Отчёт о горном походе 2 с эл. 3 к.с. по Приэльбрусью под рук-вом Вереникина А.С., август 2007г.

Автор: Вереникин Александр Сергеевич, 24.09.2008 04:00
Просмотров: 7699

Отчёт о школьном горном походе по Приэльбрусью вокруг Эльбруса (кругосветка).

Нитка маршрута:
а/л Джан-Туган - пос. Эльбрус - р. Ирик - р. Ирикчат - пер. Ирик Восточный (1Б, 3760) - р. Мкяра - р. Кыртык – кош под г. Уллукая – р. Уллусенчи - пер. Кыртыкауш (н/к, 3230) – р. Исламсу - пер. Исламчат (н/к, 3150) - р. Кызылкол – пер. Бурунташ (н/к, 3070) - пер. Балкбаши (3690) + пер. Чемарт Восточный (3360, всё вместе 1А) - р. Битюктёбе - р. Уллухурзук - пер. Кебек (1А* (2А), 3350) - р. Акбаш – пер. Акбаши (н/к, 3360) – р. Актерек – пер. ЭКТ (1Б (1А), 3400) - р. Уллукам - пер. Хотютау (1Б, 3550) – ледн. Азау Большой – Эльбрусские озёра – ст. Старый Кругозор ЭКД.

Документ без названия

  1. Справочные сведения.
  1. Проводящая организация.

Наименование:

Клуб Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Физкультурно-оздоровительный факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Выпускающая МКК:

МКК Клуба Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес:

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.

Телефон:

263-22-29

e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www:

http://tourism.bmstu.ru

  1. Место проведения.

Страна:

Российская Федерация

Область:

Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика

Район:

Кавказ

Подрайон:

Центральный Кавказ, Приэльбрусье

Массив:

Эльбрус и его отроги

  1. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Горный

Вторая с элементами третьей

102

10

10

11.08.2007 – 20.08.2007

  1. Нитка маршрута заявленная.

а/л Джан-Туган - пос. Эльбрус - р. Ирик - р. Ирикчат - пер. Ирик Восточный (1Б, 3760) - пер. Мукал-Мкяра (1Б, 3740) - р. Мукал - пер. Сылтран (н/к, 3440) - оз. Сылтранкёль - пер. Сылтран Восочный (1А, 3400) - р. Кыртык – кош под г. Уллукая – р. Уллусенчи - пер. Кыртыкауш (н/к, 3230) – р. Исламсу - пер. Исламчат (н/к, 3150) - р. Кызылкол - пер. Балкбаши (1А, 3690) - р. Битюктёбе - р. Уллухурзук - пер. Куршоу Восточный (1Б, 3470) - р. Акбаш - р. Уллубзень - р. Уллукам - пер. Хотютау (1Б, 3550) - р. Азау - пос. Терскол

  1. Нитка маршрута пройденная.

а/л Джан-Туган - пос. Эльбрус - р. Ирик - р. Ирикчат - пер. Ирик Восточный (1Б, 3760) - р. Мкяра - р. Кыртык – кош под г. Уллукая – р. Уллусенчи - пер. Кыртыкауш (н/к, 3230) – р. Исламсу - пер. Исламчат (н/к, 3150) - р. Кызылкол – пер. Бурунташ (н/к, 3070) - пер. Балкбаши (3690) + пер. Чемарт Восточный (3360, всё вместе 1А) - р. Битюктёбе - р. Уллухурзук - пер. Кебек (1А* (2А), 3350) - р. Акбаш – пер. Акбаши (н/к, 3360) – р. Актерек – пер. ЭКТ (1Б (1А), 3400) - р. Уллукам - пер. Хотютау (1Б, 3550) – ледн. Азау Большой – Эльбрусские озёра – ст. Старый Кругозор ЭКД.

  1. Сокращения, терминология и допущения.
а/л - альплагерь лев. - левый пер. - перевал т/к, ТК - турклуб, клуб туристов
в. - вершина ледн. - ледник пос. - посёлок т.н. - так называемый
г. - гора, город ЛЭП - линия элетропередач прав. - правый ур. - урочище
ж/д - железная дорога, железнодорожный МГТУ - Московский Государственный Технический Университет (имени Н. Э. Баумана) ПСО - поисково-спасательный отряд факт. - фактически
КБР - Кабардино-Балкарская Республика МКК - Маршрутно-Квалификационная Комиссия р. - река, ручей чел. - человек
к.с. - категория сложности н/к - не категорированный руб. - рубль (российский) ЧХВ - чистое ходовое время
КЧР - Карачаево-Черкесская Республика ПВД - поход выходного дня т.к. - так как ЭКД - Эльбрусская канатная дорога

 

  • Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2.
  • Везде, где не оговорено особо, понятие “правый” и “левый” даны орографически.
  • Все высоты указаны согласно показаниям прибора GPS Garmin 72.

 

  1. Определяющие препятствия.

Вид препятствия

Наименование

Категория трудности

Высота, м

Путь прохождения

Характеристика препятствия

1

Перевал Советский Воин (Ирик Восточный) 3756 Подъём со стороны р. Ирикчат Средняя осыпь до 300м до 35º
Спуск на ледн. Мкяра Мелкая осыпь до 100м до 40º, лёд до 50м до 35º, бергшрунд, закрытый ледник

2

Перевал Балкбаши 3690 Подъём со стороны р. Кызылкол Средняя осыпь до 500м до 25º
Спуск на пер. Чемарт Восточный Тропа по широкому скально-осыпному гребню
Перевал Чемарт Восточный 3360 Спуск в сторону р. Битюктёбе Мелкая осыпь до 500м до 35º

3

Перевал Кебек (Куршоу Восточный Снежный) 1А (2А факт.) 3350 Подъём со стороны р. Уллухурзук Скально-осыпной кулуар до 200м до 35º, лёд до 50м до 30º, очень простые скалы до 30м до 45º, лёд до 250м до 40º, снег до 30м до 40º
Спуск в сторону р. Акбаши Средняя осырь до 100м до 25º

4

Перевал ЭКТ (Дмитрия Ваулина) 1Б (1А факт.) 3400 Подъём со стороны р. Актерек Граница льда и осыпи до 150м до 40º
Спуск в сторону р. Уллукам Мелкая осыпь до 250м до 25º, далее долина с крутыми (до 35º) травянистыми и скально-осыпными бортами
5 Перевал Хотю-Тау 3550 Подъём со стороны р. Уллукам Тропа по средней осыпи до 200м до 30º
Спуск в сторону ледн. Малый Азау Мелкая осыпь до 30м до 30м, далее открытый ледник
  1. Сведения об участниках.

Фамилия, имя, отчество

Год рожд

Туристский опыт

Откуда (место учёбы/работы; место жительства)

Обязанности в группе

Фото

1

Вереникин Александр Сергеевич

1986

4ГУ, Сев. Тянь-Шань
4ЛУ, Приполярный Урал
1ПР, Рязанская обл.

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

руководитель, фотограф

2

Арабаджиев Михаил Сансарович

1985

2ЛУ Кандалакша

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

завснар

3

Томин Алексей Владимирович

1985

ПВД, альпинист России

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

реммастер, эколог

4

Нажесткин Сергей Михайлович

1986

ПВД, альпинист России

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

финансист

5

Носов Владимир Вячеславович

1983

ПВД, альпинист России

ФГУП РСК МиГ, Москва

гитарист

6

 

Смирнова Евгения Дмитриевна

1981

2ЛУ Кандалакша
1ПУ Ярославская обл.

МГПУ, Москва

медик

7

Крестинина Екатерина Александровна

1980

ПВД, альпинист России

МАРХИ; Москва

летописец

8

Пархоменко Наталья Алексеевна

1985

1ПУ Ярославская обл.

МГПУ, Москва

завхоз

  1. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.

Видеоматериалы имеются, хранятся у Нажесткина М.С.

  1. Техническое описание и дневник похода.
  1. Общая идея похода.
Поход планировался как учебно-тренировочный, в рамках Школы Горного Туризма (базового уровня), которые проводятся ТК МГТУ ежегодно. Предпоходная подготовка и сами походы традиционно проходят в Приэльбрусье, на базе а/л Джан-Туган. Поэтому выбора района как такового не было. Приэльбрусье, пожалуй, самый освоенный район для проведения горных походов любого уровня сложности, с развитой транспортной и гостиничной инфраструктурой. Кроме того, а/л является собственностью МГТУ им. Баумана, и он очень сильно помогает в организации занятий и быта школы, а также в координации групп на маршрутах. Перед походами проводятся скальные, снежные и ледовые занятия, соответствующие занятиям на значок в альпинизме. В результате занятий группы акклиматизируются и набираются специальных технических навыков, что позволяет руководителям закладывать относительно высокие и сложные препятствия даже на начало маршрута.
Маршрут задумывался как с насыщенными техническими участками – связками перевалов, так и с классическими протяжёнными подходами по долинам. В рамках похода предполагалось, что группа наберёт достаточное количество опыта для участия в походах 3 к.с., а также получит комплексное представление о районе и горах вообще. Планировалось посетить наиболее примечательные места Приэльбрусья: песчаные замки в долине реки Ирик, самое большое высокогорное озеро Сылтранкёль, скалу Уллкукая с найденными стоянками первобытного человека, урочище Джилису, покупаться в тёплых нарзанных источниках, увидеть величественную стену Кюкюртлю, побродить по перевалу Хотю-Тау с его историческим наследием и, конечно, осмотреть со всех сторон главную достопримечательность района – самую высокую вершину Европы – Эльбрус. В целом, несмотря на изменения маршрута, эти задачи удалось выполнить.
Также на состояние препятствий сильно повлияли погодные условия – аномально малоснежная зима и крайне жаркое лето привели к тому, что бОльшая часть перевалов изменилась до неузнаваемости. Снег сошел практически полностью до высот 4000м, все ледники открылись, что, с одной стороны резко увеличило сложность одних перевалов (вместо снега остался лёд), а с другой уменьшило сложность других – определяющие снежные или ледовые склоны стаяли до скал и осыпи. Открытые ледники, с одной стороны, повысили безопасность прохождения маршрутов (все трещины были видны), а с другой – увеличили техническую сложность (иногда приходилось долго блуждать по лабиринтам трещин или даже тянуть навесные переправы через них, вместо того, чтобы проскочить их по снежному покрову). Также следствием такой погоды явилась повышенная камнеопасность многих препятствий.
  1. Транспорт, расходы, связь, погранпропуска.

Так как район проведения для всех команд был общим, то позволю себе воспользоваться информацией, предоставленной Сергеем Шакрыл. Недельные предпоходные сборы проводились на базе а/л Джан-Туган, принадлежащего МГТУ им. Баумана. Поэтому для участников сборов был организован транспорт (автобусы и ГАЗели), доставивший нас прямо в лагерь. Вообще, в плане транспортных возможностей район очень удобен. Добраться сюда можно следующими способами: Через город Нальчик, куда из Москвы ходит ежедневный поезд №62, прибывающий в 6.36 утра. Время в пути – около 35 часов. Стоимость билета – около 1000р. Так же в Нальчик можно долететь самолетом – стоимость билета от 2500р. Далее от Нальчика можно доехать до пос. Эльбрус рейсовым транспортом, либо нанять машину. Дорога до пос. Эльбрус хорошая. Билет на рейсовый автобус стоит порядка 50 р., аренда микроавтобуса Газель обойдется в 2000-3000р. Время в пути около 2,5 часов. Также удобна заброска через город Минеральные Воды. До него более частое ж/д и авиа- сообщение, далее путь автотранспортом такой же, но дольше минут на 30. Так же ходит рейсовый автобус до пос. Терскол. От поселка Эльбрус до а/л Джан-Туган можно без проблем доехать, договорившись с частником. До конца асфальтовой дороги машина довезет рублей за 300 (на всех), выше дорога плохая, и чтобы доехать до верхнего лагеря, придется добавить еще. С водителями невредно поторговаться. Стоимость проживания в корпусах Джан-Тугана (4-местные номера, мягкие постели, душ, бар, столовая) очень высокая (452 или 361 р./день с питанием), но чуть выше по долине располагается приют Очаг. Там стоимость проживания в фанерном домике с двухъярусными нарами – 100 р./чел. в сутки, горячий душ – 50 р./чел. Установка своей палатки на подготовленных площадках стоит вообще копейки. Есть родник и крытая кухня с очагом и столами, которой можно свободно пользоваться. За пребывание в Национальном Парке Приэльбрусье лесники, содержащие этот приют, требуют плату 30 р./чел. в сутки. Платы возможно избежать, если повезет не контактировать с лесниками (просто проходя по долине), но они регулярно дежурят на тропе. Кордоны лесников встречаются и в других местах национального парка, например при подъеме на Сылтран и, возможно, в долине Адырсу, а также в Терсколе. Поэтому имеет смысл во избежание проблем оформлять пропуск в национальный парк заранее на все время пребывания в нем. Оформить его можно в приюте Очаг у егерей. Возможно, удастся договориться о скидке. (Для членов сборов стоимость пребывания в сутки составила 11 рублей). Также контакты людей, предоставляющих услуги жилья и трансфера в Приэльбрусье Вы можете найти на странице. Приэльбрусье является пограничной зоной. Практически во всех ущельях, выводящих к перевалам в Грузию, находятся действующие погранпосты, выполняющие строгий контроль за перемещением групп и наличием пропусков. Для нахождения в приграничной зоне КБР и КЧР необходимы пропуска, которые оформляются в пограничном отряде, располагающимся в г. Нальчик. Мы оформили пропуска в КБР заранее, написав письмо от клуба, и получили пропуска на группы уже в Джан-Тугане. Пропуска в КЧР заказывали через фирму Межрегион-тур (www: www.dombayinfo.ru; e-mail: region_tour [dog] mail.ru; телефон менеджера Айшат 8-(918)-718-40-15), стоимость оформления пропуска - 20 руб./сутки/с человека, и ещё в копеечку нам обошлась доставка этих пропусков до Минеральных Вод, где их забрали наши друзья, летевшие самолётом - 750р. Можно договориться, чтобы подвезли пропуска в Нальчик. В пропусках следует указывать все долины, которые собирается посетить группа. На маршруте мы не встретили ни одного поста. Однако, отряд пограничников нагнал нас при подъёме на пер. Хотю-Тау и далее поднимался до самого перевала, оштрафовав на нём группу из Харькова. Убежать от них с рюкзаками практически невозможно, т.к. они, во первых хорошо акклиматизированы и физически подготовлены, во-вторых идут практически налегке, и, в-третьих, вооружены снайперской винтовкой Драгунова и автоматом Калашникова ;). Обойти посты практически невозможно, с пограничниками лучше не конфликтовать и иметь все документы (паспорта и пропуска) в полном порядке, иначе группа может быть снята с маршрута, оштрафована или надолго задержана. Перед выходом на маршрут группа встала на учет в ПСО, находящемся в а/л Шхельда. Также отряд ПСО есть в пос. Терскол, а летом действует отряд в урочище Ирхиктюз. Во многих долинах стала появляться сотовая связь. Из операторов наибольший охват у Мегафона, кое-где ловится сеть Билайн. МТС тоже работает, но роуминг дорогой. Уверенный прием есть на протяжении всей Баксанской долины и на южных склонах Эльбруса, а также в долине Адылсу (передатчик находится в Шхельде). В долинах рек Сылтран, Мукал, Мкяра, Ирикчат, Ирик, Адырсу, Куллумкол, Курмычи, Битюктюбе, Уллукам, Уллухурзук, Кызылкол сотовой связи нет вообще. При покупке бензина для примусов следует проявлять осторожность. Нашим друзьям не повезло, и по дороге из Нальчика они купили на придорожной АЗС некачественный бензин, который забивал форсунки примусов. Проблемы продолжались, пока не достали более качественное топливо. Можно порекомендовать брать качественное (специальное) топливо (или т.н. бензин калоша) с собой из Москвы, если это позволяют транспорт/финансы. Если же не позволяют, то лучше покупать бензин с минимальным октановым числом (72-ой), т.к., как правило, он содержит минимальное количество присадок, засоряющих форсунки горелок. В походе мы готовили на калоше, купленной в Москве на Пражском рынке и никаких проблем не испытывали. Если группа идёт на газу и привезти его с собой нет возможности, то можно связаться с магазином Альпиндустрия, и они по предварительной заявке могут завезти нужное количество газовых баллонов.
Заброску мы ставили на р. Кыртык, в коше под скалой Уллукая. Завозили на машине УАЗ буханка. Стоила заброска 3000р. Посмотреть контакты водителя (Азамат Кайчуев) можно тут.
Страховка в ГСК Югория на 3 недели (время пребывания на тренировках и в походе с учётом запасных дней) на человека стоила 225 рублей при страховой сумме 300 000 рублей.

 
  1. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута.

Запасные варианты:

  • вместо оз. Сылтранкёль - пер. Сылтран Восочный (1А, 3400) - р. Кыртык стандартный спуск с пер. Сылтран на р. Кыртык и по р. Мукал и р. Мкяра;
  • вместо пер. Куршоу Восточный (1Б, 3470) - р. Акбаш - р. Уллубзень - р. Уллукам пройти пер. Кебек (1А*, 3350) - р. Акбаш – пер. Акбаши (н/к, 3360) – р. Актерек – пер. ЭКТ (1Б, 3400) - р. Уллукам.

Аварийные выходы с маршрута:

При необходимости с маршрута можно выходить в пос. Эльбрус, пос. Верх. Баксан, курорты Джилису, пос. Хурзук, пос. Терскол, на Ворошиловские Коши.

  1. Изменения маршрута и их причины.
  1. Из-за отставания от графика после пер. Ирик Восточный сразу начали спуск к р. Кыртык по долине р. Мкяра.
  2. Из-за потенциально очень высокой камнеопасности пер. Куршоу Восточный (которая впоследствии подтвердилась со слово Сергея Шакрыл), было решено отказаться от его прохождения в пользу на вид более безопасного варианта – пер. Кебек + пер. ЭКТ.
  1. График движения.

День пути

Дата

Участок пути

Путь, км (без коэф. 1,2)

Перепад высот, м
ЧХВ, чч:мм

Метеоусловия

1

11.08.07

а/л Джан-Туган - пос. Эльбрус – р. Ирик – р. Ирикчат

13,2

+865
-452
5:17

утром ясно; в обед ливень; вечером пасмурно

2

12.08.07

р. Ирикчат – пер. Ирик Вост. (Советский Воин) (1Б, 3756) – правобережная морена ледн. Мкяра

5,6

+1104
-499
9:59

ясно

3

13.08.07

правобережная морена ледн. Мкяра – р. Мкяра – р. Кыртык – р. Уллусенчи

9,9

+99
-916
2:55

ясно

4

14.08.07

р. Уллусенчи – пер. Кыртыкауш (н/к, 3259) – р. Исламсу – пер. Исламчат (н/к, 3169) – долина ручья, текущего с зап. склона пер. Исламчат

8,4

+1120
-466
5:27

утром дождь; в обед переменная облачность; вечером пасмурно

5

15.08.07

долина ручья, текущего с зап. склона пер. Исламчат – р. Каракаясу – ур. Джилису – р. Кызылкол

14,0

+545
-732
6:59

сутра ясно; вечером дождь

6

16.08.07

р. Кызылкол – пер. Бурунташ (н/к, 3065) – пер. Балкбаши (3712) + пер. Чемарт Вост. (3394) (траверс 1А) – долина ручья, стукеющего с ю. склона пер. Чемарт Вост.

8,7

+805
-753
4:37

переменная облачность, пасмурно

7

17.08.07

долина ручья, стукеющего с ю. склона пер. Чемарт Вост. – р. Битюктёбе – р. Уллухурзук – нижний цирк пер. Куршоу Вост. и Кебек

17,1

+844
-926
6:11

переменная облачность

8

18.08.07

нижний цирк пер. Куршоу Вост. и Кебек – пер. Кебек (1А* (2А факт.), 3476) – прав. борт долины р. Акбаши

2,4

+599
-335
6:51

пасмурно; вечером ливень

9
19.08.07
прав. борт долины р. Акбаши – р. Акбаши – пер. Акбаши (н/к, 3367) – р. Актерек – пер. ЭКТ (1Б (1А факт.), 3477) – р. Уллукам
4,8
+484
-869
4:10
переменная облачность; вечером пасмурно, дождь
10
20.08.07
р. Уллукам – пер. Хотютау (1Б, 3516) – плато Хотютау – станция Старый Кругозор ЭКД
8,2
+760
-554
5:24
ясно, переменная облачность
Всего
 
 
92,5
+7225
-6502
57:50
 
  1. График высот.

  1. Подробное описание маршрута.

1 день

11.08.07

а/л Джан-Туган - пос. Эльбрус – р. Ирик – р. Ирикчат

13,2 км

+865 м
-452 м

ЧХВ 5 ч 17 мин

 

Фото
Фото 1. Команда на старте маршрута.

 

Выходим из а/л Джан-Туган (фото 1) по дороге в сторону р. Баксан в 10:00. По пути заходим в нижний лагерь, где жила часть команды. Последние сборы, фотографируемся всей командой. Идём дальше вниз по дороге. От пушки, из которой зимой обстреливают лавинные очаги, в частности, знаменитую Шхельдинскую лавину, вниз уходит тропа, которая позволяет срезать длинную петлю дороги. Выходим на трассу Баксан – Терскол и идём по ней к пос. Эльбрус. ЧХВ от а/л Джан-Туган 1 ч. 20 мин. После автобусной остановки, перед мостом через р. Баксан, поворачиваем с трассы налево, к пятиэтажкам. За пятиэтажками слева обходим гаражи и выходим к мосту через р. Ирик, от которого начинается набитая тропа в долину. ЧХВ от выхода на трассу до моста 40 мин. Проходя под ЛЭП и далее, оставляя справа по ходу песчаные замки (фото 2), тропа упирается в селевой вынос и уходит резко вверх, на пологую террасу левого борта долины. Далее тропа проходит по лесу, на выходе из которого большие заросли малины. Далее двигаемся по альпийским лугам пологой долины р. Ирик до русла ручья, левого притока р. Ирик. В районе тропы в ручье воды нет, но она обнаруживается выше по склону. Обедаем. Начинается ливень, и после обеда ещё полчаса приходится пережидать дождь под тентом. От ручья и далее, до слияния рек Ирик и Ирикчат, можно практически везде поставить палатки. От слияния рек по крутой уходящей вверх тропе поднимаемся в висячую долину р. Ирикчат. На первом подходящем месте ставим лагерь. ЧХВ от моста через р. Ирик в посёлке Эльбрус 3 ч. 15 мин. Долина очень живописна, из неё открываются виды на массивы Сарыколбашитерсак и Терсколак на юго-запад и на верховья р. Ирикчат на северо-восток, в ней много чистых ручьёв и мест под палатки.

 

 

Фото
Фото 2. Песчаные замки в долине р. Ирик.

 

2 день

12.08.07

р. Ирикчат – пер. Ирик Вост. (Советский Воин) (1Б, 3756) – правобережная морена ледн. Мкяра

5,6 км

+1104 м
-499 м

ЧХВ 9 ч 59 мин

 

Фото
Фото 3. Пер. Ирик Вост. из долины р. Ирикчат.
Подъём дежурных в 04:30, выход в сторону пер. Советский Воин (Ирик Восточный) в 07:00 (фото 3). С тропы, идущей вдоль р. Ирикчат и ведущей к ледн. Ирикчат, уходим направо, по тропе, ведущей к Ирикчатским ночёвкам. На Ирикчатских ночёвках воды в этом году обнаружить не удалось. Поднимаемся дальше по тропе к пер. Советский Воин (Ирик Восточный). Тропа постепенно теряется и подъём далее проходит по средне- и мелкоосыпному склону длиной до 300 м и крутизной до 35º (фото 4). ЧХВ от ночёвок в висячей долине Ирикчата до перевала 4 ч. 10 мин. Перевал соединяет долины р. Ирикчат (Ирик) с юго-запада и р. Мкяра (Кыртык) с северо-востока. На седловине (фото 5) есть площадки под две палатки, воды в жидком виде нет. В сторону р. Ирикчат с перевала видны ГКХ в районе р. Юсеньги, массивы г. Терсколак и г. Сарыколбаши-Терсак (фото 6), в сторону р. Мкяра видны ледн. Мкяра, пер. Мукал-Мкяра (фото 7). Снимаем записку туристов из г. В. Новогород, ТК Берендеи от 07.08.07. Обнаруживается, что северный снежный взлёт весь стаял и стал осыпно-ледовым. С левого (если смотреть на р. Мкяра) края седловины траверсом направо приспускаемся по высоте на 30 метров по мелкой осыпи крутизной до 40º. Далее под мелкой осыпью начинается лёд, идти по ней далее не представляется возможным, и нам приходится уйти правее, на ледовый склон крутизной до 35º, который обрывается большим бергшрундом шириной 3м и длиной во весь склон. Провешиваем 15 м перил вниз по ледовому склону до бергшрунда. Снежный мост через трещину обнаруживается левее по склону. Провешиваем 20 м горизонтальных перил вдоль бергшрунда и организуем верхнюю командную страховку для прохождения трещины по снежному мосту (фото 8). Последний идёт с нижней страховкой. Далее в связках начинаем движение по леднику Мкяра в сторону пер. Мукал-Мкяра. В этой части ледник пологий, закрытый (фото 9). Под перевал мы подошли в 16:40, и из-за довольно медленного темпа передвижения группы и риска врезаться в темноту на перевале, было принято решение отказаться от прохождения перевала и, как следствие, подъёма к озеру Сылтранкёль. Перекусили. Продолжаем спуск по леднику Мкяра. Перед ледопадом упираемся в лабиринт из открытых трещин и около 1,5 часов блуждаем по нему, пока, наконец, не находим выход на пологую правую сторону ледника (фото 10). Выходим на правобережную морену и двигаемся в сторону образовавшегося в кармане морены озерца. Стоять около озерца камнеопасно, поэтому делаем площадки чуть ниже, около ручья, текущего по карману морены. ЧХВ от седловины перевала Советский Воин 5 ч. 50 мин. (включая провешивание верёвок и блуждания в лабиринте трещин ледн. Мкяра).
 
Фото
Фото 4. Перевальный взлёт пер. Ирик Вост.
Фото
Фото 5. Команда на пер. Ирик Вост.
Фото
Фото 6. Вид с пер. Ирик Вост. в сторону р. Ирик
Фото
Фото 7. Вид с пер. Ирик Вост. в сторону р. Мкяра
Фото
Фото 8. Спуск с пер. Ирик Вост. на ледн. Мкяра.
Фото
Фото 9. Пер. Ирик Вост. с ледн. Мкяра.
Фото
Фото 10. Ледн. Мкяра.
 

 

3 день

13.08.07

правобережная морена ледн. Мкяра – р. Мкяра – р. Кыртык – р. Уллусенчи

9,9 км

+99 м
-916 м

ЧХВ 2 ч 55 мин

 

 

Подъём дежурных в 06:00, выход в 9:20. Погода ясная, безветренная. Начинаем спуск с морены к реке Мкяра (фото 10). На спуске встречаем команду Сергея Шакрыл, которая движется нам на встречу и далее, на пер. Ирины Молотиловой. Общаемся, желаем друг другу удачи и идём дальше. Переходим через разливы, текущие от правого рукава ледника Мкяра и, обходя справа большую скалу (3262), спускаемся к месту слияния обоих рукавов р. Мкяра. Бродим левый рукав до слияния, чтобы избежать брода р. Мкяра или р. Мукал ниже, где они уже очень полноводны и бродятся в это время года только рано утром. Двигаемся левым берегом р. Мкяра, обходя каньон выше, по травянистым склонам. Около места, где р. Мкяра бродят группы, идущие от оз. Сылтранкёль в верховья р. Субаши, начинается тропа. По тропе быстро сбегаем к мосту через р. Субаши, чуть выше её слияния с р. Мкяра. ЧХВ от места ночёвки до моста 1 ч. 40 мин. Далее по левому берегу долины р. Субаши и далее р. Кыртык, по дороге, доходим до коша под скалой Уллукая, где забираем заброску. ЧХВ от моста до коша 1 ч. Из-за крайне неудовлетворительной физической формы приходится спускать в пос. Верхний Баксан и далее отправить на автомашине в а/л Джан-Туган участника Носова Владимира. Обратно едем на машине, с тем же водителем, который возил нас для постановки заброски. У коша забираем часть группы, которая караулила вещи, грузим рюкзаки в буханку и доезжаем от коша до ручья Уллусенчи и чуть выше по течению ручья, на правом берегу, становимся на ночёвку.

 

 

 

4 день

14.08.07

р. Уллусенчи – пер. Кыртыкауш (н/к, 3259) – р. Исламсу – пер. Исламчат (н/к, 3169) – долина ручья, текущего с зап. склона пер. Исламчат

8,4 км

+1120 м
-466 м

ЧХВ 5 ч 27 мин

 

Фото
Фото 11. Перевальный взлёт пер. Кыртыкауш со ст. р. Уллусенчи.

 

Подъём дежурных в 06:00. Утром погода пасмурная. За завтраком начинается довольно сильный дождь. Решаем переждать его в палатках, благо лагерь ещё собрать не успели. Через некоторое время облака немного раздуло, дождь прекратился. Быстро собираемся и в 11:35 выходим по тропе, идущей правым берегом р. Уллусенчи. Уже через 15 минут после выхода опять начинается неприятный моросящий дождь. Поднимаемся по тропе и травянистым склонам, не выходя выше на дорогу, в висячую долину р. Уллусенчи. В месте, где дорога пересекает ручей тропа также уходит на левый берег. Далее движемся по левому берегу до места, где долина начинает круто забирать вверх. Переходим ручей и движемся по тропе вдоль правого притока р. Уллусенчи. Выбравшись в нижний цирк пер. Кыртыкауш, опять переходим ручей Уллусенчи. В цирке есть обустроенные площадки под палатки. Далее тропа уходит на перевал Кыртыкауш (фото 11), вдоль ручья, стекающего с него. В 14:45 поднимаемся на перевал. ЧХВ от места ночёвки 2 ч. 30 мин. С седловины виден наш следующий перевал - Исламчат (фото 12). Снимаем записку группы туристов клуба Путник из г. Серпухов под руководством Звягинцева-Литкенс В.С. от 13.08.07. Дождь заканчивается, начинает проглядывать солнце. На перевале есть места под палатки, но для постановки лагеря лучше чуть приспуститься в сторону р. Исламсу – там есть подготовленные площадки и чистый ручей. Спуск начинаем по тропе, идущей далее к пер. Верхний Каракайский, но через 5 минут уходим с неё левее и идём по крупным и средним осыпям, стараясь подойти к р. Исламсу выше того места, где она уходит в каньон и минимизировать сброс высоты перед подъёмом на пер. Исламчат (фото 13). В 16:45 переходим по камням р. Исламсу и встаём неподалёку на обед около левого притока реки. В этом месте можно поставить палатки. После обеда начинаем подъём вдоль ручья, на берегу которого обедали. В середине его долины, траверсом травяного склона уходим в долинку ручья, стекающего с пер. Исламсу. Долинка очень живописна, и, несмотря на то, что немного заболочена, в ней можно найти место под палатку. По некрутой средней и мелкой осыпи поднимаемся на перевал в 19:35. ЧХВ от пер. Кыртыкауш 2 ч. 50 мин. Снимаем записку группы туристов клуба Путник из г. Серпухов под руководством Звягинцева-Литкенс В.С. от 14.08.07. На перевале нас накрывает облако и видимость падает до 30 м. Сбегав на разведку метров на 200 ниже по склону в сторону р. Каракаянсу, находим ручей и ровные места под палатки, где и ставим лагерь. От перехода до ночёвок у камня Собачья голова было решено отказаться из-за плохой видимости.
 
Фото
Фото 12. Пер. Исламчат. Вид с пер. Кыртыкауш.
Фото
Фото 13. Пер. Кыртыкауш от р. Исламсу.

 

5 день

15.08.07

долина ручья, текущего с зап. склона пер. Исламчат – р. Каракаясу – ур. Джилису – р. Кызылкол

14,0 км

+545 м
-732 м

ЧХВ 6 ч 59 мин

 

Фото
Фото 14. Место переправы через р. Каракаясу.

 

Подъём дежурных в 4:30. Погода ясная, лёгкий мороз. Завтракаем и выходим вниз по долинке ручья, текущего с пер. Исламчат в 07:35. Сначала идём вдоль ручья. Когда крутизна спуска увеличивается и ручей начинает поворачивать на запад, уходим левее на травянистый склон и траверсируем его до тех пор, пока не находим подходящего места для спуска к разливам р. Каракаянсу (фото 14). К моменту, когда вся группа подошла к реке (08:20) она была уже настолько полноводна, что перейти её посуху не представлялось возможным. Бродим на 50 метров выше камня Собачья голова. Далее идём чуть поодаль от реки, пока не подсекаем хорошо набитую тропу, по которой начинаем спуск к ур. Джилису. От характерного места слияния двух ручьёв тропа резко уходит налево, обходя отрог, имеющий довольно крутой северный склон. По тропе в 12:10 выходим к ур. Джилису. У ванн горячих источников в 12:30. ЧХВ от места ночёвки 2 ч. 40 мин.
У одного из участников воспалился палец из-за нагноения заусенца и мы решаем зайти к местному врачу. Врачом оказывается пожилой мужчина. Он предлагает вскрыть гнойник ржавыми ножницами без дезинфекции, поэтому мы отказываемся от его услуг. Квалификация врача вызывает большие сомнения.
Отказавшись от купания в нарзанных ваннах из-за большой очереди, переходим через р. Кызылкол по покорёженному селем стальному мосту и начинаем подъём по дороге. Через переход дорога выводит нас на пологую часть равнины. У коша дорога расходится: направо уходит проезжая дорога в долину реки Малка, на Кисловодск; налево через брод р. Кызылкол дорога к ур. Ирахиктюз, где в этом году был пост ПСС и базовые лагеря многочисленных альпинистов, восходивших на Эльбрус с севера; прямо же пошла дорога, пробитая геологами. Мы решаем идти по ней, не переходя на плато Ирахиксырт, чтобы избежать брода верховий р. Кызылкол (фото 15). Дорога до сих пор в довольно хорошем состоянии, хотя некоторые ручьи прорезали в ней неприятные каньончики глубиной до 2 метров. Обедаем. Вскоре дорога заканчивается, резко спускаясь к реке, к брошенной буровой установке (фото 16). Начинается моросящий дождь. Идём дальше по травянисто-осыпным склонам, стараясь не сбрасывать высоту. Но крутизна склона вынуждает спуститься к реке. Обнаруживаем на береге большое количество остатков брошенного геологами оборудования и нарзанный источник. Пить из него не решаемся из соображений, что не все нарзаны могут быть одинаково полезны. Выходим к притоку, который прорезал в склоне крутой каньон. Выбираемся по правому борту каньона обратно на склон. В этом месте он уже положе. Подсекаем тропу и по траве, чередующейся с мелкими осыпями, выходим в верховья долины р. Кызылкол. Нас уже поджимает темнота, поэтому приходится отказаться от ночёвки на площадках у брода через р. Кызылкол, и, дойдя до первых ровных площадок, ставим лагерь. ЧХВ от ур. Джилису 4 ч. 15 мин. Воду находим чуть дальше в ручье, образовавшем на луге небольшое болотце.
Путь от буровой установки до выполаживания довольно сложный и требует постоянной концентрации руководителя и участников. Как показалось, путь по плату Ирахиксырт должен быть проще, а брода в верховьях р. Кызылкол можно избежать, пройдя по оказавшемуся ровным, пологим и открытым леднику Уллучиран.
От ур. Джилису на плато Ирахиксырт можно попасть посоху – р. Кызылкол перейти по Калинову мосту, а ручей, текущий с ледн. Карачаул – по мосткам. Точное расположение Калинова моста и мостков, а также пути подхода к ним указать не могу.

 

Фото
Фото 15. Пер. Кыртыкауш от р. Исламсу.
Фото
Фото 16. Пер. Кыртыкауш от р. Исламсу.

 

6 день

16.08.07

р. Кызылкол – пер. Бурунташ (н/к, 3065) – пер. Балкбаши (3712) + пер. Чемарт Вост. (3394) (траверс 1А) – долина ручья, стукеющего с ю. склона пер. Чемарт Вост.

8,7 км

+805 м
-753 м

ЧХВ 4 ч 37 мин

 

Фото
Фото 17. Верховья р. Кызылкол.

 

Подъём дежурных в 06:30. Выходим в сторону пер. Бурунташ в 09:30 (фото 17). За переход поднимаемся по тропе на перевал Бурунташ. Снимаем записку группы туристов из города Волгограда от 13.08.07. С него уходим в сторону пер. Балкбаши. Не найдя сразу тропу, начинаем подъём на перевал по гребню, разделяющему верховья реки Кызылкол и ледник Уллучиран. Подсекаем тропу и продолжаем движение по ней. Начинает периодически накрывать облаками, идущими с запада. С перевального взлёта видно две седловины и мы поднимаемся по среднеосыпному склону крутизной до 25º на ближнюю, правую. Находимся в сплошной облачности, видимость 50 метров. Снимаем записку туристов из г. Волгограда. Настораживает то, что она датирована 2006 годом. На мгновение немного раздувает правый гребень, по которому мы должны спускаться. Он совершенно не похож на то, что мы ранее видели на фотографиях. Возвращаем записку в тур, одеваем рюкзаки и переходим на соседнюю, южную седловину. Группа на перевале была в 14:30. ЧХВ от места ночёвки 3 ч. 20 мин. Снимаем записку группы туристов-школьников из Санкт-Петербурга под руководством Кедровой Т.И. от 14.08.07. Спуск начинаем по правому гребню. Видимость остаётся не более 50 метров. Доходим до места у уступа, где тропа расходится на две. Посчитав, что они огибают этот уступ с двух сторон и ниже опять сливаются, случайным образом выбираем правый вариант. Через 15 минут с удивлением обнаруживаем себя на седловине перевала. Оказалось, что мы вышли на перевал Чемарт Восточный (1А). Остаёмся сидеть на перевале и ждать когда же наконец расступятся облака и можно будет увидеть склон на спуск. Через полчаса ожидания перед нами предстал идеально ровный мелкоосыпной склон крутизной до 30º(фото 18). Ночевать всё равно планировали в долине ручья, в которую ведёт перевал (т.к. дойти группе нашего уровня подготовки за один день от реки Кызылкол до верховий реки Уллухурзук нереально, а ночевать в низовьях не хотелось, чтобы свести к минимуму риски, связанные с общением с местным населением), поэтому принимаем решение не возвращаться на гребень, по которому проходит стандартный спуск с перевала Балкбаши, а спускаться прямо с перевала. Получив море удовольствия от спуска по мягкой мелкой осыпи крутизной до 35º (вспомнились зима и лыжи ;) ), становимся на ночёвку в средней части ручья. Там на лугу (фото 19) отличные ровные места для палаток и чистый ручей. ЧХВ от пер. Балкбаши 1 ч. 15 мин. Обед, перемежаясь со сном, плавно перетекает в ужин…
 
Фото
Фото 18. Вид с пер. Чемарт Вост. в сторону р. Битюктюбе.
Фото
Фото 19. Пер. Чемарт Вост. со стороны р. Битюктюбе.

 

7 день

17.08.07

долина ручья, стукеющего с ю. склона пер. Чемарт Вост. – р. Битюктёбе – р. Уллухурзук – нижний цирк пер. Куршоу Вост. и Кебек

17,1 км

+844 м
-926 м

ЧХВ 6 ч 11 мин

 

Фото
Фото 20. Пер. Балкбаши со стороны р. Битюктюбе.

 

Подъём дежурных в 5:30. Выходим в сторону р. Битюктёбе в 7:40. Начинаем траверс левого борта долины, стараясь не сбрасывать высоту, чтобы выйти на тропу с перевала Балкбаши. Подсекаем тропу и спускаемся к ручью, текущему с перевала Балкбаши. Бродим его. Вскоре тропа возвращается на правый берег и выводит дому местного егеря, Джамала, а также к нарзанным источникам (фото 20). На них оборудованы ванны. Ждём своей очереди, купаемся и идём вниз, по дороге, до коша и далее. Доходим до моста ниже слияния рек Битюктёбе и Уллухурзук. ЧХВ от места ночёвки 2 ч. 10 мин. От него начинается дорога в верховья реки Уллухурзук. Видимо, это старая дорога, т.к. она сильно завалена деревьями и изрезана селями. Скоро она выходит на проезжую дорогу, которая идёт до верхнего коша. От неё много ответвлений лесовозных дорог. В 13:30 садимся на обед в лесу, между кошами, у ручья. После того как дорога заканчивается, начинается утоптанная тропа (фото 21). Тропа непрерывно идёт до места впадения ручья, стекающего с перевалов Куршоу, в Уллухурзук и далее, к леднику Кюкюртлю. Через ручей перекинут мостик. Долина в этом месте (фото 22) крайне живописна – с неё открываются потрясающие виды на узел Куршоу, стену Кюкюртлю, низовья долины р. Уллухурзук. На ровном лугу можно поставить палатки, в красивейших глубоких ручьях чистая вода. Отличное место для днёвки! От места впадения начинаем подъём вдоль ручья, стекающего из цирка перевалов Кебек и Куршоу Восточный. Преодолеваем перевальчик между гребнями, идущими от вершины Куршоу и вершины 3313. Сразу за ним, не доходя полперехода до цирка, ставим лагерь на ровном лугу. ЧХВ от впадения р. Битюктёбе в р. Уллухурзук 3 ч. 30 мин.
Оказалось, что путь правым берега ручья, на котором мы ночевали, проще – только нужно обойти выше по склону каньон, который он образует перед впадением в ручей, текущий с перевала Балкбаши.
Также в некоторых отчётах указан мост через р. Битюктёбе выше впадения в Уллухурзук, но никто из опрошенных нами местных жителей не смог подтвердить или опровергнуть его наличия, а у егеря спросить про него мы забыли, поэтому решили не рисковать и перейти по мосту ниже слияния рек. Также должны быть мосты через Уллухурзук напротив кошей. Но мы не обратили на них внимания, и поэтому не можем гарантировать их наличие.
 
Фото
Фото 21. Верховья р. Уллухурзук.
Фото
Фото 22. Вид с подъёма в цирк пер. Кебек на низовья р. Уллухурзук.

 

8 день

18.08.07

нижний цирк пер. Куршоу Вост. и Кебек – пер. Кебек (1А* (2А факт.), 3476) – прав. борт долины р. Акбаши

2,4 км

+599 м
-335 м

ЧХВ 6 ч 51 мин

 

Фото
Фото 23. Нижний цирк перевалов Кебек и Куршоу Верхн.

 

Подъём дежурных в 4:30. Сутра переменная облачность. В 7:15 выходим по тропе в сторону нижнего цирка перевалов Кебек и Куршоу Восточный. При подъёме в цирк нас накрывает облако, и видимость падает до 50 метров. В цирке (фото 23) около получаса ждём, пока не улучшится видимость. От прохождения перевала Куршоу Восточный (Куршоу Восточный Скальный, Куршоу Верхний) (1Б) было решено отказаться в пользу запасного варианта - перевала Кебек (1А) (фото 24) из-за большей крутизны склона и крайне высокой камнеопасности при такой снежно-ледовой обстановке, какая была в этом году. По осыпному валу поднимаемся в верхний цирк перевала Кебек. ЧХВ от места ночёвки 1 ч. Практически весь снег с перевала стаял. Первую часть взлёта проходим по осыпнопу кулуару (фото 25) крутизной до 35º и протяжённостью до 200м. Далее вышли на лёд, покрытый моренными отложениями. В верхней части лёд оголяется и приходится рубить ступени. По правому борту ледничка рантклюфт шириной до 2 метров, поэтому приходится вылезать в верхнюю его часть. Общая протяженность участка до 50м, крутизна до 30º. Далее уходим чуть правее по ходу и поднимаемся по очень простым разрушенным скалам вдоль ручейка (фото 26). Протяжённость скального участка до 30м, крутизна до 45º. На скальной террасе в 10:30 одеваем кошки и начинаем подъём по правой части ледового склона (фото 27), свободного от осыпных отложений. Крутизна склона сначала около 25º и постепенно увеличивается. Когда она превысила 30º, начинаем вешать перила. По началу всё было нормально, но где-то на второй-третьей верёвке начинаются регулярные камнепады. Склон оказался камнеопасен, причём камни сходят с обоих бортов, а также иногда от небольшого скального выступа, стоящего на седловине. Максимально быстро поднимаемся на верхнюю центральную, более крутую, но безопасную часть склона. Во время подъёма периодически накрывает облаками и видимость падает до 50 метров. Крутизна в верхней части склона возрастает до 40º. Последнюю верёвку, провешенную по снегу, крепим на скалах. Всего провесили 7 верёвок, 250 метров перил. Выходим на перевал в 14:25. ЧХВ прохождения перевала от верхнего цирка 5 ч. 10 мин. Седловина скальная, узкая, мест под палатку нет, воды в жидком виде нет (фото 29). Снимаем записку туристов из г. Николаева под руководством Гринько А.В. от 10.08.07. На север с перевала открывается красивейший вид на долину р. Уллухурзук (фото 28). На юг видны низовья р. Акбаши, долина р. Уллуозень и массив Доломитов (фото 30). По условиям прохождения оцениваем перевал как сильную 2А. Начинаем по средней осыпи крутизной до 25º спуск в сторону ручья Акбаши. Метров на 100 ниже перевала на терраске есть площадки под палатки. Обходим терраску левее и спускаемся по тропе, проложенной по скально-осыпному кулуару. Приваливаемся левее тропы на ровной травянистой лужайке у большого камня. ЧХВ от перевала 45 мин. Начинается ливень. Через час с помощью тента набираем воды (все ближайшие русла ручьёв оказались пересохшими) и обедаем. Ставим палатки и, не дожидаясь окончания дождя, ложимся спать.

 

Фото
Фото 24. Перевальный взлёт пер. Кебек со стороны р. Уллухурзук.
Фото
Фото 25. Перевальный взлёт пер. Кебек со стороны р. Уллухурзук.
Фото
Фото 26. Выход на скальную террасу пер. Кебек.
Фото
Фото 27. Ледовый взлёт пер. Кебек.
Фото
Фото 28. Вид с пер. Кебек в сторону р. Уллухурзук.
Фото
Фото 29. Команда на пер. Кебек.
Фото
Фото 30. Вид с пер. Кебек в сторону р. Акбаши.
 

 

9 день

19.08.07

прав. борт долины р. Акбаши – р. Акбаши – пер. Акбаши (н/к, 3367) – р. Актерек – пер. ЭКТ (1Б (1А факт.), 3477) – р. Уллукам

4,8 км

+484 м
-869 м

ЧХВ 4 ч 10 мин

 

Фото
Фото 31. Верховья р. Акбаши.

 

Общий подъём в 06:00. Выход в сторону пер. Акбаши в 07:00. Траверсируем травянистый склон в верховья ручья Акбаши, стараясь не сильно сбрасывать высоту (фото 31). Выйдя в пологую верхнюю часть долины, становимся на завтрак у правого притока ручья. Выходим в 09:30. По осыпям доходим до перевального взлёта перевала Акбаши. Взлёт снежно-осыпной, длиной до 300м, крутизной до 25º (фото 32). По границе снега и осыпи выходим на перевал. ЧХВ от места ночёвки 1 ч. 50 мин. Снимаем записку туристов из города Харькова от 08.08.07. Спускаемся по осыпи крутизной до 25º, забирая чуть левее. Переходим через верховья долины ручья Актерек (Терек) и начинаем подъём да древний моренный вал, ведущий к перевалу ЭКТ (фото 33). Перевальный взлёт ледовый, крутизной до 40º и длиной до 150м (фото 34). Обходим лёд по его границе с осыпью. ЧХВ от пер. Акбаши 50 мин. Седловина перевала осыпная, широкая, есть места под палатки, воды в жидком виде нет. На запад видны перевал Акбаши, массив Куршоу-Кюкюртлю (фото 35). На восток открывается вид на обе седловины пер. Хотютау (фото 36). Снимаем записку группы туристов из г. Хорькова под руководством Заколоднего А.В. от 19.08.07. По мелкой осыпи крутизной до 25º через 250 метров выходим к оборудованным площадкам. Чуть ниже находим ручей, вытекающий слева из-под камней. Обедаем. Спускаемся дальше по тропе, идущей по правому берегу ручья. Начинается моросящий дождь. Ниже лавинного выноса ручей образует водопад. Обходим его, траверсируя травянистые склоны левого берега. Склоны довольно крутые, до 35º, трава растёт кочками (фото 37). Спуск крайне неприятный и заставляет всё время быть в напряжении. Ниже водопада спускаемся к камню, нависающему над потоком. Далее находим тропу, которая дальше выводит на небольшую скальную полочку, по которой обходятся прижимы. Пересекая три скальных отрожка, долина становится положе и спускается у Уллукаму. Спуск с перевала довольно точно описан в книге А.А. Алексеева (фото 39). Ставим лагерь на правом берегу р. Уллукам, на лугу. ЧХВ от пер. ЭКТ 1 ч. 45 мин. Воду берём в ручье, текущем с перевала ЭКТ.

 

Фото
Фото 32. Перевальный взлёт пер. Акбаши со стороны р. Акбаши.
Фото
Фото 33. Пер. ЭКТ со стороны р. Актерек.
Фото
Фото 34. Перевальный взлёт пер. ЭКТ со стороны р. Актерек.
Фото
Фото 35. Вид с пер. ЭКТ в сторону р. Актерек.
Фото
Фото 36. Вид с пер. ЭКТ в сторону р. Уллукам.
Фото
Фото 37. Травянистые склоны левого берега ручья, притока р. Уллукам, текущего с пер. ЭКТ.

 

10 день

20.08.07

р. Уллукам – пер. Хотютау (1Б, 3516) – плато Хотютау – станция Старый Кругозор ЭКД

8,2 км

+760 м
-554 м

ЧХВ 5 ч 24 мин

 

Фото
Фото 38. Пер. Хотютау со стороны р. Уллукам.

 

Подъём дежурных в 06:00, выход в 08:30. Бродим Уллукам чуть выше по течению. Огибаем справа по ходу гребень, разделяющий ручьи, текущие с двух седловин перевала Хотю-Тау. Военная тропа обнаруживается минутах в 20 ходьбы (фото 38). Место её начала обильно отмаркировано турами. На привале нас догоняет отряд пограничников (снайпер с автоматчиком) и проверяет наши пропуска в КЧР. По тропе подымаемся на вершинку между двумя седловинами и спускаемся по простому скальному гребню на южную. С подъёма хорошо виден спуск с нашего предыдущего перевала - ЭКТ (фото 39). На перевале Хотю-Тау группа была в 12:00. ЧХВ от места ночёвки 3 ч. Седловина широкая, плоская, есть оборудованные площадки под палатки. Воды в жидком виде нет (фото 40). Снимаем записку группы туристов из г. Харькова под руководством Заколоднего А.В. от 20.08.08. Спускаемся с перевала на ледовое плато Хотю-Тау по короткому (30м) осыпному взлёту крутизной до 30º. Плато ровное, открытое, практически без трещин. Спускаемся по плато, огибая справа сильное понижение с озером (фото 41). Выйдя к ледовой речке, текущей слева вдоль покровной морены, приходится вернуться чуть назад, чтобы перейти её по ледовому мосту. Выходим на ледник Азау Большой. Зону разломов обходим выше. Спускаемся на левую зачехлённую часть ледника (фото 42), бродим несколько ручьёв и далее по левой морене выходим к озёрам (фото 43). От озёр уходим вдоль ледника Малый Азау и далее по тропе, идущей левее большого осыпного гребня. Спускаемся к ручью, текущего с ледника, бродим его и по левой морене по тропе спускаемся к станции Старый Кругозор Эльбруской канатной дороги. ЧХВ от пер. Хотю-Тау 2 ч. 30 мин.

 

Фото
Фото 39. Пер. ЭКТ с подъёма на пер. Хотютау.
Фото
Фото 40. Группа на пер. Хотютау.
Фото
Фото 41. Панорама плато Хотютау на запад и юг.
Фото
Фото 42. Спуск с ледн. Большой Азау к Эльбрусским озёрам.
Фото
Фото 43. Вид от Эльбрусского озера на плато Хотютау.
 

 

  1. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Основной опасностью в этот год была высокая камнеопасность перевалов, что особенно сильно проявлялось на перевалах западного отрога Эльбруса – перевалы Кебек, Куршоу Восточный (по показаниям группы Сергея Шакрыл), Кюкюртлю Южный (по показаниям группы из Харькова). Возможно, для повышения бехопасности маршрутов 1-2 к.с. вокруг Эльбруса, стоит подыскать другие варианты пересечения этого отрога, возможно, через перевал Куршоу Западный (1А). Хотя в более снежные года камнеопасность данных перевалов ниже.
Также в более снежные года опасность может представлять собой зона разломов леднинка Мкяра, если она будет закрыта снегом.
Стоит проявлять осторожность на крутых травянистых склонах левого берега р. Кызылкол и при спуске с перевала ЭКТ. Ходить по траве не удобно, склоны довольно крутые, скользкие, а улететь есть куда.
Во второй половине дня может представлять собой потенциальную опасность брод через р. Каракаясу.
Ещё хотелось бы обратить внимание на то, что необходимо соблюдать максимальную осторожность при общении с местным населением, особенно в кошарах. А лучше вообще избегать его. Некоторые постояльцы кошей любят выпить, а кавказские люди в состоянии алкогольного опьянения очень часто ведут себя неадекватно. И ни в коем случа, нельзя совместно с ними употреблять алкогольные напитки. Конечно, большинство местных – приветливые, отзывчивые и гостеприимные люди. Но всё же в отдалённых местах стоит меньше привлекать к себе внимание, ибо бежать там особо некуда и звать на помощь кого-либо бесполезно.

 

  1. Итоги, выводы, рекомендации.
Пройден насыщенный, красивый маршрут. Участники получили довольно большой объём технического опыта, вполне достаточного для участия в походах 3 к.с. Места, по которым проходил поход, очень живописны. Пейзажи Джилису, Эльбрус со всех его сторон, стена Кюкюртлю вызывают восхищение любого человека, неравнодушного к горам в частности и природным красотам вообще. На состояние местности повлиял аномально малоснежный год – все ледники были открыты, снежники все стаяли, большие реки стали ещё полноводнее, а мелкие ручьи пересохли; была высокая камнеопасность. Маршрут или его элементы рекомендуются к повторению.
  1. Приложения.

 

  1. Картографический материал.

 

  1. Путевые точки и трек похода.

Путевые точки и трек, записанные с помощью прибора GPS Garmin 72 можно скачать тут

  1. Адреса и контакты МЧС.

Команда регистрировалась в ПСО Шхальда. Телефон, который нам оставили для оперативной связи спасатели: 8(928)369 27 81

Добавлен: 25 сен 2008 14:04 Автор: Yadro #41967
Yadro аватар
Отличный отчет Саня ;)
Добавлен: 25 сен 2008 14:11 Автор: Starks #41968
Starks аватар
Порадовало Технический опыт - одни альпинисты России.
Добавлен: 25 сен 2008 20:28 Автор: Vladimir83 #41972
Vladimir83 аватар
Отчет супер!
Добавлен: 26 сен 2008 01:46 Автор: chery #41979
chery аватар
Сань, спасибки огромное за отчёт, так душевно всё вспомнить.
Добавлен: 26 сен 2008 11:51 Автор: GinSengg #41980
GinSengg аватар
блин!!! сговорились все что ли? ну есть же нормальные фотки, зачем же самые дурацкие вставлять?!
Добавлен: 26 сен 2008 13:47 Автор: zaya #41981
zaya аватар
У-тю-тю.. ;)