Надоело каждый год ходить весной на Мсту?
Альтернативы есть!
Предлагаю свежий отчет о походе 2 к.с. по Ленинградской области. Может быть, немного сухой, но достаточно подробный.
Технический отчёт о водном туристском спортивном походе II (второй) категории сложности по Ленинградской области
по маршруту:
г.Москва–г.Волхов–г.Тихвин –дер.Никульское - р. Тутока – р. Явосьма – р. Паша - дер.Бор – г.Лодейное Поле – г.Москва
Маршрутная книжка №59/4-212
Руководитель: Беспалов И. А.
тел. 8-903-502-17-91, e-mail: bespalovvv{}mail.ru
1. Паспорт маршрута
Вид туризма |
Водный |
Категория сложности |
Вторая |
Район путешествия |
Ленинградская область |
Нитка маршрута |
г.Москва–г.Волхов–г.Тихвин –дер.Никульское - р. Тутока – р. Явосьма – р. Паша - дер.Бор – г.Лодейное Поле – г.Москва |
Протяжённость сплава |
160километра |
Продолжительность |
8 дней, из них 4 дня сплава и 1 днёвка |
Количество участников: |
10 человек |
Средства сплава |
3 КНБ, 2 Таймень-2 |
Время проведения похода |
25 апреля – 3 мая 2008 года |
Уровень воды |
Ниже среднего |
Проводящая организация |
Клуб туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана |
2. Список группы
№
|
Фамилия, имя, отчество
|
Год рождения
|
Туристский опыт
|
Обязанности в группе и распределение по средствам сплава
|
1 |
Беспалов Иван Александрович |
1985 |
Умба-Колвица 3Р |
Руководитель |
2 |
Воскресенский Владимир Андреевич |
1985 |
Пахра 1У |
Капитан Т2 |
3 |
Гольтер Анастасия Андреевна |
1986 |
Умба-Колвица 3У |
Медик |
4 |
Кондратюк Мария Сергеевна |
1987 |
Умба-Колвица 3У |
Матрос КНБ |
5 |
Кондрашов Андрей Александрович |
1986 |
Писта 3У |
Реммастер |
6 |
Кондрашов Юрий Владимирович |
1987 |
Пахра 1У |
Капитан Т2 |
7 |
Куркин Дмитрий Николаевич |
1987 |
Пахра 1У |
Капитан КНБ |
8 |
Лейн Белла Александровна |
1989 |
Пахра 1У |
Завхоз |
9 |
Лободанова Дина Львовна |
1987 |
Пахра 1У |
Матрос Т2 |
10 |
Смирнова Мария Владимировна |
1986 |
Пахра 1У |
Матрос Т2 |
3. График движения группы по маршруту.
№
|
Дата
|
Участок маршрута
|
Протяженность км
|
Продолжительность сплава, ч,мин |
Средство передвижения
|
0 |
25.04 |
Москва - Волхов |
|
|
Поезд |
1 |
26.04 |
г.Волхов – г.Тихвин |
|
|
Электричка |
|
|
г.Тихвин – дер.Никульское |
|
|
Автотранспорт |
2 |
27.04 |
Дер.Никульское- дер.Опока |
3 |
|
Пешком |
|
|
Дер.Никульское – дер.Максово |
20 |
2ч 20мин |
Суда |
3 |
28.04 |
Дер.Максово – дер.Давыдовщина |
35 |
6ч 20мин |
Суда |
4 |
29.04 |
дер.Давыдовщина - Новое село |
50 |
8ч 30мин |
Суда |
5 |
30.04 |
Новое село – дер.Ратилово |
40 |
7ч |
Суда |
6 |
1.05 |
Дер.Ратилово – дер.Бор |
18 |
2ч 20мин |
Суда |
7 |
2.05 |
Дер.Бор – ст.Паша |
|
|
Автотранспорт |
|
|
Ст.Паша – г.Лодейное Поле |
|
|
Электричка |
|
|
г.Лодейное Поле – г.Москва |
|
|
Поезд |
8 |
3.05 |
г.Лодейное Поле – г.Москва |
|
|
Поезд |
4. Общие сведения о маршруте.
Маршрут проходит по восточной части ленинградской области, Вепсовской возвышенности. Реки с достаточно быстрым течением текут в основном в мягких глинистых берегах, временами прорезая твердые известняковые породы. Питание рек снеговое и дождевое. Так как озер нет, паводок сходит довольно быстро. Леса в основном смешанные с преобладанием березы и осины. Деревьев хвойных пород мало – видимо, леса восстанавливаются после вырубок. Много деревень по берегам, но они малонаселенны и в основном дачниками из Петербурга.
Р. Тутока (ударение на ТУ) берёт начало из одноименного озера. Большая ее часть протекает в глухих лесах и изобилует завалами. Последние 3 км реки представляют собой Опоко-Никульский каскад порогов (от заброшенной еще в 1970-х годах деревни Опока до деревни Никульское). Здесь ширина реки составляет около 10м. В Никульском Тутока сливается с рекой Ретешей и образуют реку с названием Явосьма.
Р. Явосьма (ударение на Я) на всем своем протяжении ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПЕТЛЯЕТ. Так что измеренные по карте 40 км на деле оказываются 60-ю км. Ширина реки около 20м. Течение 4-6 км/ч.
Р. Паша (ударение на ША) вытекает из Пашозера. Возле дер.Наволок принимает приток – Явосьму. Ширина реки 30-40 м, после впадения реки Капши – 50 -60 м. широкая полноводная река с течением 3-5 км/ч. Впадает в Ладожское озеро с востока. На участке от дер. Городок до дер. Красный порог имеет цепочку мощных шивер без камней.
5. Выбор маршрута
Для майских походов нужны речки, обладающие двумя свойствами – интересными препятствиями и небольшой удаленностью. В основном это реки Валдайской возвышенности: Полометь и Мста. Но за несколько лет эти маршруты приелись и появилась желание найти реку нехоженую и не очень удаленную от Москвы. Выбор пал на Тутоку, Явосьму и Пашу.
Все предыдущие отчеты описывают заброску на Тутоку от пос.Ефимовский на автобусе с 5км волоком до погоста Пятницы. При этом не меньше 2х дней уходит на преодоление верховьев Тутоки, заваленных бревнами. Между тем, пороги начинаются перед самой дер.Никульское. Появилась идея заброситься из Тихвина на машине в Никульское и оттуда 3км подняться вверх по реке до бывшей деревни Опока.
При выборе маршрута мы преследовали следующие цели:
- Провести учебно-тренировочный поход Водной школы турклуба МГТУ им. Н.Э.Баумана
- Пройти интересный маршрут
- Побывать на реках Ленинградсокй области
6. Заброска на маршрут.
От Москвы до станции Волховстрой 1 в 2008 году можно было доехать только на 2х поездах 16 на Мурманск (в Волхове в 11 утра) и 18 на Петрозаводск (в Волхове в 3 утра). Наиболее удобен второй вариант. Из Москвы Петрозаводский поезд уходит в 18.25.
В 5.30 от ст.Волховстрой 1 отходит электричка на Бабаево. Платформы для местных электричек расположены чуть в стороне от платформ дальнего следования. Нужно пройти метров 300 в сторону р.Волхов. Электричка в это время уже стоит, так что можно сесть в нее заранее. Времени достаточно. Кассы открываются в 4 утра.
В Тихвин электричка прибывает в 7.30. здесь можно найти или заранее заказать машину.
Вот телефоны водителей, приведенные в отчете Д.Шварца за 2006 г:
-
8-911-943-13-09 - Олег, грузовые газели. Мы пользовались его услугами. Рекомендуем.
-
8-81367-74633 - служба такси, могут подсказать где заказать машины
-
8-81367-51633 – автовокзал
-
8-81367-75095 - автовокзал отдел эксплуатации
-
8-921-563-76-31 - Алексей, грузовые газели
-
8-921-310-38-09 - Володя, газели (2 шт), берет дороже остальных
-
8-911-945-59-08 - Алексей, грузовые газели.
Мы воспользовались услугами Олега. Отличная полугрузовая ГАЗель с 5-ю пассажирскими местами. Стоимость автозаброски 2500р. Длительность 1.5 часа.
7. Техническое описание рек Тутока, Явосьма, Паша
Описание рек и порогов даны для уровня воды ниже среднего. Предположения о том, как будут выглядеть препятствия в большую воду, основаны на литературных источниках и личном опыте.
Названия порогов придуманы, поскольку ни в одном описании реки их не было. В основном названия соответствуют населенным пунктам.
Про стоянки упоминаний нет, поскольку любое место, кроме населенных пунктов, пригодно для стоянки, но отличными их назвать нельзя: вязкие глинистые берега на всем протяжении реки и практическое отсутствие хвойных дров в лесах.
р. Тутока
От Тихвина до дер.Григино идет асфальтированное шоссе. Далее до Никульского – хорошая грунтовка. Вокруг самой деревни стоянок хороших нет. Берега заросли кустами. Леса нет почти никакого – молодые поросли берез и осин. Мы встали на левом берегу реки после слияния Тутоки и Ретеши. Полянка в осиновой рощице. Спуск к реке ужасный – крутой глиняный обрыв. Заваленные упавшими деревьями. Так поступили, поскольку прохождение Опоко-Никульского каскада не планировалось. Для спуска на воду лодки пришлось носить на мост через Ретешу (около 300м).
Для прохождения Опоко-Никульского каскада целесообразно сразу заброситься в бывшую деревню Опока (3км от Никульского).
Указанная в картах дорога до бывшей деревни Нестерово существует и используется для лесоразработок: вдоль нее сложены огромные штабеля бревен. Однако для ГАЗели она проходима километра 1,5 – дальше проедут только лесовозы. Можно идти пешком от самой деревни. Там, где дорога уходит в лес, влево от нее ответвляется еще одна дорога, очень мало езженная. Надо свернуть на нее и сразу же, буквально через 5 метров, от нее влево уходит тропа (по следам еще одной давно заброшенной дороги). Тропа вскоре приводит к оврагу. Если идти налево в сторону Тутоки правым берегом оврага можно попасть на поляну, на которой когда-то стояла деревня Опока. Тропа пересекает овраг и уходит в лес. Куда - мы не узнавали. Для заброски вещей лучше пользоваться описанной дорогой, а для просмотра лучше пройти вдоль самой реки от самой дер. Никульское. В большую воду берега могут быть подтоплены.
Опоко-Никульский каскад
Поскольку мы не поднимались вдоль реки выше бывшей деревни Опока, сказать что либо о препятствиях, расположенных там не можем и начнем описание порогов как раз с деревни. Каскад начинается прямо в деревне (от нее осталось 3 груды бревен на месте домов и большая поляна на берегу). Если плыть сверху, то его ориентирами будут поляна из-под деревни на левом берегу и крутой правый поворот реки. Река здесь течет в отвесных известняковых берегах.
1-я ступень каскада – небольшая бочка в центре реки и чистый широкий язык справа от нее на расстоянии примерно 50м от правого поворота реки. 2 КС.
2-я ступень каскада – в 50м от предыдущей ступени вал и бочка за ним под правым берегом. Слева – мель. При нас в бочке лежало дерево. 2КС
3-я ступень каскада – в 100м от предыдущей ступени. Река делает небольшой левый поворот. Левый берег очищается от кустов и понижается, видна поляна из-под деревни. Здесь следует крутой правый поворот реки, а за ним левый. На правом повороте в русле лежит груда камней, образующая хитрую систему валов. В нашу воду необходим просмотр и точность захода (камни полуобливные). 3КС. В большую воду будут большие валы
Далее следует примерно 2км каменистая шивера 2КС.
Далее река раздваивается, образуя поросший лесом островок (в большую воду может быть затоплен). Левая протока уже правой и при нас была завалена огромным бревном, правая широкая, но упирается в низкий поросший лесом правый берег и растекается по нему мелкими ручейками. При слиянии проток у правого берега завал. Поэтому при прохождении пришлось бы чалиться к острову и переносить лодки в левую протоку. После слияния основное русло обходит слева участок подтопленного леса и упирается в высоченный обрыв левого берега из красной глины. Это ориентир 4-й ступени.
4-я ступень каскада – начинается с сильного прижима к левому берегу на правом повороте реки. Под левым берегом несколько чистых валов, далее крутой левый поворот и следующий за ним участок мощной каменистой шиверы, которая заканчивается мелью перед деревней у размытой насыпи (видимо был мост). 3КС.
Перед деревней река делиться на две протоки. Проходимы обе, в левой река делает 2 поворота на 180 градусов, соответственно, с сильными прижимами. Мостик – в высокую воду может быть негабарит по высоте. В деревне низкий бетонный мост через Тутоку. В высокую воду может быть негабарит по высоте.
В целом в нашу воду каскад – слабая 3КС. Однако в большую воду валы увеличатся, прижимы усилятся и опасность попадания в завал или затопленный лес правого берега перед последней ступенью резко увеличится. Целесообразно просматривать весь каскад до самой деревни или даже до слияния Тутоки с Ретешей, поскольку велика вероятность завалов. При сплаве сверху для просмотра можно зачалиться к отмели левого берега перед первой ступенью, хотя в большую воду это будет проблематично. На всем протяжении каскада почти нет мест для экстренной чалки.
Р.Явосьма
Мы стартовали с моста через Ретешу в деревне, поскольку склон возле стоянки был непригоден для спуска лодок. Через 50м Ретеша сливается с Тутокой и образует Явосьму.
На всем своем протяжении Явосьма очень сильно петляет. Измеренная по карте длина до впадения в Пашу в 40 км на деле оказывается около 60 км.
Обозначения, принятые в лоции: ЧХВ – чистое ходовое время, ВПП – время от предыдущего препятствия, ВП – время прохождения ПБ – правый берег, ЛБ – левый берег.
ЧХВ
|
ВПП
|
ВП
|
Препятствие, ориентир
|
Категория сложности
|
Комментарии
|
0мин |
0мин |
10мин |
Никульские перекаты |
1 + |
Цепочка мелких перекатов на очень извилистом участке реки с хорошим течением. Множество деревьев в воде и кустов по берегам. Прижимы. Велика вероятность завалов. В высокую воду все прибрежные кусты будут подтоплены. Идется сходу по струе. |
1ч |
50мин |
|
Дер. Паньшино |
|
Описанного во многих отчетах слива разрушенной ГЭС нет. Даже намека на то, что там была ГЭС нет. Мост автомобильной дороги. |
2ч 20мин |
1ч 20мин |
|
Дер. Максово с ЛБ |
|
Перед Максово будут деревни Григино (автомост) ПБ и Лузаново ЛБ |
2ч 50мин |
30мин |
|
Порог 1 Максовский |
1 |
сходу по струе |
2ч 55мин |
5мин |
|
Порог 2 Максовский |
1 |
сходу по струе |
3ч |
5мин |
|
Порог 3 Максовский |
1 |
сходу по струе |
4ч |
1ч |
|
Дер. Заречье ПБ |
|
В деревне мост через реку |
5ч |
2ч |
10мин |
Порог Ушаковский |
2 |
S образная шивера без камней. Слабая 2КС. Сходу по струе |
5ч 20мин |
10мин |
|
Дер. Ушаково ЛБ |
|
В деревне мост через реку |
6ч 10мин |
50мин |
10мин |
Порог Клюшникский |
2 |
S образная шивера без камней. Слабая 2КС. Сходу по струе |
6ч 20мин |
0мин |
|
Дер. Клюшниково ЛБ |
|
|
7ч 10мин |
50мин |
40мин |
Порог Давыдовский |
1-2 |
Очень длинная цепочка шиверок 1 и 2 КС. Примерно через 20мин от начала порога на ЛБ видна стена разрушенной ГЭС, но никакого слива нет – в районе стены гладкая вода. |
7ч 50мин |
0мин |
|
Дер.Давыдовщина ПБ |
|
В конце деревне над водой натянут трос на уровне шеи. |
7ч 55мин |
5мин |
|
Дер. Новинка ПБ |
|
|
8ч 5мин |
10мин |
|
Дер. Наволок ПБ |
|
Перед деревней река впадает в Пашу |
В Никульских перекатах произошло 3 навала Тайменей на бревна в прижимах. Экипажи не растерялись, выдержали крен и были сняты с бревен другими участниками без аварий. Одна байдарка зацепилась обвязкой за сучок полузатопленного дерева – это осложнило спасработы. Этот участок достаточно сложен для малоопытных экипажей.
Р. Паша
ЧХВ
|
ВПП
|
ВП
|
Препятствие, ориентир
|
Категория сложности
|
Комментарии
|
8ч 40мин |
35мин |
|
Дер.Заборовье |
|
|
8ч 55мин |
15мин |
|
Порог Заборовский |
1 |
Шивера без камней. Сходу по струе |
9ч 10мин |
15мин |
|
Дер Казалма ПБ |
|
|
9ч 20мин |
10мин |
|
Дер. Малое Усадище ПБ |
|
|
9ч 30мин |
10мин |
|
Дер. Щекотовичи ПБ |
|
|
10ч 40мин |
1ч 10мин |
20мин |
Порог Усть-Капшинский |
1-2 |
Длинная цепочка шивер без камней. Сходу по струе |
11ч 20мин |
20мин |
|
Дер. Усть-Капша ПБ |
|
Мост шоссе Тихвин – Лодейное поле, за ним справа впадает Капша. |
12ч 30мин |
1ч 10мин |
|
Дер. Каливец ЛБ |
|
|
13ч 30мин |
1ч |
|
Дер. Кривой Наволок ПБ |
|
|
15ч 10мин |
1ч 40мин |
|
Новое село ЛБ |
|
Автомобильный мост. |
16ч 55мин |
1ч 45мин |
|
Пос.Городок ПБ |
|
|
17ч 20мин |
25мин |
|
Порог 1 Тумищенский |
1 |
200м шивера без камней. Сходу. |
17ч 30мин |
10мин |
|
Порог 2 Тумищенский |
1 |
200м шивера без камней. Сходу. |
17ч 40мин |
10мин |
|
Порог 3 Тумищенский |
1 |
200м шивера без камней. Сходу. |
17ч 50мин |
10мин |
|
Порог 4 Тумищенский |
2 |
400м шивера без камней с валами до 80см. Сходу. |
17ч 55мин |
5мин |
|
Порог 5 Тумищенский |
2 |
400м шивера без камней с валами до 80см. Сходу. Самый мощный и самый интересный порог на реке. Находится по сути в деревне Тумище. |
17ч 55мин |
0мин |
|
Дер. Тумище ПБ |
|
|
18ч 30мин |
35 мин |
|
Красный порог |
2 |
5400м шивера без камней. Сходу. Слабая 2КС |
18ч 40мин |
10мин |
|
Дер. Красный порог ПБ |
|
|
19ч |
20мин |
|
Пос. Коськово ЛБ |
|
Крупный поселок. Ходит автобус в Тихвин. Мост. |
21ч |
2ч |
|
Дер. Ратилово ЛБ |
|
После этой деревни начинается глухой лес по обоим берегам |
22ч 20мин |
2ч 20мин |
|
Дер. Щепняг ПБ |
|
Перед этой деревней целый ряд деревень ПБ и ЛБ и впадение справа речки Кондеги |
Все пороги проходили без просмотра со взаимной страховкой с воды.
8.Выброска в Москву.
Возможно несколько вариантов выброски с маршрута. Первый и, наверно, наиболее предпочтительный – уехать автобусом из пос. Коськово в Тихвин. Далее электричкой до Волхова и поездом в Москву. Однако, в Волхове останавливаются не все поезда, а которые останавливаются – делают это на разных станциях: Волховстрой 1 или Волховстрой 2, а между ними 4 км. Нам показался предпочтительным, хоть и более дорогим, вариант выброски через Лодейное поле, где останавливаются все поезда: для этого нужно автотранспортом добраться от дер.Бор до ст.Паша, а далее электричкой до Лодейного поля. Если есть лишний день, то можно доплыть до ст.Паша своим ходом.
В дер. Бор мы нашли одну грузовую ГАЗель, но по случаю праздников водитель отказался нас везти, мол, у него другие планы, но мы поняли, что он собрался напиться в хлам. Остальные машины в Бору и соседних деревнях легковые, причем это машины дачников, Мерседесы, Хонды и т.п.
Про автобусы мы получили от местных следующие ответы:
- автобус идет один в 3 дня
- автобусы по воскресеньям не ходят вообще, так что в праздник вы, ребята, не уедете никуда
- автобус идет где-то с 13 до 15
- автобус в 15 каждый божий день идет, но есть еще утренний, вроде в 7.15
Мы попытались уехать утренним автобусом, но то ли его нет вообще, то ли он не ходит по выходным, во всяком случае с 6.30 до 8.30 автобуса не было. Мы уже отчаялись и приготовились ждать 15 часов, но поймали попутный пустой фургончик ГАЗель. Водитель так был удивлен, что подвез 25км до ст.Паша бесплатно и только сфотографировал нас на память (10 ненормальных с кучей рюкзаков в мебельном фургоне). В общем машину поймать достаточно реально. Шоссе асфальтированное до дер. Часовенское. Движение хорошее.
Электричка на Лодейное поле на ст.Паша идет в 10 часов (на www.tutu.ru указано, что в 11, - верить Интернету нельзя).
Все поезда на Москву в Лодейном поле идут вечером. По случаю праздников удалось купить билеты только на 17 поезд Петрозаводск – Москва и притом от самого Петрозаводска с посадкой в Лодейном поле (то есть каждый билет на 200р дороже, чем он стоил бы от Лодейки до Москвы). Поезд уходит из Лодейного поля в 22.10, в Москву прибывает в 9 утра.
9.Снаряжение
Личное специальное снаряжение (на одного человека):
- Спасательный жилет – 1 шт.
- Каска – 1 шт.
- Весло – 1 шт.
- Гермоупаковки – комплект не меньше 70 литров
Групповое специальное снаряжение:
- КНБ Истра– 2 шт.
- КНБ Свирь – 1 шт.
- Каркасная байдарка Таймень - 2 – 2шт.
- Вёсла запасные – 2 шт.
- Спасательный конец – 2 шт.
10.Смета расходов на группу из 10 человек.
Питание на маршруте: ~ 7000 р.
Расходные материалы (пополнение аптечки и ремнабора) ~ 1000р
Транспорт на маршруте: ~ 17 000 р.
Итого: ~ 25 000 р.
11.Выводы и рекомендации.
- Маршрут пройден нашей группой полностью и в установленные сроки.
- Речки Тутока, Явосьма, Паша - достойная альтернатива всем привычной Мсте для майских походов.
- Сложность препятствий существенно зависит от уровня воды. В низкую воду интересны будут только Тумищенские пороги, а в высокую река станет опасной из-за подтопления берегов, заросших кустами.
- Для опытных групп будет интересен Опоко-Никульский каскад. Для новичков рекомендуем начинать маршрут от дер.Григино, чтобы миновать технически сложный и опасный участок после дер.Никульское, полный прижимов и навалов на затопленные кусты и упавшие деревья. В отличие от Мсты, даже без Никульских перекатов реки дают представление новичкам о том, что такое прижимы и расчески.
- К минусам маршрута можно отнести относительную сложность заброски-выброски и, соответственно, дороговизну, а также наличие большого количества КЛЕЩЕЙ в лесу.
12.Материалы, использованные при составлении отчёта.
- Шварц Д.А (Москва) Отчет о водном туристском походе 3 к.с. по Вепсовской возвышенности и Тихвинской гряде (рр. Тутока - Явосьма - Черенка - Воложба - Рагуша) Дата: 28 апреля - 5 мая 2006 г. http://www.skitalets.ru/water/2007/spb_shvarts/index.htm
- Григорий Кронин (Санкт-Петербург) Тутока, Явосьма, Паша. Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг. http://www.skitalets.ru/water/lenoblast/tutoka_kronin2004/index.htm
- Офицеров С.А. (Москва) Отчет о водном туристском походе по рекам Тутока, Явосьма, Паша http://fortis.mami.ru/doc/05.98.doc
- Саша и Таня Симо Тутока, Явосьма, Паша. май 1998г. http://radio.rphf.spbstu.ru/~abris/tutoka/index.htm