Отчет о вело-ПВД 5-6 августа 2006 Кривандино – оз. Кендур – Кривандино

Автор: JSveta, 11.08.2006 04:00
Просмотров: 4479

Вот и я решила поделиться отчетом о проведенном в прошедшие выходные вело-ПВД. Вдруг кому пригодится ;)

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Нитка маршрута родилась еще весной в качестве пешеходки на майские праздники. Но тогда не сложилось. Поэтому сейчас, когда успешно пройден горный поход, и руки наконец дошли до велосипеда, было решено покататься в тех краях в выходные.

Дополнительную прелесть району путешествия придают многочисленные тайники игры Геокэшинг. Поэтому темп похода заложили не быстрый, чтобы иметь возможность насладиться природой, поискать тайники, ну и скидку на неизвестное качество дорог тоже нужно делать.

А отзывы от проходимости дорог в районе заброшенной церкви действительно очень разнились. Одни путешественники писали, что почти всю дорогу несли велосипед на себе. Другие утверждали, что беспрепятственно доехали до Церкви. В общем, мы задались целью увидеть все своими глазами.

2) Заявленная нитка маршрута.

Кривандино - Власово - мост узкоколейки через р. Поля - оз. Смердячье - брод через р. Поля в районе оз. Смердячье - Ур. Селищи - заброшенная церковь – Ур. Омуты - Петушки 

3) Пройденная нитка маршрута.

Кривандино - Власово - мост узкоколейки через р. Поля - оз. Смердячье - брод через р. Поля в районе оз. Смердячье - Ур. Селищи – Ур. Борисово – оз. Кендур – район заброшенной церкви – Мешеронский – оз. Белое-Бордуковское - Кривандино 

4) Описание похода.

Ночная Москва безумно красива! Всегда забитые машинами и людьми улицы в центре города сейчас неузнаваемо пустынны. Открываю окно, и в салон влетает прохладный ветер. Нежно шелестят шины, устало позвякивает велосипед на заднем сидении. Я въезжаю на мост около Кремля и жму на тормоз от удивления. Над крышами домов в полнеба размером висит огромная луна! Что это? Конец света? А луна смотрит на меня хитрым желтым глазом и, кажется, вот-вот подмигнет! Просто мистика какая-то!

В 10:00 мы (трое смелых девчат и один смелый мальчик) высадились из электрички на станции Кривандино. Закупившись недостающими продуктами и смазав велосипедные цепи, мы тронулись в путь. Дождь немного накрапывает, но так даже хорошо – не жарко.

Для разминки нас ждали 20 км асфальта до узкоколейки Северная Грива – Бакшеево (узкоколейка). Трасса на Мишеронский на всем протяжении приятная: асфальт, небольшое количество машин, отсутствие крутых спусков и подъемов. Пересекаем по автомобильному мосту р. Поля. Да, что тут сказать: Широка река… глубока река…. Безопасность перехода подобной реки вброд вызывает у меня серьезные опасения. Хотя возможно, что выше по течение все изменится.

Бодро доезжаем до д. Власово и на первом перекрестке после развилки на Рошаль сворачиваем с трассы налево. Утыкаемся в Т-образный перекресток, где основная асфальтовая дорога уходит налево, а направо видна тропа бегущая краем деревни, а затем исчезающая в лесу. Мы выбрали лесную дорогу. Нам, уставшим от асфальта, в качестве разнообразия понравилось, но путь не был оптимален, т.к. чуть-чуть не доезжая церкви налево уходила отличная грунтовая дорога, которая, минуя дачи, выводит прямо к роднику (который в тандеме с лесным озером собственно и являлся целью нашего съезда с трассы в д. Власово). Пока мы колесили по лесным дорожкам в поисках тайника*, дождь значительно усилился.

Однако местных жителей дождь ни коем образом не смущал. На наших глазах к источнику лихо подкатил джип, и пожилая парочка, вышедшая из него, принялась заполнять пустые бутыли родниковой водой. Мы воду пробовать не стали, т.к. пить не хотелось – и так мокро, дождь. Успешно найдя тайник и полюбовавшись немного озером Власовское, возвращаемся на трассу и едем до узкоколейки. Погода переменчивая, то дождь, то периоды затишья. Только мы успеваем подсохнуть, дождь опять зажигает.

Следы масла на рельсах указывают на то, что узкоколейка эксплуатируется, но, честно говоря, мосты сначала через ручей, а затем через р. Поля не внушают доверия для прохождения поездом. Около километра едем по идущей справа от узкоколейки грунтовой дороге. Затем грунтовка начинает забирать сильно на юг и мы сворачиваем на тропу, которая выводит нас непосредственно на рельсы. В этом месте пути проходят в овраге. Осмотрев левую и правую насыпи я не нахожу приемлемой для велосипеда тропы ведущей вдоль железной дороги и принимаю решение двигаться по путям. В 80% шпалы идут вровень с землей, что не создает никаких проблем движению, но есть небольшие участки, где шпалы чувствуются. Среди команды пошли тревожные разговоры на тему: Интересно, сколько времени человек может находиться в мокрой одежде без вреда здоровью?. Пришлось их расстроить: Да сколько угодно! Нужно только активно двигаться - уверенно отвечаю я.

После пересечения узкоколейки с грунтовкой на д. Лемешино шпалы начинают выступать ощутимо, в некоторых местах шпалы отсутствуют, и как следствие в полотне образуются большие дыры. Но как раз с этого момента сбоку от рельсов показывается тропа, что делает дальнейшее движение по полону удобным. Пересекаем ручей, вытекающий из р. Поля по ж/д мосту. Т.к. полотно пользуется популярностью в качестве дороги для грибников и ягодников тех мест, то мосты хорошо проходимы. На шпалы заботливо уложены доски. Мост через р. Поля на порядок более широк, чем через предыдущий ручей, и тоже хорошо сохранился. Здесь, на мосту, мы потеряли одну участницу. Решив, что состояние здоровья не позволяет ей продолжать поход, Лиля покинула нас и отправилась назад на станцию. Горько было лишиться такого проверенного и надежного человека, и грустно было почувствовать, что наши рюкзаки потяжелели.

После моста через р. Поля, пропустив одну хорошую грунтовку налево, мы сворачиваем на следующую. Команда устала от езды вдоль железки и хочет леса! Первоначально в планах было доехать до моста через р. Воймега и перед ним свернуть на идущую вдоль ЛЭП в сторону оз. Смердячье дорогу, но мы несколько меняем маршрут. Грунтовка представляет собой песчаную дорогу. В первый раз за сегодняшний день я благодарю дождь, т.к. движение по мокрому песку не приносит нам особых сложностей. Состояние дороги отличное – ни колеи, ни огромных луж не наблюдается. Пересечение отмеченных на карте ручьев проходит незаметно, т.к. везде организовано подобие мостков (деревянные настилы, заваленные песком).

Наша дорога, углубившись в лес, идет параллельно узкоколейке. Отмеченная на карте просека, а затем и лесная тропа, идущие на север к оз. Смердячье на местности читаются, но едва ли проезжабельны для велотуристов. Судя по внешнему виду, этими дорогами не пользуются, а глубокий не утрамбованный песок делает передвижение по ним крайне затруднительным. Поэтому продолжаем движение по укатанной грунтовке до пересечения с ЛЭП, идущей вдоль р. Воймега.

Прямо под ЛЭП проходит отличная песчаная грунтовка. Судя по следам и хорошей укатанности, по ней периодически проезжают машины и мотоциклы. При подъезде к озеру дорога разделяется. Более накатанная грунтовка как раз ведет к озеру, а отмеченная жирным на карте дорога к броду через р. Поля на местности выглядит заброшенной.

Грунтовка огибает оз. Смердячье с юга. При приближении дороги к озеру мы наткнулись на отличный съезд почти к самому берегу, оканчивающийся смотровой площадкой с лавочкой и кострищем. Берега озера сильно заросли крапивой и какой-то другой травой в человеческий рост, что делает поиск тайника** затруднительным. Свернув с грунтовки к озеру на втором, менее обустроенном съезде, мы остановились на обед.

Просто мистика какая-то! - шепчу про себя я, стоя на берегу озера Смердячье. Озеро не подпускает! Мол, смотри издалека, любуйся, а к берегу ни-ни! Все тропинки заканчиваются ничем. Смело бросаюсь в заросли крапивы, но, вымокнув с ног до головы, вся в паутине и колючках возвращаюсь на дорогу. От досады топаю ногой и поворачиваюсь к озеру спиной – впереди светлый сосновый лес. Ближе к озеру лиственница и крапива. У воды нагромождение поваленных деревьев. Но самая красота – в воде! По всей кромке озера из воды возвышаются белые стволы берез. Как стражники охраняют они озеро от посягательств чужаков. Но на этот раз вмешательство стражей не потребовалось - достаточно было крапивы! Эх! Последний взгляд, последний вздох, в седло и снова в путь.

Продолжив движение по огибающей озеро дороге, мы выехали к берегу р. Поля. Проехав немного на север вдоль реки, мы достигли обозначенного на карте брода. Пока ехали до брода, нас лихо обогнал мотоцикл и автомобиль. Интересно, куда они все спешат по этой дороге, которая, судя по направлению, идет к месту слияния р. Поля и р. Воймега? Возможно, там впереди существует не обозначенный на карте мост.

Мы же, решив не проводить разведку дальше по дороге, воспользовались бродом через р. Поля. Состояние брода отличное: песчаное дно, глубина не более чем по колено, хороший песчаный вход и выход из реки. На крутом берегу реки около брода установлен столик и лавочка. Не хватает только зрителей, которые будут с восторгом наблюдать за нашей переправой.

После брода дорога разделяется, но в обе стороны заметно теряет в качестве (машины здесь уже не пользуются популярностью, если они добираются сюда вообще). Выбрав дорогу налево, мы, минуя небольшой лесной участок, выезжаем на просторную поляну. Первое что бросается в глаза – это развилка дорог и детская коляска, стоящая на траве около развилки. Оглядываюсь по сторонам в поисках родителей, но ничто не указывает на их присутствие здесь. С опаской подхожу все ближе и ближе к коляске… тишина. Заглядываю… Уф! Коляска пуста! Хорошая дорога берет круто налево, но по карте нам прямо. А прямо идет гораздо менее приметная лесная дорожка. Без труда (совершив максимум 1-2 обноса) достигаем развилки с активно езженой грунтовкой Мешеронский – Селищи. Движение по грунтовке на велосипедах затруднено – большие лужи, машинные колеи, вязкий глубокий песок.

Добираемся до Селищ и делаем привал. Здесь, судя по описанию тайника*** из Геокэшинга, должен быть сероводородный источник. Из-за усталости участники отказались его искать, а я одна не решилась ехать, т.к. откровенно стормозила (мне почему-то показалось, что это далеко, хотя реально мы сидели от него буквально в 100 м).

В районе Селищ по карте на запад (в сторону заброшенной церкви) уходят две дороги. Поворот на южную (более удобную как мне казалось) дорогу на местности нашла с трудом. В поле дорога имела травяное покрытие (или это просто кто-то пытался проехать и траву примял). Продолжение дороги в лесу угадывалось, но по тому, как плотно подходили к дороге деревья и наклоненным веткам, дорога могла быть трудно проходимой (вследствие завалов).

Северная дорога, делающая крюк и выходящая на тракт Костерево – Мишеронский (тракт) в двух километрах южнее оз. Кендур читалась отлично. Широкая песчаная наезженная грунтовка. Было принято решение двигаться по ней. Однако уже через пару сотен метров движение на велосипеде стало практически невозможным из-за сильной разбитости дороги грузовиками. Огромные лужи жидкой грязи разлились на всю ширину дороги. Там где это представлялось возможным, мы обходили такие участки лесом. Но так как местность была заболоченная, то чаще приходилось идти по поросшему кустарником и деревьями бортику дороги, волоча велосипед внизу в лужах. После 3 км такой дороги иногда стало получаться ехать. Последнюю треть пути ехали почти все время, но медленно. Песок мокрый и вязкий, колеи глубокие, движение отнимает много сил. Всего протяженность этого пути от Селищ до выхода на тракт около 8,5 км.

Мои надежды на легкое движение по тракту катастрофически не оправдались. Должны же были откуда-то и куда-то ехать эти грузовики, которые превратили тихую лесную дорожку от Селищ в ад?! Так вот, они сворачивали на тракт в сторону Костерева.

Выезд на тракт представляет собой перекресток. Прямо уходит широкая лесная не тронутая грузовиками и машинами дорога на Ур. Спиридово (и в сторону заброшенной церкви), которой я и решила воспользоваться завтра утром. Налево – не разбитое продолжение тракта в сторону Мешеронского. Ну а направо - разбитый тракт на Костерево.

Вследствие позднего времени, усталости участников и непростой ситуацией с пригодной для питья водой в районе было принято решение отложить поиски церкви на утро и проехать 2 км севернее по тракту до оз. Кендур. На карте озеро обозначено, как заболоченное, но мы надеялись на хорошую воду. Как запасной вариант оставалась ночевка на берегу реки Б. Ушма.

Проехав по мосткам через 2 ручья и пропустив не внушающий доверия поворот налево, мы достигли не слишком приметной и заросшей травой дороги ведущей к озеру. Через 10 минут ходьбы по заболоченной местности мы очутились на пригорке, на берегу озера. Это была сухая поляна на возвышении с хорошим песчаным входом в воду. Были видны следы пребывания здесь людей в виде кострища и банки с консервами. Лес преимущественно лиственный, но в округе наблюдалось и несколько мощных сосен. Озеро торфяное, вода у берега покрыта темным налетом, но если зайти в озеро по колено, то можно набрать чистой воды с небольшим коричневатым оттенком. И все бы замечательно, но комаров здесь жуткое количество! Причем никакие средства не помогают, вернее, помогают ровно на 5 минут.

Разбили лагерь, накипятили полный кан воды, приготовили чай. Наконец группа напилась вволю, так в течение дня мы пользовались только привезенной из Москвы водой (еще раз каюсь, что стормозила в Селищах). Готовить кашу ни у кого желания не было, так что мы пожарили на костре сосиски, покушали сухарики и конфетки, попили чаю и отправились спать. Подъем был намечен на 7:30, т.к. в планах было все-таки найти церковь и доехать до Петушков.

Ночью в какой-то момент пошел дождь. Проснувшись утром по будильнику, я поняла, что дождь льет не шуточный. К радости не выспавшихся товарищей отложила подъем на час. Сама же, заметив, что на козырьке палатки за ночь образовалось небольшое озерцо с дождевой водой, заботливо наполнила ею парочку бутылок. Через час дождь лил все так же. Перенесла подъем на 9. Дождь все не прекращался. Делать было нечего. Мы встали, поели в сухомятку в палатке, собрали вещи… и тут погода все-таки сжалилась над нами и послала нам чистое небо и солнце. Выезжали мы назад в сторону развилки на Ур. Спиридово полные сил и в отличном настроении.

Свернув на перекрестке на лесную дорогу, ведущую в Ур. Спиридово через километр движения мы выехали на большую поляну. Там где у меня на карте был нарисован мостик, дорогу перегородил огромный разлив ручья метров 100 длиной. За разливом дорога уходила в лес, но уже отсюда были видны глубоко любимые всеми березовые ветки, нависшие над землей. Поэтому, оставив участников с рюкзаками и велосипедами на все еще сухом участке дороги, я отправилась на разведку проходимости разлива и состояния дальнейшей дороги. Разлив был проходим. На правом высоком бортике дороги я обнаружила примятую траву – здесь явно кто-то шел до нас. Держась за ветки кустарника и продираясь сквозь молодую поросль, я успешно преодолела водный участок. А вот лесная дорога оставляла желать лучшего: подлезла под одну березу и не увидела никакой перспективы. Можно сказать, что я вообще не увидела дороги, т.к. через каждые пять метров над головой нависали сломанные березы. Идти с велосипедами и рюкзаками по такой дороге не представлялось разумным, так что я решила попробовать счастья на дороге, берущей начало от тракта в 3 км южнее.

Поэтому мы вернулись на тракт (Де жа вю) и поехали по неразбитому участку тракта на юг. Скрежет моего измученного песками велосипеда вспугнул глухаря. Приблизительно через километр пути от тракта отделилась явно более наезженная, необозначенная на карте дорога, уходящая на восток. Проехав по ней 150-200 м. я убедилась, что направление на восток сохраняется, и поэтому мы выбрали путь дальше на юг по отмеченному на карте тракту. Через 500 м качество дороги значительно ухудшилось, темный лес плотно обступил нас, местность стала заболоченной, появились завалы. Но дорога была явно хоженой, т.к. шла набитая тропа, обходящая стороной большинство завалов. Преодолев около 1,5 км велопешком, тропа у нас под ногами абсолютно внезапно превратилась в хорошую грунтовку. Метрах в 100 после превращения справа от дороги был найден родник. Родник был отмечен палкой, на которой висел стаканчик. Вода чистая со слабым запахом сероводорода. На нашу команду сероводород подействовал странно – напившись воды, участники похода радостно оседлали велосипеды и готовы были тронуться в путь, без зазрения совести позабывав на обочине дороги свои рюкзаки!

Через 200 м. после родника мы вышли на перекресток. Слева к тракту подошла отличная наезженная песчаная дорога. Есть у меня подозрение, что эта дорога – объезд плохого участка тракта. Но с другой стороны, если бы мы воспользовались объездным путем – мы бы ни за что не нашли родник. Направо нужная нам лесная дорога в сторону Ур. Курилово (рядом с которым располагается заброшенная церковь). Прямо - продолжение тракта на Мишеронский с вязким песком.

Повернув на Курилово через каждые 100 м. мы встречаем брошенные грибниками мотоциклы. А грибников здесь – тучи. А грибов здесь – миллионы. Грибы, не стесняясь, растут прямо у дороги: белые, подберезовики! Для меня собирание грибов – это издевательство какое-то! Ну не умею я их находить, вечно пропускаю! А тут даже я их без труда замечаю! Никогда не видела, чтобы люди набирали полные корзинки, просто гуляя вдоль дороги.

Не смотря на песок ехалось хорошо. Только уж больно дорога как-то к северо-западу тяготеет, похоже, что на Ур. Спиридово идет (мы через это Спиридово уже пробовали утром прорываться с севера). Нам бы на запад. Пробую одну дорогу на запад – упираемся в вырубки и конец дороги. Возвращаемся и едем дальше на северо-запад.

Пробую следующую западную дорогу. Начавшаяся очень хорошо она выводит нас на поле (судя по культурным деревьям, здесь когда-то была деревня). На поле дорога постепенно угасает. До Курилово меньше 2 км. На окраине поля еще ловлю продолжение дороги в лесу. Врываюсь в лес и упираюсь в болотную канаву с противной коричневой жижей. Но какой-то народ здесь явно ходит, судя по следам на берегу. Ухожу на разведку южнее и нахожу приемлемое место для переправы. Здесь канава значительно уже. Подходы к воде плохие – черная с виду земля оказывается какой-то вязкой трясиной. Мы сооружаем переправу из сломанных веток и нетолстых деревьев. Благо тут завалы и сломанного дерева хватает. Без вещей перехожу на другую сторону. С той стороны канавы помогаю ребятам укрепить переправу. Местность болотистая, но вижу некоторое продолжение тропы. По-видимому, тот народ, который оставил следы на том берегу тоже сюда перебрался и пошел дальше. Но все-таки как же зарастают дороги после исчезновения деревень! Возвращаюсь за рюкзаком. Потяжелев на несколько килограмм снова отправляюсь на штурм канавы, но в самый ответственный момент сухие палки ломаются, и я проваливаюсь в вязкую грязь… в общем вам почти по пояс будет ;))) Ложусь на бок и выбираюсь на другой берег. Переделываем переправу. Ребята с рюкзаками и велосипедами успешно переходят.

Продолжаем движение по следам, но через пару сотен метров упираемся в болота. Следы загадочным образом теряются… может засосало?! Достаю GPS. Прибор показывает, что стою аккурат на нужной тропе! А реально вокруг одно сплошное болото! Сбегала 50 м. влево, 50 м. вправо, тропа нигде не читается. Впереди очередная канава, аналогичная только что пройденной нами. Смотрю на состояние участников (глаза горят, они уже готовы лезть куда угодно и через какие угодно болота). Плотная заросль кустарников, большое количество воды под ногами, наличие велосипедов, все это делает свое дело. Принимаем решение возвращаться и пробовать следующие дороги на запад. Снова переходим канаву, но сейчас мне уже страшновато. Лес мертвый, темный, небо заволокло тучами, под ногами непонятного цвета жижа. Мы вернулись на поле, и пошел дождь.

Снова выхожу на наезженную дорогу и опять все больше и больше на северо-запад. Перекресток: прямо дорога явно не для автомобилей, на север – дорога на Спиридово (парочка машин по ней когда-то проехало), на запад – плотный лес и ни намека на дорогу!

Никогда не думала, что наезженные дороги могут заканчиваться ничем. Сначала дорога хорошая, потом все хуже и хуже, а затем она пропадает совсем. Что же это получается: машины заезжают в лес, и, постояв в лесу, уезжают назад тем же путем?

В общем, нам бы прямо, а лучше на запад. На дороге прямо сходу вижу несколько поваленных деревьев. Смотрю в карту – впереди еще и болото нарисовано. Да, впрочем, тут везде болото. Время – 14:30. Прикидываю оставшийся до Петушков километраж, делаю поправку на качество дорог и силы участников – получается, что не проходим мы сегодня. А если в Костерево по тракту? Тоже не лучший вариант, т.к. там, начиная от Де жа вю перекрестка, все грузовиками разбито. Значит, получается, выходим на тракт и едем на Мишеронский. Так и делаем.

По тракту почти везде едем без проблем. Ближе к Мишеронскому параллельно тракту бегут пешеходные или старые лестные дорожки, которые в отличие от песка замечательно проезжабельны. Въезжаем в Мишеронский, и начинается асфальт. Решаем немного закупиться продуктами и устроить привал с отмывкой нас и велосипедов от болотной грязи на оз. Белое-Бордуковское. По асфальту едется легко но неинтересно.

Озеро красивое, вода прозрачная, народу никого! Болотная грязь категорически не хочет отмываться с ног и рук. Ногти вообще стали грязно-черного цвета. В отличие от нас велосипеды отмываются лучше.

И через час мы уже катим по шоссе жутко грязные, но на чистых велосипедах. Приехав в Кривандино в 19:30, обнаруживаем, что следующая электричка на Москву больше чем через час. Но нам везет, и электричка 19:38 до Куровской была объявлена до Москвы. Погрузившись в пустой вагон, мы с удовольствием разлеглись на лавках. Поезд шел очень медленно. Оказавшись в лежачем положении, в тепле на мягком сидении я задремала и, проснувшись через час после отправления, обнаружила, что мы отъехали всего на пару станций. В результате до Москвы мы добирались 4 часа.

5) Выводы

Проехали мы за два дня 104 км. Маршрут от узкоколейки Большая Грива – Бакшеево через оз. Смердячье до Селищ красив и интересен для велосипедистов. Хорошо бы провести разведку грунтовки идишей на север от брода через р. Поля в районе озера Смердячье. Можно прокатиться по дороге на Северо-восток от Селищ, которая должна идти в Илкодино.

Тракт Мешеронский - Костерево и ведущая к нему от Селищ дорога для велосипедов малопригодна вследствие их разбитости.

Из-за большого числа заросших, заваленных и заболоченных дорог передвижение на велосипедах к заброшенной церкви с востока затруднено.

На мой взгляд, район церкви более интересен и удобен для пешеходного туризма. Хотя можно еще попробовать проехать целенаправленно к церкви на велосипеде от Петушков на юг с выходом на Северную Гриву и Шатуру.

6) Примечания

Ссылки на тайники игры Геокэшинг, которы мы посетили... или планировали посетить:

* Карповское озеро http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=130

** Смердячий http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=70

*** Селищи http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=277

Заброшенная церковь http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=24

Добавлен: 15 авг 2006 02:06 Автор: zaya #38665
zaya аватар
Думаю, действительно пригодится кому-нибудь (например, мне).
Спасибо за труды. И вообще, вы молодцы, рубились до последнего. Уважаю!
Добавлен: 15 авг 2006 12:04 Автор: INIT #38667
INIT аватар
вы кстати первые из нашил кто побывал на кендуре, молодцы!
а до церкви вы чуток не дошли всего, правильно ведь шли, просто это болотце побоку надо обходить..
а нарисуй на карте ниточку для отчетности ? пожалуйста
Добавлен: 15 авг 2006 17:28 Автор: zaya #38675
zaya аватар
как называется первое озеро, на которое вы заезжали.
И неплохо было бы дать ссылки на гео-тайники, которые вы посетили, в их описании тоже много информации о районе бывает...
Ну и карты с нанесенной ниткой, действительно, не хватает ;)