Вечно делаю не то, не тогда, не там, не с теми...
Отчёт о горном спортивном походе ХЗ с элементами 4 категории сложности по Центральному Кавказу под руководством Коноваленко Фёдора Дмитриевича, проведённом с 20 по 29 июля 2013 года.
Нитка маршрута:
Слияние рек Черек Балкарский и Кара-Су — р. Ортозюрек — пер. Ахсу 2Б 3915 м — ледн. Ахсу — ледн. Ю. Суган — пер. Рцывашки 1Б 3570 м — пер. Шести 2А 3700 м — ледн. Сев. Суган — пер. Мориса Тореза 2Б 3890 м — ледн. Нахашбита — пер. Фёдоровского 2А 3800 м — пер. Обходной 1Б 3600 м — поляна Хазны — ледн. Ахсу — пер. Светлова 1Б 3700 м — д. р. Урух — а/л Таймази — турбаза Дзинага.
Содержание.
I. Справочные сведения
1. Проводящая организация
2. Место проведения
3. Общие справочные сведения о маршруте
4. Нитка маршрута заявленная
5. Нитка маршрута пройденная
6. Сокращения, терминология и допущения
7. Определяющие препятствия
8. Сведения об участниках
II. Техническое описание и дневник похода
1. Общая идея похода
2. Транспорт, расходы, связь, погранпропуска
3. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения
6. График высот
7. Подробное описание маршрута
7.1. пер. Ахсу
7.2. пер. Рцывашки
7.3. пер. Шести
7.4. пер. Мориса Тореза
7.5. пер. Федоровского+пер. Обходной
7.6. пер. Светлова
8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
9. Итоги, выводы, рекомендации
10. Список использованной литературы
Справочные сведения.
1. Проводящая организация
Наименование |
Клуб туристов при МГТУ им. Н. Э. Баумана |
Выпускающая МКК |
ФСТ-ОТМ |
Адрес |
Москва, ул. Солженицына, 17 |
2. Место проведения
Страна |
Россия |
Область |
Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика |
Район |
Кавказ |
Подрайон |
Центральный Кавказ |
Массив |
Суган, Дигория |
3. Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма |
Категория |
Протяжённость активной ходовой части похода, км |
Продолжительность, общая/ходовых дней |
Сроки проведения |
Горный |
Хз с элементами 4 |
87 км |
10/9 |
20.07.2013-29.07.2013 |
4. Нитка маршрута заявленная
р. Черек Балкарский — р. Ахсу – пер. Рцывашки 1Б – пер. Шести 2А – лед. Суган – пер. Боковой Суганский 2Б – пер. Мориса Тореза 2Б – пер. Фёдоровского 2А – пер. Галдор Зап. 2Б – д. р. Урух –а/л Таймази – пос. Дзинага – пер. Хуппара Юж. 1Б – пер. Цифердор 2А – пер. Кадурвцек Сев 2А - пер. Чилингини – 2А – пер. Купол Воологаты 2Б – в. Уилпата 2Б рад. – пер. Снежинка (2Б в связке с Чилингини) – пол. Геологов – пер. Родина Сев. 2А – а/л Цей
5. Нитка маршрута пройденная
Слияние рек Черек Балкарский и Кара-Су — р. Ортозюрек — пер. Ахсу 2Б 3915 м — ледн. Ахсу — ледн. Ю. Суган — пер. Рцывашки 1Б 3570 м — пер. Шести 2А 3700 м — ледн. Сев. Суган — пер. Мориса Тореза 2Б 3890 м — ледн. Нахашбита — пер. Фёдоровского 2А 3800 м — пер. Обходной 1Б 3600 м — поляна Хазны — ледн. Ахсу — пер. Светлова 1Б 3700 м — д. р. Урух — а/л Таймази — турбаза Дзинага.
6. Сокращения, терминология, допущения
А/л - альплагерь |
КСС - контрольно-спасательная служба |
Прав.- правый |
ССУ — страховочно-спусковое устройство |
в. – вершина |
КТО – контртеррористическая операция |
ПСО — поисково-спасательный отряд |
Т/б - турбаза |
г. – гора |
Лев. - левый |
ПХД – по ходу движения |
ТК- турклуб |
ГЗЛ — граница зоны Леса |
Ледн.- ледник |
р. - река
|
Чел. - человек |
ИСС - индивидуальная страховочная система |
МКК - маршрутно-квалификационная комиссия |
РСО-А — республика Северная Осетия-Алания |
ЧХВ — чистое ходовое время |
к. с. - категория сложности |
Пер. - перевал |
Руб. - рубль |
|
КБР - Кабардино-Балкарская республика |
Пос. - посёлок |
Сел. - селение |
|
ñ Везде, где не оговорено особо, километраж приведён без учёта горного коэффициента 1,2
ñ Везде, где не оговорено особо, понятия «правый» и «левый» даны орографически
ñ Все высоты и расстояния указаны согласно показаниям прибора GarmineTrex20
ñ Синими линиями на картах показаны современные границы ледников. (приблизительно).
ñ Везде, где не оговорено особо, указано время подъёма дежурного, а подъём группы по закипанию воды.
7. Определяющие препятствия
№ |
Вид препятствия |
Наименование |
Категория трудности |
Высота, м. |
Путь прохождения |
Характеристика препятствия |
1 |
перевал |
Ахсу
|
2Б |
3915 |
Подъём со стороны ледн. Мал. Гюльчи |
Труднопроходимая долина, бараньи лбы, разорванный ледник, при выходе на перевал снег крутизной до 40о, затем разрушенные скалы и натёчный лёд |
Спуск на ледн. Ахсу |
Снежно-осыпной кулуар крутизной до 40о, далее разорванный ледник |
|||||
2 |
перевал |
Мориса Тореза |
2Б |
3890 |
Выход со стороны Сев. Суган |
Закрытый ледник. Подъём, как таковой, отсутствует |
Спуск на ледн. Нахашбита |
Ледовый, крутизной до 60о, далее снежный крутизной до 30о |
8. Сведения об участниках
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год рожд. |
Туристский опыт |
Место учёбы/работы; место жительства |
Обязанности в группе |
Фото |
1 |
Коноваленко Фёдор Дмитриевич |
1991 |
5ГУ, 3ГР, 1эл2 ГР (зима) |
МГТУ им. Баумана, Москва |
Руководитель |
|
2 |
Семиков Александр Николаевич |
1985 |
5ГУ |
%НИИ_name% Москва |
Реммастер, технический лидер |
|
3 |
Графская Мария Александровна |
1983 |
3ГУ |
Мегафон, Москва |
участник |
|
4 |
Титов Олег Сергеевич |
1989 |
2ЛУ, 3ГУ, 1эл2ГУ (зима) |
МГТУ им. Баумана, Москва |
Завснар |
|
5 |
Струкова Надежда Станиславовна |
1989 |
3ГУ |
ООО KelleServices, Москва |
финансист |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Семерикова Мария Андреевна |
1990 |
3ГУ |
МГТУ им. Баумана, Москва |
завхоз |
|
1. Общая идея похода
Ах, я бы не клял этот удел окаянный,
Но ты посмотри как выезжает на плац
Он, наш командир, наш генерал безымянный,
Ах, этот палач, этот подлец и паяц.
Нет ничего более безыдейного, чем под звуки нескончаемого дождя, барабанящего по крышам, крылечкам, расписным столбикам турбазы, слушать спутанные и сбивчивые объяснения своих участников, из которых следует что поход окончен. Окончен здесь и сейчас. Окончательно и бесповоротно. Заброску только что забрали, вкусняшек куча, проблемы с газом закончились, проблемы с пропусками сами собой решились, — казалось бы, отдохни денёк и вперёд! Но нет. Не вышло. Впрочем, в рамках этого отчёта я не собираюсь заниматься копанием во всех внутрикомандных переходных процессах и отклонениях от нормальных значений различных параметров. Поэтому, перейдём ближе к сути нашего повествования
Зимой был нарисован красивый, логичный и интересный маршрут по Матчинскому горному узлу. На карте он выглядел как раскручивающаяся спираль. Из-за проблем со здоровьем и неготовности многих участников потратить на такое дело месяц, этот план пришлось отложить. А потому достойной альтернативой выступила знакомая Дигория. Поход планировался насыщенный: начало в Суганском горном узле, спуск к лагерю Таймази за заброской, переброска на машине в посёлок Дзинага и выход к лагерю Цей с заходом на Караугомское плато и радиальным восхождением на Уилпату. Жестокая реальность мало что оставила от этих планов.
Подготовка к походу была, прямо скажем, вялой. Виной тому и написание дипломов, и командировки, и постоянная текучка кадров, и прочая, прочая, прочая.... В мае Семерикова и я сводили новичковые отделения ШГТ, после чего была проведена всего одна тренировка под девизом «Вспомнить всё». В кросс-походе группа участия не принимала. Отчасти, недостаточная подготовка послужила причиной столь нелепого финала.
2. Транспорт, расходы, связь, погранпропуска
Заезд в район осуществлялся через Нальчик: поездом №62 «Москва-Нальчик» отправление из Москвы 18.07.2013., стоимость билетов по состоянию на июль 2013-го составила 2700 рублей. Обратно все уезжали порознь, кто-то на самолёте.
По прибытии в Нальчик встали на учёт в Эльбрусском ПСО по адресу: г. Нальчик, ул. Пирогова 4., тел. +7(8662)-422456
Из средств связи был спутниковый телефон Iridium. Сотовая связь ловит только в главных долинах (Урух, Караугом, Черек Балкарский). Мегафон или МТС. Мегафон ловит лучше.
Пропуска заказывали по традиции у Бориса Саракуева, фирма Тау-Сервис. Телефоны: +7(928)-9503868 или +7(929)-8843175, электронная почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Стоимость пропуска в КБР — 100 р/чел, в РСО-А — 150 р/чел. Так получилось, что этой весной я менял паспорт. В пропуске оказались указаны старые данные, что вызвало определённые проблемы, послужило причиной существенного изменения маршрута и, пожалуй, среди всего прочего послужило катализатором распада команды.
Но об этом чуть позже.
Трансфер также был заказан у Бориса. Заброску в а/л Таймази отвозил водитель из его фирмы независимо от нас. Газель от Нальчика до слияния Черека Балкарского и Кара-Су стоила 4000 р. Заброска — 1500 р. Обратно выбирались самостоятельно на рейсовом автобусе из Дигорского ущелья. Маршрут следования: а/л Комы-Арт — турбаза Дзинага — пос. Дзинага — турбаза Дзинага — вниз по ущелью и во Владикавказ. Идея такова: чем раньше вы в него будете садиться, тем больше шансов, что вы поместитесь в него. Желающих уехать много, а мест не очень. В первый раз мимо турбазы он проходит в 6-10. Стоимость проезда без рюкзака — 120 р, с рюкзаком — 200 р. От Владикавказа на маршрутке за 1,5 часа доехали до Нальчика за те же 200 р. Кстати, автовокзал и ж/д вокзал в Нальчике нифига не рядом. К полудню добрались до вокзала, обменяли билеты и в тот же день уехали. 1.08.2013 были в Москве.
Кстати о вокзале в Нальчике. Они наконец-таки поставили у себя рентгеновский аппарат и научились им пользоваться. Газовые баллоны обнаруживают на раз и даже отличают полный от пустого. Имейте в виду и не привозите газ обратно в Нальчик. Так как у нас газа осталось 7 баллонов, которые и были выявлены доблестными правоохранительными органами, их пришлось оставить в Нальчике у Саракуева. Если кому нужно, можете забрать у Саракуева 7 баллонов, компенсировав мне 50% их стоимости.
3. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута.
«Перевал Светлова я готов идти при любой погоде!»
Были предусмотрены пути обхода пер. Шести (пер. Осыпной Суганский 1Б), пер. Галдор Западный (пер. Светлова 1Б). Есть возможность аварийного выхода вниз по всем долинам рек, кроме долины реки Ортозюрек.
4. Изменения маршрута и их причины.
Дальше ничего не придумали, импровизируй...
4.1. Из-за того, что пограничники не пустили нас дальше нарзанных источников в д. р. Кара-Су, пришлось идти не заявленный перевал Ахсу, оказавшийся по факту 2Б категории трудности. Подробнее обоснование выбора именно этого варианта приведено ниже.
4.2. Из-за отставания от заявленного графика на день отказались от прохождения перевала Боковой Суганский 2Б. Кроме того, есть определённые сомнения по поводу его категории трудности. Данный перевал односторонний, т. е., если идти со стороны перевал Шести, то спуск с него практически отсутствует. Подъём на него просматривается с ледника полностью и требует не более 4 верёвок по снегу/льду. В общем, существование рядом перевала Шести 2А, для прохождения которого требуется до 11 верёвок по льду и перевала Боковой Суганский 2Б, о технической сложности которого сказано было выше, выглядит как нелепое недоразумение.
4.3. Из-за усталости группы и плохой погоды заменили перевал Галдор Западный 2Б перевалом Светлова 1Б.
4.4. А остальную часть маршрута бесславно слили.
5. График движения
День пути |
Дата |
Участок пути |
Путь, км (с учётом коэфф. 1.2) |
Перепад высот, м |
ЧХВ, чч:мм |
Метеоусловия |
1 |
20.07 |
Слияние рек Кара-Су и Черек Балкарский — д. р. Ортозюрек |
7,7 |
+900 -0 |
05:55 |
Переменная облачность, вечером туман |
2 |
21.07 |
Ледн. Мал. Гюльчи |
5,4 |
+1040 -0 |
07:03 |
Переменная облачность |
3 |
22.07 |
Пер. Ахсу 2Б 3915 м — ледн. Ахсу |
6,3 |
+375 -715 |
10:48 |
Утром переменная облачность, в обед — снег, вечером пасмурно |
4 |
23.07 |
Пер. Рцывашки 1Б 3570 м — ледн. Вост. Рцывашки |
4,6 |
+350 -200 |
02:45 |
Утром пасмурно, далее дождь |
5 |
24.07 |
Пер. Шести 2А 3700 м — ледн. Сев. Суган |
7,2 |
+620 -260 |
11:35 |
Переменная облачность |
6 |
25.07 |
Пер. Мориса Тореза 2Б 3895 м — ледн. Нахашбита |
9,3 |
+190 -890 |
08:15 |
Утром ясно, затем переменная облачность и кратковременные дожди |
7 |
26.07 |
Пер. Федоровского 2А 3800 м - пер. Обходной 1Б — 3600 м — поляна Хазны |
9,6 |
+800 -1300 |
08:15 |
Переменная облачность, вечером пасмурно |
8 |
27.07 |
Поляна Хазны — ледн. Айхва |
5,2 |
+600 -0 |
02:35 |
Переменная облачность |
9 |
28.07 |
Пер. Светлова 1Б 3700 м — д. р. Урух — а/л Таймази — пос. Дзинага |
31,3, из них пешком 12,4 |
+600 -2200 |
06:42 |
Метель, после обеда — дождь |
10 |
29.07 |
Днёвка |
0 |
+0 -0 |
00:00 |
дождь |
Всего |
|
|
86,6 из них 67,7 пешком |
+5475 -5565 |
63:53 |
мерзость |
6. График высот.
7. Подробное описание маршрута.
7.1. Перевал Ахсу
Карта участка маршрута.
Перевал Ахсу - №67, перевал Рцывашки - №69
Категория трудности |
2Б |
Высота |
3915 |
Характер |
На подъём — труднопроходимая долина, бараньи лбы, ледопад. Далее снег крутизной до 40о и разрушенные скалы, покрытые натёчным льдом На спуск — снежно-осыпной кулуар крутизной до 40о, затем закрытый разорванный ледник |
Ориентация |
Северо-Запад — Юго-Восток |
Расположен |
В отроге в. Гюльчи. Соединяет ледн. Мал. Гюльчи и ледн. Ахсу |
Прохождение |
20-22.07.2013 со стороны р. Ортозюрек. Тур не обнаружен, однако на седловине обнаружены крючья, предположительно, оставленные альпинистами. Описание даётся от слияния рек Кара-Су и Черек Балкарскйи до ледн. Ахсу |
Необходимое снаряжение |
Верёвки, каски, ИСС, карабины, ССУ, жюмары, ледорубы, ледобуры, скальные крючья и молоток, расходные петли. |
Примечание. Категория трудности перевала Ахсу по имевшемуся у нас классификатору указана как 2А*. Однако, мы считаем, что перевал должен быть оценен как 2Б из-за высокой камне- и лавиноопасности перевального взлёта, а главное, из-за невозможности организации достаточно надёжных станций. Говоря человеческим языком, для 2А этот перевал не то что бы слишком труден, скорее, слишком опасен.
День 1 |
20.07.2013 |
|
Утро — ясно |
Обед — переменная облачность |
Вечер — переменная облачность |
Слияние рек Черек Балкарский и Кара-су — д. р. Ортозюрек |
||
7,7 км |
+900 -0 |
ЧХВ 05:55 |
О, какой большой, какой п**датый щенок!!
Не жуй! Не жуй мои стропы!!
Спасибо всем, кто пришёл провожать. Куча сюрпризов росла на глазах, я прикидывал её массу и волевым решением отправлял наиболее тяжёлые сюрпризы в заброску. В поезде по доброй традиции подкалываем Олега, Олег шуток не понимает ну никак, и поэтому специально для него была изготовлена табличка «Сарказм»
Фото 000. Табличка «Сарказм» в действии
Ранним утром приезжаем в Нальчик, грузимся в машину, заезжаем в МЧС и едем в Верхнюю Балкарию. В дороге я замечаю, что в пропуске есть волшебная фраза «действителен при предъявлении документа %серия_номер_паспорта%», куда вписаны данные старого паспорта, утерянного мной этой весной. В приложении к пропуску со списком группы всё написано верно. На заставе в Верхней Балкарии нас из-за этого держали полчаса, после чего, сказав дежурное напутствие про пограничные перевалы и вершины, пропустили. Дальше ехали по грейдерной дороге вверх и вверх по долине Черека Балкарского. Густые кусты, смыкавшиеся над дорогой туннелем, сменялись просторными, залитыми солнцем полянами. Время от времени из боковых ущелий, образованных неприступными скалами, стекали вниз прозрачные ручьи. Я не устаю удивляться недокументированным возможностям автомобиля Газ-3221, то есть «Газель». Глядя на них на московских проспектах, разве можно предположить, что такая машина в состоянии бодро и уверенно преодолеть брод глубиной до полуметра с каменистым дном? Доехали до ворот у слияния рек Черек Балкарский и Кара-Су, рассчитались с водителем, надели рюкзаки и в 9-45 начали движение. Идём вверх по дороге, я знаю, что в этой долине есть 2 блокпоста, потому ожидаю ещё несколько встреч с пограничниками. Вскоре нас трусцой догоняют два прапорщика с автоматами и требуют документов. Показываю пропуска и объясняю, что про старые паспортные данные на заставе в курсе. На что они говорят «бу-бу-бу» в рацию и отвечают, что в 5-километровую приграничную зону нас не пустят, то есть на следующем блокпосте нас либо развернут, либо задержат. Вариантов было 4.
1) развернуться обратно
2) пойти вперёд прямиком в заботливые руки пограничников
3) пойти назад до реки Гюльчи-Су, после чего пытаться идти перевал Мухол 2А, который рассматривался на этапе подготовки к походу
4) идти перевал Ахсу, 2А* категории трудности, про который неизвестно ничего, однако спуск с него выведет прямо под перевал Рцывашки.
Возможные варианты и граница 5-километровой зоны представлены на рисунке ниже
Первые два варианта всерьёз не рассматривались, вариант №3 был плох тем, что про долину реки Гюльчи-Су я помнил лишь то, что там нужно провешивать верёвки в обход прижимов. Предположив, что вряд ли долина реки Ортозюрек будет хуже, останавливаемся на варианте №4. За 70 минут ЧХВ, считая задушевные беседы с пограничниками, по грунтовой дороге доходим до реки Ортозюрек. Нужно забирать немного левее, к кошам. Около кошей за нами увязывается щенок кавказской овчарки, который пытается сгрызть всё, что видит. Фраза, вынесенная в эпиграф, относится именно к нему. Опасаемся повторения истории Пса Сукана. Однако, щенок решает не идти с нами по долине Ортозюрека, очевидно, он знает об этой долине то, чего не знаем мы.
Вообще, по изначальному плану предполагалось, что в этот день мы слегка поднимемся по дороге по д. р. Кара-Су. Соответственно, день считался неполноценным, в плане шёл как «день №0», и на этот день был запланирован только ужин. Могли ли мы знать, что день №0 мы запомним надолго...
Фото 001. Долина реки Черек Балкарский
Фото 002. Поворот в долину реки Ортозюрек
Фото 003. Низовья долины реки Ортозюрек
Фото 004. Не жуй мои стропы!!
Начинаем подниматься по правому берегу реки. Вскоре переходим её вброд, так как противоположный берег мне показался лучше. Затем переходим её вброд снова, так как нужно было обойти прижим. Вообще, если найдутся желающие пройти эту долину, они должны быть готовы к тому, что подобный манёвр им придётся повторить неоднократно.
Фото 005-007. Брод реки Ортозюрек №1
Лично мы бродили 5 раз. В целом, путь очевиден, но весьма непрост. После третьего брода, например, нас ожидал 40-градусный травянисто-осыпной склон. (Фото 009) А затем, когда мы поднялись на него и, обойдя прижимы, снова спустились к реке, открылся вид на чудесный водопад. Чтобы обойти водопад, нужно снова перейти реку и подняться на ещё один травянистый склон, после чего долго его траверсировать.
Фото 008. Брод №2
Фото 009. Обход прижима
Фото 010-011. Спуск к броду №3
Фото 012 Обход водопада
Фото 013. Водопад
За 3, 5 часа ЧХВ набираем 580 метров и останавливаемся на привал снова на правом берегу реки. Отсюда уже видны бараньи лбы ледника Малый Гюльчи, долина перестаёт быть каньоном, и видны приемлемые места для ночёвки на противоположном берегу.
Фото 014. Выход из каньона
На предпоследнем переходе со мной случается пренеприятная штуковина. Даёт о себе знать недавнее растяжение связок в голеностопе: сначала становится больно наступать на ногу, через 10 минут я не могу идти с рюкзаком, кое-как дохожу до привала, и у меня забирают рюкзак, а после привала не могу идти вообще. Всё. Приплыли. Отправляю ребят вперёд ставить лагерь, через какое-то время Саня возвращается за моим рюкзаком. От места привала до места ночёвки 25 минут ЧХВ с использованием двух ног. Площадки травянистые, слегка наклонные. Высота 2510 метров. Ребята ставят лагерь и готовят ужин. А я тем временем упражняюсь в траверсах и спусках по травянистому склону с использованием одной ноги. Траверс был долгим, печальным и болезненным. А на спуске я применил волшебную технику сползания на заднице. У реки меня встретил Олег и помог перейти, а в лагерь так и вообще, Олег с Саней меня дотащили. Ужин. Я в полном ауте. По такой долине и со здоровыми-то ногами спускаться не особо приятно, а в моём положении и вовсе невозможно. Вечер проходит в печальных размышлениях. Звоню в Москву за советом медика и за хоть какой-то информацией по перевалу Ахсу. По перевалу удаётся узнать лишь то, что отчётов по нему нет. Что ж, импровизируй!
Фото 015 Вечер
Расчёт ходового времени
От слияния рек Кара-Су и Черек Балкарский до р. Ортозюрек. |
1 час 10 минут |
От устья реки Ортозюрек до приемлемых площадок после каньона |
3 часа 55 минут |
Итого |
5 часов 5 минут |
День 2 |
21.07.2013 |
|
Утро — ясно |
Обед — переменная облачность |
Вечер — переменная облачность |
Место ночёвки — ледн. Мал. Гюльчи |
||
5,4 км |
+1040 -0 |
ЧХВ 07:03 |
-А где же наш перевал??
-Нууу.... Видимо, вон та стена — наш перевал...
Подъём дежурного в 4-00, группа встаёт по закипанию воды, в 5-20 выходим. Вчерашняя нога почти прошла: у меня забрали часть продуктов, и я лишь слегка хромал. Идём по поросшей травой пологой долине. В шестой раз переходим реку, забирая к левому ПХД кулуару в начале бараньих лбов.
Фото 016. Утро красит нежным светом...
Фото 017. Выход на ледн. Мал. Гюльчи
Фото 018. Кулуар в левой части бараньих лбов
Фото 019. Безенги
Внимание!! Кулуар в верхней части кампеопасен, проходить его необходимо рано утром. За 60 минут ЧХВ от места ночёвки доходим до начала кулуара. Начинаем подниматься. В кулуаре течёт ручей. За 1,5 часа ЧХВ доходим по кулуару почти до стены, откуда стекает водопад, и после разведки, сворачиваем направо ПХД. Далее подъём проходит по бараньим лбам, местами покрытым мелкой осыпью. Крутизна до 25-30 градусов.
Фото 020. Путь подъёма по кулуару
Фото 021. В кулуаре
Фото 022. Конец кулуара
Фото 023. Бараньи лбы
Доходим до плоской полки перед стенкой высотой в 2 человеческих роста. Поскольку справа водопад, в который не хочется падать, вешаем верёвку. Закрепляем её на крючьях. Выше станции по пологим бараньим лбам, а затем по мелкой осыпи выходим на ледник, где в 10-50 останавливаемся на обед. От места поворота из кулуара 2 часа 5 минут ЧХВ.
Фото 024. Стенка
Фото 025. Водопад
Фото 026. Перила
Фото 027. Выход на ледник.
Желательно держаться как можно дальше от скал, что слева ПХД, поскольку они очень разрушенные и сыпучие.
Почти 2 часа обедали и отдыхали, после чего надели кошки и пошли вверх по ледопаду. Несмотря на малые размеры ледника, первая ступень ледопада внушительная, пришлось распутывать.
Фото 028. Ледопад ледн. Мал. Гюльчи
Фото 029. Ледн. Мал. Гюльчи
Фото 030. Ледопад
Фото 031. Вид на пер. Ахсу со стороны ледн. Мал. Гюльчи
Фото 032. Вторая ступень ледопада
В целом, лучше всего стараться забирать влево ПХД. Пройдя ледопад, приходим к закрытой части ледника, связываемся в связки (2+2+2) и идём. Трещин не очень много, но они есть. Проверено. Поднимаемся по пологому закрытому леднику, крутизна до 20 градусов, и становимся на ночёвку. От места обеда 2 часа 40 минут ЧХВ. Высота 3540 метров, вода в виде снега. Пока команда ставит лагерь, отправляемся с Сашей на разведку, поскольку нас смущает стена вместо перевала. Набираем около 250 метров, заодно разведывая путь через многочисленные разломы. Дальше идти нет ни сил, ни желания, кроме того, слева ПХД просматривается круто уходящий вверх кулуар, поднявшись по которому, вроде как можно уйти на снежно-осыпной склон над стеной и выйти на седловину. После чего возвращаемся в лагерь.
Фото 033. Разведка
Фото 034. Лагерь на ледн. Мал. Гюльчи, 3540 м.
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до кулуара |
1 час 0 минут |
По кулуару |
1 час 30 минут |
От выхода на бараньи лбы до места обеда |
2 часа 5 минут |
От места обеда до места ночёвки по ледн. Мал. Гюльчи |
2 часа 28 минут |
Итого |
7 часов 3 минуты |
День 3 |
22.07.2013 |
|
Утро — переменная облачность |
Обед — облачно, снег |
Вечер — облачно |
ледн. Мал. Гюльчи — пер. Ахсу (2Б, 3915 м.) - ледн. Ахсу |
||
6,3 км |
+375 -715 |
ЧХВ 10:48 |
„Если бы не СС, нам пришлось бы тяжело“
(Фёдор Коноваленко, Дигория 2013 год. СС=Саша Семиков)
„Если бы не СС, нам пришлось бы тяжело“
(Гауптман 27-го гренадёрского батальона Вильке, Белгородская область 1943 год. СС=Schutzstaffel)
Дежурный встаёт в 4-30, в 6 выходим на маршрут. За 1,5 перехода (70 мин. ЧХВ) доходим практически до стены. Путь проходит по закрытому леднику с мощными разломами. Идём связках с одновременной страховкой.
Фото 035. Перевал Ахсу
Фото 036-038. Прохождение второй ступени ледопада
Фото 039. Путь подъёма на перевал Ахсу
Далее уходим налево ПХД. В начале кулуара – бергшрунд, в нашем случае он перекрыт мощным лавинным выносом. Причём, на лавинном выносе есть след ещё одной лавины – гладкий жёлоб, шириной около 1,5 метров. Очевидно, что если сверху что-то полетит, то именно по нему. Этакий адов монорельс. Идём по правому ПХД краю кулуара на 3 такта, так как крутизна кулуара около 30-40 градусов.
Фото 040-041. Перевальный взлёт перевала Ахсу
Когда первая связка поравнялась с тем, что накануне снизу казалось снежно-осыпным склоном, выяснилось, что „казалось“ - наиболее правильное слово. На деле там оказались разрушенные скалы, местами покрытые натёчным льдом и/или снегом. Ни малейшего желания траверсировать это пешком не возникает. Продолжаем подниматься по снегу и упираемся в скалы. Тут уж я нахожу ледовую линзу, вешаю рюкзак на бур, и мне становится гораздо лучше. Первую верёвку закрепили на скальном выступе над стеночкой. Затем сюда поднимается СС и уходит провешивать дальше. Несмотря на то, что мы уже выше перевала, двигаться возможно пока только вверх, забирая направо ПХД в сторону перевала. В целом, если бы не СС, нам пришлось бы тяжело. Пока он провешивал, я мог координировать действия людей на нижних станциях, и наоборот.
Фото 042-043. Вторая станция
Фото 044. Обратно за рюкзаком
Кстати, снежный кулуар уходит ещё выше, и, взглянув на перевал с обратной стороны, можно предположить, что есть более простой способ его прохождения, в обход скальной башни с другой стороны. Проверка данной гипотезы предлагается читателю в качестве самостоятельного упражнения.
Фото 045. Третья верёвка
Фото 046. Четвёртая верёвка
Основная проблема в том, что нормальную станцию сделать не удаётся. Это либо петли на сомнительных скальных выступах, либо буры. Причём бур закручивается до середины, а дальше встречает в лучшем случае – Пустоту, а в худшем – камень. Поэтому все станции были класса „Не нагружайте, пожалуйста“. В итоге, чтобы выйти на седловину, потребовалось провесить 2 верёвки на подъём, одну на спуск и одну на спуск с траверсом. Верёвки закрепляли на скальных выступах, а также дублировали самостраховку на бурах. Для сдёргивания верёвок оставляли расходные петли из репшнура. В 13-35, спустя 5 часов 35 минут перильной работы, все собираемся на седловине. Седловина узкая, заснеженная. Фотографируемся. Тур не обнаружен, строим свой, однако, обнаружены крючья. Предполагаем, что их оставили альпинисты, ходившие на в. Гюльчи.
Фото 047. На седловине
Фото 048. Группа на перевале Ахсу
С перевала вешаем по снежному кулуару крутизной 40 градусов одну верёвку на спуск, затем вяжемся в связки (3+3, ибо впадлу 2+2+2), проходим бергшрунд по лавинному выносу и, выйдя на пологую часть ледника Ахсу, продолжаем спуск. Чтобы обойти ледопад, нужно забирать влево ПХД.
Фото 049-052. Путь спуска с перевала Ахсу
Фото 053. Ледник Ахсу
Фото 054-055. Ледопад Ахсу
Фото 056. Вид с ледн. Ахсу в д. р. Ахсу
За 3 часа ЧХВ спускаемся к началу морен ледника. Присмотрели себе место для ночёвки, за 25 минут ЧХВ дошли до него и в в 18-00 встали. Высота 3200. Воду берём из ближайшего ручья.
Фото 057. За перевал!
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до начала провешивания перил |
1 час 45 минут |
Перильной работы, до выхода на перевал |
5 часов 35 минут |
От перевала до места ночёвки |
3 часа 28 минут |
Итого |
10 часов 48 минут |
Резюме. Перевал соответствует 2Б категории трудности. Нелогичен. Мы его пошли не от хорошей жизни. Камне- и лавиноопасен. Рекомендуем не проходить его вообще или проходить в том же направлении, что и мы, ибо в обратном направлении он будет невыносим.
7.2. Перевал Рцывашки
Категория трудности |
1Б |
Высота |
3577 |
Характер |
На подъём — осыпной кулуар крутизной до 25о На спуск — снежный крутизной до 20о (закрытый ледник) |
Ориентация |
Север — Юг |
Расположен |
В отроге Суганского хребта, соединяет ледн. Юж. Суган и Вост. Рцывашки |
Прохождение |
23.07.2013 со стороны ледн. Юж. Суган. Снята записка Политовой Г. (Москва) от 23.07.2013. Описание даётся от ледн. Ахсу до ледн. Вост. Рцывашки. |
Необходимое снаряжение |
каски, ледорубы |
День 4 |
23.07.2013 |
|
Утро — дождь |
Обед — дождь, гроза |
Вечер — дождь |
Ледн. Ахсу — ледн. Юж. Суган — пер Рцывашки (1Б 3570 м) — ледн. Вост. Рцывашки |
||
4,6 км |
+350 -220 |
ЧХВ 02:45 |
Дождь плясал по их коже, по мокрой одежде;
струи дождя бежали с кончика носа, с ушей, пальцев, колен.
Дежурный встаёт в 5-00, на маршрут выходим в 7 утра. Погода с самого утра весьма мерзотная, периодически начинается дождь. За 1час 20 минут ЧХВ доходим до перевального взлёта по моренам ледн. Юж. Суган, где из-за сильного дождя ставим палатку в моренном кармане на неопределённый срок.
Фото 058. Дождь
Обедаем, тупим. В 14-30, несмотря на моросящий дождь, волевым решением собираемся и идём штурмовать перевал Рцывашки. Идём по следам группы Политовой, которая прошла здесь за несколько часов до нас навстречу нам. За 45 минут ЧХВ по осыпному кулуару выходим на седловину. Время 15-20. Погода так себе: периодически, приходит туман, иногда вспыхивают молнии, которые заставляют нас.... Да ничего они нас не заставляют: молния, которую ты увидел, тебя не убьёт, а на следующую ты не в силах повлиять... Но вспыхивают.
На перевале сняли записку Политовой Галины из Вестры, проходившей здесь в противоположном направлении на несколько часов раньше.
Фото 059. Туман.
Фото 060-061. Подъём на перевал Рцывашки
Фото 062. Группа на перевале Рцывашки
Записка_Рцывашки
Фото 063. Вид с пер. Рцывашки на север
От перевала за 40 минут ЧХВ по снегу, а затем по живой крупноблочной осыпи спускаемся до площадок на высоте 3333 м., где в 16-10 встаём на ночёвку. Вода в ручье. Любуемся ледопадом перевала Шести. Тихо материмся.
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до перевального взлёта |
1 час 20 минут |
От места обеда до перевала |
0 часов 45 минут |
От перевала до места ночёвки |
0 часов 40 минут |
Итого |
2 часа 45 минут |
Резюме. Перевал соответствует 1Б категории трудности. Логичный и несложный. Камнеопасность низкая, однако со стороны ледн. Юж. Суган следует подниматься плотной группой.
7.3. Перевал Шести
Карта участка маршрута.
Перевал Шести - №34, перевал Мориса Тореза - №55
Категория трудности |
2А |
Высота |
3760 |
Характер |
На подъём — ледопад крутизной до 50о Спуск отсутствует |
Ориентация |
Северо-Восток — Юго-Запад |
Расположен |
В отроге Суганского хребта, соединяет ледн. Вост. Рцывашки и Сев. Суган |
Прохождение |
24.07.2013 со стороны ледн. Вост. Рцывашки. Снята записка Голубева К. А. (Спб) от 09.08.2012. Описание даётся от ледн. Вост. Рцывашки до ледн. Сев. Суган. |
Необходимое снаряжение |
Верёвки, каски, ИСС, карабины, ССУ, жюмар, ледорубы, ледобуры, петли. |
День 5 |
24.07.2013 |
|
Утро — переменная облачность |
Обед — переменная облачность |
Вечер — переменная облачность |
ледн. Вост. Рцывашки — пер. Шести (2А 3760 м) — ледн. Сев. Суган |
||
7,2 км |
+620 -260 |
ЧХВ 11:35 |
У нас было две верёвки по 40 метров, одна 55 метров, 12 ледобуров, один ледовый инструмент, 6 ледорубов и целое море разноцветных карабинов. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо в поездке,но если уж начал провешивать ледопады, то к делу надо подходить серьёзно.
Дежурный просыпается в 4-00, мы завтракаем и в 6-00 выходим. От площадок, где ночевали, траверсами поднимаемся по снежному склону и выходим на плоский открытый ледник перед ледопадом. Надеваем кошки и за 60 минут ЧХВ от места ночёвки подходим к началу ледопада.
Фото 064. Ледопад перевала Шести
Начинаем подъём пешком, местами крутизна достигает 30 градусов: идём на передних зубьях. В какой-то момент, спустя примерно 15 минут ЧХВ от начала ледопада, решаем начать провешивать перила. Выбрав ровную площадку, присыпанную камнями, делаем первую станцию рядом с ней. На первой верёвке лидер идёт с рюкзаком, дальше предпочитаем за рюкзаками возвращаться. Вторую верёвку вешаем в обход крутого участка, около 50 градусов.
Фото 065. 1-3я верёвки
Фото 066. 2я верёвка
Фото 067-071. Техническая работа
После третьей верёвки провешивать становится легче: появляются участки снега, и чем дальше тем больше. Приходится только обходить трещины. Правда, к этому моменту мы уже подзадолбались и предпочитали лишний раз сбегать туда-сюда за рюкзаком, зато провешивать налегке. На перевал траверсом нам выйти не удаётся. Глобально мы забираем вправо ПХД, тогда как перевал слева. Провешивая седьмую верёвку, пытаемся уйти влево в сторону перевала. Саня и я её провесили, однако дальнейшая разведка показала, что невозможно однозначно утверждать о проходимости сераков дальше. Кроме того, жюмаринг через две широких трещины, забитых ледовыми осколками, девочкам, скорее всего, будет не под силу. И пока мы сворачиваем наш кружок Занимательного Ледолазания, Олег провешивает 7-ю верёвку в другую сторону, по снегу.
Фото 072-074. Занимательное ледолазание (верёвка №7 не в ту сторону)
После этого Мария провешивает восьмую верёвку. Оттуда я вешаю девятую верёвку, разбив её на подъёмную и траверсную часть узлами. В итоге мы оказываемся чуть ниже плато на ледовом гребне. С одной стороны трещина, забитая снегом, с другой стороны крутой ледовый склон, откуда мы только что пришли. Впрочем, гребень достаточно широк, чтобы связаться в связки и прекратить провешивать.
Фото 075. 8-я верёвка
Фото 076. 9-я верёвка
Единственное что вызывало у меня опасение — провешивание пологих участков. Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем зомби, жюмарящие по пологому снегу. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.
В общем, важно было вовремя остановиться. В связках ищем выход на плато. Сделать это не так-то просто. Плутаем между многочисленными разломами, забитыми снегом. В итоге, по наклонному снежному мосту конструкции «Резких движений не делать» вылезаем на плато и движемся в сторону перевала. Поблуждав среди широких трещин, спустя 9 часов от начала ледопада, из них 8,5 часов перильной работы, в 16-15 выходим к туру. Сняли записку Голубева К. из Санкт-Петербурга от 29.08.2012.
Фото 077-079. Выход на плато
Фото 080. Перевал Шести
Записка_Шести
Фото 081. Схема прохождения перевала Шести.
Фото 082. Группа на перевале Шести
Отдыхаем, фотографируемся. Далее в связках идём вниз по пологой закрытой западной ветви ледн. Сев. Суган. Проходя мимо перевала Боковой Суганский, не можем понять, чьё воспалённое воображение присвоило ему 2Б категорию трудности. По времени мы отстаём от графика, поэтому от прохождения этого перевала, а также от радиалок, отказываемся. За 40 минут ЧХВ от перевала спускаемся на плоскую открытую часть ледника у конца скального гребня, разделяющего ветви ледника.
Фото 083. Перевал Осыпной Суганский 1Б
Фото 084. Перевал Боковой Суганский 2Б
Фото 085. Обход скального гребня, разделяющего ветви ледн. Сев. Суган
Можно ночевать и здесь, однако решаем завтра как можно раньше пройти перевал Мориса Тореза, и поэтому поднимаемся по восточной ветви. Ледник закрытый. За 40 минут ЧХВ доходим до относительно пологого места без трещин, ровняем площадки и ставим лагерь. Вода из снега, высота 3700, время 18-15, залазьте внутрь, уже налито!
Фото 086. Восточная ветвь ледн. Сев. Суган
Фото 087-088. Лагерь
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до начала ледопада |
1 час 0 минут |
По ледопаду пешком |
0 часов 15 минут |
Перильной работы |
8 часов 30 минут |
По плато до перевала |
0 часов 30 минут |
От перевала до места ночёвки |
1 час 20 минут |
Итого |
11 часов 35 минут |
Резюме. Логичный и технически насыщенный перевал. Если идти по центру ледопада, опасность камнепадов практически отсутствует. Наличие большого количества ледового рельефа и возможность организации надёжной страховки делают перевал отличным способом провести время для группы, желающей научиться ходить ледовые препятствия.
7.4. Перевал Мориса Тореза
Карта участка маршрута.
Категория трудности |
2Б |
Высота |
3895 |
Характер |
Подъём отсутствует На спуск — ледовый крутизной до 60о |
Ориентация |
Запад-Восток |
Расположен |
В северном отроге Суганского хребта, соединяет ледн. Сев. Суган и ледн. Нахашбита |
Прохождение |
25.07.2013 со стороны ледн. Сев. Суган. Тур не обнаружен. Описание даётся от ледн. Сев. Суган до ледн. Нахашбита |
Необходимое снаряжение |
Верёвки, каски, ИСС, карабины, ССУ, жюмар, ледорубы, ледобуры, петли. |
День 6 |
25.07.2013 |
|
Утро — ясно |
Обед — переменная облачность, дождь |
Вечер — переменная облачность |
ледн. Сев. Суган — пер. Мориса Тореза (2Б 3895) — ледн. Нахашбита |
||
9,3 км |
+190 -890 |
ЧХВ 08:15 |
Так не бойся, милая, ляг на снег,
Слепой художник напишет портрет...
Дежурный встаёт в 5-00, на маршрут выходим в 7-00. С утра ясно, но временами налетает порывистый сильный ветер. За время утренних сборов ветром были сдуты: варежка флисовая – 1 шт, миска металлическая – 1 шт, обёртка от шоколада „Сникерс“ - 1 шт.
Дабы не умножать бессмысленные потери, оперативно заканчиваем сборы и выходим. Поднимаемся в связках по закрытому леднику. Любуемся впечатляющими разломами.
Фото 089. Ледник Сев. Суган
Фото 090. Перевал Боковой Суганский
Фото 091. Суганский хребет
Фото 092. Разломы
Фото 093-094. Подходы к пер. Мориса Тореза
За 1 час 20 минут ЧХВ выходим на перевал Мориса Тореза. Перевал представляет собой выход с плато между двумя скальными гребнями. Много снега. Выйдя на перевал, я первым делом проваливаюсь в трещину по грудь. Некоторые участники также предпринимают попытки провалиться, но так хорошо, как у меня, у них, естественно, не получается. Делаем станцию. Ветер временами сбивает с ног, так что станция не лишняя. Сильный ветер и обилие трещин отбивают у нас охоту искать тур, и мы начинаем спуск.
Фото 095. Выход на седловину перевала Мориса Тореза
Фото 096. Первая станция
Фото 097. Первая верёвка
Повесили 4 верёвки по льду, последняя верёвка начиналась над бергшрундом и выводила на снег. Сдёргивали верёвки при помощи проушин Абалакова. По мере спуска ветер стихает, солнышко припекает, буры вытаивают, так что станции приходится дублировать. Спустя 3 часа 10 минут перильной работы спустились на снег. Снег крутой, 35-40 градусов, спуск начинаем в связках на 3 такта, затем пешком. За полчаса выходим к морене и перекусываем. Обед не готовим, так как у нас заканчивается газ. Слава завхозу!!
Фото 098. Изготовление проушины Абалакова
Фото 099. Ледопады Суганского хребта
Фото 100. Перевал Седло Сугана 3А
Фото 101. Путь спуска с пер. Мориса Тореза
Фото 102-103. Техническая работа
Фото 104. Бергшрунд
Фото 105-106. Спуск по снегу на ледник Нахашбита
Фото 107. Вид на пер. Мориса Тореза со стороны ледн. Нахашбита
Фото 108. Группа на фоне перевала Мориса Тореза
Спустя 1,5 часа продолжаем движение. Идём вниз по левому краю ледника, по снегу или по камням. Потом, чтобы обойти нижнюю ступень ледопада, приходится спуститься в рантклюфт. Местами необходимо надевать кошки. Какое-то время идём под гладкой скальной стеной, при первой возможности сворачиваем вниз, на травянисто-скальные склоны, обходя бараньи лбы. Спустя 2 часа 45 минут ЧХВ от места перекуса выходим на плоскую часть ледника. За полчаса доходим до срединной морены, где и ночуем. Время – 17-10, высота 3000 м. Вода есть на леднике.
Фото 109-110. Обход нижней ступени ледопада
Фото 111. Нижняя ступень ледопада Нахашбита
Фото 112-115. Спуск на ледник Нахашбита
Фото 116. Вид с ледн. Нахашбита в сторону пер. Федоровского
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до перевала |
1 час 20 минут |
Перильной работы |
3 часа 10 минут |
От перевала до места перекуса |
0 часов 30 минут |
Обход ледопада |
2 часа 45 минут |
Пересечение ледника |
0 часов 30 минут |
Итого |
08 часов 15 минут |
Резюме. Логичный и технически насыщенный перевал. Особых трудностей при его прохождении возникать не должно. Красивый.Следует учитывать, что в хорошую погоду спусковая сторона сильно нагревается, и буры вытаивают.
7.5. Перевал Федоровского+Обходной
Карта участка маршрута.
Перевал Федоровского - №13, Обходной - №14
Категория трудности |
2А+1Б |
Высота |
3800 |
Характер |
Подъём осыпной до 30о На спуск — снежно-осыпной крутизной до 40о |
Ориентация |
Запад-Восток |
Расположен |
В северном отроге Суганского хребта, соединяет ледн. Зап. Шевченко и ледн. Вост. Шевченко |
Прохождение |
26.07.2013 со стороны ледн. Нахашбита. Снята записка Политовой Г., Москва от 18.07.2013. Описание даётся от ледн. Нахашбита до поляны Хазны |
Необходимое снаряжение |
Каски, ледорубы |
День 7 |
26.07.2013 |
|
Утро — ясно |
Обед — переменная облачность, туман |
Вечер — переменная облачность, дождь |
ледн. Нахашбита — пер. Федоровского (2А 3800 м) — пер. Обходной (1Б 3600 м) — поляна Хазны |
||
9,6 км |
+800 -1300 |
ЧХВ 08:15 |
Поскольку до этого места отчёт всё равно никто не дочитает,
то поднимались мы по склону из хлебного мякиша крутизной 80 градусов
Утро было туманным. Дежурный встаёт в 4, в 5-55 мы уже выходим. Поскольку от концепции 3х разового питания из-за нехватки газа пришлось отказаться, пробуем готовить суп на завтрак. Всем понравилось. Теперь так и будем делать.
Пересекаем оставшуюся часть ледника Нахашбита и идём по морене до ручья, стекающего из цирка перевала Федоровского. Поднимаемся по травянисто-осыпному склону вдоль ручья. Туман рассеивается. Любуемся пейзажами, достойными упаковки чая Greenfield. За 55 минут ЧХВ от места ночёвки доходим до начала ледника Зап. Шевченко. Ледник существует только на карте. По снегу и осыпям за 2 перехода, 45 и 55 минут ЧХВ соответственно, поднимаемся к началу перевального взлёта. Перевальный взлёт уходит направо ПХД. Вообще, отличить его довольно просто: тот кулуар, куда меньше всего хочется идти, и есть перевальный. Идём не очень быстро, так как болеющую с самого начала похода Марию разгружаем, что, впрочем, не очень помогает.
Фото 117. Путь подъёма на перевал Федоровского
Фото 118. Начало подъёма от ледника
Фото 119. На упаковку чая Greenfield, срочно!!
Фото 120. Снежник на месте ледн. Зап. Шевченко
Фото 121. Вид с перевального взлёта пер. Федоровского на пути подхода
Фото 122. Перевальный взлёт перевала Федоровского
Перевальный взлёт крутизной до 30 градусов покрыт живой мелкой и средней осыпью. Стараемся идти по скалам слева ПХД. Там всё же идти более приятно, чем по центру кулуара. Идём плотной группой. Из-за экспозиции склона все попытки сделать техническую фотографию взлёта приводят лишь к снимкам „Осыпной кулуар, ведущий к ядерному взрыву“.
Фото 123. Осыпной кулуар, ведущий к ядерному взрыву
Фото 124. Вид от пер. Федоровского в сторону пер. Мориса Тореза
Фото 125. Вид от ледн. Зап. Шевченко на нижнюю часть ледопада Нахашбита
По пути к перевалу, выбрав места поровнее, 2 раза останавливаемся на привал. Из-за того, что шли в левой части кулуара, для выхода на перевал необходимо его пересечь. За 2 часа ЧХВ от начала взлёта (3500 м.) в 11-45 выходим на перевал. Перевальная седловина узкая, с восточной стороны висит снежный наддув. Фотографируемся.
Фото 126. Финальная часть перевального взлёта пер. Федоровского
Фото 127. Группа на пер. Федоровского
Записка_Федоровского
Записка_Обходной
Обходим наддув, по конгломератно-осыпным склонам спускаемся на ледник Вост. Шевченко и за 25 минут ЧХВ доходим до перевала Обходной. Отдыхаем. Готовим кисель. Газа нету, но как же без киселя! Воду можно взять на леднике.
Фото 128. Обход наддува
Фото 129. Спуск с пер. Федоровского на ледн. Вост. Шевченко
Фото 130. Вид на пер. Федоровского с пер. Обходной
Фото 131. Группа на пер. Обходной
Отдохнув, начинаем спуск в цирк перевала Зюзина. Спускаемся по крутому, до 40 градусов, снежному кулуару. Впрочем, снег уже раскис и ступени формируются хорошо. В финальной части спуска, выйдя из кулуара на снежник, желающие используют способ спуска „глиссером“. Из долины поднимается туман. Перевал Зюзина не виден, да и нечего нам на ужасы всякие смотреть!
Фото 132. Спуск с пер. Обходной в цирк пер. Зюзина
Фото 133-135. Спуск с пер. Обходной
За 1 час 4 минуты ЧХВ от перевала Обходной проходим снежники и начинаем идти по курумнику. Ещё за 55 минут ЧХВ доходим до травянистого холма, где и подсекаем тропу. Был туман, поэтому как найти тропу – объяснить не могу. В правой части долины она начинается, местами отмаркирована турами. По тропе и просто по траве за 1 час 15 минут ЧХВ спускаемся к реке Хазны-Дон и, пройдя немного вверх по течению, доходим до отличных площадок у большого камня.
Фото 136. Долина реки Хазны-Дон
Встаём на ночёвку. Первая ночёвка на траве, не считая 1-го дня. Очень приятно! Высота 2500, время 18-15.
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до начала перевального взлёта |
2 часа 35 минут |
От начала перевального взлёта до перевала Федоровского |
2 часа 0 минут |
От перевала Федоровского до перевала Обходной |
0 часов 25 минут |
От перевала Обходной до поляны Хазны |
3 часа 15 минут |
Итого |
08 часов 15 минут |
Резюме. Достойная альтернатива знаменитому перевалу Зюзина. Следует соблюдать осторожность при спуске на ледник Восточный Шевченко. При необходимости, опасные участки проходить по одному.
7.6. Перевал Светлова
Карта участка маршрута.
Категория трудности |
1Б |
Высота |
3700 |
Характер |
Подъём закрытый ледник крутизной до 30о На спуск — снежно-осыпной крутизной до 30о |
Ориентация |
Север-Юг |
Расположен |
В Суганском хребте, соединяет ледн. Айхва и д. р. Урух |
Прохождение |
28.07.2013 со стороны ледн. Айхва. Снята записка альпинистов, рук. Мирошкин А. Н., Ижевск от 23.07.2013. Описание даётся от поляны Хазны до а/л Комы-Арт |
Необходимое снаряжение |
Каски, ледорубы, ИСС, верёвки |
День 8 |
27.07.2013 |
|
Утро — переменная облачность |
Обед — переменная облачность |
Вечер — переменная облачность, дождь |
Поляна Хазны — ледн. Айхва |
||
5,2 км |
+600 -0 |
ЧХВ 02:35 |
Социологический опрос:
„Вы не возражаете, что вместо перевала 2Б мы пройдём 1Б?“
Варианты ответа:
(А) Да, не возражаю
(В) Нет, не возражаю
День прошёл в формате полуднёвки. С утра выспались, и вышли лишь в 10-15. Идём вверх по долине Хазны-Дона. Переходим по камням ручей, текущий с ледника Хазны, дойдя до него за 25 минут ЧХВ от места ночёвки. Смотрим на Галдорские перевалы. Думаем. Ещё смотрим. Ещё думаем.
Фото 137. Ручей с ледн. Хазны
Фото 138-139. Галдорские перевалы
Фото 140-141. Ледник Айхва
В итоге, принимаю решение идти вместо перевала Галдор Западный перевал Светлова (1Б), пройденный нами в 2011 году. Потому сворачиваем налево ПХД к леднику Айхва, по осыпи обходим слева водопад и, спустя 2 часа 10 минут ЧХВ от места брода, встаём на ночёвку на тех же площадках, что и в 2011 году. Время 14-05, высота 3100. Вода есть. Перекусываем, тупим. Происходит неприятный инциндент. Мы расслабились и, поставив палатку, оставили её пустой. Налетевший порыв ветра срывает её с оттяжек, вырывает из-под тента и уносит ко всем чертям в неизвестном направлении. Палатку догоняем. Дуги целы, однако появилось два неучтённых отверстия.
Фото 142.
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до места ночёвки |
2 часа 35 минут |
Итого |
02 часа 35 минут |
День 9 |
28.07.2013 |
|
Утро — снег |
Обед — снег |
Вечер — дождь с прояснениями |
Ледн. Айхва — пер. Светлова (1Б 3700 м) — д. р. Урух — пос. Дзинага |
||
12,4 км+18,9 км на машине |
+600 -over 2000 |
ЧХВ 04:42 |
К начальнику заставы ребята побежали,
К начальнику заставы скорей-скорей-скорей!
"Докладывайте точно", - сказал начальник строгий
И карту укреплений пред ними положил:
"Среди какой деревни, и на какой дороге
на пуговку Алёшка ногою наступил?"
С утра идёт дождь, плааааавно переходящий в снегопад. Дежурный встаёт в 6-30, собираемся под мокрым снегом и под божественные звуки группы «Сектор газа». В 8-40 выходим. Справа ПХД обходим бараньи лбы по снегу и выходим на ледник Айхва. Снег становится всё сильнее. Не видно ничего. Идём в связках. Ледопад обходим справа ПХД ближе к скалистому гребню, разделяющему ветви ледника. Слышно, как с хребтов сходят мини-лавинки. Ещё и гроза к тому же. Хорошо, что мы решили не идти перевал Галдор. Представляю, как бы мы огребли в спусковом кулуаре при таком снегопаде.
Фото 143. Утреннее
Фото 144. Начало подъёма на ледник Айхва
Фото 145. Межсезонье, блин!!
Фото 146. Курс на Белое Ничего!!
Фото 147. Хребет. И вид в сторону перевала Белаг Северный
За 2 часа 7 минут ЧХВ от места ночёвки по приборам выходим на перевал. Бергшрунд под перевалом преодолеваем по снежному мосту. За то время, что мы шли выпало около 10 см свежего снега. На перевал вышли в 11-00. Фотографируемся и валим вниз.
Фото 148-150. Выход на пер. Светлова
Фото 151-152. Группа на перевале Светлова
Спуск с перевала снежно-осыпной, в нашем случае просто снежный. Спускаемся по направлению к Айхвинским альпинистским ночёвкам. По пути проходим то место, где в 2011 году построили город из туров. Видим, что туров стало больше. Идём мимо палаток альпинистов. Внутри слышна какая-то жизнь, однако снаружи никого нет. Оно и понятно, в такую-то погоду. Появляется натоптанная тропа. По мере спуска снегопад сменяется дождём. Мерзким, мокрым и холодным дождём.
Фото 153-154. Спуск с перевала Светлова
Фото 155. Покатушки
Фото 156. Мерзость запустения в древней столице
Фото 157. Айхвинские ночёвки
Фото 158. Спуск в долину реки Урух
Фото 159. Вид снизу в сторону Айхвинских ночёвок
Фото 160. Бе!
За 2 часа 35 минут ЧХВ от перевала доходим до водопада и на дороге устраиваем перекус, варим кофе. Дождь продолжается. Идём вниз по долине. Навстречу нам поднимаются два пограничника. Несмотря на то, что мы уже вне пограничной зоны, они интересуются нашими пропусками. Рассказываю им о нашей проблеме. Они связываются с заставой в Дзинаге и говорят, что необходимо с ними доехать до заставы. Их машина стоит у Комы-Арта, дотуда спускаемся пешком по дороге. Всё складывается как нельзя лучше: транспорт до Дзинаги, причём бесплатный, сам нас нашёл, более того, нас подождали, пока мы забрали заброску. И вообще, пограничники оказались очень неплохими ребятами.
Фото 161. Прояснение
Фото 162. На аватарочку
На «Урале», в смысле, на грузовике, а не на мотоцикле, доезжаем до погранзаставы в Дзинаге. Там ребят отводят в какой-то учебный класс, а меня ведут общаться к начальнику заставы. Начальник попросил показать по карте, где мы ходили, убедился, что погранзону в РСО-А мы не нарушали. Посмотрел на пропуска и сказал, что всё нормально, дальше с такими пропусками нас пустят. На этом нас отпускают. За воротами заставы оперативно распихиваем заброску по рюкзакам, дождь, наконец, закончился. Идём обратно в посёлок, напевая песенку «Вот так у нас хранится советская граница, и никакая сволочь её не перейдёт!». Доходим до детской турбазы «Дзинага». Сначала нам там предлагают проживание в гостевом корпусе по 800 р/чел в сутки. Нас это не устраивает. Но Маша Графская рассказывает обо всех ужасах, что мы пережили, и нас пускают в детский корпус по сколько_сможете_р/чел в сутки. При этом нас ещё и кормили в столовой. В общем, огромное спасибо руководству турбазы.
Фото 163. Турбаза «Дзинага»
Фото 164. Посёлок Дзинага
Фото 165. Под такими псевдонимами я и Саша жили на турбазе.
Информация для тех, кому не удастся рассказать жалобную историю на турбазе.
В Дзинаге жильё ещё сдает Лариса, тел. +7(928)-496-5320. Она же готовит отличные осетинские пироги. Найти её можно около первого магазинчика (считая от турбазы).
Вечером идём в душ. Величину сколько_сможете приняли равной 300 рублей.
Расчёт ходового времени
От места ночёвки до перевала Светлова |
2 часа 7 минут |
От перевала Светлова до водопада |
2 часа 35 минут |
От водопада до а/л Комы-Арт |
1 час 30 минут |
Итого |
06 часов 22 минуты |
Резюме. Несложный и логичный перевал. Больше ничего не скажу, т.к. больше ничего не видели.
Записка_Светлова
День 10 |
29.07.2013 |
|
Утро — дождь |
Обед — дождь |
Вечер — дождь |
Днёвка |
||
0 км |
+0 -0 |
ЧХВ 00:00 |
Финал.
Остаётся лишь одно: пить вино да любоваться,
Если б не было тебя, я б ушёл давным-давно.
В итоге имеем. %участник_1% уезжает, как и было запланировано: дела в Москве+ нужно вернуть спутниковый телефон. %участник_2% в ультимативной форме ещё два дня назад заявила, что дальше не пойдёт. %участник_3% болеет с начала похода и никак не выздоравливает. Оставшуюся часть маршрута можно упростить для прохождения втроём. Но %участник_4%, подумав, говорит, что тоже дальше не пойдёт. Всё. Конец. Маршрут закончен. Временами налетающий ветер разгоняет клочья тумана, и видно, что выше продолжается снегопад. А у нас дождь, дождь, дождь.
Что дальше было, описывать смысла не вижу. Доехали до Нальчика с пересадками, обменяли билеты и уехали.
8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Из потенциальных опасностей следует отметить:
1. Лавиноопасность.К нашему приходу, многое из того, что могло сойти, уже сошло. Наиболее лавиноопасным был перевальный взлёт перевала Ахсу. Также обильные снегопады сделали лавиноопасным перевал Светлова.
2. Камнепады.Камнеопасных участков было много. Особенно, на перевале Ахсу. Проходили их максимально рано утром и как можно быстрее.
3. Ледопады. Были разорванные ледопады, которые приходилось распутывать. Встречавшиеся локальные крутые ледовые участки проходились на личной технике.
4. Закрытые ледники.Опасность представляют трещины и разломы в закрытых ледниках. Наиболее разорванными были ледник Ахсу и Малый Гюльчи. Движение по всем закрытым ледникам осуществлялось в связках с одновременной страховкой, а по сомнительным снежным мостам – с попеременной страховкой.
5. Броды.Бродов, представляющих серьёзную опасность, на маршруте не было.
6. Технические участки определяющих препятствий. Многиетехнические участки были ледовыми. Также присутствовали скальные технические участки. Наибольшую опасность представляли технические участки перевала Ахсу из-за невозможности организации надёжных станций. Также следует учитывать, что при прохождении перевала Мориса Тореза утром в хорошую погоду, ледобуры будут сильно вытаивать.
7. Слабая подготовленность отдельных участников.Данный фактор замедлял передвижение группы как при перильной работе, так и просто на маршруте. Зачастую, те склоны, на которые в походах высоких категорий уже не обращают внимания, представляли немалую трудность для таких участников.
8. Жёсткий график акклиматизации.Набор высоты в начале похода отличался от запланированного из-за неожиданного перевала Ахсу. 2500-3500-3900-3200 для начала маршрута, пожалуй, перебор.
9. Итоги, выводы, рекомендации
Не пройден интересный, технически насыщенный маршрут в хорошем районе. Пройденная часть была достаточно технически насыщенной и содержала в себе элементы горной 4ки.
1. Стратегические ошибки. Да весь поход — одна большая ошибка. А если серьёзно, стратегические ошибки, безусловно, присутствовали, иначе группа бы не развалилась.
2. Тактические ошибки. Ошибочным можно назвать прохождение незаявленного перевала 2Б. Это повлияло на физическое и моральное состояние группы. Не всегда адекватно руководителем оценивались силы и возможности группы.
3. Удачная тактика. Какой-то ужасной тупки на технических участках не было. Работали довольно чётко и слаженно. Наличие второго технического лидера в лице Саши очень помогло.
4. Погода. Следует учитывать, что в июле в этом районе погода очень нестабильна. Возможны снегопады, довольно много дождей. Приходилось рано (в 4 утра) вставать, чтобы успеть хоть что-то пройти до того, как погода окончательно испортится.
5. Было много ледовых технических участков. Взятый один на группу ледовый инструмент не то чтобы был необходим, но сильно облегчал жизнь лидеру. При провешивании ледовых участков на спуск использовались проушины Абалакова. На мой взгляд, этот способ лучше, чем бур-самовыверт. Если наловчиться, то можно делать проушины достаточно быстро. На скальных технических участках использовались в основном петли, впрочем, один раз сделали станцию на крючьях.
6. К особенностям района Суган следует отнести большое число препятствий 2Б-3А к. т. В целом, район сложный и подходит как раз для походов 4-5 к.с.
Посещаемость в районе не очень высокая: в среднем, перевалы проходятся 1-2 раза в год.
10. Список использованной литературы
1. Каталог перевалов М. Голубева http://caucatalog.narod.ru/
2. Отчёт о горном походе 4кс под руководством Вереникина А.С. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5032
3. Отчёт о горном походе 3 кс под руководством Голубева М. В. http://caucatalog.narod.ru/os2008_3/os2008_3.html
4. Отчёт о горном походе 5 кс под руководством Рыжанкова Д. М. http://caucatalog.narod.ru/os_2009_5/os_2009_5.html