Помню не зря пятый день ноября или Дальняя Мещера

Автор: sumkin, 23.11.2015 21:22
Просмотров: 804

Ниже коротенький рассказ о том, как мы сходили на ноябрьские праздники в пеший поход в симпатичный, как оказалось, район.

-И вообще. Вселенная - это безумное и хаотичное место

-Это ты безумный и хаотичный!!

Приключения должны быть простыми и веселыми!!

 

kasimov_map_1850.jpg

Как так получилось

Раз в 2 года я веду поход на ноябрьские праздники. В 2011 году народу было столько, что выучить или перечислить всех не было никакой возможности. Поход 2013 года был не столь многолюден, но запомнился тем, что на маршрут выходили каждый день в вечерних сумерках. В этот же раз хотелось интересного, а потому был нарисован маршрут от Касимова до Мурома на 4 дня с опционным посещением достопримечательностей обоих городов.

Стал собирать народ. Ну из летней команды пошли Света и Серега, Саша была приглашена, аналогично с предыдущими походами. Игорь, МГУ-шник, опытный, а потому условный слушатель лыжной школы попросился. Но хотелось большего, и я кинул клич на Лыжной школе, готовясь справляться с наплывом желающих. Люди откликнулись. Целых трое. Двое, правда, тут же бесследно исчезли. Третий лыжношкольник, немного посомневавшись, за два дня до похода тоже помножился на ноль.

Наскоро переделываем раскладку и распределение снаряги. Из-за всех этих изменений мне достается место в спальнике-эгоисте класса “Арктика”. В дальнейшем мы еще к нему вернемся.

Саша на себя добровольно взяла обязанности культорга, то есть подписалась рассказывать хихикающей и перебивающей ее компании в каком году, кем, зачем и почему был построен этот храм, и что из этого вышло. Нелегкий труд, надо сказать. На культоржьем поприще Саша проявила чудеса ответственности. Сломался принтер - не распечатать конспекты про достопримечательности. Нет, чтобы написать об этом! Вон, руковод не знает, куда на работе бумагу казенную девать и в какую бы еще гостайну селедку завернуть… Нет. Наш культорг все переписала на салфеточках! На бумажных, Карл! Отличный, считаю, пример для лыжношкольников: вот что значит, когда человек хочет выполнить поставленную задачу.

Так или иначе, все собрались во вторник вечером с запасом еды на 4 дня, бухлишком, кальяном и сопливым носом (одним на команду) на Щелковском автовокзале.


День первый

Места в автобусе нам достались самые лучшие. Прямо за водителем (читай магнитолой). Всего каких-то 5 часов в попытках уснуть, и мы на месте. 3 часа ночи, автовокзал Касимова. Заходим в зал ожидания и начинаем дожидаться утра. Вообще, Света предлагала при любом бомжевании в общественном месте вешать клубный флаг, чтобы знали, с кем имеют дело. Не совсем так. Надо еще на каждого участника лепить наклейку “Я соблюдаю КоАП. Не согласен? Звони”. И телефон Зайцева указать.

В зале ожидания прохладно и уныло. Случайные пассажиры шхерятся по углам, шуршат пакетами. На стенах висят загадочные объявления, предлагающие то сувениры с фото на документы (с какой это радости у кого-то будут сувениры с моим фото на документы), то строительные блоки разного размера, которые якобы удобно складывать между собой. Около 5 утра из громкоговорителя раздается жизнерадостное “начинается посадка на гУся железного”. Не, серьезно. В 5 утра предложение прокатиться на железном гУсе никаких позитивных эмоций вызвать не может.

Светает. Оставляем рюкзаки оператору сортира и в 7-30 отправляемся на прогулку по городу. Городок довольно приятный. Сохранилось много старых домов в районе центра. На соборной площади типовые (для середины XIX века) торговые ряды и перманентный ремонт. Помесив грязь на набережной, выходим к старой ханской мечети, похожей на термитник.

Часам к 9 утра возвращаемся на автовокзал, забираем вещи и выходим на маршрут. Довольно быстро проходим предместья Касимова и по лесной дороге идем в сторону первой деревни - Царицыно. Начинаются поля, местами распаханные, но идти это не мешает. Местность довольно странная. Какая-то смесь Мещеры с сосенками и песочком и берегов Оки с многочисленными оврагами. Около неглубокой речки обедаем.  После обеда продолжаем идти по полю в сторону деревни Федоровка. Встречная бабка нам угрожает, что за деревней начинается гребаное ничего. Что ж, посмотрим. Около 15-30 проходим мимо деревни и встаем на ночевку в лесу. За день пройдено 24 км. По генштабу на опушке леса течет ручей, по факту же - довольно большой пруд и кусок затопленного леса. Чувствуется почерк бобров. Деревня Федоровка, похоже, не в состоянии как-либо изменять гидрографию района.

Вечереет. Уютный костер, вкусный глинтвейн, кальян. И тут начинается. Раввины принимаются толковать Тору (читай Серега унд Игорь начинают спорить о ФАРовских рекомендациях и регламентах соревнований). Доедаем мацу и расходимся по палаткам.

P1070545.JPG


День второй

Удивительная вещь спальник класса “Арктика”! Как производитель (редфокс, кстати) умудрился сделать спальник на -15 экстрим, в котором уже при -5 практически невозможно спать? А при 0 ощущается явный дискомфорт. При этом звук будильника вызывает только положительные эмоции, хочется как можно скорее покинуть спальник, бежать разводить костер и готовить жрать. Начинающему руководителю на заметку. Как получить идеального дежурного без регистрации и СМС.

Рассвело. Собрались и пошли бороздить Бабкино Гребаное Ничего. Немножко неудоби на газопроводе, немножко заросшей просеки, идеально проходимая пожарная канава - и вот мы уже на хорошей лесной песчаной дороге ведущей в деревню Двоезеры. Здесь уже типичная Мещера. Вот только в отличие от ближней Мещеры, от летних ураганов она почти не пострадала, а значит завалов здесь нет. На границе Рязанской и Владимирской областей делаем привал у карстового озера, отмеченного памятной табличкой.

Двоезеры встречают нас дождем и очередной бабкой, уверенной, что нас выгнали.  За деревней на озере останавливаемся на обед. С озера сильно дует, ставим тент, чтобы погода наладилась. Помогает.

Еще за несколько переходов доходим до болот перед деревней Соколье. Соколье - крупная деревня, замечены пилорама и автобусная остановка. Ночевать слишком близко к ней не хочется. Пробежка по высохшему болоту приводит к неутешительным выводам: воды нет, нужно идти дальше. Стемнело. Проходим мимо деревни и на болотистом берегу озера у лесной дорожки встаем на ночевку. За день пройдено 35 км. Дрова есть, вода в болоте. Немножко копнув землю, обнаруживаем залежи отборного торфа. Опасаемся, чтобы не получилось как на Питерском Марш-броске: в бауманском лагере было все: отличная компания, кальян, еда, тортик, а к утру еще и собственный горящий торфяник.

После ужина традиционный кальян. Шланг можно втыкать как в прибор, так и в землю у костра. Эффект будет примерно одинаковый. А еще в ту ночь включили крупные августовские звезды. Тщательно заливаем костер болотной водой и ложимся.

P1070583.JPG



День третий

Мое утро началось как обычно: “мать-мать-мать, скорее костер разводить!”, у ребят же утро началось, видимо с  “п-п-п-одъем!”.

Какое-то время идем по насыпи разобранной узкоколейки среди болот. Затем ненадолго выходим на асфальт. Еще немного лесных дорог и мы выходим в населенку. Деревня Ратново, за ней село Большой Приклон. Посетив магазин, выходим из села и идем к реке Унжа. Немного поплутав в пойме реки, находим брод. Брод у остатков старой плотины, глубиной меньше, чем по колено. После брода устраиваем обед.

От места обеда до предполагаемого места ночевки на озере у деревни Лужи идти совсем немного, потому позволяем себе потупить.

Впрочем, дойдя до озера, обнаруживаем вместо него поилку для кабанчиков. То ли оно так высохло, то ли тоже карстовое, но так или иначе, ночевать здесь нам расхотелось. После короткой откровенной фотосессии со спущенным озером идем дальше. Закрадываются подозрения по поводу происхождения названия ближайшей деревни.

Прошли деревню и в лесу на озере остановились на ночевку. За день пройдено 27 км. Торфа здесь уже не так много, поэтому устраиваем длинные посиделки с качественным костром и уничтожением почти всех запасов спиртного. К ночи подмораживает. У берегов озеро начинает замерзать. Можно сходить за водой, не замочив лап.

P1070629.JPG



День четвертый

Утро начинается…. Ну вы поняли.

За завтраком руковод съел чего-то не того, а потому по не той лесной дороге вышли на не тот край поля, что привело к 5-километровому перегону по асфальту. Задолбавшись идти по асфальту, срезаем через поле и в конце концов вновь возвращаемся на трек. Леса закончились. Через поля и перелески идет хорошая грунтовка. На день у нас обширная ходовая программа, переходы становятся все длиннее, вплоть до двух часов. Некоторые, кажется, начинают что-то подозревать и догадываться, к чему были разговоры “а пойдемте поход в кроссовках” при подготовке.

Обойдя крупное село Урваново, останавливаемся на обед у Урвановского озера - бывшего русла Оки. Костер из прибрежных кустов, печень трески, сухарное крошево - что еще надо для счастья?

После обеда идем вдоль Оки на север, петляя и обходя старицы и лужи. Вечереет. Впереди зажигаются огни сел Карачарово и Панфилово - пригородов Мурома. Ориентироваться в пойме Оки нужно аккуратно: есть все шансы свернуть немножко не туда и оказаться на длинном и узком полуострове. Перегоны по разъезженным грунтовкам длинные и унылые, участники потихоньку становятся грустненькими. Хорошо, хоть грязь замерзла.

Уже в темноте выходим к церкви в Карачарово. Родник. памятник, что-то про Илью Муромца, проходим мимо, идем по улице вдоль берега Оки. Постепенно улочка становится уже, темнее и неуклонно ведет к железнодорожному мосту через Оку. Наконец у закрытого кафе “Мираж” с адресом “Кремлевская набережная” сворачиваем от реки наверх. И оказываемся в самых клоаках Мурома. Гаражи, промзоны, заводы, снова гаражи. После часового перехода по городу выходим к вокзалу. Понимаю, что у меня могло сложиться не вполне верное впечатление о городе, но, по-моему, большая часть населения Мурома живет в гаражах, возможно, под землей, ибо в уличном освещении они не нуждаются. В качестве культовых сооружений у них, видимо, используются циклопические ветхие башни причудливых форм, обнесенные заборами.

Зал ожидания. 20-15. Финиш. За день прошли 49 км.

Предложение прогуляться по городу, посмотреть достопримечательности и послушать культорга энтузиазма не вызывает,а потому набИгаем на ближайшую к вокзалу кафешку.

Без чего-то 10 нас оттуда выгоняют, и мы идем на вокзал. Без десяти час приезжает наш поезд. Двухэтажный. Признаться, меня озадачило при покупке билетов 86-е место купейного вагона. Оказалось, на втором этаже. Спросите как оно? Рассчитано на карликов и сильно трясется. Но для поездок недалеко и не с огромным рюкзаком - весьма неплохо.

Впереди целых 4 часа сна.

Мораль? Трек хороший, с небольшими доработками может быть адаптирован как для веловарианта (рано утром приехать в Касимов, ночью того же дня финишировать в Муроме), так и для лыжного варианта (исключить асфальт). И по Мурому гулять совершенно не стоит. Надо выходить в Карачарово к церкви и вызывать такси. Не стоит оно того. Хотя, если вы хотите погрузиться на днище Муромской жизни…

P1070662.JPG


Вместо заключения

Раннее утро воскресенья. 6-50 утра. Пока команда наслаждалась теплой ванной/мягкой кроватью/прочими радостями жизни, я сидел в макдаке в Кузьминках, тупо пырился в стаканчик с мерзотным кофе и ждал красавицу-жену. Мы должны были ехать в Лыткарино судить “Гонку Четырех”.

Лыткарино. Дно карьера. Думать не хочется, поэтому действуем по принципу “не могут же сотни леммингов ошибаться”: идем туда, где толпа гуще. А вот и очередь из судей. Занимаем место в хвосте, тупим.

-”Коноваленко!!”

-”Я!”

-”бегом сюда, судите вертикальный маятник, старший судья этапа %судья_name%”

(Угу, так я и запомнил)

-”И, да, систему себе найди”.

Хватаю в палатке со снаряжением первую попавшуюся систему с вроде как минимальным необходимым комплектом железа. “Возьми систему”,-говорили они, “будет весело”,-говорили они...

Приходим на этап. Зажюмариваю на опорные конструкции метров 10-15 высотой, расправляю коридоры. Наивно полагаю, что на этом моя миссия выполнена.

Участникам предстоит имитировать очень распространенную в жизни ситуацию - переправу через болото вертикальным маятником с сопровождением. Стоим. Участники весело пропахивают болото задницами и другими частями тел. Канава с грязью, где одновременно плещется много народу наводит на мысли о питомнике ме-ме-бешников. День незаметно проходит. И тут начинается самое интересное. Снятие этапа. Из инвентаря система класса “яйцерезка” с 2 усами, жюмар, немножко карабинов, древняя станционная петля, которую сначала вымачивали в цементе, а потом грызли зубами, и безрогая цифра “восемь”. Поднимаюсь наверх, из петли делаю себе самостраховку за трубу, идущую высоко над канавой. А дальше медленно и печально, уподобляясь мостовому крану, перемещаюсь вдоль этапа. Подстраховался жюмаром за перила, развязал узел и сбросил ближайший коридор, передвинул самостраховку из петли, повторил еще раз. Жюмар в руку и давай по кругу. Вечереет. Доползаю до противоположного конца этапа. Делаю себе самовыпуск из последнего коридора и понимаю, что уже ничего не видно, и вообще все задолбало. Радостно перерезаю петлю самостраховки и уезжаю вниз.

Думаю, может в МКК сказать, что в конце похода (для меня-то поход закончился в воскресенье вечером) было провешено 20 веревок? (пусть не нами, но было же!).

111.jpg

 

Добавлен: 25 Нояб 2015 12:22 Автор: matrosd #63807
matrosd аватар
Отличный отчёт, приятно читать!
Добавлен: 25 Нояб 2015 12:28 Автор: zaya #63808
zaya аватар
Сочный отчёт, давно таких не читал =) Спасибо!