Безвидовая Классификация маршрутов

Автор: Михаил Расторгуев, 28.12.2004 03:00
Просмотров: 4442

4 года назад, с “подачи” Президента ТССР И.Востокова широко обсуждалось введение безвидовой классификации маршрутов. Из-за отсутствия четкого понимания, как оценивать такие (комбинированные) маршруты (горно-водные на Алтае, водно-велосипедные в Карелии и т.д.) безвидовая классификация принята не была.

                        Методика категорирования пешеходных спортивных походов предусматривает введение БАЛЬНОЙ оценки трудности преодолеваемых препятствий. Поход определенной категории сложности должен набрать определенную сумму баллов за преодалеваемые препятствия. Методика сложная. Поэтому большинство “пешеходников” продолжают пользоваться Перечнем классифицированных пешеходных маршрутов.

            По подобному образцу БАЛЬНОЙ оценки трудности преодолеваемых препятствий (только намного проще) создана Мтодика категорирования лыжных спортивных походов. Большинство “лыжников” по-прежнему предпочитают пользоваться перечнем класифицированных лыжных маршрутов.

            В горном туризме перечня класифицированных горных маршрутов, практически, не существует (в него никто не смотрит) т.к. методика категорирования проста и доступна.

            Тогда же, 4 года назад, мною была предложена методика категорирования комбинированных походов.

            В ее основе лежит начисление БАЛЛОВ за трудность преодолеваемых препятствий и пройденные километры. С ростом категории сложности похода “стоимость” километров и препятствий падает. Т.о. при расмотрени документов на совершение комбинированного похода N категории сложности, МКК необходимо оценить какую часть (сколько %) “классического” похода N категории ДАННОГО вида составляет КАЖДЫЙ его “раздел”. Если сумма “разделов” составит 100%, то мы имеем дело со “спортвным походом N категории сложности”.

            В 2000 году И.Востоков заявил мне, что это “не категорирование, а сплошная математика”. Но тогда же, в 2000 году (точнее в 2001, при судействе Чемпионата России по походам) кто-то (до сих пор не вспомню – кто) сказал: “Пока вы не перейдете к килограммо-километрам или порого-байдаркам, весь ваш Чемпионат будет КОНКУРС.    ВСЕ, ЧТО УПИРАЕТСЯ В ЭКСПЕРТНУЮ ОЦЕНКУ – КОНКУРС”. Чем кончаются конкурсы – показала последняя зимняя Олимпиада, когда экспертная оценка СПОРТИВНЫХ судей по фигурному катанию оспаривалась в порядке ГРАЖДАНСКОГО СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА, и организаторы выдали вторую золотуюмедаль.

            На сегодня поднимается вопрос о категорировании сокращенных маршрутов. Вполне можно применить мой метод. В графе категория сложности прямо писать 45% ЧЕТВЕРТОЙ к.с.. Набрал “турист” 110-120-130-140 процентов “классической четверки”, засчитать ему одну полноценную “четверку”. В этом случае возможно “закрывать” одну “четверку” кусками из разных видов туризма.

            В основу классификации были положены действующие тогда методики (кроме горной – ее нет). Цифры по горам в свое время были обговорены с Юрием Владимировичем Гранильщиковым, хотя ОН был КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ПОДОБНОГО ПОДХОДА К КАТЕГОРИРОВАНИЮ (с ним обсуждались цифры снижения протяженности маршрута при СИЛЬНОМ увеличении количества перевалов).

            Переработать пешеходную методику в предлагаемый вид должен был Алексакндр Володин (МГТУ), а велосипедную – Леонид Исаков (МГТУ). Никто ничего не сделал. Таблица осталась в таком виде, как была написана 4 года назад, хотя сегодня я бы увеличил “стоимость” перевалов в горах.


 

2001 год.

 

Вид препятствия

Категории сложности

1

2

3

4

5

6

Высокогорные

 

 

 

 

 

 

1 километр маршрута

0.94

0.75

0.64

0.59

0.55

0.52

Перевал 1А; 1Б; 2А;

3

2;  4

1;  2;  4

0.5;  1;  2

0.25;  05;  1

0.1;  0.25;  0.5

       2Б; 3А; 3Б (соотв.)

 

 

 

4;

2;  4

1;  2;  4

 

 

 

 

 

 

 

Водные

 

 

 

 

 

 

1 километр маршрута

0.64

0.58

0.52

0.47

0.42

0.38

Препятствия Л; П; СР;

2

1.7;  2.9

1.5;  2.6;  3.6

1.4;  2.3;  3.3;

1.3;  2.1;  3.2

1.1;  1.9;  2.6

С; Т; ТТ; ТТТ (соотв.)

 

 

 

4.2

4.1;  5.1

3.4;  4.1;  5.7;  7.2

 

 

 

 

 

 

 

Лыжные *

 

 

 

 

 

 

1 километр маршрута

0.77

0.67

0.55

0.48

0.44

0.42

Препятствия (вершины, травер-

-

(3.35)

2.75;  (5.5)

2.4;  4.8;  (7.2)

2.2;  4.4;  6.6

2.1;  4.2;  6.3

сы, ледопады, перевалы) 1А – 3Б

 

 

 

 

(8.8)

8.4; (10.5) (14.7)

 

1)       Маршрут похода n категории сложности должен содержать 100 баллов (100%) из таблицы соответствующей категории сложности, начисляемые за пройденный километраж и преодоленные препятствия (с увеличением категории сложности похода “стоимость” преодоленных препятствий и километров падает, но появляется право преодолевать более сложные препятствия, “запрещенные” к прохождению в маршрутах предыдущих категорий сложности), при этом:

2)       Маршрут похода n категории сложности должен включать в себя прохождение n+1 препятствия (их них min ДВА препятствия должны быть определяющей категории трудности + ОДНО предопределяющей категории трудности). В противном случае (недостаток баллов из-за нехватки количества препятствий или километража, неполного набора препятствий и т.п.) поход оценивается, как “поход m категории сложности с элементами n категории сложности. (Разумеется, m<n).

3)       Если маршрут пролегает по местности, включенной в “Высокогорные перевалы СССР”, то бальность километража определяется по разделу ВЫСОКОГОРНЫХ типов препятствий. (Может быть исключить из этого раздела Мультинский узел Алтая?)

4)       МКК выпускает в походы не определенных видов туризма определенных категорий сложности, а на маршруты, содержащие препятствия определенных видов определенной сложности (т.е., например, “в поход, содержащий ВЫСОКОГОРНЫЕ препятствия (перевалы) 3 категории трудности и ВОДНЫЕ препятствия (пороги) 3 категории трудности – водный поход по Алтаю с заброской к верховьям реки через перевал 2А, S сложности=3 к.с.”).

5)       Понятия АВТОНОМНОСТИ и ПЕРЕПАДА высот должны включаться в требования к району

6)       * - в скобках отмечены допустимые препятствия для этих категорий сложности, т.е. в лыжном походе 5 к.с. по горно-таежной местности прохождение перевала 2А к.т. – обязательно, в лыжном походе 4 к.с. – допустимо, в лыжном походе 3 к.с. – недопустимо.

----------------------------------------

Подобный подход к классификации походов позволит с min изменениями нормативных документов перейти к безвидовой классификации.