Отчёт о вело-пупс походе по Южной Финляндии (сентябрь 2011)

Автор: Зайцев Андрей, 25.07.2012 02:59
Просмотров: 6564

Было две недели отпуска в сентябре. Куда бы поехать? Долго думали. Варианты были – на юг (Армения, например). Но уж больно дорого лететь… Тогда решил я в Карелии зависнуть. Поездом можно быстро и бюджетно заехать, а там уже гулять туда-сюда. Но совсем дико гулять не хотелось, а на какой-нибудь базе торчать тоже что-то не дёшево выходило...

И тут вдруг неожиданно всплыла мысль насчёт Финляндии. А что? Та же самая Карелия, только на порядок цивильнее, и можно на велосипедах смело передвигаться!

Решение было быстро принято, стали закупать билеты, делать визы, готовиться. Хотелось позвать с собой кого-нибудь за компанию, но что-то никто так и не подорвался вместе с нами, поэтому путешествие получилось чисто семейным. Но не очень-то матрасным. Впрочем, обо всём по порядку…

Сроки путешествия

c 6 по 15 сентября 2011 года (4-19 сентября от двери до двери).

Нитка маршрута (активная часть)

Лахти - кемпинг Mukkala - кемпинг Messila - Lahdenpohja - Viitaila - Lammi - нацпарк Evo - Kuohijoki - Padankoski - Kyynaro - Luopioinen - Pakkala - Kangasala (на автобусе в Тампере). Около 230 км.

Треки. Фотоальбом.

Ролик про поход

Участники

  • Андрей Зайцев (руководитель, штурман, грузовоз, папа)
  • Лена Зайцева (завхоз, грибник, ответственный за панику, мама)
  • Аня Зайцева - 2 года (пассажир велокресла)
  • Настя Зайцева - 5 лет (пилот велосипеда Trek Mystik 20'')

Выбор транспорта

Изучив интернеты, выяснили, что способов попасть из Москвы в Финляндию несколько. Во-первых, есть прямой поезд «Лев Толстой» Москва-Хельсинки. Казалось бы, сел и поехал! Но… Самый дешёвый билет 2-го класса в купе (плацкарта нет в принципе) стоит больше 100 евро. И это на человека в один конец! Сопоставимо со стоимостью билета на самолёт (порядка 5-6 тыс рублей в один конец).

Просадить сразу 30 тысяч на одни только билеты как-то не хотелось. Поэтому стали думать другие ходы.

Можно ехать в Финку на собственной машине. Это, конечно, даёт определённую свободу, но и напрягов тоже хватает: доехать до границы – отдельный квест, потом ещё всякие очереди на таможне, бензин нужен, сломается ещё, детей укачивает и плющит… В общем, тоже не наш вариант.

Можно приехать на поезде в Питер, а оттуда отправиться на автобусе или «маршрутке». Из плюсов – дёшево и сердито, можно выйти в нужном городе по пути следования. Из минусов – трястись в автобусе и ночью с детьми пересекать границу – не самое комфортное занятие…

Наконец, можно просто от Питера до Выборга добраться на электричке, а там сесть на велик, доехать до границы и перейти её «на своих двоих». Но это вообще уже вариант для подготовленных спортсменов, а у нас дочка первый год как на большой велик села.

В итоге был выбран ещё один способ: поезд в Питер (плацкарт за 800 рублей), а оттуда морской паром в Хельсинки. Самая дешёвая 4-местная каюта стоит порядка 170 евро (8 т.р.). Ещё чуть-чуть доплачиваешь за велосипеды. Зато за эти деньги получаешь отдельный номер с мягкими кроватками и горячим душем, спокойную ночёвку в пути, возможность без проблем провезти велики и сколько хочешь барахла, а также аттракцион в виде путешествия на огромном круизном теплоходе с казино, кинотеатрами, дьютифри и толпами иностранцев. В общем – шикарный вариант. Им мы и воспользовались как туда, так и обратно.

Дорога. Москва-Питер-Паром

Благодаря помощи родственников, на вокзал машиной были доставлены три наших велосипеда и куча разных рюкзаков. Сами мы доехали на метро. В пару ходок перетащили вещи к вагону, потом я всё это героически загрузил и распихал по третьим полкам. Соседи и проводники попались толерантные.

Рано утром выгрузились в Питере. Не меньше часа я собирал и настраивал упакованные велосипеды, пытался уместить шмотки по рюкзакам. До отплытия парома у нас был впереди целый день. Мы неспеша поели в «Чайной ложке», потом переместились в парк и надолго зависли там, участвуя в детском празднике по поводу 1 сентября. Погодка была отличная, мы никуда не спешили.

Потом всё-таки решили двигать к парому. Оказалось, что ехать по Питеру довольно трудно – народу и машин много, тротуары узкие, бордюры (пардон, поребрики) высокие, куча перекрёстков… Кое-как добрались до Исаакия. Потом переехали на Васильевский Остров. Тут уже было поспокойнее, поехали быстрее. Спросив дорогу к Морскому Вокзалу, бодро двигались в указанную сторону. Я представлял себе, что мы просто приедем в дальнюю точку острова и всё. Мне почему-то казалось, что все дороги должны вести к причалам.

Да не тут-то было. Вдали, в конце улицы Наличная действительно показались какие-то шпили, но места пошли сплошь безлюдные и дикие – промзоны да заборы, людей нет. Ну, и где тут наш паром?

С большим трудом отыскав «языка», с удивлением обнаружили, что паром отправляется из другого места. И нужен нам, оказывается, не Морской вокзал, а новый Пассажирский Порт. А находится он совсем в другой стороне, на Морской Набережной. Вот это да!

До окончания регистрации остаётся меньше часа, а мы в какой-то заднице. Вдобавок Настя уже изрядно устала за время нашего катания через пол-Питера. Но делать нечего, берём ноги в руки и крутим снова, борясь со встречным ветром, светофорами и раздолбанными тротуарами.

Доезжаем до конца Морской набережной, где она пересекается с Мичманской улицей. Слева раскинулся огромный песчаный остров, его насыпали в заливе совсем недавно. Даже на карте Гугла он ещё не отрисован (я сравнивал потом карту и космоснимок). Терминалы парома находятся там, вдали, на горизонте. Из последних сил вкручиваем последние 1,5 км через эту пустыню, ветер дует, Настя хнычет. Трэш, одним словом!
Бегом вламываемся в пустынный терминал, весь народ уже, видимо, на корабле. Быстренько проходим паспортный контроль. Вещи вообще не смотрят.

Обычные пассажиры поднимаются лифтом на второй этаж и заходят в корабль по прозрачной галерее, как в аэропорту. А мы на великах проезжаем по причалу до аппарели, ведущей на автопалубу. Заезжаем прямо в трюм. Практически сразу за нами закрываются гермоворота. Фу, еле успели!
На автопалубе есть специальные гнёзда для установки великов. Почти все они свободны. Оставив велосипеды, по лестнице поднимаемся с вещами из трюма на свою палубу, селимся в каюту.

Прогулялись перед сном по верхней палубе, купили в дьютифри на пробу бутылочку мятного ликёра «Minta» и завалились отдыхать. Денёк, что и говорить, выдался непростой.

За день проехали 20 км.

5 сентября. Хельсинки-Лахти

Утром причалили в Хельсинки. В обход очереди, стоящей на выход, спустились в трюм, там сели на байки и в гордом одиночестве покинули паром. На выезде для автомобилей финский погранец проверил наши паспорта, шлёпнул в них на коленке штамп, пропустив дальше. И всё. Мы в Финляндии! Даже не верится как-то...

Сразу же встаём на велодорожку, ведущую по набережным. Тут довольно оживлённое движение велосипедистов, и бегом народ бегает, а кто постарше, с трекинговыми палочками ходит. Везде можно проехать, нигде не надо перетаскивать велики через бордюры и ехать по проезжей части дороги… Красота!

Набережная в Хельсинки Электрички на вокзале

Постепенно привыкая к хорошему, доезжаем до железнодорожного вокзала. Садимся в электричку до Лахти. Самый дешёвый билет  - 15 евро, плюс ещё 4 евро за велик. Дети и Настин велосипед ехали бесплатно. В поезде есть специальный отсек для великов, который мы заняли почти полностью. Поездка комфортная, тихо, не трясёт, на экранчике показывается текущая скорость – в среднем поезд едет 160 км/ч, народу мало. Через час приезжаем в Лахти.

Там закупаемся на вечер в центральном супермаркете. Рядом расположен туристический инфоцентр. Спрашиваю там про карты, мне дают бесплатный план города, показывают, где расположен кемпинг. За остальными картами советуют сходить в книжный, там я закупаю пару актуальных для нас карт. Карты классные, но дорогие: по 17 евро штучка.

Двигаем в кемпинг Harmala. Путь лежит через центральный парк, затем по набережной с корабликами, потом просто берегом озера по велодорожке. Солнечно и красиво! Довольно тепло, можно в маечках ехать.

Маяк на набережной в Лахти Вот засада... Схема кемпинга

На въезде в кемпинг – никого, заборов и ворот нет, просто проезжаем по дороге на территорию, выбираем место для палатки посимпатичнее. Звоним по номеру с бумажки, прилепленной к двери домика на въезде. Вызываем из города хозяина кемпинга. Пока его нет, ставим палатку, варим на горелочке ужин. Через час прямо к палатке прикатил на машине молодой парень, взял с нас 15 евро за постой, взамен выдал электроплитку, ключ от душа и снова скрылся.

Вечером помылись в горячем душе, второй раз поужинали, сварив еду на общей кухне под навесами. Газ сэкономили благодаря плитке. Народу в кемпинге практически не было. На берегу озера тусовалась компания кайтеров, но вечером они свалили. С нами остались тишина, луна и мятная «Минта».

За день проехали 6 км.

Набережная в Лахти Анютка в палатке

День 1 (6 сентября). Lahti - кемпинг Messila

С утра погода стала резко меняться – с озера задул сильный ветер, гоняя по поляне пакеты и лёгкие шмотки, и мешая нашим сборам.
Позавтракали, упаковались, попрыгали напоследок на батуте. Потом покинули кемпинг, сдав ключ и плитку на reception. Проехали обратно в центр города и потратили несколько часов на обед в Макдаке  и закупку еды в супермаркете. Погода тем временем окончательно испортилась, небо затянуло тучами.

Выехали из города и по велодорожкам покатили вдоль берега озера. Основная трасса шла где-то левее, а мы катили мимо маленьких коттеджей и уютных пансионатов. Через некоторое время велодорожка упёрлась в лес, через который мы проскреблись по тропе. Затем снова заехали в какой-то тупик… Я решил выбираться обратно на шоссе.

Но тут нас накрыло дождём. Не желая сразу промокать, мы спрятались под автомобильный навес во дворе каких-то частных коттеджей. Стали ждать улучшения погоды. А под навес одна за другой стали заезжать машины – видимо, хозяева возвращались домой с работы. Свободного места становилось всё меньше.

Дождавшись, когда дождик слегка поутих, выбрались из нашего укрытия и поехали в сторону шоссе. Тут нас накрыло с новой силой. Переждали ливень под какими-то балконами, прислонившись к стене, а потом двинули дальше, привыкая к моросящей действительности.

Вдоль шоссе действительно нашлась велодорожка, причём шла она в стороне от трассы, поэтому машины нам абсолютно не мешали. Перевалив горку, покатили на спуск. Аня в этот момент, проявив чудеса героизма и самоотречения, заснула в кресле, подставив лицо дождю (кстати, поспать под навесом, когда мы дождь пытались переждать, она категорически отказалась).

Тут на наше счастье показался следующий кемпинг – Messila. Туда мы, разумеется, сразу и зарулили. На reception в маленькой кафешке пообщались с девушкой-хозяйкой. Поселились в своей палатке: 15 евро за место + по 5 евро со взрослого. Я подыскал на территории местечко поуютнее. Мы поставили палатку и уложили туда спать Анютку.

Я отправился на кухню готовить ужин. Тут Лена меня позвала обратно. Оказалось, что прямо рядом с палаткой на лужайке растут шикарные грибы. Собрали десятка полтора отличных подберёзовиков и даже белых! Пожарили всё это с лучком, запили минтой, получился шикарный ужин.

А погодка, как только мы остановились, сразу стала улучшаться, а к вечеру даже растянуло настолько, что показались звёзды. Перед сном гуляли по пляжу и причалам для лодок. Народу никого, тихо и красиво.

За день проехали 16 км.

День 2 (7 сентября).

С утра туманно и ветрено, но дождя нет, даже проясняется время от времени. Сходили в горячий душ, позавтракали неспеша. (Готовили в общей кухне на большой электроплите - газ опять не понадобился.)

Рядом с кухней была детская площадка с песочницей, домиком, качелями-каруселями, батутом и пр. А ещё имелся небольшой загончик, в котором жили две овечки и несколько кроликов. Девчонки всё время торчали возле загона, собирая траву и скармливая овечкам через проволочный забор. Насилу их оторвали, когда пришла пора ехать дальше…

Вернувшись к шоссе, снова встали на велодорожку. Однако буквально через километр она вдруг закончилась. Честно сказать, мы так привыкли уже к  сопровождающим нас велодорожкам, что стали считать, будто они есть везде. Но оказалось, что это далеко не так. В сельской местности, где нам пришлось ехать большую часть пути, никаких велодорожек нет. Правда, их отсутствие компенсируется малым автомобильным трафиком и предельной вежливостью водителей, предпочитающих по возможности объезжать велосипедистов аж по встречной полосе…

Велодорожка закончилась Типичный сельский пейзаж

Мы ехали себе в Настином темпе, любуясь симпатичными сельскими пейзажами. Вскоре произошло маленькое чудо. Как только мы покинули велодорожку и поехали по дороге, как сразу же нашли на обочине рядом с почтовыми ящиками ядовито-оранжевый детский велосипедный флажок на длинном пластиковом стержне. Эта находка пришлась очень кстати. Я приладил флажок к Настиному велику, и её стало видно на дороге буквально за километр!

Через некоторое время миновали посёлочек Hollola  с красивой церковью. На выезде из посёлка я заметил небольшой супермаркет, но заходить мы туда не стали. Зато вскоре прямо на обочине немножко пособирали спелой крупной брусники. Дальше снова потянулись поля и перелески. После крошечного посёлочка Uskila, одолев длинный крутой подъём, решили пообедать прямо в перелеске у обочины. Воды у нас не было, но мы пожарили на сковородке утренний рис с сосисками.

Стартуем после обеда Спуски и подъёмы

Перекусив, свернули на перекрёстке на северо-запад в сторону населённого пункта с очередным смешным названием Lahdenpohja.
Я рассчитывал закупиться там продуктами на вечер и следующие дни пути. Но мы всё ехали и ехали, а никаких признаков магазинов не наблюдалось. Поля, холмы, перелески, маленькие домики и почти полное безлюдье… Зато часто встречались лошадки в загонах возле дороги.

Рельеф стал более холмистым. В некоторые горки Насте было уже трудно заезжать. Приходилось останавливаться наверху и поджидать, пока она притопает пешком по обочине. Посёлок я так и не заметил. Подошло время искать, где бы приткнуться на ночь. Нам нужна была вода и уютное место. Но с водой возникли проблемы. Я увидел на карте ручеёк, сбегал на разведку, но оказалось, что он пересох. Тогда сбегал в другую сторону. Там в лесу были жилые дачи. Народу не было заметно, но стоять прямо возле жилья что-то не хотелось. Решили проехать ещё немного вперёд. Настя уже ныла – устала.

Почти сразу показалась свороточка с шоссе в лес и домик у дороги. Решили постучать и попросить воды. С виду дом был необитаемым, однако внутри,  оказывается, были люди. Лена наполнила наши фляги и бутылку, пообщавшись с пожилой тётенькой, которая сначала на нас косилась, а потом ничего. Оказалось, что она из Эстонии, немного говорит по-русски, и даже угостила нас яблоками.

Почтовые ящики прямо на шоссе Кажется, что людей в Финляндии нет...

Проехав ещё чуть-чуть, мы нашли грунтовку, ведущую в лес. Заехали по ней вглубь и отыскали отличное место для палатки. Разбили лагерь, пособирали грибов и заночевали. Я немножко прогулялся по округе и нашел канавку с проточной водой – набрал на утро. Так что все проблемы были решены. Готовили на горелке, костёр палить не стали.

За день проехали 27 км.

День 3 (8 сентября)

Ночью поливал дождик, но к утру выключили. Поехали дальше, километров через 5 выбрались на шоссе, ведущее в местный райцентр – городок Asikkala. До самого городка было порядка 15 километров,  но совсем не по пути. По плану мы должны были сегодня ехать в сторону большого национального парка Evo. Реализовать этот план мешало одно обстоятельство. Запасы еды были уже почти на нуле, а проблема тотального отсутствия "сельпо" стала всерьёз напрягать.

Чудом отловили местного «языка», который подкатил к своему домику на стареньком джипе и уже собирался раствориться, как и все остальные жители. Под пытками он выдал информацию, что ближайшие магазины находятся отсюда в 15 и 20 километрах по шоссе, в городах Asikkala и Lammi. А в нацпарке – вообще порожняк, даже и мечтать не стоит что-то там купить. (В дальнейшем мы убедились, что всё оказалось именно так.)

Стали соображать, что же делать. Было понятно, что по прямой дальше ехать в Evo смысла нет. Я мог сгонять налегке в Asikkala, но это заняло бы часа 3, не меньше. (Кстати,  никаким общественным транспортом на этом шоссе и не пахло. Забытая богом автобусная остановка на перекрёстке выглядела, как насмешка…) Сидеть всё это время на обочине Лене не очень-то хотелось. Вариант заночевать где-нибудь поблизости означал потерю целого ходового дня.

В итоге приняли решение ехать в сторону Lammi. Получался довольно большой крюк, но зато поедем все вместе, заодно и городок посмотрим. А в нацпарк доберёмся завтра.

Покрутили по шоссе, отсчитывая километр за километром. Трафик на шоссе был не сильный, машины объезжали нас, как чумных, за версту. Но, всё равно, кроме легковушек попадались грузовики, да и дорога была довольно однообразная…

Километров за 5 до города вдоль шоссе началась велодорожка. Пора было уже пообедать, стали выбирать место для перекуса. Воды, чтобы что-то варить, у нас с собой не было, решили просто пожевать всухомятку. Тут я заметил рядом с дорожкой какую-то дачку. По всем приметам никого там не было – машины не видно, тишина, ворота сарая брёвнышком подпёрты… Я зашел туда на разведку. Дверь баньки оказалась открыта. Заглянув внутрь, увидел ведро с водой. Вот и отлично, сейчас на ступеньках сядем, супчик сварим. Если дождь капнет – под навесом укроемся.

Я сходил назад, позвал Лену, и мы со всем барахлом закатились во двор. Уже почти начали располагаться на крылечке. И тут, откуда ни возьмись, возникает маленький финский дед! Удивлённо на нас смотрит и что-то по-своему гуторит. Вот так сюрприз и нам и ему…

Английского он не понимал, русского и подавно. На пальцах объяснили ему, что просто хотим водички набрать. Я достал фляжки и бутылку, помахал ими. Партизанский дед вытащил из баньки то самое ведро, достал откуда-то здоровенную воронку и ковшик, помог даже наполнить наши ёмкости.
Естественно, палить у него под окном горелку мы не стали, и, широко улыбаясь, вылезли обратно на дорогу. Да уж, прикольно получилось. И умеют же эти белофинны прятаться!

Теперь у нас был запас воды. Проехав буквально метров 200, попали к месту, где велодорожка проходила под шоссе в небольшом тоннеле. Тут-то мы и устроились на обед, сложив вещи и расположившись вдоль стены. За время обеда мимо проехало несколько велосипедистов, и даже промчался один дядя на лыжероллерах.

Подкрепившись и отдохнув, вылезли из своего убежища и поехали дальше. По пути видели пасущихся на поле странных косматых зверей, вроде индийских буйволов…

Проще встретить лошадей, чем людей Непонятные зверюги

На въезде в городок Lammi Лена цепким взглядом засекла у дороги комиссионный магазин. Там за евро-копейки удалось прикупить шикарные тёплые сапоги для Ани, а то ей, сидя в кресле, было порой совсем не жарко на ветру и под дождём. Ещё одно волшебное и очень своевременное приобретение в этом походе!

Вот, наконец, и центр городка. На главной площади – вожделенный супермаркет. Затарились дня на три вперёд. Теперь надо было найти место для ночёвки. Я присмотрел впереди подходящее озерцо, и мы двинули дальше. Настя уже порядком устала – позади почти 30 км, да ещё, вдобавок, по горкам… Но она молодец, терпит.

Проехав ещё километра четыре, сворачиваем вправо на грунтовку, ведущую через поля вдоль берега небольшого озера в сторону леса. Дорога-то, как обычно, ведёт в какие-то дачи. Но я  отыскал уходящую вбок потайную лесную дорожку, по которой мы углубляемся метров на 300 в ельник. Нашлось ровное место, жаль вот только, что воды тут нет. Взяв фляги, я съездил к озеру. Подойти к воде удалось по мосткам каких-то рыбацких домиков. Но вода в этом озере (в первый и последний раз на маршруте) оказалась цветущей – зеленоватой и с сильным речным запахом. Может быть, тут разводят рыбу и специально что-нибудь в воду подсыпают?

К счастью, на веранде домика я обнаружил большой таз с чистой дождевой водой. В общем, спаслись. Лес и укромный уголок вполне позволяли развести костерок. Но мы что-то не стали заниматься костром, сварив ужин на горелке. Допив остатки минты, довольно быстро улеглись, так как день получился не самым халявным.

За день проехали 32 км.

День 4 (9 сентября)

Ночью снова накрыл дождь. Причём на этот раз утром он не прекратился, а продолжал поливать. Из закупленного вчера съестного сготовили на горелочке прямо в палатке изобильный завтрак. Особенно запомнилась яичница с жаренными сосисками.

Вылезать под дождь что-то совсем не хотелось, поэтому мы продолжали валяться в палатке, дожидаясь «просветиков». Дети малевали раскраски, листали книжки, гоняли друг дружку по палатке и стояли на ушах.

Скоротав время до обеда, сварили и слопали его, всё так же лёжа в спальниках. Но тут вдруг погода устроила нам подарок, и дождь перестал. Не теряя времени, быстренько свернули лагерь и выбрались из мокрого леса обратно на дорогу.

В Подмосковье после такого дождя по полевой дороге было бы не пролезть. А финские полевые грунтовочки – просто прелесть. Никаких говен! Вернувшись на асфальт, через 1,5 километра выехали на большое магистральное шоссе, ведущее на север и проходящее через цель сегодняшнего дня – нацпарк Evo.

Настю с утра сразил насморк. Она ещё вчера подавала признаки, а тут её что-то совсем развезло. Поэтому ехалось ей трудно, она хныкала и часто останавливалась передохнуть. Да и Лене этот участок пути совсем не понравился. Трафик по шоссе был довольно сильный, нас то и дело обгоняли большие фуры. В общем, когда через 10 километров мы, наконец-то, свернули вправо на пустынную дорожку в нацпарк, то вздохнули с большим облегчением.

Озёрный пейзаж В нацпарке Evo

Через 1,5 километра мы оказались возле дирекции нацпарка, расположенной на берегу большого живописного озера. Людей почти не было видно. Кемпинга тут тоже не оказалось, не говоря уже о магазине. Потом мы узнали, что здесь расположен какой-то лесной техникум, готовящий, по всей видимости, лесорубов и работников нацпарка.

Нам повезло, что поблизости оказался приветливый дядька, который объяснил нам ситуацию и посоветовал местечко, где можно остановиться с палаткой, указав его на большой и подробной схеме у дороги.

Обогнув озеро, сначала по асфальтированной дороге, а потом по пешеходной тропинке, мы пробрались на противоположный берег, где без труда отыскали так называемый «Fire Place». Восторгу нашему не было предела. В уютном сосновом лесу на берегу озера было оборудовано место для костра с удобной подвесной жаровней для котелка. Вокруг очага кольцом были вкопаны деревянные скамейки. А самое главное – рядом находился большой сарай битком набитый отличными сухими дровами. Часть из них была уже расколота.

А для любителей физических упражнений рядом имелся специальное устройство: железный клин, укреплённый торчком на массивной сосновой колоде, и большая деревянная колотушка. Отпиленный чурбак устанавливается на клин, ограничители из железного прутка не дают чурбаку упасть. Сверху бьёшь колотушкой, и он ракалывается пополам. Гениальная приспособа! Вдобавок рядом на гвоздике висела отличная лучковая пила Fiskars.

Инструкция по пользованию колотушкой

С другой стороны сарая пристроен туалет типа "сортир". Но сидушка удобная, а рядом с "очком" стоит бак со специальными опилками и совком. Плакатик на стене с забавной картинкой и текстом на четырёх языках просит засыпать за собой какашки, чтобы не было мух!

Сарайчик с дровами и туалетом Fire Place

Рядом с сараем нашлось место для палатки. Мы погрелись у костерка, поужинали, нажарили грибов, собранных в паре шагов от палатки. Вечером над озером вышла большая круглая луна. Было тихо и безлюдно, казалось, что мы в этом нацпарке совершенно одни.

За день проехали 16 км.

День 5 (10 сентября)

В этот день решили устроить днёвку. Настя пока что ещё окончательно не оправилась, хотя выглядела уже гораздо бодрее. Да и просто пешком по лесу тоже хотелось походить. Поэтому мы, позавтракав, окучили вещи в палатку, велики, сцепив, убрали под крышу сарая, а сами отправились на прогулку вокруг озера.

Озенние зарисовки Маленькое тихое озерцо Среди багульника

По пути поели крупной брусники, понюхали багульник на берегу маленького лесного озерца. Потом вышли на асфальт и вскоре опять оказались возле дирекции нацпарка. Ловко воспользовались наводкой девушки из кафе на reception и сходили помыться в душ, расположенный в подвале одного из корпусов кампуса. В душе не было ни души, поэтому мы воспользовались им абсолютно на халяву. Там ещё и сауна была, но мы уж не стали наглеть…

Ковёр брусники Чешуйка Анютка

В кафе купили мягкую игрушку – птичку. Настя дала ей имя Финч. Переждали внезапно хлынувший короткий дождь. Потом снова распогодилось. Замкнув кольцо, вернулись на свою стоянку, сварили на костре обед. А после этого я решил совершить бросок за продуктами в ближайший крупный город Padasjoki. Можно было бы, конечно, и в Lammi снова сгонять, но мне было интереснее проехать по новым местам.

Я выбрался на вчерашнее шоссе и что было сил вкрутил на пустом велике в направлении сельпо. Торопился я ещё и потому, что опасался, как бы магазин не закрылся раньше времени, так как был выходной, а финны по выходным вкалывать ой как не любят…

Туда и обратно путь по шоссе занял ровно 50 километров. В городе я, как и ожидал, сразу же нашёл супермаркет и затарился, набив под завязку заплечный рюкзак. Даже пожалел, что не захватил эспандеры, чтобы что-нибудь примотать на багажник.

Набег на цивилизацию занял по времени около 3,5 часов. Дорога меня довольно сильно вымотала, так как я гнал и туда и обратно на пределе, а по пути было много крутых и затяжных подъёмов. Зато полюбовался красивыми озёрами и закатными лучами солнца над лесами.

Разгорячённый после поездки, даже решился залезть в наше «домашнее» озеро, чтобы сполоснуться. Водичка обжигала, но долго плескаться я и не собирался. Вечером опять устроили пир, любуясь луной над озером и углями в костре. Слегка поджарили Финча, уронив в костёр, и Лена остаток вечера маникюрными ножницами делала ему депиляцию. Стал почти как новый! =)

Разноцветный лес Озёрная вода Красноголовик

День 6 (11 сентября)

Ночью, наконец-то не было дождя, и утро подарило нам тихую сухую погоду с переменной облачностью. Сегодня нам предстояла экскурсия по внутренним дорожкам нацпарка.

Собрав лагерь, покинули наше гостеприимное местечко. Проехали в последний раз мимо знакомой кафешки, купли девчонкам ещё одну птичку, которую назвали Лотта.

Дальше свернули на дорогу, ведущую на юго-восток. Именно по этой дороге мы бы и приехали в Evo, если бы позавчера не возникло проблем с продуктами, и не пришлось бы делать крюк в Lammi.

Довольно быстро отмахали несколько километров по тихому асфальту, ведущему среди красивых лесистых увалов. Подъёмы были довольно крутыми, в некоторые Настя умудрялась вкатывать, пока ещё были силы, а в самые крутые и длинные ей приходилось вползать пешком. Чувствовала она себя сегодня гораздо лучше, сопли практически прошли.

Аня разминается На вираже Настя отдыхает на пеньке

Затем свернули на север по грейдерной дороге. Несмотря на то, что асфальт закончился, дорожка была просто паркетная – гладкая, ровная. Катить одно удовольствие. По сторонам то и дело возникали небольшие озёра, скалистые бугры, дремучий ельник сменялся берёзовыми перелесками и светлыми сосновыми лесами. При всём при этом мы почти никого не встречали, хотя и ехали по одной из основных «осевых» дорог нацпарка. Всего несколько раз нам встречались легковые машины.

Шикарные белые грибы росли прямо по обочинам. При желании их можно было бы собирать, прямо не слезая с велосипеда. Вот только желания у нас что-то уже поубавилось по сравнению с первыми днями. Доступность грибов начала понемногу утомлять...

Перевёрнутые ёлки Грибочек на обочине

Пришло время пообедать, и мы устроились на берегу красивого озерка, заехав на территорию какого-то частного владения. Въезд был перегорожен цепочкой, но мы просто подлезли под неё и расположились на ступеньках веранды. Воду удалось взять из колонки (пришлось качать руками), а приготовили на горелке.

Перекусив, вылезли обратно на дорогу и покатили дальше. Было довольно тепло, светило солнышко, вокруг по-прежнему открывались шикарные лесные пейзажи, дорога вела всё дальше и дальше. Но частые горки и крутые подъёмы нас уже порядком измотали. В особо крутые «торчки» я сначала вкручивал с рюкзаком сам, наверху кидал велик и бежал назад втаскивать Настин велосипед. А сама она шагала рядом. И так повторялось достаточно часто.

Одно из озёр нацпарка В крутой подъём

Но вот мы, описав большую дугу по дорожкам нацпарка, выкатили к шоссе, по которому я вчера гонял за продуктами. Батарейки у Насти сильно подсели, но нам нужно было добраться до обозначенного на моей карте Fire Place на озере. Поэтому мы снова углубились в лес по грунтовке. Тут места стали ещё глуше, но дорожка по-прежнему радовала своей красотой и гладкостью. Солнце стало клониться к закату, нам оставалось одолеть всего пару километров, и тут снова начались подъемы… В конце концов, мы достигли долгожданного озера.

И место не обмануло наших ожиданий! Кроме стандартного очага и скамеек здесь имелся так называемый «навес» - просторная комната под крышей с камином-плитой внутри, лавками и столом. На озеро изнутри открывался вид через широкое стеклянное окно, занимающее почти всю стену. Про сарай с дровами поблизости я уже даже и не говорю.

Озеро для ночёвки Навес с камином

У костра сидели две тёти, но как только мы появились, они в панике собрались, сели в машину и укатили, оставив нас в гордом одиночестве. Только на другом берегу озера горел ещё один костёр и оттуда по воде в вечерней тишине доносились голоса финских мужиков. Но они довольно быстро утихли, а над озером воцарились звёздная ночь и полнолуние.

Денёк выдался ломовым, но зато мы успели объехать немалую часть нацпарка, о чём ни капельки не пожалели. Эти места просто созданы для велосипедных прогулок!

Типичный финский хутор Грунтовочка в нацпарке

За день проехали 30 км, преимущественно по дорогам без асфальтового покрытия.

День 7 (12 сентября)

Поднявшись утром, обнаружили, что погодка снова стала портиться. Подул сильный холодный ветер, небо стало затягивать. Но дождя пока не было.
Пользуясь этим, быстрее позавтракали, собрались и двинули дальше по грейдерной дорожке, огибающей «наше» озеро.

Через пару километров доехали до следующего большого озера. Тут расположен кемпинг и туристический инфоцентр нацпарка. Но жизни почти не заметно, осенью тут, похоже, народу бывает немного…

Настя вкручивает по грейдеру Очередной гриб Осень, однако...

Проехав мимо пляжа, приспособленного для цивильной рыбалки, покинули территорию нацпарка. Дорога становится похуже, потому что сквозного проезда из парка по ней нет – мост через протоку между озёрами узкий и перекрыт специальными заграждениями.
Дальше дорога подсыпана крупным щебнем, местами на крутых спусках промыты глубокие колеи, приходится спускаться с осторожностью, а подниматься пешком. Вскоре проезжаем мимо огромного заброшенного двухэтажного дома, рядом пересохший колодец. Внутри обстановка из 80-х годов…

Снова вверх-вниз, с горки на горку. По сторонам густой лес, иногда попадаются вырубки. Народу – никого. Через 3,5 км после выезда из нацпарка спускаемся к большому озеру Kuohijarvi. По берегу идёт асфальтовое шоссе. Движения по нему почти нет. Можно ехать рядом с Настей и на подъёмах помогать ей вкатывать в горку, держась рукой за седло. Дело пошло гораздо веселей – теперь не приходилось останавливаться и дважды проходить все крутые взлеты и длинные «тягуны».

Одна из дорожек в нацпарке Красные деревья Любопытный кошак

Одолели почти 7 км тихого асфальта, пришла пора пообедать. Одновременно с этим асфальт внезапно закончился, и начался дождь. Миновав местечко Matoniemi, мы свернули с главной дороги на грунтовку, ведущую к озеру. Дорожка привела к частному дому-дачке на берегу. Там никого не было, зато на въезде, перегороженном символической цепочкой, стоял пустой сарайчик-гараж. Дождь ливанул посильнее, и мы скорее закатили туда велики.

Пока шёл дождь, сварили супец и пообедали (воду накачали из колонки). Потом ещё немного подождали просвета и, надев плащи, поехали дальше. На дороге появилось много мелких луж. Снизу мокро, да и сверху моросит. В общем, как-то безрадостно вдруг стало.

Но нам в очередной раз повезло. Не успев проехать и двух километров, в районе местечка Poystila мы заметили небольшой придорожный кемпинг, на вид уже полузакрытый. Лена поговорила с хозяевами, и каким-то чудом договорилась остановиться на ночь в домике за смешные 15 евро!

Обогрелись, просушились, сходили в душ прямо в номере, готовили на плитке. В общем, устроились просто шикарно и почти даром. Дождь и ветер снаружи были нам в этот вечер абсолютно по барабану!

За день проехали 15 км.

День 8 (13 сентября)

Так как мы вчера проехали совсем немного, то решили, что сегодня надо навёрстывать упущенное. А то дней уже оставалось немного, а до нашей цели – города Тампере, даже по карте ещё было далеко. Рассчитывать же на общественный транспорт мы давно перестали…

Не затягивая сборы, сдали ключи щедрым хозяевам и выдвинулись дальше по дороге. Погодка с утра хоть и была хмурой и ветреной, но дождь пока не поливал. И на том спасибо.

Шоссе на этом участке было без покрытия, просто укатанный грейдер. По сторонам ничего особенно примечательного – просто поля, да перелески. В горки я наловчился Настю вкатывать без остановки, подталкивая сзади. Благо дорога вообще без машин это вполне позволяла.

Слева по прежнему тянулось озеро Kuohijarvi, но мы его почти не видели – дорога преимущественно шла лесом. Километров через 7 на подъездах к деревне Kuohijoki попался кусочек асфальта. Мы приободрились, но за деревней покрытие снова исчезло, уступив место привычному и, хоть и гладкому, но всё-таки грейдеру. Никакого магазина или придорожной кафешки в этой узловой деревеньке, вопреки ожиданиям, не оказалось. А нам так хотелось..!

Через 5 лесных километров проехали ещё одну необитаемую деревню с падонковским названием Padankoski. Там мы тоже не заметили ни людей, ни благ цивилизации. Стали подумывать об обеде. Отмахав ещё 4 версты, я присмотрел на карте пару озёр рядом с дорогой. К первому, расположенному слева маленькому озерцу сворачивать что-то не захотелось – берег был дикий, заболоченный, с неуютным ельником. Зато вправо вела заманчивая дорожка, перегороженная цепью на замке. Под цепь не составило никакого труда поднырнуть, а через 100 метров мы оказались на берегу заливчика большого и красивого озера Kyynarojarvi. В хорошую погоду пейзаж был бы просто волшебным, но сейчас низко летящая над водой серая хмарь делала его унылым и сумрачным.

Вырубка Хмурая погода на озере

Дорога шла через лес куда-то дальше, к домикам, которых отсюда было не видно. А мы, свернув по тропинке к воде, расположились на обед среди больших замшелых камней. Рядом лежала вытянутая на берег и пристёгнутая цепью к дереву рыбацкая лодка. Пообедав, вернулись на дорогу и покрутили дальше.

Недаром говорят, что после обеда жизнь налаживается. Не успев проехать и трёх км, мы достигли узловой деревни Kyynaro, там шоссе вновь стало асфальтированным. Тут нас внезапно накрыл ливень, но как по заказу рядом с шоссе нашелся какой-то навес для тракторов, под которым мы переждали минут 10, пока дождь не утих.

Быстро отмахав по мокрому и уже более оживлённому асфальту ещё 4 км, приехали в посёлок Rautajarvi. Там на въезде возле дороги, о чудо, располагалась работающая кафешка! Внутри было тепло, сонно и уютно. В углу рубился на игровых автоматах какой-то местный алконавт, пара водителей-дальнобоев попивала у окошка бульон и кофеёк. Сердобольная продавщица всё расспрашивала, откуда мы и куда. Купили у неё давно обещанную шоколадку для девчонок. Ещё я взял пару бесплатных карт и автобусных расписаний, которые, как правило, обязательно имеются в таких местах на стендах с информацией для путешественников.

Облака внезапно растащило ветром, даже показались куски синего неба. Пользуясь этим, скорее поехали дальше, так как сегодня нам хотелось добраться до города с магазином – продукты снова подходили к концу после трёх дней безлюдного автонома…

До города было ещё порядка 7 км. Постепенно они остались позади. На подъездах к городу вдоль шоссе начались благословенные велодорожки. Стали свидетелями того, как в Финляндии ремонтируют шоссе. Дорожники просто перекрыли наглухо с обеих сторон участок дороги и вдумчиво укладывали асфальт. Водители терпеливо дремали в небольшой очереди, скопившейся у светофора. Попыток объехать ремонт по велодорожке (по ширине практически не уступавшей основному шоссе) никто не делал…

Придорожный пейзаж Рыбачок на позитиве :)

Вот, наконец, городок с трудным именем Luopioinen. На центральном перекрёстке – заветный K-Market. Закупаемся там хлебом насущным, теперь нам опять на некоторое время не страшен космический вакуум сельских пространств Финляндии!

Теперь найти бы место для ночлега. Отъехав от города буквально километр, сворачиваем с шоссе влево на лесной просёлок. Он привычно ведёт к дачам, разбросанным по берегу большого озера. Найти ровное и незаметное местечко очень непросто. Но нам везёт, я обнаруживаю подходящую площадку, скрытую от посторонних глаз в небольшой складке местности. Ставим палатку, варим ужин. Перед сном я устраиваю небольшую пробежку по окрестностям, взобравшись на высшую точку соседнего пупыря и полюбовавшись заливом озера с крупными гранитными валунами. С озера дует ветер, гонит волну, из палатки вылезать не хочется, костёр тоже жечь не стали.

За день проехали 37 км.

День 9 (14 сентября)

Утро не принесло улучшения погоды. Скорее наоборот – опять хмуро и временами накрапывает. Проехав по шоссе 4 км, сворачиваем на северо-запад на дорогу, ведущую в Sahalahti – цель нашего сегодняшнего пути. В отличие от предыдущего большого шоссе, это снова была тихая дорога по сельской местности. Правда, на этот раз – асфальтированная. Достопримечательностей особых не показывали.

На карте и дорожных указателях впереди маячил какой-то горнолыжный курорт – Sappee, но оказалось, что он находится в стороне от дороги, поэтому нашим мечтам о придорожной кафешке (а то и уютном кемпинге) не суждено было сбыться…

Так мы и крутили по дороге, минуя многочисленные безлюдные хутора, пока километров через 10 не решили пообедать. Вдобавок ещё хлестанул сильный дождь, и мы укрылись от него в старом заброшенном придорожном сарае. Внутри ржавели остатки какой-то техники, и лежал пыльный хлам. Втиснули велосипеды, чтобы их не заливало дождём, а сами перебрались в соседний сарай – зернохранилище. Там всухомятку перекусили бутербродами и шоколадками. Переждав ливень и сильно замёрзнув без движения, снова выбрались на дорогу.

Но буквально через пару километров наше терпение было вознаграждено – на въезде в посёлочек Pakkala работала замечательная кафешка, в которой мы надолго засели, пережидая очередной приступ дождя.

Попили чайку, полистали местные газетки и сильно развлекли своим видом и поведением водителей, продавщицу и пару местных бездельников, которые, кажется, обязаны целыми днями тусоваться в каждом подобном заведении. Вдобавок я купил велосипедные заплатки и клей, избавившись, наконец, от угрозы проколов, дамокловым мечом висевшей над нами последние несколько дней. Дело в том, что я после первого прокола, сменив камеру на единственную запасную, обнаружил, что клей в стареньком початом тюбике начисто засох… Теперь же мы были спасены!

С трудом покинув гостеприимную кафешку, снова сели на велики, но на этот раз ехали уже недолго – решили искать место для лагеря.
Тут нам снова сказочно повезло. Присмотренная мной боковая дорожка в сторону озера через километр привела нас к заброшенному кемпингу, находившемуся на самом берегу. Никого тут не было абсолютно, зато в нашем распоряжении оказалась ровная площадка под палатку, навес со скамейками и полуразрушенным камином, а также пляж с красивым видом на озеро.

Прогулка пешком Вверх по велодорожке

Я даже насобирал по округе дров и зажёг костер в очаге рядом с навесом. Но с озера дул сильный порывистый ветер, укладывая пламя горизонтально, крапал дождь… Поэтому сидеть у костра было совсем неуютно, и мы забрались ужинать в палатку.

За день проехали 23 км.

День 10 (15 сентября)

Всю ночь ветер трепыхал палатку, стараясь сорвать и забросить в лес вместе с нами. Через озеро перекатывало низкие тучи, опять грозило дождём.
Мы вернулись на шоссе, по асфальту быстро одолели пару километров и встали на поперечное большое шоссе, ведущее с востока на запад через Sahalahti и Kangasala в Tampere. Вдоль него, разумеется, шла жирная велодорожка, по которой мы тут же и вкатили в центр городка Sahalahti прямо к стандартному K-маркету.

Тут и дождь зарядил. Поставили велики под навес и сходили в магазин, переждав ливень. Потом двинули дальше вдоль шоссе. Городок мгновенно закончился, велодорожка тянулась параллельно дороге, причём была здесь не асфальтированной, а просто отсыпанной мелким утромбованным гравием. Поля вокруг сменились привычным густым лесом и высокими холмами.

Километров через 5 пути просвет в облаках над нами снова затянуло, и опять накрыло сильным ливнем, от которого мы едва успели укрыться на крохотной автобусной остановке. Переждав, поехали дальше.

Так и продолжалось в этот день всю дорогу – то просветик, то ливень… Вскоре дорога пересекла по островам и дамбам большое озеро, точнее, широкий пролив между озёрами Roine и Langelmavesi. Вид на озёрную гладь и торчащие из воды гранитные валуны был бы гораздо лучше в солнечную погоду. Но нас опять грозит накрыть дождь.

Велодорожка вдоль шоссе Большие хмурые озёра

Через 4 км после озера мы подъехали к окраине города Kangasala. Пора уже было перекусить, поэтому на первой же попавшейся заправке свернули в кафэшку. И вовремя. Едва мы успели закатить велосипеды под навес, как хлынул мощный дождь. Мы сидели внутри тёплого кафе и через окно наблюдали, как вода хлещет по столам и стульям, стоящим снаружи на веранде.

Долго ждали просвета. Наконец, ливень поутих. Решили выезжать дальше. На дороге натекли большие лужи, по тротуару из школы топали финские дети, игнорируя моросящий дождь. Вскоре снова пришлось отсиживаться на автобусной остановке, на этот раз недолго. В конце концов, дачные домики возле дороги сменились зданиями повыше, и мы выкатили в центр города, прямо к автовокзалу. Тут было принято своевременное и единственно правильное решение – доехать оставшиеся 20 километров до Тампере на автобусе!

Навели справки, оказалось, что буквально каждые полчаса что-нибудь отправляется в ту сторону. Есть обычные городские автобусы, в которые с великами сесть не получится, а есть большие автобусы с багажниками. Проезд оплачивается прямо водителю, билеты покупать не надо. Мы перебрались на остановку, указанную приветливой тётенькой из справочной. Стали ждать нужный нам автобус, и он вскоре появился. Оказалось, что водитель (о чудо) умеет разговаривать по-русски! Он открыл багажник, куда без проблем вошли наши мокрые велосипеды и рюкзаки. И даже не взял за них дополнительных денег!

Сидя с мокрыми ногами в мягких теплых креслах и глядя в окно на сырость и преимущественно урбанистические пейзажи, мы наслаждались волшебным спасением. Через полчаса, покружив по шоссе и городским улицам, прибыли на автовокзал в Тампере. Дождь по-прежнему не сдавался, и мы ещё минут 30 простояли под навесом, ожидая, когда же он утихнет.

Выбрав просвет, сели на велики и покрутили в направлении кемпинга Harmala на южном берегу большого озера Pyhayarvi. Ехать пришлось километра три, по пути ещё зашли в магазин закупить продуктов. Добравшись на место, застали на reception девушку, которая выдала нам ключи от домика. Нам в очередной раз повезло, так как не очень-то часто она там появлялась, как потом выяснилось...

Кемпинг Harmala в Тампере Завод в центре города

Домик был совсем маленький, без душа и туалета, из мебели только стол и две двухэтажные кровати. Внутри было довольно прохладно. Врубили обогреватель и стали обживаться.

Тут к соседнему домику подкатила машина, и из неё вышли пара мужчин и женщина. Говорили они по-русски, и мы с ними немного пообщались. Оказалось, что они возвращаются из путешествия по Норвегии. Их предводитель – довольно интересный дядька. Занимается он тем, что планирует и организует интересные поездки по разным странам, приглашая желающих через свой сайт, а попутчики оплачивают ему часть расходов. Такой вот занятный симбиоз – личный туроператор и водитель заодно!

Мужчину звали Андрей. Он сказал, что из всех скандинавских стран Норвегия ему больше всего нравится. Мы немного про свои достижения рассказали. Народ впечатлился, даже сфоткаться с нами захотели =)

Довольно быстро стемнело. Сварили на ужин кус-кус. Получилось вкусно. Да так много, что даже поделились с соседями. Перед сном сходили в общественный душ, который находился неподалёку в одноэтажном здании. Там же находились туалеты и большая кухня. В общем, «удобства во дворе»… И это за 30 евро!

За день проехали 19км.

День 11 (16 сентября)

День был посвящён знакомству с Тампере. Погодка с утра порадовала – в просветы между живописными контрастными тучами проглядывало синее небо и пробивались косые лучи.

Оставив вещи в домике, мы на пустых великах поехали кататься в центр. Путь лежал через красивый дендропарк на берегу озера. В городе посетили музей мумми-троллей,  перекусили в макдональдсе, потом немного покатались, куда глаза глядят, по улицам, мостам и паркам. Залезли на высоченную гору с живописной старой каменной башней наверху. Специально штурмовать эту вершину не собирались, просто я на городской карте выбрал парк позеленее, а оказалось, что рельефчик там – огого!

Дремлет в кресле Байкер Парковая набережная

Вернувшись в центр, собирались съездить ещё в восточную часть города, но тут вдруг погоду внезапно выключили. Ливанул сильный дождь, от которого пришлось срочно прятаться под навесом какого-то магазина. Ждали долго. Наконец, основная вода протекла, осталась только слабая морось. Было ясно, что в любой момент может снова накрыть, а кататься по мокрым пасмурным улицам – удовольствие ниже среднего. В итоге отправились обратно в свой кемпинг.

Тампере произвёл приятное впечтление. Много грамотно проложенных велодорожек, красивые виды на озеро с разных ракурсов, куча забавных памятников, колоритные старые улочки и модерновые кварталы. Ну и парки, конечно. Неспроста здесь «Бегущий Город» проводили – есть что посмотреть.

Набережная в центре Тампере Новые кварталы

За день проехали 21 км. Трек.

День 12 (17 сентября)

Утром, встав пораньше, собрали по домику вещи, позавтракали и сдали ключи на reception. Причём дежурной там не было – ключи просто бросили в специальный почтовый ящик на стене. Доехав знакомым путём в центр, нашли железнодорожный вокзал. Без особых проблем купили билеты до Хельсинки, и через полчаса загрузились в электричку. За окошком побежали знакомые сельские пейзажи, поля, горки и перелески. Так интересно было рассматривать всё это в первый день, а теперь совсем примелькалось…

Дорога заняла около 2 часов. Выгрузившись на знакомом вокзале, отправились кататься по городу. Времени у нас было не очень много, поэтому просто заложили крючок по пути от вокзала к парому. Большой парк, выбранный наобум по карте, оказался старинным кладбищем за высоким забором. Пришлось объехать его по периметру.

Кто сколько сможет... Порт в Хельсинки Шарики на набережной

Немного порулили по узким кривым улочкам в центре, потом двинули в сторону порта. Тут пошли кварталы попроще, по пути пообедали в бюджетной «кебабне». Убив время, прикатили на посадку к парому. В этот раз мы оказались не одни – на пропускном пункте, ожидая открытия,  толпились велосипеды из Питера, создав традиционную очередь. Советских людей за версту видать...

Подъезжаем к парому Фотка на прощание

Без проблем погрузившись в трюм парома, поднялись в каюту. В момент отплытия вышли на верхнюю палубу полюбоваться видами. Хельсинки напоследок подарил нам волшебный закат над шпилями городских башен и островами в заливе. Незабываемое зрелище!

Небеса Закат

За день проехали 13 км.

День 13 (18 сентября)

Причалив в Питере, выкатили велосипеды из трюма. Но тут халява уже не прошла – отдельного выезда для автомобилей не было, пришлось долго и печально торчать в толпе пассажиров с парома, ожидая очереди на паспортный контроль.

Отплываем из Хельсинки Морской порт в Питере

До поезда был ещё целый день. Погодка стояла просто шикарная – яркое солнце, на небе ни облачка! Не спеша проехали своим ходом от порта через Васильевский остров к Эрмитажу и на Дворцовую.

Наш паром Красавица "Принцесса Мария"

Потом переулками мимо Спаса на Крови приехали на Марсово поле. Там забомжевали на скамеечках, поджарив на сковородке сосисок. После этого отправились дальше в район Московского вокзала. Оставшееся до поезда время провели, катаясь в Таврическом саду, а напоследок закупились блинами в Чайной Ложке.

Настя Пески Санкт-Петербурга Аня

Накрутили по городу около 20 км. Трек.

Ну и потом обратный поезд до Москвы. Поход закончен.

Выводы и рекомендации

Достопримечательности. Поход в итоге нам очень понравился. Несмотря на то, что посмотрели мы совсем небольшую часть Южной Финляндии, впечатлений и красот нам вполне хватило. А охватить как можно больше - такой задачи и не ставилось. Самые приятные впечатления оставили дорожки национального парка Evo.

По городам мы гуляли немного, так как упор был на outdoor-отдых. Но по Тампере покатались. Приятный городок. =)

Погода в начале сентября может быть разной. Мы рассчитывали на бабье лето, и действительно некоторые дни стояла тихая тёплая погода. Но и дождиков хватало, правда, на наше счастье они шли преимущественно по ночам, так что рубиться под дождём нам пришлось всего пару раз в самом конце.

Грибы. В эту пору в финских лесах полным-полно грибов. Белые, подосиновики, подберёзовики на каждом шагу. (Даже в городских парках!) Причём там их вообще никто не собирает почему-то. Рекомендую обязательно брать с собой сковородочку, масло и лучок ;) Ещё собирали спелую бруснику.

Как мы ехали. Всё барахло вёз в рюкзаке на багажнике я. Ещё были небольшие заплечные рюкзачки для всякой мелочи. Лена везла в вело-кресле Аню, а Настя всю дорогу проехала самостоятельно на детском велосипеде Trek с 20-дюймовыми колёсами и одной передачей. Рельеф был преимущественно равнинный, хотя иногда  и холмы попадались, но больших перепадов не было. В крутые горки приходилось Насте помогать заезжать или заходить пешком. Дороги были преимущественно асфальтированные, но и по просёлочным грунтовкам тоже приходилось ездить. Качество дорог для велосипеда - вполне. Велодорожки есть во многих городах и вдоль шоссе. Но в сельской местности приходилось ездить по автодорогам, никаких проблем при этом не испытывали.

Еда. Как было уже отмечено, основная проблема, с которой мы столкнулись - полное отсутствие магазинов и ларьков в мелких посёлках и хуторах. Несмотря на то, что на карте вдоль дороги нарисована куча деревень, купить в них что-то съестное практически нереально. Местные жители затариваются в супермаркетах, находящихся в узловых крупных городах. Следует это учитывать при планировании маршрута и обязательно брать с собой запас продуктов на 2-3 дня на случай "автонома". Цены на продукты практически не отличались от московских. Расплачивались в евро. Продукты качественные, ассортимент супермаркетов стандартный.

Готовили мы на газовой горелке. Для этого контрабандой протащили на пароме 4 больших газовых баллона. Газ на месте покупать очень дорого. Но благодаря тому, что мы часто останавливались в кемпингах, где можно было готовить на общественной кухне, газ мы почти не расходовали, и я привёз его обратно в Москву (выжгли всего один баллон).

Костры в лесах разжигать запрещено кроме специально оборудованных fire place. Но при большом желании можно было бы аккуратно запалить костерок, выбрав местечко поглуше. Мы так ни разу этого и не сделали. Вдоль дорог чистые обочины, берега озёр тоже чистые, незагаженные, нет стихийных кострищ. Так что даже и не хочется лишний раз губить природу. Финны в этом плане, безусловно, молодцы. Русиш швайнэ поучиться бы у них!

Карты. Я пользовался бумажной велосипедной картой "GT Reittikartta Suomi Pro", которую специально купил в книжном магазине. Великолепная карта, на которой обозначены веломаршруты, кемпинги, нацпарки, достопримы, магазины и т. п. Масштаб - 2,5 км в сантиметре. Пять листов этой карты покрывают всю территорию Финляндии, но я купил только "свой" кусок. Карту можно раздобыть на торрентах, причём с привязкой. Планировать по ней маршруты - самое то. Еще купил детальную (250м) карту нацпарка Evo. На ней все тропинки, приюты и fire-place указаны. Карта очень приятная.

В навигатор была залита векторная карта Garmin Suomi Pro. Я был поражён качеством и детализацией! Обозначен буквально каждый сарайчик, тропинки-ручейки... В общем, великолепная карта. Тоже без проблем можно раздобыть на торрентах.

Местные. В сельской местности мы очень редко видели людей. Видимо, они искусно прячутся. Всюду там и тут разбросаны небольшие хутора и дачки. Такое уродское явление, как подмосковный "дачный посёлок" в Финляндии не встречается. Больше всего меня впечатлило (буквально потрясло) практически полное отсутствие заборов. Дома окружают максимум живые изгороди или высаженные рядком елочки. По територии и по лесу можно свободно перемещаться. Нигде нет стен под 4 метра и колючей проволоки. Это просто удивительно и настолько здорово!

Общались в магазинах и спрашивали дорогу, разумеется, на английском. Худо-бедно понимают. Народ не агрессивный, но какой-то себе на уме. С распростёртыми объятиями навстречу не бегут... =)

Кемпинги. Имея под рукой карту с обозначенными кемпингами, можно спланировать маршрут так, чтобы передвигаться между ними и тащить минимум барахла, а ночевать с комфортом. Можно вообще не брать палатку и селиться в домиках. Но это, естественно, будет не слишком бюджетно (30-40 евро). Если жить в своей палатке, то ночёвка обойдется в 10-15 евро, причём в стоимость обязательно будет входить возможность пользоваться общей кухней с газовой или электрической плитой, а также горячим душем и тёплым туалетом.

Кемпинги обязательно есть на окраинах крупных городов и вдоль основных трасс. В сельской местности их поменьше, но расстояния между городами не очень большие.

Осенью, когда наплыв туристов спадает, многие кемпинги закрываются. В октябре-ноябре можно уже столкнуться с проблемой, что всё на замке.

Вывод. Финляндия - страна, буквально созданая для велопоездок. Природа очень приятная, ненапряжная. Хорошие дороги, удобная инфраструктура для велосипедистов, сравнительно несложное добиралово. Можно и нужно ездить туда почаще. Причём ранняя осень - отличное для этого время: мало народу, пустые кемпинги, грибы-ягоды, нет комаров. Поздней осенью там делать нечего - холодно, мокро, всё закрыто.

Welcome to Suomi!

Добавлен: 25 июль 2012 16:25 Автор: EZ #48947
EZ аватар
Аж воспоминания нахлынули =)
Добавлен: 25 июль 2012 16:43 Автор: zaya #48948
zaya аватар
Давай, пиши их сюда! ;)
Добавлен: 25 июль 2012 23:47 Автор: EZ #48956
EZ аватар
я бы раскрыла еще тему минимизации веса и объема вещей в походах с детьми =)
Добавлен: 27 июль 2012 18:19 Автор: Budet #49005
Budet аватар
Блин классный трип! Прям хочу! Чета Зайцевых, как всегда, жжот!

Я бы еще тему рыбалки раскрыл :)
Добавлен: 28 июль 2012 01:33 Автор: galinsh #49019
galinsh аватар
Классный рассказ, Андрюха!
Прям захотелось съездить!!!
Добавлен: 29 июль 2012 21:34 Автор: jobim #49030
jobim аватар
Слушала рассказ об этом походе на клубном собрании в Читалкафе, но этот отчет еще более подробный. Было интересно почитать и узнать еще больше деталей. Лена, добавляй свои нахлынувшие воспоминания.