ОТЧЁТ
с 9 по 24 марта 2012 года.
Маршрутная книжка №1/2-401, МКК ФСТ-ОТМ
Руководитель: Арабаджиев Михаил Сансарович
Москва, тел. +7 925 032-52-89, e-mail: arabadgiev gmail.com
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация:
ТК МГТУ им Н.Э. Баумана
1.2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив.
Россия, Приполярный Урал.
1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
КС похода |
Протяжённость (км) |
Продолжительность |
Сроки проведения |
лыжный |
четвертая |
321 км |
16 дней |
9 – 24.03.2012 |
1.4. Подробная нитка маршрута.
г. Печора - о.п. 1952км (пос. Кожим-Рудник) - старый Кожимский тракт - хр.Обеиз - р.Пальник-Шор - хр.Малдыиз - р.Дурная - пер.Корова-Рузь(н/к, 860) - р.Хамабалью - пер.Становой(н/к, 940) - р.Становой - пер.Форельный(н/к, 840) - р.Лимбекою - пер.Валдик(н/к, 985) - р.Балбанью - пер.Кар-Кар(1А,1240) - р.Манарага - в.Манарага(1Б, 1598) - р.Косью - в.Колокольня(1Б, 1640) рад - пер.Авангард(1А, 1070) - в.Урал(1Б, 1584) рад - р.Харота - пер.Медвежий(1Б, 1060) - р.Медвежий - р.Вангыр - пер.Сундук(н/к) - р.Озерная - р.Войвож-Сыня - пер.Седью-Вой-Вож(н/к) - р.Седью - пер.Аранецкий(н/к) – цирк в.Сабля рад - пос.Приуральское - г . Печора
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
Пройдено всего категорированных препятствий: 6.
Распределение по категорийности: 1Б – 4, 1А – 2.
1.6. Список группы.
N |
Ф.И.О. |
Г.Р. |
Тур.опыт |
Обязанности |
Фото |
1 |
Арабаджиев |
1985 |
6ЛУ, 2ЛР 5ГУ, 3эл4ГР |
руководитель |
|
2 |
Дяченко |
1986 |
5ЛУ |
финансист |
|
3 |
Коноваленко |
1991 |
4ЛУ |
реммастер |
|
4 |
Морев |
1986 |
2ЛУ |
медик |
|
5
|
Чуканов |
1992 |
2ЛУ |
снаряженец |
2. Идея похода
Основная идея, конечно же, отдохнуть в хорошей компании и в хорошем районе. При этом хотелось безопасно пройти спортивный маршрут посильный нашей группе.
При выборе района в силу определенных причин мы остановились на Приполярном Урале. Классический район для лыжного туризма. Тут можно планировать лыжные маршруты практически любой сложности (от 3 до 6кс). При этом большинство ночевок можно планировать в зоне леса.
При планировании похода у нас сформировались следующие принципы определившие нитку нашего маршрута:
- В рамках лыжного похода 4кс пройти автономный линейный маршрут по центральной части Приполярного Урала, пересекая его с севера на юг.
- В рамках маршрута попытаться совершить восхождения на ряд популярных вершин района.
- Выбирая перевалы, разделяющие эти восхождения, мы ориентируемся на их небольшую сложность и минимальную лавиноопасность.
- Не имея достаточного запаса времени, мы понимаем что от ряда восхождений из-за погоды или по каким-либо другим причинам придется отказаться.
- Восхождения не являются самоцелью. Главной задачей является прохождение линейного автономного маршрута.
3. Изменения маршрута и их причины
Маршрут был пройден полностью в соответствии с заявленным основным вариантом, за исключением лишь радиального выхода на вер. Народа (1Б, 1895) от которого пришлось отказаться из-за погодных условий. Тем самым мы сэкономили один день (график движения сместился на день вперед), который в дальнейшем пригодился нам на выходе с маршрута по Аранецкому тракту.
4. График движения
Заявленный
ДАТА |
ДЕНЬ |
Участок маршрута |
РАССТ |
НАБОР |
09.03.12 |
1 |
ст. 1952км - Кожимский тракт |
14,5 |
0,2 |
10.03.12 |
2 |
Кожимский тракт - р. Дурная |
20 |
0,7 |
11.03.12 |
3 |
р. Дурная - подход под пер. Корова-Рузь |
21 |
0,3 |
12.03.12 |
4 |
пер. Корова-Рузь(н/к, 860) - р. Хамбалью - пер. Становой(н/к, 940) |
23 |
1,5 |
13.03.12 |
5 |
пер. Валдик(н/к, 985) - верховья р. Балбанью |
26 |
0,9 |
14.03.12 |
6 |
вер. Народа(1Б, 1895) рад. - пер. Кар-Кар(1А,1240) - р. Манарага |
13 |
1,3 |
15.03.12 |
7 |
р. Манарага, подход под вер. Манарага |
10 |
0,1 |
16.03.12 |
8 |
вер. Манарага(1Б, 1598) рад. |
6,5 |
1,1 |
17.03.12 |
9 |
р. Манарага - р. Косью, подход под вер. Колокольня |
12 |
0,3 |
18.03.12 |
10 |
вер. Колокольня(1Б, 1640) рад |
6,5 |
1 |
19.03.12 |
11 |
пер. Авангард(1А, 1070) - вер. Урал(1Б, 1584) рад - р. Харота |
14,5 |
1,2 |
20.03.12 |
12 |
пер. Медвежий(1Б, 1060) - р. Медвежий - р. Вангыр |
15 |
1,1 |
21.03.12 |
13 |
пер. Сундук(н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож(н/к) |
16,5 |
0,7 |
22.03.12 |
14 |
р. Седью - пер. Аранецкий(н/к) – изба 40 окладов |
22 |
0,5 |
23.03.12 |
15 |
цирк вер. Сабля рад - Аранецкий тракт |
17 |
0,6 |
24.03.12 |
16 |
Аранецкий тракт - пос. Приуральское |
35 |
0,3 |
Итого: |
категорированных препятствий: 7 из них: 1Б – 5, 1А – 2 |
272,5 |
11,8 |
Пройденный
ДАТА |
ДЕНЬ |
Участок маршрута |
РАССТ |
НАБОР |
09.03.12 |
1 |
ст. 1952км - Кожимский тракт |
14,5 |
0,2 |
10.03.12 |
2 |
Кожимский тракт - р. Дурная |
20 |
0,7 |
11.03.12 |
3 |
р. Дурная - подход под пер. Корова-Рузь |
21 |
0,3 |
12.03.12 |
4 |
пер. Корова-Рузь(н/к, 860) - р. Хамбалью - пер. Становой(н/к, 940) |
23 |
1,5 |
13.03.12 |
5 |
пер. Валдик(н/к, 985) – верховья р. Балбанью |
26 |
0,9 |
14.03.12 |
6 |
пер. Кар-Кар(1А,1240) - р. Манарага, подход под вер. Манарага |
18 |
0,8 |
15.03.12 |
7 |
вер. Манарага(1Б, 1598) рад. |
6,5 |
1,1 |
16.03.12 |
8 |
р. Манарага - р. Косью, подход под вер. Колокольня |
12 |
0,3 |
17.03.12 |
9 |
вер. Колокольня(1Б, 1640) рад |
6,5 |
1 |
18.03.12 |
10 |
пер. Авангард(1А, 1070) - вер. Урал(1Б, 1584) рад - р. Харота |
14,5 |
1,2 |
19.03.12 |
11 |
пер. Медвежий(1Б, 1060) - р. Медвежий - р. Вангыр |
15 |
1,1 |
20.03.12 |
12 |
пер. Сундук(н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож(н/к) |
16,5 |
0,7 |
21.03.12 |
13 |
р. Седью - пер. Аранецкий(н/к) – изба 40 окладов |
22 |
0,5 |
22.03.12 |
14 |
цирк вер. Сабля рад |
7 |
0,6 |
23.03.12 |
15 |
Аранецкий тракт |
35 |
0,2 |
24.03.12 |
16 |
Аранецкий тракт - пос. Приуральское |
10 |
0,1 |
|
Итого: |
категорированных препятствий: 6 из них: 1Б – 4, 1А – 2 |
267,5 |
11,2 |
5. Техническое описание
При описании маршрута логично разделить его на три части Вторая часть – техническая. Она включает в себя наиболее интересные и технически сложные (применительно к лыжному походу 4кс) участки маршрута. Это радиальные восхождения на популярные и знаковые вершины района: Народа(1Б, 1895), Манарага(1Б, 1598), Колокольня(1Б, 1640), Урал(1Б, 1584), а также прохождение популярных и интересных перевалов, логично соединяющих эти вершины в одну нитку маршрута: Кар-Кар(1А,1240), Авангард(1А, 1070), Медвежий(1Б, 1060).
Третья часть – это выход из района на Аранецкий тракт через простые лыжные н/к перевалы: Сундук(н/к), Седью-Вой-Вож(н/к), Аранецкий(н/к). Заход в районПоезд в Печору прибыл без опоздания в 05:54. Выгружаемся и заходим в здание вокзала чтобы узнать с какого пути отходит рабочий поезд Печора – Инта. У дежурного узнаем –отправление в 06:40 (см. расписание) либо с третьего либо с четвертого пути (бывает по разному). Билеты нужно приобретать уже в поезде у проводницы. Минут за 20 до отправления поезд был подан (кажется на четвертый путь) - загружаемся в него, располагаемся. Ориентировочное время прибытия – 10.30. У нас есть еще 4 часа чтобы поспать.
9 марта. ст. 1952км - Кожимский тракт
10 марта. Кожимский тракт – р. Дурная
11 марта. р. Дурная – подход под пер. Корова-Рузь
12 марта. пер. Корова-Рузь(н/к, 860) - р. Хамбалью - пер. Становой(н/к, 940) - р. Становой - пер. Форельный(н/к, 840) - р. Лимбекою
13 марта. пер. Валдик(н/к, 985) – верховья р. Балбанью Техническая часть.
14 марта. пер. Кар-Кар(1А,1240) - р. Манарага, подход под вер. Манарага
15 марта. вер. Манарага (1Б, 1598) рад.
16 марта. р. Манарага - р. Косью, подход под вер. Колокольня
17 марта. вер. Колокольня(1Б, 1640) рад
18 марта. пер. Авангард (1А, 1070), вер. Урал (1Б, 1584) На перевале обедаем, загораем на солнышке (фото 2.31). Во время обеда просмотрели линию спуска. Убираем санки и лыжи в рюкзак и начинаем спуск с перевала. Вначале спускаемся траверсом влево до границы выхода камней. Дальше склон показался нам немного лавиноопасным. Спускаемся аккуратно по линии падения воды, соблюдая технику безопасности (дистанция, включенные биперы), до гряды камней на выполаживании (фото 2.33). Дальше можно расслабиться – пологий приятный спуск, хорошее катание (фото 2.34). На спуске открывается отличный вид на наш следующий перевал (фото 2.35). Вскоре попадаем в небольшой каньон и по нему выкатываемся в долину р. Харота (фото 2.36). Вообще спуск с перевала доставил нам огромное удовольствие. Сам перевал тоже приятный, но может представлять лавинную опасность со стороны р. Харота. Встаем на ночевку в леске на правом берегу р. Харота. Светового времени еще много. Уходим налегке потропить в сторону перевала, но вскоре натыкаемся на буранный след ведущий на пер. Рудный.
19 марта. пер. Медвежий(1Б, 1060) Выход из района.
20 марта. пер. Сундук(н/к) - р. Озерная - р. Войвож-Сыня - пер. Седью-Вой-Вож(н/к)
21 марта. р. Седью - пер. Аранецкий(н/к) – изба 40 окладов
21 марта. вер. Сабля (1425) рад.
23-24 марта. Аранецкий тракт – пос. Приуральское |
6. Дополнительные сведения
6.1 Контакты МЧС и национального парка «Югыд Ва»
8(82142) 7-16-16
Сыктывкарский АСО ГКУ РК «СПАС-КОМИ» (круглосуточно)
8(8212) 22-97-99
Интинский АСО ГКУ РК «СПАС-КОМИ»
8(82145) 6-19-11
Оперативный дежурный МЧС РФ по РК Сыктывкар (круглосуточно)
8(8212) 44-72-15
Оперативный дежурный ГО и ЧС г. Печора (круглосуточно)
8(82142) 9-65-88
Сельское поселение Косью «администрация»
8(82142) 9-14-04
Национальный парк «Югыд Ва» г. Вуктыл
8(82146) 2-47-63
Национальный парк «Югыд Ва» г. Печора
8(82142) 3-45-34
Национальный парк «Югыд Ва» г. Инта
8(82145) 6-20-93
*информация с информационного столба МЧС.
Официальный сайт национального парка «Югыд Ва» www.yugydva.komi.com/
6.2 Раскладка
Норма продуктов у нас была возрастающая. Средняя норма на поход 0,65кг на человека в день с учетов спирта и газа. Газ в итоге мы не использовали, т.к. готовили все время на дровах на печке. Мы ходили с горячими обедами. На обед останавливались на 1,5-2 часа. Готовили суп и чай на печке. Супы делали натуральные из сушеных овощей и мяса.
6.3 Снаряжение
Список общественного снаряжения стандартный для лыжного похода 4кс.
кол-во
|
вес
|
кто несет | |
КУХНЯ | |||
кастрюлька |
1
|
850
|
чуканов |
ситечки для чая |
2
|
20
|
чуканов |
половник |
1
|
40
|
чуканов |
шершавчик |
1
|
15
|
чуканов |
мешок дежурного |
1
|
--20
|
дежурный |
мешок для мусора |
1
|
--20
|
дежурный |
печка+труба+крышка+стеклуха |
1
|
1550
|
морев |
горелка1 газ |
1
|
420
|
чуканов |
горелка2 газ |
1
|
420
|
чуканов |
БИВАК | |||
шатер |
1
|
4500
|
арабаджиев |
спальник 2ка внутренний |
1
|
2000
|
коноваленко |
спальник 2ка внешний |
1
|
1700
|
дяченко |
спальник 3ка внутренний |
1
|
2900
|
чуканов |
спальник 3ка внешний |
1
|
2300
|
морев |
щетка сметка |
1
|
150
|
арабаджиев |
эспандер для цк |
1
|
85
|
арабаджиев |
фонарь в палатку |
1
|
150
|
арабаджиев |
батарейки в фонарь | ------ | ||
мешок для мусора |
1
|
|
------ |
гитара |
1
|
1350
|
коноваленко |
колонки |
1
|
240
|
чуканов |
батарейки к коломнкам |
1
|
100
|
дяченко |
пила двуручка |
1
|
800
|
дяченко |
пила ручная |
1
|
190
|
коноваленко |
топор |
1
|
910
|
чуканов |
ПРОЧЕЕ | |||
команабор |
1
|
500
|
арабаджиев |
GPS |
1
|
240
|
арабаджиев |
батарейки GPS |
|
100
|
арабаджиев |
термометр |
1
|
40
|
арабаджиев |
спутниковый телефон |
1
|
400
|
коноваленко |
флаг |
1
|
100
|
дяченко |
аптека |
1
|
2500
|
морев |
ремнабор |
1
|
1900
|
коноваленко |
рациии |
2
|
310
|
дяченко |
СПЕЦИАЛЬНОЕ | |||
веревка 50*0.8 |
1
|
2400
|
дяченко |
лавинныя лопата 1 |
1
|
490
|
арабаджиев |
лавинныя лопата 2 |
1
|
490
|
коноваленко |
снежный лист |
1
|
270
|
морев |
лавинный щуп 1 |
1
|
280
|
дяченко |
лавинный щуп 2 |
1
|
280
|
чуканов |
ледоруб BD Raven |
1
|
550
|
дяченко |
ледоруб Petzl snow walker |
1
|
480
|
чуканов |
32020 | |||
на человека | 6404 |
Из особенностей наверное стоит отметить палатку и печку конструкции Виктора Николаева.
Палатка, за счет особенностей конструкции, при своем малом весе (4,5 кг на 8чел) обладает очень хорошей ветроустойчивостью.
Печку мы взяли варочную.
Из плюсов:
- Экономия веса. Печка сама по себе очень легкая и весит без трубы и крышки 0,3кг. Помимо этого не нужно брать с собой костровую сетку и тросик, так как готовка происходит на печке.
- Экономия сил и времени. Возможность готовки в палатке. Готовить можно на веточках и кустах, что позволяет экономить много сил и времени на заготовку дров, а также дает возможность готовить в тех местах где их вовсе нету, если поднести немного веточек с собой. За весь поход мы воспользовались пилой двуручкой пожалуй несколько раз. Печка очень экономичная (титан) и требует малого количества дров.
Из минусов:
- Меньший обогрев палатки, по сравнению с классическими обогревочными печками.
- Задымленность в палатке при плохой стыковке крышки и конуса печки
6.4 Аптечка
Аптечка стандартная для зимнего похода. Список аптечки можно посмотреть тут.
6.5 Экология, бережное отношение к природе.
Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке. Весь мусор сжигался на биваках.
7. Итоги, выводы и рекомендации
Нам удалось пройти линейный, автономный и логичный маршрут по центральной части Приполярного Урала пересекая его с севера на юг. В рамках маршрута удалось совершить радиальные восхождения на популярные вершины района: Манарага(1Б, 1598), Колокольня(1Б, 1640), Урал(1Б, 1584).
Маршрут был пройден практически полностью по заявленному основному варианту. Пришлось лишь отказаться от восхождения на в. Народа из-за плохих погодных условий.
Мы не планировали запасных дней на случаи отсидки в плохую погоду и отставания от графика. В этом случае мы планировали нагонять график, жертвуя радиальными восхождениями.
Можно сказать что на протяжении всего маршрута стояла устойчивая солнечная погода. С погодой нам не повезло лишь один раз (сильный порывистый ветер, ограниченная видимость), да и то в тех условиях погода позволяла нам безопасно продвигаться по запланированному маршруту. Пришлось лишь отказаться от радиального восхождения на в. Народа.
За весь поход пожалуй не было ни одного серьезного снегопада. Снега в районе было меньше чем обычно. Такой вывод мы сделали основываясь как на наших личных воспоминаниях по прошлым походам в этом районе так и на мнении местных охотников и егерей.
Продвижению по маршруту помогало наличие буранок практически во всех основных долинах района: Манарага, Вангыр, Седью, Хамбалъю. Встречались и лыжни других групп. Тропежки было мало. Этот факт хоть и ускорял наше передвижение, но при этом немного уменьшал степень автономности нашего маршрута. Хотя людей на маршруте мы встретили только за пару дней до конца похода на базе Озерная в долине р. Вангыр, все таки наличие буранок и лыжней создавало эффект присутствия людей в районе. Но тут уж ничего не поделаешь – район популярный.
Исходя из личного опыта а также опыта наших друзей для прохождения маршрута мы выбрали месяц март. В феврале еще можно попасть на затяжные крепкие морозы и сильные ветра. В начале апреля уже может начаться оттепель, пойти дождь, увеличивается лавинная опасность. Так что сроки похода на наш взгляд были выбраны оптимально.
Но все же мы посоветовали бы группам собирающимся в этот район не рассчитывать на такие комфортные условия как у нас: устойчивая солнечная погода, малое количество снега, наличие буранок в основных долинах и лыжней других групп. Например для нас, бывавших уже в этом районе примерно в те же сроки пару лет назад, такие условия были полной неожиданностью. Так что, лучше готовиться к худшему, а надеяться на лучшее=)
Определим соответствие параметров похода категории 4кс по методике категорирования лыжных маршрутов.
- Продолжительность активной части t = 16дней > tmin = 13
- Протяженность маршрута П = kД
Д – длина маршрута по карте (Генштаб, масштаб 1см = 1км)
k = 1,2 (коэффициент для карт масштаба 1см = 1км и районов с Т > 0)
Д = 243 (линейно) + 24,5 (радиалки, в одну сторону) = 267,5
П = 1,2 х 267,5 = 321 > Пmin = 210
- Cуммарный перепад высот В на маршруте
B = SUM(Bi) = 11,2 > Bmin = 5
- Совершенная техническая работа Т = 8 + 12 = 20 > Tmin = 12
Перевалы: 1х1Б + 2х1А = 4 + 2х2 = 8
Вершины: 3х1Б = 3х4 = 12
- Техническая сумма, ТС = В + Т = 11,2 + 20 = 31,2 > ТСmin = 17
- Эквивалентная протяженность маршрута
ЭП = П + 5ТС = 321 + 5х31,2 = 477 > ЭПmin = 300км
Таким образом параметры похода по всем критериям превышают минимальные требования для лыжного похода 4кс.