ШОР2008. Первая тренировка. Методическое указание

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Цель занятия

Тренировка является вводной и посвящена вопросу знакомства с картой, чтением карты и системой условных обозначений.

Требования к участникам

Тренировка нацелена на абсолютных новичков, кторые впервые держат в руках карту и никогда не были в нормальном лесу. Следует заранее уделить внимание удобству одежды (чтобы можно было ходить по траве, кустам, крутым склонам).

Народ должен быть одет по погоде, так как бегать не придется - в основном нужно будет стоять и слушать.

Компас, ручки, тетради и т. п. не нужны.

Место проведения

Лесопарк с интересным рельефом, различной дикой растительностью и достаточным количеством спецобъектов, которые можно будет показать на карте и на местности.

Порядок проведения тренировки

  • После вводных слов о том, что карт бывает великое множество, каждому участнику выдается спорткарта и список условных знаков.
  • Люди поровну распределяются между инструкторами и группы расходятся в разные стороны, каждая своим маршрутом, котрый выбирает инструктор. Маршрут целесообразно проложить так, чтобы он прошел через наиболее характерные, заметные и интересные ориентиры различных классов.
  • Начать следует с примерной ориентировки карты по окружающим предметам, для облегчения сличения карты и местности. Надо найти точку стояния, осмотреться и указать на изображения заметных ориентиров по сторонам, чтобы люди понемногу привыкали к карте.
  • Рассказать о масштабе карты, дать участникам возможность сообразить, что означает масштаб. Пусть попытаются пересчитать сантиметры в метры и скажут, сколько метров в одном см., мм. карты. Так как все на карте не нарисуешь, приходится упрощать. Упомянуть понятие генерализации карты. Привести примеры карт разного масштаба с различной степенью генерализации (на карте России всех микроямок не покажешь).
  • Начать разглядывать карту более подробно. Рассказать о 5 основных цветах карты, не вдаваясь пока в подробности.
  • Рассказать, как на карте отображается рельеф. Горизонтали, дополнительные горизонтали. Пример с изображением бугра и впадины. Как отличить одно от другого. Бергштрихи. Затем ввести понятие масштабных и внемасштабных условных знаков. Горизонталями могут быть нарисованы не все особенности рельефа. Добавляем внемасштабные значки: ямки, бугорки, промоины, обрывы. Пройти по глубокому оврагу, внимательно осматривая и отыскивая на карте его истоки, лощины, характерные отроги, разделяющие русла. Рассказать, как по плотности горизонталей оценивать крутизну.
  • Приступаем к растительности. Белый цвет, затем степени зеленого. Найти и показать самую зеленую область на карте - непроходимый бурелом. По ходу движения отслеживать изменения проходимости и границы растительности, отмеченные на карте. Внемасштабные знаки растительности - корчи и отдельные деревья.
  • Открытость. Встать на какой-нибудь полянке и посмотреть вверх на небо. Поискать другие примеры открытостей, в комбинации с другими характеристиками.
  • Вода. приблизиться к водоему, пройти вдоль ручья, поговорить о разных болотах. Карта создается на самый сухой период года, поэтому нужно всегда вносить поправку в зависимости от погоды накануне. Внемасштабные знаки - родники, ямки с водой. На примере родника показать, что условный знак может обозначать что угодно - может оборудованный мощный родник, а може - еле сочащуюся лужу. Это и других внемасштабных знаков касается.
  • Тропинки. Уже походили по разным, можно получить представление, найти на карте. Черный цвет - рукотворные объекты или четкие границы контуров. Найти несколько объектов, о истинной природе которых по карте догадаться трудно. Попросить участников сделать догадки, а на месте их проверить.

Можно нарочно пройти мимо нужного объекта, дав участникам возможность спохватиться и поправить инструктора. Кто первый заметил - молодец.

  • Служебный цвет. Показать непреодолимые ограды, опасный "бомжатник", запрещенную к бегу клумбу.
  • Все время на протяжении прогулки просить участников по очереди находить свое положение на карте. Обращать внимание на интересные ориентиры, разъяснять, как они выглядят на карте.
  • Ответить на вопросы, самому задать по карте несколько вопрсов на понимание знаков. (Разные формы рельефа, разные комбинации нескольких характеристик.)

Результаты

В конце занятия участники должны уверенно ориентировать карту по окружающим объектам, отличать лощину от бугра, видеть, где лес гуще, а где поляны, узнать что такое корч, столбик и микроямка.

После проведения тренировки полезно попросить выполнить всех домашнее задание.