Снежная пещера или записки архитектора.

Автор: Воробьёв Лёша, 31.10.2007 03:00
Просмотров: 3125

Если встретится снежный надув, то проще всего и быстрее выкопать пещерку. Чтобы легче было выбрасывать снег, лаз делают пошире и закладывают его снежными кирпичами (рис. 109, в).
П.И.Лукоянов. Зимние спортивные походы.

Лето наступит
Поеду на дачу.

В руки лопату

Х***у, х***у!

Группа Ленинград

Первый раз со строительством снежной пещеры я столкнулся в лыжном походе по Кавказу. Тогда у нас был небольшой Новогодний поход в целях самообучения и подготовки к летнему сезону. Т.к. летом собирались на Центральный Тянь-Шань, известный своим обилием снега и плохой погодой, то за этот поход надо бы и вырыть пещеру, чтоб знать, как она строится. А то чтение литературы, не в какое сравнение не идет с практикой.
  Пещеру мы рыли на перевале Хотютау. Вышли на него днем и т.к. видимости не было, и погода не способствовала траверсу ледовых полей, тем более на лыжах командир решил попробовать выкопать пещеру. От седловины по склону, выходящему в сторону полей Эльбруса мы траверснули на юг, под выходы скал. Тут  мы нашли прекрасное место для наших строительных работ – склон чуть ниже выходов скал был прекрасно зафирнован. Пообедав и расчистив место под склад рюкзаков, мы приступили к постройке пещеры. Петя, как командир  взял на себя функции прораба и генподрядчика, т.к. наших с Мишей знаний по архитектуре явно не хватало.
  Сначала мы выровняли площадку на склоне. В ход пошли все инструменты – лопаты, лавинный лист, ноги, руки… Все принялись за дело, благо места было достаточно, но все равно пару раз друг друга обсыпали снегом копая с особым фанатизмом. Работа кипела, к тому ж погода в виде ветра со снегом способствовала повышенной производительности. Сделав достаточно большую площадку, начали вгрызаться внутрь, делая большую нишу, которая должна стать пещерой. Но тут уже основная часть работы пришлась на человека, копающего эту нишу, остальные мерзли, выкидывая вниз вынутый из ниши снег. Чтобы сильно не мерзнуть, мы периодически менялись ролью главного копателя. Но глубоко внутрь прокапать не удалось – уперлись в скалу и поэтому пошли расширять в бок. Расширив пещеру для нужного размера мы  перешли к завершающей стадии строительства – снежными кирпичами огородили часть этой ниши от улицы, оставив лишь отверстие для входа. Склон ниже палатки отражал наши старания: он выглядел, как будто по нему сошла небольшая лавина – весь снег, который нам мешал и не был использован в виде кирпичей, лежал лавинным конусом в районе перехода склона в ледовые поля.

В качестве заключительного аккорда, лыжной палкой была проткнута крыша пещеры, чтоб (как гласила теория в книжке, что я читал перед походом) поступал свежий воздух.. Вход закрыли рюкзаками.

Внутри пещеры расстелили палатку, на которой постелили коврики. Для большей культуры и удобства в стенах сделали ниши, в которые вставили свечки и их зажгли. В пещере было тихо и сыро. Вспоминая классику Советской мультипликации, мы напоминали ёжиков в тумане, с той разницей, что в мультфильме не было снега. Конденсат царил в пещере, мешая запечатлеть этот вид на фото и видео. Особенно много было его при готовке. И далее при ужине, мешая попадать кружкой о кружку соседа, что чокнуться.
 Следующим летом на Тянь-Шане мы так и не рыли пещеру. Обошлись палаткой. На южной стороне Западного седла Хан-Тенгри, где уже было много уже вырытых пещер, и нам альпинисты в МАЛе предлагали поселиться в любой из них… Но мы все же жили в нашей палатке. Там теплее. В солнечный день мы сидели в ней практически голышом, там была просто парилка, в пещере нам так не погреться.

Следующие пещеры я рыл через два года, тоже на Новый Год, и то же на Кавказе.
  При подъеме на перевал Тютю Западный, к вечеру вышли на достаточно крутое место. Сначала начали ровнять склон под палатку, но т.к. ровнять было бы долго, а светового времени было еще много, то я решил, что надо бы попробовать вырыть пещеру. Благо, я уже пещеру строил, так что надо укрепить свои знания в рытье пещер.

Концепция строительства данной пещеры немного изменилась. Сначала немного сравняли склон, а потом пошли копать не вглубь, а в сторону. При строительных работах лучше всего чувствовал себя тот, кто в данный момент рыл нору, т.к. другим было холодно, несмотря на отличную погоду. Поэтому приходилось часто меняться, чтоб сохранить быстрый темп копания, и не замерзнуть. Особенно комфортно было копателю, когда он мог полностью заалеть в пещеру, потому что сразу же становилось под снегом тепло.

Но все равно пещеру мы построили за 2 часа. К тому ж в пещере сделали низкие потолки, о которые мы бились головой обрушая вниз на спальник порции снега. А так же постелили коврики прямо на снег. И снег все время скапливался на ковриках под спальником.

На следующий вечер, тоже стали рыть пещеру. Во-первых, мы так и не нашли достаточно ровного места под палатку.  А во-вторых, надвигалась Новогодняя Ночь, и ее решили отметить с комфортом. На этот раз к постройке пещеры подошли с большим фанатизмом. Три часа работы лопатами, ногами и руками и пещера была готова к приему гостей!

Потолки высокие, ниши под примус и КЛМНшки, коврики лежат на тенте палатки.

Полный комфорт!

Конечно, примусом пещера, в отличие от палатки, не прогревается, зато в ней стабильно стоит около -3С, что намного теплее улицы.

Ну наш Новый Год удался.

И еще одну пещеру я рыл на федеральной трассе поселок Эгвекинот – рудник Валунистый, что на Чукотке. Постройке этой пещеры предшествовал марш-бросок вместе с героем мультиспорта и туризма Костей Бекетовым. Хотя маршбросок и не достиг нашей цели – мы все равно опоздали на самолет, но все же пройти на голодный желудок 50 км на 43 день похода, это незабываемо.

Мы опоздали на 2 часа. Ровно столько времени понадобилось нам на то, чтобы пройти от места, где мы увидели машины, идущие по трассе в сторону Эгвекинота до самой трассы.

Подойдя к трассе, мы решили, что все равно идти до людей по трассе смысла нет, а надо сидеть и ждать ближайшую машину. И поэтому надо отдохнуть. Да и время к этому располагало – спускались белые сумерки ночи.

Сначала Костя решил проверить глубину нежного покрова, и докопаться до земли. Для этого он вырыл яму на трассе глубиной около 1, 6 метра, все же докопавшись по травки. Данная глубина нас порадовала, и мы приступили к рытью пещеры.

Отойдя на обочину трассы стали рыть яму. Пещеру хотели сделать прямо под трассой, но там снег был до того спрессован, что развернули направление копания вбок. Особенно повезло с лопатами – штыковая со стальным штыком для прорубания фирна и лавинная лопата для выгребания снега. Времени у нас было много, и мы обстоятельно подошли к этому делу.

За время работы Костя делал вылазки на лыжах по трассе в двух направлениях. Кроме разведки местности, которая так и ничего не дала, Костя насобирал вешек (тонких палок, длиной метра полтора), на которых мы готовили чай. Чай мы нашли в охотничьей хижине. Кроме того, из еды у нас была банка с супом харчо, найденная там же, пачка цикоревого кофе тоже от туда, грамм 400 смеси пряностей Армянка, намешанных Лешей Романенковым и грамм 150 спирта, который был превращен в водку.

Сменяя друг друга и делая перерывы на чай и кофе, который можно было не только пить, но и есть в сухом виде, мы сделали отличную пещеру, где и переночевали.

Чтоб не пропустить машину, Костя на трассе сделал баррикаду. Из вешек соорудил две треноги, между ними натянули веревочку, и повесили на ней санки. Так что по нашему мнению, водитель заинтересуется этой конструкцией, и не объедет ее мимо. Но ночью машина так и не прошла.

Зато с утра к нам пришел Романенков с командой. И мы пошли дальше по трассе в сторону  Эгвикинота…

Так что вот мой поучительный опыт снегостроя. Иглу пока делать не приходилось, но все еще впереди!

Добавлен: 31 окт 2007 20:08 Автор: R #40748
R аватар
Леха, респект!
Добавлен: 31 окт 2007 20:17 Автор: zaya #40749
zaya аватар
Снежный человек! Хорошо тебе - у тебя борода...
Добавлен: 01 нояб 2007 01:29 Автор: SG #40755
SG аватар
Спасиб, Лех, весьма полезно
Добавлен: 01 нояб 2007 17:26 Автор: R #40784
R аватар
Леха, а вход всегда рюкзаками закрывали, или чем-л еще? На первый взгляд, рюкзаками не оч. удобно - они же в момент новоселья почти пустые. На плато Лаго-Нах мы копали тестовую пещеру, но с открытым входом там как-то неуютно показалось. И это, крышу для вентиляции обязательно протыкать?
Добавлен: 01 нояб 2007 18:01 Автор: vilgeforts #40785
vilgeforts аватар
1. Можно вход закрыть снежными кирпичами, выстроить стенку из лыж и т.п. И еще сделать типа лабиринтного уплотнения - сделать дополнительную стенку из снежных кирпичей перед входом.
2. Как читал в литературе - протыкать надо, чтоб не угореть. Но я только один раз так делал - при постройке своей первой пещеры. В остальных случаях для вентиляции хватало входа.
Добавлен: 16 нояб 2007 12:35 Автор: INIT #40894
INIT аватар
для того чтобы в пещере/игле было тепло - надо делать вход ниже уровня пола!