Амортизаторы

Автор: SG, 11.03.2005 03:00
Просмотров: 5401

 Продолжая разговор про амортизаторы и их использование, начатый на школе, привожу небольшую статью, поясняющую, какие они бывают и как используются. Для широкого круга читателей .

При больших значениях фолл-фактора, использовании статических веревок, ненадежных точках страховки необходимо использовать поглощающие энергию срыва амортизаторы рывка.

Всего существует 2 способа поглощении энергии срыва амортизатором:
- торможением (абсорберы): веревка проскальзывает в тормозном устройстве
- разрушением (разрывом – ленточные амортизаторы): лента, специальным образом сшитая, разрывается и распрямляется.

Преимущество абсорберов – более компактный, при необходимости можно регулировать длину выходящего из абсорбера уса, многоразвый. Недостаток – необходимо уметь правильно им пользоваться и тщательно выбирать и подбирать способ пропускания через него уса в зависимости от его жесткости, толщины и т.п.
 
Преимущество покупных ленточных амортизаторов – простота использования, относительная независимость порога срабатывания. Недостатки – одноразовость, подверженность старению (5 лет), возможные неудобства из-за размера амортизатора.

Амортизаторы бывают покупные и самодельные (амортизатор Саратовкина). Недостаток покупных ленточных амортизаторов – невозможность регулирования порога срабатывания. Обычно подобные амортизаторы выпускаются для Via Ferrata и порог их срабатывания, например, для снега, слишком высокий. Недостаток амортизатора Саратовкина – необходимо подбирать параметры в зависимости от условий.


Крепиться амортизатор может как на точке страховки, так и непосредственно на индивидуальной страховочной системе. Способ где и как закрепить амортизатор выбирается в зависимости от конкретных условий.

Неумелое использование и неправильный подбор амортизатора может вызвать его срабатывание при выполнении обычных приемов (не при срыве), что таит в себе определенную опасность (например, может спровоцировать срыв).

Примеры амортизаторов:

Название: KISA (Kong Impact Shock Absorber)
Производитель: KONG
Тип: Абсорбер
Вес: 62 г.
Толщины веревок: ø9-11 мм.
Область применения : скалы, лед, снег

Название: SHOCK ABSORBER 1029
Производитель: CAMP
Тип: Ленточный
Область применения: скалы, лед

Название: Kong Chain #273
Производитель: KONG
Тип: Мульти-петля. Используется в качестве уса самостраховки и в случае предельных нагрузок на петлю (4 КН) обрывает одну из секций, т.е. работает как ленточный амортизатор.
Область применения (в качестве амортизатора): скалы, лед

Название: Амортизатор Саратовкина
Производитель: Самодельный
Тип: Разрушаемый (ленточный)
Как изготавливается: Способ вязки показан на рисунке. Каждое переплетение петель связывается медицинским бинтом шириной 5 см или капроновым шнурком с усилием разрыва 10кг.
Область применения: при указанных параметрах - снег. При усилении (использование более толстых бинтов и тд) - скалы, лед. Каждое решение необходимо тестировать!

Комплексное решение фирмы Petzl для Via Ferrata - Scorpio Vertigo на основе ленточного амортизатора. Встегнул в беседку и полез =)

Практически у каждого производителя снаряжения для гор сущесвуют все типы приведенных в примерах амортизаторов. Спрашивайте в магазинах ;)

Если кому есть что дополнить, пишите в комментах.