ШОР2008. Вводная лекция — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
 
Вводная лекция  
 
Вводная лекция  
  
Говорят, что человек что-то УМЕЕТ делать, подразумевают сумму ЗНАНИЙ
+
Говоря, что человек ''умеет'' что-то делать, подразумевают сумму '''знаний''' (как делать) и '''навыков''' (возможности показать на деле свое умение, выполнить задачу).  
(как делать) и НАВЫКОВ (возможности показать на деле свое умение,  
+
То умение, которое обычно называют умением ориентироваться, на самом деле состоит из двух разных умений – из ''умения ориентироваться'' и ''умения передвигаться''.  
выполнить задачу).  
 
То умение, которое обычно называют умением ориентироваться, на самом  
 
деле состоит из двух разных умений – из умения ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ и умения  
 
ПЕРЕДВИГАТЬСЯ.  
 
  
'''Умение ориентироваться состоит из умения выполнять всего две задачи.'''  
+
'''Умение ориентироваться состоит из умения выполнять всего две задачи''':
 
*умение по карте представлять, как выглядит местность.
 
*умение по карте представлять, как выглядит местность.
 
*умение по местности представлять, как выглядит карта этой местности.
 
*умение по местности представлять, как выглядит карта этой местности.
Строка 18: Строка 14:
 
его не должно быть, и нет контакта там, где он должен быть.)
 
его не должно быть, и нет контакта там, где он должен быть.)
  
'''Умение передвигаться по местности также включает в себя всего две  
+
'''Умение передвигаться по местности также включает в себя всего две задачи''':
задачи''':
+
*умение по карте и видимой местности определять сравнительные затраты времени и сил, а также вероятность ошибки при планируемом передвижении по местности различными путями. И, естественно, умение выбирать наиболее надежный, быстрый и экономичный путь.  
*умение по карте и видимой местности определять сравнительные затраты времени и сил, а также вероятность  
 
ошибки при планируемом передвижении по местности различными путями. И, естественно, умение выбирать наиболее надежный, быстрый и экономичный путь.  
 
 
*умение безопасно для здоровья, экономично и быстро передвигаться по выбранному пути.  
 
*умение безопасно для здоровья, экономично и быстро передвигаться по выбранному пути.  
  
Для успешного прохождения дистанции ориентирования на местности или  
+
Для успешного прохождения дистанции ориентирования на местности или дистанции спортивного ориентирования, нужно уметь выполнять все четыре задачи.  
дистанции спортивного ориентирования, нужно уметь выполнять все четыре  
 
задачи.
 
Развитие навыков, необходимых для решения этих четырех задач, лучше
 
развивать поочередно, от первой до четвертой задачи. Для успешного
 
развития последующих навыков необходимо владеть предыдущими. Например,
 
чтобы понять, какими знаками рисовщик карты изобразил данный участок
 
местности (задача 2), надо уметь понимать условности, которые рисовщику
 
пришлось вводить при рисовке карты (задача 1). Также нельзя
 
передвигаться по дистанции быстро (задача 4), если нет умения выбирать
 
лучший путь (задача 3).  
 
  
К сожалению, недостаток тренировочного времени вынуждает совмещать
+
Развитие навыков, необходимых для решения этих четырех задач, лучше развивать поочередно, от первой до четвертой задачи. Для успешного развития последующих навыков необходимо владеть предыдущими. Например, чтобы понять, какими знаками рисовщик карты изобразил данный участок местности (задача 2), надо уметь понимать условности, которые рисовщику пришлось вводить при рисовке карты (задача 1). Также нельзя передвигаться по дистанции быстро (задача 4), если нет умения выбирать лучший путь (задача 3).  
решение данных задач. Рекомендуется во время тренировочной работы
 
использовать уже имеющиеся знания, связанные с другими сторонами
 
жизнедеятельности, но могущие пригодиться при занятиях ориентированием.  
 
  
Для уменьшения объема тренировочной работы, более успешного усвоения  
+
К сожалению, недостаток тренировочного времени вынуждает совмещать решение данных задач. Рекомендуется во время тренировочной работы использовать уже имеющиеся знания, связанные с другими сторонами жизнедеятельности, но могущие пригодиться при занятиях ориентированием.
знаний и лучшего развития навыков, из программы обучения туристов  
+
 
исключены умения, необходимые только в спортивном ориентировании:  
+
Для уменьшения объема тренировочной работы, более успешного усвоения знаний и лучшего развития навыков, из программы обучения туристов '''исключены''' умения, необходимые только в спортивном ориентировании:  
 
*связанные со скоростной работой на дистанции;  
 
*связанные со скоростной работой на дистанции;  
 
*длительной (многочасовой и многодневной) скоростной работой;  
 
*длительной (многочасовой и многодневной) скоростной работой;  
*связанные с тактикой движения по дистанции (регулировка нагрузки,  
+
*связанные с тактикой движения по дистанции (регулировка нагрузки, взаимодействие с соперниками, некоторые особенности выбора пути и т. д.);  
взаимодействие с соперниками, некоторые особенности выбора пути и т.  
+
*связанные с особенностями работы на эстафете, в видимости контрольного пункта, у смотрового КП, у старта и финиша.  
д.);  
 
*связанные с особенностями работы на эстафете, в видимости контрольного  
 
пункта, у смотрового КП, у старта и финиша.  
 
  
Взамен дополнительно включены умения, не требующиеся при занятиях  
+
Взамен дополнительно '''включены''' умения, не требующиеся при занятиях  
 
«ориентированием бегом» (не смейтесь - это официальное название летнего  
 
«ориентированием бегом» (не смейтесь - это официальное название летнего  
 
ориентирования, придуманное чиновниками):  
 
ориентирования, придуманное чиновниками):  
 
*умения, связанные с несоответствием карты и местности;  
 
*умения, связанные с несоответствием карты и местности;  
*умения, связанные с необычной рисовкой карт (кроки, абрисы,  
+
*умения, связанные с необычной рисовкой карт (кроки, абрисы, «хребтовки» и т. п.);  
«хребтовки» и т. п.);  
+
*умения, связанные с совместной работой на дистанции (движение по азимуту парой, выбор пути для колонны идущим впереди (направляющим) и т.п.).  
*умения, связанные с совместной работой на дистанции (движение по  
 
азимуту парой, выбор пути для колонны идущим впереди (направляющим) и  
 
т.п.).  
 
  
Некоторые навыки ориентировщика могут оказаться очень полезными и в  
+
Некоторые навыки ориентировщика могут оказаться очень полезными и в повседневной жизни. Например, умение удерживать внимание в сложных условиях длительное время. Незаменимо при управлении автомашиной, ведении деловых переговоров, во многих других случаях.
повседневной жизни. Например, умение удерживать внимание в сложных  
 
условиях длительное время. Незаменимо при управлении автомашиной,  
 
ведении деловых переговоров, во многих других случаях.
 

Текущая версия на 09:16, 10 сентября 2008

Лекции

Вводная лекция

Говоря, что человек умеет что-то делать, подразумевают сумму знаний (как делать) и навыков (возможности показать на деле свое умение, выполнить задачу). То умение, которое обычно называют умением ориентироваться, на самом деле состоит из двух разных умений – из умения ориентироваться и умения передвигаться.

Умение ориентироваться состоит из умения выполнять всего две задачи:

  • умение по карте представлять, как выглядит местность.
  • умение по местности представлять, как выглядит карта этой местности.

(Чтобы легче было воспринять это утверждение, напомню, что в электротехнике есть всего два вида неисправностей: есть контакт там, где его не должно быть, и нет контакта там, где он должен быть.)

Умение передвигаться по местности также включает в себя всего две задачи:

  • умение по карте и видимой местности определять сравнительные затраты времени и сил, а также вероятность ошибки при планируемом передвижении по местности различными путями. И, естественно, умение выбирать наиболее надежный, быстрый и экономичный путь.
  • умение безопасно для здоровья, экономично и быстро передвигаться по выбранному пути.

Для успешного прохождения дистанции ориентирования на местности или дистанции спортивного ориентирования, нужно уметь выполнять все четыре задачи.

Развитие навыков, необходимых для решения этих четырех задач, лучше развивать поочередно, от первой до четвертой задачи. Для успешного развития последующих навыков необходимо владеть предыдущими. Например, чтобы понять, какими знаками рисовщик карты изобразил данный участок местности (задача 2), надо уметь понимать условности, которые рисовщику пришлось вводить при рисовке карты (задача 1). Также нельзя передвигаться по дистанции быстро (задача 4), если нет умения выбирать лучший путь (задача 3).

К сожалению, недостаток тренировочного времени вынуждает совмещать решение данных задач. Рекомендуется во время тренировочной работы использовать уже имеющиеся знания, связанные с другими сторонами жизнедеятельности, но могущие пригодиться при занятиях ориентированием.

Для уменьшения объема тренировочной работы, более успешного усвоения знаний и лучшего развития навыков, из программы обучения туристов исключены умения, необходимые только в спортивном ориентировании:

  • связанные со скоростной работой на дистанции;
  • длительной (многочасовой и многодневной) скоростной работой;
  • связанные с тактикой движения по дистанции (регулировка нагрузки, взаимодействие с соперниками, некоторые особенности выбора пути и т. д.);
  • связанные с особенностями работы на эстафете, в видимости контрольного пункта, у смотрового КП, у старта и финиша.

Взамен дополнительно включены умения, не требующиеся при занятиях «ориентированием бегом» (не смейтесь - это официальное название летнего ориентирования, придуманное чиновниками):

  • умения, связанные с несоответствием карты и местности;
  • умения, связанные с необычной рисовкой карт (кроки, абрисы, «хребтовки» и т. п.);
  • умения, связанные с совместной работой на дистанции (движение по азимуту парой, выбор пути для колонны идущим впереди (направляющим) и т.п.).

Некоторые навыки ориентировщика могут оказаться очень полезными и в повседневной жизни. Например, умение удерживать внимание в сложных условиях длительное время. Незаменимо при управлении автомашиной, ведении деловых переговоров, во многих других случаях.