берег самой где-то в середине порога. Отделалась несколькими большими и болезненными синяками. Даже обезболивающее пришлось давать. Лодка застряла на мели, ее потом сняли и сплавили до конца порога.

 

За падуном следует пара перекатов и начинается плес. Через 10 минут слева видно впадение Родвиньги.

 

Река Умба после слияния проток

В 5 минутах от слияния проток расположена шиверка Малый Кривец (на абсолютно прямом участке реки). За ним стационарная сеть на Семгу (раньше она стояла гораздо ниже по течению). Далее 20 минут по плесу и скальное сужение с быстротоком (в среднюю воду). В высокую воду здесь стоят валы 0,7 -0,8 метра высотой. Далее разлив, река поворачивает на 90 градусов на право. Слева деревня Погост, справа какая-то турбаза для не бедных.

После деревни начинается оз. Медвежье плесо, заросшее лилиями и какой-то розовой травой. В высокую воду их меньше. Через 1ч. 40 мин. Мост Атодороги Умба –Кандалакша. Здесь на ЛБ стоянка. Легко найти машину и уехать. Стоянки также есть на скальных лбах ЛБ озера почти на всем его протяжении.

Через 20минут реку пересекает ЛЭП. Видна гора Паяльская. Вскоре следует широкий разлив. В середине остров. К нему по левой стороне ведет цепочка боновых заграждений, поросших кустами. За островом порог Паялка

 

Порог Паялка, категория 3. Просмотр ОБЯЗАТЕЛЕН.

Ориентир порога – остров и боновые заграждения перед ним. Чалиться к ПБ. В высокую воду пришлось чалиться куда-то в кусты.

Порог представляет собой мощную шиверу с неплохим падением длиной метров 300. в самом ее начале за островом сливаются две протоки. В низкую воду их разделяет каменная гряда и основная струя (правой протоки) образует возле этой гряды 2 высоких вала (около 2м). в высокую воду гряда залита и образует хитрую сбойку струй, так что эти первые валы метра по 2,5 стоят не поперек, а почти вдоль реки. В высокую воду весь порог состоит из высоченных валов (1,5 м). в середине у ПБ косая бочка. Страховку с берега в середине ставить сложно, но можно и нужно, а в конце она смысла не имеет: все заносит в улово ПБ.

 

Мы решили проходить, прижавшись в начале к ПБ (обойдя сбойку струй), а затем выходить на центр и прыгать по валам в обход косой бочки ПБ.

Однако, при прохождении обнаружился коварный камень у ПБ на самом заходе: тех, кто обходил его медленно, начинало тащить в сбойку струй (Все, кроме Салюта от самых больших валов отгреблись, а Салюту все нипочем), а тех, кто обходил его резко, забивало в улово под ПБ и разворачивало. При этом ребята оказывались близко к ПБ и не успевали уйти от косой бочки. В результате Истра (Смирнов - Ганичева) и Свирь (Нистратов - Лободанова) перевернулись на одном и том же косом валу уже после бочки. Соответственно из-под лодки они выныривали уже после страховки и страховка, рассчитанная на переворот в бочке, не срабатывала. Таймень тоже развернуло, но развернуть обратно тяжелую лодку не удалось. Ребята прошли весь порог кормой вперед и перевернулись в самом конце только из-за перелива воды в лодке на один борт. Порог побежден со счетом 4:3.

 

Над порогом есть стоянка, но, по сути, эти пороги находятся уже в поселке.

После Паялки короткий участок плеса метров 200 и следующий порог.

 

Порог Горка. Категория 2.

Шивера с хорошим падением длиной метров 100. в низкую воду обливные камни, чистый проход справа. В высокую воду череда огромных валов (около 2м), стоящих близко друг к другу.

 

В этих валах немного погнуло и поломало Таймень. После порога все организованно отчерпывались и отплевывались.

 

После порога 5 пинут плеса и скальное сужение с быстротоком. В низкую воду в русле лежала пара больших валунов. В высокую этот перекат стал похож на порог Горка, только валы чуть поменьше. В начале у ПБ стоял невероятных размеров вал (метра 3) с виду вроде чистый, но он никому доверия не внушил и все его обошли.

 

Еще  10 минут плеса до моста в деревне Умба. Деревня на ПБ, а одноименный поселок на ЛБ. За мостом начинается порог морской.

 

Порог Морской. Категория 1-2.

Двухступенчатая шиверка с обливными камнями. В большую воду, как и предыдущий перекат, больше похож на порог Горка – высокие валы.

Еще через 20мин река впадает в белое море. Стоянку можно найти как слева, так и справа от устья. Перед устьем на ПБ кладбище. Позади него у скальных лбов есть родник.

В самом поселке Умба есть магазины, почта, аптека, краеведческий музей и центр поморских ремесел

8. Переброска на Колвицу

Для переброски на р.Колвица или выброски в Кандалакшу из поселка Умба необходимо найти машину. Каждый владелец буханки, живущий в Умбе, будет готов вас подвезти. Некоторые ждут туристов прямо у моста трассы Умба – Кандалакша, некоторые узнают туристов в толпе прохожих на улицах поселка и сами предлагают свои услуги.

Например, Горчаков Николай Иванович 8-921-165-54-59 или 8-(259)-50385 (может найти УАЗ с багажником)

Но нам для переброски нужны были две машины с багажниками на крышах, чтобы не разбирать лодки. Поэтому заранее договорились с фирмой ТИЦ-Колвица тур (ТИЦ – Туристский Информационный Центр) из Кандалакши о двух УАЗ-буханках с багажниками. Такие машины можно найти и в Умбе (по крайней мере, одну), но мы рисковать не стали. Переброска стоила 7 600р за две машины. Кроме того, 4-х человек, которые на Колвицу не пошли по причинам здоровья и поломанных лодок, вместе со всеми вещами забросили на стоянку перед порогом Черный. На мой взгляд, это удобная тактика: перевезти лодки собранными и идти Колвицу налегке, а вещи отправить той же машиной в конец реки.

 ТИЦ-Колвица тур:

http://www.kolvica.ru

info@kolvica.ru

8-921-151-55-97 после 19.00 Василий Миньченков (он же водитель, он же типа менеджер по работе с клиентами)

 

9. Техническое описание реки Колвица

По причине слегка поломанных Тайменя и Вьюна, а также плохого самочувствия Беллы Лейн после самосплава в Падуне на Низьме было решено снять с прохождения Колвицы две лодки и четырех человек: экипаж Тайменя в полном составе (Кондрашов, Леонович), Беллу Лейн (Матрос с Свири) и Ольгу Проскурекову (Матрос с Вьюна). Экс капитан Вьюна Кирилл Жуков сел матросом в Свирь. Таким образом, реку Колвицу проходили вдесятером

 

Воды в Колвице было больше, чем 2 года назад, но на характер порогов это не повлияло, кроме порога Белый. Считаем, что уровень воды Средний.

 

Мост автодороги Умба – Кандалакша находится у истока реки из оз.Колвицкого. GPS показал, что напрямик до деревни Колвица от моста 8 км. (почему все везде пишут 12?).

Под мостом и сразу за ним мелкая шиверка. Спуски к воде неудобны, отчаливать приходится по очереди с одного места. Ниже моста ПБ есть стоянка.

Далее небольшой разлив, за которым виден первый порог – довольно волнистая каменистая шивера длиной 70м. далее 10 минут гребли до порога Кривой. По пути встретится очевидный перекатик.

 

Порог Кривой. Категория 2*. Просмотр рекомендуется

Ориентир порога – правый поворот реки с видимым падением. Просмотр ЛБ. Чалиться приходится в болотце задолго до порога. Сам по себе он – S образная каменистая шивера длиной метров 300. За первым правым поворотом следует левый. Тут сильно прижимает к остаткам ряжевой стенки (если много воды будет – она будет переливаться через эту стенку). Далее мостик со спиленным пролетом. В конце мель. Возможна проводка. Стоянки есть на старой дороге, к которой относился мостик, на обоих берегах. Страховку ставить особо негде.

 

Проходили с просмотром со страховкой с воды. Без происшествий.

 

Далее около 5 минут гребли и встречается каменистая шиверка длиной метров 200. в конце мель – возможна проводка. Еще 5 минут и еще такая же шиверка.

Далее еще 5 минут до порога Прижимистый

 

 

 

 

Порог Прижимистый. Категория 2.

 

Интересный порожек-шиверка длиной 250-300м. начинается на слабовыраженном левом повороте, а конец его скрывается за правым поворотом. В низкую воду прижима нет, а в среднюю хорошо чувствуется прижим к ЛБ на правом повороте. В конце в реке лежит несколько огромных обливняков. На ПБ за порогом хорошая стоянка.

 

На одном из больших обливных камней в конце порога перевернулся Салют самым НЕ классическим способом, то есть не основной струей, а противотоком за камнем. Активной страховкой зачалили перед следующим порогом. Все целы.

 

Порог Прямой. Категория 1-2

Именная шиверка на прямом участке реки метрах в 200 после Прижимистого. Длина ее около 500м. много обливных камней. Еще при нас лежало дерево у ПБ. В начале порога реку пересекает ЛЭП.

После Прямого около 1 км плеса, то есть примерно 45 минут хода до порога Белый.

 

Порог Белый. Категория 3. Просмотр ОБЯЗАТЕЛЕН.

Ориентиры: ржавая будка водомерного поста на ПБ и трос от нее, провешенный над рекой. Отсюда до начала порога метров 100. Чалиться, снимать и страховать удобнее с ЛБ. Хотя стоянки есть на обоих берегах.

Река делает крутой левый поворот и через 10 метров крутой правый. На этом перегибе реки расположены две каменные плиты, образующие двухступенчатый слив. Ближе к левому краю поположе с двумя бочками, а ближе к правому краю – практически 2 водопада метра по 1,5 каждый. На правом повороте идет сильный прижим под скалу ЛБ. Далее метров 50 простая выходная шивера. Страховку с берега ставить негде – порог практически в каньоне идет.

 

При прохождении порога произошел переворот Свири с экипажем Куркин – Жуков. Видимо, из-за того, что нос байдарки был тяжелее кормы, он глубоко зарылся во вторую бочку, а крен не выдержали, и противотоком лодку перевернуло.  Под левым берегом за бочкой лежит каменная плита на глубине 40см, так что ребята без проблем вытащили лодку и прошли порог еще раз – успешно. Салют, наверно в силу своей неповоротливости, не смог уйти от прижима, а упираться в скалу руками и касками ребята, видимо, побоялись – в результате классический переворот в прижиме.

 

За порогом Белый следует шиверка, а затем примерно 20минут сплава по быстротоку с множеством поворотов и очень живописными берегами. Будет небольшой разлив с островом, поросшим деревьями, посередине, потом сужение с быстротоком, в котором у ПБ лежит огромный валун. Далее еще разлив с островком. За ним начинается порог Черный.

 

Порог Черный. Категория 3*. Просмотр ОБЯЗАТЕЛЕН.

Чалиться нужно к ПБ разлива с островком. Там большая хорошая стоянка, но близко дорога и деревня (были случаи воровства). Сам порог представляет собой мощную шиверу с хорошим падением в довольно узком каньоне длиной метров 100. В конце порога река разделяется на 3 протоки, в которых мелководные шиверки с хорошим течением длиной метров 70. Каждая протока заканчивается водопадом. Основные протоки левая и правая, центральная маленькая. Страховку удобно ставить с ПБ на правой протоке. В низкую воду туда идет почти вся струя, а в среднюю – примерно половина уходит в левую протоку. В случае переворота экипажу необходимо быстро зачаливать лодку, наиболее удобно это будет сделать к островам между протоками.

 

В нашу воду порог выглядел довольно устрашающим, но главной причиной того, что мы отказались от его прохождения, была физическая и психологическия усталость группы. Люди были не готовы собраться с силами для прохождения такого препятствия.

 

От порога можно по дороге дойти до деревни Колвица, Колвицкой губы белого моря, по мосту перейти реку, подняться против течения и осмотреть левый водопад. Колвицкие водопады стоят особого внимания.

10.Выброска в Москву.

Выброситься до станции в г.Кандалакша из деревни Колвица можно поискав машину у местных дачников, поймать ее на шоссе Умба - Кандалакша или заказать заранее. Мы использовали последний вариант и договорились о выброске за 2600 с тем же ТИЦ-Колвица тур. Приехал УАЗ Буханка и ГАЗель маршрутка.

Из Кандалакши все московские поезда идут ночью (в 23, 1, 2 ночи), поэтому выбрасываться имеет смысл ближе к вечеру. Билеты были куплены еще в Москве, но на небольшую группу даже в разгар сезона можно купить и на станции.

11.Снаряжение

Личное специальное снаряжение (на одного человека):

  • Спасательный жилет – 1 шт.
  • Каска – 1 шт.
  • Весло – 1 шт.
  • Гермоупаковки – комплект не меньше 70 литров

Групповое специальное снаряжение:

  • КНБ Истра– 2 шт.
  • КНБ Свирь – 2 шт.
  • КНБ Вьюн - 1 шт.
  • Каркасная байдарка Таймень - 2 – 1 шт.
  • Каркасная байдарка Салют - 2 – 1 шт.
  • Вёсла запасные – 2 шт.
  • Спасательный конец – 3 шт.

 

 

 

10.Смета расходов на группу из 14 человек.

Питание на маршруте:                                                                    ~ 14000 р.

Расходные материалы (пополнение аптечки и ремнабора)       ~ 1500р

Железнодорожные билеты                                                            ~ 40 000 р

Автотранспорт на маршруте:                                                         ~ 14 200 р.

Итого:                                                                                               ~ 70 000 р.

На человека:                                                                                     ~ 5000р.

11.Выводы и рекомендации.

  • Маршрут пройден нашей группой полностью и в установленные сроки.
  • Речки Умба и Колвица очень интересны и достаточно сложны в спортивном отношении. Рекомендуются для подготовленных и опытных групп.
  • Сложность препятствий не существенно зависит от уровня воды, но их характер может в корне меняться: каменистая в среднюю воду шиверка, требующая маневрирования, в пороге Горка в высокую превращается в череду огромных, но чистых валов
  • Для прохождения маршрута рекомендуем КНБ. Наш Таймень начал самопроизвольно разбираться на больших валах в цепочке морских порогах, а Салют, с заранее укрепленным бревнышками кильсоном, хоть и прошел весь маршрут, но при разборке обнаружили, что его кильсон лопнул в 9 местах.
  • К минусам маршрута можно отнести относительную дороговизну автомобильной заброски, переброски и выброски.
  • Стоянки на Канозере теперь разрешены только на коренных берегах. На островах – запрещены.

12.Материалы, использованные при составлении отчёта.

·                               Беспалов И.А.

Отчет о водном туристском путешествии 3-й категории сложности в районе Кольского полуострова по маршруту: г.Апатиты - р. Умбар. Родвиньга р. Низьма - р. Умба – Белое море - пос. Умба – р.Колвица – дер. Колвица – г. Кандалакша, 2006г  www.veslo.ru

·                               Кувалин Д.

Умба-Колвица: лоция, 1999г. www.veslo.ru

·                               Поездник С.

Умба, Колвица, 2001г.   WWW.poezdnik.kiev.ua