Отчет о вело-ПВД 30 июля 2006 Черусти - Пожега - Шатурторф

Автор: Зайцев Андрей, 10.08.2006 04:00
Просмотров: 4711

Скоро состоится новый велопробег. Поэтому в целях агитации спешу выложить отчет о предыдушем вело-броске по восточным окраинам Московской области.

Почитайте, сделайте выводы и садитесь на велосипед!

Большой привет всем участникам :)

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Разглядывал я на досуге атлас, и перед глазами сам собой возник маршрут. Очень захотелось его проехать, чем мы собственно и занялись в это воскресенье. Совершенно случайно я узнал, что нитка маршрута давно придумана клубом Караван. И, кстати, караванщики должны были катить в эти же выходные по тем же краям, правда, в субботу.

Маршрут из Черустей в Егорьевск. На карте очень заманчиво и логично пролегли грунтовые дороги через заболоченные глухие леса и отдаленные уголки Подмосковья. Осложняло жизнь отсутствие обратных электричек из Егорьевска. Вернее, их было всего две: одна в 6, а другая а 9 вечера. Нам нужно было обязательно успевать на 6-часовую, так как вторая приходила в Москву уже заполночь… Запасным вариантом было удлинение маршрута еще на 25 км до Воскресенска, откуда электричек побольше.

Компания собралась отличная, и вот что из всего этого вышло.

2) Заявленная нитка маршрута.

Черусти - Красная Гора – Филинская - оз. Филинское - Кулаковка - Федеевская - Новосельцево - ст. Пожога - Кузнецы - ур. Макариха - Макарьевское - Бол. Гридино - Саввино - Егорьевск..

3) Пройденная нитка маршрута.

Черусти - Красная Гора – Тельма - Филинская (оз. Филинское) - Кулаковка - Федеевская - Новосельцево – Епифановская - ст. Пожога - Кузнецы - ур. Макариха - Макарьевское - Бол. Гридино - Каменская – Великий Край – Лесково – Денисиха – Шатурторф.

4) Описание похода.

Ух и долго же тащится электричка до Черустей! Едешь-едешь, а конечная еще не близко… Позавидовал я бабке, которая еще в Москве легла на сиденье в электричке и дремала до самого конца, заваленная нашими велосипедами.

В Черустях для начала набег на магазин. Закупаемся перед дальней дорогой, ларьков по дороге не ожидается. Народу в этот раз много – 14 человек!

Снова переходим ж/д пути и катим по асфальтированной дорожке вдоль путей прочь от Москвы. Через 300 м. – перекресток. Прямо – мост. Сворачиваем направо. Тоже мост. За ним начинается проселок, вымощенный бетонными плитами. Справа торчит наблюдательная вышка. Домики быстро заканчиваются и мы въезжаем в лес.

Плиты лежат далеко не везде. Дорога сразу дает понять, кто тут хозяин – через каждые 50 метров попадаются мутные лужи во всю ширину дороги. Сначала пытаемся объезжать их по бровке, но это можно сделать не везде – отвесные борта и кусты на обочине не оставляют места для маневров. Поэтому быстро всем становится все равно, и мы проезжаем по лужам, набрав скорость и подняв ноги вверх. Я, попробовав объехать одну особенно глубокую лужу по краешку, сталкиваюсь с кустом и вынужден спрыгнуть вместе с великом прямиком в бассейн! Красивый дроп. Прощайте сухие носочки. Правда, иллюзий я не питал – есть и запасные.

На звездочках скрежещет песок. Такое впечатление, что под тобой не велик, а мясорубка… Жалко лошадку, но что делать. Едем шустро, виляя между лужами и замечая по сторонам дороги многочисленных грибничков.

Километра через 3 дорога становится получше. Кое-где опять появляются плиты. По сторонам дороги за глубокими канавами – заболоченная сельва. А мы шустро мчим вперед. Спасибо строителям дороги!

Вскоре остановка – доехали до местечка Красная Гора. Справа – обширная поляна, но строений что-то не видать. Туда уходит хорошая дорога, мощенная такими же плитами. По словам Коли, она выводит прямиком к станции Тасино. Когда минут через 10 ожидания показались девчонки, Коля начинает прозрачно намекать, а не стоит ли им свернуть туда? Колю можно понять – впереди еще куча километров непростого маршрута,  успеть на 6-часовую электричку будет непросто. А если тормозить через каждые 5 километров и ждать по 15 минут, то вернуться в Москву рано нам не светит…

Решаем, что часть ребят, которые не могут держать высокий темп, проедет с нами еще немного, а потом отделится, чтобы покороче и не спеша выехать на железку в Кривандино.

На том и порешили, и помчались дальше. Дорога стала просто прекрасной, ямы с водой исчезли, песок ровный и плотный, держим скорость около 28.

Справа от дороги сначала тянется горелое болото, потом снова начинается густой смешанный лес. Береза + сосны. Через 8 километров после Красной Горы опять останавливаемся. Вскоре будет развилка, и надо дождаться отстающих.

Ждем долго, кто-то успевает заточить бутербродик… Я звоню домой. Вопреки прогнозам, погода пока что стоит отличная. Хоть и прохладно, но солнце ярко светит, на небе легкие белые облака. Вообще красиво.

С основной дороги сворачиваем направо в лес. Задумка следующая – срезать угол по нарисованной лесной дорожке, чтобы меньше ехать по асфальту и поглядеть на деревеньку с интригующим названием Пятница.

Вначале дорожка хорошая, но метров через 200 она внезапно заканчивается у охотничьей вышки. Дальше идет старая лесная колея заросшая травой. По ней идет едва заметная тропа. Разворачиваться что-то пока не хочется, решаем двигаться дальше навстречу приключениям.

Приключения не заставили себя долго ждать. Дорога, углубляясь в лес, не пропадала, но становилась все более заросшей и заваленной буреломом. Вскоре пришлось преодолевать нешуточный завал. Правда, за ним мы были вознаграждены зарослями спелой малины. Пока поджидали отстающих девчонок, успели поиграть в медведов.

Дальше дорога упрямо вела нас через дремучие леса, местами пересекая сырые места, но нигде не обрываясь. Кое-где удавалось ехать, но в основном перли велики на себе, перелезая завалы. Очень много было свежеповаленных тонких стволов. Их, видимо, свалило буквально этой зимой. Да и старых завалов хватало.

Километра через 2 дорога уперлась в широкую канаву. Через нее был перекинут шаткий мостик из гибких березовых стволов. Без приборов и советов гадалки было понятно, что падать в канаву не стоит – глубина приличная. Поэтому народ сосредоточенно и аккуратно преодолел аттракцион без потерь.

Дальше дорога пошла получше, сюда, видимо, уже добирается народ из деревни. Значит, скоро вырвемся. Но пришлось еще с километр двигаться по старой лесной дороге, перелезая через поперечные стволы, пока, наконец, не показалась свежая колея. Вскоре выскочили на опушку леса. Пересекли заросшее высокой травой заболоченное поле и подъехали к околице деревни Тельма.

Встали на асфальт. Пока не полазишь по сельве, не поймешь, какое это благо цивилизации! На участке в 3 километра мы потеряли 1,5 часа. Да… не рекомендую сюда соваться, тем более с великами!

Быстро покатили дальше, выехали на шоссе. По нему быстро промчали 3 километра до деревни Филинское. После лесных приключений очень хотелось искупаться, поэтому решение посетить озеро я отменять не стал. С шоссе в деревню свернули в самом конце, напротив автобусной остановки. От последнего дома в нужном направлении через поле вела слабозаметная грунтовка, но вскоре она стала получше, вывела на следующее поле, а затем на матерую грунтовку, которая и привела нас прямо на берег озера.

Место живописное – широкая водная гладь, по берегам белеют стволы… Вот как сейчас занырнем! Но не тут то было…

Мы слезли с великов на плотине, в воду уходили бетонные плиты и было видно песчаное дно. Я залез первым, но сделав пару шагов, вдруг резко ушел глубже колена в противный вязкий ил. Со дна поднялось облако болотной мути. Оказалось, что озеро совсем мелкое, а дно – метровый слой ила, над которым всего полуметровый слой воды. В общем, поплавать не удалось. Пришлось просто помыться, стоя по колено в воде. Ну хоть иголки со спины смыл…

Устроили перекус. Тем временем обсудили планы на жизнь. Чтобы успеть на электричку, нам надо было брать ноги в руки и торопиться. Поэтому двое девушек и с ними трое ребят решили от нас отстрелиться и ехать своим темпом в сторону Кривандино.

А мы, оставшись в девятером, быстренько пульнули дальше. Накатанная грунтовка вывела нас обратно на асфальт. Ускорились и рубанули участок до трассы на Крвандино-Шатуру со скоростью под тридцатник. Да еще против ветра. Мне было нелегко угнаться за лидерами. На перекрестке остановились, чтобы собраться. Саня Быков, догнав нас, сказал, что ему едется трудно. Решили так не гнать и двинули дальше. По асфальту доехали до Песков. Машин на трассе не очень много, но все равно не самый приятный участок. По сторонам дороги то поля, то светлый сосновый лес. Проехали поворот на Новосельцево, а через километр заметили слева съезд в лес – нам туда. Рядом с дорогой символический шлагбаум, установленный лесничеством. На нем знак въезд запрещен. Дожидаемся Саню, уговариваем его не валять дурака и ехать дальше с нами.

Отличная песчаная грунтовка идет по прекрасному сосновому лесу. В таком лесу просто отдыхаешь душой! Не заметили, как отмахали два километра и выскочили на большую поляну, на которой разместилась деревенька Епифановская. Маленькая, но обжитая. Домов десять, везде заметна жизнь. Резво проезжаем насквозь по улице, от последнего дома нас окликает женщина. Она говорит нам, что прямо мы дальше не проедем. Оказалось, что дорога, обозначенная на карте, сильно заросла, а после минувшей страшной зимы она еще и вся завалена. Дорогу до деревни местные сами с трудом расчищали. Выяснилось, что мы проскочили нужный поворот – надо было сворачивать вправо, немного не доезжая деревни.

Пока мы мило общались с женщиной, Олег нашел где-то на опушке леса огромные мухоморы, которые продолжал вспоминать до самого конца поездки – очень уж они его впечатлили…

Развернули рули и вернулись назад метров 200, отыскав нужный поворот. Опять песчаная лесная дорожка. Красивая и прочищенная – по ней ездят то ли грибники, то ли лесники. Повороты с нее направо игнорируем, чтобы не приехать обратно к шоссе.

Следы машин грибников стали слабее, дорога поросла травой, но заканчиваться или ухудшаться не думала. Видно, что ею изредка пользуются. По правую руку потянулось болотце с красивым мхом. Вскоре, проехав от деревни пару километров, мы выскочили на Т-образную развилку. Наша дорожка вывела на широкую песчаную грунтовку. Судя по следам, пользуются ею часто. Сворачиваем по ней направо и подожидаем отстающего Саню. Что-то нелегко ему приходится. Но, что поделаешь. Пусть кремнится.

Едем через сырые места, по сторонам – заболоченный лес. Дорога подсыпана песком, в котором вязнут колеса. Вскоре, правда, мы выезжаем к станции Пожега. Минуем чье-то зажиточное хозяйство. Очень приятно пахнет деревней. (Не в смысле – навозом, а какая-то смесь запахов висит в воздухе – дыма от печи, скотины, сена…) Все селение – в пару-тройку дворов. Пересекаем однопутную железку. По ней раз в день ходят Кукушки в глухие поселки Рязановский и Рядовицкий. Может, еще торф по ней возят. О том, что здесь станция, свидетельствует только крохотная низкая платформа длиной метров 20.

Фоткаемся и въезжаем в лес по другую сторону железки. Грунтовочка вскоре подсекает широкий тракт, ведущий из деревни Пожога в Саматиху. Но мы сразу сворачиваем с этой дороги вправо на лесную грунтовочку. Дорожка – просто прелесть. Не слишком езженая, но и не заросшая, едем быстро, без проблем, любуясь сосновым лесом.

Через 3-4 км дорога выводит прямо к деревне Кузнецы. Мы пересекаем шоссе, потом деревню по главной улице и в прежнем направлении снова въезжаем в лес по отличной грунтовке. Дорога немного забирает влево, затем становится четко на восток и переходит в широкий окювеченный грейдер. Типичная магистральная лесовозная дорога этих мест.

И все бы ничего, только тут нас поджидала засада. Тонкие деревца – березки, в основном, толщиной в руку и потолще согнуло прошлой зимой снегом, и они легли на дорогу, образовав зеленый заслон. Нам приходилось то и дело проламываться сквозь стены из свежих березовых веников, поднимать ветки над собой или объезжать особо коварные завалы. Все это очень сильно тормозило продвижение.

Участок зеленого коридора длился километра полтора-два. Местами становилось полегче и можно было проехать несколько сот метров, но потом все начиналось заново. Хорошо еще, что, в конце концов, мы достигли места, где дорога была расчищена – какие-то добрые люди попилили согнутые стволы еще весной, и они теперь просто лежали сухими ветками поперек дороги, по ним вполне можно было проехать.

Еще через километр слева подошел перпендикулярный грейдер. Дорога стала более разбитой, с большими ямами, заполненными водой. Опять начался слалом между лужами. Кроме того, стали попадаться участки вязкого песка. На большой скорости колеса заносило, вот-вот загремишь (а на маленькой не очень-то проедешь…)

Слева виднелись проплешины. Там на карте озера нарисованы. А называется это место Макарьевское болото. Вскоре мы добрались и до деревеньки Макарьевское. Даже не деревеньки, а так – пары дворов, примыкающих к дороге.

Грейдер, нарисованый на карте прямо, оказался совершенно заросшим. А главная дорога свернула налево, в сторону Бол. Гридино. Туда мы, естественно, и поехали. Через километр остановились, чтобы искупнуться в мелком пруду справа от дороги. Вернее, даже не пруд это, а заполнившийся водой карьерчик – когда-то брали песок для строительства дороги. Немного освежились и передохнули после гонки по пескам.

Еще на станции Пожога нам стало ясно, что успеть на 6-часовую электричку у нас шансов почти нет. До нее оставалось полтора часа и еще куча километров пути. Поэтому, почесав репу, решили выбираться обратно на Черустинскую ветку в сторону Шатурторфа.

Дорога честно привела нас в Большое Гридино. Деревня и правда большая, вернее, длинная, километра 2 длиной. Проехали ее насквозь по главной заасфальтированной улице, затем по проселку выскочили на асфальтовое шоссе, ведущее в Егорьевск. (Кстати, нарисованного на карте асфальтового выезда из деревни на шоссе не оказалось. Видимо, планам коммунистов не суждено было сбыться…)

Опять собираемся все вместе, поджидая отстающих, и устремляемся дальше по асфальту. Погода стала похуже – все небо затянуло облаками, прохладно. Но дождя вроде нет пока. Быстро катим по шоссе. Машины попадаются часто и гонят как угорелые, не очень приятный участок почти в 8 км.

Достигнув поворота на деревню Каменская, сели на автобусной остановке, чтобы подождать Саню (дальше предстояло сворачивать с шоссе), а также не мешало бы и перекусить-передохнуть…

Проезжаем по шоссе еще километр и сворачиваем на асфальтовую дорогу, ведущую в Денисиху. Ветер становится прямо в лицо, мне что-то едется тяжеловато. Стараюсь не гнать, помня о том, что Сане еще тяжелее.

Минуем небольшую деревеньку с пафосным названием Великий Край. Потом небольшой участок по лесу, за ним – Лесково (какая-то лесопилка прямо у дороги, а сама деревня где-то в стороне). Потом снова лесной отрезок, за которым мост через широкую коричневую речку Поля. Дальше тянется открытое пространство. Вдали показалась Денисиха – конец асфальта. Хорошая дорожка, нам почти не встречалось машин.

Перед деревней снова остановка – поджидаем Саню. Коля говорит, что больше не может ждать, и поедет вперед, иначе ему сегодня до Кубинки не добраться. Попрощавшись, уезжает. А мы ждем еще минут десять. Потом еще столько же сидим, давая отдышаться Сане, после чего едем вслед за Колей.

Проезжаем через Динисиху. В конце деревни – поворот влево на широкую грунтовку, ведущую через поле к лесу.

Прямо в лес уходит раздолбанная лесовозная колея, а основная дорога сворачивает правее. Оттуда одна за другой выезжают легковушки. Остановив одну из них, выясняем, что дорога ведет туда, куда надо – в Шатурторф. Приходится опять ждать Саню – он умудрился в деревне проехать прямо и возвращался…

Широкая подсыпанная грунтовка с глубокими канавами по сторонам выводит нас через заболоченный лес к какому-то дачному поселку. Проезжаем по краю и едем дальше. Местные подтверждают, что дорога действительно в Шатурторф. Замечательно!

Вокруг начались болота, озера и торфоразработки. Пейзажи замечательные, кто видел, тот знает. Описать это трудно.

Дорога становится еще лучше – появилось плитовое покрытие. Слева мелькает еще один поселок. Затем вправо, прямо в самое болото отходит свежеестроящаяся дорога, покрытая плитами. Мы проезжаем еще немного до Т-образного перекрестка. Сворачиваем вправо. Дорога прекрасная, плиты ровные. Мы едем по неширокой дамбе среди бескрайних болот и трясин. По сторонам – открытые водные пространства озер. Пейзажи очень красивые, к тому же их еще подсвечивает оранжевое закатное солнце, выглянувшее вдруг из-под облаков… Но фотографировать некогда.

Пересекли широченный канал, соединяющий озера с рекой Полей. Затем еще километр между унылыми торфяным полями. Затем дорога загнула влево. Плиты сменились пыльным гравием. По этой пылище мы прокатили еще километра три до окраины Шатурторфа. Там по асфальту доехали до железки. Впереди показалась станция.

Ребята ломанулись в магазин. Сани и Димы пока что не было. Мы с Леней решили ехать потихоньку к платформе. Как только подъехали, увидели приближающуюся электричку на Москву. А на другой стороне дороги от ларька с пивом подмышкой и чипсами в зубах заметили Колю. Быстро спросив местных, и выяснив, что следующая электричка только через час, решили, что дома ждут, и вскочили втроем в последнюю дверь электрички.

Она тащилась до Москвы со всеми остановками, в итоге домой я попал в районе одиннадцати, а Коля (который немного плутанул по дороге и приехал на станцию не намного раньше нас) все-таки не успел на последнюю электричку до Кубинки. Пришлось ему ловить тачку. Остальные доехали на следующей электричке.

В общем, классно покатались!

5) Выводы

В итоге мы проехали около 110 километров, из которых всего километров 40 составил асфальт. Остальное - грунтовые и лесные дороги.

Маршрут отличный. Если не залезать, как мы, в дебри в поисках деревни Пятница, можно все-таки успеть за один день проехать до Егорьевска. А финиш в Шатурторфе тоже оказался очень неплохим!

Лесные дороги между Новосельцево и Большим Гридино просто прекрасны. Исключение – короткий заваленный участок по Макарьевкому грейдеру, который, я думаю, все-таки рано или поздно прочистят охотники или лесники.

Асфальтовый участок до Егорьевска сильная группа может попытаться объехать по грунтовым дорогам через деревни Пешур, Зиреево и Жучаты с купаниями в больших прудах. Но это уже тема для следующего похода! ))

6) Приложения

Торф - уникальный дар природы.

Торф – органическая порода, образующаяся в результате биохимического процесса разложения (отмирания и неполного распада) болотных растений при повышенной влажности и недостатке кислорода. Биохимические процессы, приводящие к образованию торфа, происходят в основном в верхнем (преимущественно до 0.5 м), так называемом торфогенном слое.

Торф является сырьем для получения многих ценных продуктов: топлива, теплоизоляционных плит, подстилочных материалов для животных, различных удобрений и грунтов, торфяных горшочков и брикетов для выращивания рассады овощных культур, цветов и пр. Торф ряда месторождений обладает целебными свойствами и используется в медицине.

Торф содержит:

* Растительные волокна, улучшающие водно-воздушное состояние почвы;
* Гуминовые кислоты, активирующие рост растений;
* Микроэлементы - азот, калий, фосфор, кальций, железо, магний.

Внесение торфа - оптимальный способ улучшения характеристик почвы: пористости, плотности, воздухоемкости, влагоемкости, микробиологического и питательного состояний грунта. Торф оздоравливает почву, снижает содержание нитратов в выращиваемой продукции в 1.5-2 раза, предотвращает накоплению в растениях тяжелых металлов и других вредных веществ, ослабляет воздействие попадающих в почву ядохимикатов. Перегной образующийся в почве при длительном внесении торфа, препятствует вымыванию легкорастворимых удобрений.

По условиям образования торф делится на верховой, переходной и низинный. Верховой торф, состоящий из остатков сфагновых мхов, пушицы, багульников, характеризуется низкой зольностью, высокой теплотворной способностью, высокой влагоемкостью (от 600 до 1200%), повышенной кислотностью, низкой степенью разложения. Сочетание высокой влагоемкости и воздухоемкости постоянно поддерживает оптимальное соотношение воды и воздуха в почве.

Низинные и переходные торфа, состоящие из перепревших остатков древесной и травянистой растительности, более плодородны, чем верховые. Низинные и переходные торфа характеризуются: высокой зольностью, малой теплотворной способностью, средне и слабокислой реакцией среды, высоким содержанием питательных веществ, богатством микроэлементов. Низинные и переходные торфа с реакцией среды близкой к нейтральной, и степенью разложения более 40% можно использовать для удобрения бедных почв или в качестве плодородного грунта. Низинные и переходные торфа используются при коренном улучшении малоплодородных почв для того, чтобы придать связность бедным перегноем песчаным почвам или разрыхлить плотные глинистые почвы.

Шатурторф

Идея строительства торфяных разработок в Шатуре и на их базе электростанции принадлежат В. И. Ленину. В первый торфяной сезон 1919 года на Шатурском торфопредприятии было добыто 24 тыс. тонн кускового торфа.

ОАО Шатурторф (изначально с1932 по1974 года Шатурский госторфотрест, с 1974 по 5 апреля 1995 года Шатурское производственное объединение по добыче торфа Шатурторф, с 5 апреля 1995 года по 22 августа 1995 года Государственное унитарное предприятие Шатурторф, с 22 августа 1995 года Открытое акционерное общество Шатурторф) было организовано 28 февраля 1932 года. В его состав вошли торфопредприятия Шатурское, Петровско-Кобелёвское, Бакшеевское, Вождь пролетариата и Шатура-транспорт с объёмом добычи торфа 1540 тыс. тонн. На первом этапе своей деятельности ОАО Шатурторф было призвано обеспечивать торфяным топливом Шатурскую ГРЭС-5 им. В. И. Ульянова-Ленина - первенца плана ГОЭЛРО, а также ряд других промышленных предприятий Московской области .

Исключительную роль шатурский торф сыграл в годы Великой Отечественной войны. В грозные дни, когда враг рвался к столице и она была отрезана от основных топливно-энергетических районов. Москву и Московскую область электроэнергией бесперебойно снабжала Шатурская ГРЭС №5, работавшая на торфе с самого начала своего существования. За самоотверженный труд в период войны коллективам предприятий Шатурского госторфотреста неоднократно присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, а в 1946 году это знамя было вручено на постоянное хранение передовому Петровскому торфопредприятию.

В ОАО Шатурторф большое внимание уделялось строительству новых и реконструкции действующих торфопредприятий. В 1935 году было построено торфопредприятие Туголесский Бор, в военные годы введены в эксплуатацию торфопредприятия Осаново-Дубовое и Пустошинское, а в послевоенные годы — Рязановское и Радовицкий Мох . В семидесятые годы проведены работы по реконструкции ряда торфопредприятий, в результате чего его мощность возросла до 5 млн. тонн против 2 млн. тонн в 1940 году.

Для обеспечения населения и различных организаций коммунально-бытовым топливом в 60-х годах на предприятиях ОАО Шатурторф были построены и пущены в эксплуатацию три торфобрикетных завода общей мощностью 120 млн. тонн брикетов в год.

В настоящее время в ОАО Шатурторф сохранилось 6 филиалов:

* Петровское торфопредприятие основанное в 1927 году ,
* Бакшеевское торфопредприятие основанное в 1928 году,
* Торфопредприятие Радовицкий Мох основанное в 1947 году,
* Рязановское торфотранспортное предприятие основанное в 1947 году,
* Мещерское торфопредприятие основанное в 1949 году,
* Торфопредприятие Каданок одно из старейших предприятий Российской Федерации основанное в 1885 году и вошло в состав ОАО Шатурторф в 1947 году

Шатурско-Ореховская сеть узкоколейных железных дорог (УЖД)

Очень советую почитать про узкоколейки Шатурского торфопредприятия: sbchf.narod.ru