О Т Ч Е Т
о спортивном лыжном походе
по Приполярному Уралу
(массивы Народа и Манарага)
22 февраля– 6 марта2007 г.
руководитель группы: Евстафьев Н.Е.
Команда Бубенцы
Состав группы
|
фамилия, имя, отчество
|
год
рождения
|
туристская
подготовка
|
обязанности в группе
|
1
|
Естафьев Николай Евгеньевич
|
1970
|
5ЛР Восточный Саян
5ГР Терскей
|
руководитель
|
2
|
ПлинатусАртем Андреевич
|
1985
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Тянь-Шань
|
финансист
|
3
|
Ермолаев Роман Сергеевич
|
1981
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Кавказ
|
фотограф
|
4
|
Зарицкая Тамара Антоновна
|
1983
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Кавказ
|
участник
|
5
|
Катков Юрий Евгеньевич
|
1986
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Тянь-Шань
|
участник
|
6
|
ВереникинАлександр Сергеевич
|
1986
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Тянь-Шань
|
завхоз
|
7
|
Примоленный Леонид Алексеевич
|
1985
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
2ГУ Кавказ
|
участник
|
8
|
Старцев Владимир Юрьевич
|
1986
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Кавказ
|
участник
|
9
|
Хохлова Светлана Михайловна
|
1984
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Тянь-Шань
|
медик
|
10
|
Шакрыл Сергей Юрьевич
|
1984
|
3ЛУ Кузнецкий Алатау
4ГУ Тянь-Шань
|
реммастер
|
Краткие сведения о путешествии
Вид туризма: лыжный
Категория сложности: четвертая
Район похода: Приполярный Урал (массивы г. Манарага и г. Народа)
Количество участников: 10
Продолжительность маршрута: 13 дней
Протяженность маршрута: 215 км
Количество категорийных препятствий: 5, из них 1А к. т. - 2 шт, 1Б к. т. - 3 шт.
Нитка маршрута:
г.Инта – база Желанная – р. Балбанью – р.Сюрасьрузьвож – пер.Некрещеный (1А) – р. Амбар-шор – р.Сев.Народа – р.Народа – пер.Центрагьный (1Б) – р.Манарага – г.Манарага(1Б восх.) – р.Косью – р. Капкан-Вож – пер.Спартак (1Б) – пер.Олений(1А) – р.Падежа-Вож – р. Лимбекою – р. Косью – приют Переправа – г.Инта
Маршрут похода
|
Дата
|
Участок пути
|
км
|
1
|
22.02
|
г. Инта – база Желанная
|
3
|
2
|
23.02
|
база Желанная – пер. Некрещенный - р. Амбар-шор
|
18
|
3
|
24.02
|
р. Амбар-шор – пер. Некрещенный – р. Народа
|
14
|
4
|
25.02
|
р. Народа – подход под пер. Центральный
|
14
|
5
|
26.02
|
пер. Центральный – р. Манарага
|
14,5
|
6
|
27.02
|
восх. г. Манарага
|
11
|
7
|
28.02
|
р. Манарага – р. Косью
|
12
|
8
|
1.03
|
р. Косью – р. Капкан-Вож
|
16
|
9
|
2.03
|
р. Капкан-Вож – подход под пер. Спартак
|
13,5
|
10
|
3.03
|
пер. Спартак – пер. Олений – р. Падежа-Вож
|
16
|
11
|
4.03
|
р. Падежа-Вож – р. Лимбекою
|
28
|
12
|
5.03
|
р. Лимбекою
|
24
|
13
|
6.03
|
р. Лимбекою – р.Косью
|
6
|
Ведение. Выбор района. Заброска в район путешествия.
Поход турклуба МГТУ им. Н.Э.Баумана задумывался и проводился в учебно-познавательных целях. Район Приполярного Урала был выбран как оптимальный, хорошо известный район для вмеру спортивного лыжного похода группы с предыдущим опытом на уровне 3 к.с. Никто из участников, за исключением командира, прежде в районе не бывал. Идея заявленного маршрута – совершение автономного лыжного путешествия с заходом в первой части в малопосещаемую долину р.Народа, последующим восхождением на р.Манарагу, заходом в район Кололокольни и продолжительным выходом на тракт на ст.Кожим. Первопрохождений и сложных технических перевалов в ходе маршрута не планировалось:
г.Инта – база Желанная – р. Балбанью – р.Сюрасьрузьвож – пер.Некрещеный (н/к) – г.Сев.Лезвие(восх.) – р.Сев.Народа – р.Народа – пер.Центрагьный (1А) – г.Народа(восх.) – р.Манарага – г.Манарага(восх.) – р.Косью – р.Профиль Манараги – г.Колокольня Южн.(восх.) – пер.Двойной Вост.(1А) – р.Прав.Вож Ягиней – р.Водопадный – пер.Водопадный (1А) – р.Косью – р. Капкан-Вож – пер.Спартак (1А) – пер.Олений(н/к) – р.Падежа-Вож – пер.Лун-Вож – оз.Форельное – пер.Форельный (н/к) – пер.Становой (н/к) – р.Хамбалью – пер.Корова-Рузь (н/к) – р.Дурная – Кожимский тракт – ст.Кожим
В ходе похода, маршрут был сокращен с использованием запасных вариантов:
- исключен заход в район Колокольни – причина: нехватка времени;
- выход на ст.Кожим заменен выходом на Переправу с последующим выездом авторанспортом в Инту – причина: зимник на ст.Кожим не функцировал.
Точкой начала активной части маршрута было выбрана база Желанная. Этой зимой база не функционировала, дорога (зимник) к базе не поддерживался и единственным возможным способом добраться туда по земле являлась аренда в Инте вездеходной техники. Удовольствие это относительно недешевое, но потраченные средства оправдываются оперативностью заезда в район.
22 Февраля. г. Инта – база Желанная
Поезд Москва -Воркута останавливается в г. Инта в 8.30.
|
Там нас уже ждал, заказаный в Москве вездеход МТЛБ. Машина представляет собой своеобразную вахтовку на гусеницах. Внутри имеется оборудованный салон со всем необходимым для многодневных путешествий. Вместимость транспорта 8 лежачих мест, сидячих – человек 15. Груз в просторном багажнике на крыше. Средняя скорость передвижения вездехода по относительно ровному рельефу (по зимнику) составляет порядка 25-30 км/ч, максимальная – 40-60. По дороге сделали несколько остановок– полюбовались видами, запаслись дровами для печки и водой.
|
Фото 1 Вездеход МТЛБ |
Погода стоит замечательная, холодно, на небе нет не облачка. Несмотря на то, что солнце в этих широтах низкое, его отраженный от снега свет очень сильно слепит глаза. Без солнечных очков очень неприятно.
Изначально предполагалось, что вездеход переедет через ГВХ (Главный Водораздельный Хребет), сделает зигзаг и завезет нас на 10-15 км выше базы Желанная, до разработок, практически под пер. Некрещенный(н/к). К сожалению, при планировании маршрута, мы слишком понадеялись на технику. Машина оказалась слишком тяжелая – когда подъем стал слишком крутым, гусеницы танка начали пробуксовывать и его скорость сильно упала. Кончилось тем, что водитель отказался дальше ехать далее Желанной. Выгрузились из вездехода 2 километра выше базы, за оз. Бол. Балбанты в 18:20 в рощице чахлого кустарника. Всего проехали около 130 км за 8 часов.
После выгрузки сделали один переход (больше для того чтобы проверить снаряжение, чем чтобы куда-то попасть) и в 19:10 остановились на ночевку в редком чапыжнике, перед впадением ручья Подничишор в реку Балбанью. Для первой ночевки выше Желанной, эта рощица пожалуй единственное место, предоставляющую некоторую защиту от ветра. В заснеженном русле ручья проточная вода. Построив стенку и затопив на привезенных дровах печку, несмотря на вечерний бриз и температуру -25ºС, устроились на первую ночевку с комфортом.
23 Февраля база Желанная – пер. Некрещенный – р. Амбар-Шор
Первый ходовой день, ранний подъем и завтрак. Несмотря на мороз и ветерок, удается быстро собираться, выход в 7:45. В это время светло достаточно, чтобы идти без фонариков. Погода ухудшилась по сравнению с прошлым днем – небо затянуло облаками, температура около -20ºС и продолжает повышаться. Тропить лыжню здесь не нужно, наст и снежные наддувы. Саночки легко катятся, сильно облегчая нагрузку выходного веса. Долина Балбанью ориентирована по розе ветров, поэтому ветер здесь дует всегда. В нашем случае ветер несильный и, что неожиданно, попутный.
Перед оз. Мал. Балбанты уходим с р. Балбанью в долину налево по ходу между вершинами Старик-Из и Старуха-Из 8:45. Доходим до ур. Деля-Гладь. Здесь расположено очень много источников, зимой они образуют наледи. Все, по которым, мы шли оказались сухими. В 10:20 переваливаем через водораздел в конце урочища и попадаем в другую долину – истоки реки Сюрасрузь. Поднимаемся вдоль правого (основного) истока, по реке Сюрасрузьвож. Обедаем в 12:00. Для чего оперативно ставим шатер. Термометр показывает температуру 12ºС.
В истоках реки Сюрасьрузьвож находятся заброшенные разработки. Они не представляют ничего интересного – груды металлолома и заснеженные увалы отработанной породы. Сразу за разработками переходим через овраг и уходим на правый берег долины. Затем, плавно набирая высоту, обходим увал, разделяющий два истока реки.
|
|
|
Рис 2 Истоки р. Сюрасрузь |
За увалом виден перевал Некрещеный – он представляет собой широкий склон крутизной 15-20º, высотой 150м. Подъем на лыжах серпантином до самой седловины. Время подъема 45 минут, на перевале мы в 16.30. У правого борта седловины из снега выступают скалы, возле них укрываемся от ветра и отдыхаем. Тура не обнаружили. На перевале дует сильный ветер, идет снег. Надеваем кошки, привязываем санки и лыжи к рюкзаку. Первый опыт привязывания кошек к бахилам занял у участников много времени – уже 17:20. После осмотра склона на спуск, решаем идти по кулуару, расположенному левее скалок Спуск здесь начинается со ступеньки метров 5-6, мы проезжаем её на попе. Сразу за этой ступенькой, чуть левее, видны торчащие из снега обломки дерева. Они лежат здесь, похоже, уже давно и как дрова не годятся. Дальнейший спуск – пешком по руслу ручья, сначала крутого, затем расширяющегося и выполаживающегося. Начало темнеть, поэтому мы принимаем решение ставить лагерь и готовится к холодной ночёвке. Палатку ставим на выполаживании метрах 50 ниже ступеньки. Не ленимся и хорошо её укрепляем оттяжками и веревкой, строим снежную стенку – ветер заметный. Температура постепенно начинает понижаться, небо проясняться.
24 Февраля р. Амбар-Шор – р. Народа
Выход группы в 8.00. К этому времени здесь уже совсем светло. Погода значительно улучшилась – ветер полностью стих, небо ясное, термометр показывает -37º С.
Спускаемся по каньону реки Амбар-шор, наст легкий снежок. Приятное катание, но постепенно каньон сужается и снега становится много больше, из-за этого скорость спуска несколько снижается. Незадолго до впадения большого правого притока, решаем выйти из каньона. Поднявшись на правый берег. Амбар-шор впадает в р. Северная Народа, здесь начинается лес. Далее идем, преимущественно, по руслу реки Сев. Народа. Глубина тропления 20 см. Обедаем в 13.00 в месте впадения р.Сев.Народа в Народу. Реки здесь промерзшие, воды не набрать, но можно наколоть льда.
Идем вверх по руслу реки Народа. Тропежка не глубокая, но быстро идти не получается. Река течет подо льдом, лишь в местах перекатов выбирается наружу среди камней. По пути пересекаем летнюю навесную переправу из стального троса. Лес по берегам реки в основном лиственницы и берёзы – с сушинами плохо. Проходим вверх несколько переходов и встаем на ночевку чуть выше впадения р. Карпин-Шор. Время 17.30. Пока ставится лагерь, инициативная группа тропит лыжню, примерно на полтора перехода. Погода переменная облачность, холодно, порывистый ветер.
|
|
|
Фото 3 Долина реки Народа |
25 Февраля р. Народа – подход под пер. Центральный
Выход группы в 8.50. Погода: ясно, температура около -30 градусов, ветра нет. Идем по натропленной с вечера лыжне. Перед заметным поворотом реки влево по ходу расположена заболоченная долина; избы, которая должна там быть, судя по карте, в этой долине нет. Без приключений доходим по реке до границы зоны леса – там обедаем в 13.00. Место для обеда нашли на пригорке перед впадением в Народу безымянного левого притока. Здесь лиственницы растут довольно густо, найти сухую не составляет особого труда. Заодно набираем дров с собой, так как нам предстоит ночевка в безлесой зоне.
Через переход река опять поворачивает влево, в нее впадает р. Мансишор. Прямо перед нами должны находится ледник Монои и г. Мансинер. Но их не видно из-за крутых склонов, образующих долины.
Уходим вверх по плато Руин – так называют долину реки Народа в этом месте. Это место можно рассматривать как своего рода кусочек Полярного (именно) Урала. Плотный фирн, широкая и плоская долина, склоны покрыты сплошным слоем снега, становой характер гребней, непрерывно дующий ветер. Единственно, что выдает обман – моренные гряды. В месте недалеко от начала подъема на перевал Центральный, (поворот долины по ходу вправо) плато пересекает небольшая, но очень скользкая наледь. Чтобы пересечь её приходится надевать кошки. Встаем на ночевку в моренном кармане, упершись в массив г. Народа, конкретнее, в отрожек массива, расположенный между ледниками Второй МПГ и Юрма.
|
|
|
Фото 4 Плато Руин |
Холодно, температура -32ºС. Устраиваемся капитально, с снежной стенкой и укреплением растяжки шатра. На принесенных снизу дровах топим печку – становится тепло и уютно.
26 Февраля пер. Центральный – р. Манарага
|
Фото 5 Массив Народы |
|
Фото 6 Перевал Центральный |
Выходим в 8.15. Ясно, холодно, -27ºС. Идем между двумя грядами по руслу истока р.Народа, держа направление на гребень вершины Народа. Подъем довольно крутой, наст. Перед перевалом резко забираем влево и карабкаемся лесенкой на правый берег ручья 9:25. Сам ручей уходит в цирк, образованный в.1543 и в.Народа. Нам туда не надо.
Из двух кулуаров выбираем левый, самый широкий. Второй, крутой и узкий, ведет на Народу; возможно, по немукто-то на нее когда-нибудь и поднимается. Перевальный взлет проходим траверсами на лыжах, по очень жесткому фирну. В другое, не столь удачное как у нас, время здесь вполне мог бы быть лед, поэтому следует быть предусмотрительнее и держать кошки наготове. Подъем занял чуть больше часа.На седловине из камней сооружен большой тур, записки в нем не обнаружили. С перевала можно совершить восхождение на в.Народа. Но восхождение, занимает не менее 3 часов, в таком случае нам бы пришлось ночевать выше зоны леса или спускаться по темноте. И в том и в другом случае мы не смогли бы на следующий день подняться на Манарагу, что очень всем хотелось совершить.
|
|
|
Фото 8 Команда на пер. Центральный |
Спуск с перевала состоит в прохождении двух довольно длинных ступенек. Первая, которая начинается сразу за перевалом, проходится в кошках, прусским шагом, самостраховка лыжными палками. После неё одеваем лыжи и через 10 минут их опять меняем на кошки. Вторая ступенька выглядит круче первой. Сверху невозможно оценить крутизну склона, поэтому решаем организовать верхнюю страховку. Вешаем две веревки по 50 метров, станции организуем на ледорубах. Крутизна склона до 25º, наст. Собираемся у груды камней в конце склона.
|
|
|
Фото 7 Спуск с пер. Центральный |
После этой ступеньки спускаемся в долину р. Манарага. Спуск очень пологий, приходится тратить усилий практически столько же, как если бы шли просто по равнине. Но снег здесь сдут, тропежка неглубокая. Пользуемся замечательной погодой, и наслаждаемся просто неописуемой красотой верховьев реки. С обоих сторон долину окружают кары и цирки, имеющие порой весьма необычные конфигурации. Становимся на ночевку в 18:00, не дойдя 2 км до места ночевки по плану – поворота на пер. Студенческий.
|
|
|
Фото 9 Долина р. Манарага |
27 Февраля восх. г. Манарага
Выход группы в 8:30. Температура -37º C. Небо кристально чистое. Можно было перенести лагерь чуть пониже, ближе к началу восхождения, но решаем все же оставить его на месте и, таким образом, выиграть время. С собой берем теплую одежду и альпинистское снаряжение. Спускаемся 2 км вниз по реке (лыжни нет – мы в этом сезоне первая группа в долине), переходим её и резко уходим вправо в сторону Манараги. Переходим большое открытое пространство долины реки (болото) и поднимаемся по склону через лес в направлении перевала Студенческий.
|
|
|
Фото 10 Колокольни |
Лес довольно резко кончается. Пересекаем ручей, идущий с отрога массива справа по ходу, в месте его слияния с ручьем с пер.Студенческий, и начинаем подниматься по увалу, разделяющему этот приток и ручей. С него хороша видно пер. Студенческий и ведущий на вершину гребень, с жандармом. С увала спускаемся в широкий кулуар, и по нему серпантинами ползем на лыжах вверх. Подъем долгий и изматывающий, занимает 1,5 часа, набор высоты от места пересечения ручья составляет 320 метров. На седловине находится большой тур, записки в нем нет. Здесь делаем большой привал, оставляем лыжи, надеваем кошки и отправляемся на восхождение.
|
|
|
Фото 11 Манарага с пер. Студенческий |
На жандарм не лезем, обходим его слева по фирновому склону, самостраховка лыжными палками. Подъем на вершину с перевала Студенческий – это чисто гребневой маршрут. Обойдя слева по склону скалки ограничивающие перевал, выходим на гребень. Далее идем по гребню; гребень широкий, ровный, но справа по ходу от него крутые сбросы, на них висят снежные карнизы, поэтому следует быть осторожным и не подходить близко к правому краю. Через час после начала подъема от седловины проходим по гребню неявно выраженную промежуточную вершинку, гребень резко начинает набирать высоту. Характер склона – снег, фирн, камни – движение в кошках. После небольшой плоской площадки (привал) гребень резко становится круче, начинаются элементы простого лазанья. В принципе, все здесь до начала башен проходится на личной технике, но подъем крут – местами снежники ~40º, а лететь есть куда, поэтому следует быть осторожными. В одном месте провесили 30м перил.
Под первой башней мы в 15:30. Кажущаяся с долины башня маленьким зубом, отсюда она выглядит совершенно неприступным бастионом. Обходим башню справа по ходу и с противоположной стороны видим простой путь на вершину, необходимо только залезть на вертикальный выступ и пройти 3 метра крутого подъема до плоской площадки самой вершины. Один из участников с гимнастической страховкой поднимается первым и закрепляет веревку на уступе на полке, остальные с помощью жумарят следом. Набор высоты от перевала составил 570 метров. Фоткаемся, снимаем панорамы, пишем записку, едим шоколадку. Ветра, что удивительно, не вообще. В то же время стоит совершенно ясная погода, ни облачка на небе. С вершины четко и контрастно виден весь Приполярный Урал, и это в лучах заходящего солнца!
Но времени мало (на часах 17:10), пора спускаться.Веревку продергиваем через уступ на вершине, последний, при этом, дюльферяет по сдвоенной. Вниз идем по своим же ступеням, пользуемся повешенной на подъем веревкой. На седловине мы были через полчаса. Сдесь надеваем назад лыжи и спускаемся вниз, уже в глубоких сумерках. Обратный путь в лагерь прошли зато по феерическому под лунным светом ночному лесу. Ясно, сежо – мороз -35ºС. Время возвращения 20:30.
|
|
|
Фото 12 Командир на вершине |
28 Февраля р. Манарага – р. Косью
После насыщенного накануне трудового дня выходим довольно поздно – в 10:30. Погода продолжает радовать нас ясным небом, небольшим морозцем (-25ºС), полным отсутствием ветра.
В связи с отставанием от графика, принимаем решение исключить участок массива вершин Колокольни (перевалы Двойной Восточный и Водопадный), обойти массив Манараги по рекам Косью и Капкан-вож, согласно заявленному запасному варианту. При таком раскладе времени становится достаточно, поэтому этот день проводим как своего рода полудневку – идем не спеша, размеренно обедаем в районе впадения р.Манарага в р.Косью в 13:30, часто останавливаемся фотографировать, да и просто насладится хорошей погодой и потрясающими видами. Срезание части маршрута не отразилось на главной цели похода – обзоре района. С реки можно наблюдать массивы Колоколен и Манараги.
|
|
|
Фото 13 Колокольни далеко |
К тому же сама Косью довольно интересная речка. Быстрая в верхнем течении, она местами образует интересные каньоны. Через них, правда, приходится перебираться или искать пути обхода. Весь день тропим лыжню, но тропление лыжни небольшое – снег прижало сильными морозами.
На повороте вокруг горы Медвежья Лапа река становится шире, местами попадаются проталины, прикрытые снегом. Здесь в 18:30 и остановились на ночевку из-за того, что некоторые участники по неопытности намочили лыжи в этих проталинах.
|
|
|
Фото 14 Каньон на реке Косью |
1 Марта р. Косью – р. Капкан-Вож
Выходим в 8:45. Погода все также ясная и морозная. Но на горизонте уже появляется характерная дымка и потягивает легкий ветерок.
Продолжаем огибать по Косью массив Манараги. Обедаем в 13:15 -14:30. Спустя час после обеда погода резко испортилась. Температура поднялась до 10-12ºС, задул ветер, небо затянуло тучами, пошел лёгкий снежок. По долине старались идти по руслу реки, по берегу срезая острые углы извилин реки. Русло во многих местах, особенно на поворотах, представляет собой каменную реку; на берегу же находится лес, через который надо продираться с тропежкой. Дойдя до расширения долины в месте впадения в Косью р. Капкан-вож, заходим в лес справа и, не теряя высоты, огибаем в. 1368.Стараемся двигаться в таком направлении, чтобы пройти через отмеченные на карте две полянки и озерцо. На ночевку встаем в 18:30 в уютной лесной складке склона. Ветер к вечеру разыгрался не на шутку, но снег не пошел. Температура -10ºС
|
|
|
Фото 15 Манарага - вид с долины Косью |
2 Марта р. Капкан-Вож – подход под пер.Спартак
Выходим в 9:00. Погода такая же как вчера – тепло и сыро. Разве что ветер стих. Продолжаем движение без набора высоты, срезая угол те теснины долины р.Капкан-Вож. До реки доходим через час. Русло каменистое, резко сбрасывающее высоты. Практически нет проталин, несмотря на глубокий снег по руслу идти лучше всего. Так доходим до обеда в 13:00 на уровне г.Манараги (с задворков). Лес редкий, преимущественно лиственичный, но дрова есть. Так как собираемся ночевать выше зоны леса набираем с собой дрова для печки. Напротив в. Манарага-Ложная, или в. 1410. встаем на ночевку в 17:20 в овражке, на самой границе зоны леса. Лес здесь представляет собой редкий лиственничник, сушин в нем нет.К вечеру развиднелось, похолодало – снова привычные нам -25ºС.
|
|
|
Фото 16 Ложная Манарага |
3 Марта пер. Спартак – пер. Олений – р. Падежа-Вож
Выходим в 9:00. Ясно, ветра нет, температура около -25ºС. Продолжаем подъем по реке, и, дойдя до массива, уходим вправо по ходу по левому притоку р.Капкан-Вож.
|
|
Налево, откуда берет начало Капкан-Вож – перевал Тобик, идущий к реке Ныдысей. Он рассматривался нами как запасной вариант на случай плохой погоды. Отсюда перевал Спартак выглядит как крутой и неприступный снежный склон (высота 200м), а его седловина скрывается за перегибом.
Пересекаем приток Капкан-Вож и начинаем набирать высоту, стараясь держать направление на полку, спускающуюся слева вниз с перевального взлета. Время 11:20. Склон до 20º, подъем в кошках – фирн. В 12:30 доходим до скального выступа-утёса (он хорошо виден с самого начала подъема), расположенного где-то на 2/3 пути к седловине. На этом выступе можно сделать привал. Сам выступ обходим слева, приподнимаемся 50 метров до выступающих из снега камней и уходим по полке направо, пересекая начало кулуара – огромную мульду (потенциально лавиноопасно!). Поднимаемся на левый борт кулуара и идем по пологому склону полки до седловины. Время 13:30. Седловина неявно выраженная – гребень шириной 50м. Тура не нашли. Перевал является неплохой обзорной точкой – с него полностью видны массивы Манараги и Колоколен.
Спуск представляет собой довольно крутой (порядка 20º) снежный склон. Но по нему вполне можно спустится на лыжах. Уходим на северный край седловины – там вниз идет кулуарчик, по которому выходим на склон. Часть группы спускается в кошках до выполаживания склона, часть сразу спускается на лыжах. Группа собирается не доходя 200 метров до ручья Олений в 15:00. Сдесь делаем холодный перекус и уходим влево наверх по ручью Олений на одноименный перевал.
Подъем на перевал Олений настолько пологий, что во многих местах ручей разливается в озерца. Идем по узкому ущелью, образованному крутыми сбросами. В другое, более снежное, время склоны здесь несут реальную лавиноопаснось. В нашем случае мы видели только остатки лавин. Они сошли месяц-два назад, когда здесь был еще свежий снег. Перевал Олений представляет собой два каровых озера, разделенных невысокой перемычкой. Линия водораздела находится сразу за этими двумя озерами. Со второго озера сразу вниз не спускаемся, а идем траверсом по правому борту долины, стараясь резко не сбрасывать высоту, таким образом выиграв в скорости. Погода тем временем, портится – поднимается сильный ветер, небо затягивает тучами. Страверсировав до дна долины, проходим вниз по реке 2 км и сворачиваем по направлению к ручью, левому притоку, огибающему с запада-юга вер. 1405. Здесь в устье ручья имеется место для ночевки, защищенные от ветра. Чуть выше, метрах в 20, есть замерший водопад, где можно наколоть льда. На ночевку встаем в 19:30.
|
|
Фото 18 Подъем на перевал |
|
Фото 19 Пересечение кулуара |
|
Фото 20 Команда на перевале Спартак |
|
Фото 21 Олений |
4 Марта р. Падежа-Вож – р. Лимбекою
Выход группы в 9:30. Погода не улучшилась – дует сильный ветер, идет снег, температура около 10ºС, видимость нулевая.
Принимаем решение не идти к ст.Кожим (платформе 1924 км) через хребты Восточные и Западные Саледы. Это решение вызвано тем, что, по словам водителя вездехода, рудник на Кожимском тракте закрылся, поэтому зимой туда ничего не ездит и дорога отсутствует. Учитывая, что за все время нашего пребывания в районе, мы не встретили следов пребывания других групп, перед нами стояла перспектива тропления 50 км целины. И это еще плюс к двум перевалам – два дня пути по Саледам. В нашем же распоряжении до поезда оставалось всего 4 дня. Шансы есть, но рисковать не хотелось. Поэтому решаем спускаться по р. Лимбекою до переправы через Кожим, откуда уезжать на попутном транспорте. Здесь, конечно, есть риск застрять в приюте на переправе, но он меньше.
|
|
|
Фото 21 Поворот на Форельные озера |
Спускаемся плотной группой, чтобы не потерять друг друга в снежном облаке. Катимся очень быстро – без тропежки вниз по плотному снегу. В 11:50 проходим оз. Падежа. В 13:25 доходим до р. Лимбекою. Здесь встретились с необычным явлением – на продолжительное время открылось ясное небо, но температура осталась выше -10ºC. Наблюдали интересные метеоэффекты – снеговые тучи шли так низко, что практически касались головы. Чуть ниже обедаем в густом чапыжнике, потому что дальше вниз по реке не видно леса. Далее река Лимбекою представляет собой практически сплошную наледь. По наледи группа двигается вниз с огромной скоростью. Жалко, что местами эта наледь сырая, местами занесена следом. Здесь уместно сравнение Приполярного Урала с таким непохожим на него районом, как Восточные Саяны. Но с началом зоны леса наледи заканчиваются (а если есть, то обязательно мокрые). Река становится шире, все чаще попадаются полыньи, которые приходится обходить. На ночевку встаем в 19:00. Погода не улучшилась – все также тепло и влажно.
5 Марта р. Лимбекою
Выход группы в 9:20. Продолжаем идти вдоль р. Лимбекою. Во многих местах река Лимбекою вскрывается, и приходится уходить с русла на берег, а на берегу тропить приходится очень глубоко – проваливаясь на 30 см. Наткнулись на старую, практически занесенную снегом, лыжню. Её оставила, по видимому группа из Зеленограда, про которую рассказывал водитель вездехода. Лыжня значительно облегчила наше передвижение. Прощаемся с Приполярным Уралом – оставляем позади хребты Мандынырд и Алтикнырд. На ночевку останавливаемся не дойдя 5 км до переправы, так как не было смысла идти в приют ночью.
6 Марта р. Лимбекою – р. Кожим – Инта (отъезд)
Выходим в 9:30. Погода опять радует глаз – ясный морозный денек. Опять попадаем на лыжню. Она уходит на правый берег. По берегу идет дорога, но лыжня почему-то опять спускается вниз на реку. Затем опять поднимается на эту дорогу. Дорога пересекает Лимбекою перед впадением её в Кожим. Здесь река вскрывается, но нам повезло – мы перешли её по тоненькому ледовому мостику. Далее дорога идет по берегу Кожима до самой переправы. На переправе расположен приют (изба), который так и называется Переправа. Домик приюта довольно аккуратный и чистый. Внутри есть здоровая буржуйка, растапливается на ура. Вокруг приюта растет много засохших ёлок, так что с дровами проблемы там возникнут очень не скоро.
Жизнь на тракте какая-никакая есть. За день проехало 3 машины. Единственное, что все они ездят по своим делам и, скорее всего, не возьмут попутчиков, если заранее не договорится. Мы брали с собой спутниковый телефон в аренду. По нему вызвали из Инты вахтовку и вечером уехали в Инту.
|
|
|
Фото 22 Вахтовка |
|