В начале февраля в рамках подготовки к большим лыжным походам на Кодар и в Саяны был организован совместный практичесий выход трех команд. Компания собралась большая и душевная.
Мы прошли по просторам настояшей подмосковной тундры, пересекли великие озера, посмотрели на заброшенные деревни в самом центре непроходимых болот.
О нашем двудневном приключении читайте внутри.
А здесь - немного фоток.
Идея похода и краткое описание
Идея сходить на Оршинское болото возникла еще осенью, когда мы продумывали планы подготовки к зимним походам сезона 2008. В итоге мероприятие было запланировано, назначено и в итоге состоялось.
Нас набралась большая толпа, так как этот практический выход на выживание объединил целых три группы, собирающиеся в походы по Саянам и Кодару.
Изначально стартовать хотели из Конаково, чтобы затем по льду пересечь Иваньковское водохранилище и двигаться в сторону Великих озер вдоль реки Созь. Но, трезво прикинув расстояние, размер компании и возможности всяких поломок, решили маршрут слегка подсократить и забрасываться через Тверь.
Пройденная нитка маршрута
Рождествено – Бортниково – оз. Песочное – оз. Кобыльское – оз. Великое – (ночевка) – оз. Белое – дер. Остров – оз. Глубокое – дер. Заречье – бол. Оршинский мох – Сутоки.
Описание маршрута
Ранней электричкой приехали в Тверь и отправились на автовокзал, чтобы узнать насчет транспорта. Через полчаса очень удачно отправлялся автобус, проходящий через Рождествено. В него мы и загрузились, купив билеты рублей по 40.
К сожалению, в него не успели сесть наши опоздавшие товарищи, которые ехали на следующей электричке. Пришлось им догонять нас на частнике. Кстати, наши попытки зафрахтовать на ж/д и автовокзале какую-нибудь Газель были не очень-то успешными…
Автобус мчал почти без остановок, и скоро мы уже выгружали барахло в Рождествено.
На крыльце закрытой библиотеки примеряем лыжи. Рядом возвышается красивая церковь.
На своей тачке прикатил Илюха Лосиков с Ганаховскими, нас стало еще больше.
Решив небольшие проблемы с креплениями и слегка потупив, выдвигаемся нестройными рядами мимо церкви по деревенской улице. Подсекаем дорогу, ведущую в Бортниково. Дорога расчищена, но не посыпана. Ехать на лыжах можно.
За деревней – развилка. Налево дорога ведет в Аношкино. Я, естественно, собирался обязательно пройти через деревню с таким замечательным названием. Но слегка отстал, помогая участникам. А реактивный Бутов рванул прямо по дороге, и большинство народу безвольно потащилось за ним. В итоге мы проскреблись по дороге еще пару километров до того места, где она делает резкий поворот направо в сторону Хотмирово.
С поворота влево отходила лесная просека. Пришлось тропить по ней в направлении на северо-запад, пока не подсекли дорожку из Аношкино к озеру Песочному. По дорожке вели следы бурана, и мы снова бодро покатили вперед. Сначала дорога шла чередой небольших полян, а за километр до озера вдруг превратилась в просеку через чахлый сосновый болотный лесок. Граница великого Оршинского Болота прослеживалась здесь очень четко.
По просеке вышли на берег озера. Очень красивое место. Устроили длинный привал, во время которого нас догнали соратники со следующей электрички, а один из участников даже успел сбегать на беговых лыжах в Хотмирово за водкой.
Наконец, по очереди вышли на озеро, чтобы пересечь его и попасть на дальний северный берег. Заодно решили протестировать рации. Первые уже были на другой стороне, когда последние еще только выходили с привала. Расстояние больше двух километров, но слышимость превосходная.
У северного берега сидело несколько рыбаков. А рядом прямо на льду стояла легковушка-жигуль. Прикольно, что она смогла пробиться сюда. Летом на берег озера и на УАЗике не очень-то проедешь…
Обошли слева вдающийся в озеро мыс, чтобы подсечь обозначенную на карте просеку на север. Но она что-то не нашлась. В итоге просто пошли по азимуту к следующему озеру – Кобыльскому.
Пейзаж вокруг был просто замечательный – плоская как стол равнина, поросшая редкими сосенками. А вдалеке на горизонте возвышаются невысокие холмы с материковым лесом. Красивая панорама, жаль только, что солнце не светит. Пасмурно…
Через 2,5 км аккуратно вышли на берег озера. Устроили небольшой привал, потом начали его пересекать. Уже вечерело, пора было думать о ночлеге, но решили дойти до озера Великое.
От северного берега озера взяли азимут через болото дальше на север. Тропить довольно просто, лес редкий, только кочки мешают слегка. Через пару километров подсекли зимник, идущий через болото из Тешелово на озеро Великое. По зимнику вовсю гоняют джипы и снегоходы. По нему протопали еще километра полтора и вышли на озеро. Уже темнело, но мы решили пересечь залив озера правее небольшого острова, и встать на том берегу, а то рядом с оживленной дорогой останавливаться что-то не хотелось.
Из последних сил преодолели этот километр. Народ сильно растянулся, последние подходили, когда лагерь уже стоял. Для них на дерево повесили газовую лампу, как маяк. У замыкающих были рации, так что мы могли не волноваться за судьбу отстающих.
Дров было навалом, быстро поставили палатки, обустроили быт, кто хотел, посидел немного перед сном у костерка.
День второй
Проснувшись, занялись разными хоз-делами и проверкой снаряжения. Раз это контрольный выход, то мы брали с собой походный общественный снаряж, чтобы проверить и взвесить. Выход затянулся, но все-таки мы, группа за группой, стали выходить дальше, а Илюха и Ганаховские отправились в обратный путь по вчерашней лыжне, чтобы на машине поскорее вернуться в Москву.
Мы вышли на озеро, обогнули справа мыс и направились к проливу в озеро Белое. В проливе были торосы льда, а еще через эту узкую горловину вело настоящее шоссе, накатанное джипами и буранами рыбаков. Поверх следов из-под снега натекала вода, превращаясь в лед. Скользить по нему было неплохо, а вот отталкиваться – трудно. Кому сил хватало, ехали коньком. Но с тяжелым рюкзаком и на походных лыжах долго так не прокатишь…
Через полтора километра свернули с колеи в сторону берега. Преодолев узкую полоску прибрежных зарослей, вышли прямиком к заброшенной деревне Остров. Очень интересное место. Деревня находится на узкой перемычке между двумя озерами – Белым и Глубоким. На берегу стоит десяток больших изб, еще пока не совсем развалившихся, но видно, что очень старых. В одной из них все-же кто-то обитает – видны следы жизнедеятельности. Оказалось, что это один из мужиков-отшельников, про которых я как раз читал накануне. Но пообщаться с ним не удалось.
У Тамары ломается крепление, она снимает лыжи и топает пешком. По следу бурана, ведущему через Глубокое по направлению к деревне Заречье, можно спокойно топать, не проваливаясь.
Пересекаем последнее озеро. Справа на высоком берегу видны дома также заброшенной деревни Петровское. Добравшись до дальнего берега, пересекаем протоку, ведущую через озеру Озерце в Великое. Эта протока отделяет остров с заброшенными деревнями от матерой земли. Через нее когда-то был построен мост, но сейчас о нем напоминают только торчащие гнилые сваи.
Рядом с протокой встретили местного мужика. Я перекинулся с ним парой слов, рассказал, откуда и куда идем. А он сообщил, что живет здесь постоянно. Деревня Заречье не совсем мертвая, там строится несколько дач, материалы подвозят по зимнику и, возможно, вертолетами. Сам этот мужик оказался не из числа аборигенов-отшельников. Сказал, что их уже почти не осталось, а он поселился тут недавно. Пока разговаривали, мимо со стороны Великого по протоке пронесся крутой джип. Мужик сообщил, что джип ездил вытаскивать каких-то застрявших рыбаков. На этом мы распрощались.
Вообще, я ожидал от этого места большего уединения и оторванности от внешнего мира. Возможно, всего несколько лет назад так оно и было, но сейчас зимой по льду Великих озер в разные стороны снуют десятки машин и снегоходов. В основном это рыбаки, но могут быть и просто гуляки или ищущие адреналина новые русские.
Проходим справа от самого крайнего дома. За деревней – длинная узкая протока, отделяющая остров от материка. Берега поросли камышом. На карте нарисован широкий залив, но на самом деле сама протока совсем узкая. Пока сидели и ждали, пока подойдет Тома, команда Бутова решила ломиться вперед. А мы прошли по протоке метров 200 и нашли место, где в лес отходит дорога на север. Устроили привал и перекусили. Пока сидели, навстречу нам из леса вылезла незнакомая группа, человек 8, тоже на лыжах и с рюкзаками. Они шли посмотреть на островные деревни.
Мы собрались и двинули дальше по их следам и следам Бутова. Других следов, кроме лыжных, на дороге не было. Дорога пересекла заваленную буреломом небольшую вырубку, потом повела через сосновый лес и вскоре вышла на свежий зимник, который подошел сзади слева. Он-то и ведет в саму деревню, видимо, по мосту через протоку.
Дальше катим по следам бурана. По сторонам – чахлый сосняк, чуть в стороне слева параллельно дороге идет старая линия ЛЭП на деревянных столбах. Проводов давно нет, но часть столбов пока еще стоит.
Километра через два по сторонам начинается настоящее болото. Сосенки чахлые и совсем редкие, вокруг видно на многие километры. Впереди показался край материкового леса. Очень необычный тундровый ландшафт, посмотреть на который мы как раз и хотели, когда собирались сюда.
Замечаю рядом с дорогой какой-то предмет. Подъехав поближе, вижу, что это гусеничный трактор, который наполовину засосало в болото. Только кабина и мотор торчат над поверхностью. Видимо, съехал с колеи и провалился. Чтобы трактор совсем не утоп, его тросами привязали к паре столбов, положенных на землю. Значит, будут доставать…
Вокруг стоит полная тишина. Я сильно обогнал народ и двигался один. Когда останавливался, смотрел по сторонам и удивлялся этой тишине. Обычно, что-нибудь создает фон – шоссе, самолеты, шум леса. А тут на болоте ничего этого не было. Полный штиль…
Через километр после трактора увидал в стороне от дороги группу Бутова. Они тоже решили пообедать и развели костерок. Пока подходили наши, Бутовцы уже собрались и дальше мы топали все вместе.
Погодка напоследок решила нас порадовать, и хмарь сменилась ярким солнцем, пробивающимся из-под красивых облаков. Вдоль линии деревянных столбов, торчащих из болота, дошли до опушки леса. Зимник сворачивал направо, а мы вошли прямо в лес по старой дороге. По ней не ездят, видимо, потому что путь в объезд лучше. А тут – глубокие колеи и топкое болото по сторонам.
Через полкилометра зимник снова подошел справа, и дальше мы снова катим на север по буранным следам. Два километра через лес, и мы выходим в деревню Сутоки. На околице подсобрались вместе и двинули по деревне на выход. Немного по улицам, потом перешли по дороге ручей в глубоком овраге и поднялись к красивой церкви. Сразу за церковью свернули вправо, мимо церковной ограды, и спустились к автобусной остановке на шоссе.
Вот тут и начались приключения. Бутов, рванувший на последних метрах вперед, успел вскочить в проходящий автобус на Тверь. Больше никто, включая его бойцов, на этот автобус не успел. Рома потом оправдывался, что не хотел, чтобы в следующем автобусе было больше народу.
Со слов Бутова мы знали, что автобусы и маршрутки отсюда должны ходить каждые 15 минут. Поэтому мы быстро связали лыжи и стали ждать, кто же нас повезет. Но желающих что-то видно не было. По пустынному шоссе время от времени пролетали легковушки и фуры, а никакого общественного транспорта на горизонте видно не было. Простояв так часа полтора, мы уже начали потихоньку волноваться. День подходил к концу, солнце село в болото, на очистившемся небе стали появляться первые звезды, а мороз соответственно, усиливался. Мы стали давать дуба и с надеждой смотрели на каждый новый силуэт, возникавший вдали на шоссе. Но автобуса на Тверь все не было. Вдруг, ура, показался какой-то икарус. И даже с табличкой Тверь. Но он, видимо, испугавшись нашего количества, проехал мимо, даже не притормозив.
Дело принимало скверный оборот. Мы рисковали не успеть на электричку, да и вообще ночевать на этой богом забытой остановке, да еще при таком морозе, совсем не улыбалось. По телефону попросили Рому найти в Твери какую-нибудь Газель и прислать за нами. Но этот вариант тоже никак не выходил. Просто труба!
На наше счастье, удалось остановить автобус, который шел по шоссе в другую сторону – в Савелово. Мы с радостью, что хоть куда-то едем, загрузили барахло и расселись по теплым креслам. На улице окончательно стемнело, и автобус куда-то долго нас вез сквозь ночь. В Кимрах пришлось сделать пересадку на местный автобус, чтобы добраться на платформу. Там едва успели заскочить в закрывающийся магазин и через полчаса сели в последнюю электрику на Москву.
Так, в общем, и закончилась эта замечательная эпопея.
Выводы и рекомендации.
Побывать на Оршинском блоте, безусловно, стоит. А можно и не один раз. Места очень красивые и необычные. Мы прошли через болота и озера насквозь с юга на север, посмотрели самый интересный уголок – полу заброшенные островные деревни, к которым можно подобраться без лодки только зимой. Летом путешествовать здесь на порядок труднее, а зимой по льду и снегу можно идти куда угодно.
Оторванность этого уникального уголка от цивилизации с каждым годом ослабевает. Наплыв рыбаков и туристов возрастает. Но, несмотря на это, глушь та еще!
Хочется осуществить первоначальный план и пройти от Конаково через р. Созь и деревню Спас на Сози. Есть и другие варианты маршрутов. Забрасываться в район лучше можно из Твери на автобусах или частниках. Как показывает опыт, выбраться сложнее – шоссе по северу болота не очень оживленное, автобусы ходят редко (только междугородние, в Тверь и Савелово), а маршруток не засетно вообще. Поэтому надо планировать выходить пораньше, чтобы было больше шансов уехать. Через Рождествено тоже ходят несколько автобусов в день, поэтому полезно знать расписание и уточнить на автовокзале.
Для однодневного ПВД район не очень подходит – далековато, а вот с ночевкой прогуляться на лыжах по Тверской тундре – самое то.
Приложения
Зов болот
Про велопрогулку по этим краям читаем тут.
Робинзоны на озере Великое
Газетные публикации пятилетней давности про обитателей деревень на озере. Много интересной информации об истории этих мест. Очень советую почитать.