Отчет о вело-ПВД 2 сентября 2006 Черустинская петля

Автор: Жукова Светлана, 04.09.2006 04:00
Просмотров: 4428

Жалобно поскрипывает истерзанный гравием и шпалами велосипед. Тихонько постанывает в моменты особенно сильной тряски наездник. Солнце все-таки село. Еще несколько минут назад я видела далеко впереди закатные, красно-фиолетовые огромные, словно горы, облака. А теперь туман окутал нас. И только лишь фонарик бесстрашно минута за минутой отвоевывает у ночи небольшое светлое пятнышко. В ушах стоит бесконечный гул от трения шин о гравий. Вдруг к этому гулу прибавляется какой-то другой с каждой секундой нарастающий звук. Показавшийся из-за поворота поезд прорезал лучом прожектора ночную тьму. Поезд мчится навстречу нам, слепя глаза. Лес вокруг оглашается тревожным свистком. Всё, нужно быстрее убираться отсюда вниз на насыпь! Но усталые ноги отказывают сделать даже один шаг! А поезд все ближе и ближе! Я уже чувствую, как земля под ногами начинает дрожать. Прожектор увеличивается до неимоверных размеров…

Уф! - судорожно выдыхаю я, резко садясь на постели. Предрассветный час – все вокруг окрашено в серые цвета. Родная комната, мягкая подушка, теплое одеяло. В углу различаю очертания спокойно стоящего велосипеда. А вон и рюкзак пристроился на стуле. И только боль в колене напоминает мне, что все это не сон. И ночь, и поезд и прожектор, все это было только вчера…

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

С некоторых пор атлас Московской области стал моей настольной книгой. Не удивительно, ведь я житель большого города! День за днем я провожу в стенах офиса, тогда как ноги так и просят движения! День за днем единственный пейзаж, которым я имею возможность любоваться – это башенки серых панельных домов, заводские трубы, склады. Поэтому выходные просто рождены для того, чтобы дать телу недостающую физическую нагрузку, а душе – эстетическое наслаждение красивейшей русской природой.

Цель маршрута: посмотреть на чудо-поезд, курсирующий между Черусти и Уршельским, взглянуть на уникальную для Подмосковья действующую узкоколейку, разведать сохранность мостиков через р. Бужа, полюбоваться одним из архитектурных памятников Национального парка Мещера - Троицкой церковью в селе Эрлекс. Ну и конечно покататься по свойственным Мещере замечательным песчаным лесным дорожкам!

2) Заявленная нитка маршрута.

Черусти – Пустоша – разъезд 6 км – Тасинский бор - Уршельский – мост №1 через р. Бужа – Заболотье – Эрлекс – мост №2 через р. Бужа – Ягодино – Избищи – Черусти

3) Пройденная нитка маршрута.

Совпадает с заявленной

4) Описание похода.

С небольшим опозданием электричка прибыла на ст. Черусти. Первым делом едем на соседнюю станцию Черусти 2 посмотреть на уникальный поезд, курсирующий между Черусти и Уршельским. Подъезжаю к станции и вижу заброшенный вагон, прицепленный к локомотиву. Ух ты, класс, заброшенный вагон - потираю руки я! Можно будет полазить. И тут я понимаю, что это же он и есть – поезд! Дверь открыта, и я, взобравшись по крутым ступенькам, оказываюсь внутри вагона. Тут все совсем по-домашнему: стены обшиты вагонкой, в дальнем конце стоят миленькие деревянные лавочки, а на лавочках сидят настоящие живые пассажиры! Прямо даже не верится, что все это реально!

Нафотографировавшись у поезда мы отправляемся в магазин. Закупаемся водой, продуктами и сворачиваем на тихую асфальтовую дорогу до д. Пустоша. Немного не доезжая до Пустоши, уходим на восток на грунтовую дорогу, по которой минуем стороной деревню.  Дорога петляет, но в целом сохраняет верное направление – на северо-восток. То тут, то там встречаются развилки, но мы всюду выбираем более наезженную дорожку. Так, петляя, среди лесов и полей мы достигаем узкоколейки Черусти-Уршель. Метрах в 100 после узкоколейки дорога раздваивается – прямо идет указанная на карте, но весьма заросшая в реальности лесная дорога, налево - хорошая грунтовка. Сделав правильные выводы из своего прошлого мещерского ПВД (В поисках заброшенной церкви) решаю двигаться по грунтовке. Дорога, она умная, выведет куда нужно! Тем более что выбор, куда ехать в этих местах, не велик. Так что нет у этой дороги иного пункта назначения, чем Туголесский бор, куда мы и следуем.

Пропетляв некоторое время параллельно узкоколейке, грунтовка вывела нас на ровную как стрела песчаную насыпь, идущую посереди болот. Песок на насыпи местами рыхлый, но дорога вполне проходима для байков.  Огромное болото сплошь заросло низенькими молоденькими деревцами. И справа и слева перпендикулярно насыпи отходят длинные заполненные темной торфяной водой каналы. Судя по остаткам шпал, периодически втречающихся на склонах насыпи, а иногда и на самой дороге, когда-то здесь пролегала узкоколейка.

В какой-то момент краем глаза ловлю просвет в молодой поросли вдоль дороги, где виднеются остатки строений. Слезаем с байков и уходим на разведку! Удивительно! Песчаная не только насыпь, но и вся земля вокруг. Перебравшись по бревнышку через придорожную канаву, я оказываются на просторной песчаной площадке. Влажный песок под ногами слегка пружинит. Я в полной растерянности! Мои ноги с уверенностью сигнализируют мне, что я нахожусь на пляже ;))) Вот только не понятно, куда подевалось море?! Остатки строений на деле оказались кирпичными полуразрушенными постаментами под вагоны-цистерны. Рядом были найдены торчащие из земли пеньки, образующие прямоугольник – по-видимому, бывший фундамент небольшого деревянного домика. Лежащий на земле деревянный столб с разбитыми кусочками изолятора говорил о том, что когда-то в этом богом забытом месте было даже электричество.

Вдоволь насмотревшись и налазившись, мы отправились дальше по песчаной насыпи. Вскоре дорога вывела нас на окраину поселка торфоразработчиков - Туголесский бор. Поселок встречает нас свалкой и видом заброшенного завода. И только лай собак подсказывает, что жизнь здесь еще теплится.

Здесь мы на время прощается с милыми грунтовками, и до Уршельского наша поездка продолжается по асфальту. Да, Владимирцы (жители Владимирской области) определенно любят свои дороги. Асфальт ровненький, выбоины аккуратно заделаны, места отдыха и съезды в лес оформлены миленькими разукрашенными деревянными грибочками!

Сам Уршельский (Уршель) больше напоминает деревню. По обе стороны дороги низенькие домики! Как-то нелепо смотрится на фоне их огромный стекольный завод с кранами и трубами! Сегодня суббота, но шум работающего завода слышан издалека. Видно, не плохо идут у стекольщиков дела, раз и по выходным работа кипит.

Недалеко от конечной станции узкоколейки за заводским забором мы видим вагончик! Тот самый обгоревший и проржавевший вагончик, внутри которого мы фотографировались в Черусти. Следующий рейс только завтра, и на время вагон спрятали за забор. Недалеко, около железнодорожных кирпичных строений пристроился и локомотив. Помахав ему на прощание рукой, мы отправляемся на юг по ж/д путям в поисках тайника. Вдоль путей бежит узенькая тропинка, так что ехать вполне реально. Высчитываем нужную точку и сворачиваем в лес. А лес здесь и правда волшебный. Земля сплошь устлана зеленым пушистым мхом. Мы идем, словно по мягкому ковру. А черники то сколько! Куда ни глянь – везде усыпанные ягодами кустики. Прибыв на указанное GPS место, Дима принялся менять камеру, а мы с Олегом отправились искать место закладки. Обойдя округу и объевшись черники, мы так и не смогли найти подходящего под описания пня. Так что без призов, но сытые, с фиолетовыми руками, губами и языками мы отправились дальше по маршруту.

Грунтовая дорожка на Восток от Уршельского на проверку оказалась новеньким тихим асфальтом. Правда подобная ситуация с асфальтом продолжалась ровно до местного кладбища, а после него в силу вступил привычный песочек. Хорошая лесная грунтовочка уводила нас немного южнее, чем показанная на карте дорога, но я не переживала по этому поводу, так как в любом случае она должна была упереться в нужную нам речку Бужа. Сразу за пересечением с просекой я не смогла удержаться от восхищенного возгласа. Начиная с этого места, параллельно основной грунтовке в солнечном сосновом лесу побежала ВЕЛОСИПЕДНАЯ дорожка! Да-да, это была не переходная тропинка, а именно дорожка для двухколесных железных коней (их следами она и была испещрена)! И эта славная, укатанная, тихая тропинка вывела нас на берег р. Бужа в километре южнее показанного на карте моста. Прокатившись немного по берегу реки, и насладившись отражением леса в воде, мы успешно доехали до моста. Судя по всему, еще недавно этот мост был трудно проходим. Об этом говорит отсутствие целого пролета из толстых скрепленных между собой железной проволокой бревен. Вместо него мост начинается с нескольких тоненьких молоденьких сосенок уложенных между двумя полусгнившими массивными балками. Успешно преодолев опасный участок и смело прошагав по сохранившейся массивной части моста, мы устроились на обед на берегу реку. Сразу за мостом есть неплохая полянка, где лежит бревно, и усталые путники могу присесть, отдохнуть и полюбоваться речкой.

Подкрепившись и отдохнув, мы тронулись дальше. Сразу за мостом основная дорога уходит налево вдоль реки, и еще через 200 метром она раздваивается. Более накатанная грунтовка бежит дальше вдоль реки на север в район ур. Мочаловка, а нужная нам дорога на д. Заболотье выглядит непроезжабельной для машин, но вполне приемлемой для пешеходов и велосипедистов. И хотя по большей части от дороги осталась тропинка, но завалов и буреломов нет совсем. В редких упавших на тропу деревьях заботливо сделаны пропилы и проходы, а первое за весь день встреченное нами болотце уложено ветками и тонкими деревцами. Сохранить ноги сухими мне, конечно, не удалось, но все равно приятно, что за дорогой ухаживают! Так успешно обойдя по обочине несколько подболоченных участков и прокатившись среди мертвого леса (удручающее зрелище – огромное поле, из которого как гигантские колья торчат многочисленные мертвые деревья) мы вышли на просеку. Здесь вовсю развернулось строительство ЛЭП. Бетонные столбы, трубы и развороченный тракторами песок. Эта просека прямехонько выходит на д. Заболотье, но ехать по ней жутко не хочется. Однако, не найдя лесной дороги, мы решаем прокатиться километр по строящейся ЛЭП до следующего пересечения просеки с грунтовкой. Ну и намучались же мы за этот километр! Здесь есть все те же болотистые участки, только вот заботливых рук местных жителей уже не наблюдается, и бревнышки там никто не укладывает.  Еще бы! Зачем трактору бревнышки среди болотца! Он и так где хочешь проедет. А мы шлепаем по колено в воде. Да и песок здесь весь взрыхленный гусеницами, как на карьерах! В общем, когда спустя километр я разглядела уходящую в сторону лесную дорожку, счастью моему не было предела! Бодро катясь по этой дорожки мы въехали в д. Заболотье.

Очень хочется пить, а запасы воды, пополненные в Уршельском, подходят к концу. Заглянув в уличный колодец, мы усомнились в пригодности этой воды для питья. Наличия магазина в этих краях тоже вызывало сомнение. Поэтому пришлось прибегнуть к помощи местных жителей в виде старенького дедушки. Он с радостью согласился помочь нам. Подойдя к калитке одного из ближайших дворов, дед долго мучался с замком. Когда он начал приговаривать, что, мол, так тяжело стравляться с чужой дверью, меня стало брать сомнение того ли человека я выбрала в качестве помощника. Но в результате дедушкиного копошения с калиткой и криков, во двор вышла хозяйка дома, которая с радостью предложила нам напиться из своего колодца. И тут я сдуру, что-то сказанула про водопровод. Такого потока ругательств мне давненько не приходилось слышать, а может даже и никогда. Общий смысл всего сказанного заключался в том, что водопровод и канализация в городе – это одно и то же! То ли дело в деревне – в колодце вода чистейшая ;)!

Далее нас ждал небольшой кусочек асфальта через д. Аббакумово и Труфаново, а затем развилка асфальта и грунтовки на село Эрлекс. Разогнавшись по асфальту я углядела развилку только когда уже успешно проскочила мимо. Ну не возвращаться же! Я еще грешным дело было подумала, может, да ну его этот Эрлекс! Но что-то подсказало мне, что все-таки стоит туда заехать. Поэтому сходим с асфальта и по границе леса и поля подсекаем нужную грунтовку. Качество дороги отличное, правда через 800 м. движения обнаруживаем, что нужная нам дорога заросла. Зато есть поворот на восточную, идущую вдоль реки Поль отличную грунтовку. Таким образом, мы совершили незапланированную, но очень приятную экскурсию по берегам красивейшей древнерусской реки Поль. Вода чистейшая, воздух свежайший, берега – сосновый лес, дорожка – одно удовольствие. В итоге, сделав петлю, мы благополучно въехали в село Эрлекс. Нет, вернее все было не так! Прежде, чем въехать в село, мы увидели церковь. Безмятежно катя по лесной дорожке, мы вдруг встали как вкопанные, т.к. впереди за деревьями открылась огромная белая церковь. Она появилась настолько неожиданно, что казало еще чуть-чуть, и мы просто въехали бы в ее стену! Полюбовавшись церковью и обогнув кладбище, мы выехали в поселок. Тут оказалось, что рядом с церковью возвышается белоснежная колокольня, в данный момент находящаяся на реставрации. Всем едущим в село Эрлекс настоятельно рекомендую подъезжать к церкви именно из лесу, т.к. со стороны поселка она не производит такого магического впечатления!

Вновь углубляемся по грунтовке в лес, пересекаем трассу Уршельский – Гусь-Хрустальный и снова мчимся по грунтовке вдоль реки Поль в сторону слияния р. Поль и р. Бужа. Там, чуть выше по течению около д. Ягодино на карте показан мост, который нам и предстоит найти. Дорожка очень хорошая на всем протяжении, только уже совсем не далеко от моста она начинает теряться. На подступах к реке дорога раздваивается, и более хорошая тропа выводит нас на берег реки! Берег-берегом, но ни намека на мост. Даже до реки в этом месте не дойти, т.к. путь нам преградила глубокая, полная воды канава. Возвращаемся к развилке и следуем по менее хоженой дорожке. Успешно минуем два пересохших канала, где видны остатки разрушенных мостиков и выходим к реке. Моста здесь тоже нет. За то на наше счастье огромное толстое дерево упало как раз с одного берега на другой. Я не решаюсь переходить по этому дереву с велосипедом в руках, но тут мне на помощь приходит Дима. Немножко поблуждав по противоположному берегу в поисках тропы, мы выходим на хорошую грунтовку, ведущую в Ягодино.

Сразу за деревней начинается асфальт. Пытаюсь разглядеть нужный поворот на грунтовку, идущую вдоль железной дороги на Черусти, но на глаза мне попадаются лишь едва читаемые заросшие дороги.

Приятно разогнавшись по асфальту мы незаметно доезжаем до ж/д ст. Тасино. Вдоль полотна здесь дороги нет. Но ничего, всего 1,5 км по железке и будет мост, где мы сможем подсечь нужную нам грунтовку. Скрипя шинами о гравий, мы достигли железнодорожного моста. Однако никакого намека на грунтовку ни до, ни после моста не видно. Железнодорожная насыпь высокая, и слева и справа глубокие овраги, заросшие деревьями и кустарником. Увидев просвет в лесу, ребята отправились на разведку на поиски дороги. Но, через несколько минут они возвращаются ни с чем. Дороги параллельно железке здесь нет. Что делать? 2 часа до последней электрички, 11 км по прямой до станции Черусти. Решаем двигаться по шпалам до следующей станции Струя. Скорость получается не плохая, около 12 км/ч – так что мы точно успеваем. Изредка сходим на обочину, чтобы переждать несущийся навстречу тяжелый товарный поезд.

Достигнув станции, устраиваемся на платформе на перекур. Мимо, весело подмигивая светящимися окнами, пролетает дальний на Москву. Пассажиры всматриваются в окна, кто-то, может, даже замечает нас, одиноко сидящих на платформе. Этот поезд сейчас олицетворяет собой все мои мечты: он мчится домой - в Москву, мягкие полки, кажется, рождены для отдыха, там есть вагон ресторан с едой и водой. Мечты-мечты…

Нарисованная на карте дорожка на ур. Вязовка представляет собой совсем заросшую тропинку. Да и сам поселок Струя выглядит нежилым, так что шансов найти дорогу по другую сторону от полотна почти никаких.

Отчаянно быстро темнеет. Жалобно поскрипывает истерзанный гравием и шпалами велосипед. Тихонько постанывает в моменты особенно сильной тряски наездник. Солнце все-таки село. Еще несколько минут назад я видела далеко впереди закатные, красно-фиолетовые огромные, словно горы, облака. А теперь туман окутал нас. И только лишь фонарик бесстрашно минута за минутой отвоевывает у ночи небольшое светлое пятнышко. В ушах стоит бесконечный гул от трения шин о гравий. Вдруг к этому гулу прибавляется какой-то другой с каждой секундой нарастающий звук. Показавшийся из-за поворота поезд прорезал лучом прожектора ночную тьму. Поезд мчится на встречу нам, слепя глаза. Лес вокруг оглашается тревожным свистком. Всё, нужно быстрее убираться отсюда вниз на насыпь! Сижу на жесткой пыльной траве, а сверху как огромное чудовище с грохотом проносится поезд. Земля дрожит, и кажется, еще чуть-чуть и сверху, как при обвале, посыпятся огромные камни! Но поезд проходит, и все вокруг снова погружается в темноту и тишину.

Завидев впереди огни переезда, я радостно ускоряюсь. Снова асфальт, парочка деревенских улочек и станция. До электрички еще 50 минут и мы, закупившись продуктами и едой, устраивается на вокзале.

В электричке мягко и тепло. Стук колес убаюкивает, и я быстро засыпаю… до самой Москвы.

5) Выводы

Общая протяженность маршрута составила 85 км. Маршрут интересен и насыщен природными (живописные болота, извилистые реки, сосновые леса), культурными (церковь в с. Эрлекс) и индустриальными (чудо-поезд, узкоколейка, промышленные объекты в Уршельском и Тасинском бору) достопримечательностями.  Небольшой элемент экстрами вносит отсутствие моста через р. Бужа в районе д. Ягодино и болотистые участки от моста через р. Бужа в районе Уршельского до д. Заболотье. В целом же качество пройденных грунтовых дорог очень хорошее. Ориентирование на маршруте достаточно простое (как правило, везде наиболее хоженая дорога выводит в нужное место). Концовку маршрута от ст. Тасино до Черусти следует проводить к югу от железной дороги по грунтовкам через пос. Красная Гора.

P.S. Огромное спасибо Диме и Олегу за компанию, помощь и поддержку!

Фотографии и нитку маршрута можно посмотреть ЗДЕСЬ

Подробнее о тайнике Чудо-поезд вы можете узнать на http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1573