Отчёт о лыжном походе 1кс по Валдаю в январе 2010 года

Автор: Киселёв Алексей, 09.03.2010 03:00
Просмотров: 4846

На новогодние праздники 2010 года в формате похода 1кс маленькой командой прогулялись по Валдаю на лыжах.


Выкладываю отчёт...

 

Отчёт о лыжном походе первой категории сложности.
Место: Тверская и Новгородская области. Валдай. Время: 01-09 января 2010 года. Руководитель: Киселёв Алексей.

Не хотелось проторчать все новогодние праздники в Москве и далеко уезжать тоже не было желания. Поэтому был выбран район из областей соседних с Московской, проверенный уже не однократными походами команд Бауманского турклуба - Валдай. Задача тривиальная дойти от одной железной дороги г.Осташков до другой г.Валдай.

Особенная красота района заключается в расположении системы озёр Селигер ближе к г.Осташков и Валдайского национального парка с его большими озёрами – ближе к г.Валдай.

Еловые и сосновые леса обеспечивали нас достаточным количеством дров. А холодная погода, стоявшая до и во время новогодних праздников, позволила нам беспрепятственно несколько раз пересечь озеро. (Мы мерили несколько раз толщину льда. Она была более 30см).

Но хотелось сделать так, чтобы маршрут отличался от предыдущих походов. Поэтому оз.Селигер обходили с западной стороны, доехав до д.Волговерховье на такси. Также был просмотрен сайт геокэшинга и маршрут подстроен под достопримечательности проходимых нами мест.

Малое количество участников и женский состав группы, не считая руководителя, вынудил максимально уменьшать вес общественного снаряжения. Поэтому было принято решение не брать печку, взять обычную четырёхместную четырёхсезонную палатку, одну цепную пилу и маленький топор фискас – это решение себя оправдало.

Команда

Планировалось пойти командой в 4 человека, но в последние несколько дней одна из участниц отказалась. Мы все равно решили пойти.

ФИО Фото Должность Опыт
Киселёв Алексей Викторович руководитель, штурман, завснар 2ГУ, 4ЛУ, 1ПР
Домникова Екатерина Викторовна завхоз, массажист 1ЛУ
Сабирова Евгения Сергеевна Медик, летописец, финансист ПВД

 

Общие сведения о проводящей организации

Название Некоммерческое партнерство Клуб Туристов при МГТУ им. Н.Э. Баумана
Сокращённое название НП ТК МГТУ
Адрес клуба Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ
Телефон +7 (495) 263-22-29
e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www http://tourism.bmstu.ru
Номер маршрутной книжки 59/2-103
Адрес хранения отчёта и маршрутной книжки Библиотека НП ТК МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к
МКК рассмотревший заявочные материалы и выпустившей команду в ТСМ МКК НП ТК МГТУ
МКК рассмотревшей и утвердившей отчет о ТСМ МКК НП ТК МГТУ
Вид туризма, Название ТСМ, категория сложности Лыжный, спортивный поход, 1кс
Район Россия, Тверская и Новгородская области, Валдай
Продолжительность активной части 6 дней
Сроки проведения ТСМ 01.01.2010 – 09.01.2010
Протяженность зачетной части маршрута 106 км
Количество участников 3 человека

Погода по данным с сайта http://diary.gismeteo.ru - для г.Осташков и г.Валдай (усреднённые).

 

  День Вечер Режим дня
Число to,C Облачность Явления Ветер to,C Облачность Явления Ветер Восход Заход Длительность дня
1 -9 Пасм Бо Ю-З 1м/с -9 Пасм Бо В 3м/с 09:32 16:09 6 час. 37 мин
2 -11 Пасм Снег С 1м/с -13 Пасм Бо С 1м/с 09:32 16:11 6 час. 39 мин
3 -18 Ясно Бо С-З 1м/с -17 Пасм Снег З 1м/с 09:31 16:12 6 час. 41мин
4 -11 Пасм Бо Ю-З 3м/с -11 Пасм Бо Ю-З 1м/с 09:31 16:13 6 час. 43 мин
5 -14 Пасм Бо Ю-В 5м/с -15 Пасм Бо Ю-В 3м/с 09:30 16:15 6 час. 45 мин
6 -9 Ясно Бо Ю 3м/с -14 Ясно Бо Ю 1м/с 09:29 16:17 6 час. 47 мин
7 -9 Пасм Снег Ю-В 3м/с -6 Пасм Бо Ю-В 3м/с 09:29 16:18 6 час. 49 мин
8 -7 Пасм Снег Ю-З 1м/с -8 Пасм Снег Ю-З 3м/с 09:28 16:20 6 час. 52 мин
9 -12 Ясно Бо З 1м/с -21 Обл Бо З 1м/с 09:28 16:22 6 час. 54 мин


Сокращения: Пасм – пасмурно, Обл – облачно, Бо – без осадков

Тайники Геокэшинга:

Планируемая нитка маршрута
Было разработано 3 варианта маршрута.
Вариант 1На случай быстрого и успешного передвижения (с большим количеством достопримечательностей):

День Км Ветка маршрута
2010.01.02 17,6 г.Осташков – д.Волговерховье (на машине 75км) – д.Воронова – 7км до поворота на д.Коковкино – д.Коковкино и поворот на просеку на север – Савина Гора – Урицкое – 1 км на северне в лес.
2010.01.03 18,8 -Тайник Селигерский Игнач-Крест-Игнашевко- Корнево-Жигалово-Залучье-Березовский-1км перед Княжое
2010.01.04 18,8 -Бухвостово-Святое-Лучки-Турская-Сосницы-храм Германа, Столбенского - на 1 км севернее
2010.01.05 16,4 -Заболотье – Ельники – Перепва – Новая Скребель – на северо-восток по дороге 2 км
2010.01.06 15 -Гославль – Козино – Скит – Ребежа – Пустошка – 1 км не доходя до Кувшин
2010.01.07 18,8 - у Маресеева - Лесное озеро - Плав – Семёнова гора – Марково – 2 км по дороге на северо-запад
2010.01.08 10,2 - Русские новинки – Большое Уклейно – г.Валдай (на машине 30км)
Всего: 115,7  

Вариант 2На случай если на озере будет тонкий лёд, протяжённостью 100км:

День Км Ветка маршрута
2010.01.05 15 -Заболотье – Ельники – Перепва - Красота – Кривая Клетка – Полново – по дороге 2 км на север
2010.01.06 12 - Ореховно – Корзово–3 км на северо-восток
2010.01.07 11 – Осинушка - Дунаевщина – Велье-Станы – 1,5 км на северо запад по дороге
2010.01.08 7 Пабережье – Никольское - Мысловичи – г.Валдай (на машине 33км)
Всего: 100  

Вариант 3На случай замёрзшего озера, но медленного передвижения 102км:

День Км Ветка маршрута
2010.01.06 18 -Гославль – Козино – Скит – Ребежа – не доходя 2 км до Овчинище
2010.01.07 11 - Овчинище – Сухая Ветошь – Русские Новинки – Большое Уклейно
2010.01.08 0 Запасной день
Всего: 105  

Пройденная нитка маршрута
На конец пятого дня стало ясно, что отставание в один день уже не нагнать. Было принято решение пойти по короткому (вариант 2) маршруту, т.к. короткий от длинного варианта как раз отличались последними тремя днями.:

День Км Ветка маршрута
2010.01.02 7,7 г.Осташков – д.Волговерховье (на машине 75км) – д.Воронова – вышли на дорогу, похожую на нашу, которая шла на север к Савина Гора (на 2 км. Севернее шоссе).
2010.01.03 11,5 – Урицкое – не доходя 1 км до – Игнашевка
2010.01.04 18,4 - Игнашевка - Корнево-Жигалово-Залучье-Березовский-1км перед Княжое
2010.01.05 18,9 -Бухвостово – Павлиха – Святое – Заузье - Сосница - храм Германа, Столбенского - на 1 км севернее
2010.01.06 14,9 -Заболотье – Ельники – Высокая Гора – Новая Скребель – на северо-восток по дороге 2 км
2010.01.07 25.1 - Гославль – Козино – Скит – Ребежа - Овчинище – Сухая Ветошь – 1 км по дороге в лес
2010.01.08 9,5 - Русские Новинки – Большое Уклейно – г.Валдай (на машине 30км)
Всего: 107  

Аварийные варианты схода с маршрута

Первые три дня маршрута можно выйти на шоссе, с которого возможно доехать до г.Осташков. Такси из г.Осташков можно вызвать по сотовому телефону.

В первые дни похода, в случае твёрдого льда на озере, можно пойти напрямую по озеру до г.Осташков. Или переехать через озеро на буране.

В последующие дни часто будем проходить населённые пункты, из которых можно будет поймать машину до г.Осташков или г.Валдай.

Причины изменения режима пути

День Пройдено, км Причина изменения режима пути.
2010.01.02 7,7 Сначала дорога потерялась в лесу, а просеки указанные на карте оказались только на карте или сложно проходимыми.
2010.01.03 11,5 На вырубках несколько раз теряли дорогу. Ходили по азимуту.
2010.01.04 18,4 Шли по плану, с опозданием в день.
2010.01.05 18,9 Шли по плану, с опозданием в день.
2010.01.06 14,9 Шли по плану, с опозданием в день. Решил вперёд не идти, чтоб засветло встать и набраться сил.
2010.01.07 25.1 Проснулись в 4 утра и по дороге смогли пройти больше плана.
2010.01.07 9,5 Оставшийся участок прошли не торопясь за 4 перехода – можно сказать тянули время.
Всего: 107  

Стратегия движения и режим дня

Поскольку команда была маленькой, то сбор лагеря занимал время. Поскольку не было печки, то завтракать в палатке было холоднее, чем у костра. Поэтому вся команда вставала одновременно и пока дежурный готовил еду, остальные собирали лагерь и рюкзаки.
Оперативная организация обеда оказалась тоже сложной задачей для трёх человек. Поэтому шли без обедов.
Сначала вставали в 6-7 часов за несколько часов до рассвета. Но тогда не успевали прийти за светло к месту запланированной ночёвки – шли по темноте, что после ходового дня сильно выматывает. А время на поиск сушин в темноте уходило намного больше, чем при свете. Поэтому последние два дня вставали в 4 утра, тогда успевали прийти засветло и вставали в 16 на ночёвку и в 19-20 ложились спать.

Транспорт, затраты

  • До г.Осташков от Москвы доехали на поезде за 290 рублей на человека.
  • От Осташкова до Волговерховья проехали 75 км на такси. Ходит ещё автобус два раза в день, но только по нечётным дням. 1000рублей за такси.
  • От д.Большое Уклейно до г.Валдай доехали на такси, которое вызвали из Валдая. 550рублей за такси.
  • Из г.Валдай до Москвы доехали на поезде в сидячем вагоне. Около 455 рублей на человека.

Особенности снаряжение

Поскольку команда была маленькая – экономили на весе.

  • Четырёхместная палатка. Отрицательный вывод по сравнению с палаткой Зима – после третьей ночёвки молния покрылась инеем, и застёгивать палатку стало значительно тяжелее. Затягивающийся вход (как у палатки Зима) практичнее!
  • Два четырёхместных спальника, один вставляется в другой.
  • Одна цепная пила.
  • Саночки-волокуши, чтобы разгрузить человека в случае необходимости.
  • Для передвижения по льду: 30м верёвки 6мм, ледобур и 2 карабина. Личные ножи.
  • Печку не брали

Полезные телефоны
Осташков (48235)

  • Автовокзал 2-41-29, 5-05-41 Осташков, ул. Привокзальная
  • Автотранспортное предприятие 2-17-66 Осташков, ул. Загородная, 2
  • Железнодорожный вокзал 2-17-05, 2-17-06 Осташков, ул. Привокзальная


Валдай (81666)

  • Грузовые перевозки: 2–49–79; 8–906–202–61–77
  • Касса автостанции: 2-05-86 Валдай, ул.Луначарского, 1
  • Музей Колокольчиков: 2–04–97Валдай, ул. Труда, 2а. С 10 до 18, вых - вторник

Летопись похода Автор Сабирова Евгения под редакцией Киселёва Алексей.

1 января


Используемые ниже в тексте точки P... можно увидеть на карте, загрузив трэк, точки и карты по ссылки
Не знаю, у какого каким вышло 1 января – а у меня с Катей суматошным: сбор рюкзака и одна мысль Лишь бы успеть. Успеть к 18.50, ко времени сбора команды для отъезда на поезде в г.Осташков.

Успели не все: командир задерживается, команда время не теряет – докупаются продукты в поезд и запасные батарейки. Впоследствии к процессу присоединился и сам Леша. В итоге в поезд мы заскочили за 5 минут до отправления.
Вагончик тронется, вагончик тронется – перрон останется…

Волнение поутихло, но процесс подготовки к походу еще продолжается: еще почти в течение 3 часов проходил дошив саночек, подбахильников и стропочек для связывания лыж. Вся работа сопровождалась разговором с соседом-попутчиком, который никак не мог понять, зачем добровольно зимой с рюкзаками, да к тому же на лыжах куда-либо идти. Есть куда более комфортные способы проведения свободного времени: дом, диван, альтернатива – берег Черного моря. Нет, вы – психи!. Переубеждать было бессмысленно, так каждый и остался при своем мнении.
22.40 - ужин, в 23.20 уже все лежали: в сон клонило всех основательно. Подъем запланировали на 06.00.

2 января


06.00 - подъем. Поняли, что можем поспать еще 30 минут.
06.30 - подъем - дубль второй. Меню завтрака не было скудным - много еды осталось еще с ужина. В результате все оставшееся взяли с собой.
07.30 - станция конечная, г.Осташков. Ночная мгла еще не рассеялась: видны лишь очертания домов под тусклым светом фонарей. Настроение боевое! Заказанная машина, которая доставила бы нас до истока Волги, должна подъехать на соседнюю улицу. Одеваем рюкзаки на плечи, берём лыжи в руки и идём.
На улице был расположен памятник Константину Сергеевичу Заслонову - герою Великой Отечественной войны (посмертно присвоено звание героя Советского Союза: уничтожив большое количество вражеских солдат и техники в 1942 году погиб в бою с карательным отрядом) Решили сфотографироваться, вторая вспышка окончательно растревожила стаю ворон, расположившихся на кронах сзади стоящих деревьев. Зрелище еще то: темень, деревья и огромная стая птиц в небе.
Сразу после фото к памятнику подъехала машина. В багажное отделение вошло только 2 рюкзака, с остальными вещами пришлось ютиться в самом салоне автомобиля. Под песню Владимирский централ была нажата педаль газа. Мы поехали.
Через 15 минут уже смотрели пирамиду Голода на Селигере (высота 22 метра, построена в 1997г внутри пирамиды не замерзает вода даже если на улице – 40). Водитель рассказывал, что ее пытались взорвать – не получилось, осталась лишь черная отметина на стене.
Затем были две остановки: магазин продуктовый и местный универмаг - нужны были бумага под летопись и пишущие средства, докупили так же переходные конфеты и апельсины.

В 8.50 рассвело окончательно. К 9.15 - прибытие к истоку Волги, д.Волговерховье, выгрузка. В поисках курток нам с Катюшей пришлось перерыть весь рюкзак: это первый и последний раз, когда привальные куртки были убраны так далеко. Утеплившись и достав фотоаппарат, мы пошли к истоку.
9.40 – продолжаем осмотр местности: пара церквей, купальня, собственно сам исток. Сфотографировались расставив ноги на два берега реки Волга. Место очень красивое и живописное, оказывается, оно каждое утро освещается. Пошел снег.
10.10 – отправляемся в путь. Дорога. Леша идет первым. Катюша – вторая, я – замыкаю. Склон. Леша съехал, Катюша съезжает, я только собираюсь съехать. Внизу склона. Леша ждет, Катюша в сугробе, я только собираюсь в сугроб. Настроение только улучшается!

10.50-10.55 - P101 Привалились на повороте шоссе, немного не доходя до деревни Вороново. Дошли до деревни Вороново. Повернули на север и подсекли хорошо читающуюся, но заросшую дорогу.
11.40-11.55 - P102 Продолжаем идти по дороге.
12.35-12.50 - P103 Продолжаем идти по дороге.
13.40-14.15 - P104 Продолжаем идти по дороге. Во многих местах она зарасла, перегорожена поваленными деревьями, размыта протекающими речушками. Это сильно замедляем движение. Тропёжки почти нет.

15.02-15.20 - P105 Потеряли дорогу – она просто закончилась в лесу. Чтобы сориентироваться, устроили привал. Леша пошел на разведку: ушел в левую сторону, мелькнул в правой, вернулся – со спины. Немного подустали ноги: было много деревьев на пути, приходилось перешагивать – не всегда удачно (это я про себя говорю). В целом первые 5 падений вызывают только смех, следующие 2 – легкое раздражение, потом – от улыбки не остается и следа. Падаешь-то не одна, падаешь вместе с рюкзаком…

16.20-16.37 - P106 Пейзаж очень сильно менялся: то высокие сосны, то маленькие елочки; то поляна с буреломом, то болото с камышами; и вновь ели. Скоро начнет смеркаться. Просеки до сих пор не видать (именно рядом с ней и предполагалась ночевка).
17.35-18.00 - P107 Темно. Ищем просеку. Леша вновь ушел на разведку
18.25-18.30 - P108 Снимаем лыжи, несём их в руках. Идём по азимуту сквозь лес.
19.00 – просека, ко которой идёт дорога в нужном нам направлении!!!! Бивак!!!! Мы долго искали дорогу, но нам повезло с дровами: было достаточно сушин и повалено несколько деревьев, с которых обламывали сучья.
Пока ребята доставали бивачное снаряжение, я пошла за маленькими веточками для костра. Поваленное дерево лежало в 3 шагах от нас: подхожу, ветки сухие есть – начинаю собирать. И тут со спины слышу Лешу: Мы же еловые ветки собираем?. (!?!?!? Еловые !?!?) Ага, - только и оставалось ответить, понимая, что передо мной явно лиственное дерево =). Именно в этот вечер я и узнала, что только из смоляных деревьев и разводят костер зимой. О, сколько еще открытий предстояло!! Инструктаж Леши по разведению костра, поиску и валке сушины, выбора места под палатку и, собственно, собирание самой палатки - вечер оказался насыщенным более чем!
У костра хозяйничала Катюша. 22.00 – готов ужин. Ужин удался на славу, но был съеден только один суп. Дело не дошло даже до гречки. Леша, отпустив нас с Катюшей в палатку, остался дотапливать снег на завтра. 23:00 – легли спать.

Весь день чувствовала тяжесть того, каково это летописцу быть без часов (которые забытыми остались дома). Привал - Народ, сколько время?. Уход - Катюша, время скажешь?. Еще к тому же не на каждом привале делаю отметки о пройденном пути. Но основная трудность, как потом показали дни — это период бивака, когда нужно идти на поиски дров или шаманить у костра, про тетрадь с карандашом забываешь.

Уже в начале первого дня поняла, какие преимущества получаешь, идя третьим: если снег – то лыжня уже накатана; если преодоление препятствий (дерево) – то выбираешь уже оптимальный путь, видя как проходят до тебя, отмечая их ошибки. Настроение в течение пути у всех было бодрое.

3 января


07.00 - Подъем. Звенит будильник. Открываешь глаза. Садишься. Первая мысль: И так еще 5 дней. Утро – это, наверное, самое тяжелое за весь день: еще так хочется спать, когда звенит он – предатель-будильник.
07.30 - разведение костра. Дежурство.

10.02 - Выход
10.52-11.00 - P201 Идём по дороге на север.
11.37-11.53 - P202 Дорога вышла на вырубку и потерялась. В нужном направлении иди тяжело – завалено брёвнами, поэтому У нас с Катюшей привал, а Леша – на разведку - продолжаем удивляться: откуда у человека силы берутся.

13.05-13.40 - P203 По дороге очень много встречаем следов. Сначала удивляешься, присматриваешься – заяц, кабан, лось (кто-то явно крупный парнокопытный проходил); потом – не обращаешь внимания, но даешь себе слово по приезде домой почитать материалы на тему кому какие следы принадлежат
14.25-14.37 - P204 Дорога (от Бурана). Начали тропить. Снег хоть и не очень глубокий, но именно тогда я поняла, что такое целый день идти первым.

15.50-16.15 - P205 Снова лес. Поднялись на красивый открытый холм. У подножия д.Урицкое. Дома либо заколочены (видимо, на лето все-таки приезжают); либо вовсе развалены. Именно здесь мы первый раз увидели дом, стены которого были отделаны щепой из дерева – как будто покрытый чешуёй. На протяжении всего похода подобных домов мы видели не мало.

Перешли замёрзшую речушку в центре деревни. Деревня хоть и смотрелась грустно, но не была заброшенной. Рядом с шоссейной дорогой было развернуто строительство чего-то монументального – для простого дома слишком большой фундамент заложили.
На самом привале Леша вновь ходил смотреть дорогу.

16.55-17.15 - P206 Идём по ЛЭП. Дорога тяжелая, хоть и не лес с поваленными деревьями: маленькие перепады высот и ямочки на дороге. Смеркаться начало еще в 16.
17.55-18.15 - P207. ЛЭП пересеклась с дорогой. Прошли по ней немного на восток и вышли на дорогу идущую параллельно ЛЭП – по ней идти удобней. Ездят машины.

18.40 - бивак. Теперь ребята ушли за дровами, а я осталась – разжигать костер. Теория – это одно, а вот практика… Огонь то загорался, вновь даря надежду, то снова затухал.. В чем причины понять не могла - итог: дрова есть, костра нет. Пришел Леша – объяснил ошибки. Сам процесс розжига интересен, особенно когда узнаешь мелочи.

23.30 Забираемся в палатку. Катюша балует массажем 00.00 Отбой.

4 января


В записях первая строчка – 3 день.
Вот!! уже на третий день забываешь: какое число, какой день недели…
06.30 - подъем (как и все предыдущие дни, встаем все вместе)
07.50 – завтрак 09.00 – выход.
09.30 зашли в д.Игнашовка со странными номерами домов, а точнее со странными табличками номеров [д. № 15]; и внешней отделкой стен – вновь деревянная щепа.

09.50-10.15 P301 Пошел снежок. Вчера было очень холодно – сегодня намного теплее. Идем вдоль речки, в горку. Дорога, оставленная Бураном кончилась.
10.45-11.05 P302 Прошли д.Корнево. Натирка лыж. Из сухих бобылей развели костерчик для нагревания лыж и мази. Один греет, другой натирает, третий растирает. Команда!
11.50-12.15 P303 Вышли снова на дорогу от Бурана идем на лыжах. Вокруг соснячок, встретилась охотничья вышка. Пошел снег. На привале занимались одним из упражнений йоги для разминания спины– естественно, под руководством Леши =)
12.40-12.45 P3035 Привал в лесу.

13.10-13.25 P304 Дорога вывела на открытую площадку с парой рубленных жилых и хозяйственных домов. Перед ними — 4 машины. В отдельном вольере находилась собака. Она сначала на нас сильно гавкала, но быстро перестала и просто стояла, медленно начиная трястись от холода. Ее выступающие ребра не говорили ничего хорошего о ее хозяине. Ужасное место – оттуда хотелось уйти как можно скорое, к тому же, проходя центр двора, в глаза бросилось кровавое пятно в метр диаметром.
13.55-14.00 P3045 Вышли на проезжую дорогу. Перерывчик.

14.50-15.15 P305 Подъем в гору. Прошли д.Жегалово. Зашли в д.Дмитровщина. Первые фотографии оз.Селигер. Магазин! Что такое магазин в походе. В первую очередь это место скопления еды, от разнообразия которой разбегаются глаза при выборе. С волнением справились – покупки сделали: сушки, конфеты, печенья, курага… Лёша купил батарейки для ГПС и фотоаппарата.

Только выйдя из магазина, поняла, что была в теплом помещении. После него почему-то долго не могла согреться в дороге. К тому же минут через 10 вновь остановились – появилась сеть: отправляли СМС Евстафьеву Николаю с новостями о походе.
По дороге был встречен ярый поклонник сноубордра: он держался за привязанную к впереди едущей машине веревку и скользил на борде, измеряя глубину придорожных сугробов. На лыжне была замечена женщина. В общем, житель дома не сидел – житель спортом занимался.
16.00-16.15 P306 Свернули в лес. Перекусли. Катюша, практически не ест на привалах: от шоколада отказывается вообще, да и порции маленькие, что на завтрак, что на ужин.

16.45-15.50 P3065 У нас с Катюшей привальчик, у Леши — разведка.
17.15-17.23 P307 Идем по лесу.
18.05-18.15 P308 Окончательно стемнело. Дошли до места планируемой вчерашней ночевки – 1км до д.Княжеское. Сбросив рюкзаки, отправились в лес на поиски дров: только одна найденная сушина вынудила выйти из леса и перейти на другую сторону дороги. Там оказалось более удачливое место.
18.50 — бивак!! Уже в палатке, в спальнике отрабатывали приемы согревания: как спать паравозиком. Почти весь день шли по буранному следу.

5 января

06.30 - подъем, 08.00 - чай, 08.40 - собраны рюкзаки, 09.15 - выход
10.02-10.15 P401 Идем вдоль оз.Селигер. Наблюдаем восход. Небо очень красивое. Дует небольшой ветерок. Настроение у всех замечательное. Дошли до д.Бухвостово.
10.40-11.05 P4015 Дорога вывела к хозяйственным постройкам: кролики в клетках, загончики со свинюшками - улыбки и умиление туристов. Фотоаппарат-предатель, а точнее батарейки, так и не помогли зафиксировать эти кадры.
Метров на 100 от фермы, нашли спуск к озеру Святое. По дороге встретили повозку с лошадью, как потом оказалось – это неоднократный рейс за водой совершал работник фермы. С ним, впоследствии разговорились на самом озере: предупредил о зверях в лесу.
На озере Леша показал как пользоваться ледорубом – попробовали с Катюшей сами. Ледобур не прошёл лёд насквозь. Сунули палку в прорубь рядом с нами. Толщина льда оказалась сантиметров 30.

11.30-11.50 P402 Переход по самому озеру: Леша первый, я вторая (с ледорубом и веревкой за плечами), Катюша замыкает. Вокруг очень красиво, но фотоаппарат до сих пор отказывается работать. Добравшись до берега, поднялись по склону в лес.
Во время привала Леша пошел искать ЛЭПину, не нашёл и принято решение возвращаться к озеру, без лыж.
12.34-13.05 P403 Вышли на озеро. Немного дует ветер, но не так холодно, как вчера. Очень живописные места. По озеру пошли на север и дошли до д.Святое.
13.57-14.10 P404 Сделали лишнюю петельку по буранному следу. Он привёл к очередным охотничьим вышкам. Пришлось возвращаться обратно. Пошли по другому буранному следу.

14.55-15.10 P405 Дорога по-прежнему по буранке. По буранке прошли по оз. Баркун. Подгонка рюкзака Катюше.
15.45 Вышли на проселочную дорогу, свернули в д.Заузье.
16.12 Поговорили с местным жителем – узнали о состоянии льда на озере. Он нас успокоил. Готовимся к длинному переходу по озеру – утепляемся: одеваем балаклавы, свитера.

17.00 P406 Привал у другого берег озера – на отмели. Идущий снег, словно туман: очертания противоположного берега размыты. Вечерние сумерки лишь дополняют картину. И ветер, был ощутимый ветер…
Не прошло и 10 минут после начала движения, как перед глазами появилась проталина: большая, темная, она была видна еще издалека. Вблизи ее цвет с черного поменялся на противно-желтый. Проходим по ней. След лыж, оставленный Лешей, заметно темнеет и видно как мокнет снег.
Первая проталина - первая ошибка. Идешь по тому же следу, что и впереди идущий человек - подошва лыж мокнет, прилипает снег. Теперь уже идешь на лыжах в прямом смысле слова: просто шагаешь, не о каком скольжении речи быть не может. Леша советует не поднимать при ходьбе лыжи – снег собьется сам. Так оно практически и вышло. Дискомфорт добавляет балаклава – дышать в ней трудновато, а снять – слишком сильный ветер.

18.20 P4065 Остановка. Вышли на буранку. Складывается впечатление, что по ней ездят и машины. Перекус. Достали скребок: ребята помогли в очистке лыж.
19.00-19.17 P407 Дошли до противоположного берега – д.Сосницы. На берегу, скинули рюкзаки у дороги. Пожалуй, физически самый сложный этап похода был за плечами. Эмоций не было никаких. Точнее они были, но хотелось просто молчать.
Привязав лыжи, пошли вдоль дороги, мимо Храма Германа Столобенского. Еще с озера он привлек взгляд, вблизи выглядела потрясающе: деревянная, с подсветкой.

Бивак!! На 1 км севернее д.Сосницы. С дровами вновь напряженка: в итоге рубим живые елочки. Для поддержания костра вход идет сама хвоя. Ужинали в палатке.

Идя по озеру мелькнула мысль: Еще же бивак разбивать. Откуда берутся силы - не знаю. Но уже какой вечер подряд усталость чувствуешь только когда, переодевшись, залезаешь в спальник. На самом же биваке (имею ввиду процесс розжига костра, установки палатки, приготовления еды…) носишься, даже не думая об этом.
23.30 – Сон.

6 января


6.30 – подъем, 07.15 - завтрак. Готовит Леша, один (едим в палатке), 09.20 - выход
10.30-10.50 P501 Прошли д.Заболотье, остановились в д.Ельник.
11.35-11.50 P502 Дорога от Бурана. Снег. Горки.
12.10-12.15 P5025 Пришли в д.Высокая Гора. Спросили у местных как лучше перейти на другой берег к д.Новый Скребель. Устроили привал перед длинным переходом по оз.Селигер. Одеваем лыжи. Такой красотени я еще не видела!!! Пробивающееся сквозь облака солнце, доносило все-таки до нас свои лучи. Поймала себя на мысли, что первый раз за весь поход вижу свою тень на снегу. На противоположном берегу, словно кочки расположились деревушки. Освещаемые солнцем они настолько живописно смотрелись, что взгляд отводить не хотелось. Два дня. Два озера. Черное и белое - контраст очень сильный!

13.05-13.26 P503 На остовах Старицы. Тихо, ветра нет. Смотрми на д.Новый Скребень. Перекусываем.
13.55-15.10 P504 Поднялись на берег. Один из магазинов оказался закрытым, решили сходить лишние 500м до другого – тоже закрыт. Но по пути встретили продавца из первого магазина. В итоге вернулись к первому и затарились там. По внутреннему убранству торговой точки и ассортименту выложенной продукции слишком многое можно сказать о населенном пункте в целом (а так же по графику его работы).
Затем пошли 2,5 км по проезжей расчищенной асфальтовой дороге на север. Бивак.
15.50 – бивак. Первый раз в светлое время! Дров много!
16.40 – ужин, 19:30 – сон.
Это самый Солнечный (и в погодном отношении и во внутреннем состоянии участников похода) день. Самый легкий (и в маршрутном отношении и в общем настроении команды) день. Руководитель в этот день принял решение пойти по простому маршруту – на 15 км меньше.

7 января


04.00 – подъем, 05.10 - завтрак, 06.15 - выход из леса, 06.20 - привязали лыжи
06.56-07.10 P601 Привал в д.Козино. Дует холодный вечет. Темно. Клонит немного в сон. Остановились у фонаря: первого горящего фонаря, встреченного нами на протяжении всего похода. Но не первый раз слышен запах бани…
07.57-08.15 P602 Привал в д.Скит. Деревня ещё спит. Ветер не утихает. Под светом фонаря расположена елка, наряженная бумажными фантиками.

Пересекли дорогу и пошли направо – на северо-восток к д,Ребежа. Дорога представляет собой глубокую колею, но недавно проезжала машина – идти легко. (Затем до д.Вочинище по ней проехала всего одна машина – местный трактор).
08.57-09.22 P603 Рассвело окончательно. Пошел снег. 2 км до д.Ребежа в лесу до поля – чтоб укрыться от ветра.
10.02-10.23 P604 3 км после д.Ребежа (по дороге на север).
11.12-11.30 P605 Снег. Противный снег. Идет и идет. Он быстро тебя заметает, если засиживаешься и быстро тает, если не успеваешь во время стряхнуть. Достали-таки Катюше варежки, хотя она и отказывалась. Идём на север по дороге к д.Овинчище.

12.10-12.45 P606 Снег, непрекращающийся снег. Идём на север по дороге к д.Овинчище.
13.25-13.45 P608 Дошли до д.Овинчище.
14.37-15.10 P609 Привел на северной части д.Сухая Ветош. Сидя на рюкзаках, грелись прижавшись к друг другу. В руках – переходные сухофрукты с орехами. По дороге мимо проходила женщина лет 45. Поравнявшись с нами, она остановилась: Вы не замерзли?? Пойдемте — чаю попьете!!. Наши головы моментально повернулись в ее сторону, но от неожиданности самого факта предложения — мы еще долго молчали, не зная, что ответить. Вопрос повторился. В итоге мы отказались. Она, улыбнувшись, все-таки сказала, где ее дом – на случай, если передумаем.
15.35 – бивак. Последний бивак. Дров достаточно. 18.40 – сон. Решили встать вместе в 6 утра – ранше не имело смысла, так как нам осталось мало идти, и надо было заранее созваниваться с таксистом.

8 января


04.00 – общий подъем, 05.03 – завтрак. Собрали палатку. Во время завтрака спрашиваю у Кати время. Смотрим – часы показывают 05.01. ?!?! Обе молчим, обе поднимаем глаза друг друга — встать-то планировали в 6.
— Часы встали?!
— Нет, идут.
— Может назад идут?!
— Нет, как положено идут.
— Леш, сколько время?
— 05.02…
И только тут все понимаем, что просто не переставили будильник со вчерашнего дня. Поэтому и подъем фактически был в 4 утра.
06.30 - коротаем время. Раньше выходить нет смысла. До конечной точки осталось всего 10км. 06.53 - выход
07.15-07.45 P701 В д.Русские Новики. Тепло, ветра нет, тихо идет снег. У Катюши не выдержал фонарь – стал барахлить. На самом привале Леша звонит насчет машины до Валдая.
08.25-08.50 P702 У Катюши окончательно сдох фонарь. Привал у дороги, которая сворачивает в лес на Запад. Дорога завалена снегом.
09.30-09.45 P703 Зашли в лес. Через 1 км нашли след бурана – идем по нему. У меня не выдержала коленка - стала барахлить.
Прошли по лесу 2 км и вышли на дорогу вдоль озера Уклеинское. Устроили привал.
Если бы мне кто-нибудь сказал, что под конец похода с больной коленкой, я буду пытаться разучивать основы вальса в лесу – я бы рассмеялась. Но факт остается фактом. Еле поспевая за движениями Катюши, я пыталась не сбиваться с такта. раз-два-три...
10.45 P704 Пришли в д.Большое Уклейно. Сбросили рюкзаки на автобусной остановке. Нашли закрытый магазин и голодную кошку – кормим её сыром. Ждём такси…

11.55 Подъехала машина, большая и просторная. Теплый воздух моментально расслабил, и стало клонить в сон. Расспросили водителя про существующие в городе музеи: Музей колоколов и музей Уездного города.
По приезде в город сразу направились на вокзал. Камеры хранения не оказалось, но бабушка, торгующая пирожками прямо в зале, согласилась посторожить наши вещи до 16 часов, дав возможность познакомиться с городом.

Первым делом направились в музей колоколов. Заказали экскурсию. Затем посетили музей Уездного города – но уже без экскурсии. После чего Леша был вынужден вернуться на вокзал к моменту ухода бабушки.

Пообедав с Катюшей в кафешке, мы вернулись на вокзал с тортом и печеньем. Приняли пост у Леши и отпустили его обедать.
Оставшееся время коротали на вокзале. Торт ели за столом при свечах. Потом в расход пошли приготовленные для поезда печенье и сок, и было принято решение пополнить запасы продовольствия на вечер в соседнем (благо, работающем допоздна) магазине. После еды, естественно, поклонило в сон. Так урывками и спали до 4.

9 января


04.35 Садимся в поезд Псков-Москва.
09:55 Прибыли в Москву.

Итог

Атмосфера в команде была классная. Если что-то не получалось или элементарно не хватало знаний – помогали, терпеливо объясняя что к чему, если нужно – с повтором. В этом и состоял, я считаю, главный плюс, малочисленности команды (особенно для человека без опыта): была возможность самой разводить костер и его поддерживать, топить снег и готовить еду; искать сушину и ее валить; орудовать пилой-цепочкой и топором; готовить место под палатку и ставить ее… Общее настроение на протяжении похода тоже, я считаю, было на подъеме. Взаимовыручка и простое ободряющее слово, не раз помогали и заставляли улыбнуться.

Благодарности руководителя

Благодарю девушек за поход, за стойкость и готовность выполнять любую работу. Вы валили сушины, разжигали костёр, и делали все работы по биваку. Молодцы!

Используемые материалы

  • Отчёт команды спортклуба МГУ им.М.В. Ломоносова о лыжном туристском походе 1 категории сложности по Валдайской возвышенности с 27 января по 3 февраля 1984г. - http://ys.mmc.ru/imgt/sel
  • Отчёты нескольких команд МГТУ им.Баумана, ходивших в прошлые годы на Валдай.

Приложение


архив карты с треком и точками

Добавлен: 10 март 2010 12:07 Автор: Wowicz #45078
Wowicz аватар
Молодцы!
Снимаю шляпу.
Подбираю челюсть с пола.
Добавлен: 10 март 2010 12:08 Автор: 2332333 #45079
2332333 аватар
Вместо Урала Женечку на Валдай занесло! Тоже неплохо!!! :)
Добавлен: 10 март 2010 13:10 Автор: FEnt #45080
FEnt аватар
Получился не обычный, в моём представлении, лыжный поход. Но мне так даже больше понравилось. :)
Добавлен: 10 март 2010 13:48 Автор: sharlotka #45081
sharlotka аватар
Очень душевный рассказ получился! Женя, я тобой горжусь! Спасибо за летопись. Вы с Катюшкой молодцы. Леша - мега-молодец, что провел такой нестандартный поход! :)
Добавлен: 10 март 2010 13:49 Автор: 2332333 #45082
2332333 аватар
))) еще бы! с такими двумя симпатяжками!!!!!!!!!)))))))
Добавлен: 10 март 2010 13:50 Автор: 2332333 #45083
2332333 аватар
А если Катюшка вам массажик там делала... то о чем же еще можно мечтать!!! :)
Добавлен: 10 март 2010 14:21 Автор: TaTomka #45084
TaTomka аватар
Ходить втроём, это, на мой взгляд, небезопасно. Лучше всё-таки набирать людей в группу хотя бы до необходимого минимума.
Но вы всё равно молодцы, особенно Лёша.
Добавлен: 11 март 2010 10:31 Автор: chery #45089
chery аватар
Лёшка, мега чел. Молодцы это ещё мало сказано.
Добавлен: 11 март 2010 11:53 Автор: Starks #45090
Starks аватар
Также восхищаюсь Лешей, я бы в такое мероприятие не пошел.
Действительно небезопасно, если учитывать, что люди новички.
Добавлен: 11 март 2010 12:16 Автор: FEnt #45091
FEnt аватар
У нас было такое соображение. Если будет тяжело - это будет видно в первые дни. Тогда сойдём.
Добавлен: 11 март 2010 12:16 Автор: FEnt #45092
FEnt аватар
Но всё сложилось хорошо.