Отчет о водном походе 3 к.с по р. Умба (Мурманская обл) 21-30.07.2010

Автор: Дмитрий Гилс, 25.09.2010 04:00
Просмотров: 9387

Отчёт о водном туристском спортивном походе III (третьей) категории сложности по р. Умба в Мурманской области, совершённом группой туристов ТК МГТУ им. Н.Э. Баумана в период с 21 по 30 июля 2010 года.

Маршрутная книжка № 59/4-321

Руководитель группы Гилс Д.А.

{mospagebreak title=Паспорт маршрута}

Паспорт маршрута

Вид туризма

водный

Категория сложности

третья

Район путешествия

Мурманская область

Нитка маршрута

г. Апатиты — мост возле пос. Октябрьский — р. Умба — пос. Умба — г. Кандалакша

Протяженность сплава

121 километр

Продол­жительность

общая

10 дней

ходовых

6 дней

Количество участников

5 человек

Средства сплава

1 байдарка Форель, байдарка Waterfly 2, катама­ран Кулик Казыр-110

Сроки проведения

с 21 по 30 июля 2010 года

Уровень воды

высокий

Проводящая организа­ция

Клуб туристов МГТУ им. Н. Э. Баумана

 

{mospagebreak title=Общие сведения о маршруте}

Общие сведения о маршруте

Умба — один из интереснейших водных маршрутов Кольского полуострова. Река течет в За­полярье с севера на юг в тектонической впадине, впадает в Белое море, имеет помимо поро­жистых участков много плесов и озер; последние в ветреную погоду представляют собой бо­лее серьезные препятствия, чем пороги. Лучшее время для сплава — июль-август.

Особенность реки: так как река течёт с севера на юг, большую часть дня солнце светит в гла­за и сильно слепит. Поэтому многие берут на сплав солнечные очки.

Сход с маршрута возможен:

  1. от порога Падун пешком по тропе до а/д, по которой забросились на реку

  2. на Нижнем Капустном озере на мосту

  3. на разрушенном мосту возле заброшенного поселка-леспромхоза Дедко-Ламбина

  4. в районе деревянной гостиницы для иностранцев перед порогом Карельский

Все пороги проходимы для катамаранов, каяков и КНБ при опыте экипажей или капитанов не ниже 3 категории. Для других плавсредств маршрут проходим при частичных обносах и тща­тельных просмотрах порогов 3 категории сложности, полном снаряжении, организации стра­ховки.

Река Умба является нерестилищем семги и горбуши. Рыбная ловля запрещена. Покупать ли­цензии в Апатитах смысла нет, потому что контор, выдающих эти лицензии там несколько, и каждая считает свою лицензию истинно правильной, а рыбнадзор на реке все равно сдирает штраф и изымает орудия лова.

{mospagebreak title=Выбор маршрута} Выбор маршрута

Цели при выборе маршрута летнего похода были следующие:

  • Провести поход IIIкс для команды Водной школы турклуба МГТУ им. Н.Э.Бау­мана

  • Река Кольского полуострова с интересными препятствиями и хорошим уровнем воды в конце июля

{mospagebreak title=Подъезды и отъезды} Подъезды и отъезды

Заброска к началу маршрута – только машиной от г. Апатиты. Железнодорожное сообщение между городом Апатиты и посёлком Октябрьский прекращено в 1980х годах, сейчас ж/д пути разобраны.

Машину лучше заказывать заранее, найти микроавтобус у станции не всегда возможно. Хотя можно пройтись по городу, поискать случайную машину или заказать такси.

С выброской с Умбы намного проще: начиная с Медвежьего плёса мимо стоянок ходят мо­торки – водители предлагают свои услуги. Так же в самом посёлке Умба найти машину не проблема – среди водителей серьёзная конкуренция.

Рассчитывать на автобус до Кандалакши нет смысла: ходит он 3 раза в сутки, а стоимость би­летов без учёта багажа вышла немного меньше, чем просили извозчики.

{mospagebreak title=Список участников} Список участников

ФИО

Год ро­жд-я

Опыт

Экипаж

Должность

Гилс Дмитрий Анатолье­вич

1982

4У Ока Саянская, 2Э5У Кубань-Б.Лаба, 3Р Ке­реть

Байдарка Waterfly

руководитель

Килин Борис Борисович

1985

2У — Оять,1У — Пехорка

Катамаран-2

 

Королев Дмитрий Алек­сандрович

1985

2У — Оять,
1У — Пехорка

Катамаран-2

реммастер

Синяева Марина Никола­евна

1987

2У — Калга, Оять
1У — Пехорка

Форель 2 К

 

Филатова Ольга Олеговна

1981

2У — Оять,
1У — Пехорка

Форель 2М

медик

 

{mospagebreak title=График движения заявленный}

График движения заявленный

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы пере­движения

07/21/10

1

г. Апатиты — мост у п. Октябрьский

--

машина

 

1

… — пор. Падун

8

сплав

07/22/10

2

… — о-в на оз. Верхнее Капустное

8

сплав

07/23/10

3

… — о-в на выходе из оз. Первая Дедкова Лам­бина

18.5

сплав

07/24/10

4

... — о-в на входе в оз. Канозеро

24

сплав

07/25/10

5

... — север о-ва Порфирьев

26

сплав

07/26/10

6

... — о-в Кривецкий на впадении р. Низьма

23

сплав

07/27/10

7

... — мост а/д Умба-Кандалашка

13.5

сплав

07/28/10

8

... — г. Кандалакша

--

автобус

07/29/10

9

запасной

--

 

07/30/10

10

запасной

--

 

 

{mospagebreak title=График движения реальный}

График движения реальный

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы пере­движения

07/21/10

1

г. Апатиты — мост у п. Октябрьский

--

машина

07/22/10

2

… — пор. Падун

8

сплав

23.07.10

3

вынужденная днёвка

--

 

24.07.10

4

… — пор. Разбойник (ночной переход)

21

сплав

07/24/10

4

... — стоянка на л/б на Жемчужном плёсе

16

сплав

07/25/10

5

... — озеро Канозеро

16

сплав

07/26/10

6

… — пляж на Канозере у выхода в р. Родвинга

21

сплав

07/27/10

7

... — мыс на Медвежьем плёсе

30

сплав

07/28/10

8

днёвка

--

 

07/29/10

9

днёвка

--

 

07/30/10

10

… — последний мост в пос. Умба

9,5

сплав

30.07.10

10

… — г. Кандалакша

--

машина

 

{mospagebreak title=Определяющие препятствия}

Определяющие препятствия

Название

КС

Примечание

Порог Падун

3

3 ступени:

  1. длина 10-12м, остров в русле: справа водоскат, перепад 2м, в конце мощная бочка, слева слив около 1м с пенным котлом и валами за ним

  2. 200м валов 1-1.5м, чистая струя

  3. 3 гряды от берега до середины реки, 1я и 3я от ЛБ, 2я от ПБ – образуют небольшие сливы с мощными бочками; наибольшую опасность представляет бочка второй гряды

Просмотр с ЛБ, страховка в 3й ступени с ЛБ и с воды. В силу обстоятельств, на байдарках порог не проходи­ли.

Порог Карельский

2

Шивера длиной около 1км. Основная опасность – ча­стые об­ливные камни.

Шли без просмотра, ходовым порядком.

Порог Канозерский

3

Шивера длиной ~1.5км. Первые ~200м – мощная шиве­ра с вала­ми, бочками и небольшими сливами. Дальше уклон плавно уменьшается, порог превращается в мел­ководную шиверу.

Просмотр с ПБ, страховка с воды (катамаран стоял в улове после самого сложного участка).

Озеро Канозеро

--

Большое озеро, вытянутое с ССЗ на ЮЮВ. Большая вероят­ность высокой волны. Переход по озеру — 21км. Проходили в ночь, без ветра, по спокойной воде.

Порог Падун-на-Низьме (Низьменская ступеька)

3

Начинается сливом 1.5м в сужении на правом поворо­те реки. Основная сложность слива в том, что в нём закручиваются 2 струи: одна, слева – прямая, вторая, справа – бьёт влево под углом ~60º к левой струе.

Продолжается порог ~1км мощной шиверы с большим падени­ем.

Страховать нужно сразу за сливом, чтобы перевёрну­тое суд­но не ушло в шиверу.

Просмотр слива с левого берега.

Страховку ставили за сливом, на отмели правого бере­га.

Порог Вознесенский1

3

Перед порогом река делится надвое островом, левая половина русла перегорожена заколом – там находит­ся рыбохозяйство.

Сам порог длиной метров 300, начинается сливом 1м с мощной бочкой, за сливом в струе ещё пара мощных ко­сых бочек.

Просмотр с острова и правого берега (не очень удоб­ный).

Страховка из улова у правого берега за порогом.

Порог Куреньгский1

2

Несложная шивера на плавном повороте реки вправо.

Проход чистый, большие валы, бочки.

Шли без просмотра, ходовым порядком.

Упоминаемый ходовой порядок: первым идёт катамаран, за ним waterfly, при необходимо­сти встают на страховку в улова или после препятствия, страхуют идущие следом байдарки.

1эти два порога обычно называют одним именем Паялка. Оригинальные названия взя­ты с карты масштаба 1:50000.

 

{mospagebreak title=Дневник похода}

Дневник похода

21.07

Около 11 утра электричкой из Энгозера прибыли в город Апатиты. Электричка, упоминаемая в отчётах и расписаниях, как Кемь-Кандалакша, сейчас ходит до города Апатиты – это силь­но упростило нашу переброску с предыдущей связки рек.

Закупили раскладку, частично упаковали её и созвонились с водителем заказанной машины. Быстро погрузились и за полтора часа доехали до моста через р. Умбу.

На месте стапеля уже была большая коммерческая группа на двух четвёрках и нескольких двушках.

Группа за переброску с Керети сильно устала и почти не спала, кроме того погода была не особо благоприятная – было холодно и периодически поливал дождь. Поэтому решили не сплавляться в этот день, а поставить лагерь и выспаться.

22.07

Утром быстро собрали суда, упаковали вещи и начали сплав.

Однако погода по прежнему играла с нами: хоть было тепло и периодически солнечно, но дул очень сильный ветер с Ю-ЮЗ. Для каркасной байдарки это проблем не представляло, но Waterfly и катамаран в таких условиях шли очень медленно – общая скорость группы не превышала 2км/ч.

По пути к порогу Падун обнаружился несложный порог (~2кс), не упомянутый в лоции. По­рог находится в правой протоке сразу после острова Браконьеров.

До Падуна дошли поздно, просматривали его уже в сумерках, поэтому прохождение отложи­ли на следующий день.

23.07

Утром проснулись от того, что палатку то складывало порывами ветра, то поливало сильным ливнем, с периодичностью в 10-15 минут. Оказалось, что мы находимся близко к центру цик­лона. Порывы ветра доходили до 25-30м/с. Этими порывами каркасную байдарку несколько раз перекатывало по берегу.

Сплав отложили до улучшения погоды.

Поздно вечером ветер стих. Решили выходить в ночь, тем более, предстояло пройти длинную цепочку Капустных озёр. Как выяснилось позже, не отложили не зря – другая группа на кар­касных байдарках шла по этим озёрам днём, и, по их словам, с ветром бороться было очень тяжело.

Ближе к 22 часам собрались и вышли. В сильных сумерках, с плохой видимостью, решили не идти Падун на байдарках – обнесли их за порог.

24.07

Цепочку озёр прошли без проблем – ночью был штиль. Ближе к рассвету (4 часа утра), прошли ходовым порядком несложный Низкапорог.

Дошли до порога Разбойник, встали на стоянку на нём на левом берегу. Стоянка на пороге очень хорошая, однако зачалиться перед ней проблематично – надо практически зайти в по­рог.

На стоянке перекусили и легли спать до обеда. В этот день планировали дойти до порога Ка­нозёрский.

Порог Разбойник и небольшую шиверу после него прошли ходовым порядком. В этот момент отметили необходимость солнечных очков на Умбе – солнце очень сильно слепит бликами от воды.

В использованной лоции порог Семивёрстный отмечен, как очень простой и не требующий просмотра. Это неверно! Желателен просмотр захода в порог с правого берега.

Начинается порог S-образным изгибом русла (сначала вправо, затем влево). На втором пово­роте слив около 1 метра с очень мощной бочкой – эта бочка сумела затормозить катамаран, а Waterfly поставила в кормовую свечу. Эту часть порога можно оценить 3кс.

За счёт отработанной стратегии прохождения, каркасная байдарка избежала проблем в этом сливе – у экипажа было время увидеть прохождение двух других судов и обойти бочку по бо­лее пологому сливу справа.

В остальном порог действительно простой: серия шивер с короткими плёсами между ними. Некоторые из шивер можно оценить 2кс.

За этот переход прошли ~16км. На Жемчужном плёсе встретили знакомую группу и встали на стоянку с ними.

25.07

Вышли вместе с знакомой группой, договорились страховать их при прохождении порогов.

До порога Канозёрский дошли без проблем. В пороге Карельский было несколько посадок байдарок на камни, но без происшествий.

Канозёрский долго просматривали, выбирали варианты прохождения. Линий движения несколько, но все осложнены либо косыми бочками (правая струя), либо камнями (левая струя).

Поставили катамаран в улове, после всех бочек, в правой струе. После чего по одной пошли байдарки 2х групп. Кильнулась только одна байдарка параллельной группы.

На выходе в Канозеро устроили перекус, затем вышли в само озеро. Было поздно, около 20 часов, поэтому извозчик на моторке уже никого не встречал. Стоять на входе в озеро не хоте­лось, да и негде было – пошли озеро в ночь.

26.07

Остановились на острове Скалистом, посмотрели петроглифы. За островом сейчас ухажива­ют: скалы с петроглифами огорожены, установлен туалет, строились площадки для палаток.

К 5 утра дошли до южного берега, встали на пляже. Переход по озеру получился 21км.

В остаток дня устроили днёвку. До обеда отсыпались, вечером насобирали морошки, сделали блины.

27.07

В этот день дошли до Медвежьего плёса. Участок Родвинги ничего интересного из себя не представляет. Низьма – часто мелкая, малорасходная, с болотистыми берегами. Стоянки на этом участке есть: на плёсе после порога Кривой (не очень хорошая) и перед порогом Падун-на-Низьме.

Интересны пороги Низьмы:

  • Кривой (2кс) – несложная извилистая шивера длиной порядка 1км, требует постоян­ного слалома, т.к. мелко и много обливных камней.

  • Падун-на-Низьме (Низьменская ступенька) – начинается мощным сливом шириной ~5м, с двумя струями (одна прямая, другая бьёт в неё справа), продолжается мощной шиверой с большим падением, длиной около 1км.
    Экипажам байдарок просмотр слива обязателен! Страховку катамараном и спасконцом поставили на отмели у правого берега за сливом. Катамаран поймал перевёрнутую Форель.

После порога начали искать место для стоянки, однако до самого Медвежьего плёса никаких мест не было – везде низкий и болотистый берег.

Встали на высоком скалистом берегу, на одном из мысов левого берега. Там же встретили знакомую группу на байдарках.

28.07

Днёвка. Преферанс, рыбалка, грибы и блины. Отметили день рожденья одной из участниц.

29.07

Снова днёвка. Преферанс, рыбалка, грибы и блины.

30.07

Дошли до порога Вознесенский, долго осматривали. Линия движения в пороге простая, одна­ко мешают мощные бочки: одна на заходе, ещё пара косых через 50-70 метров.

Пошли проверенным походным порядком. После основных бочек, в улове у правого берега, катамаран встал на страховку. Прошли все чисто.

Затем порог Куреньгский, его просмотрели с воды. Большой сложности он не представляет, проход чистый, камней нет.

После порога Куреньгский есть ещё серия несложных порогов, которые не указаны даже на карте масштаба 1:50000. Опасности они не представляют, большой сложности тоже. В основ­ном это – серии больших валов, местами крупные бочки. Максимальная кс – 2.

Встали у последнего моста на р. Умба. Выяснили, где останавливается автобус и как он хо­дит, после этого решили, что торопиться на автобус нецелесообразно – далеко нести вещи и не факт, что выйдет дешевле машины. Связались с местным водителем, который и отвёз нас в Кандалакшу.

{mospagebreak title=Выводы и рекомендации} Выводы и рекомендации

Выбранный маршрут — серьёзная тройка для группы на байдарках, однако для катама­ранов большого интереса не представляет.

Целесообразно в группу каркасных байдарок брать пару надувных (типа Waterfly, Скаут) для обеспечения страховки с воды. Такие суда не будут сильно задерживать группу, как катамаран, а пороги Умбы для них представляют технический интерес, чуть меньший, чем для каркасных.

Довольно важный момент на сплаве в солнечную погоду – слепящее солнце. Поэтому сол­нечные очки можно назвать необходимостью.

Ещё одна замеченная особенность: ветра на реке преимущественно южные. Сильный встречный ветер может помешать не только на плёсе или озере, но и в пороге – надувные суда теряют управляемость при порывах.

Вкратце, реку Умбу, можно описать как:

  • Сложные и интересные пороги

  • Очень длинные переходы по плёсам

  • Огромное количество туристских групп, в том числе коммерческих (встретили 2, чис­ленностью 20-30 человек)

  • Как следствие – проблемы с дровами на стоянках, а так же со свободными местами для стоянок

  • Большие расходы на заброску-выброску с реки

{mospagebreak title=Приложение 1: Лоция реки Умба} Приложение 1: Лоция реки Умба

При планировании маршрута и прохождении реки была использована следующая лоция. Ав­тор: Кувалин Д. 2000

 

До Падуна - около 8 км практически гладкой воды. В том месте, где река вте­кает в пер­вый озероподобный плес, надо повернуть на 90 градусов направо и искать выход там, в самой правой части плеса. На остальных плесах, встречаю­щихся до порога, выход находит­ся в противоположном от входа конце.

Пр.3 (III...IV-, в зависимости от траектории). Порог Падун.

Самый красивый и интересный на реке. Перед самим порогом - очередной ши­рокий плес, за ним хорошо видны взлетающие вверх из-за перегиба брызги. Это начало порога.

Чалиться и смотреться лучше слева. Хотя для групп на мощных судах просмотр не являет­ся обязательным, мы рекомендуем это сделать хотя бы для того, чтобы получить эстетич­еское удовольствие от разглядывания ландшафта. Общая дли­на порога - более 1 км.

На входе река делится надвое скальным островком. В левой и более узкой про­токе - водопад­ный слив высотой около одного метра с очень мощным пенным котлом за ним. Че­рез 10м ле­вая протока опять сливается с правой.

В правой протоке водоскат длиной 10-12м и перепадом около 2м. Верх и низ во­доската обозначаются двумя поперечными грядами, каждая из которых образу­ет рваные мощные бочки, расположенные поперек всей протоки. В грядах есть разрывы, в которых находятся сравнительно гладкие языки.

Ближе к островку языки, разрывающие первую и вторую гряду, находятся прак­тически на одной продольной линии. Это наиболее удобный проход, который, однако, не так про­сто увидеть с воды.

Все описанное называется первой ступенью порога.

Далее идет высокая, но длинная и мягкая стоячка. Через 100м на плавном левом пово­роте есть сужение, где высота валов еще увеличивается и достигает 1-1,5м. Затем 100м очень быстрой, но практически гладкой струи.

Этот отрезок называется второй ступенью.

Далее расположены 3 поперечных каменных гряды, которые образуют мощные бочки. Каж­дая из гряд выдается от берега до середины реки. Первая и третья гряды - от левого берег­а, вторая - от правого. Места для маневра между бочками достаточно.

В районе второй гряды у правого берега имеется скальный островок, который отделяет часть струи, изгибающейся крутой подковой справа и позволяющей теоретически обойти все три гряды.

Длина описанного отрезка - около 300м. В лоциях он называется третьей ступе­нью.

Очевидцы говорят, что во второй по счету (и самой мощной) бочке третьей сту­пени при­держивало, бывало, отдельно плывущих людей, которые болтались там чуть не по ми­нуте. По рассказам свидетелей, именно в этой бочке перевер­нулся с байдаркой, нахлебался и не су­мел потом выплыть бедолага, погибший здесь в 1975 году (памятник ему стоит на левом бе­регу). Был он, кстати, без спа­сжилета.

Четвертая ступень - мелководная шивера.

Линия движения в пороге - достаточно произвольная. В конце порога на левом берегу - очень хорошая стоянка.

Капустные озера

Затем, после нескольких перекатов, Умба втекает в Верхнее Капустное озеро. Расстоя­ние от Падуна до озера - около 3 км. Войдя в озеро, надо двигаться, по­вернув градусов на 60 влево и постепенно приближаясь к правому берегу.

Река вытекает из озера двумя протоками. Всего по озеру плыть 4-5 км (до левой прото­ки). Кое-где на берегах, особенно на правом, есть неплохие стоянки.

В одном из заливов правого берега начинается правая протока в Среднее Капустное озеро. Вход в нее нетрудно угадать по ощутимому течению, ведуще­му из озера. Протока скрыва­ется из вида за поворотами русла в лесу. По некото­рым сведениям, на выходе она очень мел­кая и требует проводки, поэтому луч­ше миновать ее и двигаться дальше вдоль правого бе­рега озера.

В 1км отсюда находится еще один небольшой залив, в оконечности которого видны брызги, взлетающие из-за перегиба, и отчетливо слышен шум порога. Это левая протока.

Пр.4 (II). Порог Верхний Капустный.

Порог и левая протока из Верхнего Капустного озера в Среднее – это одно и то же. Сум­марная длина - 300-400м. Начинается узкой (метров 20) струей с несколь­кими высокими ва­лами. Далее протока расширяется, река становится мельче, а валы ниже. Кое-где торчат острые камни.

Просматривать порог необязательно. А если это делать, то лучше, пожалуй, справа.

Сильно вытянутое в длину и неширокое Среднее Капустное озеро имеет болоти­стые бере­га. Ощущается некоторое течение, по которому и надо плыть около 4 км точно в противо­положный от входа конец. Стоянки средней паршивости имеются только в самом начале озера, далее их, кажется, нет.

Через пролив, соединяющий Среднее и Нижнее Капустные озера, переброшен мост. Мост низкий, большие суда, видимо, придется обнести. От моста по дороге можно добрать­ся до населенных мест.

На правом берегу Нижнего озера видна гряда невысоких холмов, покрытых ред­ким, ви­димо, горелым лесом. Плыть надо на правую оконечность этой гряды. Выход из озера на­ходится как раз около этой точки, а само озеро тянется дальше. Всего по Нижнему озеру нужно плыть 3-4 км.

Нижнее Капустное озеро большей частью очень мелкое. В самой середине есть места, где можно встать на песчаное дно, и глубина будет меньше, чем по коле­но. Удовлетворитель­ную стоянку на берегах найти не очень легко.

После выхода из озера на реке имеется пара перекатов. Затем, примерно в 1-1,5 км ниже озера находится широкий плес с возвышенным левым берегом. Из пле­са река выте­кает, по­ворачивая направо. Здесь начинается порог Разбойник.

Пр.5 (II). Порог Разбойник.

Длина более 1 км. Просмотр (необязательный) - слева. На левом берегу перед порогом и в конце него есть хорошие стоянки.

Первые 500м - мелководная шивера с локальными бочечками, сливчиками и многочис­ленными камнями. Русло здесь широкое, уклон невелик. Под левым берегом есть чистый и вполне глу­бокий проход вдоль всего отрезка.

Далее река двумя небольшими островами делится на три протоки. Много воды лишь в цен­тральной. Длина протоки - 150м, вода гладкая.

После островов, в месте слияния всех проток уклон возрастает. Здесь река усы­пана замет­ных размеров пенными бочками и валами. Первые 100м проще идти слева, затем по­чти все равно. Длина отрезка 400-500м.

Далее несколько километров стоячих плесов. У моста на правом берегу деревня Дедко-Лам­бина (брошенная). От деревни можно добраться до населёнки по до­роге. Мост низкий. Обычно байдарка едва-едва пролезает под ним.

За мостом - напротив деревни - широкий плес. Река вытекает из плеса двумя протоками у самого левого берега среди камышей. Сразу за плесом начинается участок реки, называе­мый Семиверстным порогом.

Пр.6 (I+...II). Порог Семиверстный.

Смотреть не надо. Начинается двумя очень мелководными протоками, которые через 100-200 м сливаются. Левая, видимо, чуть глубже и потому предпочти­тельней.

Общая длина порога - 7 км. На первом и пятом километрах заметные шиверы с валами и приличных размеров локальными бочками, остальное - перекаты или просто быстрая, но гладкая струя. Стоянок мало.

Затем начинается неширокий, но длинный Жемчужный плес. Его длина - кило­метра 3-4. Плес очень живописен. Дно песчаное, на берегах сосны. Комаров от­носительно мало, а рыбы в реке, похоже, много. На высоком левом берегу по­всюду есть очень хорошие стоян­ки.

После Жемчужного плеса с небольшим разрывом идут два простеньких, но именных перека­та: Карежка-1 и Карежка-2 (I к/с). Около них стоянки, кажется, даже еще лучше.

В перекатах много надводных камней. Вообще, большое количество надводных камней ха­рактерно для участка реки от Карежек до Канозера.

Через несколько сот метров после второй Карежки на прямом участке начинает­ся порог Карельский.

Пр.7(II). Порог Карельский.

Длина примерно 1 км. Просмотр (необязательный) возможен, по-видимому, с обоих бе­регов реки. Около порога есть неплохие стоянки. Порог представляет собой шиверу с ло­кальными бочками, заметными валами, многочисленными надводными камнями.

В начале много проходов достаточной глубины, в конце порога мелковато, и надо быть вни­мательным, чтобы со всего маху не сесть на одну из острых гра­нитных гряд, коих здесь хватает. С наплыва они видны плохо, а струя здесь очень быстрая. Поэтому, как говорят очевидцы, на них частенько налетают байдарочники. В иные годы обломки каркасов и клоч­ки шкур на берегах нагляд­но подтверждают это. Тем не менее, траектория движения в по­роге достаточно произвольная.

На берегу порога несколько лет назад появилась база для коммерческой рыб­ной ловли.

Далее опять гладкая вода. На этом отрезке стоянку найти, видимо, можно, но вряд ли она будет хорошей. Через пару километров сплава на довольно крутом правом повороте начина­ется порог Канозерский.

Пр.8(III-...III). Порог Канозерский.

Длина больше 1 км. Просмотр возможен с обоих берегов, но лучше справа. Те, кто силь­но торопится и уверен в себе, могут не смотреть вовсе.

В начале порога - довольно крутой уклон. Вода переливается через гряды валу­нов и плиты, образуя весьма мощные сливы, бочки и валы. При этом чистые проходы и расстоя­ния меж­ду камней и бочек довольно малы и требуют энер­гичного маневра.

Через 150-200м уклон выполаживается, размеры валов и бочек уменьшаются. Главное пре­пятствие в оставшейся части порога - мелководье с острыми камня­ми.

В конце порога река разбивается на множество проток. Здесь уже совсем мелко, и поэтому весьма возможна проводка судов.

Линия движения в пороге достаточно произвольная, однако прохождение на­чальной части порога вдоль правого берега представляется более простым. Сто­янки в районе поро­га есть, но не самые лучшие.

Канозеро

Сразу за порогом - Канозеро. По нему надо проплыть 18-20 км.

Выйдя в озеро, необходимо повернуть налево и плыть к пока невидимому даль­нему бе­регу мимо круглого скалистого острова.

Хорошие места для стоянок встречаются прежде всего на островах, а на корен­ном бере­гу таковую найти вовсе даже непросто. Самая лучшая стоянка на озере, а может быть и на всем маршруте находится на уже упомянутом круглом остро­ве. От места впадения Умбы в Канозеро он находится не более, чем в 3-4 км. На острове есть замечательные места для лагеря, купания и рыбной ловли. Если предшественники все не съедят, то на острове мож­но собрать немало ягод и грибов. А ветер, гуляющий по озеру, сдувает напрочь всех кома­ров. Короче, я рекомендую построить маршрут так, чтобы хотя бы одну ночевку можно было организовать на этом острове.

(По позднейшим сведениям, этот симпатичный островок, увы, прилично загади­ли. Вероятн­о, печальную роль в этом сыграла и моя рекомендация, растиражи­рованная в сети. Так что сейчас вынужден просить всех относиться к острову особенно бережно).

С другой стороны, одна из характерных особенностей Канозера заключается в том, что ветры могут разгонять здесь высокую волну. Особенно неприятен юж­ный ветер, предель­но затрудняющий движение в нужном направлении. Иногда такое движение просто невоз­можно. Причем труднее всего будет плыть в нача­ле, так как волны, бегущие от южной око­нечности озера, набирают за 15-20 км очень приличную высоту. Так что альтернативный теоретический подход к пла­нированию похода по Умбе гласит, что если погода позволяет, Канозеро надо пересечь как можно скорее безо всяких остановок.

Двигаться по озеру лучше вдоль левого берега - он не такой изрезанный. Умба вытекает из Канозера двумя протоками. Левая носит название Кица, а правая - Родвиньга. Обе про­токи вытекают из самого дальнего и самого южного залива озера.

Неподалеку от истока Родвиньги стоят домики брошенной деревушки. Они вид­ны на пра­вом берегу озера с расстояния 5-6 км. Исток Родвиньги находится ле­вее них (если смот­реть на домики со стороны озера). На правом берегу озера рядом с истоком Родвиньги видны также небольшие песчаные пляжики, намы­тые ветром.

Исток Кицы находится на левом берегу озера примерно напротив домиков. Иными сло­вами, двигаясь вдоль левого берега, сперва подходишь к истоку Кицы, и только затем, по­сле пере­сечения залива, к истоку Родвиньги.

Теория сплава по Умбе рекомендует выходить в Родвиньгу, так как это, в конеч­ном сче­те, позволяет не заходить еще в одно озеро - Пончозеро.

Родвиньга и Низьма

До развилки Родвиньга течет среди болотистых берегов. Хорошие стоянки толь­ко у ис­тока - фактически на озере.

Развилка находится в 2-3 км ниже Канозера. Здесь Родвиньга распадается еще на две про­токи. Левая продолжает называться Родвиньгой и впадает затем, как и Кица, в Пончо­зеро. Правая протока называется Низьма и обходит Пончозеро справа.

На развилке находятся остатки лесосплавных сооружений (бейшлотов), вода перелива­ется через их бывшие сливы, образуя довольно бурный перекат. Про­ходя этот перекат, луч­ше придерживаться центра струи, так как у берегов могут попасться бревна с гвоздями. Плыть надо по правой протоке, т.е. по Низьме.

В Низьме расход воды заметно меньше, чем был в Умбе в начале сплава. После развил­ки пле­сы чередуются с несколькими перекатами, на которых также мож­но увидеть остатки ря­жевых стенок. Длина отрезка 2-4 км. Стоянку здесь найти, наверно, можно, но только плохонькую.

Затем река замедляется и 8-10 км течет очень тихо среди болот. Стоянок на этом отрез­ке, похоже, нет в принципе. Наконец, берега и лес на них повышаются, и после одного пере­ката следует симпатичный порожек под названием Кривец.

Пр.9(II). Порог Кривец.

Находится на S-образном участке. Просмотр (необязательный) - справа. Длина 200-300м. В начале порога у правого берега стоит ряжевая стенка, левый берег заметно выше. В по­рожке есть невысокие валы, мелкосидящие камни, два до­статочно крутых поворота с на­меками на прижимы.

Затем перекаты и шиверки следуют довольно часто. Хотя эти препятствия не нумерова­ны, некоторые из них не уступают по сложности, например, шиверкам на пороге Семи­верстный. Неплохие стоянки на этом отрезке встречаются до­статочно часто. Попада­ются и остатки лесосплавных сооружений.

Через 50-60 минут сплава (6-7 км от Кривца) находится порог Падун.

Пр.10(II+...III-). Порог Падун (он же Низьменская ступенька).

Начало порога определяется по островку с остатками ряжевой стенки и бревна­ми на нем. В правую протоку идет совсем чуть-чуть воды. В левой с наплыва хо­рошо заметен крутой перепад на входном сливе. Чалка и просмотр (не очень обязательный) лучше слева. Длина Падуна-на-Низьме около 1 км. Кстати, передпорожная струя ощутимо тянет суда во входной слив. Поэтому в этом ме­сте зевать не надо.

Входной слив имеет перепад около 1м и представляет собой длинный острый язык. Сра­зу за ним идут высокие (выше 0,5м) и достаточно жесткие валы. Через 30-40м стоячка стано­вится меньше по высоте, но остается достаточно крутой и жесткой, следуя без переры­вов до самого конца порога. Обойти ее почти невоз­можно, поэтому лодку будет сильно за­хлестывать сверху.

Через 2-3 плавных поворота порог заканчивается.

Через несколько сот метров после порога Низьма опять сливается с Родвиньгой. Если от места слияния посмотреть вверх по течению Родвиньги, то будет хоро­шо виден выход из порога Большой Кривец (этот порог, по отзывам, весьма интересен). На стрелке - домик лесников.

Далее вниз по реке препятствий естественного характера практически нет вплоть до мо­ста автодороги Кандалакша - Умба.

После слияния проток в единую Умбу сразу за небольшим плесом расположен перекат Ма­лый Кривец (смысл названия загадочен, так как перекат находится на абсолютно пря­мом участке реки). Длина его метров 200.

Вскоре за ним стационарная рыболовная сетка на семгу, перегораживающая всю реку. Про­ход в этом месте обычно находится у правого берега. Далее почти сплошные плесы.

Через 2-3 км после сетки первая (и последняя) населенная деревня на реке. На­зывается она, кажется, Погост. Из нее, наверно, можно уехать на машине. Ма­шины, впрочем, захо­дят сюда нечасто, но этот вариант можно рассмотреть, если неохота шлепать еще 5-7 км по плесам, перебираясь при этом через запани.

Река у деревни опять раздваивается (или это впадает левый приток?). Плыть надо напра­во. Возможно, придется пересечь 2-3 запани, которые непонятно где начинаются и непо­нятно где заканчиваются. В запанях вполне могут быть и скопления бревен. Переби­раться через эти запани довольно утомительно.

Повсюду встречаются большие поля белых лилий. Есть неплохие стоянки.

Автодорога Умба – Кандалакша

Через 3-4 км река поворачивает налево и еще через 2 км подходит к мосту авто­дороги Умба - Кандалакша. У моста есть хорошая, но грязноватая площадка для разборки судов.

До поселка Умба 4 км. Ехать к нему надо налево от моста (если смотреть вниз по тече­нию реки). В Кандалакшу можно уехать на автобусе (билеты желательно по­купать в Умбе), а можно и на попутке.

До Кандалакши отсюда около сотни километров, до моста через верховья Кол­вицы - около семидесяти.

P.S. Ниже моста автодороги Умба - Кандалакша на отрезке до впадения Умбы в море есть еще 3 порога. Живьем видеть эти пороги не довелось, поэтому ниже мы предлагаем их опи­сание, сделанное по рассказам очевидцев, а также по ре­зультатам просмотра видео­кадров.

Морские пороги (Морской каскад)

Пр.11 (II+…III+). Порог, кажется, носит название Паялка.

Находится в 4-5км ниже моста на дороге Умба - Кандалакша. Длина порога 600-800м. Судя по всему, перед порогом река делится надвое довольно большим островом, по­росшим лесом. Кроме того, на острове расположено какое-то дере­вянное строение (или строения). Через левую протоку переброшен деревянный мост, а над правой протокой на­тянут трос. Далее по левому берегу на расстоя­нии 100-150 метров от реки видны строения поселка. Ближе к концу порога у ле­вого же берега расположена ряжевая стенка, которая за­тем упирается в не­большой лесистый остров.

Порог начинается в обеих протоках (несколько выше моста и троса) разгонной шиве­рой. Самое сложное место порога находится на слиянии проток (в 20-30 метрах ниже троса и в 30-50 метрах ниже моста). Здесь сильные струи сбивают­ся почти под прямым углом, а за­тем переливаются через каменную гряду, обра­зую весьма мощный рваный слив (высо­той примерно 1м) поперек почти всей реки. Впрочем, этот слив можно обойти под самым пра­вым берегом (а также, ка­жется, совсем слева - между маленьким скальным островком и коренным бере­гом).

Далее за сливом река плавно поворачивает влево. При этом почти по всей ши­рине реки сто­ят высокие стоячие валы, видны также 2-3 мощных локальных бочки. К концу по­рога высо­та валов уменьшается. По всей видимости, выбрать более-менее спокойный про­ход не очень сложно (например, обойти главный слив справа, а затем сместится в центр струи). Про­смотр порога возможен с обо­их берегов.

Пр.12 (II…II+)

Порог средней сложности. Расположен вскоре после предыдущего и начинается на плавном правом повороте. Длина 500-600м. Во второй половине порога по левому берегу расположе­на низкая ряжевая стенка. За ряжевой стенкой глубоко влево вдается залив, на берегу кото­рого стоят два каменных строения. Цен­тральная струя порога образует несколь­ко мощных бочек, которые, впрочем, без труда обходятся.

Судя по всему, если двигаться все время вдоль правого берега, можно пройти порог без ка­ких-либо проблем. Просмотр порога лучше осуществлять справа.

Пр.13 (I…I+) Порог.

Расположен в поселке Умба. Очевидцы утверждают, что этот порог не сложнее порога Островной.

{mospagebreak title=Приложение 2: Карта маршрута (масштаб 1:200000)}

Приложение 2: Карта маршрута (масштаб 1:200000)