Отчёт о вело-ПВД "Клязьма+" (10 августа 2014)

Автор: Зайцев Андрей, 14.08.2014 12:08
Просмотров: 2810

 

В воскресенье удалось отлично прокатиться на великах через Павловский Посад, Ногинск и Черноголовку. Много крутили, много купались, ели малину и яблоки, посмотрели на полигоны и аэродромы, еле успели на последнюю электричку. В общем, впечатлений куча!

Читайте отчёт и завидуйте! ;)

Нитка маршрута

Пл.Назарьево - р.Клазьма - Саурово - Ковригино - П.Посад - старый Павлово-посадский Тракт - Ногинск - Починки - Соколово - Полигон - Черноголовка - аэродром - Ивановское - музей - Душоново - Фряновское шоссе - Костыши - Степаньково - ур.Ряплово - Петровское - Голубое озеро - Воря-Богородское - Орлово - Костюнино - Сабурово - пл.Фрязино-товарная.

Пройденный трек (122 км).

Фотки Виталика Елисеева вКонтактике.

Описание маршрута

Стартовали от платформы Назарьево. Вначале сделали странный "круг почёта" вокруг поля. Нужно было от первого вагона искать тропинку в дачи, а мы почему-то пошли от последнего - в противоположную сторону. Но быстро выскочили на дорогу, ведущую к нужным нам дачам и, доехав до входа в СНТ, свернули вправо на грунтовку в обход дач. Через поле подъехали к опушке леса. Я планировал пересечь его насквозь, в надежде, что найдётся подходящая дорожка, но оказалось, что сквозного пути к реке нет. Видимо, мешает находящееся в лесу болото.

Доехав до угла следующего дачного посёлка, нашли входящую на СЗ в сосновый лес отличную дорожку. По ней быстро выехали к берегу Клязьмы. Берег тут высокий, с песчаными дюнами поросшими соснами. Место красивое, только вот очень уж загаженное быдло-пляжниками. Кругом горы мусора.

Искупались в реке, воспользовавшись хорошим заходом. Водичка прохладная, не такая уж и грязная, течение быстое.

Дальше едем через лес по песчаным грунтовкам параллельно реке, мимо бывшего пионерлагеря. За забором беснуются собаки на привязи. Быстро выезжаем в поля, крутим на север по раздолбаным бетонкам и грунтовкам, проезжаем мимо озера в Сауровском песчаном карьере. Водичка так и манит в неё залезть, но решаем ехать дальше. На берегах в лесу сплошные шашлыки и страшная помойка...

Из леса выезжаем в широкую пойму Клязьмы с приятными песчаными грунтовками. Напротив церкви в селе Саурово переходим реку по капитальному подвесному мосту.

Дальше крутим левым берегом через деревню Ковригино, потом находится сквозная дорожка дальше вдоль реки, которая выводит к ж/д мосту через Клязьму электрогорской ветки. И дальше так же вдоль реки по грунтовке приезжаем к окраине Павловского Посада.

По бетонному пешеходному мосту опять переезжаем Клязьму, попав в основную часть города. Посад впечатлил обилием очень красивых старых домов и добротных изб. Попадаются прямо-таки уникальные экземпляры купеческой архитектуры - двухэтажные дома с каменным первым и деревянным вторым этажами. Появилось желание как-нибудь неспеша погулять тут пешком. Запросто можно "Бегущий Город" тут проводить - очень много разных интересностей!

Купив плюшек в магазине, переехали по пешеходному мосту приток Клязьмы - речку Вохонка. Тихими улочками вдоль неё выкатили на улицу 1 мая и, проехав около километра, свернули направо в переулок, который сразу же превратился в полевую грунтовку. Миновали небольшой карьер Филимоновский. Место вполне пригодно для купания, но в этот момент небо закрыли тучи, и мы проехали мимо, так как торопились дальше в Ногинск.

Грунтовка вела широкой речной поймой среди каких-то сельхоз полей. В итоге она привела к лесу. На входе с левой стороны был заметен изрытый квадроциклами песчаный полигон с крутыми буграми, справа - заболоченная старица.

Дорожка пошла через лес и вывела на крутой берег реки. Отличное место для стоянки, можно с высокого косогора полюбоваться на Клязьму. Дорога, не отдаляясь сильно от реки, ведёт дальше. Местами раздолбана квадриками, местами сухая и скоростная. Катание техничное. Мне этот участок очень понравился!

Выехали на широкую поперечную ЛЭП. Дорога пошла дальше вдоль реки, но мы свернули по ЛЭП налево. Дорога тут так себе, но участок недлинный. Выскочили на "Старый Павлово-Посадский тракт". По нему помчались в сторону Ногинска. Дорога широкая, подсыпанная, но на ней много луж. Несколько километров идёт по тенистому лесу. В общем, мне этот путь тоже очень понравился, классная дорожка!

Пересекли пару больших ЛЭП, затем выехали к трассе М7, проходящей по окраине Ногинска. По второстепенным улочкам выехали на улицу Пугачёва и по ней доехали до ж/д платформы Захарово. Здесь к нам присоединились Наталья и Ринат, которые проспали нужную электричку, но решили всё-таки поймать нас по пути.

В Ногинске искупались в городском пруду. Водичка довольно чистая, заход хороший, плавают маленькие парусные яхты. Дальше поехали вдоль пруда на север. Объехали старый стадион, но не смогли вырваться через забор с територии, пришлось возвращаться к главному входу. Потом покатили лесными тропинками вдоль восточного берега пруда. Здесь было много крапивы, местами грязновато. В попытке найти тропинку получше, отъехали от берега по перпендикулярной дорожке, которой пользуются рыбаки. Встали на нужную тропу в направлении на СЗ, но она оказалась сильно завалена буреломом, так как вела через ельник, сожранный короедом. Зато здесь обнаружились богатые плантации шикарной малины - спелой и крупной! Немного попаслись, потом стали прорываться дальше.

Метров через 500 лазанья через завалы подсекли тропу на север.По ней уже можно было ехать, и вскоре мы попали на полотно ж/д ветки Ногинск-Черноголовка. Вдоль путей шла неплохая тропинка, можно было катить с ветерком. Пересекли по мосту речку Черноголовка, вскоре слева пошла прекрасная асфальтированная дорожка, по которой выехали на шоссе в Починки. Проехав деревню и ещё раз переехав речку Черноголовка, свернули вправо через поле на подсыпанную битым кирпичём дорожку, которая привела к лесу, вдоль опушки там проходила прямая как стрела полигонная асфальтированная дорога.

Помчались по ней, проехали мимо деревни Соколово. Купаться в озере справа от дороги не стали, хотя уже и очень хотелось. Ровный и прямой асфальт через сосновый лес. Потом справа начался открытый полигон. Дорога, сворачивающая туда с шоссе, перегорожена шлагбаумом, но в обход натоптана тропинка. Забрались по лестнице на обзорный наблюдательный пункт, расположенный на вершине высокого искусственного холма. Наверху бетонная "беседка", с неё открывается отличный вид на полигон со всякими окопами, танковыми мишенями и прочей фортификацией. На вид всё старое и полузаброшенное.

Слезли, поехали дальше по дороге, идущей краем полигона параллельно шоссе. Вдалеке заметны стали какие-то солдатики. Подъехав поближе, увидели, что тут, похоже, проходят какие-то сборы-учения: солдаты маршировали и пели на ходу "Три танкиста", рядом был полевой лагерь с палатками и полевой кухней. Я изначально собирался ещё немного проехать краем полигона, но от греха подальше пришлось свернуть в кусты и выйти обратно на шоссе, по которому проехали мимо въезда в расположение лагеря. Рядом стояла куча гражданских машин, может, у вояк сегодня родительский день?

Шоссе вело через лес дальше, вскоре слева показались ворота тренировочной базы МЧС, скрытой за глухим забором. Когда забор закончился, дорога закончилась тоже, уперевшись в КПП какой-то воинской части. Прорваться здесь невозможно. Странно, что на OSM этот нюанс не нарисован... Но метров за 100 перед КПП направо с шоссе сворачивает дорога в мирный дачный посёлок. В самом начале этой дороги справа увидели небольшой карьерчик с озером. Устроили купание и перекус. Вода очень чистая, песочек прекрасный, мусора тоже почти нет - самое лучшее купание на  маршруте! Рядом жарили шашлыки родственники одного изсолдатиков из той самой в/ч. Точняк родительский день! =)

От озера не стали возвращаться на дачную дорогу, а по грунтовке снова выехали на полигон. Тут никого не было, и мы покатили по танковым дорогам строго на север. Слева за лесом показались крайние дачные домики, рядом был ещё один прудик, на вид довольно мелкий. Грунтовка с волнообразными ухабами во всю ширину дороги (как будто их специально сделали, чтобы танки прыгали веселее) вела дальше и вскоре снова вывела на главную осевую дорогу полигона, по которой я планировал проехать, если бы не КПП.

Слева - какие-то полигонные постройки: плац, укрепления, щиты с какими-то инструкциями. Выглядит этот угол не заброшенным, поэтому разглядывать и лазать не стали, едем скорее дальше, пока никто не прикопался (пока что ни души). Дальше дорога уже не стрёмная, просто отличная грунтовка, ведущая через лес. По сторонам временами виднеются старые заросшие воронки огромного диаметра, как от авиабомб. Раньше (лет 40 назад), видать, движуха тут была поактивнее..

Вскоре выезжаем на перекрёсток с поперечной лесной дорожкой. По ней налево в сторону Черноголовки. Дорожка-тропа просто прекрасна! Завалы пропилены, причём брёвна специально уложены поперек - на велике и лыжах проехать можно, а вот квадроциклу хода нет. Видимо, местные борются по мере сил с этой заразой, разбивающей дороги.

С песнями выкатываем к зоне отдыха возле озера Южное на окраине Черноголовки. Здесь пляж, городок атракционов для детей, народ гуляет и загорает. Всё чисто и культурно! Обогнув озеро вокруг, едем на юг по пешеходной дорожке к следующему длинному карьерному озеру-пруду. Оно уже не так благоустроено, как Южное, но и здесь искупаться можно при желании. По железному мостику переехали речку Черноголовка, чтобы взглянуть на гору Песчанка, насыпанную на берегу. Наверх даже бугель тянется. Штурмовать не стали - жарко.

Здесь нас покинул Виталик, которому надо было побыстрее попасть в Балашиху, а мы вернулись через мостик и поехали дальше.

Нужен был магазин, но оказавшись на окраине жилых кварталов города Черноголовка, сразу не заметили ничего подходящего. Пришлось сделать заезд в самый центр города, сходили в супермаркет "Дикси" рядом с автовокзалом. Потом вернулись, проехали перекрёсток с круговым движением и поехали на юг по Щёлковскому шоссе (оно как раз здесь начинается) Буквально через 200 метров возле дороги встретили магазин "Пятёрочка", эх, зря мы делали крюк в город. Зато полюбовались там на гордую надпись: "ЧЕРНОГОЛОВСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ - БОГАТСТВО НАШЕ! В РОССИИ НЕТ НАУКОГРАДА КРАШЕ!".

Сразу же за "Пятёрочкой" сворачиваем направо ,и снова начинаются грунты. Отличная грунтовочка по полю и вырубкам. За перелеском, где на дороге пришлось перелезть пару свежих завалов, выезжаем на следующее поле. Над нами на бреющем полёте пролетает небольшой одномоторный самолёт, кружит над лесом, почти кувыркается. Рядом маленький аэродром "Черноголовка" за узким перелеском. Есть деревянный указатель, съездили туда и обратно, полюбовались на взлёт самолётика - это народ за деньги тут катают. Прикольно, что аэродром заработал буквально только что - в этом году! Раньше тут был старый заброшенный полевой  аэродром, а теперь его восстановили и используют. Можно даже свой самолёт там построить и хранить!

Дальше полевая дорога провела мимо пейнтбольного Клуба, потом опушкой леса до восточного угла поля, а оттуда по ЛЭП через лес мы выехали на асфальт, ведущий в Ивановское. Там проехали по дорожке, ведущей в Музей Военной Техники. Музей оказался уже закрыт, надо будет как-нибудь там ещё разок проехать и посетить. Место интересное. Стоимость входа - 200 рублей, экскурсию можно заказать за 1 т.р. Выходные - понедельник, вторник и четверг.

Наш путь лежал дальше через лес. От ворот музея, прямо позади танка пошли по слабенькой тропинке вдоль забора, потом свернули за угол и вскоре выбрались на отличную лесную грунтовку местами подраздолбанную квадриками. По ней бодро проехали на следующее поле к деревне Душоново. Пересекли поле, но проехать к домам помешал перегородивший всё поле уродский забор. Объехали его слева по просёлку, пересекли маленький песчаный карьер рядом с мостом через Пруженку и выехали на асфальт.

По Фряновскому шоссе пропилили 6,5 км до поворота на Костыши. До деревни - асфальт, затем начинается грейдер со щебёнкой. По нему через лес выехали на поле к Степаньково. Через поле идёт высоковольтная ЛЭП. Замечаю под ней грунтовку, по которой можно было бы проехать. Но у меня был план попробовать прорваться по лесной грунтовке ближе к Красноармейскому полигону.

В Степаньково проезжаем по главной дороге до упора, сворачиваем по дачной улице на север вниз под горку к ручью. Но крайние дачи перегородили проезд, вдоль ручья в угол поля тут не попасть. Немного вернувшись, проехали по строящейся дачной улице через поле на запад и нашли просёлок, выводящий в СЗ угол поля. В нужную сторону идёт слабая грунтовка. Ехать трудно, но можно. Кому совсем трудно - идут пешком.

Дорога идёт под ЛЭП на бетонных столбиках. Много луж, глубокие колеи, этот путь под силу разве что УАЗику, но на велике практически везде можно ехать, если уметь. Кто не умеет, идёт пешком и сильно отстаёт.

Через 1,5 километра прорыв заканчивается, и мы попадаем на следующее поле, оставшееся от бывшей деревни Ряплово, выселенной при строительстве Красноармейского полигона. Сам полигон за лесом, дорог в ту сторону что-то не заметно.

По грунтовке сначала едем налево вдоль опушки леса, затем через поле мимо небольшого прудика (залезать не стали, хоть и очень хотелось купнуться) выкатили на грунтовку под той самой большой ЛЭП.

Дорога пересекла глубокий овраг. Справа выше по течению там должен быть довольно большой пруд, но ехать туда было лениво. Взобравшись на противоположный склон, встали на улучшенную дорогу, по которой быстро выкатили в Петровское. Искупались там, наконец, в небольшом но чистом прудике и покрутили скорее дальше.

В середине Петровского свернули с  асфальта вправо на плитовую бетонку, по ней проехали мимо какого-то полузаброшенного завода. Плиты сменились песком. Пересекли асфальтированную дорогу на Красноармейск и дальше поехали по отличным лесным просекам: квартал прямо, квартал направо. Выкатили на газопровод, по нему проехали ещё квартал налево и встали на дорогу, идущую по насыпи бывшей узкоколейки в сторону лесничества и Голубого озера. Дорога оказалась очень грязной - глубокие лужи, джипы и квадрики всё расплескали. Даже не верится, что в Москве засуха - тут как будто целую неделю лило...

Приехали на Голубое озеро, искупались. Народ уже порядком подзадолбался, а до финиша ещё километров 15. Едем дальше через село Воря-Богородское, по мосту "бетонки" переезжаем Ворю, а дальше по грунтовочкам через леса и вырубки попадаем в Орлово. Из пионерлагеря "Лесная Сказка" слышны громкие крики пионеров - дети за забором, несмотря на поздний час, вовсю веселятся, бегают и жгут костёр.

Начинает темнеть. Ещё один короткий грунтовый участок, который начинается от "Кинологического центра Таможни" - по полю, газопроводу и через лес - выезжаем на бетонку в Костюнино.

Тут окончательно темнеет, включаем фонари, у кого есть. Внезапно выясняется, что до последней электрички из Фрязино остаётся 30 минут и 7 километров. Пришлось отказаться от идеи прокатиться от Сабурово до платформы по знакомым грунтовым тропинкам вдоль речки Любосеевки. Вместо этого втопили напрямую по асфальту, благо, что дорогу Фрязино-Богослово недавно заново заасфальтировали, а путь преимущественно был под горку.

На платформу выскочили за 10 минут до электрички. На счётчике 125 километров, денёк получился насыщенный, клёво покатались!

Выводы и рекомендации

Крайне рекомендую маршрут к повторению! Мне очень понравилась первая его часть вдоль Клязьмы от Посада до Ногинска. Через полигон тоже путь оказался совершенно не стрёмный, и вобще, там есть где покататься - очень много разнообразных дорожек. Только от Москвы далеко. Но если стартовать в Ногинске, куда ходят электрички, то можно больше времени уделить изучению Ногинского полигона.

Не понравилась тропинка от Ногинского пруда вдоль речки до полотна железной дороги - много крапивы и завалов. Но можно объехать, или проехать по другому берегу пруда до мостика, а потом выходить на наш трек.

Крюк по Фряновскому шоссе в сторону Костышей носил чисто краеведческий характер, можно было проехать прямо через Огуднево в Петровское. Но дорожки в районе урочища Ряплово прикольные, хоть и не простые. Наш путь от Степаньково до Ряплово по дерьмовой грунтовке под ЛЭП - на любителя. Можно гораздо быстрее и легче проехать по дороге вдоль высоковольтки.

На маршруте очень много мест для купания в реках, прудах и озёрах. Грунты везде преимущественно песчаные, поэтому маршрут преодолим даже после дождей (грязи при этом, конечно, будет достаточно). Асфальта получилось совсем немного.

По пути куча достопримов: старинная архитектура и фабрики Павловского Посада, подвесные мосты, полигон, аэродром, музей...

В общем, классный маршрут! ;)

Участники

  • Зайцев Андрей
  • Илья Андреев
  • Андрей Медведев
  • Андрей Андреевич (мл.) Медведев,
  • Виталик Елисеев
  • Дима Бондарь
  • Наташка Анцупова
  • Ринат Мусин

Всем привет и спасибо за компанию!