ШГТ 2005
Содержание
- 1 Вводная
- 2 Требуемые документы
- 3 Руководство школой
- 4 Старшие инструкторы
- 5 Инструкторы
- 6 Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)
- 7 Привлекаемые со стороны
- 8 Отделения и Командиры
- 9 Район и маршрут
- 10 Агитационные и прочие мероприятия
- 11 Занятия
- 12 Школа Специализированного Уровня (СУ) при МГТУ
- 13 Краткий пересказ телефонного разговора с Никоноровым АГ от 11 февраля
- 14 Ссылки
Вводная
на 24 февраля планируется открытие ШГТ 2005 при турклубе МГТУ им Баумана
Объявим школу Базового уровня.
Требуемые документы
...в МКК следующие документы:
- Заявка на проведение школы, где указывается ее уровень, проводящая
организация, место проведения занятий, район проведения УТП, состав и опыт преподавателей и стажеров. Заявка подписывается проводящей ТСО;
- Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров, а также документы, подтверждающие их опыт, всоответствии с требованиями п. 2.7;
- Объявление о наборе слушателей (уровень туристской подготовки, вид туризма,
предполагаемый район проведения УТП, ориентировочная дата начала работы школы, место занятий и сроки проведения УТП);
- Учебный план (если он отличается от примерного плана курса «Спортивно-оздоровительный туризм»);
- План работы со стажёрами;
- Ориентировочный План-график реализации учебного плана на всех этапах
проведения школы (расписание занятий); Примечание. На период восстановления российского инструкторского корпуса...этот абзац рекомендую прочитать на стр 143 РТ
Руководство школой
Осуществляется коллективно
- Расторгуев МВ - начальник школы
- Ганаховский СА
- Коренчук ИВ
При этом требования к начальнику школы (учебной части): звание - инструктор, инструкторский опыт - начальник школы Базового уровня или два раза инструктор Базового уровня, туристский опыт - 2раза 2р. По всем признакам, кроме реального инструкторского опыта, начальником может быть любой. НО Был начальником школы и 2 раза инструктором в школе только МВ (вроде?).
из РТ: Должность начальника учебной части вводиться при наличии более трех отделений. Начальник школы может быть освобожден от руководства учебным отделением при наличии в школе трех учебных отделений, а начальник учебной части - четырех и более.
Старшие инструкторы
Тут ты, Сергей, загнул. Вот требования к старшим инструкторам: Окончить СУ + стажер СУ +4р либо экстернат за СУ + стажер СУ +4р+ 4р. Мы не стажировались и по 2 раза 4 кс не руководили :(. Надо признать недостаток у нас педагогического опыта.
- Расторгуев ?
>SG>Речь шла не о формальной стороне (на сегодня у нас формальный инструктор один), а о фактической. Т.е. у нас фактически получается 4 ступени:
- идеологи (руководители и организаторы школы их роль, думаю, ясна)
- старшие инструкторы (люди, которые помогают проведению школ в мск, но со школами на сборы не едут (в смысле, не обязательно едут), новичковые походы не ведут (не обязательно ведут). Обладают опытами руководств и организации сложных походов. Например, в этом году это Свиридов, Фомичев, Расторгуев, Коренчук, Ганаховский и т.п. Их роль - эпизодическое проведение различных занятий, чтение лекций )
- инструкторы (или командиры, т.е. люди, которые поведут 2-ки. Их роль - формирование команды, проведение занятий вместе со старшими инструкторами, подготовка к походу)
- стажеры (помощники инструкторов, люди, которые займутся руководствами в следующем году. Их роль - помогать в проведении занятий, обучаться руководству, помогая инструкторам.
Сергей, сейчас фактически так и есть. НО! При всем этом основной упор делается на техническую/тактическую/спортивную подготовку, а руководам мы хотим дать инструкторов! Те на "старших инструкторов" и вообще руководство школой надо возложить обязанности не только по обучению школников и работе со стажерами, но и по подготовке инструкторов в плане именно инстуркторской работы - проведение занятий, методическое обеспечение, типичные ошибки и пр - чтобы получить не просто для них 2гр, а еще и дать и реальную специфику инструктора.
Сам я этим вопросом владею плохо, МВ тоже никого особо преподаванию не учит. Думаю, надо пригласить кого со стороны.
>SG> Ok, давай устроим одно-два занятия по педагогике и пригласим их прочитать, например, того же Никонорова. Можно еще попробовать пошукать спец. литературу по этому поводу...
Инструкторы
требования: Окончить БУ + стажер БУ + 2р +3у либо экстернат за БУ + стажер БУ + Зр
Давай уж настроимся на оформление. Если школа официальная, то и инструкторов всем оформим
- Ганаховский СА
- Коренчук ИВ
- Бутов РА
- Свиридов ДВ
- Коренчук АЮ (?)
Задача - всем оформить инструкторов
Важно пронимать разницу между званием инструктора и должностью инструктора (тренера). Это как д.т.н. и профессор.
Требования к должности Инструктор-тренер в школе БУ: звание - инструктор, инструкторский опыт - школа БУ + инструктор НУ + стажер БУ или 2 раза инструктор НУ + экстернат за БУ, туристский опыт - 2р поэтому
- Зайцев - вообще подходит спорно (вроде не руководил?)
- Мадонов
- Чушев (?)
проходят с трудом, тк если руководство 2р и есть, то не по горам
Звание инструктора - это не навсегда (стр. 147 РТ):
- Срок действия удостоверения для «Инструкторов СТ» и «Гидов-
проводников СТ» - 5 лет с момента выдачи, для «Старших инструкторов СТ» и «Старших гидов-проводников СТ» - 10 лет, для остальных категорий - бессрочно. После истечения срока действия удостоверений, инструктора и гиды-проводники (кроме имеющих звания международного класса), должны пройти переаттестацию в полномочной МКК. Инструкторам (старшим инструкторам СТ) не участвовавшим в работе по подготовке туристских кадров более 5(10) лет, звание может быть восста- новлено после прохождения соответствующей стажировки и экстерната. 4.5. Для аттестации (переаттестации) на звание инструктора или гида-проводник...
Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)
Требования к стажерам БУ: школа БУ + 1р или экстернат за БУ + 2р. Поэтому подходят все прошлогодние двоишники, удосужившиеся вывести знакомых в лес на ноябрь или май
- Косиков Александр Анатольевич
- 3гу Ц. Кавказ, Приэльбрусье
- 2лу Кандалакша
- Яцко Сергей Николаевич
- 3гу Ц. Кавказ, Приэльбрусье
- 3ву
- Лысенко(?)
- Иващенко(?)
- Леонова
- Ермилов Л
Про зачет стажировки подробнее см Русский турист, стр. 140
Привлекаемые со стороны
- Народ из "Вестры"
- Фомичев
- Евстафьев
- Володин
- Профессиональный медик
- Профессиональный инструктор со стажем методической работы по подготовке инструкторов :) (Спросить у Никонорова, я знаю Лещенко БП :) )
Отделения и Командиры
рекомендуется не менее 6 чел на отделение и не более 12
- 2 кс Зайцев
- 2 кс Мадонов
- 2 кс Коренчук (Ганаховский)
- 3 кс Бутов
- 4 кс Ганаховский (Коренчук)
Район и маршрут
Ц. Кавказ, Приэльбрусье, а/л Джан-Туган
Для УТП допускается сокращение длины маршрута на 25% от норматива, при сохранении всего набора определяющих препятствий, характерных для заявленной категории сложности маршрута.
В мкк надо дополнительно предоставлять
- памятка по безопасности в УТП (указать потенциальные опасности конкретных
маршрутов УТП, действия при экстремальных ситуациях и взаимодействие всех групп учебного мероприятия) с подписями всех участников о знании её содержания
- график взаимодействия учебных групп.
Агитационные и прочие мероприятия
- Собрание инструкторов и стажеров 14 февраля
- вечер туризма в БЗДК 4 марта
Занятия
Школа Специализированного Уровня (СУ) при МГТУ
Замахиваться, конечно, рановато, но сейчас мы корректируем программу к школе Базового Уровня, несколько сокращая некоторые темы. Поэтому для обеспечения безопасности походов 4 (3) кс слушателям школы БУ желательно прослушать курс СУ. Вопрос - сможем ли мы ее поднять у себя, надо ли это, или прока проводить дополнительно доморощенную школу подготовки к 3 - 4 кс? Жду аргументированных предложений
Краткий пересказ телефонного разговора с Никоноровым АГ от 11 февраля
Вопросы задавал Коренчук ИВ
- К: Добрый день, Александр Геннадиевич!
- Н: Здравствуйте!
- К: Мы тут у себя в МГТУ организуем горную школу начального уровня и хотим ее официально заявить. При изучении соответствующего раздела в Русском Туристе у нас возникли вопросы. Не могли бы Вы проконсультировать нас по ним?
- Н: Да, пожалуйста. Всегда к вашим услугам.
- К: По часам. Можно ли учитывать физподготовку? У нас перед лекциями еженедельно 1,5 часа ОФП+спецупражнения
- Н: Да, только назвать это желательно как спецупражнения.
- К: как учитывать практические выходы, например, буревестник?
- Н: согласно РТ, не более 8 часов в день. Буревестник тоже можно зачесть. кросс поход 12 июня смело считайте за 2 дня - те 16 часов, тк на нем будет трасса, рассчитанная минимум на 12
- К: по времени у нас тогда все сходиться, те мы набираем необходимые 144 часа, но преимущественно за счет спецупражнений и выходов. Можно ли часть материала перенести с лекций на беседы на выходах?
- Н: конечно. Если не хватает часов лекциями, можете вынести часть материалов на самостоятельную проработку слушателями и занести расчетное время в план.
- К: с 248 часов учебных занятий (из них 104 - УТП) понятно. Остаются загадкой 292 часа учебной работы (вне сетки часов). Что это такое?
- Н: Эти 292 часа идут как бы параллельно. 104 часа стажировки - это то, что стажер (и со стажером) за время школы должны отзаниматься 104 часа, те он должен прослушать курс БУ практически повторно.
- К: те, если я правильно понял, это время не прибавляется к общему времени занятий? Процесс работы стажера (со стажером) проходит параллельно с общим учебным процессом?
- Н: да, именно так.
- К: А вот 84+104 проведение спортивного похода? Если 104 - время похода, то что такое 84?
- Н: средневзвешенное время, добавляемое к походу, все это происходит параллельно с остальными процессами [тут я(Коренчук ИВ) сплоховал, надо дополнительно уточнять]
Мне бы хотелось, чтобы у вас была не средневзвешенная программа, а какая-нибудь особенная. Постарайтесь сфокусироваться на том, в чем вы сильны. У вас в МГТУ есть скалодром, поэтому наверно ваша школа сильна в скалолазании. Постарайтесь отразить это в программе
- К: Ну, как бы сказать, РМВ не очень долюбливает скалы и скальные занятия. Мы подумаем и постараемся что-то подчеркнуть. Теперь о кадрах. Откуда берутся инструктора?
- Н: ну, мы, это, наблюдаем, оцениваем человека, если он, то [далее несущественно] предлагаем ему провести 2кс, и потом при успехе оформляем ему инструктора
- К: А сколько требуется инструкторов на школу? в РТ рекомендуется по 10 человек в отделение, но нигде не сказано, кто дб руководителем отделения?
- Н: Подразумевается, что руководитель отделения - инструктор. Однако сейчас, в связи с нехваткой инструкторов, мы вынуждены открывать школы, где официально инструктор - только начальник
- К: спасибо. Аналогично с УПТ - в РТ нигде не указано, что руководителем УПТ дб инструктор. Так ли это?
- Н: по идее так. подразумевается, что руководителем УТП должен быть инструктор.
- К: тогда следующий вопрос. Для получения инструктора требуется помимо окончания школы БУ, стажировки, 1р и 3у иметь 2р. Где и откуда взять участников, если практически все 2 проводятся в рамках школ (то есть у них руководитель - инструктор)?
- Н: Да, действительно негде. Поэтому сейчас зачастую инструктора дают после руководства 2кс в рамках школы.
- К: Первый год человек проходит БУ и 2гу, осенью - 1пр, на второй идет участником в 3...4 кс, где себя хорошо рекомендует. У нас в МГТУ такого человека обычно и назначают на 3...4 год руководителем отделения школы, хотя формально он не прошел стажировку и не имеет 2гр - те ему оч далеко до официальных требований инструктора. как вам такая практика?
- Н: сплошь и рядом, вполне естественный ход вещей.
- К: да, но это не очень хорошо, тк у командиров отделений мало педагогического опыта, вот мы хотели [несущественно]
- Н: да, есть такое, однако по другому обычно не выходит.
- К: Итак, если я Вас правильно понял, то у нас в школе руководителями УТП могут быть люди без опыта 2гр, но достаточно по мнению клуба для этого компетентные. И по результатам школы им может быть засчитана сразу и стажировка, и руководство 2гр, и выдано звание инструктора?
- Н: да, если после похода участниками и руководителем будет успешно сдан экзамен нашей комиссии. Мы вообще стараемся выдавать звание инструктора практически всем, кто ведет работу по обучению туристов, организации походов и тд - кто живет туризмом.
- К: Огромное спасибо за разъяснения. Где мы теперь сможем встретиться, чтобы обсудить проект документов о заявлении школы? вроде собирались во вторник (15)?
- Н: к сожалению, во вторник не смогу. В четверг лекция в Вестре по новому снаряжению. Приходите и приводите людей туда ,там и обсудим. А во вторник, уж если договорились - придет к вам Джулий и прочитает технику :)
- К: еще раз огромное спасибо, всего доброго ,до четверга.
- Н: пожалуйста. Досвидания.
Ссылки
- Русский турист http://www.tssr.ru/files/materials/307/russianrourist7_2001_2004_gg.pdf
- взгляд А Джулия на подготовку кадров http://adjuliy.narod.ru/podkadrov.html