На прошедшие майские праздники удалось потестировать доработку, избавляющую от головной боли многих обладателей тяжелых кожаных горных ботинок - промокания из-за снега и осадков.
Отчёт внутри.
Всё началось несколько лет назад, когда износилась очередная пара тяжёлых горных ботинок. Тогда почему-то я восторгался маркой Boreal и остановил свой выбор на ней. Посоветовавшись со своими авторитетами и консультантами в магазине, а также ввиду скудности выбора, закрыв глаза на ряд смущающих факторов (зря), за довольно приличные деньги купил модель Boreal Pamir 2005.
Не смотря на то, что ботинки явно представляли собой сплав современных технологий и были напичканы гортексами, вертикальными мембранами и прочей требухой, на поверку они оказались неудачными. Уже в первом походе они начали промокать, странный шов, как будто нарочно сделанный, чтобы собирать снег, грязь и воду, начал терять нитки, а тряпка местами начала протираться и терять товарный вид.
Проблема была очевидна – тряпка сверху и шов, который её крепят – слабое звено. Жаба душила покупать другие ботинки, поэтому на следующий сезон я смастерил нечто вроде гамашей, которые закрывали всю проблемную зону. Если под дождиком это худо-бедно помогало, то на снегу было даже хуже – снег набивался под гамаши и довольный собой там таял, протекая в ботинки. Поход был плюшевый, солнца хватало, к тому же были легкие треки-кроссовки, так что страдал я не сильно и продолжал думать.
Минул еще год. Приближался май, поездка на Кавказ в межсезонье, где снега, как известно, мягко говоря, много. Боты as is в такое мероприятие не годились, так что я решился на эксперимент.
Идея заключалась в том, чтобы приклеить к ботинку тряпку, которая бы полностью его закрыла, защитив тем самым от снега, дождя и грязи. Полоса резины по периметру ботинка предлагала хорошее место для склейки.
Идея, конечно, базировалась на предположении, что существует в природе аццкий клей, который сможет вынести всевозможные невзгоды, с которыми ему придется столкнуться при эксплуатации. (Забегая вперед, хочу сказать, что клей всё выдержал).
Я поехал в Леруа Мерлен и так и сказал: "Дайте мне самый аццкий клей, который ничего не боится. За ценой не постою". После чего продавец продал мне Bison Liquid Rubber (жидкая резина) стоимостью около 300 руб за тюбик. Судя по описанию, чинить можно что угодно – от подошвы ботинок до резиновых лодок. Это меня обнадежило.
Затем я выбрал тряпку – довольно плотный тонкий дышащий капрон. Естественно, что раз дышит, значит и промокает, но это меня не сильно смущало. Как правило, в таких ситуациях (наклонные поверхности) всё стекает по капрону и внутрь попадает мало. А вот дышимость терять не хотелось. Да и клеиться тряпка без пропитки/мембраны должна лучше.
Выкройка тряпки представляла собой практически прямоугольник. Вырез сверху по задумке должен был скомпенсировать то, что мысок ботинка отстоит от голени дальше, чем пятка )). Однако на практике всё получилось по-другому, но, полагаю, вырез все же пригодился, т.к. благодаря ему удлинился край ткани, к которому я пришил липучку (см. дальше). Нужен он или нет, решайте сами. Здесь же пришил тесемочки, которые должны были собирать тряпку вокруг ботинка.
Я не стал делать рукав вокруг голени высоким, сделал лишь чуть выше ботинка. Сделал это специально, чтобы увеличить дышимость для случаев ходьбы без фонариков. (Т.е. мой вариант подразумевает еще и использование фонариков. Хотите себе "Миллеты" - делайте высокий рукав и усложняйте выкройку ;)
Дальше – клейка. Слегка зачистил резину на ботинке, затем приклеил тряпку, тут же обмазал клеем шов сверху. Когда всё застыло, выглядело как слой прозрачного пластика. Тряпку кроил с запасом, поэтому края на мыске ботинка приклеил с захлестом друг на друга.
После поклейки оказалось, что самое удобное – просто заправлять один край тряпки под другой, а на верхний пришить липучку. Что я и сделал в поезде. Такая конструкция позволяет полностью открывать ботинок при просушке.
Пришло время рассказать о практике эксплуатации. Конечно, не будь она успешной, я бы статью эту не писал )))
В горах мы пробыли неделю, из них, пожалуй, только один день ботинки не подвергались агрессивным воздействиям влаги. Погода и рельеф были разными, сушить ботинки возможности не было. На протяжении всей недели ботинки постепенно отсыревали, при этом ноги в них оставались вполне сухими, а в последний день-таки промокли вдрызг. Факт такого промокания меня удивил, даже не знаю, с чем его связать. Видимо, всего понемногу – и предыдущее отсыревание, и осадки, и весь день по колено в мокром снегу, и то, что тряпка местами порвалась.
И в то же время эксперимент считаю вполне удавшимся. Некоторые участники получили насквозь мокрые ботинки (у некоторых совсем новые) уже на второй день. Я бы, наверное, промок в первый день, т.к. мне пришлось помесить грязевое болото на леднике, где я проваливался почти на всю высоту ботинка. Все это время (за исключением последнего дня) на гортексовой тряпке ботинка оставались сухие пятна, ногам было тепло и комфортно. Степень сырости носков к вечеру была такой, что носок, оставленный на ноге в палатке за пару часов полностью высыхал без дополнительных ухищрений.
Дополнительным преимуществом явилось то, что можно сунуть ногу в ботинок и не завязывать шнурки, а просто залепить липучку (что удобно с утра, чтобы нагреть задубевший за ночь ботинок или когда вылезаешь вечерком из палатки до ветру).
В результате слабым звеном всей конструкции оказалась приклеенная тряпка – местами расползлась, в паре мест слегка порвалась из-за наступания кошками (мы были заняты спуском пострада и я в нужный момент их просто не снял). Клеевой шов везде сохранился в целости и сохранности. Разве что слегка отлупился от пластика, который находится ниже резины (и относится к подошве) и на который он слегка местами затёк при поклейке.
В общем, для себя делаю вывод, что схема работает и предлагаю воспользоваться опытом. Осталось подобрать тряпку покрепче. К тому же это никак не вредит ботинку – отодрать/отрезать тряпку несложно. Полагаю, что и менять ее тоже просто – зачистить шов до резины и наклеить новую.
О ботинках всё, пару слов о другом снаряжении.
Еще одним открытием были ветрозащитные свойства анорака от Сиверы - "Ярец". Очень здорово держит ветер и даже надетый поверх штормовой куртки во время урагана значительно увеличил уровень комфорта.
И перчатки из Декатлона "Туристические". Брал вместо рабочих. Сверху капрон, внутри какой-то синтетический ворс. Хорошо держат ветер, износостойкие, снег не липнет, промокают не сразу и дышат. Мокрые греют, на руках сохнут быстро. Стоят рублей 200. Ходил в таких зимой, но зимой холодновато. Летом (на подходах) – жарковато. А вот при возне со снегом в пасмурную погоду – самое то.
А вот фонарики от "Манараги" оказались не очень, веревочка под подошву и система с ней связанная, продумана плохо, начала разваливаться.