Отчёт о лыжном походе 4кс по Приполярному Уралу в марте 2012 года

Автор: Арабаджиев Михаил Сансарович, 23.09.2013 21:15
Просмотров: 2785
ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ

ОТЧЁТ

 

о лыжном туристском походе четвёртой категории сложности по Приполярному Уралу
с 9 по 24 марта 2012 года.

Маршрутная книжка №1/2-401,  МКК ФСТ-ОТМ
Руководитель: Арабаджиев Михаил Сансарович
Москва, тел. +7 925 032-52-89, e-mail: arabadgiev gmail.com

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация:

ТК МГТУ им Н.Э. Баумана

1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.

Россия, Приполярный Урал.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

КС похода

Протяжённость (км)

Продолжительность

Сроки проведения

лыжный

четвертая

321 км

16 дней

9 – 24.03.2012

 

1.4. Подробная нитка маршрута.

г. Печора - о.п. 1952км (пос. Кожим-Рудник) - старый Кожимский тракт - хр.Обеиз - р.Пальник-Шор - хр.Малдыиз - р.Дурная - пер.Корова-Рузь(н/к, 860) - р.Хамабалью - пер.Становой(н/к, 940) - р.Становой - пер.Форельный(н/к, 840) - р.Лимбекою - пер.Валдик(н/к, 985) - р.Балбанью - пер.Кар-Кар(1А,1240) - р.Манарага - в.Манарага(1Б, 1598) - р.Косью - в.Колокольня(1Б, 1640) рад - пер.Авангард(1А, 1070) - в.Урал(1Б, 1584) рад - р.Харота - пер.Медвежий(1Б, 1060) - р.Медвежий - р.Вангыр - пер.Сундук(н/к) - р.Озерная - р.Войвож-Сыня - пер.Седью-Вой-Вож(н/к) - р.Седью - пер.Аранецкий(н/к) – цирк в.Сабля рад - пос.Приуральское - г . Печора

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Пройдено всего категорированных препятствий: 6.
Распределение по категорийности: 1Б – 4, 1А – 2.

1.6. Список группы. 

N

Ф.И.О.

Г.Р.

Тур.опыт

Обязанности

Фото

1

Арабаджиев
Михаил
Сансарович

1985

6ЛУ, 2ЛР

5ГУ, 3эл4ГР

руководитель
завхоз

2

Дяченко
Евгений
Владимирович

1986

5ЛУ
3ГУ, эл4ГУ

финансист

3

Коноваленко
Федор
Дмитриевич

1991

4ЛУ
4ГУ, 2ГР

реммастер

4

Морев
Роман
Вячеславович

1986

2ЛУ
3ГУ

медик

5

Чуканов
Виталий
Игоревич

1992

2ЛУ
3эл4ГУ

снаряженец

 

2. Идея похода

Основная идея, конечно же, отдохнуть в хорошей компании и в хорошем районе. При этом хотелось безопасно пройти спортивный маршрут посильный нашей группе.

При выборе района в силу определенных причин мы остановились на Приполярном Урале. Классический район для лыжного туризма. Тут можно планировать лыжные маршруты практически любой сложности (от 3 до 6кс). При этом большинство ночевок можно планировать в зоне леса.

При планировании похода у нас сформировались следующие принципы определившие нитку нашего маршрута:

  • В рамках лыжного похода 4кс пройти автономный линейный маршрут по центральной части Приполярного Урала, пересекая его с севера на юг.
  • В рамках маршрута попытаться совершить восхождения на ряд популярных вершин района.
  • Выбирая перевалы, разделяющие эти восхождения, мы ориентируемся на их небольшую сложность и минимальную лавиноопасность.
  • Не имея достаточного запаса времени, мы понимаем что от ряда восхождений из-за погоды или по каким-либо другим причинам придется отказаться.
  • Восхождения не являются самоцелью. Главной задачей является прохождение линейного автономного маршрута.

 

3. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден полностью в соответствии с заявленным основным вариантом, за исключением лишь радиального выхода на вер. Народа (1Б, 1895) от которого пришлось отказаться из-за погодных условий. Тем самым мы сэкономили один день (график движения сместился на день вперед), который в дальнейшем пригодился нам на выходе с маршрута по Аранецкому тракту.

 

4. График движения

Заявленный

ДАТА

ДЕНЬ

Участок маршрута

РАССТ

НАБОР

09.03.12 

1

ст. 1952км - Кожимский тракт

14,5

0,2

10.03.12

2

Кожимский тракт - р. Дурная

20

0,7

11.03.12

3

р. Дурная - подход под пер. Корова-Рузь

21

0,3

12.03.12

4

пер. Корова-Рузь(н/к, 860) - р. Хамбалью - пер. Становой(н/к, 940)
- р. Становой - пер. Форельный(н/к, 840) - р. Лимбекою

23

1,5

13.03.12

5

пер. Валдик(н/к, 985) - верховья р. Балбанью

26

0,9

14.03.12

6

вер. Народа(1Б, 1895) рад. - пер. Кар-Кар(1А,1240) - р. Манарага

13

1,3

15.03.12

7

р. Манарага, подход под вер. Манарага

10

0,1

16.03.12

8

вер. Манарага(1Б, 1598) рад.

6,5

1,1

17.03.12

9

р. Манарага - р. Косью, подход под вер. Колокольня

12

0,3

18.03.12

10

вер. Колокольня(1Б, 1640) рад

6,5

1

19.03.12

11

пер. Авангард(1А, 1070) - вер. Урал(1Б, 1584) рад - р. Харота

14,5

1,2

20.03.12

12

пер. Медвежий(1Б, 1060) - р. Медвежий - р. Вангыр

15

1,1

21.03.12

13

пер. Сундук(н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож(н/к)

16,5

0,7

22.03.12

14

р. Седью - пер. Аранецкий(н/к) – изба 40 окладов

22

0,5

23.03.12

15

цирк вер. Сабля рад - Аранецкий тракт

17

0,6

24.03.12

16

Аранецкий тракт - пос. Приуральское

35

0,3

Итого:

категорированных препятствий: 7 из них: 1Б – 5, 1А – 2

272,5

11,8

 

Пройденный

ДАТА

ДЕНЬ

Участок маршрута

РАССТ

НАБОР

09.03.12 

1

ст. 1952км - Кожимский тракт

14,5

0,2

10.03.12

2

Кожимский тракт - р. Дурная

20

0,7

11.03.12

3

р. Дурная - подход под пер. Корова-Рузь

21

0,3

12.03.12

4

пер. Корова-Рузь(н/к, 860) - р. Хамбалью - пер. Становой(н/к, 940)
- р. Становой - пер. Форельный(н/к, 840) - р. Лимбекою

23

1,5

13.03.12

5

пер. Валдик(н/к, 985) – верховья р. Балбанью

26

0,9

14.03.12

6

пер. Кар-Кар(1А,1240) - р. Манарага, подход под вер. Манарага

18

0,8

15.03.12

7

вер. Манарага(1Б, 1598) рад.

6,5

1,1

16.03.12

8

р. Манарага - р. Косью, подход под вер. Колокольня

12

0,3

17.03.12

9

вер. Колокольня(1Б, 1640) рад

6,5

1

18.03.12

10

пер. Авангард(1А, 1070) - вер. Урал(1Б, 1584) рад - р. Харота

14,5

1,2

19.03.12

11

пер. Медвежий(1Б, 1060) - р. Медвежий - р. Вангыр

15

1,1

20.03.12

12

пер. Сундук(н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож(н/к)

16,5

0,7

21.03.12

13

р. Седью - пер. Аранецкий(н/к) – изба 40 окладов

22

0,5

22.03.12

14

цирк вер. Сабля рад

7

0,6

23.03.12

15

Аранецкий тракт

35

0,2

24.03.12

16

Аранецкий тракт - пос. Приуральское

10

0,1

 

Итого:

категорированных препятствий: 6 из них: 1Б – 4, 1А – 2

267,5

11,2

 

5. Техническое описание

При описании маршрута логично разделить его на три части
Первая часть – это заход в район по Кожимскому тракту от ст. 1952км до р. Дурная и дальше выход в верховья р. Балбанью к вер. Народа через простые лыжные н/к перевалы: Корова-Рузь(н/к, 860), Становой(н/к, 940), Форельный(н/к, 840), Валдик(н/к, 985).

Вторая часть – техническая. Она включает в себя наиболее интересные и технически сложные (применительно к лыжному походу 4кс) участки маршрута. Это радиальные восхождения на популярные и знаковые вершины района: Народа(1Б, 1895), Манарага(1Б, 1598), Колокольня(1Б, 1640), Урал(1Б, 1584), а также прохождение популярных и интересных перевалов, логично соединяющих эти вершины в одну нитку маршрута: Кар-Кар(1А,1240), Авангард(1А, 1070), Медвежий(1Б, 1060).

Третья часть – это выход из района на Аранецкий тракт через простые лыжные н/к перевалы: Сундук(н/к), Седью-Вой-Вож(н/к), Аранецкий(н/к).

В течении всего похода мы непрерывно писали GPS трек маршрута. Но к сожалению на момент написания отчёта трек и точки были безвозвратно утеряны, а технических записей в течении похода мы не вели, рассчитывая получить всю нужную информацию из трека. Поэтому описание маршрута приводится без такой важной характеристики как точное ЧХВ.

Заход в район

Поезд в Печору прибыл без опоздания в 05:54. Выгружаемся и заходим в здание вокзала чтобы узнать с какого пути отходит рабочий поезд Печора – Инта. У дежурного узнаем –отправление в 06:40 (см. расписание) либо с третьего либо с четвертого пути (бывает по разному). Билеты нужно приобретать уже в поезде у проводницы. Минут за 20 до отправления поезд был подан (кажется на четвертый путь) - загружаемся в него, располагаемся. Ориентировочное время прибытия – 10.30. У нас есть еще 4 часа чтобы поспать.

9 марта. ст. 1952км - Кожимский тракт
Выходим на Аранецкий тракт. Через два перехода нас догоняют на двух буранах сотрудники нац. парка «Юдыг Ва». Разрешения на посещение территории нац. парка у нас оформлено не было по ряду причин. Составляем протокол об административном правонарушении, немного общаемся и идем дальше (фото 1.0). По тракту идется легко, но в первый день решаем сильно не напрягаться. Проходим около четырех переходов и на ночевку встаем немного не доходя до ур. Бараки Обеиз.

10 марта. Кожимский тракт – р. Дурная
На р. Дурная можно попасть пройдя н/к перевалами через хребты Обеиз и Малдыиз. Но нам такой вариант показался привлекательным на случай выхода из района налегке. А с полным грузом проще, и скорее всего быстрее, обойти хребты по накатанному Аранецкому тракту.
Поэтому продолжаем идти по тракту. Пересекаем хребты Обеиз и Малдыиз (фото 1.1) и после обеда выходим на р. Дурная.
Вверх по реке уходит лыжня, проложенная нашими друзьями неделю назад. Идем по ней. Снега на реке мало. Местами встречаются промоины (фото 1.2). Аккуратно обходим их, соблюдая технику безопасности. Иногда приходится обходить по берегу открытые участки реки. На ночевку встаем на левом берегу реки (дрова, вода)

11 марта. р. Дурная – подход под пер. Корова-Рузь
Сегодня хотим максимально подойти под перевал и встать на ГЗЛ. Продолжаем идти вверх по реке. Примерно за 1км до впадения в р. Дурная ручья стекающего с пер. Корова – Рузь лыжня забирает правым берегом и уходит на пер. Долгий (н/к, 820), ведущий в долину р. Нидысей. Какое-то время идем по лыжне, а потом забираем восточнее на наш перевал. За переход до ГЗЛ валим небольшую сушинку и берем с собой по чурбачку. На ночевку встаем уже в сумерках.

12 марта. пер. Корова-Рузь(н/к, 860) - р. Хамбалью - пер. Становой(н/к, 940) - р. Становой - пер. Форельный(н/к, 840) - р. Лимбекою
Подъем на перевал сложностей не представляет. (фото 1.3, фото 1.4). Склон пологий, задутый. Идем на лыжах. За пару переходов выходим на перевал. Седловина широкая. Есть тур. (фото 1.5, фото 1.6). Записку в туре не находим. Оставляем свою. Спуск с перевала пологий, наст. Спускаемся на лыжах, забирая направо в верховья р. Хамбалъю. (фото 1.7). Спустившись на дно долины, выкатываемся на буранку (фото 1.8), которая судя по всему идет через пер. Хамбал(н/к, 800) на р. Нидысей. Пройдя еще переходик, останавливаемся на правом берегу реки возле промоины на обед (фото 1.9). Подъем на перевал Становой сложностей не представляет – пологий снежный склон. (фото 1.10, фото 1.11). Идем на лыжах. Выраженной седловины у перевала как таковой нет. С перевала траверсом на лыжах уходим на пер. Форельный(н/к, 840) (фото 1.12). Седловина широкая, тура не находим. С перевала спускаемся на лыжах. Склоны пологие, безопасные. Выкатываемся в широкую долину р. Лимбекою (фото 1.13). Вдалеке, на противоположном (правом) берегу долины видим лес и решаем сегодня дойти до него. Все уже немного подустали. Но вниз катится легко. Последний переход идем с фонариками и на ночевку встаем уже в полной темноте. Но зато находим хорошее, защищенное от ветра место, рядом с холмом, с дровами и водой. (фото 1.14)

13 марта. пер. Валдик(н/к, 985) – верховья р. Балбанью
С места ночевки уходим вверх по р. Либмекою. Река закрытая, промоин нет, снега мало. Идем по руслу. (фото 1.15). Переваливаем через небольшой поросший лесом ригель и попадаем в верховья р. Лимбекою (фото 1.16). У первой открытой воды, рядом с кустиками останавливаемся на обед (фото 1.17). После обеда продолжаем подниматься вверх по руслу реки (фото 1.18, фото 1.19). Местами встречаются старые следы буранки. На подходе к пер. Валдик усиливается ветер. Начинаются открытые участки льда, снег сдут. Около перехода идем пешком, так проще. Подъем на перевал пологий. Заходим на лыжах (фото 1.20). С перевала спускаемся уже в сумерках. Склон безопасный. Спускаемся на лыжах (фото 1.21). На ночевку встаем в цирке перевала в районе небольшого озерца. Тут дует меньше чем в долине р. Лимбекою. Немного дров мы с собой прихватили, поэтому устраиваемся с комфортом.

Техническая часть.

14 марта. пер. Кар-Кар(1А,1240) - р. Манарага, подход под вер. Манарага
Утром погода неоднозначная. Массив Народы затянут облаками (фото 2.1). Дует ветерок. С надеждой на улучшение выходим в цирк пер. Кар-Кар. По мере подъема в цирк ветер усиливается, вершина по прежнему остается затянутой (фото 2.2). Вершина Народа – это большое плато, на котором от ветра спрятаться негде. Подойдя к озеру Кар-Кар мы решаем отказаться от восхождения, т.к. тенденций к улучшении погоды нет, скорее наоборот. Траверсом выходим на пер. Кар-Кар (1А, 1240) (фото 2.3). Снимаем записку наших друзей из Бреста, которые проходили здесь неделю назад (фото 2.4), оставляем свою, фотографируемся (фото 2.5). Спуск с перевала представляет из себя две ступени. Первая ступень– курумник, присыпанный снегом. Тут необходимо спускаться пешком. Убираем санки, крепим лыжи на рюкзак и начинаем спуск (фото 2.6). Спустившись на пологое, одеваем лыжи (фото 2.7). Вторая ступень - склон крутизной до 30град с выходами камней. Спускаемся на лыжах, закладывая серпантины (фото 2.8). В долине р. Манарага погода намного лучше. По мере спуска ветерок затихает. Спускаемся до первых кустиков и открытой воды. Готовим обед. После обеда продолжаем спускаться по р. Манарага. Вскоре река делает резкий поворот налево и мы выходим на буранку (фото 2.9). Тут совсем распогодилось. Чистое небо, полный штиль, солнце. (фото 2.10). Стало даже жарковато. Буранка вначале идет по левому берегу реки, но вскоре начинается лес, прижимы, местность становится более ухабистой и буранка уходит на русло реки (фото 2.11). Напротив пер. Студенческий буранный след ответвляется направо в сторону вер. Манарага. Нам как раз туда. Отходим немного от реки и встаем на ночевку. Завтра у нас запланирован радиальный выход на вер. Манарага.

15 марта. вер. Манарага (1Б, 1598) рад.
Сутра пораньше выходим налегке. Погодка вроде ничего, вот только над вершиной весит небольшое облако. Буранный след идет вдоль ручья стекающего с пер. Студенческий и выводит нас под склоны Манараги. Дальше начинается лыжня предыдущих восходителей. Она уходит на гребень по левому борту ручья стекающего со склонов Манараги между вершиной и пер. Студенческий (фото 2.12, фото 2.13). По лыжне выходим на гребень. Снимаем лыжи, одеваем кошки и начинаем подъем по снежному гребню (фото 2.14). Гребень широкий. Идем по слегка заметенным следам. На северную сторону свисают карнизы. Осторожно! Вскоре гребень становится круче, начинаются скалы (фото 2.15, фото 2.16). Встречаются участки простого лазания крутизной до 40-50град. Вылезаем на вершину, фотографируемся (фото 2.17). Снимаем записку группы ТК ННГУ им. Н.И. Лобачевского от 14.03.12, оставляем свою и уходим вниз. До места на гребне где оставили лыжи спускаемся по пути подъема. Склон по которому мы поднимались на гребень, не смотря на лыжню, показался нам крутоват для спуска. Поэтому дальше решаем не идти по пути подъема, а спуститься через пер. Студенческий. Одеваем лыжи. По широкому гребню, переваливая через небольшой жандарм, выходим на пер. Студенческий. С перевала уже есть спусковая лыжня в долину Манараги. Начинаем спуск. Не смотря на наличие лыжни, оцениваем склон как лавиноопасный (есть признаки ледовой изморози). Поэтому спускаемся аккуратно соблюдая технику безопасности (включенные биперы, дистанция, стараемся лишний раз не нагружать склон, идем по лыжне). Благополучно спускаемся до буранного следа. Ну а дальше вниз – катуха!

16 марта. р. Манарага - р. Косью, подход под вер. Колокольня
Сутра выходим по буранному следу вниз вдоль р. Манарага (фото 2.18). Вскоре подходим к балку (фото 2.19). В балке никого не оказалось. По такому случаю решаем устроить ранний обед. Балок в хорошем состоянии, есть печка (за несколько часов можно хорошо натопить), лежанка на 6-7 чел, воду можно брать из речки. Место у туристов крайне популярное и зимой и летом. Поэтому есть проблемы с дровами ( за сушиной придется немного прогуляться).
После балка р. Манарага вместе с р. Ломесьвож впадает в р. Косью и буранный след выходит на русло реки в обход прижимов. На реке встречаются промоины и участки тонкого льда (фото 2.20). Преодолеваем их аккуратно с соблюдением техники безопасности. Вскоре открывается вид на массив Колокольни (фото 2.21). Река круто заворачивает направо вокруг г. Медвежья Лапа. Проходим еще пару километров и уходим вверх вдоль ручья стекающего с цирка пер. Аванград. Поднимаемся правым берегом ручья и встаем на ночевку на ГЗЛ. На завтра запланирован радиальный выход на вер. Колокольня.

17 марта. вер. Колокольня(1Б, 1640) рад
Утром выходим пораньше. Рома Морев остается в палатке. Он сильно натер ноги и хочет сегодня подлечиться. Переходим на левый берег ручья и траверсом, сильно не теряя высоты выходим в соседнюю долинку. Открываются хорошие виды на массив Колокольни (фото 2.22, фото 2.23). Выходим на озеро, расположенное в цирке. Впечатляют виды стены Колокольни Южной (пик Свердловских туристов) (фото 2.24, фото 2.25). От озера поднимаемся на лыжах под выходы скал. Снимаем лажи, одеваем кошки. Пересекаем небольшое снежное поле и начинаем подъем по заснеженному курумнику. Поднимаемся, забирая немного влево и выходим в снежный кулуар (фото 2.26). Дальше продолжаем подъем по кулуару вдоль скал (фото 2.27). Вскоре кулуар переходит в снежный склон с выходами камней. Выходим на гребень, а затем на вершину (фото 2.28). На северную сторону с гребня свисают карнизы. Осторожно! Погода идеальная, небо абсолютно чистое (фото 2.28). Спускаемся по пути подъема.

18 марта. пер. Авангард (1А, 1070), вер. Урал (1Б, 1584)
За пару переходов подходим под перевал (фото 2.1). На перевал поднимаемся серпантином на лыжах. Седловина широкая. Рома Морев и Виталик Чуканов остаются на перевале готовить обед. Немного дровишек мы прихватили с ночевки. Остальные налегке уходят в радиалку на вер. Урал. Подъем с перевала по Западному гребню сложностей не представляет. Снежно осыпной склон. Идем в кошках (фото 2.29). Погода идеальная. Минут через 50 выходим на вершину (фото 2.30). Отличная обзорная вершинка. Спускаемся по пути подъема.

На перевале обедаем, загораем на солнышке (фото 2.31). Во время обеда просмотрели линию спуска. Убираем санки и лыжи в рюкзак и начинаем спуск с перевала. Вначале спускаемся траверсом влево до границы выхода камней. Дальше склон показался нам немного лавиноопасным. Спускаемся аккуратно по линии падения воды, соблюдая технику безопасности (дистанция, включенные биперы), до гряды камней на выполаживании (фото 2.33). Дальше можно расслабиться – пологий приятный спуск, хорошее катание (фото 2.34). На спуске открывается отличный вид на наш следующий перевал (фото 2.35). Вскоре попадаем в небольшой каньон и по нему выкатываемся в долину р. Харота (фото 2.36). Вообще спуск с перевала доставил нам огромное удовольствие. Сам перевал тоже приятный, но может представлять лавинную опасность со стороны р. Харота. Встаем на ночевку в леске на правом берегу р. Харота. Светового времени еще много. Уходим налегке потропить в сторону перевала, но вскоре натыкаемся на буранный след ведущий на пер. Рудный.

19 марта. пер. Медвежий(1Б, 1060)
Перевал Медвежий со стороны р. Харота ходят обычно траверсом через пер. Рудный (н/к, 890) и вершину 1162 из-за того что на северную его сторону свисают карнизы. В нашем случае мы визуально карнизов не обнаружили, но все равно решаем пройти его через вершину, так как этот вариант нам кажется более красивым (фото 2.37). За два перехода поднимаемся на пер. Рудный. Начинаем подъем по гребню на вершину. Вскоре становится крутовато для лыж, начинается наст – убираем санки и лыжи в рюкзак, одеваем кошки. Подъем сложностей не представляет. Пологий снежный склон с выходами камней (фото 2.38). Через вершину траверсом по широкому гребню спускаемся на перевал Медвежий (фото 2.39, фото 2.40). Спуск с перевала нам показался относительно безопасным из-за малого количества снега, но в других условиях он может представлять лавинную опасность (фото 2.41). Спускаемся пешком до пологого, одеваем лыжи. В месте где ручей делает резкий поворот налево переходим на его левый берег и продолжаем спуск по лыжне (фото 2.42). Приходится пересекать два оврага образованных ручьями стекающими со склонов горы Медвежья. Во втором овраге у открытой воды и кустов останавливаемся на обед. Вскоре лыжня переходит на правый берег. На правом берегу ручья Медвежий в 1,5-2 км от устья ручья выходим к избе. Изба в хорошем состоянии, построена туристами г. Свердловска в память о погибших товарищах (фото 2.43). Вскоре выкатываемся на р. Вангыр (фото 2.44). На реке буранный след. Подходим по нему к ручью стекающему с пер. Сундук, немного углубляемся в лес в сторону перевала и встаем на ночевку. Налегке тропим переход в сторону перевала.

Выход из района.

20 марта. пер. Сундук(н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож(н/к)
За пару переходов вылезаем на перевал. С перевала спускаемся на р. Озерная. Снега на реке много. Вскоре выходим на буранный след и по нему к базе Озерная. На базе встречаем егерей, сотрудников нац. парка «Югыд Ва». Общаемся. Они жалуются на каких-то туристов которые днем ранее спалили им домик. Отойдя немного от базы останавливаемся на обед возле кустиков и воды. После обеда по буранному следу через пер. Седью-Вой-Вож(н/к) выходим на р. Седью (фото 3.1) и через пару переходов останавливаемся в лесочке на ночевку. Ночью погода слегка портится. Небо затянуло. Идет снег.

21 марта. р. Седью - пер. Аранецкий(н/к) – изба 40 окладов
Сутра пасмурно, идет снег. По буранному следу подходим под Аранецкий перевал. По дороге встречаем информационную табличку МЧС (фото 3.2) с картой района (фото 3.3), расположением приютов (фото 3.4) и телефонами МЧС и нац. парка (фото 3.5) Буранка идет дальше по реке (и как выяснилось поднимается на перевал правым берегом ручья), а мы поднимаемся на перевал по лыжне идущей по левому берегу ручья стекающего с перевала. На перевале ветер. За два перехода спускаемся к Аранецкому приюту (изба 40 окладов). На приюте зимуют спасатели. Домик занят сотрудниками МЧС и группой школьников. Встаем на ночевку в редком лесочке рядом с избой. Общаемся со спасателями, обустраиваемся.

21 марта. вер. Сабля (1425) рад.
Сегодня для большинства команды дневка. Желающие (Миша Арабаджиев и Федя Коноваленко) выходят погулять налегке в цирк г. Сабля (фото 3.6). К обеду возвращаемся в лагерь.

23-24 марта. Аранецкий тракт – пос. Приуральское
За полтора дня по накатанному Аранецкому тракту выходим в поселок Приуральское и на заранее заказанной машине уезжаем в г. Печора. Активная часть похода закончена (фото 3.8).

6. Дополнительные сведения

6.1 Контакты МЧС и национального парка «Югыд Ва»

Печорский АСО ГКУ РК «СПАС-КОМИ»

8(82142) 7-16-16

Сыктывкарский АСО ГКУ РК «СПАС-КОМИ» (круглосуточно)
8(8212) 22-97-99

Интинский АСО ГКУ РК «СПАС-КОМИ»
8(82145) 6-19-11

Оперативный дежурный МЧС РФ по РК Сыктывкар (круглосуточно)
8(8212) 44-72-15

Оперативный дежурный ГО и ЧС г. Печора (круглосуточно)
8(82142) 9-65-88

Сельское поселение Косью «администрация»
8(82142) 9-14-04

Национальный парк «Югыд Ва» г. Вуктыл
8(82146) 2-47-63

Национальный парк «Югыд Ва» г. Печора
8(82142) 3-45-34

Национальный парк «Югыд Ва» г. Инта
8(82145) 6-20-93

*информация с информационного столба МЧС.

Официальный сайт национального парка «Югыд Ва» www.yugydva.komi.com/

6.2 Раскладка

Норма продуктов у нас была возрастающая. Средняя норма на поход 0,65кг на человека в день с учетов спирта и газа. Газ в итоге мы не использовали, т.к. готовили все время на дровах на печке. Мы ходили с горячими обедами. На обед останавливались на 1,5-2 часа. Готовили суп и чай на печке. Супы делали натуральные из сушеных овощей и мяса.

6.3 Снаряжение

Список общественного снаряжения стандартный для лыжного похода 4кс.

 
кол-во
вес
кто несет
КУХНЯ
кастрюлька
1
850
чуканов
ситечки для чая
2
20
чуканов
половник
1
40
чуканов
шершавчик
1
15
чуканов
мешок дежурного
1
--20
дежурный
мешок для мусора
1
--20
дежурный
печка+труба+крышка+стеклуха
1
1550
морев
горелка1 газ
1
420
чуканов
горелка2 газ
1
420
чуканов
БИВАК
шатер
1
4500
арабаджиев
спальник 2ка внутренний
1
2000
коноваленко
спальник 2ка внешний
1
1700
дяченко
спальник 3ка внутренний
1
2900
чуканов
спальник 3ка внешний
1
2300
морев
щетка сметка
1
150
арабаджиев
эспандер для цк
1
85
арабаджиев
фонарь в палатку
1
150
арабаджиев
батарейки в фонарь     ------
мешок для мусора
1
 
------
гитара
1
1350
коноваленко
колонки
1
240
чуканов
батарейки к коломнкам
1
100
дяченко
пила двуручка
1
800
дяченко
пила ручная
1
190
коноваленко
топор
1
910
чуканов
ПРОЧЕЕ
команабор
1
500
арабаджиев
GPS
1
240
арабаджиев
батарейки GPS
 
100
арабаджиев
термометр
1
40
арабаджиев
спутниковый телефон
1
400
коноваленко
флаг
1
100
дяченко
аптека
1
2500
морев
ремнабор
1
1900
коноваленко
рациии
2
310
дяченко
СПЕЦИАЛЬНОЕ
веревка 50*0.8
1
2400
дяченко
лавинныя лопата 1
1
490
арабаджиев
лавинныя лопата 2
1
490
коноваленко
снежный лист
1
270
морев
лавинный щуп 1
1
280
дяченко
лавинный щуп 2
1
280
чуканов
ледоруб BD Raven
1
550
дяченко
ледоруб Petzl snow walker
1
480
чуканов
  32020
на человека 6404

 

Из особенностей наверное стоит отметить палатку и печку конструкции Виктора Николаева.
Палатка, за счет особенностей конструкции, при своем малом весе (4,5 кг на 8чел) обладает очень хорошей ветроустойчивостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печку мы взяли варочную.
Из плюсов:

  • Экономия веса. Печка сама по себе очень легкая и весит без трубы и крышки 0,3кг. Помимо этого не нужно брать с собой костровую сетку и тросик, так как готовка происходит на печке.
  • Экономия сил и времени. Возможность готовки в палатке. Готовить можно на веточках и кустах, что позволяет экономить много сил и времени на заготовку дров, а также дает возможность готовить в тех местах где их вовсе нету, если поднести немного веточек с собой. За весь поход мы воспользовались пилой двуручкой пожалуй несколько раз. Печка очень экономичная (титан) и требует малого количества дров.

Из минусов:

  • Меньший обогрев палатки, по сравнению с классическими обогревочными печками.
  • Задымленность в палатке при плохой стыковке крышки и конуса печки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4 Аптечка

Аптечка стандартная для зимнего похода. Список аптечки можно посмотреть тут.

6.5 Экология, бережное отношение к природе.

Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке. Весь мусор сжигался на биваках.

7. Итоги, выводы и рекомендации

Нам удалось пройти линейный, автономный и логичный маршрут по центральной части Приполярного Урала пересекая его с севера на юг. В рамках маршрута удалось совершить радиальные восхождения на популярные вершины района: Манарага(1Б, 1598), Колокольня(1Б, 1640), Урал(1Б, 1584).

Маршрут был пройден практически полностью по заявленному основному варианту. Пришлось лишь отказаться от восхождения на в. Народа из-за плохих погодных условий.
Мы не планировали запасных дней на случаи отсидки в плохую погоду и отставания от графика. В этом случае мы планировали нагонять график, жертвуя радиальными восхождениями.

Можно сказать что на протяжении всего маршрута стояла устойчивая солнечная погода. С погодой нам не повезло лишь один раз (сильный порывистый ветер, ограниченная видимость), да и то в тех условиях погода позволяла нам безопасно продвигаться по запланированному маршруту. Пришлось лишь отказаться от радиального восхождения на в. Народа.
За весь поход пожалуй не было ни одного серьезного снегопада. Снега в районе было меньше чем обычно. Такой вывод мы сделали основываясь как на наших личных воспоминаниях по прошлым походам в этом районе так и на мнении местных охотников и егерей.

Продвижению по маршруту помогало наличие буранок практически во всех основных долинах района: Манарага, Вангыр, Седью, Хамбалъю. Встречались и лыжни других групп. Тропежки было мало. Этот факт хоть и ускорял наше передвижение, но при этом немного уменьшал степень автономности нашего маршрута. Хотя людей на маршруте мы встретили только за пару дней до конца похода на базе Озерная в долине р. Вангыр, все таки наличие буранок и лыжней создавало эффект присутствия людей в районе. Но тут уж ничего не поделаешь – район популярный.
Исходя из личного опыта а также опыта наших друзей для прохождения маршрута мы выбрали месяц март. В феврале еще можно попасть на затяжные крепкие морозы и сильные ветра. В начале апреля уже может начаться оттепель, пойти дождь, увеличивается лавинная опасность. Так что сроки похода на наш взгляд были выбраны оптимально.
Но все же мы посоветовали бы группам собирающимся в этот район не рассчитывать на такие комфортные условия как у нас: устойчивая солнечная погода, малое количество снега, наличие буранок в основных долинах и лыжней других групп. Например для нас, бывавших уже в этом районе примерно в те же сроки пару лет назад, такие условия были полной неожиданностью. Так что, лучше готовиться к худшему, а надеяться на лучшее=)

Определим соответствие параметров похода категории 4кс по методике категорирования лыжных маршрутов.

  1. Продолжительность активной части t = 16дней > tmin = 13
  2. Протяженность маршрута П = kД

Д – длина маршрута по карте (Генштаб, масштаб 1см = 1км)
k = 1,2 (коэффициент для карт масштаба 1см = 1км и районов с Т > 0)
Д = 243 (линейно) + 24,5 (радиалки, в одну сторону) = 267,5
П = 1,2 х 267,5 = 321 > Пmin = 210

  1. Cуммарный перепад высот В на маршруте

B = SUM(Bi) = 11,2 > Bmin = 5

  1. Совершенная техническая работа Т = 8 + 12 = 20 > Tmin = 12

Перевалы: 1х1Б + 2х1А = 4 + 2х2 = 8
Вершины: 3х1Б = 3х4 = 12

  1. Техническая сумма, ТС = В + Т = 11,2 + 20 = 31,2 > ТСmin = 17
  2. Эквивалентная протяженность маршрута

ЭП = П + 5ТС = 321 + 5х31,2 = 477 > ЭПmin = 300км

Таким образом параметры похода по всем критериям превышают минимальные требования для лыжного похода 4кс.