Отчет о велоброске Талдом-Александров (1 октября 2006)

Автор: Зайцев Андрей, 12.10.2006 04:00
Просмотров: 5911

Предлагаю почитать отчет о мега-покатушке по четырем областям, лесам, горам и болотам. Бросок с элементами бродинга, черноземинга, дертинга и ночным скоростным этапом.
Большой привет вихрь-команде, вечный позор тряпкам!

Фотоальбом - тут

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Автором идеи похода стал Леня Исаков. Неделей раньше он запланировал практически такую же нитку, но, опоздав на раннюю электричку, планы эти не осуществил. А я, увидев, что погода еще вполне позволяет прокатиться опять, не стал упускать такой прекрасной возможности!

Нитка маршрута протянулась от Талдома на восток, через окрестности Кубринска, а затем на юг, в Александров. Основной целью было посещение за один день сразу четырех областей, бросок по грунтовым дорогам мимо озера Батьковского в Кубринск, а также пешая разведка интересного местечка вблизи деревни Ям на речке Кубрь.

Километров получалось неслабо, также планировалось несколько грунтовых участков с сомнительными перспективами. Главные опасения внушал кусок километров в 10 по дорожке через болота от Шепелево до Кубринска. Но на всякий случай существовал запасной вариант объезда этого участка по асфальту через поселок Лось.

В общем, запланирован был очень спортивный маршрут, о чем и было сразу честно заявлено. И вот как все это получилось.

2) Заявленная нитка маршрута.

Талдом - Григорово - Нушполы - Самотовино - Окоемово - Закубежье - Бол. Семеновское - Мокряги - Гора-Пневиц - Шепелево - Кубринск - Вишняково - Ям - Пустынь - пешеходная радиалка к каменным россыпям у реки Кубрь - Красное Пламя - Лукьянцево - Александров.

3) Пройденная нитка маршрута.

Талдом – Григорово – Нушполы – Самотовино – Окоемово – Лихачево – Закубежье – Остров – Бол. Семеновское – Мокряги – Бол. Михайловское – Конякино – Гора-Пневиц – Снятинка – Шепелево – Кубринские торфоразработки – р. Парша – Яншино – Агафонка – Вишняково – Ям – Пустынь – мост через р. Кубрь (рад.) – Обашево – Красное Пламя – Лисавы – Николаевка – Лукьянцево – Александров.

4) Описание похода.

На экстремально ранней электричке в 7 утра выезжаем из Москвы в Талдом. Никто, на удивление, не опоздал, и пользоваться запасным вариантом со следующей через 20 минут электричкой не пришлось. Всего собралось семеро отважных бойцов.

Вылезаем в Талдоме. Чувствуется дыхание Севера – прохладно, пасмурно. Мы в своих шортиках смотримся шокирующее. Рома заливает холодную кока-колу в кэмэлбэк, и мы двигаем в путь.

От привокзальной площади выезжаем на трассу, ведущую в Дмитров. По ней пилим километра три, пока не проезжаем знак границы населенного пункта Талдом. Сразу за знаком широкий и новый асфальт резко обрывается, уступая место довольно раздолбанному шоссе. До поворота на Григорово – еще метров пятьсот. Проезжаем насквозь эту деревню, за ней незаметно проскакиваем мимо Серебрянниково и едем дальше на юго-восток по покрытой плитами дороге. Вскоре эта роскошь заканчивается – дальше идет всего лишь улучшенная грунтовка. Она входит в лес. Катиться – одно удовольствие!

Через пару километров дорога выходит на большую поляну. На старых картах тут обозначена деревня Солонишники, но сейчас не видно даже признаков жилья. Подсыпанная щебеночкой дорога сворачивает зачем-то вправо. Но нам надо ехать прямо. Через заболоченное поле ведет раздолбанная колея. Скользим по глине, но упрямо продвигаемся вперед. Вот опять въезжаем в лес. Тут дорога не такая раздолбанная, видно, что по ней ездят очень редко, лишь заметен недавний след УАЗика.

По сторонам то хороший лес, то подболоченные участки, часто видны широкие дренажные канавы. Но дорога высоко подсыпана и по краям глубокие кюветы, так что практически везде можно ехать. Преодолев 5-километровый участок по лесу, выезжаем на поле к руинам коровника. По плитовой дороге выскакиваем на асфальт в деревне Нушполы.

На автобусной остановке останавливаемся передохнуть и выковырять из звездочек намотавшуюся траву. Женя кормит булкой пару собак-попрошаек. Вокруг ни души.

По асфальту стартуем дальше на восток. Денис задает хороший спортивный темп, мы устраиваемся следом и держимся, не отстаем. Проскакиваем по мосту через речку Дубна. Вокруг – широкие поля – заболоченная пойма реки. Затем дорога ныряет в лес. Идет по высокой насыпи, по сторонам – болота. Асфальт отличный, держим под дридцатник в час.

На въезде в Самотовино начинает накрапывать дождик. Не сильный, просто летит водяная пыль, но на скорости это не слишком приятно… Останавливаемся передохнуть под крышей автомобильных весов. Пока жуем орешки, морось немного стихает. Едем дальше, держимся плотно, темп по прежнему высокий. У меня запотели очки, и обочины по сторонам кажутся просто зелеными пятнами…

Проскочив насквозь перелесок, сворачиваем с асфальта налево, в сторону Окоемово. Дорога, обозначенная в атласе как асфальт, на деле оказывается дорогой с улучшенным покрытием, то есть широкой грунтовкой, посыпанной мелким щебнем. Но несмотря на это, мы все равно держим скорость и едем на перегонки со стаей воробьев, готовящихся к перелету в теплые страны.

Немного не доехав до Окоемово, сворачиваем вправо, опять четко на восток. Тут уже дорога отличная – новый классный и абсолютно пустой асфальт. Летим по нему, легко держим тридцатку в час. Группу тащит Дэн, вот ведь здоровый спортсмен! В Лихачево останавливаемся, чтобы немного поориентироваться. Решаем дружно, что нафиг нам так гнать? И едем дальше уже более степенно. Но потом опять потихоньку ускоряемся…

Асфальт приводит к перекрестку и сворачивает направо, в деревню Закубежье. Зато налево гордо указывает дорожный указатель с надписью Талдом. Но дорога там снова не асфальт, как в карте, а все та же укатанная щебенка. Проезжаем по ней полтора километра, шустро накручивая под горочку километров под 28 в час. Вокруг раскинулось широкое поле с плавными изгибами холмов. Впереди слева от дороги перелесочек. Решаем в этом красивом месте перекусить. Времени уже почти 12 часов.

Потрепавшись немного и слопав бутерброды, едем дальше. Через километр достигаем моста через Дубну. Второй раз пересекаем эту великую русскую речку. В третий раз мы этого делать уже не будем, так как просто-напросто … объедем ее исток!

После моста, проехав заболоченный перелесок, выскочили на большое унылое поле. Снова заморосил дождь, пришлось остановиться, чтобы спрятать фотик в рюкзак. Потом еле догнал группу. В деревне Остров начался долгожданный асфальт. Опять ускоряемся и быстро проскакиваем Большое Семеновское с красивой церковью. Через полтора километра упираемся в поперечное шоссе. Пересекаем его и едем дальше прямо по выложенной плитами грунтовке. Плиты вскоре заканчиваются, грунтовка выводит на поле к местечку Мокряги. Местный сообщает, что дальше дороги нет. Не ври, дядя, прорвемся авось!

Деревни не существует, слева от дороги – остатки маленького пруда и пара домиков какого-то фермерского хозяйства. Большая территория огорожена, много техники, но все пребывает в какой-то разрухе. Проезжаем мимо всего этого хозяйства по проселку, который ведет в дальний северный угол поля. Пока я доставал нужный листок карты, ребята умотали вперед. Кинулся их догонять, так как сообразил, что они въехали в лес не по той дороге. Основная колея привела к левому углу поля, а нужная нам дорога на Большое Михайловское была нарисована от правого угла.

Торная, но, к сожалению, неверная дорога повела куда-то на чистый север, и вскоре вышла на вырубки. Там-то я и догнал горячих парней. Развернулись и выкатились обратно на поле. В дальнем восточном углу, как и нарисовано в карте, нашлась дорожка. Неплохая, ехать можно. Местами. Кое-где сыро, кое-где глубокие колеи, но в основном мы все-таки больше едем, чем идем. Лес по сторонам очень красивый.

Километра 3 упражняемся в мастерстве пилотирования великов по скользкой лесной дорожке. Потом она выводит на опушку с красивым раскидистым дубом. Справа из леса подходит еще одна дорога, видимо, лесовозная. Вокруг лежат штабелями бревна.

Едем прямо, пересекаем широкую ЛЭП, потом еще километр по краю леса, и мы выскакиваем на отличный асфальт, ведущий в Михайловское. В деревне сворачиваем вправо на улицу (можно было срезать угол через поле по хорошей грунтовке). За деревней улица продолжается широченной грунтовой дорогой, идушей через лес. Дорога песчаная, с многочисленными глубокими ямами. Скачем по ним как на родео, скорости не сбавляем.

Через два километра въезжаем в Конякино. Опрятная небольшая деревушка. Срываем несколько яблок с придорожной яблони. Хозяин расспрашивает, куда и откуда едем, но мы его не очень посвящаем, чтобы не шокировать.

За Конякино – еще один лесной участок, и вот мы, наконец, выезжаем к деревне со странным названием Гора-Пневиц. Ну, почему Гора как раз понятно – изящная колокольня и домики расположены на высоком холме посреди поля. А вот что такое Пневиц – загадка… Фамилия какого-нибудь немца-помещика, вероятно.

Возле церкви устраиваем привал. Я поздравляю участников с тем, что мы оказались в Тверской области. Погода постепенно улучшается, в серых облаках появляются просветы. Это хорошо…

Посидев, едем дальше. Расслабляться нам некогда – впереди еще ждут основные изюминки похода…

Церковь сильно разрушена, но даже при этом смотрится очень изящно благодаря высокой стройной колокольне с длинным шпилем. И месторасположение очень выгодное.

С разу за памятником архитектуры сворачиваем вправо, выезжаем на поле и катим в его вытянутый дальний южный угол. Дорога – отчетливая нормальная грунтовка, только немного разбита трактором, который недавно тащил по ней бревна.

Справа от дороги – заболоченное маленькое озерцо, очень живописный вид. Потом дорога ныряет в лес. Ехать можно, но раздолбанные трактором колеи сильно затрудняют это занятие. Проезжаем несколько вырубок, потом становится мокрее, велик часто приходится тащить по обочине. В общем, дорожка не самая паркетная. Через 3 километра трофи заканчивается, мы вылазим из кустов на асфальтовое шоссе. Если идти в обратную сторону, то найти вход в лес будет не так-то просто…

По хорошему асфальту, разбрасывая комки грязи, мчимся в сторону Снятинки. Проезжаем километров 5, пересекаем по мосту небольшую речку. За мостом влево отходит дорожка, вымощенная плитами. По ней выезжаем к Снятинке. Дорога упирается в деревню, но нам туда не надо – мы сворачиваем вправо на грунтовку. Еще один перелесок, и перед нами поле, и деревня Шепелево посередине. Дорога подходит к левым крайним домам и огибает их. Еще одна грунтовка идет от деревни через поле на восток. Мы проезжаем прямо и устермляемся в дальний юго-восточный вытянутый угол поля.

На карте дорога обозначена немного неправильно. Вход в лес находится в самом дальнем углу (а не посередине, как нарисовано). Подъезжая ко входу в лес слышим выстрелы. Это охотнички разминаются, палят в воздух.

Узнав, куда мы собрались, они, мягко говоря, слегка офигели. Но сказали, что дорога есть, хоть вскоре и будет брод. Мы с гиканьем устремились в лес.

Хорошая колея привела нас к глубокой канаве, вдоль которой был насыпан высокий вал. Дорога пересекала канаву, и Рома, не пожелав слезать, очень неслабо долбанулся, не сумев перепрыгнуть. Но вроде бы ничего себе не сломал, велик на удивление пока тоже выдержал, едем дальше. Еще метров через 200 дорога вдруг вышла на берег широкой речки Ильменки и закончилась. Перед нами простиралась водная гладь метров в 150 шириной. На другом берегу виднелось продолжение старой дороги, которая шла в этом месте вброд.

О том, чтобы обойти или поискать переправу не было и речи – направо и налево тянулись болота. Видимо, уровень Ильменки поднялся из-за бобровых плотин. Мы стали чесать репу. Возвращаться и объезжать означало сделать здоровенный крюк, а главное – спасовать перед самым интересным участком маршрута. Брод же был глубиной как минимум по пояс…

Первым на разведку потопал Рома. Он даже не стал раздеваться, а прямо как был, смело пошлепал по воде. Вначале она была ему по колено, потом он погрузился по пояс. А в том месте, где была основная протока, глубина была примерно по грудь. Мы даже стали опасаться, как бы он не ушел с головой. Но Рома, порыскав немного вправо-влево, нащупал приемлемый брод и вскоре был уже на той стороне.

Нам ничего не оставалось, как последовать примеру. Сняв лишнюю одежду и подняв над головой, чтобы не намокли, велосипеды и рюкзаки, мы по очереди преодолели водную преграду. Смотрелось это просто потрясающе. Как раз, как по заказу, выглянуло солнце, и сделалось еще веселее.

На твердом берегу мы не спеша отжались, оделись и приготовились к дальнейшим приключениям. Дальше дорожка была слабой и вела через болота. Кое где приходилось переходить по щиколотку вброд ржавые канавы, раздвигать камыши и везде переть велик на себе. Постепенно стало немного посуше, а дорога – более проходимая, появились следы. На двух развилках, встретившихся нам на пути, мы выбирали правую дорогу. После первой на дороге появились следы УАЗика, а после второй мы стали обходить справа большое болото. Потом дорога резко завернула вправо и вывела на маленькую сухую лесную полянку. Такое впечатление, что здесь когда-то стояла избушка. С полянки одна дорожка уходила четко на восток, а главная накатанная дорога забирала куда-то к югу. Я съездил по ней на разведку и увидал, что через 100 метров дорога пересекала магистральную канаву и дальше тоже шла вдоль нее примерно на восток. Поэтому решил ехать по более накатанной – уж она-то точно выведет куда надо.

Дорога после моста через канаву отклонилась от нее правее. По бокам были глубокие канавы, под колесами – черная жирная земля. Метров через 300 мы вдруг выскочили из леса на открытое место. Дорога вывела нас на угол прямоугольной дренажной системы. Широченная, заросшая тростником просека шла прямо и налево. По ней тянулась впечатляющих размеров дренажная канава, больше похожая по масштабам на реку. Переходить такую вброд я бы не рискнул.

Дорога свернула влево и пошла вдоль границы леса, через 300 метров она дошла до другого угла канавы и свернула под прямым углом вправо. Насколько я понял позже, озеро Батьковское находилось теперь от нас по другую сторону самой первой канавы, к северу. Мы так его и не увидели. Скорее всего, к озеру ведет та самая слабая дорожка с лесной полянки.

А мы ехали по дамбе между двумя глубокими канавами. Под колесами был жирный чернозем. Местное болото не торфяное, а какой-то особенное, здесь добывают открытым способом чистый чернозем. Встретили пару охотников, забравшихся сюда на своей Ниве. Они как раз накрыли рядом с машиной полянку и уже разминались водочкой. Слегка им позавидовал. Погодка разгулялась, солнце светило из-под синих облаков, и ландшафты вокруг при таком освещении смотрелись просто потрясающе.

Вскоре на развилке свернули под прямым углом влево, так как дорога прямо вела практически на юг, а нам хотелось в Кубринск, в магазин. Стали пересекать торфоразработку (вернее, черноземоразработку.) Незаметно оказались при этом, между прочим, в Ярославской области. По пути встретили полотно неразобранной, но явно заброшенной узкоколейки. На рельсах справа стоял целый состав с локомотивом и вагонами. Но лазать по ним и изучать у нас уже не было времени. С разработок нас вывела широченная разбитая и покрытая слоем жидкой черной грязи дорога. Она вошла в дальний угол поля и через километр вывела на дорогу в Кубринск. Я-то думал, что это будет асфальтовое шоссе, а это оказалась все та же грейдерная грунтовка. Что-то совсем немного асфальтов сегодня получается…

В Кубринск, который теперь оказался слева от нас, мы уже не поехали, чтобы не делать крюк. Пересекли по переезду узкоколейку, ведущую с разработок в Кубринск. Видно, что колея действующая, еще что-то по ней изредка возят.

За переездом дорога пересекает по мосту магистральную дренажную канаву и входит в лес. Грязи стало поменьше, дорога более-менее сносная, поэтому снова развиваем неплохую скорость. Миновали мост через еще одну канаву. В нее впадает чистый ручей, который долго течет параллельно слева от дороги в кювете. Дно каменистое, и вода приятно журчит. Вид у ручья довольно таежный.

Километра через три после переезда на дороге вдруг появляется асфальт. Но мы не долго им наслаждались. Дорога сделала заметный поворот вправо и на этом месте налево в лес отошла хорошая грунтовка. Сворачиваем на нее. Вскоре по трубе пересекаем речку с не самым поэтическим названием Парша. При этом въезжаем в четвертую за этот день область – Владимирскую. Дальше на дороге несколько развилок, мы каждый раз выбираем правую дорогу.

Катимся по прекрасному сосновому и смешанному лесу. Вначале спускаемся в глубокий овраг, затем выкарабкиваемся снова наверх. Потом накатанная грузовиком колея резко вдруг сворачивает налево, но мы благоразумно проезжаем прямо и вскоре через цепочку красивейших лесных полянок попадаем прямиком к деревне Яншино.

В саму деревню не заезжаем, а огибаем ее слева по проселку и, проткнув еще один небольшой перелесок, выскакиваем на дорогу, ведущую в Вишняково. Дорога подсыпанная привычной щебенкой, вдоль нее тянется цепочка телеграфных столбов. Погода такая, что я просто не могу не фотографировать, хоть народ и улетает куда-то вперед, скрываясь за поворотом. Делаю самые удачные кадры за этот день. Описывать бесполезно, лучше взгляните.

Без приключений доезжаем до Вишняково. Проезжаем через деревню, справа подходит дорога на Михалево, по ней – основное движение. Спрашиваем у местных про магазин, но они говорят, что он будет впереди. Набрав приличный темп, летим по широкой пустой щебнистой дороге. Незаметно проскакиваем Ленинскую Слободу и Антонку, никакого магазина не замечаем. Слева открывается панорама долины реки Кубрь. Пейзажи потрясающие – совершенно не Подмосковные. Напоминают скорее невысокие Уральские горы!

Домчали до деревни Ям. Там у колодца притормаживаем, чтобы перекусить и немножко расслабится. Напряженная гонка сильно выматывает. У местных бабулек интересуемся про наличие моста через Кубрь. В наших планах еще остается разведка загадочной каменной россыпи на Ждан горе, которая находится на другом берегу и уже хорошо видна. Оказывается, что мост есть в Пустыни. Сразу за деревней сворачиваем влево на слабый проселок. Он пересекает поле и чуть правее водокачки входит в лес. Проезжаем под горку метров 200, пересекаем ручеек и попадаем в деревеньку Пустынь. Она нас радует тишиной, спокойствием и высокой концентрацией тракторов Казахстан.

По главной деревенской улице круто скатываемся мимо небольшого кладбища вниз к реке. Дорога налево приводит к капитальному мосту через Кубрь. Времени в запасе почти не остается, решаем, что разведку делать уже не будем – пора делать ноги на электричку. Хочется успеть на предпоследнюю, 9-часовую. У местного, кстати, выяснили, что дорога после моста ведет в деревню Романка.

Выбираемся обратно в Пустынь и напрямик по хорошей грунтовке возвращаемся на шоссе. Начинается скоростной бросок. Через пару километров прикатили в Обашево, где наконец-то посетили долгожданный магазин и закупились кефирами-шоколадками. Потом поспешили дальше. Дорога от Обашево до Лунево ремонтируется, по обочинам кучи песка, а по центру – укатанный крупный гравий. После Лунево начался такой желанный асфальт. Я пристроился за Ромой, и тот включил скорость под тридцатник. Начались сумерки. Потом вперед вырвался разгонять группу Самохин. Не заметили, как проскочили мост через р. Сабля, деревню Конищево и поворот на Красное пламя…

Вот и Ярославская трасса. На другой стороне, прямо на перекрестке – кабак. Заходим туда, чтобы немного прийти в себя, погреться и глотнуть чайку. Рома с Женей даже успевают слопать по соляночке.

Совсем темнеет. Нам остается проехать еще около 30 километров, а в запасе у нас менее полутора часов. Впритык…

Совсем стемнело. По трассе ехать стремно. Хорошо еще, что немного. Включаем маячки, цепляем фонарики и плотной группой, не торопясь, едем по обочине. Через пару километров, миновав Лисавы, после крутого спуска сворачиваем налево, на дорожку в Александров.

Блин, вот подстава! Вместо асфальта, которого я тут ожидал – все тот же щебнистый грейдер… Да, трудная ситуация. 25 километров по такой дороге за час проехать вряд ли получится – скорость у нас сейчас, по темноте да по колдобинам – от силы 18-20 километров в час…

Но ломиться по трассе в Сергиев Посад тоже не улыбается – туда добрых 40 километров получится, да по стремной узкой и загруженной дороге наперегонки с фурами. Поэтому решаем все-таки ехать в Александров.

Проезжаем под мостом строящейся новой Ярославки. Потом начался бесконечный ночной бросок. Гнали мы все-таки во всю силу, дорога не давала расслабится ни на секунду, а по сторонам черной стеной стоит лес. Километров через 7 добрались до Николаевки. Вроде бы все нормально, никто не отстает, хорошо идем.

Потом еще километров пять через поля и леса. Вышла луна, стало повеселее. После Лукьянцево вдруг внезапно начался асфальт. Хоть и говноасфальт - яма на яме, но как же мы ему обрадовались! Скорость существенно возросла.

Надежда, как известно, умирает последней. Ускорившись, я рванул вперед, надеясь, а вдруг успею. Последняя электричка приходила в Москву около полуночи, очень хотелось успеть на предпоследнюю. Но до нее оставалось всего минут 10, а впереди еще было километров 8. Я вдруг понял, что для того, чтобы успеть, я должен ехать в два раза быстрее, то есть 60 км/ч. После этого расслабился и поехал поспокойнее.

Вскоре впереди внизу показались огни Александрова. Я увидал вдалеке медленно вползающую в него электричку. Возможно, это была та самая…

Покатил дальше, ускоряясь под горку. Потом по освещенному шоссе, потом налево под ж/д мост, потом направо к вокзалу. Магазин, заслуженное пивко, чипсы…

Один за другим подкатили остальные. До последней электрички оставалось минут 20, в принципе успели на нее впритык.

Вот такая вот вышла покатушка. На счетчике – 156 километров!

 

5) Выводы

Ну что сказать? Ударно завершили сезон. Маршрут пройден в полном объеме и четко так, как было запланировано только благодаря сильному составу группы. Весь день мы старались держать высокую скорость, силы у всех были примерно равны, никого не приходилось ждать и отстреливать. Так что команде выражаю свою благодарность за выносливость и терпение!

Маршрут очень интересный и насыщенный. Изюминками безусловно являются грунтовые участки (а в особенности – брод через Ильменку), также очень живописна долина реки Кубрь – рельеф там просто потрясающий.

Интересно взглянуть на такие объекты, как церковь в деревне Гора-Пневиц и узкоколейку под Кубринском. Жаль, что не успели мы посетить Ждан-гору. Но, видимо, пройти такой маршрут за один день невозможно, либо очень трудно (мы почти не ошибались при ориентировании, двигались в высоком темпе и все равно едва уложились между первой и последней электричками). Так что для разведки этого места надо планировать иные маршруты (например, из Александрова или Сергиева Посада), либо проходить маршрут не спеша и с ночевкой, либо его упрощать, заменяя грунтовые участки асфальтом (практически везде такая возможность есть).

Ярославская и Владимирская области оставили неизгладимое впечатление, и мы сюда еще не раз вернемся. Жалко, далековато…

 

6) Приложения

 

Ждан-гора

Население богатого края – Переславщины – росло. Участились набеги завистливых соседей, жаждавших прирастить свои владения за счет Северо-Восточной Руси. То там, то здесь вспыхивали междоусобные войны. Одно из таких сражений навязали местным жителям новгородцы в январе 1135 года. Им хотелось захватить эти места, изобиловавшие лесами, в которых можно было найти предметы торговли с Западом: пушнину, мед, воск, дубильные и красящие вещества. Водные пути обеспечивали торговлю и обмен.

Как свидетельствует летопись, битва суздальцев с новгородцами произошла на Ждань-горе, километрах в сорока к юго-западу от Клещина. Почему именно здесь? Что побудило новгородцев забираться в эту лесную глушь, вместо того, чтобы идти походом на Клещин, захватить этот город, у которого сходились водные торговые пути с Востока и с Запада?

Это долго было загадкой. И лишь после экспедиций Переславского музея в эти места тайна стала раскрываться. В середине 1960 года музею сообщили, что в лесу между деревнями Бугримово, Романка и Головнино лесорубы и шоферы, вывозящие лес, обнаружили группу курганов, часть их раскрыли и нашли черепа, кости, металлический топорик и бронзовый браслет. Посланный по этому сигналу научный сотрудник музея подтвердил наличие большой группы курганов разных размеров.

Возникло предположение: не могилы ли это воинов, павших в битве 26 января 1135 года? Правда, курганы были удалены от Ждань-горы, близ которой произошло сражение, километров на семь, но ведь летописец мог упомянуть Ждань-гору (в других текстах Жданая гора) как ориентир за неимением другого, более близкого к месту сражения и достаточно известного.

В августе 1960 года экспедиция Переславского музея обследовала в этих местах две группы курганов и в первой из них, насчитывающей 37 захоронений, раскрыла четыре. Стало совершенно ясно, что эта группа – обычное деревенское кладбище, а не воинские курганы. Здесь оказались мужские, женские и детские захоронения. Факт погребения на горизонте с последующей насыпкой могильного холма, в не в грунтовых ямах, как того требовала христианская религия, позволил предположить, что курганы относятся к XI веку, когда население еще не полностью освоило христианские обряды. Это подтвердили и находки: витой проволочный перстень с несомкнутыми концами, браслеты, височные кольца и другие предметы. Они же удостоверили, что жили здесь славянекривичи, то же племя, что и в Клещине. Немногочисленность вещей в курганах свидетельствовала о том, что население этой местности не было богатым. Словом, курганы были бы типичными для своего времени, если бы.

Вот это если бы привело к раздумьям и предположениям. Дело в том, что в одном из курганов были найдены стеклянные бусы с золотой и серебряной прокладками.

Известно, что в большинстве своем бусы с металлической прокладкой, бытовавшие в древней Руси, особенно в XI веке, ввозились из стран Ближнего Востока. Значительное количество таких бус найдено в курганах Владимирской м Ивановской областей (2724 с золотой и 1413 с серебряной прокладками), в тех местах, где проходили древние торговые пути. В Ярославской же области до недавнего времени первых было найдено 346, а вторых 120. Находки бус в курганах неподалеку от Жданой горы увеличили это количество.

Откуда же славяне-кривичи, жившие в довольно глухих, по нашим понятиям, местах тогдашней Переславщины, могли получить подобные бусы? Ведь в XI веке нам известен только один административный и торговый центр края - город Клещин. Но он сравнительно далеко отсюда, примерно в 40 километрах, и вряд ли туда ездили на рынок жители с берегов реки Кубрь. Отсюда еще один вопрос: а не было ли в Х-XII веках торговых дорог около славянских поселений близ Жданой горы?

На это ответила карта водных путей Северо-Восточной Руси. Оказывается, был такой путь из Суздальской земли в Новгородскую. Он шел по Клязьменской Нерли, ответвлялся ее притоками к югу, волоками соединялся с рекой Кубрь и далее - Волжской Нерлью на Волгу. Мало того, этот путь оказался несколько короче пути через Клещин, хотя и труднее из-за большей длины всходов - подъемов к верховьям. Но им пользовались. Именно по нему иде Всеволод Мсьтиславичь на Суздаль и на Ростов с Новогородцы, и Пьсковичи, и Ладожаны, и всею областию Новогородцкую и сретоша их Суждальцы и Ростовци а Ждане горе.

Есть основания утверждать, что в районе Жданой горы тоже был укрепленный пункт, возможно, не меньший, чем Клещин, почему новгородцы и пытались захватить его, чтобы контролировать эту торговую дорогу и не зависеть от Ростово-Суздальского киязя, в руках которого был путь через Клещин. На самой Жданой горе, как показало обследование ее экспедицией Переславского музея в 1957 году, имеются все признаки того, что она была искусственно обработана в оборонных целях. Приведем краткую выдержку из дневника экспедиции:

Жданая гора не является обособленной, а представляет собой господствующую высоту в цепи возвышенностей, идущих с юга на север и северо-восток. Жданая гора находится на северной оконечности этой цепи, переходя узкими отрогами в более низкие холмы, вклинивающиеся на северо-восток в торфяные болота, находящиеся в пойме реки Дубец при впадении ее в Кубрь... Экспедиция обследовала Жданую гору, поднявшись по ее северо-восточным склонам до вершины... Подъем идет сначала в 15-20° и доходит к вершине до 45°. В двух местах вокруг горы проходят два террасообразных кольца.

Мало вероятно, чтобы природа сама создала эти террасы, расположенные друг от друга строго на расстоянии 15 метров, да еще обложила их камнями валунного происхождения.

О том, что где-то здесь, возможно, на самой горе, был городок, косвенно говорят и письменные источники XVII века, упоминающие целый административный район - Жданогорский стан.

Центром стана, понятно, мог быть только населенный пункт. И коль летописцы, повествуя о битве 1135 года,-точно отнесли ее к пункту Ждань-гора, значит это место было широко известно не только на северо-востоке, но и в Новгородском крае. А если это так, то, следовательно, было где местным жителям покупать или обменивать привозные вещи, в частности, приобретать бусы. Кстати, отметим, что в 1961 году бусы, подобные жданогорским, нашел переспавский неолитический отряд Института археологии Академии наук СССР в поселке Купанском. Стало быть, находка бус далеко к югу от Клещина - не случайна.

кроме Ждан-городка, который был главным, в его окрестностях находилось несколько меньших городков. Заброшенную лесную дорогу за южными скатами Жданой горы народ до сих пор зовет губерняя дорога. Наличие значительной сухопутной дороги в прошлом подтверждает название деревни Ям Александровского района Владимирской области, на левом берегу реки Кубрь.

Зная все это, мы теперь уже не удивляемся, что новгородцы ринулись сюда, к Жданой горе и Ждан-городку, находившемуся на ней или около нее. Они, видимо, стремились захватом одного из водных путей вклиниться в Залесье и Ополье укрепиться здесь, чтобы лотом из района Ждан-городка двинуться дальше, отрезав южную часть Северо-Восточной Руси с москворецким бассейном от митрополии - Ростова и Суздаля.

 

Как известно, битва у Жданой горы была проиграна новгородцами: и одолеша Ростовци и избиша множество много Ноугородець, и убиша же ту посадника Иванка мужа храбра зело, и Петра Микулича, и иных мужей добрых много погибе, а Суждальци и Ростовци воэаратишася с победою великою, - отметила Воскресенская летопись.

Можно думать, что это сражение толкнуло Юрия Долгорукого на укрепление западных и юго-западных рубежей своего удела. Примерно в одно время, в середине XII века, он укрепляет старый торгово-ремесленный поселок на реке Москве - возводит первый московский деревянный кремль, строит крепость Дмитров для контроля над реками Дубной и Яхромой, запирает устье Волжской Нерли городом Константином (потом Кснятин, теперь село Скнятино Калязинского района Калининской области). На узле водных дорог - озере Клещине - воздвигает новый город Переяславль, куда из города Клещина было перенесено административное управление краем и переведен гарнизон, возросший а соответствии с новыми задачами.

Ждан-городок, находившийся на параллельной торговой дороге, зачах и после польской интервенции начала XVII века превратился в пустошь.

Источник: http://info.pereslavl.ru/old/turism/012.shtml

 

 

 

Добавлен: 12 окт 2006 19:07 Автор: Isakov #39164
Isakov аватар
Попытаюсь прехать этот маршрут летом (когда темнеть будет попозднее), за день с посещением ждановой горы. Вообще вам не хватило на это полутора - двух часов, их вполне можно выкроить. Достойная спортивная цель.
Добавлен: 12 окт 2006 22:11 Автор: galinsh #39165
galinsh аватар
Андрюха! еще раз спасибо за классную покатушку!