Впечатления от участия в Чемпионате России по велорогейну 2014

Автор: Зайцев Андрей, 27.08.2014 17:57
Просмотров: 1819

В минувшие выходные 23-24 августа под Выборгом прошёл Чемпионат России по Рогейну на велосипедах.

Хочется поделиться впечатлениями от этих соревнований, которые успешно организовала и провела команда Ильи Строганова. В компании с Мариной Сафиной из "3х9" мы заняли 3-е место в классе МЖ-команд формата 24 часа.

Результаты: по группам, абсолют, сплиты.
Наш трек (290км). Неплохие фотки Петра Корешонкова. Ещё фотки от клуба Тарантас.

Читайте мемуар о красивых дорожках, о морских КП, о ночных грозах, о вреде новой цепи и о пользе крема и бутербродов с огурцом.

Опыта участия в суточном рогейне у меня ещё не было. Длинные гонки и маршброски с контрольным временем более 2 суток мне бегать приходилось, но там всё совсем по другому - виды активности сменяются, приходится то бегать, то грести, то крутить. Или промежуточный финиш случается. А тут формат 24ч означал, что нужно будет крутить ровно сутки без остановки, причём на максимуме. В общем, заранее было понятно, что придётся нелегко.

Идея поехать на этот старт у меня возникла сразу же после "Матрас-OFF Race". И вдруг тут же известная спортсменка и комсомолка Марина Сафина звонит и спрашивает, не хочу ли я с ней погоняться. В общем, я решил, что это знак судьбы, и мы быстренько купили билеты в Питер.

Подготовки особой не было, у нас даже не получилось вместе ни разу покататься. Я в качестве тренировок ездил с народом в ПВД-шки и крутил по ночной Москве, Марина поучаствовала в белорусской мультигонке. Накануне созвонились, обсудили, кто что берёт и покупает. В итоге встретились вечером в пятницу возле поезда, и мероприятие началось!

К месту старта едем на первой выборгской электричке с Финбана. Кстати, специально ради москвичей организаторы перенесли место старта так, чтобы туда реально было добраться на электричках (вначале старт был запланирован в районе платформы Яппиля, куда попасть можно было только с пересадками и очень поздно, либо пришлось бы придумывать какой-то заказной транспорт).

От платформы Каннельярви с тяжеленными рюкзаками проехали в качестве разминки "десяточку". Заодно и поориентироваться пришлось, так как найти правильную дорогу в карьеры удалось не сразу. В общем, разметку пути к месту старта орги могли бы и предусмотреть... ;)

Но вот мы на месте, поставили палатку, получили карты, варим макароны и роемся в шмотках. Погода странная, то солнце светит, то дождь включается на несколько минут. Времени как всегда крайне мало. Брифинг послушали прямо из палатки, я в это время пытался придумать и промерить дистанцию.

КП много, карта большая, аж на 3-х листах. Вначале жадничать не стал и намерял курвиметром 260 км. Но Марина сказала, что мы сможем и 300 проехать, Илья тоже утверждал в мегафон, что дорожки отличные. Поэтому я ещё раз взял маркер и добавил в план почти все выкинутые КП. План - ураган! Перемерять уже времени не было, так как до старта оставалось минут 5.

В общем, в лучших традициях стартовую минуту я встретил, лихорадочно заталкивая разбросанные по поляне вещи в рюкзак. Даже задницу кремом намазать не успел (в чём потом горько раскаялся).

Но вот и нам удалось, наконец, минут через 5 начать гонку. Без приколов с велосипедом у меня и на этот раз не обошлось. Раздавленное на прошлой гонке колесо я кое-как выправил, и хорошенько уже обкатал, решив, что ещё один старт оно, авось, выдержит. Но накануне заметил, что вконец запилил цепь - она стала проскакивать на передних звёздах, если хорошенько нажать на педали.

Чтобы как следует подготовиться к ответственному старту, я не поленился и за неделю прикупил новую цепь. Только вот поставить её на байк удалось лишь за пару дней до отъезда. Была идея выйти под окно и прокатиться хоть разок, попробовать, но руки (и ноги) так и не дошли. А ещё передний тормоз у меня тоже работал еле-еле. Я решил вставить туда новые колодки. Но при этом сильно развёл поршни, а обратно они так сильно уже не вылезли. В итоге тормоз даже с новыми колодками практически перестал работать. Нужно было прокачивать, но возиться с этим в последний вечер я не стал, предпочитая хотя бе немножко поспать (и так до 3 часов ночи провозился, собираясь).

Короче, сев на велик в Питере, я обнаружил, что новая цепь отлично держится на передних звёздах, но теперь аццки проскакивает сзади, на самых ходовых спиленных крайних звёздочках. Если крутить аккуратненько, плавно, то ещё ничего. Но стоило нажать посильнее, как сзади раздавалась очень неприятная стрельба и скрежет. Пришлось приспосабливаться, включая спереди большую звезду, а сзади выбирая звёздочки побольше - они были не слишком убитыми и худо-бедно работали, почти без сбоев.

Вот на таком лисапеде - без переднего тормоза и скоростных звёздочек я и начал выступление на Чемпионате России. Круто, чё! А ещё меня заломало переставлять вилку, и гонку я проехал на жёсткой титановой... У Марины с байком, вроде, был порядок. Только переднее крыло она зря не поставила, но тут немного спасает планшет...

В общем, покатили вперёд, обгоняя потихоньку тех, кто стартовал вовремя. Первый же КП31 оказался одним из самых эпичных, так как находился посередине поля, щедро политого жидким навозом. Радостно прокатились по нему туда-обратно, заодно посмотрев, кто из конкурентов едет нам навстречу. Дальше летим, вкручивая изо всех сил, у меня начинают ноги забиваться, но Марина вроде не отстаёт, так что я волнуюсь, что она будет меня тормозом ругать.

Над головой кружат военные вертолёты, впереди и сзади несутся соперники, в общем, обстановочка боевая! Но вот несколько первых перегонов проехали, народ рассосался, едем и почти никого не встречаем. Хотя пару раз пересеклись с "Молодыми Бойцами", а также на паре КП видели наших основных конкурентов - команду "Беличий Отряд", которые на своих найнерах ломили очень резво. Но наши варианты не совпадали, и в основном мы катили в гордом одиночестве, часто по следам было заметно, что мы первыми по какой-нибудь дорожке едем.

Кстати о дорожках - после дождей везде было очень много больших луж. Приходилось часто маневрировать, чтобы не макаться слишком часто. Но порой избежать этого было просто невозможно. Впрочем, питерские дорожки тем и хороши, что даже после дождей по ним отлично едется - грязи особой нет, под колёсами песок и камушки.

Часа через три после старта мы оказались в районе озера Зеркальное. Тут очень порадовал ледниковый рельеф - высокие гряды, бугры и впадины, всё это покрыто прекрасным сосновым лесом. Красота да и только.

На одном из КП даже удалось искупнуться. Пункт стоял на берегу узкой протоки между двумя озерцами. Легенда уточняла, на каком, только кто ж её читал-то! Объезжать было влом, поэтому быстренько сплавали туда-сюда, освежились. Водичка пока что не ледяная, как бывает на Марш-Броске в октябре. На всё про всё ушло 7 минут, так что не так уж мы много тут и проиграли, зато какое приключение! =)

Дальше поехали в сторону Финского Залива. Несколько КП цепочкой брались с Приморского шоссе, по которому мы радостно втопили, насколько позволяли силы и сильный встречный "мордник". Шоссе оказалось не слишком загруженным, с хорошим асфальтом, так что этот участок пути совсем не обломал. А КП на морском берегу обязательно нужно было посетить!

Потом снова ушли на "материк". Запомнилась длинная радиалка к КП81 по старой финской лесной дорожке. Сгоняли туда налегке, спятав рюкзаки в траве. Половину пути дорожка была отличная, но потом стала грязной и раздолбанной, ехать получалось с большим трудом. Пожалуй, это был один из самых неприятных и технически трудных отрезков именно дороги за всю гонку. Зато в награду мы увидели прекрасно сохранившийся каменный финский мост. Классный КП!

Дальше много ехали по дорогам, асфальтовым и не очень. Через посёлок Рябово, гда набрали в гидраторы воды из колодца, потом вдоль озера Пионерское. Навстречу внезапно попались участники команды "Беличий Отряд". Оказалось, что Наталья порвала цепь, и они вынуждены сходить. Вот это да...

Постепенно вечереет, над полями повис туман. Закатные пейзажи очень красивы, но впереди испытание ночью, темнотой и холодом...

Взяв КП72, достаём фонари и ветровки. Вскоре окончательно темнеет. Выезжаем к нашему последнему КП на берегу Финского залива. Тут к берегу подходит старая финская линия гранитных противотанковых надолбов. Меня это сооружение всегда очень впечатляет. Рядом с КП - лагерь отдыхающих автомобилистов. Костерок, кемпинговая палатка, на столе ведро готового шашлыка. Наше появление встретили дружелюбно, показали, где КП, угостили шашлыком, даже "плеснуть" предлагали. Прожевав по паре кусков дармового мяса, мы поспешили дальше.

Тут-то и начались главные приключения. Вдалеке засверкало и загрохотало - нас догоняла гроза. До самого последнего момента мы надеялись, что, авось, обойдётся. Но, не судьба! Мы как раз свернули с шоссе в лес на грунтовки, и тут началось. Прополоскало нас от души. Но отсиживаться мы не стали, поэтому крутили, стиснув зубы. Молнии часто ослепляли вспышками и были где-то рядом, потом фронт уполз дальше.

Под дождём отыскали пару КП. Слезать с велика не хотелось, так как потом приходлилось снова садиться в мокрое и остывшее седло. Постепенно стали замерзать - у меня была только тонкая анорачка поверх футболки, а у Марины - старенькая "мембранка", которая от дождя не спасла, и внутри была такая же сырая, как и снаружи.

От темноты и холода темп у нас сильно замедлился. Марина пребывала в трансе, ехала не очень бодро, так что мне приходилось постоянно останавливаться и её поджидать, чтобы не бросать в тёмном мокром лесу. Ориентироваться она давно уже перестала. Днём старалась держаться "в карте" и реально мне помогала, контролируя и отлавливая ошибки, под вечер изредка интересовалась, где мы едем, а теперь в планшет совсем не глядела, целиком предоставив это занятие мне.

Скорости ей не добавляло ещё и слабоватое освещение. Я почему-то думал, что у неё будет нормальная фара, но Марина ограничилась налобником "Petzl Myo". Фонарик неплохой, но для быстрой езды света много не бывает. Вдобавок оказалось, что на шлем он у неё не встаёт, поэтому она сняла каску и прицепила к рюкзаку. Мало того, что ночью на гонке без шлема ездить, мягко говоря, стремновато, да ещё и холоднее так вдобавок. Шлем, хоть и в дырочках, а всё-таки под дождём лучше с ним, чем без. А капюшона на куртке у Марины тоже не оказалось...

У меня проблем со светом не было - на руль я прицепил дармовую фару Fenix BT10, а на шлеме работал мой верный, проверенный в боях налобник HP10, который разгонял своим лучом ночной мрак, позволяя быстро и уверенно проезжать сложные места, заранее выбирая оптимальный путь, ну и по сторонам тоже светить.

Ливень, вроде, прекратился, но в лесу с деревьев долго ещё капало, а в воздухе висела какая-то морось. Ветки придорожных кустов и ёлок обеспечивали неприрывное умывание. На полях стеной стоял плотный туман, в котором вязли наши фонари.

На ходу мы, вроде бы, немного согрелись и даже частично подсохли. Но тут возникла новая напасть - Марину начало катастрофически срубать в сон. Она ехала за мной на автопилоте, почти не разговаривала, хотя днём, как правило, ботала вовсю. Скорость упала ещё сильнее. Возможно, было бы мудро дать ей поспать минут 15 под какой-нибудь густой ёлкой, но я, как назло, не захватил с собой спас-одеяло, и заснуть без пенки в мокрой одежде шансов не было никаких. Поэтому ехали, как едется.

Пара-тройка длинных перегонов по лесным грунтовкам привели нас к КП85, расположенном на бетонном ДОТе. На подъезде к нему нас снова накрыло грозовым дождём, хотя буквально только что над головой было звёздное небо. Недолго думая, мы забрались через узкую дверку внутрь бетонного колпака. Внутри было сухо и уютно. Мы посидели там минут 10, заточив заодно бутеров, и переждали ливень, который, к счастью, быстро стих. Такое вот конверсионное применение оборонного объекта!

Дальше выбрались на асфальт Приморского шоссе. В этот ночной час на нём вообще не было машин. И слава богу, потому что Марина реально стала засыпать на ходу, периодически уезжая то на встречку, то в кювет. Я то ехал, то стоял, поджидая Марину. На колесо её посадить не получилось бы - асфальт хреновый, да и состояние не то. Кое-как осилили шоссе, потом ушли в лес по широкому грейдеру. Сгоняли радиалку на озеро Кувшинное. Там на берегу увидели пару великов, но команду, бродившую в поисках КП, так и не встретили.

Из лесов мы выбрались на грязные поля, где повстречали несколько команд, в том числе и "Детей Болот". Те сказали, что ближайший КП69 отсутствует. Мы всё равно отправились его искать, и, действительно, на указанной в легенде берёзе обнаружили только ленточку-волчатник, а станции и призмы не было. Позвонили оргам, оказалось, что пункт по ошибке поставили в стороне, и нам его засчитают.

Дальше опять выбрались на шоссе. Нашей целью была заветная "девятка" - КП91. Чтобы туда попасть, с Приморского шоссе нужно было "перепрыгнуть" на параллельную асфальтовую дорогу. Но разделяла их "железка", а поперечных сбоек на карте что-то было не заметно. Я решил перейти в самом узком месте, там вдобавок была нарисована дорожка, подходящая с нужного нам шоссе к самой "железке". Только вот как найти это место с нашей стороны?

Примерно прикинул по муравейникам, и мы полезли. Вначале пришлось преодолеть канаву, чтобы выбраться на полотно железной дороги. По другую сторону была видна старая вырубка, преодолев которую, мы оказались бы на асфальте. По прямой-то - совсем чуток...

И мы полезли. И была сельва. И был подвиг. Я пробился первым, протащив велик на плече. Потом вернулся и протащил велик Марины. Потом вернулся и протащил Марину... Нет, это я загнул - сама прошла, хоть и не без труда. В берёзовых зарослях среди камней и коряг пришлось принять обильный бодрящий душ. А мы-то как раз недавно переоделись, надев заботливо сбережённый в герме под всеми дождями флис - я специально на утро берёг. Мда...

Меж тем рассвело настолько, что можно было выключить фонари. По асфальту, а потом грунтовкой под ЛЭП достигли-таки заветной "девятки". Настала пора подумать о будущем. Становилось очевидным, что план-максимум так и останется на бумаге. Сейчас мы, условно, в самой дальней точке карты, а времени до финиша остаётся всего 5 часов. Маловато, чтобы пытаться собирать дорогие КП на обратном пути. Что-то мы увлеклись...

Спасал нас тот факт, что по восточному краю карты шло асфальтовое шоссе прямиком на финиш, по нему-то нам и нужно было теперь спасаться. Но по пути ещё была возможность немного подзаработать очков. Главной целью была ещё одна "девятка", через которую как раз и проходил чуть ли не единственный логичный путь к асфальту. В общем, надо ломить!

Асфальтовые перегоны опять сменились лесными. Без проблем приехали на КП79. Дальше я предполагал по тропинке напрямик пронзить лес и выскочить на поля к деревне Стекловичное. А там уже дорогами - на КП90. Красота прямого пути не позволила мне заметить, что есть вариант объезда по отличным дорогам, причём крюк получался не такой уж и большой.

Мы свернули на боковую дорожку, которая вскоре превратилась в старую заброшенную дорогу, по которой шла тропа и недавно проехал какой-то трактор, примяв тонкие ёлочки. Ехать по этой тропе не получалось, потащили велики волоком. Дорога становилась всё хуже и читалась с трудом. В каком-то месте я не заметил, как тропа свернула налево. А может, карта в этом месте была не очень чётко прорисована, так как мы всё-таки постоянно двигались по остаткам какой-то дороги.

В итоге, протопав пешком километра полтора, мы подсекли довольно свежую лесовозку, которая нас куда-то уверенно повела. Только вот направление было не самое подходящее. В попытке сориентироваться и всё-таки найти путь к нужной нам поляне, я сбегал пешком в разведку. На наше счастье, я довольно быстро (и абсолютно для меня неожиданно) наткнулся на ЛЭП, которая позволила окончательно всё понять.

Выходило так, что нужную нам тропу мы давно проскочили, а дорога эта вскоре должна вывести почти что обратно к КП79. Вот так вот я тупанул с утреца... Что же делать? Лезть обратно в лес и разыскивать гипотетическую тропу крайне не хотелось. Замыкать круг и ехать дорожным вариантом - совсем грустно получается...

Тут меня осенило, что можно попасть на КП90 по неплохим лесным дорогам, да ещё и "восьмёрку" по пути зацепить! Ну что же, поехали дальше.

Дороги оказались, к счастью, очень хорошими. Мы прокатили пару километров, потом съездили радиально на КП88, тоже ничего так ехалось. И покрутили дальше по дороге через лес мимо озерца со звучным названием Лепёшка, которое, к сожалению, за деревьями разглядеть не удалось.

Тут возник соблазн подрезать петлю дороги по газопроводу, вдоль которого была видна неплохая колея, но я эти крамольные мысли отбросил, вспомнив, какой глубокий песок был на этом газопроводе в других местах, где мы его пересекали. И, как показал печальный опыт Марины Галкиной, правильно сделал!

Отличная дорога привела нас к переправе через реку Матросовка. До последнего момента я всё гадал - будет мост или нет. На последних метрах дорога сменилась вязкой заболоченной тропой, но мост к счастью всё-таки оказался на месте. Пара скользких брёвен и перильца. Плаванье отменяется, ура!

На другой строне, как награда, нас поджидали ещё 9 очков. К ним через речную пойму привела вполне сносная грунтовка. А вот дальше предстояло одолеть пару-тройку километров по сомнительного вида тропе. Но другого пути у нас не было. Включив передачи повыше, стали продираться по заросшим травой вязким колеям. Тут, как назло, снова включился сильный дождь (а то что-то мы давно не мылись!).

Перелески и унылые пойменные поляны, заросшие высокой травой, тянулись бесконечно. Марина всё спрашивала, далеко ли до нормальной дороги, а я однообразно врал, что уже немножко...

Но вот и этот трэш остался позади, мы подсекли грязную грунтовку, выводящую на спасительный асфальт. По пути взяли ещё КП68. Огромный камень-валун, указанный в легенде, был издалека виден на заросшей вырубке. Впечатляющий экземпляр, на таком соревнования по боулдерингу, пожалуй, можно проводить!

Итак, шоссе. У нас меньше 3 часов. А крутить через всю карту. А сил уже маловато. Но что делать, надо постараться... И мы постарались. По пути ещё взяли пару "шестёрок", которые стояли практически вплотную к шоссе. Заманчиво смотрелась и ещё пара пунктов, но у нас на них уже точно не хватало времени, успеть бы на финиш без штрафа.

Марина вдруг внезапно проснулась и так вкрутила, что я не мог за ней удержаться, особенно в подъёмы. А шоссе, как назло, состояло сплошь из одних тягунов. Остроты ощущениям ещё добавляла стёртая уже давно задница, которую я поленился смазать перед стартом. И теперь, при попытках опуститься на седло, я постоянно испытывал жестокий butthurt, поэтому часть пути старался вкручивать стоя.

Напоследок нам ещё разик минут на 15 врубили мощный ливень, от которого по асфальту потекли реки. Да уж, везёт нам с погодкой...

Мы ехали мимо военных полигонов посёлка Каменка, мимо озера Красавица, мимо карьеров, мимо дач. Казалось, километрам не будет конца. Сначала я убрал из планшета третий лист карты, самый длинный. Потом одолели второй. С содроганием я развернул последний, ожидая увидеть там ещё столько же. И тут вдруг с радостью заметил, что по последнему листу ехать-то осталось всего ничего. Километров 9 от силы. А у нас ещё полчаса. Ура, вроде бы успеваем!

Воодушевлённые этим фактом, расслабляться не стали, а наоборот ещё прибавили. Стали обгонять какие-то попутные команды, тоже спешащие к финишу. Вот и посёлок Поляны. Отсюда уже рукой подать.

Обгоняем двух женщин на великах. Одна из них явно с гонки - рюкзак, планшет. А вторая - какая-то дачница, едет на "Салюте" с бардачком под седлом. Моя напарница что-то им прокричала на ходу, а я даже и не понял, что мы обогнали Марину Галкину, которая героически заканчивала гонку на таджикском велике, который стрельнула взамен своего сломанного за 30км до финиша. Во кремень!

Последние сотни метров по дорожке, знакомой со старта. И вот мы сбегаем в карьер к нашей палатке, рядом с которой финишная станция. Пик. Пик. Готово!

Вот так мы покатались на этом Чемпионате. Накрутить получилось почти 290 км. (Гордые 300 нам так и не покорились.) В итоге у нас - 3 место по классу МЖ и 6-е в абсолюте.

Разумеется, если бы не внезапный сход "Беличьего Отряда" (Дмитрий Колганов + Наталья Барышникова), не видать бы нам "тумбочки". Немного обидно, что нас объехали Сафоновы, такого я, честно сказать, не ожидал =). А вот Алексей и Вера Пономаревы, конечно, молодцы. У них вообще первое место в абсолюте, даже мужиков сделали!

Старт мне очень понравился и запомнился. Места были очень красивые, КП, как правило, интересные и живописные. Приятно поразила своей точностью карта. Видно, что в её создание вложен огромный труд! Ориентирование по ней было было лёгким и приятным.

А ещё на финише нас ждал просто обалденный супец, за который организаторам отдельный жирный риспект!

Сутки в седле я выдержал вполне нормально. Из-за того, что моя напарница в середине ночи стала засыпать и тормозить, я ехал в довольно расслабленном темпе, так что силы сберёг. Правда, из-за финишного броска меня всё-таки под конец накрыло, но терпимо.

Велик, несмотря на все издевательства с моей стороны, до финиша всё-таки доехал. Цепь под конец слегка притёрлась к звёздам, и я уже мог более-менее успешно крутить на привычных передачах. Проколов, к счастью, не было, кривое заднее колесо выдержало, половинки заднего тормоза хватило, передний не пригодился.

В целом, считаю, проехали мы неплохо. Вначале вообще двигались очень бодро, и если бы смогли сохранить темп ночью, вполне имели шансы забраться в протоколе повыше. Ориентирование без GPS тоже, благодаря точной карте, хорошо удавалось. Главный залёт с пешеходным участком после КП79 я списываю на утренний тупёж и небольшую неточность карты, которой я за время гонки привык полностью доверять (не ожидал, что нарисованная тропинка может вывести совсем в другое место).

Выводы по снаряге. В подобные длительные мероприятия обязательно надо брать с собой помимо аптечки спасодеяло. В ремнаборе обязательно должна быть выжимка и замок для цепи (у нас была), не говоря уже про запасной петух.

Теперь одежда. У меня всё было норм, Марине не хватило вовремя надетой флиски или термухи. Ну и куртка должна быть с капюшоном. Лишний свет тоже лишним не бывает. Еду взяли нормально. Почти всё съели. Марина точила солёные крендельки и сало. Я в основном лопал мармеладки, слойки с вареньем и батончики.

Ещё у нас были отличные бутеры из лаваша с мясом и огурцом. Их мы сточили ночью, когда похолодало. В гидраторы заливали воду и сок. Воды на дистанции было в избытке, экономить не пришлось. Пожалуй, стоило запастись каким-нибудь энергетиком или гуараной, чтобы было что применить в кризисные моменты. Может быть, хотя бы психологически помогло бы.. Ну и крем перед стартом - обязательно!

Ещё раз спасибо организатором за отличный старт. Марине спасибо за стойкость и терпение, всё-таки ей пришлось гораздо труднее, чем мне.

До новых стартов!