Вернулся вчера рано утром в Москву, почти как и планировалось.
Это был мой второй поход по Кольскому полуострову - сразу после окончания похода группы Иры Загумёновой.
В субботу 6 августа вечером проводил группу Иры, немного покатался по Кандалакше (которая мне сильно не понравилась - везде много странных личностей), сел на ночной поезд и утром в Оленегорске встретился с группой Андрея. Много велосипедов требовали настройки и мелкого ремонта, но механики справились довольно быстро, за что им большое спасибо. Часть группы, у которой с велосипедами было всё в порядке, съездили в город.
В целом, первый день прошёл замечательно - и погода почти идеальная - не жарко и не холодно и почти без дождя, и компания хорошая, и, несмотря на пройденный поход 3КС, сил было много и вполне комфортно ехалось в темпе группы. По пути и на стоянке наелись ягод, пожарили грибы, искупались в озере.
Второй день тоже начался хорошо, выехали в 8:25 утра, закупились в Ревде, и поехали на перевал Геологов уже по маршруту, отличному от группы Иры. Почти до перевала идёт хорошая дорога, далее довольно протяжённый участок с крупными камнями на высоте 1000 с небольшим метров, где ехать можно уже не везде, интересные спуски. К концу дня уже стали возникать странные ощущения, ближе к ночёвке в виду довольно опасных спусков уже бОльшую часть иду пешком с осторожностью ближе к хвосту группы. Остановились на стоянку около 22:30 почти сразу после входа в зону леса рядом с конкурирующей группой велосипедистов, которые, как выяснилось, ехали до КСС по нашему же маршруту и ночевали всё время тоже рядом с нами. Возникло даже предположение, что группу прислало МКК, чтобы проверяли, что наша группа идёт запланированным маршрутом.
Утром третьего дня проснулся - боли в животе, температура тела почти 38 градусов. Похоже на отравление, но чем именно не понятно - воду из лужи не пил, ягель не ел. Грибы и ягоды ел, но вроде как и все... Может как-то сказалась большая протяжённость ходового дня - больше 14 часов. Всё же первую ночёвку, на мой взгляд, логичнее было делать после Ревды. Но так или иначе, медик Лена довольно быстро меня вылечила, за что ей также большое спасибо.
В виду необходимости ремонта багажника одного из участников и перераспределения закупленных накануне продуктов выехала позже 12 часов, но довольно быстро доехали до дороги 1000 ручьёв и проехали её. Запомнился ключ, бьющий прямо из лужи на дороге. Стали идти кратковременные дожди, но было тепло, так что больших неудобств они не доставляли. Около 16 часов выехали на асфальт вблизи Ревды, пообедали и поехали также, как и группа Иры, проскочив участок до мыса Литт, который с группой Иры ехали ходовой день, за 3 с небольшим часа. На ночёвку встали на мысе Литт чуть раньше, чем группа Иры.
На четвёртый день выехали опять поздно, воды было побольше, чем две недели назад, но перебродили без проблем сразу за конкурирующий группой. После брода пути с группой Иры вновь разошлись - с Ирой ехали вдоль Умбозера, с Андреем - в сторону горы Намуайв. Подъём на неё тяжелее, чем на перевал Геологов в виду большой крутизны, сил после болезни было уже меньше и шёл в хвосте группы. Ребята периодически помогали затаскивать велосипед, за что им большое спасибо. Конкурирующая группа прошла через гору по дороге, а мы траверсом прямо по ягелю. На склоне горы заобедали, наслаждаясь красивыми видами. Ночёвка была в красивом месте на берегу озера, немного не доезжая отметки Химика "супер-ночёвка". Это было сильно раньше ночёвки по плану и стало понятно, что почти наверняка потребуется потратить запасной день.
На следующий день погода стала портиться, и в середине дня, когда мы уже вышли из зоны леса, пошёл противный дождь с ветром, было довольно холодно. На ночёвку встали под дождём выше зоны леса у ручья, готовили на горелках.
Утром следующего дня дождь прекратился, но вскоре пошёл вновь. Дорога вскоре превратилась в подобие дороги с большой крутизной, идём в лямках. Озеро Академическое не видно из-за тумана. Но на перевале погода стала налаживаться, выглянуло солнце, стали открываться виды. Штурман привёл к ущелью, заваленному камнями со снегом почему-то красноватого цвета и сказал, что нам туда. При более внимательном рассмотрении выяснилось, что нам всё же не совсем туда. Спустились по интересной, но всё же хорошо исхоженной тропе. Мы с Сашей стали думать, что делать дальше. С одной стороны мне хотелось доехать с группой до Кировска и посмотреть перевал Рамзая. С другой стороны, "прогуливать" работу в понедельник не очень хотелось (я хоть и договорился, чтобы меня подменили на сутки, если я задержусь, но в виду болезни одного из сотрудников получалось, что один человек за троих работал бы, что не особо хорошо), да и уверенности успеть на поезд после перевала Рамзая не было никакой, особенно после очередной поломки багажника и прокола на спуске с Южного Рисчора. С Белой или Имандры сливаться не хотелось, так как во-первых это на 100 :% опоздание на работу, что доставляет некоторые неудобства, при этом ничего нового я бы не посмотрел, так как ехал этот участок с Ирой, да и погодные условия не самые приятные. К тому же пригородный поезд до Аппатит по субботам не ходит, ехать своим ходом до Аппатит также не очень хотелось, а посадка в поезд без багажных квитанций, которые купить негде, теоретически может вызвать неприятные ситуации. Поделился своими размышлениями с Сашей и оставил окончательное решение за ним. В итоге решили слиться с базы КСС. У нас было два варианта: 1 - переночевать на базе и утром поехать на дневной поезд (на который изначально планировалось, но на сутки раньше), на который 100 % есть билеты перед отправлением до Москвы, либо поехать на ночной поезд сразу. Решили ехать сразу. Дорога от базы КСС до Кировска хоть и нетривиальная, но довольна лёгкая, проезжаемая даже для легковой машины. Слева и справа после дождя текли ручейки с небольшими водопадиками - довольно красиво. Доехали часам к 23 в Апатиты, посмотрели билеты. Прямых билетов до Москвы не было, приемлемый вариант (с разбивкой на части маршрута с пересадкой в Петрозаводске с одного места на другое в том же вагоне) был только на одного человека. Я такой вариант предвидел, поэтому решил поехать по запасному варианту через Мурманск, заодно посмотрев город в преддверии его 100-летия. Саша Мурманск смотреть не захотел, поэтому взяли ему билеты в сторону Москвы. Сам я сел в почти пустой вагон поезда до Мурманска (№ 242), в пути выбрал себе верхнее место по ходу движения в "старом" вагоне и взял билет от Мурманска до Москвы на этот же поезд. Велосипед почти не разбирал, только снял переднее колесо, и поставил его по совету проводника в нерабочий тамбур, аналогично в обратную сторону. В Мурманске пока подзарядил телефон на вокзале и позавтракал в ближайшем маклдональдсе, дождь почти прекратился. Посмотрел центр, памятник Алёше, посетил атомный ледокол "Ленин" и краеведческий музей. Встретил женщину-велосипедистку в почтенном возрасте (явно за 70), которая уже 3 месяца путешествует на велосипеде, приехала из Архангельска на поезде и дальше едет своим ходом в Петербург. В целом, город мне понравился, не то что Кандалакша... Люди все приветливые, туристов много. На обратном пути почти до Имандры дождя не было, а дальше уже везде дожди... Температура на улице была довольно низкой, поэтому в поезде топили.
Отличия похода группы Андрея от группы Иры кардинальные. В случае с группой Иры это была лёгкая прогулка с хорошей погодой бОльшую часть маршрута и большим количеством продолжительных остановок. Во втором случае - уже местами довольно сложный поход с временами не очень простыми погодными условиями. Но в целом оба похода мне понравились. Большое спасибо руководителям, которые разработали интересные маршруты, и всем участникам, которые добросовестно исполняли свои должностные обязанности и оказывали посильную помощь другим участникам.