Здесь на карте видим черную линию - ж/д в широтном направлении к Лабытнанги/Салехарду. Она удобна для подъездов к началу маршрутов по районам Пайеру и особенно Райизу. Маршруты по району Пайер - обычно на уровне 4 к.с., по Райизу - обычно 3 к.с. Но надо иметь в виду, что леса и дров практически нет. Печки сюда мы не брали. Каждый день вокруг палатки строится круговая стенка из снежных кирпичей - единственная защита от пурги (ну, или Иглу
. Здесь много категорированных перевалов, можно набирать горный опыт в суровых зимних условиях (лучше - наоборот).
Короткие , но сложные походы по Райизу обычно начинаются от станций ж/д Полярный или Полярный Урал. Идут на юг в горы Райиза, затем выходят в поселок Харп юго-восточнее.
Маршруты на Пайер обычно начинают со ст.Елецкой, идут к массиву Пайера. Иногда связывают с Райизом с выходом на север к железке.
Севернее широтной жд есть обширный район Полярного Урала. Он для 4-5к.с. Раньше от Воркуты до станции Хальмер-Ю ходил жд транспорт. Сейчас - не знаю . Горы Полярного Урала здесь очень интересны, много сложных перевалов. Из Хальмера уходили в район Щучьих озер, чаще всего заканчивали маршрут на упомянутой выше широтной ветке жд.