Кандалакша 2005. Впечатления участника

Автор: Свиридов Дима, 10.01.2005 03:00
Просмотров: 3163

Автор этого сочинения Лосиков Илья, а мне просто интересно выложить другую точку зрения на тот поход (первая - это Катина Эпопея)

Впечатления о лыжном походе

в районе Кандалакши.

Предисловие

Идея записать свои впечатления об этом походе родилась у меня не сразу. Поскольку я не был официальным летописцем, а командир заявил нам сразу, что технический отчет он будет писать сам, то я с чистой совестью хотел насладиться путешествием, не обременяя себя общением с пером и чернильницей.

Но, тому было не суждено сбыться. Красоты окружающей природы и забавные происшествия, случавшиеся со всеми нами (то ли еще будет впереди), сыграли свое дело. И уже в конце второго дня меня неудержимо потянуло пообщаться со своим блокнотом…

Краткое содержание предыдущих серий

Началось все как обычно. Группа туристов МГТУ им. Баумана и иже с ними отчалила, наконец, из Москвы. Это радостное событие было омрачено лишь тем, что нашего вагона в составе поезда не оказалось. Его объединили с другим, причем, с тем, в котором ехали наши товарищи-туристы. Это несколько скрасило наш досуг, в т.ч. чтение книг, поедание маминого завтрака, дошивание бахил, приворачивание креплений на лыжи…

Опоздав на 2,5 часа мы прибыли в Кандалакшу. Суровый город встретил нас температурой -17˚С и ярким солнышком. Пробежав по городским улицам, мы отдались в лоно природы. Первое время нам еще попадались местные жители, все с очень симпатичными собачками, но вскоре идиллия стала полной…

Мы ломились по просеке с удручающе малой скоростью. Причин тому было множество, начиная от неподготовленности и несовершенства снаряжения (многие одели свои лыжи в первый раз и еще не были знакомы с норовом стропогрызиков) и заканчивая выпавшим накануне мягким и пушистым снегом, в который мы уходили по самое не балуйся.

Уже затемно, преодолев маленький крутячок, мы встали лагерем. Ощутимо похолодало, но у нас не было термометра – вечного источника паники, а пилить дрова при любой температуре жарко, поэтому мы не волновались.

Надо сказать, что у нашего мероприятия были две отличительные особенности, выделявшие нашу группу из печальной статистики походов по Кандалакше (из 10 лишь 3 удачные). Особенности, свидетельствующие не в нашу пользу. Во-первых, это обилие прекрасного пола в нашем составе (10+3), что, несомненно, радовало глаз, но, увы, не радовало спину. Во-вторых, один из участников шел на пластиковых лыжах, доставляя себе, да и другим, кучу дополнительных проблем, поскольку делал это в первый раз. Признаюсь, что этим человеком был я, чего уж скрывать. Что меня сподвигло на этот авантюрный поступок – отдельная история, но факт остается фактом.

За ночь температура (по нашим субъективным впечатлениям) упала до -30˚С, да так и осталась там лежать.

Утром проявилась еще одна характерная особенность нашего похода – долгие сборы. Несмотря на холод, наше копошение переместилось из палатки на улицу, и продолжилось там под суровым взглядом командира полным неодобрения и укоризны. С горем пополам собравшись, мы ринулись в бой, утопая в снегу. Причем, мальчики проваливались по самую развилку, а девочки-пушинки шли как по проспекту.

Таким вот способом мы пересекли ущелье Любви и вывалились в долину. Чтобы хоть как-то ускорить темп, мы с Димой применили новейшую тактику челночного тропления: рисуешь лыжню без рюкзака, затем идут девушки, а ты быстренько за ним возвращаешься, пока второй тропит дальше. Скорость при этом возросла, но все равно шедший последним Димка умудрялся проваливаться. Наверное, у него была тяжелая косметичка и мощный арсенал нычек.

Наше продвижение затягивалось еще и тем, что реммастер Саша не только с упоением чинился сам, как истинный реммастер, но и чинил других: кормил разбушевавшихся стропогрызиков, ловил упрыгавших лягушек, да и просто вытаскивал падающих девчонок из глубокого снега.

Командир потихоньку серчал и, стиснув зубы, ломился вперед, забывая об оставленном рюкзаке, а когда его возвращали на грешную землю – пулей мчался за ним, удивляя наших участников-черепашек запредельными скоростями, хотя сам говорил, что, мол, всегда так ходит

Что касается моих мучений с пластиком, то они на высоте. Мучения, разумеется. Толи мазь Висти оказалась старая, толи мазал я ее неудачно, не знаю. За советом я обращался к наставлениям Н.Чуприка, который, можно сказать, сподвиг меня на этот шаг своим личным опытом, да и где сейчас достанешь Бескид... Так вот, одной намазки хватало на коротенький переход, а поскольку привалов у меня не было вследствие вышеупомянутой техники передвижения, то постепенно отдача становилась все сильнее, терпения все меньше, а скорость падала. А знали бы вы скольких мучений стоило закидывать на себя тяжеленный станковый рюкзак после каждой намазки, то поняли бы почему я не останавливался чаще.

Вот, в эти самые часы гонки за лидером и борьбы с лыжами у меня и родилась идея записать наши злоключения. Так сказать, посетила муза и до сих пор не отстает. Правда, в тот вечер я дежурил и много написать не удалось, но, к счастью, муза оказалась девушкой настойчивой и, я продолжил сей труд.

Итак, поход…

День третий.

Погода уже с утра обещала быть солнечной и жизнерадостной. На небе ни облачка. А прособирались мы до того, что уже начало показываться солнышко.

Памятуя о вчерашних скоростях передвижения, сразу начали челночить. Все разговоры были о нашем текущем отставании от графика и о все тающих запасных днях. Сегодня нам предстояло взобраться на небольшой, но все же полноценный пупырь для того, чтобы забраться выше зоны леса и, как следует расправив крылья, нагнать все отставание.

А пока лыжня продиралась сквозь молодой лесок, утопая в снегу. Неожиданно мы наткнулись на большие следы, пересекавшие наш путь. Больше всего это было похоже на следы медведя-шатуна, не понятно за каким лихом поднявшегося из берлоги.

Начался подъем. Народ несмело лезет вверх, закладывая небольшие зигзаги. Пересекли ЛЭПку. Передовой отряд из девушек вырвался вперед, догонять их хоть и по лыжне, да в горку… Постепенно склон становится все круче. В отчаянной попытке выбраться из леса Дима нагнал-таки девчонок и короткими галсами полез на склон в лоб. Его попытка увенчалась успехом. Лес кончился, а мягкая перина снега сменилась жестким фирном, по которому группа и заскользила, траверсом огибая пупырь слева.

В спину нам светило яркое солнце, а под ним можно было разглядеть снежную гладь Белого моря. Скорость передвижения значительно выросла и народ вспрял духом. Крылья за спиной надувал приличный ветерок.

Завернув за пупырь и скрывшись от солнца, мы решили заобедать. Вдалеке виднелись снежные горы, и командир поведал нам, что это Хибины. Помахав нашим товарищам, мы принялись делить еду. Это оказалось не так-то просто. Ну, со сникерсами все понятно. Разливать чай, а именно вычерпывать его из узкого горлышка трехлитрового термоса-убийцы мы более-менее наловчились. Помогла миниатюрная Машина кружка-наперсток, которая безболезненно входила в нутро термоса и, что более важно, легко выходила оттуда, прихватив пару глотков обжигающего чая. Но желудок требовал большего. Мяса. Оно скорее было, чем не было, но съесть его было не так-то просто. Не набравшись еще опыта, мы не догадались разморозить его в палатке, поэтому в наличии был кусок льда. Скорее ради забавы поковыряли его топором, настрогав съедобных щепочек, и решили доесть карбонад вечером.

Обед у нас был поздний, поэтому до вечера было не долго. Продолжив траверсировать склон, мы двинулись вперед. Добравшись до небольшого перешейка стали искать место для ночевки. В итоге, спустились метров на 50 в карман слева, приметив парочку сушин – подкармливать ночью печку. Спуск очень понравился. Среди энтузиастов прозвучало предложение пойти кататься ночью. Значит у команды еще много сил в запасе. Недоработал командир…

Устройство лагеря шло своим чередом. Дежурные – дежурили, пильщики – пилили, халявщики – халявили, командир бурчал, критикуя первых, вторых и особенно третьих. Но, нас поджидал неприятный сюрприз – сушина оказалась трухлявая с макушки, пригодными для печки были признаны лишь пара чурбачков. Командир сказал ага, и нашел еще одну сушину. Спилили, оказалось еще хуже – придется топить на толстых ветках? Уже стемнело. Командир сказал да-а-а, и припомнил, что видел еще одну сушину, кривую и страшную. На наше счастье она оказалась пригодна в печку. Других сушин в округе просто не было…

Еще похолодало. Поужинали, часть группы забралась уже в палатку. Вдруг, мы услышали возбужденные голоса пильщиков. Оказывается, на полнеба высветило северное сияние. Переливаясь, оно постоянно двигалось и перекатывалось, меняя цвет с белого на синий. Димка выглянул из палатки, критически оглядел небо, и сказал что видел лучше – красное и более яркое. Но, все равно красиво. Только, к добру ли? Гадаем, не испортится ли погода. Дальние горы затянуло облаками…

День четвертый.

Утром погода не испортилась, хотя на горизонте висели тучи, которые в любой момент могли оказаться у нас над головой, а то и вокруг головы… Дует сильный ветер.

Как обычно, масштабы копошения не знали границ. Ольга умудрилась потерять тросик (никогда не оставляйте тросики на лыжах!!!), а запасной оказался непригоден, так что еще некоторое время пришлось поработать Кулибиным. В итоге, Саша, как уже упоминалось, чинивший не только других, но и себя, задержался в лагере настолько, что Дима вернулся за ним, пройдя большой переход. Растягиваться было опасно, так как внезапно налетевшее облако могло снизить видимость до нуля.

За время командирского рейда девчонки успели изрядно задубеть. Воистину, движенье – жизнь. Тепло держится в теле не более пяти минут, а потом… При возобновлении движения сразу согреться не удается, а руки начинают сильно мерзнуть и даже болеть. Чтобы поднять настроение окоченевшей команде, командир велел выдать перевальную шоколадку. То, что перевала никто не заметил, участников не волновало.

Помчались по фирну дальше. Выглянуло солнышко. Через вышеупомянутый перевал мы перебрались на другую сторону хребта и вновь увидели море. А левее, ближе к нам – череду озер, по одному из которых пролегал наш маршрут.

Мчимся, скользим, едем, катимся, плетемся, тащимся…

На пути – первый крупный спуск. Эх, с ветерком. Быстренько слетели вниз. Катя открыла свою серию падений. Едем дальше.

Перед очередным спуском с плеча хребта нам открылся вид на красивый разлом. Как оказалось, стенки ущелья тоже были каменистые и продолжать путь не теряя высоты не удастся. Странно, на карте ничего подобного не обозначено. Ладно, спускаемся вниз, может там удастся залезть на склон.

Спуск оказался умопомрачительным, еще лучше, чем прежде. Просвистели вниз. Командир, ехавший первым, указывал путь. Уже в самом низу его лыжи вдруг ушли в мягкий снег и остановились, а тело с огромным чемоданом за спиной продолжило свой путь. Кувырком. Мы восстановили эту картину по следам. Жаль, что ребята еще не успели скатиться и были лишены нескольких веселых минут.

Опять началась тропежка. Идем по долинке и с интересом поглядываем на противоположный склон: как бы нам туда… Нашли более-менее приличное место. Командир бросился на штурм и… завяз. Тогда его верный помощник развернулся, скептически посмотрел на сугробы, сделал два шага и… Ну, конечно завяз. Что у нас командир валенок что ли? Короче, выпутался я из рюкзака и не без некоторых усилий поднялся наверх. Пока народ корячился, забираясь по моей лыжне, я побежал тропить дальше и подыскивать место для обеда закрытое от поднявшегося ветра. Дело уже шло к вечеру, а у нас с утра во рту маковой росинки не было. Как назло, вокруг стояли одинокие ели (а мы то еще не ели!!!), которые продувались насквозь (мы тоже продувались, ветер дует не детский). Увидев маленькую ложбинку, я свалился туда и поставил точку в своей лыжне.

Народ постепенно подтягивался. Я побежал за рюкзаком. На подъеме работали Катя с Олей. Я их быстренько обогнал, и тут… Хряп!!! Да не у меня. У Кати с корнем вырвало крепление. Далеко мы сегодня уже не уйдем. Кое-как добрались до места предполагаемого обеда.

У меня с самого начала были опасения, что этот обед плавно перетечет в ужин. Так оно и произошло. Вернее, не совсем так. Прибежал запыхавшийся командир, осмотрел печальную картину бедствия и сказал, что мы пока обедать не будем, а немножко поднатужимся, доползем до конца его тропежки и там встанем лагерем. А счастье было так близко.

Катя пыталась идти пешком, пыталась ехать на одной лыже и пинать перед собой другую, пыталась даже ехать верхом на командире, но безуспешно. В итоге, ей привезли чужие лыжи.

Свой обед мы все-таки вытребовали под предлогом нехватки сил на постановку лагеря. Поели и… пошли готовить ужин.

Димка сегодня дежурит. Костер разгорелся на удивление (остальных участников) быстро, а спустя мгновенье вода уже готовилась закипеть. Таким образом, у командира еще оставалось время пинать неторопливых участников. Он ходил вокруг ставящейся палатки, и, со словами: Пора бы уже научиться, давал ЦУ, и даже заставил вырыть яму перед входом, чтобы выгребаемый из палатки снег не заносился обратно внутрь.

Среди участников бытовало поверье, что дежурство командира это не к добру. Может испортиться погода. Бушующий ветер это подтверждал. Северное сияние было на своем месте, но бледнее, чем вчера. Посмотрим, что будет утром.

Чтобы хоть как-то скрасить неутешительное течение похода, решили устроить праздничный ужин. Коньячок, кедровик, консервированные персики!!!

Ночью Саша клеил крепления…

День пятый

Как и следовало ожидать, завтрак был приготовлен за час (вместо обычных полутора-двух часов). Такой несправедливостью была единодушно возмущена вся команда. Ущемление права на сон! Но, делать нечего. Съели.

Собираемся, выметываемся, челночим…

День обещает быть ясным. Вчерашние предрассудки не сбылись. Ветер стих, из-за горизонта медленно и величественно показывается Солнце.

Идем траверсом, немного набирая высоту. Склон покрыт лесом. Забрались высоко. Вскоре, большие елки сменяются молодым березняком, но все равно снег глубокий, а внизу все те же елки. Странно, на карте этот склон обозначен как открытый. И зачем мы сюда влезли? Начинаем спуск к реке Лувеньга.

Я шел последним, и когда вышел из леса заметил в небе вертикальную радугу. Пройдя еще и присмотревшись, я увидел еще одну симметрично относительно солнца. Как потом компетентно заметил Саша, этот оптический эффект называется Солнечные собачки. Еще он сказал, что если бы температура была ниже, то радуга была бы настолько яркой, что мы видели бы три одинаковых солнца. Сфотографировав это чудо природы, я бросился догонять девушек, чтобы обратить их внимание.

Так вот, спуск! Да какой! Видимо Дима решил свалиться вертикально вниз, но чтобы не сильно разгоняться спускался короткими галсами. На лице участниц нашего похода явно читалось неодобрение. Какая радуга, они не поднимали глаз от лыжни:).

Катя пополнила свою серию замечательных падений новыми экземплярами, которые встречались все чаще и чаще. Буквально через несколько метров.

Обогнав не торопящихся девушек, я быстро слетел вниз. На пути я встретил возвращавшегося Диму, который спускался без рюкзака. Мне было его жалко.

На реке сильный ветер, стоять холодно. Я побежал тропить вперед. Нам предстояло взобраться на противоположный склон, снизу казавшийся неприступным. У подножья склона я наткнулся на следы человека одно-двух дневной давности. Как его занесло сюда, и что он тут делал без лыж – непонятно.

За то время, пока я тропил, спустились Женя, Маша и Оля Л. Стоять было холодно, и подъехавший командир бросил их на штурм, а сам побежал в кусты – общаться с природой.

Разумеется, далеко они не ушли. Склон оказался крут до неприличия, и весь зарос деревьями. В некоторых местах подняться можно было только лесенкой. Глядя на это безобразие, я скинул рюкзак и полез к солнечным вершинам.

Уже в начале подъема мы заметили на противоположном склоне яркую красную точку. Это все еще спускалась Катя. Причем, она была еще на середине спуска. Видимо, падения попадались настолько искусные, что она долго их смаковала. Рядом с ней мы заметили Олю.

Лезем вверх и влево. Девушки ропщут. Склон все круче.

Оттропив на совесть я побежал вниз за рюкзаком. Внизу я встретил Олю, Сашу и Катю. Катя очаровательно улыбнулась и попросила ужин без нее не начинать, Оля потеряла на спуске палку (я отдал ей свои, чтобы она забралась на верх сегодня), а Саша рыл снег и материл на чем свет стоит свои крепления, из которых постоянно выпадал.

Поднялся наверх с одной палкой, обрадовал командира. Ярко светит заходящее солнце. Красиво. Одно омрачает жизнь – жуткая отдача. Мазь помогает буквально на 50 метров, а потом все сначала.

Девчонки замерзли и прибежали навстречу от места, где Димка закончил тропить. В движении дождались остальных. Скоренько пообедали. Еще скорее выбежали. После захода солнца заметно похолодало.

Потропили, забирая слегка вверх, но, не вылезая из леса. Темнеет, ищем место для ночлега. На склоне. Увидели более-менее ровную площадку в комплекте с сушиной. Ее слегка подровнять и почти не будем скатываться к стенке. Народу все до фени, устали.

Дальше – больше. Сушина оказалась у макушки гнилой, а у корня сырой и развести печку на огонь никак не удавалось. Только холодной ночевки нам и не хватало для полного счастья. В костре дрова просто не горят. Собираем сухие ветки. Кое-как удалось разжечь печку на щепочках.

Вскоре удача повернулась к нам более приятной частью тела: в разогревшейся печке горит все, успевай только подкладывать. Одно удручает – сырое дерево тяжело пилить. Еще когда валили дерево, Саша долго работал бобром, но елка лишь усмехалась, глядя на его потуги. Пришел командир и взял бразды правления в свои руки. Только после этого упрямое дерево уступило. Пилить его поверженного было тоже не весело, мы с Ольгой Л пилили один чурбачок минут 10. Правда, сменившие нас Маша с Олей разделались на раз-два. Наверное, ель уже смирилась со своей судьбой и перестала сопротивляться.

Итак, спим в тепле. Холодает. Сияет.

День шестой

Утреннее копошение достигло максимума.

Саша опять завис в лагере. Палку для Оли так и не сделали – не до того было. Уходя, Дима зафиксировал подходящее дерево и дал Саше ЦУ. Свои палки он отдал Оле, а сам пошел с одной.

Поднимаясь на склон, мы заметили, что внизу над лесом висит туман. У нас пока ясно, но как бы этот туман не начал подниматься вверх, как это бывает на Кавказе.

Вылезли на склон. Это горы Елки-Тундры. Идем траверсом с севера. Из-за гор показалось солнце. Саши все нет.

Начался крупный спуск. Дима с одной гнутой беговой палкой не держит равновесия и смачно падает в снег. Девушки пытаются ему подражать. На силуэте горы, наконец, нарисовался Саша.

Снова подъем. Дима забрал у Кати трехлитровый термос с чаем, чем придал ей дополнительное ускорение. Она вырвалась в лидеры, но на крутом подъеме не справилась с управлением и зашла в тупик. Пошел тропить я.

У себя за спиной, вдруг, услышал азартные крики: лови его, лови. Оказалось, девушки увидели в снегу какого-то зверька – черную мышь без хвоста. Женя потом описывала ее как толстую колбаску на ножках. Почему у нас все разговоры и мысли о еде, вроде кормят нас хорошо, на убой…

Поднимаемся все выше. Высота снежного покрова уменьшается. Если не забираться высоко на фирн, то идешь себе по щиколотку в снегу. Красота. Солнце. Птички поют… (ну приврал немножко, бывает). Открывается красивый вид на подсвеченные солнцем Хибины. Можно даже разглядеть серпантины дорог на склонах.

А Дима сейчас внизу идет с перегрузом по нашей лыжне и проваливается по колено. Когда возвращался за рюкзаком, отдал ему свои палки. Теперь моя очередь изображать инвалида.

Набрав высоту, пошли траверсом. Вернее полетели. Вот это скорость. Когда догнали зарвавшихся девушек, остановились пообедать. Образцово показательная трапеза. Никого не дожидаемся, и время подходящее – середина светового дня.

Поели, рванули дальше. На славу пробежавшись, стали спускаться вниз. Пора бы и на ночлег. У подножья пупыря, а это как раз была гора Баранья Иолга, в ложбинке встали. Холодно.

Вечером командир отказался рассказывать где мы, куда мы, когда мы. Карту тоже не показывал… Короче, темнил. Тогда участниками было высказано несколько вариантов его судьбы. Дошли даже до каннибализма, т.е. опять свернули на еду.

Ночью Дима мастерил себе новую палку. Слинять задумал?

Продолжение следует…

Добавлен: 10 янв 2005 21:52 Автор: murometz #35218
murometz аватар
Да, признаю, был причастен, хотя продолжения так и не последовало.
И фотографии...
Эх. :roll
Добавлен: 16 янв 2005 01:46 Автор: masha #35264
masha аватар
Да... Вот точно школа выживания! Но ведь все кто ходил тогда, ходят до сих пор! :) Значит выжили ;)