ШОР2008. Вводная лекция

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Лекции

Вводная лекция

Говоря, что человек умеет что-то делать, подразумевают сумму знаний (как делать) и навыков (возможности показать на деле свое умение, выполнить задачу). То умение, которое обычно называют умением ориентироваться, на самом деле состоит из двух разных умений – из умения ориентироваться и умения передвигаться.

Умение ориентироваться состоит из умения выполнять всего две задачи:

  • умение по карте представлять, как выглядит местность.
  • умение по местности представлять, как выглядит карта этой местности.

(Чтобы легче было воспринять это утверждение, напомню, что в электротехнике есть всего два вида неисправностей: есть контакт там, где его не должно быть, и нет контакта там, где он должен быть.)

Умение передвигаться по местности также включает в себя всего две задачи:

  • умение по карте и видимой местности определять сравнительные затраты времени и сил, а также вероятность ошибки при планируемом передвижении по местности различными путями. И, естественно, умение выбирать наиболее надежный, быстрый и экономичный путь.
  • умение безопасно для здоровья, экономично и быстро передвигаться по выбранному пути.

Для успешного прохождения дистанции ориентирования на местности или дистанции спортивного ориентирования, нужно уметь выполнять все четыре задачи.

Развитие навыков, необходимых для решения этих четырех задач, лучше развивать поочередно, от первой до четвертой задачи. Для успешного развития последующих навыков необходимо владеть предыдущими. Например, чтобы понять, какими знаками рисовщик карты изобразил данный участок местности (задача 2), надо уметь понимать условности, которые рисовщику пришлось вводить при рисовке карты (задача 1). Также нельзя передвигаться по дистанции быстро (задача 4), если нет умения выбирать лучший путь (задача 3).

К сожалению, недостаток тренировочного времени вынуждает совмещать решение данных задач. Рекомендуется во время тренировочной работы использовать уже имеющиеся знания, связанные с другими сторонами жизнедеятельности, но могущие пригодиться при занятиях ориентированием.

Для уменьшения объема тренировочной работы, более успешного усвоения знаний и лучшего развития навыков, из программы обучения туристов исключены умения, необходимые только в спортивном ориентировании:

  • связанные со скоростной работой на дистанции;
  • длительной (многочасовой и многодневной) скоростной работой;
  • связанные с тактикой движения по дистанции (регулировка нагрузки, взаимодействие с соперниками, некоторые особенности выбора пути и т. д.);
  • связанные с особенностями работы на эстафете, в видимости контрольного пункта, у смотрового КП, у старта и финиша.

Взамен дополнительно включены умения, не требующиеся при занятиях «ориентированием бегом» (не смейтесь - это официальное название летнего ориентирования, придуманное чиновниками):

  • умения, связанные с несоответствием карты и местности;
  • умения, связанные с необычной рисовкой карт (кроки, абрисы, «хребтовки» и т. п.);
  • умения, связанные с совместной работой на дистанции (движение по азимуту парой, выбор пути для колонны идущим впереди (направляющим) и т.п.).

Некоторые навыки ориентировщика могут оказаться очень полезными и в повседневной жизни. Например, умение удерживать внимание в сложных условиях длительное время. Незаменимо при управлении автомашиной, ведении деловых переговоров, во многих других случаях.