Майская сказка в Черногории

Автор: Старшов Антон, 23.09.2010 04:00
Просмотров: 13541

В период с 2 по 10 мая 2009 года группой велотуристов ТК МГТУ им. Баумана, г. Москва, в количестве шести человек был совершен поход второй категории сложности по Черногории (черногорск. Crna Gora, Montenegro).
Руководитель: Старшов Антон.
Фото в отчете: Иванов Сергей(С), Евстафьев Николай (С).

О том, что из этого получилось читайте внутри.

Содержание

1        Справочные сведения о походе. 3

1.1       Маршрут похода. 3
1.2       Параметры похода. 3
1.3       Определяющие препятствия. 3
1.4       Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты.. 4
1.5       Состав группы.. 4

2        Организация похода. 5

2.1       Общая идея похода. 5
2.2       Описание района. 5

2.2.1       Географические данные.5
2.2.2       Климат. 6
2.2.3       Население. 6
2.2.4       Государственное устройство. 7
2.2.5       Административное деление. 7
2.2.6       Культура. 8

2.3       Подготовка к походу. 8
2.4       Варианты подъезда и отъезда. 9
2.5       Страховка. 9
2.6       Расходы.. 9

3        График движения. 11

4        Рассказ о походе. 13

4.1       День 1. 03.05.10. Аэродром Подгорица – Подгорица. 13
4.2       День 2. 04.05.10. Подгорица – Мойковац – Жабляк. 14
4.3       День 3. 05.05.10. Жабляк – Шавник – Никшич – Сланско озеро. 15
4.4       День 4. 06.05.10. Сланско озеро – Бата – Кучишта. 16
4.5       День 5. 07.05.10. Кучишта Будва. 17
4.6       День 6. 08.05.10. Будва – Бар – Владимир. 17
4.7       День 7. 09.05.10. Браиша – погр. пост Стегаваш – Вирпазар. 19
4.8       День 8. 10.05.10. Подгорица – Москва. 19

5        Итоги, выводы и рекомендации.. 21

5.1       Упаковка велосипеда для перевоза в самолете. 21

6        Приложения. 23

6.1       Состав личного и группового снаряжения. 23
6.2       Состав аптеки.. 23
6.3       Состав ремнабора. 23
6.4       Карта района. 23
6.5       Список используемой литературы.. 23

 

1       Справочные сведения о походе

1.1      Маршрут похода

Аэропорт Подгорица – Подгорица (Podgorica) – Мойкович (Mojkovac) – Быстрица (Bistrica) – пер. Жабляк (Zabljak ,1342м) – Жабляк  (Zabljak) – Нац. парк Дурмитор (Durmitor) – Жабляк  (Zabljak) – Шавник(Savnic) – пер. Крновска-Глава (Krnovska gl., 1459м) – Никшич(Nicsic) – Сланcко озеро (Slanojez) – Белая поляна (BijelaPoljana) – пер. Ловчен (Lovchen) – Горовицы (Gorovici)  –  Будва(Budva)  – Бар (Bar) – Владимир (Vladimir) – Саско озеро(Sasco jez) – погр. пост Стегаваш (Stegvas, 492 м) – Скадарко озеро (Slasarsko jez) – Вирпазар (Virpazar) – Сутоморе (Sutomore) – Подгорица (Podgorica) – Аэропорт Подгорица.

Рисунок 1. Схема маршрута

1.2      Параметры похода

Вид туризма

Категория сложности

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Вело

Вторая

8

7

02.05.201010.51.2010

 

Протяжённость маршрута ................................................................419,28 км

из них:

·по асфальту, в т.ч. разбитому................................................... 388,48 км (92,8%)

·каменистые горные дороги....................................................... 19,73 км (4,7%)

·горный трекинг..........................................................................10,02 км (2,3 %).

Средняя скорость движения.............................................................12,3 км/ч

Длительность похода 8 дней, из них:

·ходовых .................................................................................... 8 дней

·днёвок .......................................................................................1 день

Общий набор высоты.........................................................................9353 м.

(данные навигатора Garmin GPSMAP 60CSx)

1.3      Определяющие препятствия

 

Вид препятствия

Наименование

Высота, м

Характеристика препятствия

Перевал

Пер. Жабляк

1342

Набор около 700м. Асфальт.

Перевал

Пер. Крновска-Глава

1459

Набор около 850м. Асфальт.

Перевал

Пер. Ловчен

1287

Набор около 650м. Асфальт.

Покрытие

Грунтовые дороги

800

Горные каменные дороги с плохим покрытием. Около 20 км.

 

1.4      Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

Запасные варианты:

1.    Так как маршрут носит кольцевой характер, то в случаях отставания от графика можно сократить маршрут, отказавшись от некоторой части , срезав напрямую к Подгорице.

2.    Вместо участка “Сланcко озеро (Slanojez) – Белая поляна (BijelaPoljana) – пер. Ловчен (Lovchen) – Горовицы (Gorovici)  –  Будва(Budva” проехать участок “Сланcко озеро (Slanojez) – Рудине – Вилуси – Грахово – Хан – Црквице(Ckvine) – Рисан (Risan)”.

1.5      Состав группы

 

ФИО

Должность

Опыт

Фото

1

Старшов Антон Евгеньевич

Руководитель

1 ВелоР,2 ГР, 2ЛР, 3ГУ, 4ЛУ

2.

Дробина Татьяна Николаевна

Медик

1 велоУ (Крым)

3.

Иванов Сергей Александрович

Завхоз

1велоУ (Крым), 1ПР, 4ЛУ,3ГУ

4.

Нечаев Никита Павлович

Финансист

2ГР, 3ГУ

5

Владислав Венедиктов

Реммастер

1 Вело У (Крым)

 

6

Евстафьев Николай Евгеньевич

Штурман, Завснар

4 ВелоР

2      Организация похода

2.1      Общая идея похода

После  велопохода по Крыму (см. [7]) наша команда решила продолжить исследовать горизонты велотуризма и познавать новые районы. Вариантов поездки было несколько: Молдавия, Португалия, Абхазия. Изучая материалы по велотуризму, на глаза попался отчет о велопоходе 3кс по Черногории под рук. Козинова С. (см. [2]), выложенный на конкурс “Путь 2009”. После прочтения отчета, я загорелся походом именно в Черногорию, страна действительно потрясающая. Удивительно, но минусов в выборе этой страны, я не нашел, понравилось все: красивые горные виды, хорошие дороги, малый трафик, благосклонное отношение местных, теплый климат, доступность и многое другое. После рассказа о районе другим членам команды, мы пришли к полному пониманию относительно района путешествия.

Целей нашего путешествия было несколько: проехать спортивный поход 2 кс, насладиться природой национальных парков Черногории, провести несколько дней на Адриатическом море, охватить по возможности наибольшее количество культурных достопримечательностей. Но на все про все у нас было в лучшем случае неполные 8 дней, и за эти дни мы взяли от жизни МАКСИМУМ.

2.2      Описание района

Черногория (черногорск. Crna Gora, Montenegro) была выбрана районом похода, как страна, содержащая на своей небольшой территории (13 812 км²)огромное количество разнообразных природных достопримечательностей (самый глубокий в Европе и второй в мире каньон реки Тара, глубиной 1200м;национальные заповедники Дурмитор, Биоградский, Ловчен, Скадарский;Пивское озеро/водохранилище;Боко-Которский фьорд;Которская крепость;Ловченский мавзолей;Скадарское, Сланское озера),имеющая развитую туристическую инфраструктуру и объявленная экологической страной. Кроме этого, Черногория это горная страна с большим разнообразием рельефа: горные цепи, каньоны, озера, имеющая выход к Адриатическому морю.Все участники похода хотели повысить уровень туристской подготовки,одновременно побывав в этой интереснейшей стране.При подготовке для оптимального и сбалансированного планирования дневных переходов, предполагаемых наборов высот, посещаемых достопримечательностей были тщательно изучены отчёты и GPS-треки предыдущих походов, а также рассмотрены различные варианты трансфера в страну (авиа, ж/д, авто).

Черногория– государство в юго-восточной Европе, на адриатическом побережье Балканского полуострова. Название происходит от топонима Чёрная гора.Омывается Адриатическим морем, имеет сухопутные границы с Хорватией на западе, Боснией и Герцеговиной на северо-западе, Сербией на северо-востоке, Косово на востоке и Албанией на юго-востоке.До июня 2006 года была частью конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, занимая 13,5 % его совокупной территории.Независимость Черногории провозглашена 3 июня 2006 года.

2.2.1     Географические данные.

Территорию страны можно условно разделить на три части: побережье Адриатического моря, относительно равнинная центральная часть страны, на которой расположены два её крупнейших города: Подгорица и Никшич, и горные системы востока страны.Протяженность сухопутных границ государства составляет 614 км: на западе с Республикой Хорватия — 14 км; на северо-западе с Боснией и Герцеговиной — 225 км; на северо-востоке с Республикой Сербия и Косово 203 км; на юго-востоке с Республикой Албания — 172 км.

Континентальная береговая линия Черногории имеет протяжённость порядка 300 км. Черногория имеет в своём составе 14 морских островов,совокупная протяжённость береговой линии которых составляет 15,6 км. На северо-западе страны находится крупный залив Бока Которска, имеющий площадь водной поверхности 87,3 км² и врезающийся в сушу на 29,6 км.Протяженность пляжей Черногории — 73 км. Температура морской воды в течение семи месяцев колеблется в диапазоне от + 12 до +26 °C,прозрачность морской воды местами превышает 35 м.Самые длинные реки Черногории: Тара (144 км), Лим (123 км), Чеотина (100 км), Морача (99 км), Зета (65 км) и Бояна (30 км). Около 52,2 %черногорских рек относится к бассейну Чёрного моря, оставшиеся 47,8 % — к бассейну Адриатического моря. Три черногорских реки (Морача, Зета и Пива)на всём своём протяжении текут по территории Черногории. Река Бояна ранее была единственной судоходной рекой Черногории; на настоящий момент она судоходной не является. Большинство черногорских рек горные, образуют глубокие каньоны. Каньон реки Тара глубиной около 1200 м, является самым глубоким в Европе и вторым по глубине в мире. Реки Черногории обладают энергетическим потенциалом 115 кВт на 1 км² территории, что является очень высоким показателем. Однако по различным причинам (в том числе экологическим) гидроэнергетика в стране неразвита.

Крупнейшее озеро Черногории и всего Балканского полуострова Скадарское. Общая площадь его водной поверхности составляет 369,7 км². Две трети озера (по площади) находятся на территории Черногории, одна треть на территории Албании. Также на территории Черногории имеется 29небольших горных озёр ледникового происхождения (так называемые горные глаза), совокупная площадь которых составляет 3,89 км².Более 41 % площади страны составляют леса и лесные угодья, 39,58 % —пастбища. Растительный мир Черногории разнообразен: всего на территории страны зафиксировано 2833 вида растений, из них 212 — эндемики Балканского полуострова, а 22 — эндемики Черногории. Согласно Конституции Черногории, республика является экологичным государством,под различными природоохранными режимами находится 8,1 % территории (в том числе национальные заповедники Дурмитор, Ловчен, Биоградская гора и Скадарское озеро).

2.2.2     Климат

В северной Черногории умеренно-континентальный, на Адриатическом побережье средиземноморский. В приморской области лето обычно продолжительное, жаркое (+23-25 °С) и достаточно сухое, зима  короткая и прохладная (+3-7 °С). В горных районах умеренно теплое лето (+19-25 °С) и относительно холодная зима (от +5 до −10 °C), осадки выпадают в основном в виде снега. Осадков выпадает от 500 до 1500 мм в год,преимущественно в виде дождя, в горах близ морского побережья местами выпадает свыше 3000 мм. В северных областях Черногории снег лежит до 5месяцев в году. Количество солнечных часов в год: в Игало — 2386, в Ульцине – 2700.

2.2.3     Население

По данным переписи 2003 г. в Черногории проживает 620 145 человек(годовой прирост 3,5 %).

 

 

Национальный состав населения :

§  черногорцы — 43,16 %

§  сербы — 31,99 %

§  боснийцы — 7,77 %

§  албанцы — 5,03 %

§  мусульмане¹ — 3,97 %

§  хорваты — 1,10 %

§  русские — 1,00 %

§  цыгане — 0,42 %

§  другие — 5,56 %

§  ¹ — черногорцы и сербы, исповедующие ислам

 

Родные языки:

§  сербский язык — 85,7 %

§  албанский язык — 5,3 %

Религия:

§  православие — 74,24 %

§  ислам — 17,74 %

§  католицизм — 3,54 %

Особенностью Черногории является дуализм национального самоопределения. Черногорцев роднит с сербами язык (черногорский большинством населения считается диалектом сербского), религия (православное христианство) и общие вехи истории. Около половины респондентов, упомянутых в результатах переписи 2003 года как черногорцы,в анкетах писали черногорец, серб или серб-черногорец.

2.2.4     Государственное устройство

20 октября 2007 года была принята Конституция Черногории. В соответствии с первой статьей Конституции, Черногория является свободным,демократическим, экологичным государством социальной справедливости,основанным на принципах верховенства закона.Власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.Президент формально не входит в систему разделения властей.Президент избирается на пятилетний срок в ходе всеобщего прямого тайного голосования. С 2003 года пост президента Черногории занимает Филип Вуянович.Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом Скупщиной. В состав Скупщины входит 81 депутат, избираемый в ходе прямого тайного голосования. Срок полномочий Скупщины составляет 4 года.Исполнительную власть осуществляет Правительство (Влада). Состав правительства утверждается Скупщиной по предложению Президента.Судебная система двухуровневая. Верховный суд Черногории обеспечивает единство правоприменительной практики на всей территории республики. Помимо двухуровневой судебной системы существует также Конституционный супос.

2.2.5     Административное деление

Территория Черногории разделена на 21 муниципалитет (область,община; сербск. општина). Муниципалитеты названы по названиям их центральных городов:  Андриевица, Бар, Беране, Биело-Поле, Будва, Даниловград, Жабляк, Колашин, Котор, Мойковац, Никшич, Плав, Плужине, Плевля, Подгорица, Рожае, Тиват, Улцинь, Херцег-Нови, Цетинье историческая столица, Шавник.

2.2.6     Культура

Культура Черногории это огромный сосуд, заполненный в разные времена различными народами своим творчеством, дарованием и традицией.Запад и восток, православие и ислам, романский стиль и готика, барокко и абстракционизм принимали активное участие в формирование внешнего и внутреннего облика культуры Черногории. Первыми свидетельствами проявления человеческого гения на территории Черногории можно считать найденные в пещерах Красная Стена, Биоче (каньон реки Морача), Малишина пещера и Медная скала (каньон реки Чеотина) поселения с присущими для бронзового века культурными изысками. Развитие общества, зарождение иноземных отношений, способствовали становлению новой  ультурной среды,главной ареной для выражения которой стал г. Котор. Его величественные и изящные церкви и крепость, общественные дома и постройки, сохранившиеся до наших дней, ныне внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия, чтобы последующее поколение могло изучать историю по живым свидетельствам времен. Кроме того, не мало познавательных уроков преподнесут молодёжи, унаследовавшие исламские традиции мечети, к примеру, Хусейн-паши Болянича в Плевле или светские постройки, такие как, Дом помещика Реджепагича в Плаве, и, конечно же, многочисленные монастырские комплексы Черногории: Морача, Пивский монастырь, высокогорный монастырь Острог, впитавшие в себя византийские каноны живописи и росписи. Кстати, и современное художественное творчество Черногории вызывает неподдельный интерес ценителей искусства, к числу новых мастеров кисти, относятся абстракционисты Петр Лубарда, Мило Милунович, Дадо Джурич, Бранко Филиппович-Фило, Войо Станич, чьи работы представлены не только в музеях Черногории, но и в крупнейших галереях мира.

Литературная страница культуры Черногории связана с созданием во второй половине XII века первых письменных памятников: Летописи Попа Дуклянина и Евангелия Мирослава, именно с них начиналось черногорское слово. Новый виток развития культура Черногории получила в XV веке после внедрения в общество правителем Джураджем Црноевичем и иеромонахом Макарием — печатного станка, первой работой набранной на котором стала книга Октоих Первогласник. Последующие века характеризуются появлением новых литературных имен, в своем творчестве выражавших непоколебимый дух черногорского народа, к их числу относится поэт и доктор богословия Андрия Змаевич, писатели и правители Петр I и Петр II Петровичей (Негошей), поэты Ристо Раткович, Радован Зогович, прозаик Михайло Лалич и другие. Конец XIX века стал триумфальным для черногорского театра, произведения местных и иностранных авторов с аншлагами проходили в пяти театрах страны, после второй мировой войны театр начал сдавать свои позиции черногорской, а точнее югославской кинематографической культуре.

2.3      Подготовка к походу

Подготовка к походу началась приблизительно за 1,5 месяца до начала путешествия. Мы провели два общекомандных выхода общей протяженностью около 200 км. Основной упор делался на тренировку длительной езды по асфальту с наборами высоты и долгими периодическими нагрузками. Также участники проводили индивидуальные покатушки на велосипеде, а также беговые тренировки по пересеченной местности. Тренировки показали, что часть участников не готова спортивно к предстоящему путешествию, и итоговый состав группы несколько поменялся.

 Кроме того, мы провели проверку наших байков на предмет износа цепи, кассет, систем и тормозных колодок. Так как большая часть маршрута проходит по асфальту, было принято решение по возможности брать сликовые покрышки с расширением 1.9. По результатам прошедшего похода можно констатировать, что это решение полностью себя оправдало.

2.4      Варианты подъезда и отъезда

Существует два основных варианта, как добраться до Черногории: авиа и ж.д переезд. Прямые сообщения Москва – Подгорица осуществляет авиакомпании Сибирь, Montenegro Airlane. Авиатрансфер также регулярно осуществляется чартерными рейсами из Москвы и Киева. Кроме того, есть множество вариантов с пересадкой через Белград авиакомпаний JatAirlane. Стоимость перелета в обе стороны на промобилеты составляет 250-300 €, условия провоза велосипеда необходимо уточнять у авиакомпании. В нашем случае он шел обычным багажом, а в случае перевеса необходимо было доплачивать за каждый кг.  Время в пути 2-2,5 часа. По информации с сайта РЖД также курьирует прицепной вагон по сообщению Москва – Бар, стоимость проезда в таком вагоне составляет 150 €.

Мы воспользовались вариантом авиаперелета. Основная часть людей полетела рейсом Москва – Подгорица авиакомпании MontenegroAirlane (цена 11600р), но данные рейсы производятся не каждый день, поэтому пришлось выехать только 2 мая, хотя праздники начались намного раньше. Двое участников, которые не смогли вовремя купить билеты авиакомпании MontenegroAirlane, отправились днем позже рейсом авиакомпании JatAirlane с пересадкой через Белград (цена 15800р).

2.5      Страховка

На время пребывания в Черногории мы пользовались услугами Росно по программе РОСНО-Voyager. Стоимость страховки составила 250р, на страховую сумму 25000$, с учетом дополнительных рисков “Другие опасные виды занятий”.

2.6      Расходы

Все походные расходы сведены в таблицу:

Статья расходов

Сумма,

1.      

Авиаперелет Москва – Подгорица – Москва

280

2.      

Ж.пос. сообщение Подгорица – Мойковац, провоз велосипед 4евро внезависимости от расстояния.

10

3.      

Ж.пос. сообщение Вирпазар – Сутоморе, Сутоморе – Подгорица 

12

4.      

Страховка

10

5.      

Остановки в кэмпингах (5+8)

12

6.      

Расходы каждого на продукты, музеи, экскурсии

118

 

Итого

442

Примечание. Указаны минимальные расходы, в которых не учтены общекомандные затраты на снаряжение, ремнабор, аптеку и др. возможные расходы.

 

3      График движения

 

Дни пути

Дата

Участок пути

Км

Набор, м

Характер пути, естественные препятствия, стоянки.

1

02.05

Аэропорт Подгорица – Подгорица (Podgorica)

13,29

24

Асфальтированное шоссе 2 полосы, много транспорта.  Рельефа нет. Есть место для ночёвки в лесу или немного севернее аэропорта, недалеко от р. Циевна.

Подгорица (Podgorica) – Мойкович (Mojkovac)

Ж.Д

Ж.Д

Пользовались услугами железнодорожного сообщения Подгорица – Белград (расписание и стоимость см. [1]).

Мойкович (Mojkovac) –  место ночёвки на р Быстрица (Bistrica)

21,50

349,9

Асфальтрованное шоссе 2 полосы. Траффика мало, есть источники воды. Магазины, кафешки есть  в Мойковаце. Для ночёвки есть хорошее место в кемп-мотеле у Бистрицы, там же можно встать рядом с речкой в палатках, можно найти и другие стоянке недалеко от дороги.

2

03. 05

м.н – Добриловина – пер. Жабляк (Zabljak ,1342м) – Жабляк  (Zabljak)

53,96

1848,8

Асфальтрованное шоссе 2 полосы. В Добриловине есть кафе, у моста Джуржевича пару ресторанов и киоск. Рельеф – сброс высоты почти до моста, перед которым начинается подъём (5,7%)  в перевал около 690м, затем до Жаблике еще небольшой подъем метров 200. Очень красивые виды на каньон Тары, много небольших туннелей. Можно снять домик в Доброловине, до моста есть места где поставить палатку.

3

04. 05

Радиалка в НП Дурмитор (Черное озеро).

9,73

294,6

Горный трекинг. В мае на склонах (начиная с 2000м) еще достаточно снега, поэтому походы к Ледяной пещере затруднены, прогуляться вдоль Черного озера не составляет труда.

4

05. 05

Жабляк  (Zabljak)  - Шавник (Savnic) – пер. Крновска-Глава (Krnovska gl., 1459м) – Никшич(Nicsic) – Сланско озеро (Slano jez)

93,79

1627,7

Узкое асфальтрованное шоссе плохого качества. Местность пустынная, магазинов нет, вода встречается, первая часть пути безлесая. Машин нет. Плавный сброс высоты почти в 600 м к Шавнику. После Шавника подъем и выезд на старую трассу.

5

06. 05

Сланско озеро (Slano jez) – Белая поляна (Bijela Poljana) – Убли (Ubli) – Извор ( Izvor) – Бата (Bata) – Свети-Иован монастырь – Кучишта. 

65,55

1829,2

До Убли асфальтное шоссе 2 полосы, машин очень мало. Есть источники воды. Участок Убли(Ubli) – Извор ( Izvor) (10 км) горная дорога (каменная) с крутыми подъемами.  Радиальный участок Бата (Bata) – Свети-Иован монастырь представляет собой грунтовую горную дорогу с крутыми подъемами. Дороги в Которскую бухту напрямую отсутствуют. В Ресна(Resna) и Кучишта есть кафе с напитками, но без еды.

6

07. 05

Кучишта – пер. Ловчен (Lovchen) – Горовицы (Gorovici)  –  Будва(Budva)

56,26

1117,6

Хорошее асфальтное шоссе, до побережья 2 перевала, а затем большой сброс до Будвы.  В Дуги есть кафе с едой (одно из старейших кафе в Черногории).

7

08. 05

Будва(Budva)  – Бар (Bar) 

 

 

Автобус.

Бар (Bar) – Старый Бар (StariBar) – Владимир (Vladimir) – Саско озеро(Sasco jez) – Браиша

43,10

890,4

Двухполосное шоссе, трафик малый, встречаются источники воды и кафешки. Самый большой набор 400 метров идет до Старого Бара, участок Старый Бар – Владимир почти горизонтальный с небольшим (200м) подъемом в начале. Стоянки можно организовать по пути до Владимира, у Саско озера заболоченные участки, заночевать у него неудобно. Стоянки на склонах на участке Владимир - Браиша найти непросто.

8

 

09. 05

 

Браиша – погр. пост Стегаваш (Stegvas, 492 м) – Скадарко озеро (Slasarsko jez) – Вирпазар (Virpazar)

49,87

1371,4

Узкое асфальтированное шоссе в 1,5 полосы с 1-м перевалом 510 м.  Траффик практически отсутствует. Очень красивые виды на Скадарко озеро, крутые подъемы и спуски.

Есть источники воды, по пути 2-3 кафе.

Вирпазар (Virpazar) – Сутоморе (Sutomore) – Подгорица(Podgorica).

Ж.ПОС.

Ж.ПОС.

Пользовались услугами железнодорожного сообщения (БАР – Подгорица)  (расписание и стоимость см. [1]).

Подгорица (Podgorica) – Аэропорт Подгорица

12,21

24

Асфальтированное шоссе 2 полосы, много транспорта.  Рельефа нет. Есть место для ночёвки в лесу , а также севернее – около р. Циевна

 

Итого:

 

419км

9353м

 

Примечание. Для получения дополнительной информации о ходовом времени, местах стоянок и подробной нитки движения смотрите трек и точки маршрута в формате OziExplorer.

 

4      Рассказ о походе           

Жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились..

Февраль 2010 года, за окном зябко, ясно и морозно, собираюсь в лыжный поход на Приполярный Урал, но уже одним глазком заглядываю на два месяца вперед, мечтая о далекой Черногории, страну в которую можно влюбиться даже только по фотографиям и впечатлениями от людей. И действительно, как выяснилось Черногория – страна мечта. Это, наверное, самая подходящая характеристика для этого, еще не сильно тронутого цивилизацией, края в самом сердце Европы.

Изначально, желающих поехать было много, но когда настал час икс, и пришло время брать заветные билеты, достались они 4-м счастливчикам – Сереге, Тане, Толе и Никите, а меня среди них не оказалось. Оказывается, загранпаспорт просрочен, и вероятность моего участия падает с каждым днем. Но, как известно, нет на свете ничего невозможного, было бы желание, а шанс представится – с оптимистическими настроением сдаю документы на замену паспорта, с надеждой, что месяца на его замену хватит. И хватило.

Собрать хорошую команду всегда непросто, у каждого свои цели, сроки, финансовые возможности, предпочтения и тараканы, но гораздо сложнее, если все это многообразие блюд начинается вариться в одном котле на маршруте. Цели у участников нашей команды были разные, и хорошо, что тренировки показали, что присоединившимся к команде позже Вике и Никите, требуется маршрут попроще. В результате в итоговом составе, к исходной четверке присоединились еще я и Николя, который желал от мероприятия спорта, солнца и хорошей компании. Билеты нам достались на день позже на вечер, так что нам еще предстояло еще догонять своих товарищей.

4.1      День 1. 03.05.10. Аэродром Подгорица – Подгорица

И вот 2 мая, я и Николя садимся на самолет, летевший до Белграда, а оттуда транзитом в Черногорию в аэропорт “Подгорица”. Улыбающаяся стюардесса приятным сербским голосом желает нам счастливого пути. Багаж получаем быстро, людей не много, и они быстро разъезжаются кто куда. А мы начинаем сборы наших железных коней на опустевшей площади аэропорта. К слову сказать, на этот раз большинство из нас решила воспользоваться новомодной методикой паковки велосипедов в пищевую пленку. В целом методика неплохо себя показала и является неплохой альтернативой любому чехлу. 

Сборка велосипедов прошла успешно и быстро, если не считать сломанной мною правой монетки, которая перестала показать переключаемую скорость. Выдвигаемся на трассу Бар – Подгорица, по которой предстоит проехать около 10 км до станции местной железной дороги. На улице тепло, небольшой ветер, настроение отличное, скорость под 30, темно, дороги не освещаются, видимо в Черногории в отличии от России экономят на электричестве. Следуя указаниям GPSприемника, быстро находим нашу станцию, и решаем отъехать от нее немного, чтобы переночевать, не создавая себе проблем с местными правоохранительными органами. Нашли довольно сносное поле покрытое травкой, на котором удобно расположились в спальниках прямо под открытым небом (фото 1, 2).

Фото1. Аэропорт

Фото2. Место ночевки

4.2      День 2. 04.05.10. Подгорица – Мойковац – Жабляк

Утром встаем довольно рано, получаю смс от Сереги, о том, что наши друзья благополучно добралась до г. Жабляк и собираются сходить радиально погулять по парку Дурмитор в сторону Ледяной пещеры. А нам еще предстоит, весь день ломить на встречу с нашими друзьями. Заправляемся кофе и чизкейками в местном кафе и отправляемся на станцию делать зарядку в ожидании нашего локомотива (фото 3). Садимся в поезд, проводник учтиво помогает поднять велосипеды в вагон и указывает где их лучше расположить, а затем с кодексом в руках объясняет нам о правилах перевоза велосипедов на территории его страны. А Коля, на чистом русском учтиво объясняет проводнику, какой он “молодец”. Как выяснилось, провоз велосипеда стоит около 3 евро независимо от проезжаемого пассажиром расстояния.

Проехать по железной дороге в Черногории советую каждому попавшему в Черногорию. Сочетание горных пейзажей, туннелей и мостов, дорога проходит высоко в горах, высеченная прямо в скалах, а внизу красуются долины зеленоватых рек и поселки с оранжевыми крышами (фото 4 и 5).

Фото3. Ж.д. вокзал в Подгорице

Фото4. Вид из поезда

Фото5. Вид из поезда

Высаживаемся в  Мойковац и уже по привычке заезжаем заправиться кофе перед длинной, но потрясающе красивой дорогой в сторону г. Жабляк. Проезжаем по улицам Мойковац, солнце, время и жизнь текут здесь вяло, местные при встрече дружелюбно приветствуют нас, выкрикивая на местном  наречии “Добр дан” (в переводе на русский “Добрый день”). Дорога Мойковац – Жабляк проходит вдоль каньона р. Тара – удивительно красивого чуда природы, первого по величине каньона в Европе (фото 6,7,8.9). Для поклонников водных видов туризма замечу, что р.Тара является сплавной и ждет своих покорителей.

Фото6. Каньон р. Тара

Фото7. Каньон р. Тара

Фото8. Каньон р. Тара

По хорошему асфальту, набирая немного в горку, быстро достигаем пос. Быстрица, где находится туристический кэмпинг, и днем ранее ночевала вторая часть нашей группы. Стоит упомянуть, что в мае кэмпинг еще закрыт, что не мешает поставить палатки рядом с ним. Дальнейший наш путь проходит через пос. Добриловина, в котором  можно остановиться на ночевку, сняв коттедж, тут же расположена местная достопримечательность – монастырь с одноименным названием (фото 10). Следующим пунктом нашей программы был грандиозный спуск, который продолжается почти до моста Джуржевича и сопровождается множеством туннелей.

Фото9. Каньон р. Тара

Фото10. Монастырь в пос. Доброливна

Хочу упомянуть, что каждый день в Черногории был момент, когда в голове мелькала мысль “Наверное, это самое красивое место в Черногории”, но на следующий день я понимал, что вчера я ошибался, и самое красивое место сейчас передо мной. Одним из таких мест в моей памяти остался мост Джуржевича (фото 11,12), около которого мы сделали остановку, перекусив в местном кафе. В кафе оказались только напитки и сладкое, зато мы встретили группу велотуристов из Киева, которые также двигались в сторону Жабляка.

Фото11. Мост Джуржевича

Фото12. Мост Джуржевича

Закинувшись кофейком с печеньем, выдвинулись в сторону пер. Жабляк, на который нам предстоял длительный подъем. Подъем дался нам за два переезда с одной остановкой, и, когда мы выбрались на перевал, еще некоторое время сидели на асфальте, расслабляя мышцы и рассматривая открывшиеся перед нами плато. Но как выяснилось, на этом испытания не закончились, и когда мы подъезжали к Жабляку, батарейка уже начала подсаживаться, ведь поесть нормально нам так и не удалось. Жабляк — это маленький город у подножья горного массива Дурмитор. Зимой здесь активно развивается лыжный спорт и сноуборд, а летом альпинизм, трекинг и рафтинг. Население города составляет чуть больше 2 тыс. человек, но город заметно развивается (фото 13 и 14).

Фото13. г. Жабляк

Фото14. г. Жабляк

Двигаемся к кэмпингу, в котором договорились встретиться с нашими друзьями. Хозяин кэмпинга - Дядя Миша, оказался товарищем гостеприимным, угостил нас пивом и рассказал, что наши друзья отправились в сторону Ледяной пещеры, находящейся в горах парка Дурмитор. Мы тоже не стали терять времени и отправились в Дурмитор в надежде встретиться с ними (фото 15). Национальный парк Дурмитор чудесное место с множеством  достопримечательностей. К сожалению, нам удалось только прогуляться вокруг Черного озера и рискнуть искупаться в нем,  но осталось желание приехать сюда вновь, чтобы получше узнать горный массив Дурмитор (фото 16,17,18).

 

Фото15. Указатели по парку

Фото16. Нац. парк Дурмитор

Встретиться с ребятами нам удалось уже только в кэмпинге, куда мы отправились после ужина в местном ресторанчике. Как оказалось, у ребят тоже не обошлось без приключений, прогулка к Ледяной пещере по треку, нарисованному мною от руки в Москве, оказалась непростой задачей, да и снега в горах еще очень много в это время года. Отличный выдался денек!

Фото17. Нац. парк Дурмитор

Фото18. Нац. парк Дурмитор

4.3       День 3. 05.05.10. Жабляк – Шавник – Никшич – Сланско озеро

В этот день проснулись пораньше,  нам предстояло проехать около 100 км и набрать суммарно порядка 1500м. Но разве это расстояния для хорошей подготовленной компании друзей? Попрощавшись с нашим оранжевым домиком (фото 19) и дядей Мишей, мы отправились навстречу ветру по дороге в сторону г. Шавник. Изначально дорога идет по открытому безлесному плато с редко встречающимися застройками, встречный ветер сильно затрудняет наше движение. По дороге делаем остановки для осмотра нескольких архитектурных сооружений и памятников старины (фото 20,21,22).

Фото19. Кэпинг дяди Миши

Фото20. Архитектура

Фото21. Архитектура

К счастью, постепенно плато заканчивается и начинается приятная лесная дорога по которой через час достигаем пос.Буковица. Скорости наши возросли, и даже небольшие поломки не могли повлиять на наше хорошее настроение от окружающей местности, теплого дня и вкуса разбавленного Вранеца. И вот мы уже достигаем  пос.Тушина, от которой дорога делает резкий поворот направо и начинается длительный скоростной спуск в сторону г. Шавник (фото 23). Закупившись в местном магазине, мы решили устроиться на обед у моста через р. Бижела. Николя делился опытом по пользованию горелками и налаживанию быта с молодым поколением (фото 24). Обед пришелся как раз кстати, мы отдохнули перед большим и длительным подъемом на пер. Крновска-Глава (1459м).

Фото22. Архитектура

Фото23. г. Шавник

Фото24. Обед у р. Бижела

На одном из участков подъема был опробован метод, помогающий держать группу в тонусе и не растягиваться. Суть его заключалась в том, что к рюкзаку на спине лидера приделывается колонка и врубается какой-нибудь заряжающий музон.  Результатом метода стал клубок велосипедистов, двигающихся в одном темпе и мотивированных желанием крутить под музыку. Правда на спуске, двигаться таким образом не получается, да и опасно.

Хочу заметить, что для велотуристов предпочтительнее ехать не по новой основной, а по старой трассе Шавник – Никшич. На ней практически отсутствует транспорт, дорога проходит по горной местности с множеством красивых видов, через несколько небольших перевалов, но удовольствие от спусков с них не оставит вас равнодушным. На одном из таких перевалов мы встретили праотца современных программистов и совершили обряд преклонения перед его мастерством (фото 25).

После ряда небольших перевалов начинается стремительный спуск на запад в г. Никшич. На одном из поворотов мы умудрились разминуться с Серегой, который ни без подсказки местных аборигенов уехал в город по другой дороге, но благое изобретение человека – мобильник, помогло разрешить ситуацию.

Дело двигалось к вечеру, мы затарились продуктами и выдвинулись в сторону Сланско озера. Изрядно уже подуставшие, проезжаем по плотине на восточную сторону озера. В результате поиска стоянок вдоль озера было найдена практически идеальная укромная полянка в 20 метрах от озера. Приготовленный Николя глинтвейн, вернул силы и придал вечеру особую атмосферу (фото 26, 27).

Фото25. Праотец программистов

Фото26. Сланско озеро

Фото27. Дамба

4.4      День 4. 06.05.10. Сланско озеро – Бата – Кучишта

Утром за завтраком приняли решение забить на трассу Никшич – Грахово – Цетине, а поехать по горной дороге через небольшие деревни по маршруту  Белая поляна – Чево  – Дуги, выводящей на побережье южнее Котора. Хотя упущенная нами часть Черногории также заслуживает внимание, но  отсутствие желания путешествовать по оживленным машинами трассам склонили нас именно к этому варианту маршрута. Что касается машин, мы не ошиблись, за весь день на данном участке пути мимо нас проехало 2-3 машины, а приключений в этот день получилось достаточно.

Интересная жизнь здесь в горах Черногории, веет какой-то простотой и свободой, необычная страна, а люди доброжелательны и веселы.

От Сланско озера до пос. Белая Поляна дорога идет на подъем, встречаются источники воды в виде колодцев. На одном из таких источников мы пообедали. После обеда, доехав до пос. Убли, решили, что хватит ездить по асфальтным дорогам, пора испробовать местные грунты. Кроме того, грандиозным планом на этот день была идея выехать на север в Которовскую бухту. Дорога от Убли – Извори оказалась непростым испытанием, сочетание каменистого покрытия и крутых подъемов и спусков заставило в некоторых местах тащить велик на себе (фото 28). Выехав в пос. Извори, повернули налево и по асфальту быстро пробросились до пос. Бата. Здесь мы еще раз решили испытать судьбу, в надежде выехать через горную часть в сторону Которовской бухты. И хотя местные жители ясно указали нам, что дороги для велосипеда через горы нет, мы решили иначе (фото 29). Подвергшись влиянию опытного Николя, который убедил всех, что дорога есть, мы отправились исследовать местные горы. Проезжаемых дорог через горы, обозначенные на одной из наших карт, мы не обнаружили, зато полюбовались великолепием Свети-Иованского монастыря и местными горными поселками (фото 30, 31, 32).

Фото28. Выбор пути

Фото29. Преодоление горных участков

Фото30. Горный поселок

 

Фото31. Свети-Иованский монастыр

Фото32. Рядом с Свети-Иованским монастырем

Фото33. Недалеко от места ночевки

Местное население очень трепетно относится ко всему, что связано с религией, церкви поражают своей архитектурой и величием, кладбища всегда ухожены, а память и забота о предках является важной частью культуры. Когда кто-то умирает, на столбах развешиваются фотографии покойного, считается, что чем больше людей узнает об этом, тем лучше будет умершему в загробной жизни. 

 Скитания по горам в этот день нас изрядно измотали, день близился к концу, мы вернулись на дорогу и поехали в сторону пос. Ресна, по дороге просматривая места для ночлега. Нашли не сразу, а только около пос. Кучишта, на выезде из него располагается кафешка и колодец с водой (фото 33). Местный дедок – бармен помог нам с водой, приготовил турецкий кофе, и даже указал нам места, где можно устроится на ночлег. Палатки пришлось ставить почти на склоне, ровные площадки в горной местности почти полностью использованы под огороды, но нам было уже по барабану. Ужин, усталость и бутылка вранца склонили всех на боковую.

4.5      День 5. 07.05.10. КучиштаБудва

Проснувшись, мы поняли, что недопитое вчера вино было ошибкой – погода испортилась. Ну и черт с ней с погодой, сегодня нам предстояло выехать к морю и, подстегиваемые этой идеей, мы выдвинулись на перевал Ловчен, расположенный на территории одноименного национального парка (фото 34, 35). Под звуки редкого дождика, на перевал мы заехали довольно быстро, но на спуске дождь сильно усилился. Как раз в этот момент, подвернулась очередное местечко, табличка на котором свидетельствовала о том, что данное место является одним из старейших кафе в Черногории. К слову, кофе в Черногории делают вкусный, и мы практически никогда не отказывали себе в кофейных остановках в подобных уютных местах.

Фото34. Погода подпортилась

 

Фото35. Никита и Толик

Фото36. Въезжаем в пос. Негуши

На спуске с перевала Ловчен хотелось кричать во всё горло, и мы себе в этом не отказывали. Красиво, скорость под 40-50, хочется движения, погода наладилась и очень холодно -  после дождя на такой скорости действительно холодно, и мерзнут конечности. Вдобавок на половине спуска я обнаружил, что забыл GPS в кафе и, улыбаясь проезжаемым мимо друзьям, покрутил назад в кафе. Спустившись с перевала, въезжаем в село Негуши, хорошо известное своей сохранившейся древней традиционной архитектурой, а также знаменитыми в черногорской национальной кухне негушским сырами и окороками (фото 36,37,38).

Фото37. В окресностях пер. Ловчен

Фото38. пос. Негуши

Фото39. Которская бухта

За селом Негуши и небольшим подъемом на перевал открывается еще одно из прекраснейших мест Черногории – вид на Котороскую бухту (фото 39,40,41). С обзорной площадки начинается крутой серпантинный спуск к трассе Котор – Будва, этот участок оставил в моей памяти, наверное, самые яркие впечатления от всех спусков Черногории. Трасса Котор – Будва довольно сильно загружена движением, поэтому логичнее и приятнее ехать по второстепенной дороге, проходящей выше вдоль побережья по поселкам. Так сделали и мы, и выехали на трассу уже непосредственно перед г. Будва. 

Фото40. Которская бухта

Фото41. Группа на перевале

Фото42. Море неподелеку от г. Будва

Попав в Будву, мы словно попали в другую страну, непохожую на все что мы видели до этого на севере страны. Города побережья Черногории - это развитая инфраструктура пляжного отдыха. В Будве заселились в Sobe (жилье) с веселыми соседями сербами, которые по сербской традиции угостили нас сливовицей. Вечером мы окунулись совсем в иной вид отдыха: прогулялись по городу, искупались в Адриатическом море, одержали победу в футбольном противостоянии Черногория – Россия, встретились с нашими друзьями Викой и Никитой и по их совету отужинали в ресторане, в котором отведали свежей черногорской рыбы (фото 42,43,44,45). День получился полным впечатлением, длинным и насыщенным, спасибо команде!

Фото43. Пляж в г. Будва

 

Фото44. На пляже

Фото45. Заказ рыбы

4.6      День 6. 08.05.10. Будва – Бар – Владимир

Утром позавтракали в номере и отправились на местный автовокзал в надежде сесть на автобус и добраться до Бара. Правда, сесть на автобус до Бара нам сразу не удалось, пришлось дожидаться большого автобуса с отдельными отсеками для багажа. В Бар приехали уже ближе к обеду, и по совету друзей, бывавших в Черногории, сразу отправились в Старый Бар посмотреть развалины старого города.

Старый Бар находится в северной части города на возвышенности, отсюда открывается хороший вид на весь гор. Один из старейших памятников старого города — ворота X—XI веков. Примечательны руины кафедрального собора св. Георгия XI века и двух церквей — св. Катарины и св. Венеранды, а также некоторые их памятников эпохи турецкого владычества (акведук XVI—XVII веков, часовая башня 1753 года постройки). У юго-западной стены Старого Бара — хорошо сохранившаяся мечеть Омербашича с минаретом (1662) и гробницей Дервиш-Хачана (XVII век); рядом с мечетью — здания для размещения паломников и имамов.

Единственный совет, который можно дать при посещении подобных мест – брать русского экскурсовода, который бы рассказал об истории и легендах сооружения (фото 46,47,48).

Фото46. Старый бар

Фото47. Старый бар

Фото48. Старый бар

Пообедать мы решили здесь же в местном кафе у Старого Бара. К нашему удивлению, в кафе оказалось только одно местное блюдо, за салатом и хлебом официант на наших глазах побежал в расположенный по соседству магазин: не сезон пока еще. Правда, местное блюдо нам понравилось, а за печенками к чаю мы сами сбегали в тот же магазин.

Верхняя дорога на Владимир от Старого Бара вначале набирает 200 метров  по высоте, а затем начинается пологий скоростной участок по плато с небольшими спусками и подъемами. Этот участок дороги всем понравился своей скоростью и видами на горы, по которым мы уже успели соскучиться. На повороте на Ульцин в очередной раз испробовали местный кофе и приобрели сувениры, которые в Баре на побережье стоят несколько дороже.

По дороге на Владимир встретили волосатого велосипедиста, который мчался на своем шоссейном байке на порядок быстрее нас. Что интересно, что багажная сумка у него была намного меньше наших велорюкзаков, и прикреплена на переднее колесо. Турист путешествовал через несколько стран центральной Европы, и сегодня планировал ночевать в Албании в каком-то хостеле. На следующий день мы встретили еще одного похожего странника, видимо подобные соло поездки в стиле Fast&Lite характерны для европейского туризма.

Ночевать в этот день мы планировали на Саско озере, поэтому во Владимире повернули направо. Подъездов к озеру по дороге немного, проехав по дороге, уперлись в какой-то отель, сюда люди приезжают отдыхать на рыбалку, но туристам с палатками тут делать нечего, участки вокруг озера заболочены. Поэтому пришлось повернуть назад во Владимир, по дороге заехали посмотреть местный старые развалины, расположенный около Саско озера (фото 49, 50,51).

Фото49. Развалины у Саско озеро

Фото50. Саско озеро

Фото51. Вид на г. Владимир

Юго-восточная часть Черногории граничит с Албанией, граница открыта, поэтому эта часть страны отличается от остальной своими традициями и религией: здесь албанцы составляют большинство (более 72%), доминирующей религией является ислам (почти 80 %), и только 10 % населения причисляют себя к католикам и православным.

Найти места для ночлега на участке Владимир – Брайша – Растис непросто. Есть проблемы с источниками воды и прямыми ровными площадками на горном участке подъема на перевал, а вставать в поселке рядом с домами у реки у нас желания не было. Жилье с баней, наверняка, можно снять в поселке, потратив некоторую сумму денег. К счастью, нам повезло, и мы нашли хорошую полянку недалеко от поселка в горах, а воду набрали в одном из домов в поселке.

4.7      День 7. 09.05.10. Браиша – погр. пост Стегаваш – Вирпазар

В этот солнечный день было грустно осознавать, что он заключительный, наше путешествие подходит к концу, а в Москве ждут дела, проблемы и суета. Выезжаем с нашей укромной стоянки в горах, наполняем фляги водой и под звуки русского рока, вылетающие из колонки, начинаем крутить на перевал (492м). Транспорта на этой дороге совсем мало, на одном из поворотов находится кафешка, справа открывается виды на Албанию. Через 1,5 часа мы достигаем перевала,  на котором расположен погр. пост Стегаваш и гора с благозвучным названием “Сука”.

На другой стороне перевала находится еще одно из удивительно красивых мест Черногории – Скадарское озеро. Суммарная протяжённость берегов составляет 168 км: 110,5 км в Черногории и 57,5 км в Албании. В озеро впадает 6 рек, крупнейшие из которых — Морача и Черноевича впадают в озеро с запада, образуя заболоченную дельту. Сток из озера в Адриатическое море осуществляется через реку Буна длиной около 41 км, которая вытекает из озера в Албании в районе города Шкодер, по её нижнему течению проходит граница между Албанией и Черногорией (Фото 52,53,54).

Фото52. Группа на перевале

Фото53. Скадарское озеро

Фото54. Скадарское озеро

Дорога до пос. Вирпазар проходит вдоль Скадарского озера по горному массиву “Румижа”, дорога скоростная, насыщена множеством подъемов и спусков, по дороге встречаются кафе и несколько поселков. В районе Скадарского озера также растут виноградники, можно купить домашнее вино. Этот участок Черногории нам очень понравился, всем советую посетить этот край Черногории, не пожалеете (Фото 55,56,57).

Фото55. Скадарское озеро

Фото56. По дороге в пос. Вилпазар

Фото57. По дороге в пос. Вилпазар

До пос. Вирпазар мы добрались к обеду и приняли решение оставшиеся сегодня время провести на море. Перекусили прямо на станции железной дороги Бар – Белград, сели в поезд и уже через 30 минут, мы на пляже г. Сутоморе. Меленький курортный городок Сутоморе известен своими замечательными галечными пляжами протяженностью более 2,5 км. Сутоморе является одним из самых недорогих мест отдыха на побережье Черногории. Отдыхающих в это время года там еще совсем мало, пляжи свободные. Искупались, позагорали, посмотрели развалины местного старого города, расположенного справа от пляжа. Идея заночевать на побережье, не нашла одобрения у всех участников группы – боялись  опоздать утром на самолет, поэтому мы отправились в местный ресторан, чтобы поужинать и отметить достойное завершение нашего путешествия. Пьем пиво и кушаем рыбу, чувствуешь себя белым человеком, это была замечательная поездка, спасибо попутчикам!

Дальше поезд Сутоморе – Подгорица, им мы замыкаем наше кольцо по Черногории, этой уникальной жемчужины в самом сердце Европы. Десять километров до аэропорта преодолевали уже в полной темноте, успели только заехать в супермаркет, купить йогурты на утро. Палатки поставили, немного отъехав от Аэропорта на север – около р. Циевна (Фото 58,59,60).

Фото58. Пляж в пос. Сутоморе

Фото59. Ужин в пос. Сутоморе

Фото60. Закат около аэропорта Голубовицы

4.8      День 8. 10.05.10. Подгорица – Москва

Утром проснулись рано, собрались и направились к аэропорту. Упаковка велосипедов в пленку заняла около часа, в это время, еще одна группа украинцев также занимается упаковкой байков на площади аэропорта – вело-маршруты по Черногории не могут не пользоваться популярностью. Посиделки в ожидании выхода на посадку закончились выпитием алкогольных напитков, закупленных в магазинах беспошлинной торговли на оставшиеся евро.

Улыбающаяся стюардесса приятным сербским голосом приветствует нас на борту авиалайнера Подгорица – Белград. До свидания Черногория, до новых встреч!

5      Итоги, выводы и рекомендации

На мой взгляд, Черногория наиболее удобное место для путешествий на велосипеде. Ведь здесь множество хороших горных дорог с малой загруженностью, огромное количество достопримечательностей, природных заповедников, выход к морю. Что может быть лучше? – трудно придумать. Этот район ставит высокую планку в выборе дальнейших маршрутов путешествий.Мы объехали всю страну по периметру и посмотрели огромное количество достопримечательностей:

·побывали во всех 3-х национальных парках (Дурмитор, Ловчен, Скадарском);

·прогулялись по горам Дурмитора;

·увидели множество озер: Саско, Сланское, Скадарское, Черное озеро;

·осмотрели развалины Старого Бара, Сутоморе, Владимира;

·вплотную приблизились к границе с Албанией;

·искупались в Адриатическом море.

Что касается сроков путешествия, то май это очень подходящее время для подобной поездки: сезон в это время в Черногории только начинается, поэтому цены на жилье и другие услуги ниже обычных; дневные температуры колеблются в районе 20 градусов, а в море уже можно купаться. Правда стоит отметить, что погода на севере страны в горах в это время года может быть нестабильной, на склонах еще много снега и пешие прогулки затруднительны.

Наш маршрут путешествия можно при желании как удлинить, так и укоротить, для Черногории характерны походы от 2 до 4 кс. Так как маршрут носит кольцевой характер, то вариантов срезать при необходимости можно найти массу. Некоторые варианты удлинения маршрута: замена железнодорожной части на велосипедную, заезд в юго-западную часть страны в сторону Герцог Нови, захватывая побережье Которской бухты.

5.1      Упаковка велосипеда для перевоза в самолете

1.    Снимаете оба колеса. Эксцентрики колес (закручивающиеся гайка и поршень) предварительно выкручены из втулок, положены в велокармашек или примотаны к раме.

2.    Откручиваем педали из шатунов. Педали тоже прячем куда-нибудь.

3.    Переднее колесо прикладываем сбоку к треугольнику рамы (диском вовнутрь). Фиксируем эспандером или веревочками.

4.    Аналогично приматывается и заднее колесо с другой стороны (кассетой тормозным диском вовнутрь).

5.    Откручиваем задний переключатель вместе с петухом и приматываем его к раме (веревочкой или скотчем).

6.    Цепь приматываем к нижнему перу, например (предварительно упаковав, чтобы не пачкала).

7.    Седло со штырем опускаем максимально низко.

8.    Между перьями заднего треугольника в качестве распора можно использовать любые подходящие вещи (спальник, палатку т.д.)

9.    Всякую железную мелочевку типа инструментов, фонариков, и даже шлем, пенку и т.д. приматываем к раме велосипеда. Пенка кстати поможет защитить некоторых части велосипеда.

10.Под последний слой пленки (или на чехол) рекомендую вложить / приклеить лист с предостерегающей надписью.

Примечание. При взвешивании велосипедов не забудьте попросить сотрудника на регистрации подсчитать суммарный вес багажа группы.  

6      Приложения

6.1      Состав личного снаряжения

Список личного снаряжения в формате Excel можно скачать здесь.

6.2      Состав аптеки

Список аптеки в формате Excel можно скачать здесь.

6.3      Состав ремнабора

Список ремнабора в формате Excel можно скачать здесь.

6.4      Карта района

В походе использовались (в бумажном и электронном виде):

§  карты Генштаба (1:200 000, 1:100 000, 1:25 000) (см. [5]).

§  туристические карты отдельных райнов (НП Дурмитор, Бьеласица, прибрежная часть Черногории).

§  векторная карта для  Гармина (из отчета [3]).

§  трек и точки маршрута в формате OziExplorer.

6.5      Список используемой литературы

          [1]             Сайт Черногорские железные дороги. http://www.zcg-prevoz.me/

          [2]             Отчет о походе 3 кс Козинова С.В. по Черногории (июль 2009г.) http://alex.zp.ua/docs/Kozinov_Montenegro_2009.pdf.

          [3]             Майский поход по Черногории 2008г. http://www.goza.ru/montenegro2008.htm.

          [4]             Отчет Алексея Лебедева о походе 2кс по Черногории (сентябрь 2009г.) http://www.x-trips.com/biketravels/montenegro2009.

          [5]             Генштабовские карты  http://poehali.org/maps.

          [6]             Карты Черногории: http://www.topomaps.eu/europe/Montenegro/.

    [7]             Отчет о велопоход 1кс по Крыму под рук. Старшова А.Е: http://tourism.bmstu.ru/index.php?option=content&task=view&id=1389

          [8]             Конкурс велопоходов Путь 2009: http://www.veloway.ru/path2009i.asp

Добавлен: 24 сен 2010 03:59 Автор: TaTomka #45637
TaTomka аватар
ну что ж вы душу то травите... классно!
Добавлен: 24 сен 2010 10:55 Автор: Any #45638
Any аватар
Антоша и команда молодцы!

Предложение Антону:
Айда в следующий раз ты с нами?! А то ни одного отчета за последние три года не написано :(
Добавлен: 24 сен 2010 13:30 Автор: Starks #45639
Starks аватар
Аня, рассмотрим предложение. :)
Добавлен: 24 сен 2010 16:35 Автор: TaTomka #45648
TaTomka аватар
:cry
Добавлен: 24 сен 2010 20:24 Автор: 4ugun #45650
4ugun аватар
:roll