Коротенький рассказ о водном походе по рекам Хойто-Ока – Ока Саянская.
Захотелось вдруг рассказать вам о нашем летнем походе. |
Заброска.
Начало заброски не заладилось. Описывать наши ощущения вряд ли имеет смысл, я
приведу только фрагмент из новостей:
Самолет Ту-154 компании Аэрофлот, совершавший рейс по маршруту Москва-Иркутск совершил вынужденную посадку в аэропорту Шереметьево. Лайнер вылетел из Москвы около полуночи, но затем датчики просигнализировали об отказе одного из двигателей, сообщает Lenta.ru. Было принято решение о возвращении самолета, который приземлился в Шереметьево в 5:50 утра. Для расследования инцидента создана специальная комиссия. Пассажирам предоставили другой самолет, на котором они вылетели в Иркутск. На борту самолета находились 127 пассажиров и члены экипажа. Никто из них не пострадал. Неполадки были обнаружены, когда самолет летел над Ленинградской областью. Он вернулся в Москву, выработав топливо.
19/07/07
Таким образом мы через пять часов полёта оказались опять в аэропорту Шереметьево-1. Пять часов ожидания, звонки от водителя, который ждал нас в Иркутске. Опять полёт до Иркутска. Все устали, всем уже по фигу – приземлится этот самолёт или нет. Приземлился. Сообщение Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Иркутск пассажиры встретили бурными аплодисментами.
Итак, в Иркутске мы оказались в полдесятого вечера. Багажное отделение железной дороги уже закрыто. Пришлось ночевать в Иркутске, а с утра ломиться на вокзал забирать лодки.
Дальше 18 часов тряски в буханке. Дорога, конечно, живописная, но под конец мы порядком утомились.
Ночевали уже в устье реки Сайлыг, притока Оки Саянской.
С утра двинулись в путь, нагрузив трёх лошадей. Два бурята Ашнима и Эрдени вели лошадей. Одну из них, имеющую странное имя Хуба-Буба, вели по очереди то Игорь, то Аня. Через десять километров Хуба-Буба отказалась нести каяки, оторвала от них ручки и нагадила на Сашкину лодку. После этого два каяка пёрли на горбу.
Дорога тяжёлая, второй день – особенно, так как все четыре каяка ехали на нас. Под конец второго дня подошли к перевалу Сайлыг-Дабан, заночевали в живописном месте почти в истоке Сайлыга.
На третий день перелезли через перевал (пока затащил на него каяк чуть не сдох) и отправились вниз вдоль р. Ары-Сайлыг, притока Хойто-Оки. Ночевали уже в долине Хойто-Оки.
На четвёртый день подошли к Хойто-Оке, переправились через неё и пошли вниз до тех пор, пока в реке не появилась вода.
Окончание пешки ознаменовалось рыбалкой и жаренным хариусом на закуску.
Сплав.
Начало сплава ознаменовалось камнежопингом. Кроме того река какое-то время шла в облаках, видимость была практически никакая. Течение – сильное. Камней много. И так было, пока река не собрала несколько притоков.
Каньон Буревестник. Начинается порогом Встречный. Прижим к левому берегу. Слив с котлом через всю реку. Катамаран проехал через котёл, из которого его никак не хотело отпускать. Мы, посмотрев на это, съехали по краю. Не очень сложно.
Дальше в каньоне несколько порогов, прижимов и мощных шивер. Смотреть надо только порог Стенка. Прижим к скале, слив с котлом. Не очень сложно.
После каньона куча шивер, местами очень интересных. И так до порога Мраморный.
Порог Мраморный. Скалы из белого мрамора, красота необыкновенная. Сам порог состоит из трёх ступеней. Смотреть надо только первую – шивера уходит на S-образном повороте от правого берега к левому, струя долбит в скалу и падает вниз сливом с котлом. (Вообще для порогов Хойто-Оки оказалось характерным, что в любой слив нужно попадать, уходя предварительно от прижима.) Я из этого порога выехал на опоре (думал не выеду), а Игорь лёг и отстрелился. Я погнался за Игорем, но успел только столкнуть его лодку со струи, после чего уехал во вторую ступень. Выехал оттуда на опоре. (Вторая ступень – это не очень понятный мощный слив через каменную гряду.)
Даша перевернулась в первой ступени, но встала и проехала вторую ступень. Саня проехал без проблем, после чего перевернулся в бочке второй ступени. Встал.
Третья ступень – сильная шивера.
Дальше опять идет цепочка шивер, среди которых встречается порог Камни. В пороге – слив с прижимом к правому берегу.
Последний день сплава по Хойто-Оке оказался наиболее интересным и спортивным. Мощность шивер неуклонно нарастает, река зажата высокими скалами. Кульминацией всего этого стал порог Вираж, который представляет собой несколько сливов через каменные гряды вперемешку с поворотами реки под девяносто градусов. После порога надо приставать для просмотра следующего порога Горка.
Порог Горка не отличается по своему строению оригинальностью. Это сильный прижим под скалу левого берега и мощный слив. Под скалой карман. Обходить слив тяжело. Я проехал, свалившись при уходе от прижима лагом в какую-то бочку, которая оказалась совсем не маленькой. Меня там поимело и отпустило с миром на опоре. Даша проехала по центру, но сумела при этом объехать вообще всё (кроме неё так никто этого сделать и не смог). Саня проехал через самую задницу. Игорь перевернулся, после чего мы втроём отловили его за десять метров до входа в порог Прошальный.
Порог Прощальный - просто пологий слив с валами. Можно ехать боком, задом и т.д.
На стрелке с Окой устроили днёвку, за время которой вода в Оке поднялась на метр, а в Хойто-Оке и того больше.
Занесли лодки вверх и проехали с Саней и Дашей ещё раз Горку. Оказалось намного проще – всё объезжается по гладкой воде.
Стрелка Хойто-Оки и Оки. Ока, не замечая впадения в неё Хойто-Оки, долбит всей своей мощью в левый скальный берег. В прижиме огромных размеров бочка. Из нас от прижима не уехал никто. Но прошли удачно.
Дальнейший сплав по Оке не представляет никакого спортивного интереса. Единственное – нужно очень быстро уходить от любых валов и бочек, так как размеры их намного больше, чем размеры наших судов. За два дня мы прошли 140 километров, вообще не гребя.
Дальше был отъезд в Иркутск, откуда Игорь улетел в Москву, а мы уехали на три дня на Байкал.
Вот и всё.