Вело-ПРАбег с ночевкой. Ильичево - Рязань. 16-17 сентября 2006

Автор: Зайцев Андрей, 25.09.2006 04:00
Просмотров: 4850

Пока спортсмены потели на Тетрале, мы потели, перемешивая Мешерские пески. Под руководством М. Терехова и Н. Евстафьева состоялся двухдневный вело-ПВД по дальним восточным областям.

Предлагаю вашему вниманию краткий отчет об этой веселой покатушке. Достойный маршрут с большим потенциалом, идеально подходящий для двухдневного отрыва от московской суеты.

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Идейными вдохновителями и организаторами похода стали Михаил Терехов и Николай Евстафьев. Этот маршрут (вернее, похожие) они уже неоднократно проезжали, так что его вполне можно назвать классическим. Я присоединился к ним в последний момент, соблазнившись перспективой увидеть места, расположенные по другую сторону речки Пры и Великих Озер. Да и возможность прокатиться с ночевкой в такой прекрасной компании тоже сильно соблязняла.

Маршрут двухдневный, с севера на юг от станции Иьличево (Черустинская ветка Казанской ж/д, дальше за Черусти) до Рязани, преимущественно левым берегом речек Бужа и Пра. Предлагаю краткий отчет.

2) Пройденная нитка маршрута.

Ильичево – Орлово – Мокрое –Спудни – Демидово – Старково – Посерда – Черное – Белое (оз. Белое) – Прудки – Ненорово – Беляево – Чиряты – Муночь – Оськино – Потапово (рад.) – Кобылинка – Радино - Березово – Ивкино – Озерье – Натальино – Гришино – Заводская Слобода – Ювино – Ольгино - (*) – Горки – Деулино – оз. Уржинское – Ласково – Полково – Поляны – Шумашь - Рязань.

3) Описание похода.

От станции Ильичево на юг едем через лес по пустой асфальтовой дороге. Грибы можно собирать прямо по обочине! Потом начинаются поля. В Мокром заходим в магазинчик, расположенный напротив заброшенного Дома Культуры. Закупаемся в дорогу. Продукты совсем другие, нежели в Москве. Например, имеется Лакинское пиво по 12 рублей!

Проехав через деревню насквозь, сворачиваем влево. Снова асфальт. По сторонам тянутся кустарники. Через 5 км выезжаем на перпендикулярную дорогу, по ней – вправо. Асфальт хороший, машин почти нет. Да и ветер попутный, что очень радует.

Миновав Демидово, сворачиваем вправо на симпатичную лесную опушку. Устраиваем небольшой пикник с дозаправкой. Потом с удвоенной силой отправляемся дальше. Овинцы, Старково… Деревни возникают внезапно, выныривают из зарослей кустов. Дома в них радуют глаз резными причудливыми наличниками и прочими деревянными украшениями, крылечками.

В Старково асфальт заканчивается. Едем дальше через лес по хорошей грунтовке. Навстречу вдруг попадаются чуваки на квадроциклах. Лесной участок недлинный, километра четыре. Выскакиваем на поле в деревню Посерда. На въезде в деревню пересекаем одноименную речку, причем дорога переходит старицы, и через 50 метров один от другого нам встречаются 3 деревянных моста.

На последнем мосту решаем устроить перекурчик с дозаправкой. И тут внезапно случается досадная потеря – по неосторожности одного из участников при обращении с килькой, в щели моста улетает Колина замечательная титановая ложка! Теперь на илистом дне реки Посерда находится ценный клад…

Дальше опять асфальт. Незаметно проскакиваем кусок до деревни Белое, расположенное на берегу одноименного озера. Не можем отказать себе в удовольствии и сворачиваем на песчаный пляж. За отдых на этой территории положено платить Мещерскому парку 60 рублей, но сейчас никого нету, и мы бесплатно купаемся в богатой ионами серебра прозрачной воде этого прекрасного озера. Жалко, что берега озера застраиваются. Вид уже сильно испорчен.

Опять в седла и погнали дальше. В деревеньке Прудки справа от дороги развалины большой церкви. Потом длинный участок через лес до поворота влево на Чиряты. Начинает отставать Макс. После Чирят в лесочке садимся передохнуть и кормим его супер-батончиком, чтобы восстановить силы. В лесу просто тьма грибов, можно их разглядеть прямо с обочины дороги.

Дальше быстрый и ничем не примечательный участок по асфальту до большого поселка Оськино, находящегося на трассе, ведущей в Спас-Клепики. Кстати, свернув влево на Чиряты, мы отклонились от стандартного маршрута, ведущего через Клепики, чтобы взглянуть на окрестности деревни Озерье.

Итак, в Оськино зашли в магазин и закупились продуктами на вечер и утро, так как больше крупных поселков на пути не предвиделось. Решили ехать на деревню Ивкино через Потапово. На картах была показана отличная дорога. Но заехав в Потапово и расспросив местного мужика, узнали, что дороги никакой нет – запланировали ее, да так и не построили. Время поджимало, и мы не решились залезать в сельву, а вернулись обратно на шоссе и по нему проехали километров 5 до деревни Кобылинка. Там свернули вправо на отличную асфальтовую дорогу, которая и привела нас в итоге в Ивкино. Узкоколейка Клепики – Тума разобрана, мы даже не заметили того места, где ее пересекли.

От Ивкино асфальт продолжился до деревни Озерье. Очень красивое место, классное озеро с песчаными берегами. Затем асфальт свернул влево на Бусаево, а мы проехали сквозь деревню. За ней расходилось несколько грунтовок, мы выбрали самую правую.

Дорога вошла в лес, затем пересекла перпендикулярную ЛЭП. Отличная дорожка, ровная и чистая. Вскоре она уперлась в болото и свернула влево, обходя его краем. Вскоре слева показалось еще одно болото. Дорога шла между ними по высокой гряде, как между двух озер. Но направление дороги нас не устраивало. Очень уж она забирала вправо, шла в сторону Егорово. Нам же нужно было в другую сторону – в Натальино.

Мы свернули с основной дороги влево, на слабенькую лесную дорожку. Началось трофи. Ехать было невозможно, дорога хоть и не кончалась, но была сильно завалена буреломом. Двигались мы медленно и трудно, да еще и велорюкзаки сильно портили жизнь… В итоге мы проломились по хреновой дороге километра два-три, пока не подсекли более проезжие дорожки в нужном направлении и по ним, еще раз встретив ЛЭП, выскочили на асфальт, ведущий из Клепиков в Натальино.

Дальше путь был известен. Но солнце уже почти село, а нам предстояло еще одолеть километров 20. По асфальту докатили до Заводской Слободы. Дорога шла дальше, к мосту через речку Пра. В том месте, где закончился асфальт, влево уходила шорошая песчаная грунтовка. Мы поехали по ней. До Ольгино оставалось примерно 12 км. Но с первых же метров мы поняли, что эти километры так просто не дадутся.

Начался вязкий песок. Дорога была сильно раскатана грузовиками и в некоторых местах ехать было практически невозможно – колеса увязали и байк застревал. Приходилось слезать и топать пешком до более плотного места, пробуя поехать. Стемнело окончательно, мы нацепили фонари. Последние километры оказались просто каким-то сюрреализмом. Деревня Ювино возникла и исчезла, тихая, со светящимися окошками. А мы все брели и месили вязкий песок.

Но вот, наконец, увидали на обочине заветный знак – это двое наших товарищей заехали сегодня нам навстречу и уже поставили лагерь на берегу Пры. Свернув вправо, через 150 метров мы выехали к уютному костру на краю песчаного обрыва.

Дальше последовал прекрасный вечер с посиделками у костра и задушевными беседами, а затем – крепкий здоровый сон. (За день проехали ровно 100 км.)

(***)

Наутро после завтрака стали собираться в дальнейший путь, а Миха успел нарвать белых грибов. Встав на вчерашнюю дорогу, проехали по ней до Ольгино. Дальше песок стал не такой вязкий. Полчаса сидели, дожидаясь наших грибников, потом поехали по правой дорожке, которая вскоре привела к большому деревянному мосту через Пру. Тут очень красивый дубовый и сосновый лес. За мостом дорога свернула направо вдоль реки и через километр вывела в Горки. Меня просто потрясла эта небольшая лесная деревенька – ну просто эталон! Такая опрятная, чистенькая – как с картинки. Вообще, очень многим рязанским деревням можно поставить пятерку! У нас поход прошел под лозунгом эх, пожить бы..!

От Горок на юг пошла широкая окювеченная грунтовка. Часто параллельно ей шли второстепенные дорожки, по которым ехать было проще, чем по песку. Дорога местами была сильно разбита, с глубокими ямами и колеями, под силу только Ниве или УАЗику. Но все равно вполне пригодна для велосипедистов. В местах, где по сторонам большие болота, грязи побольше.

Вскоре после моста через большую канаву остановились передохнуть на живописной поляне с большим дубом посередине. После передышки быстро докатили до Деулино. Отсюда снова начался асфальт. Ребята вчера приехали сюда на такси из Рязани. Теперь же нам предстоял тот же путь, но в обратную сторону и своим ходом.

Выглянуло солнце, даже захотелось раздеться. Но ветер дул прохладный, да к тому же еще и встречный, не то что вчера. Быстро покатили плотной группой, меняя лидеров. Только Макс все время отставал и мы уже стали сомневаться, дотянет ли до конца…

Асфальт был хороший и малопримечательный, вел практически все время через красивый лес. Километров через 20 от Деулино справа от шоссе показалось красивое озеро – Уржинское. Одна из жемчужин Мещерского края. Купаться не стали, но перекусили на красивом берегу. Затем поехали дальше.

Асфальта, ведущего в поселок Ласковский и жирно прорисованного на всех картах, на самом деле не существует. Вместо этого шоссе приводит в соседнюю деревню Ласково. Там заходим в магазин Ласточка, а потом пилим дальше по асфальту. Шоссе ведет в Рязань через Солотчу, но мы объезжаем ее по новой трассе. Она километров через 10 снова выходит на шоссе Солотча-Рязань. Перед перекрестком замечаю старый переезд с узкоколейкой. Это бывшая ветка Солотча – Шумашь. В кустах даже остался семафор. Но рельсы сняты и насыпь сильно заросла.

По трассе проезжаем вперед еще пару километров и сворачиваем вправо на Поляны, чтобы не пилить по основной трассе. Из Полян прямо – раздолбанная дорога с остатками осфальта, выводит через поля в Шумашь. Оттуда выскакиваем снова на трассу и по автомобильному мосту пересекаем Оку. С моста прекрасный вид на пойму реки.

Потом мчим по городу (красивый город - Разань), приезжаем на вокзал и выясняем, что до электрички еще 1,5 часа. За это время закупаемся и обедаем в привокзальном бистро прекрасной соляночкой и домашними котлетками. Эх, пожить бы..!

Потом 3,5 часа в электричке, и мы снова дома. Вот такой походик. (За второй день замочили 80 км, итого – 180.)

4) Выводы

Вариантов маршрутов по Мещере великое множество. Если же ехать на два дня с ночевкой, то количество вариантов многократно возрастает, можно забраться в таки-и-и-е места! Предложенный маршрут – один из вариантов броска с севера на юг от Черустинской ветки до Рязани.

Из-за того, что мы отклонились на восток, практически не видели Великих озер в районе Спас-Клепиков. Хотелось посмотреть на узкоколейку, идущую из Тумы в Голованову дачу. Но для этого мы недостаточно отклонились на восток, да и время поджимало, надо было ехать в более высоком темпе. Так же не удалось прокатиться по левому берегу Пры от Ольгино до Деулино – поздно встали в воскресенье. И, наконец, совершенно напрасно мы не поехали от Деулино через Борисково и Лопухи в поляны. Вместо этого был выбран не очень интересный однообразный вариант по асфальту.

В общем, можно ехать так как мы, можно придумать другие варианты – тут уж кому как нравится. Главное, успеть на последнюю электричку из Рязани =)

5) Приложения

Душевно про Мещеру: http://hibaratxt.narod.ru/meshera/index01.html

Озеро Белое

Природа Мещерского края всегда манила к себе людей, способных оценить ее красоту и прелесть.

Жемчужиной местности является озеро Белое карстового происхождения, имеющее удобный рельеф с равномерным и постепенным понижением глубины. Оно лежит в естественной котловине глубиной до 38 метров. Дно озера покрыто мелким белым песком, прозрачная вода сохраняет свежесть благодаря многочисленным родникам. Озерная вода чистая и мягкая, прозрачная и светлая. Может быть, поэтому озеро называется Белым. Купание в такой воде окажет самое благоприятное влияние на Ваше здоровье, закалит Вас и Ваших детей. Дно озера выстлано реликтовой травой, ближе к берегам - мелким белым песком, вода прозрачная и уровень ее всегда постоянный.

Санаторий и озеро окружены лесом, значительную часть которого составляют ели, сосны, березы. Здесь Вы насладитесь спокойной красотой русской природы, звенящей тишиной лесов и свежестью насыщенного ароматами хвои воздуха.

На зеленом цветущем берегу, над глубью реки или озера… вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе… - так писал об этих краях С. Т. Аксаков.

Поляны на берегах озера удобны в качестве пляжной зоны. В радиусе до 100 км нет промышленных предприятий, производящих выбросы вредных веществ. Средняя температура в январе -10 -12°C, в июле +17,4°С.

Озеро расположено в 160 км от Москвы в одном из заповедных уголков земли, среди серебряных озер, раскинувшихся сверкающим ожерельем по древнему и загадочному лесному Мещерскому краю, сохранившему прелесть и тишину.

Считается, что несколько веков назад на том месте, где сейчас плещется озеро Белое стояла Спасо-Преображенская церковь. В день Преображения Господня в церкви шла служба, но вдруг земля разверзлась и поглотила ее вместе с молящимися, вверх из земли ударили белые кипящие фонтаны и затопили все вокруг водою, образовав озеро.

Воздух здесь опьяняет запахами согретой солнцем хвои, цветущих трав и настолько насыщен кислородом, что Мещерскую низменность называют кислородным мешком.

На озере Белом есть тайничок кэшеров: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=366

Спас-Клепики.

Город Спас-Клепики известен с XVI века как село Клепики на Касимовском тракте. После открытия церкви Преображения Господня село получает второе название Спасское, Клепики тож. В начале XX века названия были объединены

В письменных документах село Спас-Клепики упоминается со второй половины XVII века. Обширная Клепиковская волость до 1725 года принадлежала князю Долгорукову. В 1725 г. купец Рюмин купил Клепиковскую волость у княгини Долгоруковой и построил полотняную парусную мануфактуру на 152 стана. К 1736 г. мануфактура пришла в упадок, а с 1773 г. село стало принадлежать Хлебникову. Село Спас-Клепики было связано с Рязанью грунтовой дорогой, которая шла через Мещерские леса, топи и болота. В 1892 г. началось строительство узкоколейной лесовозной дороги протяжением в 43 версты. Впоследствии дорога была доведена до Тумы и соединилась с железной дорогой на г. Владимир. Дорога прошла рядом со Спас-Клепиками. В конце XIX и в начале XX века Спас-Клепики становятся довольно крупным по тем временам торговым селом, в центре которого купцы и торговцы понастроили кирпичные одно-двухэтажные дома, образующие четырехугольник. А от него отходили улицы с деревянными домишками крестьян и кустарей. Семенов-Тян-Шанский писал, что торгово-промышленный оборот Спас-Клепиков <в 1902 г.> достигает 790 400 р. в год при 135 предприятиях. Из этой суммы на долю торговли падает 779 100 р. при 132 предприятиях.

Река Пра.

Пра — река в Рязанской области Российской Федерации, левый приток Оки. Вытекает из озера Святое, течет Мещерскими лесами на юг, юго-восток и восток. Длина Пры — 192 км, средний уклон — 0,141 м/км. На Пре расположен город Спас-Клепики — районный центр Рязанской области.

Река Бужа.

Один из истоков Пры, вытекает из озера Исихра, течет узкой лентой среди болот, торфяников и лесов на юг и впадает в озеро Святое на уровне 112 м. Длина реки 87 км.

От села Асерхово до моста 37 км, далее до Уршельского моста 23 км, далее до станции Тасино 11 км, далее до озера Святое 16 км.

В большую воду начинаем маршрут у села Асерхово, расположенного в нескольких километрах восточнее большого лесного озера Исиха с заболоченными берегами. Сюда ходит автобус из города Собинка (18 км). До озера идти около 1 км вдоль заболоченного ручья. Стока из озера нет. От юго-восточного берега делаем волок 300 м до прямой канавы, идущей на юг-юго-восток. Канава местами завалена, местами перегорожена насыпями. После выхода из леса канава около 10 км проходит через торфяные поля.

За мостом дороги, ведущей на Головино и Собинку, канава оканчивается, по берегам появляется кустарник, а в русле - небольшая извилистость. Далее река то широко разливается, то продирается через густые заросли кустарников. Течение местами настолько слабое, что трудно определить, куда плыть. Ниже появляются высокие берега, кустарники сменяются лесами, кое-где встречаются завалы, заколы, иногда скрытые водой. Ниже моста дороги Уршельский - Гусь-Хрустальный (сюда ходит автобус из города Гусь-Хрустальный, 24 км) Бужа, приняв слева приток Поль, то быстрой речкой петляет по лугам, то неторопливо течет по лесам. Ближе к селу Тихоново на правом берегу у большого участка сухостойного леса река сильно завалена деревьями. Вырвавшись из леса у села Тихоново, первого селения, видного с реки, река долго петляет по лугу и уходит за деревней Избищи (на правом берегу) в смешанные леса и до самых озер остается плавной и тенистой. У села Тихоново ширина 5-10 м, берега лесистые, крутые. Река становится более извилистой, со многими затонувшими деревьями. В 3-4 км ниже деревни Избищи она разветвляется на два русла, лучше идти по левому, более широкому.

В 8-9 км ниже Тихоново железнодорожная линия Москва - Муром пересекает Бужу в 2,5 км от станции Тасино. Ниже железнодорожного моста Бужа течет одним руслом, течение слабое. У первой развилки идем по правой большой протоке. На больших разливах весной следует внимательно искать главную воду: течение слабое, иногда его вовсе незаметно, особенно при ветре. Недалеко от реки на левом берегу расположены села Мокрое и Тюрвищи. Вдоль Бужи хороший лес, но начиная с разливов берега болотистые, заросшие кустами. На озере Святое низкие болотистые берега, но за полуостровом у восточного лесистого берега есть хорошее место для бивака: закрытая бухта, смешанный лес и сосновая роща.

Добавлен: 25 сен 2006 19:39 Автор: SG #38959
SG аватар
:grin
Добавлен: 25 сен 2006 23:11 Автор: zaya #38960
zaya аватар
По фотке велика пробовал щелкнуть? ;)